Политическая борьба в Киевской Руси 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая борьба в Киевской Руси



Политическая борьба в Киевской Руси

Гибель Святослава открывает новую страницу в политической истории Киевской Руси и эта струнца опять-таки оказалась кровавой.

Усобица Святославичей:

У Святослава было трое детей, двое законных, от законного брака это Ярополк и Олег, второй незаконнорождённый (бастард) от ключницы княгини Ольги Малуши, Владимир.

Отправляясь на Балканы, после нанесения поражения печенегам, уже повзрослевших сыновей отец решил пристроить к власти, оставить их своими наместниками, Ярополка он посадил в Киеве, в качестве верховного, старшего наместника.

А древлянскую землю отдал своему второму сыну Олегу.

При этом один из ведущих воевод Святослава, Добрыня, который был братом Малуши, он предпринял такую интригу, он подговорил новгородцев, чтобы они потребовали наместника и себе.

И вот тут мы уже говорили, об особом пути политигенеза, связанном с приглашением внешнего политического деятеля (извне), в качество такого третейского судьи, каковым и стал Рюрик, это предопределило особо положении Новгорода, который даже после присоединения Олегом Киева и переноса центра власти в Киеве, все равно сохранил свою автономию и прежние полит. устои, которые никогда там не исчезали, именно поэтому киевские князья всегда деликатно вели себя по отношению к Новгороду, потому что он был вторым по значению ключевым пунктом во всей восточно-европейской логистике, это был не только важный пункт на волхов-днепровском пути, но и ворота в волжский торговый путь, поэтому с Новгородом нужно было быть острожными и обходительными.

Новгородцы тоже это хорошо понимали, и вот это положение дел, так вот это хорошо понимал Добрыня и он провернул такую некую интригу, таким образом он надоумил новгородцев потребовать себе в качестве князя третьего сына (Владимира), при этом пригрозив Святославу, что если он не пойдет на это, то они найдут себе князя на стороне, то есть поступят так, как поступили 862 году и таким образом Владимир отправился в Новгород, а дальше 975 году, то есть через три года после смерти Святослава возникает очень серьёзная конфликтная ситуация, казалось бы на первый взгляд случайная, но на самом деле глубоко закономерная.

Основная часть:

Дело в том, что в этом году, сын воеводы Свинельда, Люд или в других вариантах он пишется Лод.

Он почему- то решил поохотиться в древлянских лесах и был здесь встречен Олегом (посажен в древлянские земли), крайне разгневанным, тем, что в его лесах охотиться посторонний человек, и стычка закончилась смертью Люда.

Летописец показывает, что из этого незначительного и случайного эпизода разрастается драма, потому что, Свинельд, могущественный полководец, служил еще Игорю, участвовал во всех похода Святослава, Свинельд этого не простил, и начал настраивать Ярополка против Олега и убеждая, что Олег затаил против него коварные замысли и его нужно покарать.

И тут возникает вопрос, почему это произошло?

Мы с вами уже говорили, что охота это не просто развлечение, это особая символическая форма деятельности наглядно демонстрирующая причастность охотника к политической элите.

Вспомним реформы Ольги, она учреждает становища и ловы.

Становища –это усадьбы,прообразы будут вотчин, которые становились локализацией власти на момент присутствия верховного правителя на данной территории, поскольку верховный правитель должен регулярно объезжать все свои земли, и демонстрировать себя своим подданным как верховного обладателя власти, но кроме того, неслучайно упомянут ловы- охотничьи заповедники, тем самым Ольга также маркирует свое положение верховного собственника земли именно это означает процесс так называемого окняжения земли.

Несанкционированная охота- это всегда демонстрация непризнания чьего-то суверенитета, именно поэтому поступок Олега оправдан.

С точки зрения аристократического этоса, Олег и не мог поступить иначе, охота чужака в его владениях, это непризнание его политических прав и полномочий и здесь реакция должна быть одна, кара жестокая.

Поэтому Поведение Олега логично с точки зрения средневекового поведенческого стереотипа, так называемого этоса, потому что нельзя было охотиться на чужих землях, это выказывание неуважения к Олегу.

Возникает вопрос, почему Люд на это пошел, что ему место мало было?

Разгадку дают сведения из новгородской первой летописи, которая отсутствует в повести временных лет, где говорится, что Игорь в благодарность за военные подвиги Свинельда, а Свинельд помог покорить тиверцев и уличей, участвовал в войне с древлянами, с которой началось княжение Игоря, так в благодарность за это, Игорь передал право сбора дани с древлян Свинельду, таким образом эта ранняя, архаичная форма ЛЕНА, то есть передачи земли во владения в обмен на службу.

Святослав, отдавая древлянскую землю Олегу, покушался на права Свинельда, первое оскорбление Свинельд получил от Святослава, который попрал прежние договоренности и таким образом распорядился землей, зная это передал землю Олегу, сын Свинельда Лют, охотясь в этих землях, хотел показать Олегу, что это его земля, а не Олега.

Свинельд потеряв сына, убеждает Ярополка идти войной против Олега.

В 977 году киевское воинство, предводительствуя формально Ярополком, а на самом деле Свинельдом подходит к городу Овруч, княжеской столице древлянской земли и начинает его штурмовать и в процессе боя, на крепостном мосту, Олег падает в ров и погибает.

Ярополк предстает перед нами как правитель не энергичный и не воинственный и целиком находящийся пол влиянием Свинельда, и даже этот единственный поход, который он совершил против своего брата, под манипуляцией Свинельда, и сам Ярополк прекрасно понимал, что им Свинельд пользуется, и даже видя труп своего брат, Олега, Ярополк рыдает и обвиняет Свинельда, что он им манипулировал и что он подлинный виновник смерти Олега.

Святослав будучи решительным противником христианства детей своих не воспитывал, их воспитывала Ольга, Ярополк был воспитан бабушкой христианской и был женат на христианке, он был миролюбив как христианин, хоть и не являлся им на самом деле. И хорошо относился к христианству.

Из Балканского похода в качестве пленницы пригнало некую гречанку, бывшую монахиней, она видимо была очень красива и Святослав презентовал её в качестве сувенира своему старшему сыну, таким образом Ярополк был воспитан бабушкой христианкой и был женат на христианке, уже из этого мы можем сделать вывод, что даже если он не был крещён, то к христианству относился очень позитивно.

Обратим внимание на его мягкий и неконфликтный характер, на то, что он не участвовал в войнах и конечно же дружина видела в этом звенья одной цепи, они объясняли отсутствие походов христианским влиянием.

Следующий шаг – это Киев.

Тут опять возникает интрига, потому что с Владимиром вступает в переговоры закулисные воевода Ярополка Блуд, и предлагает без лишней крови захватить Киев.

Обратите внимание, воевода- ключевая фигура княжеской дружины, совершает предательство, почему?

Они были не довольны Ярополком, его миролюбием и не воинственностью, а в глазах дружины, не воинственность равно симпатия к христианству, и тосковала о славных временах Святослава и в глазах дружинников Владимир представлялась желанной заменой Ярополку. Поэтому они и пошли на это предательство Ярополка.

Блуд вступает в переговоры и Далее дружинник Блуд, убеждает Ярополка, что киевляне против него, и к нему относятся плохо, мечтают о Владимире и скоро поднимут восстание, он предлагает ему уйти в городок южнее Киева, город Родня, где Ярополку пересидит, вдали от опасности, на самом деле Ярополка там просто убили, а Владимир занимает Киев.

Владимир приходит в Киев, и берет себе в жёны бывшую жену Ярополка, та была уже беременна, и таким образом первый ребенок, которые скоро родится.

Святополк, был не ребенок Владимира, а именно Ярополка.

В этом летописец видит предзнаменование бед, он пишет «От греховного бо кореня злы плод бывает», это значит, что получается, что тот ребенок, который родится он не виноват ни в чем, но с точки зрения летописца все беды были из-за этого события.

Политическая борьба в Киевской Руси

Гибель Святослава открывает новую страницу в политической истории Киевской Руси и эта струнца опять-таки оказалась кровавой.

Усобица Святославичей:

У Святослава было трое детей, двое законных, от законного брака это Ярополк и Олег, второй незаконнорождённый (бастард) от ключницы княгини Ольги Малуши, Владимир.

Отправляясь на Балканы, после нанесения поражения печенегам, уже повзрослевших сыновей отец решил пристроить к власти, оставить их своими наместниками, Ярополка он посадил в Киеве, в качестве верховного, старшего наместника.

А древлянскую землю отдал своему второму сыну Олегу.

При этом один из ведущих воевод Святослава, Добрыня, который был братом Малуши, он предпринял такую интригу, он подговорил новгородцев, чтобы они потребовали наместника и себе.

И вот тут мы уже говорили, об особом пути политигенеза, связанном с приглашением внешнего политического деятеля (извне), в качество такого третейского судьи, каковым и стал Рюрик, это предопределило особо положении Новгорода, который даже после присоединения Олегом Киева и переноса центра власти в Киеве, все равно сохранил свою автономию и прежние полит. устои, которые никогда там не исчезали, именно поэтому киевские князья всегда деликатно вели себя по отношению к Новгороду, потому что он был вторым по значению ключевым пунктом во всей восточно-европейской логистике, это был не только важный пункт на волхов-днепровском пути, но и ворота в волжский торговый путь, поэтому с Новгородом нужно было быть острожными и обходительными.

Новгородцы тоже это хорошо понимали, и вот это положение дел, так вот это хорошо понимал Добрыня и он провернул такую некую интригу, таким образом он надоумил новгородцев потребовать себе в качестве князя третьего сына (Владимира), при этом пригрозив Святославу, что если он не пойдет на это, то они найдут себе князя на стороне, то есть поступят так, как поступили 862 году и таким образом Владимир отправился в Новгород, а дальше 975 году, то есть через три года после смерти Святослава возникает очень серьёзная конфликтная ситуация, казалось бы на первый взгляд случайная, но на самом деле глубоко закономерная.

Основная часть:

Дело в том, что в этом году, сын воеводы Свинельда, Люд или в других вариантах он пишется Лод.

Он почему- то решил поохотиться в древлянских лесах и был здесь встречен Олегом (посажен в древлянские земли), крайне разгневанным, тем, что в его лесах охотиться посторонний человек, и стычка закончилась смертью Люда.

Летописец показывает, что из этого незначительного и случайного эпизода разрастается драма, потому что, Свинельд, могущественный полководец, служил еще Игорю, участвовал во всех похода Святослава, Свинельд этого не простил, и начал настраивать Ярополка против Олега и убеждая, что Олег затаил против него коварные замысли и его нужно покарать.

И тут возникает вопрос, почему это произошло?

Мы с вами уже говорили, что охота это не просто развлечение, это особая символическая форма деятельности наглядно демонстрирующая причастность охотника к политической элите.

Вспомним реформы Ольги, она учреждает становища и ловы.

Становища –это усадьбы,прообразы будут вотчин, которые становились локализацией власти на момент присутствия верховного правителя на данной территории, поскольку верховный правитель должен регулярно объезжать все свои земли, и демонстрировать себя своим подданным как верховного обладателя власти, но кроме того, неслучайно упомянут ловы- охотничьи заповедники, тем самым Ольга также маркирует свое положение верховного собственника земли именно это означает процесс так называемого окняжения земли.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.101 (0.014 с.)