Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Норма права. Понятие и структура нормы права

Поиск

Норма права – это установленное государством общеобязательное, формально определенное правило поведения, предоставляющее субъектам регулируемого правоотношения права и возлагающее на них юридические обязанности.

Нормы права различаются по своему содержанию. Они могут разрешать, запрещать, предписывать, указывать на тот или иной вид поведения субъектами правоотношений.

Признаки нормы права:

1) общеобязательный характер – правило поведения, содержащееся в норме, распространяется на большое количество жизненных ситуаций и неопределенный круг лиц;

2) формальная определенность – норма права выражается в письменной форме в официальных документах;

3) устанавливается государственными органами либо общественными организациями и обеспечивается мерами государственного воздействия – принуждением, наказанием, стимулированием;

4) представительно-обязывающее содержание – представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей;

5) микросистемность – правовая норма выступает в виде специфической микросистемы, которая состоит из взаимосвязанных и упорядоченных элементов.

 Норма права отличается единством, целостностью, неделимостью. Содержание нормы права едино, элементы ее структуры не изолированы, а составляют целое.

Структура нормы права – это внутренне строение нормы, которое раскрывает ее внутреннее содержание.

Любая норма права состоит из трех частей (элементов) – гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза указывает на определенную жизненную ситуацию, при которой норма права вступает в действие.

Гипотеза содержит условия, при возникновении которых данная норма подлежит применению, а также перечень лиц, в отношении которых она применяется.

Классификация гипотез:

а) по строению они подразделяются на простые и сложные. В простой гипотезе указано одно обстоятельство, при наличии или отсутствии которого действует юридическая норма. При наличии в ней одновременно двух и более обстоятельств, в совокупности обусловливающих действие нормы, она называется сложной.

б) альтернативная гипотеза – это гипотеза, в которой указано несколько вариантов обстоятельств (альтернативных), при которых возможно действие нормы;

в) по форме выражения гипотезы их подразделяют на абстрактные и казуистические.

Гипотеза – необходимый элемент структуры юридической нормы. Она конкретизирует обстоятельства, при которых вступает в действие диспозиция нормы права.

Диспозиция – это второй структурный элемент нормы права. Она содержит правило поведения при наступлении условий, предусмотренных гипотезой. Здесь указаны конкретные права и обязанности участников правоотношений.

Виды диспозиций

Диспозиции могут быть простыми и сложными, отсылочными, бланкетными. По форме выражения они могут быть управомочивающими, обязывающими, запрещающими.

Санкция - третий, завершающий элемент нормы права. В ней содержится указание на последствия, которые наступают применительно к субъектам права при реализации диспозиции. Они бывают простыми и сложными, кумулятивными и альтернативными.

Виды санкций:

а) штрафные или карательные меры ответственности (лишение свободы, штраф, выговор, взыскание материального ущерба и др.);

б) меры предупредительного воздействия (привод, арест имущества, задержание в качестве в качестве подозреваемого в совершении преступления и др.);

в) меры защиты (восстановление на прежней работе лиц, ранее незаконно уволенных, и др.).

Под классификацией понимается распределение изучаемых объектов на группы по определенному общему признаку.

Классификация норм права

Нормы права классифицируются:

1) по функциям в механизме правового регулирования:

а) исходные – нормы-принципы, нормы-дефиниции, устанавливающие общие начала правового регулирования общественных отношений, определения конкретных юридических понятий;

б) нормы – правила поведения, регулирующие специфические правоотношения путем установления типичных прав и обязанностей;

2) по предмету правового регулирования (отраслевой принадлежности):

а) нормы гражданского права;

б) нормы уголовного права;

в) нормы административного права и т.д.;

3)по методу правового регулирования:

а) императивные, содержащие властные предписания, не допускающие иного варианта поведения;

б) диспозитивные, содержащие свободу усмотрения взаимных прав и обязанностей (присущи гражданскому праву);

в) рекомендательные, предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения, от которого субъект вправе отказаться;

г) поощрительные, стимулирующие социально полезное поведение и устанавливающие меры поощрения за определенные действия;

4) по функциональной направленности:

а) регулятивные, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений;

б) охранительные, направленные на защиту нарушенных субъективных прав и предупреждающие действия, которые могли бы нанести вред общественным интересам;

5) по форме выражения предписания:

а) запрещающие, содержащие запрет на совершение определенных действий;

б) обязывающие, предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия;

в) управомочивающие, предоставляющие возможность совершать определенные действия;

6) по сфере действия:

а) общефедеральные, действующие на территории всей страны;

б) республиканские, действующие на территории субъекта Федерации;

в) местные, действующие на территории определенного муниципального образования;

г) локальные, действующие на территории конкретного предприятия, учреждения, организации;

7) по юридической силе – нормы законов и нормы подзаконных актов;

8) по характеру – материальные (устанавливающие, что регулирует норма права) и процессуальные (каким образом регулирует);

9) по времени действия – постоянные (содержащиеся в законах) и временные (содержащиеся, например, в указе президента о введении чрезвычайного положения на определенной территории);

10) по субъекту правотворчества:

а) принятые государственными (законодательными, исполнительными) органами;

б) принятые негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами местного самоуправления).

Соотношение права и морали.

Под нормами морали понимаются правила поведения общего характера, регулирующие отношения между людьми посредством исторически сложившихся представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости.

Единство права и морали состоит в следующем:

1) представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования, у них единая нормативная основа;

2) преследуют одни и те же цели и задачи – упорядочение и совершенствование общественной жизни, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости;

3) наличие одного объекта регулирования – общественных отношений;

4) право и мораль в качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков субъектов правоотношений;

5) выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества.

 Различия между правом и моралью состоят в следующем:

1) период времени, за который происходит формирование норм морали, достаточно длителен и зависит от настроений и уровня развития общества. С другой стороны, нормы права в принудительном порядке устанавливаются государством и становятся после этого общеобязательными для всех субъектов права. При этом в создании норм морали участвует общество, а норм права – государство;

2) для того чтобы сформировавшиеся нормы морали стали традиционными и общепринятыми, нет необходимости облекать их в форму нормативного акта. Но нормы права в обязательном порядке должны быть приняты в определенных формах, а их содержание должно быть доведено до общества;

3) в большинстве случаев выполнение норм морали происходит в добровольном порядке, а исполнение норм права охраняется государством;

4) в случае нарушения норм морали общество способно выразить свое отрицательное отношение, а за нарушение норм права установлена юридическая ответственность;

5) сфера действия морали шире, чем правовое пространство, границы их не совпадают;

6) у права и морали различные исторические судьбы. Мораль всегда существовала и будет существовать в обществе, тогда как право возникло лишь на определенной ступени социальной эволюции.

Толкование права

Толкование – это уяснение и разъяснение значения и содержания нормативно-правовых актов.

Цель толкования – единообразное понимание и применение правовых норм всеми субъектами.

В результате толкования права происходит уяснение, познание смысла нормы права и изложение его для остальных лиц.

Результат толкования излагается в акте толкования – документе, содержащим разъяснение нормативно-правового акта. Данный документ имеет юридическую силу только во взаимосвязи с нормой права.

Различают следующие виды актов толкования в зависимости от:

1) органов, выполнивших разъяснение: акты судебных органов; акты органов исполнительной власти и др.;

2) отрасли: уголовно-правовые, гражданско-правовые и иные;

3) по форме выражения: указы, инструкции и т.д.

В зависимости от субъекта выделяют официальное и неофициальное толкование.

Официальное дается уполномоченными на то органами и должностными лицами, неофициальное – субъектами, деятельность которых не является официальной (государственной), а стало быть, оно не имеет юридической силы и ни каких правовых последствий не влечет.

Официальное – разъяснение государственных органов, обладающих соответствующими полномочиями. Выделяют два вида:

а) нормативное – имеет общий характер, результат применяется в неограниченном числе случаев. Например, разъяснение Пленума Верховного суда. Нормативное толкование подразделяется на аутентичное (когда толкование дает автор нормативного акта) и легальное (нормативный акт комментирует орган, уполномоченный на выполнение данной функции);

б) казуальное – разъяснение, данное по конкретному случаю (казусу), не влечет правовых последствий для иных дел;

Неофициальное толкование – разъяснение правовых норм, которое делается иными, не уполномоченными лицами и не имеет официального характера. Выделяют обыденное (выполняемое любым лицом), профессиональное (которое выполняется юристами - профессионалами), доктринальное (осуществляется учеными, представителями науки, отличие от профессионального толкования в том, что доктринальное толкование оказывает влияние на реализацию права), неофициальное толкование.

Способы толкования права

Способ толкования права – это совокупность специальных приемов, позволяющих установить истинный смысл правового предписания для конкретной ситуации. Такими способами являются:

1) грамматический;

2) логический;

3) систематический;

4) историко-политический и др.

Указанные способы подлежат обязательному применению в комплексе, в единой системе.

Правосознание

Отношение личности к праву называется правосознанием.

Правосознание выполняет следующие функции:

1) оценочную (осмысливаются, анализируются и оцениваются все без исключения элементы правовой системы);

2) регулятивную (эффективное воздействие на поведение людей, определение их ориентиров, целей, установок);

3) познавательную;

4) прогностическую (способность правосознания идти впереди права, заглядывать в будущее, давать прогноз правового развития, предвидеть последствия принятия тех или иных законодательных актов).

Виды правосознания:

1)в зависимости от субъекта: индивидуальное, коллективное, массовое, общественное;

2) в зависимости от уровня: научное, профессиональное, обыденное.

Правосознание состоит из двух сторон – идеологии как системы правовых идей, взглядов, теорий и психологии, как системы чувств, эмоций, переживаний, настроений индивида, связанных с восприятием права и всех производных от него явлений.

Правомерное поведение - это общественное необходимое или допустимое поведение индивида, которое соответствует предписаниям правовых норм, соответствует требованиям государства и одобряется государством и обществом.

Социальная основа правомерного поведения - общность значимых интересов граждан, определяющая установленные законом правила поведения, выраженные в правовых нормах.

Признаки правомерного поведения:

1) не только социальная значимость, но и общественная полезность поведения;

2) добровольность его совершения со стороны субъекта;

3) массовость соблюдения правовых норм в обществе.

Правонарушение – это противоправное, виновное деяние субъекта, причиняющее вред обществу, государству или отдельным лицам и влекущее юридическую ответственность.

Деяние может выступать в форме действия или бездействия.

Действи е – это активное поведение субъекта (хулиганство).

Бездействие – это пассивное поведение субъекта, например, неисполнение служебных обязанностей должностным лицом.

Юридический состав правонарушения составляют:

1) объект правонарушения;

2) субъект правонарушения;

3) объективная сторона правонарушения;

4) субъективная сторона правонарушения.

Правонарушение подразделяется на преступления, гражданско-правовые деликты, административные правонарушения, дисциплинарные проступки.

Преступление – это виновное совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания.

Другие правонарушенияпредставляют меньшую степень общественной опасности, за их совершение предусмотрена юридическая ответственность гражданским, административным и трудовым правом.

Юридическая ответственность – это предусмотренная санкцией правовой нормы обязанность правонарушителя претерпевать определенные лишения за совершенное правонарушение.

Принципы юридической ответственности:

1) неотвратимость (т.е. неизбежность применения мер ответственности за совершенное правонарушение);

2) законность (соблюдение правовых норм при назначении мер юридической ответственности);

3) справедливость (соответствие тяжести наказания совершенному правонарушению, однократное наказание за одно совершенное правонарушение, применение принципа «закон обратной силы не имеет», если это отягощает положение правонарушителя);

4) гуманизм (запрет на применение пыток, бесчеловечное обращение с человеком);

5) объективность (привлечение к юридической ответственности только при условии наличия общественно вредного деяния);

6) презумпция невиновности – каждый гражданин предполагается невиновным, пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке, т.е. вступившим в законную силу приговором суда.

Обстоятельства, которые исключают привлечение лица к юридической ответственности:

-необходимая оборона (при возникновении опасного реального посягательства на жизнь, права и свободы произошло причинение вреда посягающему лицу);

- крайняя необходимость (причинение небольшого вреда с целью предотвратить наступление большего);

- невменяемость (неспособность понимать значение своих действий);

- малозначительность (отсутствие общественной опасности);

- выполнение приказа;

- казус (случай) – причинение вреда при наступлении обстоятельств, которые нельзя ни предвидеть, ни предотвратить.

Виды юридической ответственности

1) уголовная ответственность – наступает за совершенное преступление (например, кража, хулиганство, заведомо ложное сообщение об акте терроризма и др.), на основании приговора суда. Наказания наиболее суровые (в том числе, лишение свободы);

2) административная ответственность – предусмотрена за совершение административного правонарушения (например, нарушение правил дорожного движения). К административным взысканиям относятся предупреждение, штраф, лишение специальных прав [7];

3) дисциплинарная ответственность – наступает за нарушение работником какой-либо организации служебных обязанностей, совершение дисциплинарных проступков. Взыскания в виде: замечания, выговора, строгого выговора, предупреждения о неполном служебном соответствии, увольнения;

4) гражданско-правовая ответственность – предусмотрена за совершение гражданского правонарушения (гражданско-правового деликта). Имеет имущественный, компенсационный характер, наступает в виде возмещения причиненных убытков, штрафных санкций и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.78.182 (0.009 с.)