Тема 6. Смысл и ценности человеческой жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Смысл и ценности человеческой жизни



Тема 6. Смысл и ценности человеческой жизни

 

Смысл жизни - является одной из фундаментальных философских проблем, содержание которой заключается в понимании конечной цели существования человека, определение его места в природе как биологического вида и предназначения как социального существа.

 

Классификация этических направлений по представлению о смысле жизни

 

Существует традиция классифицировать этические учения на основе представлений тех или иных мыслителей о смысле человеческой жизни. В этом случае в истории этики выделяются следующие направления.

 

Гедонизм

Этическое направление, приверженцы которого считают «смысло-жизненным» ориентиром удовольствие, наслаждение. Соответственно страдание воспринимается как очевидное зло, которое человеку необходимо избегать. Элементы гедонизма есть в древнекитайской и древнеиндийской философии, однако, наиболее последовательно этого принципа придерживалось древнегреческое учение киренаиков в 4 в. до н.э. (Аристипп, Гегесий и др.). В эпоху Средних веков западноевропейская этическая мысль, имевшая по преимуществу религиозный характер, относилась к гедонизму отрицательно из-за его явно выраженного натурализма, т.е. видения истоков нравственности в природе, а не в Божественной воле. В эпоху Возрождения и Нового времени принцип гедонизма вновь артикулируется (гуманисты 15-16 вв., Г. Гоббс, Д. Локк, французские материалисты). Основной упор делается на его материалистическую компоненту. Гедонизма придерживались и некоторые философы 20 в. (3. Фрейд, Дж. Сантаяна и др.).

 

Аскетизм

В оппозиции гедонизму находится аскетизм, цель которого - компрометация и подавление чувственных влечений. Те или иные формы аскетизма характерны для религиозных учений, воспринимающих чувственную жизнь человека как неистинную, греховную. Ведь для религиозного сознания истинная жизнь - потусторонняя, человек должен в первую очередь думать о духовном совершенстве. «Земные» же наслаждения явно отвлекают его от этой задачи, удерживают во зле и лжи. Стремление покинуть «этот» мир как можно быстрее, способствовало возникновению изощренных аскетических практик. Их демонстрируют представители джайнизма в Древней Индии, некоторые гностики 1-3 вв. н.э., христианские святые и др.

Эвдемонизм

Этическое направление, согласно которому смысл жизни в естественном стремлении человека к счастью. Есть учения, в которых эвдемонизм выступает как вид гедонизма, ориентирующиеся на стремление к высшему удовольствию, минимально зависящему от изменчивого внешнего мира (Эпикур, Лукреций). Однако счастье нетождественно чувственному удовольствию. Это подчеркивала и античная идеалистическая (Платон, Аристотель), и частично, средневековая религиозная мысль. Так, некоторые богословы противопоставляли «земные» радости «небесным» (например, Фома Аквинский). Естественное представление о счастье реабилитируется в учениях гуманистов Возрождения. Эвдемонический принцип присутствует в этике Д. Юма, особенно большое значение он приобретает у французских энциклопедистов (Ф. Вольтер, Д. Дидро и др.), материалистов (например, К. Гельвеции), а также у Ж.Ж. Руссо. Счастье человека было ими объявлено конечной целью всякой деятельности, как частной, так и общественной.

 

Ригоризм

Эвдемонизму в этике можно противопоставить ригоризм, направление, главный принцип которого - подчинение воли человека нравственному закону. В ригористических учениях нравственность призвана обуздывать естественное стремление к счастью («человек живет не для радости, а для совести»). Мыслители-ригористы утверждают, что истинная нравственность никоим образом не связана с благополучием человека, с его эгоистическими интересами. Наоборот, она противоречит им, поэтому, как правило, праведный человек испытывает в жизни определенные проблемы (прежде всего, материальные). Тем не менее, он должен выполнять требования морали, преодолевая свои «естественные» склонности. Для высоконравственного человека добродетели ценны сами по себе. Наградой для него служит либо спасение в загробной жизни, если он верующий, либо уважение и самоуважение в этой жизни, если он атеист.

Этика ригоризма - это этика долга. В античной философии к этому направлению можно отнести киническую и стоическую школы. Ригористичны средневековые религиозные учения. В Новое время своим ярко выраженным ригоризмом выделяется учение И. Канта, который развил этот принцип до логического конца.

 

Утилитаризм

В этом этическом направлении польза считается главной нравственной ценностью. В основе утилитаризма лежит частный интерес. Этот принцип в качестве нравственного возникает после осознания целесообразного характера человеческой деятельности. Древнеиндийские материалисты школы локаята осмысливают его как положительный критерий оценки поступка. Утилитаризм пропагандировали древнегреческие софисты, видя в пользе основание и конечную цель нравственных поступков. Подлинный расцвет этика утилитаризма переживала в Новое время с развитием буржуазных отношений. Для нее характерно стремление связывать нравственность с реальными интересами людей. Даже в религии возникает представление о том, что земной успех (благополучие, богатство и т.д.) свидетельствует о Божественной благодати (например, в отдельных течениях протестантизма). Поворот этики Нового времени к реальному человеку имел прогрессивный характер. Однако мыслители видели и возникающее противоречие между частным интересом и интересом общим. Способом решения данного противоречия стала теория разумного эгоизма, концептуально оформившаяся в эпоху Просвещения. Суть ее состояла в следующем: если человек в своих поступках руководствуется только собственными интересами, то следует учить его не отказу от эгоизма, а тому, чтобы он понимал свои интересы разумно, соотносил с общественной пользой. В этом случае интересы отдельных личностей не будут приходить в столкновение с интересами окружающих, а наоборот, будут сочетаться с ними. В 19 в. сторонником этой теории был русский мыслитель Н.Г. Чернышевский. Наибольшее число последователей утилитаризм находит в Англии (И. Бентам, Дж. Милль) и США (прагматизм У. Джемса и др.).

 

Пути обретения смысла жизни

 

Зачем мы рождаемся на свет, и в чем заключается смысл жизни? Такими вопросами задавались еще древнейшие мыслители. В устах современного человека эти вопросы приняли несколько иные очертания и все чаще ими задаются те, кто потерял почву под ногами и не может понять, зачем ему жить дальше. Грань между жизнью и существованием слишком тонка, чтобы ее заметить, и те, кто шагнул за нее, обычно с большим трудом возвращаются назад. Мы разберемся, как сделать это самостоятельно и вновь обрести самих себя.

Как обрести смысл жизни?

Прежде чем найти ответ на вопрос как обрести смысл жизни, нужно понять, что этот смысл собой представляет. Иными словами, что это за истина такая, которую не все могут найти. Структура смысла жизни должна быть примерно следующей:

1. Смысл жизни должен быть идентичен поставленным человеком задачам

2. Он доложен быть не навязан кем-то со стороны, а найден самостоятельно

3. Смысл жизни должен складывать все фрагменты жизни в единую картинку

4. В течение времени смысл жизни может поменяться, так как меняется мировоззрение самого человека.

Если хоть один из этих критериев не совпадает с реальностью, и вы продолжаете считать, что жизнь не имеет смысла, начните исправлять эту ситуацию с помощью нескольких простых, но эффективных упражнений:

1. Алгоритм поиска смысла жизни:

•   находясь в полной тишине и в таком месте, где вы можете расслабиться и чувствовать себя комфортно, вооружитесь ручкой и блокнотом. На все вопросы вы должны давать самим себе только честные ответы;

•   возьмите старый альбом со своими детскими фотографиями. Пролистайте его и задайтесь вопросом – что увлекало вас в детстве? К чему вы тянулись? Что вам нравилось делать? Опишите, таким образом, все периоды от раннего детства и до последнего класса школы;

•   все увлечения, которые вы вспомнили нужно записать и свести их к одному общему предложению. Оно должно в целом охарактеризовать все, чем вам нравилось заниматься;

•   закройте глаза и проговорите про себя то предложение, которое у вас получилось. Прислушайтесь к ощущениям;

•   определитесь, каким образом вы можете реализовать в нынешней жизни то предназначение, которое у вас получилось;

•   начните пробовать себя в тех областях, которые вы для себя выбрали.

2. Самоанализ (данное упражнение не рекомендуется тем, что уже находится в глубокой депрессии):

Находясь в том же комфортном и уютном месте, представьте себе, что вам осталось прожить всего лишь один день. Задайте себе вопросы:

•   что я хочу услышать о себе после смерти?

•   о каком незавершенном деле я буду жалеть?

•   чем я больше всего буду гордиться?

Теперь представьте, что бы могли сделать за последние 24 часа, и это имело бы для вас смысл. Составьте список таких дел и выберите те из них, которые сможете сделать в ближайшие сутки.

3. Запуск разума:

Заведите себе небольшой дневник для того чтобы записать туда свои впечатления и размышления. Само же упражнение состоит из двух отрывков, которые нужно прочитать и осмыслить:

В мире, где никто не должен работать более четырех часов в сутки… обязательной работы будет достаточно, чтобы сделать досуг приятным, но недостаточно, чтобы вызвать изнеможение. Если люди не будут утомлены в свободное время, им подойдут не только пассивные и пустые развлечения (Бертран Рассел).

Все предметы накрыло снежным покрывалом молчания. Слышно только то, что происходит внутри дома. Я заворачиваюсь в одеяло и ни о чем не думаю. Я испытываю радость и засыпаю, так и не поняв, для чего все эти дела делаются на свете (Фернанду Пессоа).

Подобный метод помогает вновь ощутить вкус к жизни и к нему стоит прибегать, не дожидаясь пока начнется апатия.

 

 «Человек в поисках смысла жизни». Логотерапия

 Так называется известная книга австрийского психотерапевта, психолога Виктора Франкла.

 Франкл три года провел в концлагерях. В книге «Человек в поисках смысла жизни» он описывает личный опыт выживания в концентрационном лагере и указывает путь нахождения смысла во всех проявлениях жизни, даже самых страшных.

 

Франкл говорит, что всем людям присуща врожденная тенденция - искать и реализовать смысл жизни. Она является основным двигателем поведения личности и ее развития.

Для жизни и активных действий человеку важно верить в смысл своих поступков. Если смысл отсутствует, то у него появляется состояние, которое Франкл назвал экзистенциальным вакуумом.

Он писал:

 «В отличие от животных, инстинкты не диктуют человеку, что ему должно. Не зная ни того, что ему нужно, ни того, что он должен, человек, похоже утратил ясное представление о том, что он хочет. В итоге он хочет либо того же, чего и другие (конформизм); либо делает то, что другие хотят от него (тоталитаризм)»

Возможно и третье следствие – появление специфических невротических заболеваний – «ноогенных неврозов», которые вызваны угрызениями совести и ценностными конфликтами.

Если у человека отсутствует смысл жизни, реализация которого дала бы ему возможность ощущать счастье, то он может искать ощущения счастья с помощью алкоголя, химических препаратов, наркотиков. И нужно помочь людям, попавшим в экзистенциальный вакуум, убеждая их в наличии смысла жизни.

Франкл считает, что

«…нахождение смысла – это вопрос не познания, а призвания, не человек ставит вопрос о смысле своей жизни – жизнь ставит этот вопрос перед ним, и человеку приходится ежедневно и ежечасно отвечать на него не словами, а действиями».

Каждый человек находит, присущий только ему, уникальный смысл в жизни.

Франкл характеризует позитивные смыслы, которые определяются ценностями творчества, ценностями отношения и ценностями переживания.

Ценности творчества реализуются через труд. Но важность не в самой работе, а в том, как человек ее делает, что он вносит в нее свое, личное, то, что составляет его индивидуальность и наполняет смыслом его жизнь.

Если ценности творчества отсутствуют,  то смысл жизни может придать любовь. Это высшее из переживаний человека, позволяющее познать глубинную сущность человека. Человек живет ради любимого, сделать его счастливым – главная цель его существования. Смысл жизни может придавать любовь к детям.

Ценности отношения. Если человек находится в обстоятельствах, которые он не может изменить, и принимает все тяготы жизни, проявляет мужество в страданиях, достоинство, будучи обречен, то это является свидетельством того, что он состоялся как личность. Своим страданиям человек придает глубокий жизненный смысл.

Франкл подчеркивает, что человек должен сам искать смысл жизни, найти его и осуществить. И за свой уникальный смысл жизни он сам несет ответственность.

Реализуя смысл своей жизни, человек, таким образом, реализует и самого себя. Тем не менее, он никогда так и не узнает до самой последней минуты жизни, удалось ли ему на самом деле осуществить смысл своей жизни.

 

Логотерапия

Логотерапия – это направление психотерапии, в основе которой лежит предположение о том, что развитие личности происходит через ее стремление к поиску жизненного смысла. При отсутствии у человека смысла жизни, когда он не понимает зачем живет, у него развивается экзистенциальная фрустрация, проявляющаяся в неврозах и расстройствах.

Логотерапия имеет ориентацию на исследование, имеющих смысл для существования характеристик и оказывает помощь в осознании этих характеристик, их значимости. Осознав этот смысл, человек выздоравливает, что и является целью логотерапии.

Направление логотерапии имеет похожие принципы, как у гуманистической психологии, но в большей мере все-таки основывается на положениях психоанализа.

Создателем направления логотерапия психология является Виктор Франкл. В логотерапевтической психотерапии логотерапевт направляет свои силы на то, чтобы человек смог приобрести значение своего бытия и сделать это так, чтобы сам логотерапевт своих мыслей и советов при этом не навязывал, а всего лишь подталкивал человека к тому, чтобы он сам нашел утраченный смысл. Для того чтобы это получилось, психотерапевт пользуется методом сократического диалога.

Потерянный смысл жизни и связанные с ним обобщенные ценности могут быть найденными человеком среди таких областей: переживание, творчество и сознательно принимаемое отношение к тем ситуациям и обстоятельствам, которые не поддаются изменению, и где пациент самолично сделать ничего не может.

То есть, благодаря логотерапии, человек учиться смотреть шире, минуя сложившуюся ситуацию и находить смысл вне ее пределов. Одним из самых основных источников смысла является религиозная вера, иногда она есть даже единственным смыслом бытия человека.

 

Добро и зло

Добро – категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу.

Со времен древности добро и зло истолковывались как две силы, господствующие над миром, надприродные, безличностные.

Религиозная этика видит добро как выражение разума или воли Бога. В различных учениях добро принято выводить из природы человека, из общественной пользы, из космического закона или мировой идеи и т. д. Само определение добра достаточно сложно. Некоторые ученые отказываются от попытки дать определение добра, указывая, что это верховная, исходная и конечная категория, которая не может быть охвачена какой-либо дефиницией.

Зло категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения. Это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств.

Моральное зло следует отличать от социального зла (противоположности блага). Моральное зло имеет место тогда, когда оно – проявление воли определенного лица, группы лиц, социального слоя. Обычно как моральное зло оценивают отрицательные поступки людей.

Происхождение зла объясняется по-разному. В религиозных учениях зло – фатальная неизбежность человеческого существования. Иммануил Кант считал зло необходимым следствием чувственной природы человека. Французские просветители объясняли зло результатом непонимания человеком своей подлинной природы. Марксисты связывают зло с антогонистическим устройством общества.

С категорией добра связано и такое понятие, как добродетель – устойчивые положительные качества личности, указывающие на ее моральную ценность. Добродетели противостоит порок.

 

Долг и совесть

Долг – категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях.

Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации.

Долг может быть социальным:

- патриотический,

- воинский,

- долг врача,

- долг судьи,

- долг следователя и т. п.

И личным:

- родительский,

- сыновний,

- супружеский,

- товарищеский и пр.

 

Совесть иногда называют другой стороной долга. Совесть – самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей.

Совесть – категория, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.

Чувство совести ограждает человека от дурного, порочного, стимулирует благородство, ответственность – люди нередко апеллируют к собственной совести и к совести других, дают оценку себе и другим, используя понятия «чистая совесть», «нечистая совесть», «уснувшая совесть», «совестливый человек», «бессовестный», «угрызения совести» т. п.

 

Честь и достоинство

Честь включает в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества. Будучи формой проявления отношения индивида к себе и общества к индивиду, честь соответствующим образом регулирует поведение человека и отношение к нему со стороны окружающих.

Честь основывается на дифференцированной оценке людей.

Различаются национальная, профессиональная, коллективная и индивидуальная честь.

Честь — это положительная социально-нравственная оценка человека или учреждения, авторитет, репутация; это одно из главных нравственных качеств, высшая степень честности, порядочности и благородства.

Честь и достоинство — категории самооценки и оценки со стороны окружающих, составляющих важное измерение человеческого бытия, его ценностное и смысловое наполнение.

Достоинство — одно из нематериальных благ, принадлежащих человеку от рождения, оно неотчуждаемо и непередаваемо. Человек, обладающий положительными нравственными качествами, становится ценностью в глазах других людей и в своих собственных глазах. На этих оценках основывается самосознание человека и определяется его идентичность. Значимость человека поднимается или уменьшается в зависимости от того, насколько нравственные ценности стали для него правилами, вошли в его внутренний мир.

 

Насилие и ненасилие

Насилие – это общественное отношение, в ходе которого одни индивиды (группы) с помощью внешнего принуждения, представляющего угрозу жизни, подчиняют себе других, их способности, производительные силы, собственность.

В понимании феномена насилия есть два крайних подхода - широкий (абсолютистский) и узкий (прагматический), каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки.

В широком смысле под насилием понимается подавление человека во всех его разновидностях и формах - не только прямое, но и косвенное, не только физическое, но и экономическое, и политическое, и психологическое, и всякое иное.

В узком смысле насилие обычно сводится к физическому и экономическому ущербу, который люди наносят друг другу, и оно понимается как телесные повреждения, убийства, ограбления, поджоги и т.п.

Насилие есть один из способов, обеспечивающих господство, власть человека над человеком. Основания, в силу которых одна воля господствует, властвует над другой, подменяет ее, принимает за нее решения, могут быть разными:
1. некое реальное превосходство в состоянии воли - типичный случай: патерналистская власть, власть отца;
2. предварительный взаимный договор - типичный случай: власть закона и законных правителей;
3. насилие - типичный случай: власть оккупанта, завоевателя, насильника.

Принцип ненасилия гласит: Во всех случаях действуй ненасильственно. Ненасильственные действия надо совершать не в силу их необходимости, а потому что они таковы. Ненасилие призывает нас к поиску и созиданию новых форм отношений с другими. Главное в том, в чем мы сходны со всеми людьми, – в способности к добру и моральному совершенствованию. Менее важны различия по расе, полу, классу, религии, национальности.

По вопросу о приемлемости насилия в обществе существуют различные точки зрения:

1. нравственное оправдание насилия (в трудах Ницше и французского анархо-синдикалиста Жоржа Сореля);

2. частичное оправдание насилия в рамках общего отрицательного отношения к нему (более распространенная позиция). Насилие оправдывается, например, как жертва во имя будущего, или как возможность предотвращения большего насилия, или когда насилие может служить благой цели;

3. ненасилие, т.е. неприемлемость насилия и его запрет.

Идеи ненасилия содержатся во всех религиях и культурах мира. Философские учения и религии Востока (индуизм, буддизм, даосизм) подчеркивают внутреннее преображение в результате освобождения от насилия. Западные религии и философия придают большее значение внешнему освобождению и практическим делам.

 

  Страдание и сострадание

В различных религиозных и философских учениях понятия «Страдание» и «Сострадание» определяются более или менее одинаково.

Под страданием понимается физическая или нравственная мука, боль. Страдающий человек испытывает чувства, описываемые В. Далем словами: бедовать, мучиться, маяться, скорбеть, тосковать, болеть телом и душой, приходить в упадок.

Сострадание определяется как жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем, муками другого человека, как «печаль при виде бедствия, которое может повлечь за собой гибель или вред и которое постигает человека, этого не заслуживающего» (Аристотель).

По мнению Э. Фромма, всеобщий характер страдания в XX веке привел к тому, что в современном обществе выработался синдром привыкания к страданию — как собственному, так и чужому, и, как следствие, значительно снизилась способность человека к сопереживанию.

Но не только равнодушие к чужому страданию может стать негативной реакцией на свое собственное страдание. Еще более опасными являются озлобленность, агрессивность, жестокость, мстительность, выражающиеся формулой: «Если я страдал, то пусть пострадают и другие». Подобное отношение к страданию сегодня довольно широко распространено.

Именно «всеобщий характер страдания» дает человеку надежду на достойный выход. Как отмечают многие философы и писатели, страдающий человек находит утешение в человеческой солидарности: он может облегчить собственные страдания, испытывая сострадание к другим.

 

Любовь как высшая ценность

Любовь – нравственно-эстетическое чувство, которому присущи бескорыстность, самозабвенность, самоотдача, идеализация, стремление к своему объекту.

Как особая нравственная категория рассматривается в религиях (христианство, ислам), в суфизме, в персонализме, а также у Платона (приобщение к миру подлинных сущностей), Августина Блаженного («познаем настолько, насколько любим») и др. философов.

Эрих Фромм считал, что любовь – путь познания «тайны человека». Он различал следующие виды любви:

- братская,

- материнская,

- эротическая,

- любовь к себе,

- любовь к Богу.

 

Тема 6. Смысл и ценности человеческой жизни

 

Смысл жизни - является одной из фундаментальных философских проблем, содержание которой заключается в понимании конечной цели существования человека, определение его места в природе как биологического вида и предназначения как социального существа.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.244.216 (0.08 с.)