Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие науки «Правоведение», ее предмет и методыСтр 1 из 25Следующая ⇒
ВВЕДЕНИЕ Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными. Марк Туллий Цицерон У того, кто решит изучить все законы, не останется времени их нарушать. Иоганн Вольфганг Гете
Не важно, на чьей стороне сила; важно то, на чьей стороне право. Виктор Мари Гюго Ничто так плохо мы не знаем, как то, что каждый должен знать: закон. Оноре де Бальзак
Учебная дисциплина «Введение в правоведение» направлена на овладение студентами минимально необходимых для жизни в современном обществе знаний об основах государства и права. Теоретические знания о праве и государстве являются важным условием для обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов личности, существования и охраны государственного устройства и общественного порядка. В первом разделе учебного пособия дано определение понятия государства, описаны его признаки, функции, теории возникновения, основные государственные институты. Во втором разделе пособия рассмотрены наиболее важные черты современного права. В третьем разделе дается общее представление о таких отраслях российской правовой науки, как гражданское, семейное, трудовое, административное и уголовное право, их основных нормах и институтах. Учебное пособие, не являясь единственным источником знаний о государстве и праве, содержит теоретическое изложение основных вопросов учебного материала. Для проверки овладения материалом в пособие включены контрольные вопросы к темам, планы семинарских занятий, примерные темы докладов и контрольных работ, другие задания, а также перечень рекомендуемой литературы. В целях наиболее точного понимания смысла юридических понятий составлен глоссарий. Пособие предназначено для студентов уровня бакалавриата, обучающихся в высших учебных заведениях по неюридическим направлениям подготовки, в учебные планы которых входят дисциплины «Право», «Правоведение» и т.п.
РАЗДЕЛ I. ГОСУДАРСТВО Формы государственного устройства, Основные формы правления Форма государства – это организация государственной власти, ее устройство, приемы и способы осуществления; территориальная организация, структура государства с соответствующим распределением полномочий между центральным и региональным уровнем власти; элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления и взаимоотношений между государством в целом и его составными частями.
Данная категория раскрывается через анализ трех элементов: 1) форму правления; 2) форму государственного устройства; 3) государственный (политический) режим. Форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, осуществляет государственную власть в государственно организованном обществе, как устроены, организованы и действуют в нем государственно-властные структуры (органы государства). Принято различать монархические и республиканские формы правления. В свою очередь, монархии делятся на абсолютные и ограниченные. Современные республики делятся на парламентарные, президентские и смешанные. Форма государственного устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом. Государственный (политический) режим характеризует, как, каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе, с помощью каких приемов и методов государство выполняет свое социальное значение. Все многообразие государственных (политических) режимов можно свести к двум разновидностям – демократическому и антидемократическому государственному (политическому) режиму. Основные виды форм государственного устройства В зависимости от формы государственного устройства различают простые (унитарные) и сложные (федерация, империя) государства. 1) унитарное государство - простое единое централизованное государство, части которого являются административно-территориальными единицами, подчиняются центральным органам власти и не обладают признаками государственного суверенитета (Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция, Дания, Португалия). В государствах этого типа общими являются и территория, и система государственной власти. Территория делится только по административному принципу на единицы, не обладающие признаками государственного суверенитета. В стране действует одна конституция, единая денежная система, а также система законодательства и органов государственной власти.
Механизм государства Судебные органы Это самостоятельный вид органов государства. Они разрешают различные имущественные и иные правовые споры, контролируют исполнение законов, дают их толкование. Существенная особенность судебной деятельности, в отличие от деятельности законодательной и исполнительной, состоит: а) в ее независимости от любой иной власти и подчинении только закону; б) в детальной регламентации всего порядка применения норм права; в) в обязательности вступивших в законную силу актов судебных органов (постановлений, приговоров, решений) для всех органов государства, должностных лиц и граждан. Государственно-властная деятельность судов по разрешению юридических дел называется правосудием. В соответствии с п.2 ст. 118 Конституции РФ, в нашей стране установлены четыре формы правосудия: 1) конституционное судопроизводство; 2) гражданское судопроизводство (подразделяется на разрешение гражданских дел судами общей юрисдикции и арбитражными судами); 3) административное судопроизводство; 4) уголовное судопроизводство. Отправление правосудия строится на демократических принципах, закрепленных Конституцией РФ и Законом «О судебной системе РФ» [1], к которым относятся: равенство граждан перед законом и судом; независимость судей и подчинение их только закону; несменяемость судей; гласность; состязательность и равноправие сторон в процессе; участие граждан в осуществлении правосудия; национальный язык судопроизводства и др. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе». Все федеральные суды РФ разбиты на четыре подсистемы (блока): 1) Конституционный Суд РФ; 2) суды общей юрисдикции; 3) военные суды; 4) арбитражные суды. Конституционный суд Российской Федерации решает дела о соответствии Конституции Российской Федерации: федеральных законов и нормативных актов Президента Российской Федерации, палат Федерального собрания и Правительства Российской Федерации, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации. Конституционный суд рассматривает некоторые споры о компетенции, возникающие между органами государственной власти, а также жалобы о нарушениях прав и свобод граждан. Верховный суд Российской Федерации возглавляет систему судов общей юрисдикции и систему арбитражных судов. Суды общей юрисдикции состоят из федеральных судов субъектов Российской Федерации (судов субъектов Российской Федерации и городских или районных судов), а также мировых судов. Они рассматривают гражданские дела (с участием граждан), а также уголовные, административные и некоторые иные дела. Арбитражные суды состоят из судов округов, апелляционных арбитражных судов и арбитражных судов субъектов федерации, а также Суда по интеллектуальным правам, которые рассматривают экономические споры.
Правоохранительные органы
Систему правоохранительных органов государства составляют:
а) органы прокуратуры; б) органы внутренних дел; в) органы юстиции; г) Следственный комитет Российской Федерации; д) Федеральная служба безопасности; е) Федеральная служба исполнения наказаний; ж) Федеральная служба судебных приставов з) Росгвардия и др. Кроме государственных органов к правоохранительным можно также отнести некоторые негосударственные органы, основной задачей которых является защита прав и свобод граждан. Это: адвокатура, нотариат и др. Особое место в системе правоохраны занимает прокуратура, задачей которой является надзор за исполнением законов на всей территории России, в том числе и другими правоохранительными органами.[2] Суть прокурорского надзора состоит в выявлении, пресечении, устранении и предупреждении нарушений законов органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, коммерческими и некоммерческими организациями. Прокурорский надзор охватывает сферу управления и контроля, оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, исполнение наказаний применение иных принудительных мер. Кроме надзора, прокуратура в уголовно-процессуальном порядке осуществляет уголовное преследование лиц, совершивших преступления. В частности, инициирует возбуждение уголовного дела и производство расследования, передает дело в суд с обвинительным заключением и поддерживает государственное обвинение в суде. Прокуроры участвуют в судебном рассмотрении и гражданских дел. Еще одна функция прокуратуры – координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Систему органов прокуратуры составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов федерации, районные и городские прокуратуры, а также специализированные прокуратуры – военные, транспортные, природоохранные, по надзору за законностью в местах лишения свободы. Для обеспечения независимости прокуратуры Генеральный прокурор РФ назначается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Генеральный прокурор, в свою очередь, назначает прокуроров всех звеньев. Органы внутренних дел обеспечивают охрануобщественного порядка на улицах и в других общественных местах, во время массовых мероприятий или в особых условиях (крупные аварии, стихийные бедствия или другие чрезвычайные ситуации). Для предупреждения и раскрытия преступлений осуществляется оперативно-розыскная, экспертно-криминалистическая, следственная деятельность. Большое значение имеет работа данного правоохранительного органа по предупреждению преступлений, обеспечению противопожарной безопасности и безопасности дорожного движения, охране объектов собственности по договорам. Специальные подразделения органов внутренних дел ведают исполнением уголовных наказаний, содержанием, охраной, конвоированием и этапированием лиц, заключенных под стражу.
Основную нагрузку по охране общественного порядка и борьбе с преступностью несет полиция, которая действует на основании Федерального закона «О полиции» [3] и является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Задачами полиции являются защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности, обеспечение общественной безопасности (ст.1). В статье 2 обозначены основные направления деятельности полиции: 1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; 2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; 3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам; 4) розыск лиц; 5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний; 6) обеспечение правопорядка в общественных местах; 7) обеспечение безопасности дорожного движения; 8) пункт утратил силу - Федеральный закон от 03.07.2016 N 227-ФЗ; 9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере частной детективной (сыскной) деятельности; 10) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц; 11) осуществление экспертно-криминалистической деятельности. По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности. Одна часть полиции – криминальная полиция – занимается предупреждением, раскрытием и расследованием преступлений, а другая - полиция общественной безопасности - призвана решать вопросы местного масштаба через подразделения патрульно-постовой службы, дорожно-патрульной службы, участковых уполномоченных, по делам несовершеннолетних и т.д. Система органов внутренних дел включает министерство РФ, министерства внутренних дел республик, управления в других субъектах федерации, городские и районные органы внутренних дел, а также специализированные подразделения. Стратегические вопросы безопасности являются предметом деятельности Совета Безопасности при Президенте РФ, однако сам Совет правоохранительной деятельностью не занимается. Ведущая роль в данной сфере принадлежит Федеральной службе безопасности, действующей на основании Федерального закона от 3 апреля 1995 года [4].
Функции ФСБ составляют: противодействие мероприятиям иностранных спецслужб (контрразведка), разведка по вопросам безопасности, раскрытие и расследование преступлений против безопасности (шпионаж, террористическая деятельность, незаконный оборот оружия и т.д.). В настоящее время полномочия органов безопасности определены в законе и не допускают контроля за взглядами и убеждениями граждан. Некоторые правоохранительные функции выполняют также Федеральная пограничная служба РФ (например, оперативно-розыскную деятельность и дознание по делам о нарушении Государственной границы), органы внешней разведки, федеральные органы правительственной связи и информации, федеральные органы государственной охраны, таможенные, налоговые и иные органы. РАЗДЕЛ II. ПРАВО Источники права Выделяют четыре основных источников права: 1) нормативный акт – правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений; 2) правовой обычай – первая форма права, исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящие к правовым последствиям; 3) юридический прецедент – судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел, распространен в Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и т.п.; 4) нормативный договор – соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, международные договоры) Право как социальный институт функционирует наряду с государственным аппаратом, моралью и другими социальными регуляторами. Значение права, его роль в жизни общества во многом определяется теми функциями, которые выполняет право в процессе воздействия на общественные отношения. На специально-юридическом уровне право выполняет регулятивную (развитие общественных отношений) и охранительную функции. Классификация норм права Нормы права классифицируются: 1) по функциям в механизме правового регулирования: а) исходные – нормы-принципы, нормы-дефиниции, устанавливающие общие начала правового регулирования общественных отношений, определения конкретных юридических понятий; б) нормы – правила поведения, регулирующие специфические правоотношения путем установления типичных прав и обязанностей; 2) по предмету правового регулирования (отраслевой принадлежности): а) нормы гражданского права; б) нормы уголовного права; в) нормы административного права и т.д.; 3)по методу правового регулирования: а) императивные, содержащие властные предписания, не допускающие иного варианта поведения; б) диспозитивные, содержащие свободу усмотрения взаимных прав и обязанностей (присущи гражданскому праву); в) рекомендательные, предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения, от которого субъект вправе отказаться; г) поощрительные, стимулирующие социально полезное поведение и устанавливающие меры поощрения за определенные действия; 4) по функциональной направленности: а) регулятивные, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений; б) охранительные, направленные на защиту нарушенных субъективных прав и предупреждающие действия, которые могли бы нанести вред общественным интересам; 5) по форме выражения предписания: а) запрещающие, содержащие запрет на совершение определенных действий; б) обязывающие, предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия; в) управомочивающие, предоставляющие возможность совершать определенные действия; 6) по сфере действия: а) общефедеральные, действующие на территории всей страны; б) республиканские, действующие на территории субъекта Федерации; в) местные, действующие на территории определенного муниципального образования; г) локальные, действующие на территории конкретного предприятия, учреждения, организации; 7) по юридической силе – нормы законов и нормы подзаконных актов; 8) по характеру – материальные (устанавливающие, что регулирует норма права) и процессуальные (каким образом регулирует); 9) по времени действия – постоянные (содержащиеся в законах) и временные (содержащиеся, например, в указе президента о введении чрезвычайного положения на определенной территории); 10) по субъекту правотворчества: а) принятые государственными (законодательными, исполнительными) органами; б) принятые негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами местного самоуправления). Соотношение права и морали. Под нормами морали понимаются правила поведения общего характера, регулирующие отношения между людьми посредством исторически сложившихся представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости. Единство права и морали состоит в следующем: 1) представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования, у них единая нормативная основа; 2) преследуют одни и те же цели и задачи – упорядочение и совершенствование общественной жизни, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости; 3) наличие одного объекта регулирования – общественных отношений; 4) право и мораль в качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков субъектов правоотношений; 5) выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества. Различия между правом и моралью состоят в следующем: 1) период времени, за который происходит формирование норм морали, достаточно длителен и зависит от настроений и уровня развития общества. С другой стороны, нормы права в принудительном порядке устанавливаются государством и становятся после этого общеобязательными для всех субъектов права. При этом в создании норм морали участвует общество, а норм права – государство; 2) для того чтобы сформировавшиеся нормы морали стали традиционными и общепринятыми, нет необходимости облекать их в форму нормативного акта. Но нормы права в обязательном порядке должны быть приняты в определенных формах, а их содержание должно быть доведено до общества; 3) в большинстве случаев выполнение норм морали происходит в добровольном порядке, а исполнение норм права охраняется государством; 4) в случае нарушения норм морали общество способно выразить свое отрицательное отношение, а за нарушение норм права установлена юридическая ответственность; 5) сфера действия морали шире, чем правовое пространство, границы их не совпадают; 6) у права и морали различные исторические судьбы. Мораль всегда существовала и будет существовать в обществе, тогда как право возникло лишь на определенной ступени социальной эволюции. Толкование права Толкование – это уяснение и разъяснение значения и содержания нормативно-правовых актов. Цель толкования – единообразное понимание и применение правовых норм всеми субъектами. В результате толкования права происходит уяснение, познание смысла нормы права и изложение его для остальных лиц. Результат толкования излагается в акте толкования – документе, содержащим разъяснение нормативно-правового акта. Данный документ имеет юридическую силу только во взаимосвязи с нормой права. Различают следующие виды актов толкования в зависимости от: 1) органов, выполнивших разъяснение: акты судебных органов; акты органов исполнительной власти и др.; 2) отрасли: уголовно-правовые, гражданско-правовые и иные; 3) по форме выражения: указы, инструкции и т.д. В зависимости от субъекта выделяют официальное и неофициальное толкование. Официальное дается уполномоченными на то органами и должностными лицами, неофициальное – субъектами, деятельность которых не является официальной (государственной), а стало быть, оно не имеет юридической силы и ни каких правовых последствий не влечет. Официальное – разъяснение государственных органов, обладающих соответствующими полномочиями. Выделяют два вида: а) нормативное – имеет общий характер, результат применяется в неограниченном числе случаев. Например, разъяснение Пленума Верховного суда. Нормативное толкование подразделяется на аутентичное (когда толкование дает автор нормативного акта) и легальное (нормативный акт комментирует орган, уполномоченный на выполнение данной функции); б) казуальное – разъяснение, данное по конкретному случаю (казусу), не влечет правовых последствий для иных дел; Неофициальное толкование – разъяснение правовых норм, которое делается иными, не уполномоченными лицами и не имеет официального характера. Выделяют обыденное (выполняемое любым лицом), профессиональное (которое выполняется юристами - профессионалами), доктринальное (осуществляется учеными, представителями науки, отличие от профессионального толкования в том, что доктринальное толкование оказывает влияние на реализацию права), неофициальное толкование. Способы толкования права Способ толкования права – это совокупность специальных приемов, позволяющих установить истинный смысл правового предписания для конкретной ситуации. Такими способами являются: 1) грамматический; 2) логический; 3) систематический; 4) историко-политический и др. Указанные способы подлежат обязательному применению в комплексе, в единой системе. Правосознание Отношение личности к праву называется правосознанием. Правосознание выполняет следующие функции: 1) оценочную (осмысливаются, анализируются и оцениваются все без исключения элементы правовой системы); 2) регулятивную (эффективное воздействие на поведение людей, определение их ориентиров, целей, установок); 3) познавательную; 4) прогностическую (способность правосознания идти впереди права, заглядывать в будущее, давать прогноз правового развития, предвидеть последствия принятия тех или иных законодательных актов). Виды правосознания: 1)в зависимости от субъекта: индивидуальное, коллективное, массовое, общественное; 2) в зависимости от уровня: научное, профессиональное, обыденное. Правосознание состоит из двух сторон – идеологии как системы правовых идей, взглядов, теорий и психологии, как системы чувств, эмоций, переживаний, настроений индивида, связанных с восприятием права и всех производных от него явлений. Правомерное поведение - это общественное необходимое или допустимое поведение индивида, которое соответствует предписаниям правовых норм, соответствует требованиям государства и одобряется государством и обществом. Социальная основа правомерного поведения - общность значимых интересов граждан, определяющая установленные законом правила поведения, выраженные в правовых нормах. Признаки правомерного поведения: 1) не только социальная значимость, но и общественная полезность поведения; 2) добровольность его совершения со стороны субъекта; 3) массовость соблюдения правовых норм в обществе. Правонарушение – это противоправное, виновное деяние субъекта, причиняющее вред обществу, государству или отдельным лицам и влекущее юридическую ответственность. Деяние может выступать в форме действия или бездействия. Действи е – это активное поведение субъекта (хулиганство). Бездействие – это пассивное поведение субъекта, например, неисполнение служебных обязанностей должностным лицом. Юридический состав правонарушения составляют: 1) объект правонарушения; 2) субъект правонарушения; 3) объективная сторона правонарушения; 4) субъективная сторона правонарушения. Правонарушение подразделяется на преступления, гражданско-правовые деликты, административные правонарушения, дисциплинарные проступки. Преступление – это виновное совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания. Другие правонарушенияпредставляют меньшую степень общественной опасности, за их совершение предусмотрена юридическая ответственность гражданским, административным и трудовым правом. Юридическая ответственность – это предусмотренная санкцией правовой нормы обязанность правонарушителя претерпевать определенные лишения за совершенное правонарушение. Принципы юридической ответственности: 1) неотвратимость (т.е. неизбежность применения мер ответственности за совершенное правонарушение); 2) законность (соблюдение правовых норм при назначении мер юридической ответственности); 3) справедливость (соответствие тяжести наказания совершенному правонарушению, однократное наказание за одно совершенное правонарушение, применение принципа «закон обратной силы не имеет», если это отягощает положение правонарушителя); 4) гуманизм (запрет на применение пыток, бесчеловечное обращение с человеком); 5) объективность (привлечение к юридической ответственности только при условии наличия общественно вредного деяния); 6) презумпция невиновности – каждый гражданин предполагается невиновным, пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке, т.е. вступившим в законную силу приговором суда. Обстоятельства, которые исключают привлечение лица к юридической ответственности: -необходимая оборона (при возникновении опасного реального посягательства на жизнь, права и свободы произошло причинение вреда посягающему лицу); - крайняя необходимость (причинение небольшого вреда с целью предотвратить наступление большего); - невменяемость (неспособность понимать значение своих действий); - малозначительность (отсутствие общественной опасности); - выполнение приказа; - казус (случай) – причинение вреда при наступлении обстоятельств, которые нельзя ни предвидеть, ни предотвратить. Виды юридической ответственности 1) уголовная ответственность – наступает за совершенное преступление (например, кража, хулиганство, заведомо ложное сообщение об акте терроризма и др.), на основании приговора суда. Наказания наиболее суровые (в том числе, лишение свободы); 2) административная ответственность – предусмотрена за совершение административного правонарушения (например, нарушение правил дорожного движения). К административным взысканиям относятся предупреждение, штраф, лишение специальных прав [7]; 3) дисциплинарная ответственность – наступает за нарушение работником какой-либо организации служебных обязанностей, совершение дисциплинарных проступков. Взыскания в виде: замечания, выговора, строгого выговора, предупреждения о неполном служебном соответствии, увольнения; 4) гражданско-правовая ответственность – предусмотрена за совершение гражданского правонарушения (гражданско-правового деликта). Имеет имущественный, компенсационный характер, наступает в виде возмещения причиненных убытков, штрафных санкций и т.д. Правовая система России Правовая система – совокупность правовых явлений и традиций отдельно взятой страны. В нее входят система права, учения, идеология, праворегулирование и правоприменительная практика. Признаки системы права: 1) единство – принадлежность норм права к одной правовой системе порождает единство их целей; 2) различие – каждая из норм, составляющих систему права, имеет свое содержание, объект регулирования и т.д.; 3) взаимодействие – при том, что нормы права едины и различны по определенным признакам, они должны быть взаимосвязаны, так как входят в единую иерархию нормативных актов. Современную правовую систему России можно отнести к романо-германской системе права. Элементы системы права: 1) правовые нормы - исходные части системы права; 2) правовые институты – совокупность правовых норм, их небольшая группа, регулирующая один вид общественных отношений (институт дарения в гражданском праве и т.д.). Могут быть отраслевыми (сделки), межотраслевыми (собственность); материальными (купля-продажа), процессуальными (исковая давность); простыми (договоры) и сложными (подряд), по выполняемым функциям их можно разделить на охранительные (институт трудового договора) и регулятивные (институт референдума); 3) подотрасли – совокупность родственных правовых институтов, группа регулируемых отношений у них уже, чем у отрасли права (авторское); 4) отрасли права – совокупность правовых норм, институтов, объединенных однородной сферой общественных отношений. Например, конституционная, уголовная, экологическая и др. Отрасль самостоятельна, устойчива, но взаимосвязана с другими отраслями. Основным источником права являются Конституция РФ - нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, законы и другие нормативные правовые акты. В России, как государстве федеральном, законодательство делится на федеральное и законодательство субъектов РФ. Разграничение предметов ведения между РФ, субъектами Федерации и органами местного самоуправления установлено в ст. 71-73 Конституции РФ. В исключительном ведении РФ находятся: регулирование прав и свобод человека и гражданина; формирование федеральных органов государственной власти: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, федеральные налоги и сборы; внешняя политика и иные вопросы. К совместному ведению РФ и субъектов РФ отнесены: общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; социальная защита и иные вопросы. Вне пределов ведения РФ и совместного ведения: с убъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Во главе правовой системы России стоит Конституция РФ; далее следуют федеральные конституционные законы, иные федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, подзаконные нормативные акты отраслевых министерств и ведомств. Также действуют регламенты Совета Федерации и Государственной Думы. Правовые акты субъектов РФ. К ним относятся: Конституции (уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ, указы президентов республик в составе РФ, указы, постановления и распоряжения губернаторов и других глав администрации РФ, постановления правительств субъектов РФ и иные акты нормативного характера законодательных органов субъектов РФ. Что касается правовых актов органов местного самоуправления, то их виды, порядок принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования. Важное место в правовой системе России занимают руководящие разъяснения Пленума Верховного суда РФ, заключения Конституционного суда РФ. Контрольные вопросы к второму разделу 1.Что такое право? 2. Дайте определение и раскройте структуру нормы права. 3. Что такое правоотношение и какова его структура? 4. В чем суть термина толкование права? 5. Назовите виды норм права. 6. Какие виды юридической ответственности Вам известны? 7. Раскройте понятие и признаки правонарушения. 8. Какие отличия имеются между нормой права и индивидуальным правовым актом? 9. В чем отличие права от морали? В чем их общность? 10. Каковы признаки правонарушения? 11. Чем субъективное право отличается от юридической обязанности? 12.В чем состоит различие объективного и субъективного права? 13.Какие источники права Вам известны? 14. В чем состоит различие между исполнением и применением закона? 15.Охарактеризуйте место права в системе социальных норм. 16. Раскройте формы права. 17. Какие виды и способы толкования права Вы знаете? 18. Какие правовые системы Вам известны и каковы их основные признаки? РАЗДЕЛ III. ОТРАСЛИ ПРАВА Отрасль права – это совокупность взаимосвязанных правовых норм, регулирующих относительно самостоятельную область человеческих отношений. Отрасли права отличаются друг от друга предметом регулирования. Предмет правового регулирования отрасли права – это однородная группа отношений, регулируемых группой правовых норм. Кроме того, некоторые отрасли права сформированы по объектам правового регулирования (земельное, водное, лесное законодательство и др.). Конституция РФ – исходная база всех других отраслей права. Можно выделить следующие основные отрасли права: 1) конституционное (регулирует социально значимые общественные отношения, основной источник – Конституция РФ); 2) административное (связано с осуществлением исполнительной власти); 3) гражданское (регулирует имущественные и связанные с ним неимущественные отношения субъектов права); 4) земельное (предметом регулирования являются правовые отношения, связанные с землей); 5) экологическое (регулирует отношения, связанные с охраной окружающей природной среды); 6) семейное (посвящено рассмотрению проблем, связанных с брачно-семейными правоотношениями); 7) трудовое (регулирует отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности); 8) уголовное (регулирует порядок отнесения деяний к преступлениям, основания уголовной ответственности за их совершение и освобождения от ответственности и др.); 9) гражданско-процессуальное (регулирует порядок разрешения гражданско-правовых споров), 10) уголовно-процессуальное (регулирует порядок привлечения к уголовной ответственности) и иные. Классификация отраслей права: Отрасли права можно условно разделить на две группы: 1) материальные – отрасли права, которые регулируют главные общественные отношения (гражданское право, уголовное, семейное, трудовое); 2) процессуальные – направленные на обслуживание и обеспечение материальных отраслей, предметом регулирования является применение и регламентация материальных отраслей (гражданско-процессуальное,
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.212 (0.155 с.) |