Изменение административного устройства империи. Окончательное разделение военной и гражданской власти. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изменение административного устройства империи. Окончательное разделение военной и гражданской власти.



Начало новому административном у делению и разграничению гражданской и военной власти было положено при Диоклетиане. Крупные изменения были проведены Диоклетианом в административном делении империи. Число провинций возросло до 100. Это было достигнуто путем дробления более обширных старых провинций. Каждая провинция находилась под управлением правителя, который заведовал всеми отраслями управления за исключением военного командования. Соединение в одних руках военного командования и гражданского управления оставалось только в некоторых провинциях:

в Исаврии, Аравии и Мавритании. Ранние провинции являлись наиболее беспокойными, в них часто случались мятежи, и сохранение всей полноты власти в руках одного человека диктовалось, прежде всего, военными соображениями. Правитель провинции располагал высшей гражданской и уголовной юрисдикцией, заведовал сбором налогов, заботился о безопасности и благосостоянии своей провинции. Общим наименованием правителя провинции становился "rector" и почти все они состояли в ранге "clarissimi". В некоторых провинциях правители назывались "consulares" и имели шесть "fasces". В ряде других провинций правители именовались "correctores" и имели пять "fasces". В прочих провинциях правители носили имя "praesides". Однако три прежних провинции: Азия, Ахайя и Африка остались проконсульскими. Проконсулы, которые ими управляли, занимали первое место в ранге "spectabiles". Они имели в качестве помощников легатов. Проконсулы Азии и Африки зависели непосредственно от императора. Раздроблением провинций и разделением военной и государственной властей Диоклетиан добивался гарантии от сепаратистских выступлений. Действительно, правитель столь малой по размерам и населению провинции, не имеющий военной власти, при всем своем желании не мог решиться на мятеж. Все провинции входили в состав других, более крупных административных единиц - "диоцезов". Всего диоцезов было тринадцать. Образованы они были следующим образом: два диоцеза в Малой Азии - Азия и Понтика, четыре на Востоке - Сирия, Месопотамия, Палестина и Египет, три на Балканах - Мезия, Фракия и Паннония, два диоцеза в Италии - южная часть и северная, аналогично делилась Галлия, а также отдельными диоцезами являлись Африка, Испания и Британия. Во главе каждой диоцезы находился правитель в ранге "spectabiles", подчиненный преторианскому префекту и замещающий его отсутствие. Именно поэтому он именовался "vicarius praefectorum" или же "currabant propraefectus". Однако, будучи назначенным непосредственно императором, "vicarius" имел собственную власть и в своей диоцезе пользовался полномочиями префекта в деле надзора за правителями провинций, в отношении сбора податей и судопроизводства. Общим титулом правителей диоцезов было выражение "vicarius".

Двое правителей диоцезов считались выше прочих по рангу: правитель Сирии, называвшийся "comes orientis" и правитель Египта, носивший титул "praefectus Augustalis". Если попытаться представить в целом систему подчинения в административном аппарате Римской империи эпохи начала Домината, то мы получим следующую картину, являвшую собой своеобразную триаду. Во главе этой пирамиды находится всевластный император, которому непосредственно подчинены два префекта претория. Префектам преториям подчинялись правители диоцезов, назначенные, однако, самим императором. Правителям диоцезов соответственно подчинялись правители провинций.

Во время правления Константина эта структура была усовершенствована. «Сохраняя административное деление империи, введенное Диоклетианом, Константин поставил над диоцезами четыре префектуры: Восток, Иллирию, Италию и Галлию. Префектурами управляли префекты претория, которым подчинялись викарии диоцезов, а ниже их стояли правители провинций».51 

Вся империя была разделена на военные округа (дукаты), во главе которых стояли дуксы. Границы военных округов не совпадали с административными и это должно было, по идее, не допустить излишней концентрации власти в одних руках. Дуксы имели второй ранг и обладали титулом vir spectabilis.52

Таким образом, произошло окончательное разделение военной и гражданской власти. Префект претория утратил свои военные полномочия и стал гражданским чиновником администрации, пусть и весьма высоко ранга. Главная цель комплекса этих реформ состояла в ограничении возможности узурпации власти. Теперь, когда во-первых, вся империя была разделена на сравнительно небольшие территориальные единицы – провинции, а также когда военное и административное деление стало не совпадать, узурпация стала практически невозможной. 

Мы рассмотрели комплекс мероприятий Константина. Видно, что они не являются коренными и переломными, напротив они есть логическое завершение процессов, которые начались еще в эпоху принципата.

 

Заключение.

Подведем итоги:

Процесс эволюции римских вооруженных сил со статичных до походных продолжался в течении длительного времени и нельзя выделить одного конкретного реформатора. Возрастающая угроза со стороны варварских племен требовала создание мобильного резерва, также способного и к контрударам. Основной причиной, не дававшей возможности создать его ранее, являлась общая слабость управления в Римской империи. Другими словами, сосредоточение большой вооруженной силы в руках одного военачальника практически гарантировано привело бы к узурпации им власти. Преторианские когорты также были ненадежны и скорее являлись угрозой, нежили защитой для императоров.

В конце III века посредством административных реформ Диоклетиана в Римской империи сложилась система домината, в которой император являлся обожествленным абсолютным монархом. Была усилена централизация и главное сила власти, что позволили перейти к тетрархии. По сути своей, все тетрархи (кроме главного де-факто) являлись в первую очередь полководцами, но с очень широкими полномочиями. Это было вызвано тем, что при наличии такого количества опасных фронтов от полководца требовалось принимать любые решения, способные привести к победе. Параллельно были предприняты меры, крайне затруднившие возможность узурпации. Начаты они были Диоклетианом и получили закономерное завершение при Константине. Во- первых, все тетрархи были связаны семейными узами (через усыновление или брак). Во- вторых, при Диоклетиане было изменено административное деление империи, началось отделение военной власти от гражданской. Данный процесс завершился при Константине. Конкретно Константин лишил административных функций офицеров претория и распустил преторианскую гвардию, чем еще больше укрепил свою власть.

Таким образом, военные реформы Диоклетиана и Константина тесно связаны с прочими их реформами и являются объективным решением кризиса предшествующей эпохи.

 

Примечания

Введение.

1. Цит. по: Глушанин Е.П. Военные реформы Диоклетиана и Константина // Вестник Древней истории, № 3, 1987.- С. 51.

2. Там же.

3. Ковалев С.И. История Рима. Л., 1948.- С. 696, 732.

4.  Цит. по: Глушанин Е.П. Указ. соч. -  С. 52

5. Там же.

6. Там же.

7. Дени Ван Берхейм. Римская армия в период Диоклетиана и Константина. Спб.,2005.- С 119.

8. Джонс А.Х.М. Гибель античного мира. М.,1990.- С 687.

9. Цит. по: Глушанин Е.П. Указ. соч. -  С 53.

10. Там же.

11.Там же.

Глава I.

1..Машкин М.А.. История Древнего Рима. М., Высшая школа, 2006.- С. 490.

2. Там же. – С. 492.

3.Цит. по: Глушанин Е.П. Указ. соч. -  С. 56.

4. Там же.

5.Крист Карл. История времен римских императоров от Августа до Константина. Ростов-на-Дону, Феникс. 1997. – С. 130.

6. Цит. по: Глушанин Е.П.. Указ. соч. -  С. 56.

7.Цит. по: Семенов В.В. Преторианские когорты.// Internet: www.erudition.ru/referat/printref/id.48616_1.html#_ftn40.

8. Цит. по: Глушанин Е.П.. Указ. соч. -  С. 57.

9.Там же.

10. Машкин М.А.. Указ. соч. – С. 571.

11. Цит. по: Глушанин Е.П.. Указ. соч. -  С. 58.

12..Цит. по: Семенов В.В. Указ. соч.

13. Крист Карл. Указ. соч.- С. 220.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.141 (0.008 с.)