Понятие науки «Правоведение», ее предмет и методы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие науки «Правоведение», ее предмет и методы



ВВЕДЕНИЕ

Мы должны быть рабами законов,

чтобы стать свободными.

Марк Туллий Цицерон

У того, кто решит изучить все законы,

не останется времени их нарушать.

Иоганн Вольфганг Гете

 

Не важно, на чьей стороне сила;

важно то, на чьей стороне право.

Виктор Мари Гюго

Ничто так плохо мы не знаем, как то,

что каждый должен знать: закон.

Оноре де Бальзак

 

Учебная дисциплина «Введение в правоведение» направлена на овладение студентами минимально необходимых для жизни в современном обществе знаний об основах государства и права.

Теоретические знания о праве и государстве являются важным условием для обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов личности, существования и охраны государственного устройства и общественного порядка.

В первом разделе учебного пособия дано определение понятия государства, описаны его признаки, функции, теории возникновения, основные государственные институты. Во втором разделе пособия рассмотрены наиболее важные черты современного права. В третьем разделе дается общее представление о таких отраслях российской правовой науки, как гражданское, семейное, трудовое, административное и уголовное право, их основных нормах и институтах.

Учебное пособие, не являясь единственным источником знаний о государстве и праве, содержит теоретическое изложение основных вопросов учебного материала. Для проверки овладения материалом в пособие включены контрольные вопросы к темам, планы семинарских занятий, примерные темы докладов и контрольных работ, другие задания, а также перечень рекомендуемой литературы. В целях наиболее точного понимания смысла юридических понятий составлен глоссарий.

Пособие предназначено для студентов уровня бакалавриата, обучающихся в высших учебных заведениях по неюридическим направлениям подготовки, в учебные планы которых входят дисциплины «Право», «Правоведение» и т.п.

 


РАЗДЕЛ I. ГОСУДАРСТВО

Формы государственного устройства,

Основные формы правления

Форма государства – это организация государственной власти, ее устройство, приемы и способы осуществления; территориальная организация, структура государства с соответствующим распределением полномочий между центральным и региональным уровнем власти; элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления и взаимоотношений между государством в целом и его составными частями.

Данная категория раскрывается через анализ трех элементов: 1) форму правления; 2) форму государственного устройства; 3) государственный (политический) режим.

Форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, осуществляет государственную власть в государственно организованном обществе, как устроены, организованы и действуют в нем государственно-властные структуры (органы государства). Принято различать монархические и республиканские формы правления. В свою очередь, монархии делятся на абсолютные и ограниченные. Современные республики делятся на парламентарные, президентские и смешанные.

Форма государственного устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом.

Государственный (политический) режим характеризует, как, каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе, с помощью каких приемов и методов государство выполняет свое социальное значение. Все многообразие государственных (политических) режимов можно свести к двум разновидностям – демократическому и антидемократическому государственному (политическому) режиму.

Основные виды форм государственного устройства

В зависимости от формы государственного устройства различают простые (унитарные) и сложные (федерация, империя) государства.

1) унитарное государство - простое единое централизованное государство, части которого являются административно-территориальными единицами, подчиняются центральным органам власти и не обладают признаками государственного суверенитета (Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция, Дания, Португалия). В государствах этого типа общими являются и территория, и система государственной власти. Территория делится только по административному принципу на единицы, не обладающие признаками государственного суверенитета. В стране действует одна конституция, единая денежная система, а также система законодательства и органов государственной власти.

Механизм государства

Судебные органы

Это самостоятельный вид органов государства. Они разрешают различные имущественные и иные правовые споры, контролируют исполнение законов, дают их толкование. Существенная особенность судебной деятельности, в отличие от деятельности законодательной и исполнительной, состоит:

а) в ее независимости от любой иной власти и подчинении только закону;

б) в детальной регламентации всего порядка применения норм права;

в) в обязательности вступивших в законную силу актов судебных органов (постановлений, приговоров, решений) для всех органов государства, должностных лиц и граждан.

Государственно-властная деятельность судов по разрешению юридических дел называется правосудием. В соответствии с п.2 ст. 118 Конституции РФ, в нашей стране установлены четыре формы правосудия:

1) конституционное судопроизводство;

2) гражданское судопроизводство (подразделяется на разрешение гражданских дел судами общей юрисдикции и арбитражными судами);

3) административное судопроизводство;

4) уголовное судопроизводство.

Отправление правосудия строится на демократических принципах, закрепленных Конституцией РФ и Законом «О судебной системе РФ» [1], к которым относятся: равенство граждан перед законом и судом; независимость судей и подчинение их только закону; несменяемость судей; гласность; состязательность и равноправие сторон в процессе; участие граждан в осуществлении правосудия; национальный язык судопроизводства и др.

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе».

Все федеральные суды РФ разбиты на четыре подсистемы (блока):

1) Конституционный Суд РФ;

2) суды общей юрисдикции;

3) военные суды;

4) арбитражные суды.

Конституционный суд Российской Федерации решает дела о соответствии Конституции Российской Федерации: федеральных законов и нормативных актов Президента Российской Федерации, палат Федерального собрания и Правительства Российской Федерации, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации. Конституционный суд рассматривает некоторые споры о компетенции, возникающие между органами государственной власти, а также жалобы о нарушениях прав и свобод граждан.

Верховный суд Российской Федерации возглавляет систему судов общей юрисдикции и систему арбитражных судов.

Суды общей юрисдикции состоят из федеральных судов субъектов Российской Федерации (судов субъектов Российской Федерации и городских или районных судов), а также мировых судов. Они рассматривают гражданские дела (с участием граждан), а также уголовные, административные и некоторые иные дела.

Арбитражные суды состоят из судов округов, апелляционных арбитражных судов и арбитражных судов субъектов федерации, а также Суда по интеллектуальным правам, которые рассматривают экономические споры.

 

Правоохранительные органы

 

Систему правоохранительных органов государства составляют:

а) органы прокуратуры;

б) органы внутренних дел;

в) органы юстиции;

г) Следственный комитет Российской Федерации;

д) Федеральная служба безопасности;

е) Федеральная служба исполнения наказаний;

ж) Федеральная служба судебных приставов

з) Росгвардия и др.

Кроме государственных органов к правоохранительным можно также отнести некоторые негосударственные органы, основной задачей которых является защита прав и свобод граждан. Это: адвокатура, нотариат и др.

Особое место в системе правоохраны занимает прокуратура, задачей которой является надзор за исполнением законов на всей территории России, в том числе и другими правоохранительными органами.[2]

Суть прокурорского надзора состоит в выявлении, пресечении, устранении и предупреждении нарушений законов органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, коммерческими и некоммерческими организациями. Прокурорский надзор охватывает сферу управления и контроля, оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, исполнение наказаний применение иных принудительных мер.

Кроме надзора, прокуратура в уголовно-процессуальном порядке осуществляет уголовное преследование лиц, совершивших преступления. В частности, инициирует возбуждение уголовного дела и производство расследования, передает дело в суд с обвинительным заключением и поддерживает государственное обвинение в суде. Прокуроры участвуют в судебном рассмотрении и гражданских дел. Еще одна функция прокуратуры – координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Систему органов прокуратуры составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов федерации, районные и городские прокуратуры, а также специализированные прокуратуры – военные, транспортные, природоохранные, по надзору за законностью в местах лишения свободы. Для обеспечения независимости прокуратуры Генеральный прокурор РФ назначается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Генеральный прокурор, в свою очередь, назначает прокуроров всех звеньев.

Органы внутренних дел обеспечивают охрануобщественного порядка на улицах и в других общественных местах, во время массовых мероприятий или в особых условиях (крупные аварии, стихийные бедствия или другие чрезвычайные ситуации). Для предупреждения и раскрытия преступлений осуществляется оперативно-розыскная, экспертно-криминалистическая, следственная деятельность. Большое значение имеет работа данного правоохранительного органа по предупреждению преступлений, обеспечению противопожарной безопасности и безопасности дорожного движения, охране объектов собственности по договорам. Специальные подразделения органов внутренних дел ведают исполнением уголовных наказаний, содержанием, охраной, конвоированием и этапированием лиц, заключенных под стражу.

Основную нагрузку по охране общественного порядка и борьбе с преступностью несет полиция, которая действует на основании Федерального закона «О полиции» [3] и является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Задачами полиции являются защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности, обеспечение общественной безопасности (ст.1).

В статье 2 обозначены основные направления деятельности полиции:

1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

4) розыск лиц;

5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

6) обеспечение правопорядка в общественных местах;

7) обеспечение безопасности дорожного движения;

8) пункт утратил силу - Федеральный закон от 03.07.2016 N 227-ФЗ;

9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере частной детективной (сыскной) деятельности;

10) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

11) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Одна часть полиции – криминальная полиция – занимается предупреждением, раскрытием и расследованием преступлений, а другая - полиция общественной безопасности - призвана решать вопросы местного масштаба через подразделения патрульно-постовой службы, дорожно-патрульной службы, участковых уполномоченных, по делам несовершеннолетних и т.д.

Система органов внутренних дел включает министерство РФ, министерства внутренних дел республик, управления в других субъектах федерации, городские и районные органы внутренних дел, а также специализированные подразделения.

Стратегические вопросы безопасности являются предметом деятельности Совета Безопасности при Президенте РФ, однако сам Совет правоохранительной деятельностью не занимается. Ведущая роль в данной сфере принадлежит Федеральной службе безопасности, действующей на основании Федерального закона от 3 апреля 1995 года [4].

Функции ФСБ составляют: противодействие мероприятиям иностранных спецслужб (контрразведка), разведка по вопросам безопасности, раскрытие и расследование преступлений против безопасности (шпионаж, террористическая деятельность, незаконный оборот оружия и т.д.). В настоящее время полномочия органов безопасности определены в законе и не допускают контроля за взглядами и убеждениями граждан.

Некоторые правоохранительные функции выполняют также Федеральная пограничная служба РФ (например, оперативно-розыскную деятельность и дознание по делам о нарушении Государственной границы), органы внешней разведки, федеральные органы правительственной связи и информации, федеральные органы государственной охраны, таможенные, налоговые и иные органы.

РАЗДЕЛ II. ПРАВО

Источники права

Выделяют четыре основных источников права:

1) нормативный акт – правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений;

2) правовой обычай – первая форма права, исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящие к правовым последствиям;

3) юридический прецедент – судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел, распространен в Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и т.п.;

4) нормативный договор – соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, международные договоры)

Право как социальный институт функционирует наряду с государственным аппаратом, моралью и другими социальными регуляторами. Значение права, его роль в жизни общества во многом определяется теми функциями, которые выполняет право в процессе воздействия на общественные отношения.

На специально-юридическом уровне право выполняет регулятивную (развитие общественных отношений) и охранительную функции.

Классификация норм права

Нормы права классифицируются:

1) по функциям в механизме правового регулирования:

а) исходные – нормы-принципы, нормы-дефиниции, устанавливающие общие начала правового регулирования общественных отношений, определения конкретных юридических понятий;

б) нормы – правила поведения, регулирующие специфические правоотношения путем установления типичных прав и обязанностей;

2) по предмету правового регулирования (отраслевой принадлежности):

а) нормы гражданского права;

б) нормы уголовного права;

в) нормы административного права и т.д.;

3)по методу правового регулирования:

а) императивные, содержащие властные предписания, не допускающие иного варианта поведения;

б) диспозитивные, содержащие свободу усмотрения взаимных прав и обязанностей (присущи гражданскому праву);

в) рекомендательные, предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения, от которого субъект вправе отказаться;

г) поощрительные, стимулирующие социально полезное поведение и устанавливающие меры поощрения за определенные действия;

4) по функциональной направленности:

а) регулятивные, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений;

б) охранительные, направленные на защиту нарушенных субъективных прав и предупреждающие действия, которые могли бы нанести вред общественным интересам;

5) по форме выражения предписания:

а) запрещающие, содержащие запрет на совершение определенных действий;

б) обязывающие, предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия;

в) управомочивающие, предоставляющие возможность совершать определенные действия;

6) по сфере действия:

а) общефедеральные, действующие на территории всей страны;

б) республиканские, действующие на территории субъекта Федерации;

в) местные, действующие на территории определенного муниципального образования;

г) локальные, действующие на территории конкретного предприятия, учреждения, организации;

7) по юридической силе – нормы законов и нормы подзаконных актов;

8) по характеру – материальные (устанавливающие, что регулирует норма права) и процессуальные (каким образом регулирует);

9) по времени действия – постоянные (содержащиеся в законах) и временные (содержащиеся, например, в указе президента о введении чрезвычайного положения на определенной территории);

10) по субъекту правотворчества:

а) принятые государственными (законодательными, исполнительными) органами;

б) принятые негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами местного самоуправления).

Соотношение права и морали.

Под нормами морали понимаются правила поведения общего характера, регулирующие отношения между людьми посредством исторически сложившихся представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости.

Единство права и морали состоит в следующем:

1) представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования, у них единая нормативная основа;

2) преследуют одни и те же цели и задачи – упорядочение и совершенствование общественной жизни, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости;

3) наличие одного объекта регулирования – общественных отношений;

4) право и мораль в качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков субъектов правоотношений;

5) выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества.

 Различия между правом и моралью состоят в следующем:

1) период времени, за который происходит формирование норм морали, достаточно длителен и зависит от настроений и уровня развития общества. С другой стороны, нормы права в принудительном порядке устанавливаются государством и становятся после этого общеобязательными для всех субъектов права. При этом в создании норм морали участвует общество, а норм права – государство;

2) для того чтобы сформировавшиеся нормы морали стали традиционными и общепринятыми, нет необходимости облекать их в форму нормативного акта. Но нормы права в обязательном порядке должны быть приняты в определенных формах, а их содержание должно быть доведено до общества;

3) в большинстве случаев выполнение норм морали происходит в добровольном порядке, а исполнение норм права охраняется государством;

4) в случае нарушения норм морали общество способно выразить свое отрицательное отношение, а за нарушение норм права установлена юридическая ответственность;

5) сфера действия морали шире, чем правовое пространство, границы их не совпадают;

6) у права и морали различные исторические судьбы. Мораль всегда существовала и будет существовать в обществе, тогда как право возникло лишь на определенной ступени социальной эволюции.

Толкование права

Толкование – это уяснение и разъяснение значения и содержания нормативно-правовых актов.

Цель толкования – единообразное понимание и применение правовых норм всеми субъектами.

В результате толкования права происходит уяснение, познание смысла нормы права и изложение его для остальных лиц.

Результат толкования излагается в акте толкования – документе, содержащим разъяснение нормативно-правового акта. Данный документ имеет юридическую силу только во взаимосвязи с нормой права.

Различают следующие виды актов толкования в зависимости от:

1) органов, выполнивших разъяснение: акты судебных органов; акты органов исполнительной власти и др.;

2) отрасли: уголовно-правовые, гражданско-правовые и иные;

3) по форме выражения: указы, инструкции и т.д.

В зависимости от субъекта выделяют официальное и неофициальное толкование.

Официальное дается уполномоченными на то органами и должностными лицами, неофициальное – субъектами, деятельность которых не является официальной (государственной), а стало быть, оно не имеет юридической силы и ни каких правовых последствий не влечет.

Официальное – разъяснение государственных органов, обладающих соответствующими полномочиями. Выделяют два вида:

а) нормативное – имеет общий характер, результат применяется в неограниченном числе случаев. Например, разъяснение Пленума Верховного суда. Нормативное толкование подразделяется на аутентичное (когда толкование дает автор нормативного акта) и легальное (нормативный акт комментирует орган, уполномоченный на выполнение данной функции);

б) казуальное – разъяснение, данное по конкретному случаю (казусу), не влечет правовых последствий для иных дел;

Неофициальное толкование – разъяснение правовых норм, которое делается иными, не уполномоченными лицами и не имеет официального характера. Выделяют обыденное (выполняемое любым лицом), профессиональное (которое выполняется юристами - профессионалами), доктринальное (осуществляется учеными, представителями науки, отличие от профессионального толкования в том, что доктринальное толкование оказывает влияние на реализацию права), неофициальное толкование.

Способы толкования права

Способ толкования права – это совокупность специальных приемов, позволяющих установить истинный смысл правового предписания для конкретной ситуации. Такими способами являются:

1) грамматический;

2) логический;

3) систематический;

4) историко-политический и др.

Указанные способы подлежат обязательному применению в комплексе, в единой системе.

Правосознание

Отношение личности к праву называется правосознанием.

Правосознание выполняет следующие функции:

1) оценочную (осмысливаются, анализируются и оцениваются все без исключения элементы правовой системы);

2) регулятивную (эффективное воздействие на поведение людей, определение их ориентиров, целей, установок);

3) познавательную;

4) прогностическую (способность правосознания идти впереди права, заглядывать в будущее, давать прогноз правового развития, предвидеть последствия принятия тех или иных законодательных актов).

Виды правосознания:

1)в зависимости от субъекта: индивидуальное, коллективное, массовое, общественное;

2) в зависимости от уровня: научное, профессиональное, обыденное.

Правосознание состоит из двух сторон – идеологии как системы правовых идей, взглядов, теорий и психологии, как системы чувств, эмоций, переживаний, настроений индивида, связанных с восприятием права и всех производных от него явлений.

Правомерное поведение - это общественное необходимое или допустимое поведение индивида, которое соответствует предписаниям правовых норм, соответствует требованиям государства и одобряется государством и обществом.

Социальная основа правомерного поведения - общность значимых интересов граждан, определяющая установленные законом правила поведения, выраженные в правовых нормах.

Признаки правомерного поведения:

1) не только социальная значимость, но и общественная полезность поведения;

2) добровольность его совершения со стороны субъекта;

3) массовость соблюдения правовых норм в обществе.

Правонарушение – это противоправное, виновное деяние субъекта, причиняющее вред обществу, государству или отдельным лицам и влекущее юридическую ответственность.

Деяние может выступать в форме действия или бездействия.

Действи е – это активное поведение субъекта (хулиганство).

Бездействие – это пассивное поведение субъекта, например, неисполнение служебных обязанностей должностным лицом.

Юридический состав правонарушения составляют:

1) объект правонарушения;

2) субъект правонарушения;

3) объективная сторона правонарушения;

4) субъективная сторона правонарушения.

Правонарушение подразделяется на преступления, гражданско-правовые деликты, административные правонарушения, дисциплинарные проступки.

Преступление – это виновное совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания.

Другие правонарушенияпредставляют меньшую степень общественной опасности, за их совершение предусмотрена юридическая ответственность гражданским, административным и трудовым правом.

Юридическая ответственность – это предусмотренная санкцией правовой нормы обязанность правонарушителя претерпевать определенные лишения за совершенное правонарушение.

Принципы юридической ответственности:

1) неотвратимость (т.е. неизбежность применения мер ответственности за совершенное правонарушение);

2) законность (соблюдение правовых норм при назначении мер юридической ответственности);

3) справедливость (соответствие тяжести наказания совершенному правонарушению, однократное наказание за одно совершенное правонарушение, применение принципа «закон обратной силы не имеет», если это отягощает положение правонарушителя);

4) гуманизм (запрет на применение пыток, бесчеловечное обращение с человеком);

5) объективность (привлечение к юридической ответственности только при условии наличия общественно вредного деяния);

6) презумпция невиновности – каждый гражданин предполагается невиновным, пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке, т.е. вступившим в законную силу приговором суда.

Обстоятельства, которые исключают привлечение лица к юридической ответственности:

-необходимая оборона (при возникновении опасного реального посягательства на жизнь, права и свободы произошло причинение вреда посягающему лицу);

- крайняя необходимость (причинение небольшого вреда с целью предотвратить наступление большего);

- невменяемость (неспособность понимать значение своих действий);

- малозначительность (отсутствие общественной опасности);

- выполнение приказа;

- казус (случай) – причинение вреда при наступлении обстоятельств, которые нельзя ни предвидеть, ни предотвратить.

Виды юридической ответственности

1) уголовная ответственность – наступает за совершенное преступление (например, кража, хулиганство, заведомо ложное сообщение об акте терроризма и др.), на основании приговора суда. Наказания наиболее суровые (в том числе, лишение свободы);

2) административная ответственность – предусмотрена за совершение административного правонарушения (например, нарушение правил дорожного движения). К административным взысканиям относятся предупреждение, штраф, лишение специальных прав [7];

3) дисциплинарная ответственность – наступает за нарушение работником какой-либо организации служебных обязанностей, совершение дисциплинарных проступков. Взыскания в виде: замечания, выговора, строгого выговора, предупреждения о неполном служебном соответствии, увольнения;

4) гражданско-правовая ответственность – предусмотрена за совершение гражданского правонарушения (гражданско-правового деликта). Имеет имущественный, компенсационный характер, наступает в виде возмещения причиненных убытков, штрафных санкций и т.д.

Правовая система России

Правовая система – совокупность правовых явлений и традиций отдельно взятой страны. В нее входят система права, учения, идеология, праворегулирование и правоприменительная практика.

Признаки системы права:

1) единство – принадлежность норм права к одной правовой системе порождает единство их целей;

 2) различие – каждая из норм, составляющих систему права, имеет свое содержание, объект регулирования и т.д.;

3) взаимодействие – при том, что нормы права едины и различны по определенным признакам, они должны быть взаимосвязаны, так как входят в единую иерархию нормативных актов.

Современную правовую систему России можно отнести к романо-германской системе права.

Элементы системы права:

1) правовые нормы - исходные части системы права;

2) правовые институты – совокупность правовых норм, их небольшая группа, регулирующая один вид общественных отношений (институт дарения в гражданском праве и т.д.). Могут быть отраслевыми (сделки), межотраслевыми (собственность); материальными (купля-продажа), процессуальными (исковая давность); простыми (договоры) и сложными (подряд), по выполняемым функциям их можно разделить на охранительные (институт трудового договора) и регулятивные (институт референдума);

3) подотрасли – совокупность родственных правовых институтов, группа регулируемых отношений у них уже, чем у отрасли права (авторское);

4) отрасли права – совокупность правовых норм, институтов, объединенных однородной сферой общественных отношений. Например, конституционная, уголовная, экологическая и др. Отрасль самостоятельна, устойчива, но взаимосвязана с другими отраслями.

Основным источником права являются Конституция РФ - нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, законы и другие нормативные правовые акты.

В России, как государстве федеральном, законодательство делится на федеральное и законодательство субъектов РФ. Разграничение предметов ведения между РФ, субъектами Федерации и органами местного самоуправления установлено в ст. 71-73 Конституции РФ.

В исключительном ведении РФ находятся: регулирование прав и свобод человека и гражданина; формирование федеральных органов государственной власти: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, федеральные налоги и сборы; внешняя политика и иные вопросы.

К совместному ведению РФ и субъектов РФ отнесены: общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; социальная защита и иные вопросы.

Вне пределов ведения РФ и совместного ведения: с убъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

Во главе правовой системы России стоит Конституция РФ; далее следуют федеральные конституционные законы, иные федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, подзаконные нормативные акты отраслевых министерств и ведомств. Также действуют регламенты Совета Федерации и Государственной Думы.

Правовые акты субъектов РФ. К ним относятся:

Конституции (уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ, указы президентов республик в составе РФ, указы, постановления и распоряжения губернаторов и других глав администрации РФ, постановления правительств субъектов РФ и иные акты нормативного характера законодательных органов субъектов РФ.

Что касается правовых актов органов местного самоуправления, то их виды, порядок принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования.

Важное место в правовой системе России занимают руководящие разъяснения Пленума Верховного суда РФ, заключения Конституционного суда РФ.

Контрольные вопросы к второму разделу

1.Что такое право?

2. Дайте определение и раскройте структуру нормы права.

3. Что такое правоотношение и какова его структура?

4. В чем суть термина толкование права?

5. Назовите виды норм права.

6. Какие виды юридической ответственности Вам известны?

7. Раскройте понятие и признаки правонарушения.

8. Какие отличия имеются между нормой права и индивидуальным правовым актом?

9. В чем отличие права от морали? В чем их общность?

10. Каковы признаки правонарушения?

11. Чем субъективное право отличается от юридической обязанности?

12.В чем состоит различие объективного и субъективного права?

13.Какие источники права Вам известны?

14. В чем состоит различие между исполнением и применением закона?

15.Охарактеризуйте место права в системе социальных норм.

16. Раскройте формы права.

17. Какие виды и способы толкования права Вы знаете?

18. Какие правовые системы Вам известны и каковы их основные признаки?


РАЗДЕЛ III. ОТРАСЛИ ПРАВА

Отрасль права – это совокупность взаимосвязанных правовых норм, регулирующих относительно самостоятельную область человеческих отношений.

Отрасли права отличаются друг от друга предметом регулирования.

Предмет правового регулирования отрасли права – это однородная группа отношений, регулируемых группой правовых норм.

Кроме того, некоторые отрасли права сформированы по объектам правового регулирования (земельное, водное, лесное законодательство и др.).

Конституция РФ – исходная база всех других отраслей права.

Можно выделить следующие основные отрасли права:

1) конституционное (регулирует социально значимые общественные отношения, основной источник – Конституция РФ);

2) административное (связано с осуществлением исполнительной власти);

3) гражданское (регулирует имущественные и связанные с ним неимущественные отношения субъектов права);

4) земельное (предметом регулирования являются правовые отношения, связанные с землей);

5) экологическое (регулирует отношения, связанные с охраной окружающей природной среды);

6) семейное (посвящено рассмотрению проблем, связанных с брачно-семейными правоотношениями);

7) трудовое (регулирует отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности);

8) уголовное (регулирует порядок отнесения деяний к преступлениям, основания уголовной ответственности за их совершение и освобождения от ответственности и др.);

9) гражданско-процессуальное (регулирует порядок разрешения гражданско-правовых споров),

10) уголовно-процессуальное (регулирует порядок привлечения к уголовной ответственности) и иные.

Классификация отраслей права:

Отрасли права можно условно разделить на две группы:

1) материальные – отрасли права, которые регулируют главные общественные отношения (гражданское право, уголовное, семейное, трудовое);

2) процессуальные – направленные на обслуживание и обеспечение материальных отраслей, предметом регулирования является применение и регламентация материальных отраслей (гражданско-процессуальное,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.212 (0.155 с.)