Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Норма права. Понятие и структура нормы праваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Норма права – это установленное государством общеобязательное, формально определенное правило поведения, предоставляющее субъектам регулируемого правоотношения права и возлагающее на них юридические обязанности. Нормы права различаются по своему содержанию. Они могут разрешать, запрещать, предписывать, указывать на тот или иной вид поведения субъектами правоотношений. Признаки нормы права: 1) общеобязательный характер – правило поведения, содержащееся в норме, распространяется на большое количество жизненных ситуаций и неопределенный круг лиц; 2) формальная определенность – норма права выражается в письменной форме в официальных документах; 3) устанавливается государственными органами либо общественными организациями и обеспечивается мерами государственного воздействия – принуждением, наказанием, стимулированием; 4) представительно-обязывающее содержание – представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей; 5) микросистемность – правовая норма выступает в виде специфической микросистемы, которая состоит из взаимосвязанных и упорядоченных элементов. Норма права отличается единством, целостностью, неделимостью. Содержание нормы права едино, элементы ее структуры не изолированы, а составляют целое. Структура нормы права – это внутренне строение нормы, которое раскрывает ее внутреннее содержание. Любая норма права состоит из трех частей (элементов) – гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотеза указывает на определенную жизненную ситуацию, при которой норма права вступает в действие. Гипотеза содержит условия, при возникновении которых данная норма подлежит применению, а также перечень лиц, в отношении которых она применяется. Классификация гипотез: а) по строению они подразделяются на простые и сложные. В простой гипотезе указано одно обстоятельство, при наличии или отсутствии которого действует юридическая норма. При наличии в ней одновременно двух и более обстоятельств, в совокупности обусловливающих действие нормы, она называется сложной. б) альтернативная гипотеза – это гипотеза, в которой указано несколько вариантов обстоятельств (альтернативных), при которых возможно действие нормы; в) по форме выражения гипотезы их подразделяют на абстрактные и казуистические. Гипотеза – необходимый элемент структуры юридической нормы. Она конкретизирует обстоятельства, при которых вступает в действие диспозиция нормы права. Диспозиция – это второй структурный элемент нормы права. Она содержит правило поведения при наступлении условий, предусмотренных гипотезой. Здесь указаны конкретные права и обязанности участников правоотношений. Виды диспозиций Диспозиции могут быть простыми и сложными, отсылочными, бланкетными. По форме выражения они могут быть управомочивающими, обязывающими, запрещающими. Санкция - третий, завершающий элемент нормы права. В ней содержится указание на последствия, которые наступают применительно к субъектам права при реализации диспозиции. Они бывают простыми и сложными, кумулятивными и альтернативными. Виды санкций: а) штрафные или карательные меры ответственности (лишение свободы, штраф, выговор, взыскание материального ущерба и др.); б) меры предупредительного воздействия (привод, арест имущества, задержание в качестве в качестве подозреваемого в совершении преступления и др.); в) меры защиты (восстановление на прежней работе лиц, ранее незаконно уволенных, и др.). Под классификацией понимается распределение изучаемых объектов на группы по определенному общему признаку. Классификация норм права Нормы права классифицируются: 1) по функциям в механизме правового регулирования: а) исходные – нормы-принципы, нормы-дефиниции, устанавливающие общие начала правового регулирования общественных отношений, определения конкретных юридических понятий; б) нормы – правила поведения, регулирующие специфические правоотношения путем установления типичных прав и обязанностей; 2) по предмету правового регулирования (отраслевой принадлежности): а) нормы гражданского права; б) нормы уголовного права; в) нормы административного права и т.д.; 3)по методу правового регулирования: а) императивные, содержащие властные предписания, не допускающие иного варианта поведения; б) диспозитивные, содержащие свободу усмотрения взаимных прав и обязанностей (присущи гражданскому праву); в) рекомендательные, предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения, от которого субъект вправе отказаться; г) поощрительные, стимулирующие социально полезное поведение и устанавливающие меры поощрения за определенные действия; 4) по функциональной направленности: а) регулятивные, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений; б) охранительные, направленные на защиту нарушенных субъективных прав и предупреждающие действия, которые могли бы нанести вред общественным интересам; 5) по форме выражения предписания: а) запрещающие, содержащие запрет на совершение определенных действий; б) обязывающие, предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия; в) управомочивающие, предоставляющие возможность совершать определенные действия; 6) по сфере действия: а) общефедеральные, действующие на территории всей страны; б) республиканские, действующие на территории субъекта Федерации; в) местные, действующие на территории определенного муниципального образования; г) локальные, действующие на территории конкретного предприятия, учреждения, организации; 7) по юридической силе – нормы законов и нормы подзаконных актов; 8) по характеру – материальные (устанавливающие, что регулирует норма права) и процессуальные (каким образом регулирует); 9) по времени действия – постоянные (содержащиеся в законах) и временные (содержащиеся, например, в указе президента о введении чрезвычайного положения на определенной территории); 10) по субъекту правотворчества: а) принятые государственными (законодательными, исполнительными) органами; б) принятые негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами местного самоуправления). Соотношение права и морали. Под нормами морали понимаются правила поведения общего характера, регулирующие отношения между людьми посредством исторически сложившихся представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости. Единство права и морали состоит в следующем: 1) представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования, у них единая нормативная основа; 2) преследуют одни и те же цели и задачи – упорядочение и совершенствование общественной жизни, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости; 3) наличие одного объекта регулирования – общественных отношений; 4) право и мораль в качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков субъектов правоотношений; 5) выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества. Различия между правом и моралью состоят в следующем: 1) период времени, за который происходит формирование норм морали, достаточно длителен и зависит от настроений и уровня развития общества. С другой стороны, нормы права в принудительном порядке устанавливаются государством и становятся после этого общеобязательными для всех субъектов права. При этом в создании норм морали участвует общество, а норм права – государство; 2) для того чтобы сформировавшиеся нормы морали стали традиционными и общепринятыми, нет необходимости облекать их в форму нормативного акта. Но нормы права в обязательном порядке должны быть приняты в определенных формах, а их содержание должно быть доведено до общества; 3) в большинстве случаев выполнение норм морали происходит в добровольном порядке, а исполнение норм права охраняется государством; 4) в случае нарушения норм морали общество способно выразить свое отрицательное отношение, а за нарушение норм права установлена юридическая ответственность; 5) сфера действия морали шире, чем правовое пространство, границы их не совпадают; 6) у права и морали различные исторические судьбы. Мораль всегда существовала и будет существовать в обществе, тогда как право возникло лишь на определенной ступени социальной эволюции. Толкование права Толкование – это уяснение и разъяснение значения и содержания нормативно-правовых актов. Цель толкования – единообразное понимание и применение правовых норм всеми субъектами. В результате толкования права происходит уяснение, познание смысла нормы права и изложение его для остальных лиц. Результат толкования излагается в акте толкования – документе, содержащим разъяснение нормативно-правового акта. Данный документ имеет юридическую силу только во взаимосвязи с нормой права. Различают следующие виды актов толкования в зависимости от: 1) органов, выполнивших разъяснение: акты судебных органов; акты органов исполнительной власти и др.; 2) отрасли: уголовно-правовые, гражданско-правовые и иные; 3) по форме выражения: указы, инструкции и т.д. В зависимости от субъекта выделяют официальное и неофициальное толкование. Официальное дается уполномоченными на то органами и должностными лицами, неофициальное – субъектами, деятельность которых не является официальной (государственной), а стало быть, оно не имеет юридической силы и ни каких правовых последствий не влечет. Официальное – разъяснение государственных органов, обладающих соответствующими полномочиями. Выделяют два вида: а) нормативное – имеет общий характер, результат применяется в неограниченном числе случаев. Например, разъяснение Пленума Верховного суда. Нормативное толкование подразделяется на аутентичное (когда толкование дает автор нормативного акта) и легальное (нормативный акт комментирует орган, уполномоченный на выполнение данной функции); б) казуальное – разъяснение, данное по конкретному случаю (казусу), не влечет правовых последствий для иных дел; Неофициальное толкование – разъяснение правовых норм, которое делается иными, не уполномоченными лицами и не имеет официального характера. Выделяют обыденное (выполняемое любым лицом), профессиональное (которое выполняется юристами - профессионалами), доктринальное (осуществляется учеными, представителями науки, отличие от профессионального толкования в том, что доктринальное толкование оказывает влияние на реализацию права), неофициальное толкование. Способы толкования права Способ толкования права – это совокупность специальных приемов, позволяющих установить истинный смысл правового предписания для конкретной ситуации. Такими способами являются: 1) грамматический; 2) логический; 3) систематический; 4) историко-политический и др. Указанные способы подлежат обязательному применению в комплексе, в единой системе. Правосознание Отношение личности к праву называется правосознанием. Правосознание выполняет следующие функции: 1) оценочную (осмысливаются, анализируются и оцениваются все без исключения элементы правовой системы); 2) регулятивную (эффективное воздействие на поведение людей, определение их ориентиров, целей, установок); 3) познавательную; 4) прогностическую (способность правосознания идти впереди права, заглядывать в будущее, давать прогноз правового развития, предвидеть последствия принятия тех или иных законодательных актов). Виды правосознания: 1)в зависимости от субъекта: индивидуальное, коллективное, массовое, общественное; 2) в зависимости от уровня: научное, профессиональное, обыденное. Правосознание состоит из двух сторон – идеологии как системы правовых идей, взглядов, теорий и психологии, как системы чувств, эмоций, переживаний, настроений индивида, связанных с восприятием права и всех производных от него явлений. Правомерное поведение - это общественное необходимое или допустимое поведение индивида, которое соответствует предписаниям правовых норм, соответствует требованиям государства и одобряется государством и обществом. Социальная основа правомерного поведения - общность значимых интересов граждан, определяющая установленные законом правила поведения, выраженные в правовых нормах. Признаки правомерного поведения: 1) не только социальная значимость, но и общественная полезность поведения; 2) добровольность его совершения со стороны субъекта; 3) массовость соблюдения правовых норм в обществе. Правонарушение – это противоправное, виновное деяние субъекта, причиняющее вред обществу, государству или отдельным лицам и влекущее юридическую ответственность. Деяние может выступать в форме действия или бездействия. Действи е – это активное поведение субъекта (хулиганство). Бездействие – это пассивное поведение субъекта, например, неисполнение служебных обязанностей должностным лицом. Юридический состав правонарушения составляют: 1) объект правонарушения; 2) субъект правонарушения; 3) объективная сторона правонарушения; 4) субъективная сторона правонарушения. Правонарушение подразделяется на преступления, гражданско-правовые деликты, административные правонарушения, дисциплинарные проступки. Преступление – это виновное совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания. Другие правонарушенияпредставляют меньшую степень общественной опасности, за их совершение предусмотрена юридическая ответственность гражданским, административным и трудовым правом. Юридическая ответственность – это предусмотренная санкцией правовой нормы обязанность правонарушителя претерпевать определенные лишения за совершенное правонарушение. Принципы юридической ответственности: 1) неотвратимость (т.е. неизбежность применения мер ответственности за совершенное правонарушение); 2) законность (соблюдение правовых норм при назначении мер юридической ответственности); 3) справедливость (соответствие тяжести наказания совершенному правонарушению, однократное наказание за одно совершенное правонарушение, применение принципа «закон обратной силы не имеет», если это отягощает положение правонарушителя); 4) гуманизм (запрет на применение пыток, бесчеловечное обращение с человеком); 5) объективность (привлечение к юридической ответственности только при условии наличия общественно вредного деяния); 6) презумпция невиновности – каждый гражданин предполагается невиновным, пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке, т.е. вступившим в законную силу приговором суда. Обстоятельства, которые исключают привлечение лица к юридической ответственности: -необходимая оборона (при возникновении опасного реального посягательства на жизнь, права и свободы произошло причинение вреда посягающему лицу); - крайняя необходимость (причинение небольшого вреда с целью предотвратить наступление большего); - невменяемость (неспособность понимать значение своих действий); - малозначительность (отсутствие общественной опасности); - выполнение приказа; - казус (случай) – причинение вреда при наступлении обстоятельств, которые нельзя ни предвидеть, ни предотвратить. Виды юридической ответственности 1) уголовная ответственность – наступает за совершенное преступление (например, кража, хулиганство, заведомо ложное сообщение об акте терроризма и др.), на основании приговора суда. Наказания наиболее суровые (в том числе, лишение свободы); 2) административная ответственность – предусмотрена за совершение административного правонарушения (например, нарушение правил дорожного движения). К административным взысканиям относятся предупреждение, штраф, лишение специальных прав [7]; 3) дисциплинарная ответственность – наступает за нарушение работником какой-либо организации служебных обязанностей, совершение дисциплинарных проступков. Взыскания в виде: замечания, выговора, строгого выговора, предупреждения о неполном служебном соответствии, увольнения; 4) гражданско-правовая ответственность – предусмотрена за совершение гражданского правонарушения (гражданско-правового деликта). Имеет имущественный, компенсационный характер, наступает в виде возмещения причиненных убытков, штрафных санкций и т.д.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.78.182 (0.009 с.) |