По пространственно-временному принципу: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По пространственно-временному принципу:



1. сиюминутные, повседневные – отличаются краткостью значения в пространственно-временном; бытии человека;

2. исторические (исторические идеалы) – имеют важное значение для определения длительности бытия в процессе истории;

3. вечные (любовь, дружба, знание) – всегда лежат в основании человеческого рода, никогда не исчезают (наука, знание, свобода).

 

Можно также разделить ценности на:

- традиционные, ориентированные на сохранение и воспроизводство сложившихся норм и целей жизни;

- современные, возникшие под влиянием изменений в общественной жизни;

- базовые, характеризующие основные ориентации людей в жизни и основных сферах деятельности. Формируются в процессе первичной социализации, затем оставаясь достаточно стабильными;

- терминальные (выражают важнейшие цели и идеалы, смыслы жизни);

- инструментальные (одобряемые в данном обществе средства достижения целей);

Возможна также иерархия от низших ценностей к высшим.

Существуют ценности, характеризующие историческую эпоху, социально-экономический уклад, нацию, а также специфические ценности профессиональных и демографических групп (например, пенсионеров, молодежи) и других объединений людей, в том числе групп с асоциальной направленностью.

Неоднородность социальной структуры общества приводит к сосуществованию в нем в любой исторический отрезок времени различных, иногда даже противоречивых ценностей.

 

Точки зрения на понятие ценности:

1. ценность как предмет, имеющий какую-либо пользу и способный удовлетворить ту или иную потребность человека;

2. ценность как идеал (высшая цель стремлений);

3. ценность как норма, т.е. правило, образец, представление об оптимальной и целесообразной деятельности, продиктованное единообразными и стабильными условиями;

4. ценность как значимость чего-либо вообще для человека и общества.

 

Ключевыми понятиями современной аксиологии являются "ценность", "оценка".

1. Ценность - это свойство предмета или явления иметь значение для людей в культурном, общественном или личностном отношениях. Ценность - это единство объективного и субъективного. Ценность объективна в том смысле, что объективны свойства предмета или процесса, которые имеют значение для человека, но при этом от него не зависят. Эти свойства зависят от самого предмета или процесса. Субъективность же ценности заключается в том, что она существует лишь как процесс или результат оценки, т.е. субъективного человеческого действия. Ибо, еще раз подчеркнем, ценность - это не сам предмет, а значение предмета для человека. Вне человека ценность лишена смысла и в этом плане она субъективна. Наглядно эту взаимосвязь объективного и субъективного показал С.Ф. Анисимов: температура воздуха 40 градусов - это объективная характеристика; "жарко" - это субъективная оценка этой температуры; а "тепло" как условие жизни - это ценность

2) Оценка - суждение о значении предмета или явления для людей, вступающих с ними в оценочные отношения.

3) Ценность и истина. Истина есть одна из важнейших ценностей, научное познание должно быть истинным, истина выступает идеалом и нормой научного познания. Но и сама ценность должна быть объективной, т.е. истинной, общезначимой.

4) Ценность и норма. Ценности и нормы взаимозависимы. Ценности обусловливают существование и применение норм, оправдывают и придают им смысл. Например, жизнь человека – ценность, а её охрана – норма. В обществе одни ценности могут вступать в конфликт с другими, хотя те и другие одинаково признаются в качестве неотъемлемых норм поведения. В конфликт вступают не только нормы одного, но также разных типов, например, религиозные и патриотические: верующему человеку, свято соблюдающему норму «не убий», предлагают идти на фронт и убивать врагов.

 

Моральные ценности (принципы морали) – 1) предельно широкие требования к поведению личности, поддерживаемые мнением социальной группы или общества в целом (гуманизм, коллективизм, индивидуализм); 2) исходные положения, на основе которых строится вся мораль, всё моральное поведение человека.

При всем разнообразии подходов к определению системы этических категорий можно выделить общепризнанные, наиболее важные в теоретическом и практическом отношении категории:

- добро и зло;

- благо;

- справедливость;

- долг;

- совесть;

- сострадание;

- достоинство и честь.

Так же к моральным ценностям любовь, счастье и др.

 

Добро и зло

Добро – категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу.

Со времен древности добро и зло истолковывались как две силы, господствующие над миром, надприродные, безличностные.

Религиозная этика видит добро как выражение разума или воли Бога. В различных учениях добро принято выводить из природы человека, из общественной пользы, из космического закона или мировой идеи и т. д. Само определение добра достаточно сложно. Некоторые ученые отказываются от попытки дать определение добра, указывая, что это верховная, исходная и конечная категория, которая не может быть охвачена какой-либо дефиницией.

Зло категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения. Это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств.

Моральное зло следует отличать от социального зла (противоположности блага). Моральное зло имеет место тогда, когда оно – проявление воли определенного лица, группы лиц, социального слоя. Обычно как моральное зло оценивают отрицательные поступки людей.

Происхождение зла объясняется по-разному. В религиозных учениях зло – фатальная неизбежность человеческого существования. Иммануил Кант считал зло необходимым следствием чувственной природы человека. Французские просветители объясняли зло результатом непонимания человеком своей подлинной природы. Марксисты связывают зло с антогонистическим устройством общества.

С категорией добра связано и такое понятие, как добродетель – устойчивые положительные качества личности, указывающие на ее моральную ценность. Добродетели противостоит порок.

 

Долг и совесть

Долг – категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях.

Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации.

Долг может быть социальным:

- патриотический,

- воинский,

- долг врача,

- долг судьи,

- долг следователя и т. п.

И личным:

- родительский,

- сыновний,

- супружеский,

- товарищеский и пр.

 

Совесть иногда называют другой стороной долга. Совесть – самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей.

Совесть – категория, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.

Чувство совести ограждает человека от дурного, порочного, стимулирует благородство, ответственность – люди нередко апеллируют к собственной совести и к совести других, дают оценку себе и другим, используя понятия «чистая совесть», «нечистая совесть», «уснувшая совесть», «совестливый человек», «бессовестный», «угрызения совести» т. п.

 

Честь и достоинство

Честь включает в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества. Будучи формой проявления отношения индивида к себе и общества к индивиду, честь соответствующим образом регулирует поведение человека и отношение к нему со стороны окружающих.

Честь основывается на дифференцированной оценке людей.

Различаются национальная, профессиональная, коллективная и индивидуальная честь.

Честь — это положительная социально-нравственная оценка человека или учреждения, авторитет, репутация; это одно из главных нравственных качеств, высшая степень честности, порядочности и благородства.

Честь и достоинство — категории самооценки и оценки со стороны окружающих, составляющих важное измерение человеческого бытия, его ценностное и смысловое наполнение.

Достоинство — одно из нематериальных благ, принадлежащих человеку от рождения, оно неотчуждаемо и непередаваемо. Человек, обладающий положительными нравственными качествами, становится ценностью в глазах других людей и в своих собственных глазах. На этих оценках основывается самосознание человека и определяется его идентичность. Значимость человека поднимается или уменьшается в зависимости от того, насколько нравственные ценности стали для него правилами, вошли в его внутренний мир.

 

Насилие и ненасилие

Насилие – это общественное отношение, в ходе которого одни индивиды (группы) с помощью внешнего принуждения, представляющего угрозу жизни, подчиняют себе других, их способности, производительные силы, собственность.

В понимании феномена насилия есть два крайних подхода - широкий (абсолютистский) и узкий (прагматический), каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки.

В широком смысле под насилием понимается подавление человека во всех его разновидностях и формах - не только прямое, но и косвенное, не только физическое, но и экономическое, и политическое, и психологическое, и всякое иное.

В узком смысле насилие обычно сводится к физическому и экономическому ущербу, который люди наносят друг другу, и оно понимается как телесные повреждения, убийства, ограбления, поджоги и т.п.

Насилие есть один из способов, обеспечивающих господство, власть человека над человеком. Основания, в силу которых одна воля господствует, властвует над другой, подменяет ее, принимает за нее решения, могут быть разными:
1. некое реальное превосходство в состоянии воли - типичный случай: патерналистская власть, власть отца;
2. предварительный взаимный договор - типичный случай: власть закона и законных правителей;
3. насилие - типичный случай: власть оккупанта, завоевателя, насильника.

Принцип ненасилия гласит: Во всех случаях действуй ненасильственно. Ненасильственные действия надо совершать не в силу их необходимости, а потому что они таковы. Ненасилие призывает нас к поиску и созиданию новых форм отношений с другими. Главное в том, в чем мы сходны со всеми людьми, – в способности к добру и моральному совершенствованию. Менее важны различия по расе, полу, классу, религии, национальности.

По вопросу о приемлемости насилия в обществе существуют различные точки зрения:

1. нравственное оправдание насилия (в трудах Ницше и французского анархо-синдикалиста Жоржа Сореля);

2. частичное оправдание насилия в рамках общего отрицательного отношения к нему (более распространенная позиция). Насилие оправдывается, например, как жертва во имя будущего, или как возможность предотвращения большего насилия, или когда насилие может служить благой цели;

3. ненасилие, т.е. неприемлемость насилия и его запрет.

Идеи ненасилия содержатся во всех религиях и культурах мира. Философские учения и религии Востока (индуизм, буддизм, даосизм) подчеркивают внутреннее преображение в результате освобождения от насилия. Западные религии и философия придают большее значение внешнему освобождению и практическим делам.

 

  Страдание и сострадание

В различных религиозных и философских учениях понятия «Страдание» и «Сострадание» определяются более или менее одинаково.

Под страданием понимается физическая или нравственная мука, боль. Страдающий человек испытывает чувства, описываемые В. Далем словами: бедовать, мучиться, маяться, скорбеть, тосковать, болеть телом и душой, приходить в упадок.

Сострадание определяется как жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем, муками другого человека, как «печаль при виде бедствия, которое может повлечь за собой гибель или вред и которое постигает человека, этого не заслуживающего» (Аристотель).

По мнению Э. Фромма, всеобщий характер страдания в XX веке привел к тому, что в современном обществе выработался синдром привыкания к страданию — как собственному, так и чужому, и, как следствие, значительно снизилась способность человека к сопереживанию.

Но не только равнодушие к чужому страданию может стать негативной реакцией на свое собственное страдание. Еще более опасными являются озлобленность, агрессивность, жестокость, мстительность, выражающиеся формулой: «Если я страдал, то пусть пострадают и другие». Подобное отношение к страданию сегодня довольно широко распространено.

Именно «всеобщий характер страдания» дает человеку надежду на достойный выход. Как отмечают многие философы и писатели, страдающий человек находит утешение в человеческой солидарности: он может облегчить собственные страдания, испытывая сострадание к другим.

 

Любовь как высшая ценность

Любовь – нравственно-эстетическое чувство, которому присущи бескорыстность, самозабвенность, самоотдача, идеализация, стремление к своему объекту.

Как особая нравственная категория рассматривается в религиях (христианство, ислам), в суфизме, в персонализме, а также у Платона (приобщение к миру подлинных сущностей), Августина Блаженного («познаем настолько, насколько любим») и др. философов.

Эрих Фромм считал, что любовь – путь познания «тайны человека». Он различал следующие виды любви:

- братская,

- материнская,

- эротическая,

- любовь к себе,

- любовь к Богу.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.151.158 (0.043 с.)