Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ценности, их природа, классификация
Аксиология – философское учение о ценностях. Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности, структурой ценностного мира. Аксиология как учение прошла долгую эволюцию и развивалась в рамках самой философии. 1. Античность: ценности отождествлялись с самим бытием. Ценности не отделялись от бытия и рассматривались как находящиеся в самом бытии. Основными ценностями были благо, справедливость, которые использовались для характеристики идеального государства, т.е. бытия. Уже в античности появились две противоположные точки зрения на ценности: · ценности абсолютны (Сократ, Платон). · ценности относительны (софисты). 2. Средние века: ценности связываются с божественной сущностью, приобретают религиозный характер. 3. Новое время: главными являются ценности научно-технического прогресса. И. Кант впервые употребил понятие ценности в узком смысле. Ценность для Канта – это нечто должное, требования, обращенные к личности человека, его свободной, доброй воле. 4. Современность: 1. натуралистический психологизм: ценности объективны, наблюдаемы и зависят от биологических и психологических потребностей людей (Дж. Дьюи). Каждый предмет, удовлетворяющий какую-либо потребность людей, является ценностью. 2. аксиологический трансцендентализм: ценность понимается как идеальное бытие, носителем которого является запредельный (трансцендентный) субъект – мировой разум, сознание вообще. Ценности, например, добро, справедливость, истина, красота, не зависят от человека (В. Виндельбанд, Г. Риккерт). 3. персонологический онтологизм: ценности объективны и составляют основу личности, их познание основано на чувстве любви и ненависти (М. Шелер). 4. социологическая концепция ценностей: ценность как норма, которая имеет определенную значимость для социального субъекта (М. Вебер). 5. культурно-исторический релятивизм: утверждает идею аксиологического плюрализма, т.е. множественность равноправных ценностных систем, зависящих от культурно-исторического контекста, и познаваемых в рамках познания таких контекстов (Дильтей).
Начиная с античности и до наших дней нет единого мнения по вопросу аксиологии: является ли ценность атрибутом конкретной вещи или это результат оценивания ее человеком, обществом в зависимости от ее полезности.
Подходы в интерпретации ценностей: Ценность – нечто объективное, существующее само по себе. Ценность является субъективным оценочным суждением произвольного характера.
Классификация ценностей по содержанию: 1. материальные: естественные, социальные блага, культурное наследие (выступают как объекты потребностей и интересов человека); 2. социально-политические (например, представление о соц. справедливости, правах человека, о роли полит. партий и пр.); 3. духовные: общественные идеалы, установки и оценки, нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты. Духовные ценности программируют цели и способы деятельности людей, выступают в качестве норм, вкусов, идеалов. Духовные ценности отличаются стабильностью, в них заключено все богатство эмоциональных отношений человека к действительности. Особое место в системе духовных ценностей занимает идеал. Идеал – это образ наиболее ценного, совершенного и величественного для человека; это предельная цель, к которой устремлена жизнь духовно богатого человека. Идеал придает человеческому бытию в мире полноту и осмысленность.
По структуре ценности подразделяются на: 1. внутренние, составляющие ядро культуры; 2. периферийные.
По модальности на: 1. позитивные; 2. негативные.
По носителю: 1. общечеловеческие; 2. национальные; 3. групповые; 4. индивидуальные или личностные.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.246 (0.005 с.) |