Диагностика уровня освоения учебного материала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика уровня освоения учебного материала



Проект АООП к ФГОС

основного общего образования для слабовидящих обучающихся

пятый год обучения по варианту 4.1 шестой год обучения по варианту 4.2
(первый год обучения в основной школе)

I. Психолого-педагогическая характеристика

1 вариант обучения (ФГОС ООО без пролонгации):

Ориентирован на обучающегося успешно освоившего образовательную программу НОО по варианту 4.1 или 4.2, освоившего программу коррекционной работы по направлениям: РЗВ, СБО и ориентировка в пространстве в полном объеме, что подтверждает развернутая психолого-педагогическая характеристика тифлопедагога образовательной организации, включающая описание личностных результатов; сформированные навыки, которые обучающийся демонстрирует при прохождении комиссии ПМПК, а также заключение психолога образовательной организации, заключение врача-офтальмолога, отражающее допустимую зрительную нагрузку в учебном процессе. Критерием к выбору данного варианта обучения, также является отсутствие медицинских противопоказаний в отношении психофизического здоровья обучающегося (необходимость проходить периодический курс лечения в стационаре, реабилитационный период после хирургического вмешательства, устойчивая соматическая ослабленность организма, наличие неврологической симптоматики, неблагоприятный прогноз по зрению и т.п.).

Увеличение времени освоения ОП на один учебный год позволяет снизить нагрузку на зрительный анализатор слабовидящего обучающегося, т.к. зрительное восприятие остается ведущим каналом у данной категории лиц с нарушением зрения, в связи с чем, эффективно распределяется объем учебной нагрузки, с учетом специфики её усвоения слабовидящими. Т.о., вариант обучения без пролонгации необходимо согласовать с родителями (законными представителями) обучающегося.

2 вариант обучения (ФГОС ООО с пролонгацией):

Ориентирован на обучающегося, освоившего образовательную программу НОО по варианту 4.1 или 4.2, освоившего минимальный объем программы коррекционной работы и нуждающегося (испытывающего потребность в увеличении объема коррекционной помощи тифлопедагога по одному или нескольким направлениям) в продолжении освоения, в том числе и, на условиях индивидуального изучения: РЗВ, СБО и ориентировки в пространстве, индивидуальных коррекционных занятиях с другими специалистами (логопед, психолог, инструктор АФК и т.п.). Определение потребности обучающегося в коррекционной помощи проводится на основании имеющейся развернутой психолого-педагогической характеристики тифлопедагога образовательной организации, включающей описание личностных результатов, результатов выполнения коррекционной работы; сформированных навыков, которые обучающийся демонстрирует при прохождении комиссии ПМПК, а также заключения психолога образовательной организации; заключения и рекомендаций врача-офтальмолога, отражающих допустимую зрительную нагрузку в учебном процессе. Критерием к выбору данного варианта обучения, также является наличие медицинского заключения в отношении психофизического здоровья обучающегося (необходимость проходить периодический курс лечения в стационаре, реабилитационный период после хирургического вмешательства, устойчивая соматическая ослабленность организма, наличие неврологической симптоматики, изменения в работе зрительной системы (после или в результате офтальмологической коррекции, наличия прогрессирующего характера, предстоящее хирургическое вмешательство, неблагоприятный прогноз по зрению и т.п.), необходимость постоянного наблюдения врачом-офтальмологом и прохождения регулярного плеоптико-ортоптического лечения в условиях образовательной организации.

Во всех вариантах отсутствует содержательное различие программ, пролонгированный срок обучения позволяет дозированно распределить зрительную нагрузку, активно участвующую в учебном процессе, появляется вариативность при разработке индивидуального плана обучения (возможность восполнения пробелов по направлениям коррекционной работы), в том числе, учитывается нагрузка, связанная с возросшим объемом по освоению программ основной ступени образования. Тем не менее, пролонгация последнего года обучения в основной школе, ориентирована на повторное закрепление всего пройденного материала с целью подготовки обучающихся к успешному прохождению процедуры ГИА.

II. Результаты освоения слабовидящими обучающимися ОП первого года обучения на ступени основного общего образования:

1. Личностные результаты должны отражать: умение сопоставлять зрительные впечатления с учетом полученных знаний об особенностях своего зрительного восприятия, на основании сформированных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности; сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, способность осознавать себя частью социума.

2. Метапредметные результаты включают освоение слабовидящими обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться; Умение использовать сохранные анализаторы в различных видах деятельности (учебно-познавательной, ориентировочной, трудовой); применять зрительно-осязательный способ обследования и восприятия; знать основы рельефно-точечной системы обозначений Л. Брайля; иметь представления о современных тифлотехнических средствах, применяемых в учебном процессе, умение использовать современные средства коммуникации. Владение слабовидящими обучающимися начальными навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки; умение планировать предметно-практические действия с учетом имеющегося зрительного диагноза в соответствии с поставленной задачей; умение проявлять в коммуникативной деятельности, адекватные ситуации, невербальные формы общения.

3. Предметные результаты.

Вначале первого года обучения в основной школе необходимо акцентировать внимание на сформированных у обучающихся знаниях и навыках учебной деятельности, соответствующих результатам освоения АООП НОО, полученные знания и умения должны обеспечивать успешное продолжение обучения на ступени основного общего образования.

Специфика обучения слабовидящих, в виду того, что основным каналом восприятия информации в учебной деятельности остается зрение, опирается на создание офтальмо-гигиенических условий (контроль зрительной нагрузки обучающихся, специальная наглядность, учет этапа проводимого лечения и его результатов, обеспечение индивидуальных условий в соответствии со зрительным диагнозом обучающегося и т.п.), применение широкого спектра ассистивных технологий (от персональных ручных увеличителей до специального программного обеспечения), электронных и аудиокниг.

Предметные результаты АООП ООО полностью совпадают с требованиями к предметным результатам ФГОС ООП ООО, однако, в связи с имеющимися особенностями восприятия и переработки визуальной информации, а также спецификой обучения слабовидящих обучающихся, отдельные дисциплины содержат дополнительные требования к предметным результатам освоения АОП ООО.

3.1. Филология

3.1.1. Русский язык. Родной язык:

- сформированность навыка письма плоским шрифтом;

Примеры заданий по русскому языку:

  1. Проспрягайте глаголы (плавать, молчать, гулять)
  2. Выполните синтаксический разбор предложения (На дереве созрело сочное яблоко.)
  3. Выполните морфологический разбор слова (широкие улицы)

 

3.1.2. Литература. Родная литература:

- сформированность навыка чтения плоского шрифта;

- умение работать с электронной и аудио книгой.

3.1.3. Иностранный язык. Второй иностранный язык:

- сформированность навыков письма и чтения плоского шрифта изучаемого иностранного языка;

- умение работать с аудио материалами на иностранном языке.

3.2. Общественно-научные предметы

3.2.1. История России. Всеобщая история

3.2.2. География

- владение тактильно-зрительным способом чтения цветных рельефных географических карт.

3.2.3 Обществознание

3.3. Математика и информатика

3.3.1. Математика:

- владение тактильно-зрительным способом обследования и восприятия рельефных изображений предметов, контурных изображений геометрических фигур и т.п.;

- умение выполнять простые геометрические построения с помощью соответствующих приспособлений.

Пример заданий по математике:

Задание 1. В автобусе 51 место для пассажиров. Две трети этих мест уже заняты. Сколько ещё пассажиров может сесть в автобус на оставшиеся места?

Задание 2. От дыни массой 2 кг 400 г Ване отрезали 1/5 дыни, а Маше 1/6 дыни. Сколько граммов дыни осталось?

Задание 3. Разделить отрезок на две равные части с помощью циркуля и линейки.

 

3.3.2. Информатика:

Программа по предмету «Информатика и ИКТ» должна учитывать особенности освоения слабовидящими обучающимися практической части курса:

- владение начальным функционалом программы увеличения изображения на экране ПК;

- владение «слепым» десятипальцевым способом ввода информации на стандартной компьютерной клавиатуре;

- умение работать с информацией, озвученной синтезатором речи;

- умение использовать персональные тифлотехнические средства компенсации слабовидения.

3.4. Естественно-научные предметы (Биология):

- умение планировать предметно-практические действия при проведении лабораторных работ с учетом специфики зрительного восприятия.

3.5. Искусство

3.5.1. Изобразительное искусство:

- владение тактильно-зрительным способом обследования и восприятия: рельефных изображений предметов, контурных изображений и т.п.;

- умение пользоваться рисунком при изучении различных учебных предметов;

- владение навыками графического изображения предметов с натуры, по памяти, по представлению.

3.5.2. Музыка

3.6. Технология

Предметные результаты изучения предметной области «Технология» должны отражать:

- знания слабовидящих обучающихся о различных материалах труда и их применении, о трудовых операциях;

- знание и соблюдение правил безопасности;

- организация рабочего места в соответствии с требованиями безопасности;

- приемы осязательного, слухового и визуального самоконтроля в процессе формирования трудовых действий;

- представления о современных бытовых приборах и их применении в повседневной жизни;

- условия применимости технологии с позиций экологической защищенности.

В результате освоения предметной программы слабовидящий обучающийся научится:

- выполнять операции по обработке текстильных материалов;

- выполнять простые операции по обработке древесины с использованием ручных инструментов и приспособлений;

- изготавливать изделия из древесины;

- готовить кулинарные блюда в технологической последовательности;

- характеризовать основные направления растениеводства;

- использовать способы переработки и хранения растениеводческой продукции;

- презентовать собственное изделие (продукт);

- характеризовать мир профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованность на рынке труда.

Программа по предмету «Технология» реализуется 2 раза в неделю, 68 часов в год:

Содержание предмета:

Тема 1. Производство и технологии:

Что такое технология;

История развития техники и технологии;

Современные технологические достижения;

Экскурсии.

Тема 2. Виды материалов и их использование:

Природные материалы;

Искусственные материалы;

Промышленное производство материалов;

Промышленная обработка материалов;

Экскурсии.

Тема 3. Ручная обработка текстильных материалов:

Безопасность труда;

Организация рабочего места;

Виды и свойства текстильных материалов, технологии их механической обработки;

Виды швов, обработка краев изделия;

Вязание крючком.

Тема 4. Ручная обработка древесины:

Безопасность труда;

Организация рабочего места;

Форма материала (брусок, доска, рейка и т.д.);

Закрепление детали;

Ручные инструменты (пила, рубанок, рашпиль и т.д.);

Устройства и приспособления (тиски, стусло и др.);

Практическая обработка древесины.

Тема 5. Ручная обработка пищевых продуктов:

Безопасность труда, организация рабочего места, гигиена при работе с пищевыми продуктами;

Основы рационального питания;

Приготовление (выбор и подготовка продуктов, последовательность приготовления блюд):

Бутерброды и горячие напитки;

Блюда из яиц;

Блюда из молока;

Технологии обработки овощей и фруктов;

Технология сервировки стола. Правила этикета.

Тема 6. Технология ведения домашнего хозяйства (уборка квартиры):

Виды уборки и приспособления. Правила безопасности труда. Приспособления для уборки, их хранение и обработка. Моющие и чистящие средства. Практическая работа: алгоритм и приемы уборки помещения (подметание влажным веником или щеткой, уборка пылесосом, вытирание влажной тряпкой пыли с мебели, подоконников, батарей, плинтусов).

Тема 7. Растениеводство:

Характеристика и классификация культурных растений;

Общая технология выращивания культурных растений;

Уход за комнатными растениями.

Тема 8. Повторение пройденного материала, закрепление сформированных предметно-практических действий:

Безопасность и организация труда;

Теоретические основы технологии;

Практические работы.

3.7. Физическая культура:

- сформированность у слабовидящих обучающихся жизненно необходимых естественных двигательных навыков и умений;

- достижение возможного в данном возрасте уровня развития координации, точности и быстроты движений, функции равновесия, мышечной силы, скоростно-силовых качеств, подвижности в суставах, выносливости;

- при отсутствии индивидуальных противопоказаний физическая подготовка слабовидящих обучающихся включает: элементы гимнастики и легкой атлетики, подвижные игры, ходьбу на лыжах;

- повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям и расширение его функциональных возможностей (улучшения регуляторных функций центральной нервной системы, укрепление опорно-двигательного аппарата, увеличение дееспособности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем);

- воспитание морально-волевых качеств (настойчивости, смелости), имеющих важное, значение в бытовой и трудовой деятельности;

- воспитание устойчивого интереса и привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями.

III. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация.

Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации слабовидящих обучающихся образовательная организация самостоятельно разрабатывает и создает фонды оценочных средств (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие задания, и др.). Оценочные средства должны быть адаптированы для слабовидящих обучающихся и позволять оценить достижение ими запланированных в образовательной программе результатов обучения, заявленных в АООП.

Форма проведения текущего контроля и промежуточной аттестации для слабовидящих обучающихся устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно укрупненным шрифтом или на компьютере с установленным специальным программным обеспечением и т.п.). Во время проведения текущего контроля или промежуточной аттестации слабовидящему обучающемуся предоставляется дополнительное время на подготовку и оформление ответа, т.к. это связано с низкими темпами работы зрительной системы, в сравнении с нормально видящими сверстниками.

Адаптированная основная образовательная программа реализуется образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса.

В части, формируемой участниками образовательного процесса на первом году обучения на ступени основного общего образования, вводится специальный предмет «Тифлотехника».

IV. Примерная программа по курсу «Тифлотехника» для слабовидящих обучающихся

 

Первый год обучения в основной школе (класс 5 по варианту 4.1 и класс 6 по варианту 4.2). 1 час в неделю, 34 часа в год.

Пояснительная записка

Специальный предмет «Тифлотехника» обеспечивает изучение основного предмета «Информатика», позволяя слабовидящему обучающемуся овладеть необходимыми приёмами обработки информации с помощью персонального компьютера, оснащённого базовым и специализированным аппаратным и программным обеспечением. Изучение предмета «Тифлотехника» формирует у обучающегося универсальные учебные действия, которые позволяют ему эффективно выполнять практические работы по предмету «Информатика», такие как: работа в графической среде операционной системы Windows, редактирование и форматирование текста, выполнение операций над файлами и папками, создание и редактирование динамических таблиц, поиск информации в сети Интернет, программирование и др.).

Также, программа данного предмета содержит теоретические знания и практические занятия по эксплуатации тифлотехнических устройств доступа к информации, используемых при изучении других предметов (тифлофлешплеер, видеоувеличитель и др.).

Учитывая состояние здоровья и уровень успеваемости обучающегося, количество часов для отдельных лиц может быть дополнено индивидуальными консультативными занятиями, отражёнными в индивидуальном учебном плане.

Для обучающихся с выраженным снижением зрительных функций, или при наличии рекомендаций офтальмолога, существенно ограничивающих зрительную нагрузку, занятия проводятся по программе с ограничением времени работы за ПК. Прогрессирующая форма заболевания или неблагоприятный прогноз по зрению, отраженный в медицинском заключении, или наличие рекомендаций врача-офтальмолога, запрещающих слабовидящему обучающемуся использование зрения при работе на персональном компьютере, обучение специальному предмету «Тифлотехника» ведется по программе для слепых обучающихся без визуального контроля (с отключением монитора во время работы).

Ввиду специфики обучения использованию тифлотехнических устройств и персонального компьютера с программой увеличения текста для лиц с нарушением зрения, рекомендуется ограничить численный состав обучающихся, приходящихся на одного преподавателя. Если в группе более семи человек, целесообразно разделить её так, чтобы на преподавателя приходилось не более семи обучающихся. При делении на мелкие группы следует учитывать индивидуальные особенности обучающегося, обеспечивая возможно большую однородность группы.

Многие темы предмета «Тифлотехника» будут изучаться концентрически, т.е. несколько раз на протяжении основной школы на все более глубоком уровне в следующем классе. Приемы использования тифлотехнических устройств и персонального компьютера изучаются в каждом классе с возрастанием глубины освоения. Кроме того, задачи по каждой из тем могут быть включены в уроки на следующем уровне изучения темы в качестве разминки.

 

Цели:

· овладение приемами работы на персональном компьютере с использованием программы увеличения изображения, обеспечивающее возможность использования компьютера в учебном процессе как средства обучения;

· первичное знакомство и расширение знаний в сфере взаимодействия с тифлотехническими устройствами;

· развитие навыков ориентирования в виртуальном пространстве графического интерфейса.

 

Задачи:

· Формирование и развитие навыков работы в графической среде операционной системы Windows с использованием программы экранного увеличения;

· Освоение приёмов обработки текстовой информации с помощью тифлотехнических устройств;

· Развитие способности восприятия синтезированной речи;

· Развитие умения аргументировать свою точку зрения.

 

Содержание учебного предмета

Тема 1. Тифлофлэшплеер:

· Элементы управления;

· Основные настройки (скорость воспроизведения, громкость и др.);

· Запись книги на карту памяти;

· Навигация по папкам и файлам;

· Воспроизведение и перемещение по записи.

 

Тема 2. Ручной электронный видеоувеличитель:

· Элементы управления устройством;

· Настройка параметров работы;

· Дополнительные функции (стоп кадр и др.).

 

Тема 3. Программа увеличения изображения на экране компьютера:

· Функциональные возможности программы;

· Режимы увеличения;

· Управление кратностью увеличения;

· Цветовые схемы;

· Использование функции чтения текста.

 

Тема 4. Графический интерфейс операционной системы Windows:

· Основные элементы графического интерфейса;

· Базовые Клавиатурные команды для взаимодействия с операционной системой Windows;

· Основные приёмы использования манипулятора «мышь» при работе в графической среде операционной системы Windows.

 

Тема 5. Файлы и папки в операционной системе Windows:

· Программа «Проводник»;

· Иерархическая структура «дерево» (навигация по папкам);

· Поиск файлов и папок в программе «Проводник»;

· Создание папок с помощью клавиатурных команд стандартной клавиатуры;

· Выделение объектов и групп объектов в программе «Проводник»;

· Копирование, перемещение и удаление файлов и папок с помощью клавиатурных команд стандартной клавиатуры.

 

Тема 6. Форматирование абзацев и символов в текстовом редакторе Word:

· Выравнивание абзацев;

· Отступы и выступы;

· Междустрочный интервал;

· Выбор шрифта (гарнитуры);

· Начертание символов;

· Размер символов (кегль);

· Получение информации о форматировании.

 

Тема 7. Итоговое повторение.

· Закрепление навыков работы с помощью программы увеличения экрана и клавиатурных команд стандартной клавиатуры;

· Настройка параметров работы программы увеличения изображения на экране компьютера;

· Выполнение практических заданий.

 

Тематическое планирование по предмету «Тифлотехника» 5 класс по варианту 4.1 и 6 класс по варианту 4.2 (первый год обучения в основной школе)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.100.180 (0.084 с.)