Тема 1: российская империя и мир на рубеже XIX - XX веков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1: российская империя и мир на рубеже XIX - XX веков.



Кудлай А.А.

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

 

по дисциплине «ИСТОРИЯ»

 

 

для всех специальностей

2 курса

 

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

ОЧНАЯ

 

 

Симферополь,

2021

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………….…….3

Лекция 1.Тема 1.Российская империя и мир на рубеже XIX-XX веков...........4

Лекция 2. Тема 2. Первая российская революция и ее последствия................8

Лекция 3 Тема 3. Первая мировая война и крушение самодержавия.............15

Лекция 4 Тема 4. Октябрьская революция и Гражданская война в России…18

Лекция 5. Тема 5. Становление советского государства…..............................25

Лекция 6. Тема 6. Советская модель модернизации.......................................31

Лекция 7. Тема 7. Великая Отечественная война…...........................................35

Лекция 8. Тема 8. СССР в середине 40-х -начале 50-х гг. …........................40

Лекция 9. Тема 9.СССР в середине 50-х-начале 70-х гг.................................45

Лекция 10.Тема 10..Стагнация советской системы........................................49

Лекция 11. Тема 11.Советское государство в начале 80-х гг...........................54

Лекция 12. Тема 12.Разрушение или распад советского государства?............58

Лекция 13. Тема 13.Современная Россия.......................................................61

Заключение ….................................................................................................66

Контрольные тесты по курсу «История»…………......................…….............70

Список рекомендованной литературы……………...........................................71

Введение

«История» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы СПО.

Основная цель курса: сформировать представление студентов об особенностях развития России на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории XX – начала XXI вв. Задачи: рассмотреть основные этапы развития России на протяжении XX – начала XXI вв.; показать направления взаимовлияния важнейших мировых событий и процессов на развитие современной России; сформировать целостное представление о месте и роли современной России в мире; показать целесообразность учета исторического опыта XX века в современном социально-экономическом и культурном развитии России.

Опорный конспект по «Истории» включает в себя темы по новейшей отечественной истории XX начала XXI века, о движущих силах и закономерностях развития исторического процесса в Российской Империи СССР Российской Федерации в XX начале XXI века, о месте и роли России в мировом историческом процессе и современном мире, о важнейших событиях и этапах исторического развития нашей страны в данный период.

В результате освоения дисциплины студент должен уметь: ориентироваться в экономической, политической, культурной ситуации в России и мире; выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XIX-XX вв.); сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI вв.; основные процессы (интеграционные, политкультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций; о роли науки, культуры, религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.

Опорный конспект по «.Истории» подготовлен в соответствии с концепцией модернизации образования, требованиями Федерального образовательного стандарта среднего профессионального образования третьего поколения.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть общеучебными компетенциями по 4-м блокам: Самоорганизация. Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях. Самообучение. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, заниматься самообразованием. Информационный блок. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Коммуникативный блок. Способность эффективно работать в коллективе и команде, брать на себя ответственность за результат выполнения заданий.

Лекция 1.

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте итоги социально-экономического развития в начале века ведущих стран: Британской империи, Французской республики, Германской империи, США, Японии.

2. Каковы особенности развития капитализма в мире и в России?

3. В какие сферы после финансовой реформы С.Ю. Витте удалось вложить средства развития?

4. Что закон протекционизм? Найдите определение в учебниках и запишите его в тетрадь для семинарских занятий.

5. Оцените итоги экономического и социального развития Российской империи в начале XX века. Чем был обусловлен рывок в экономическом развитии?

6. Докажите, что реформы С.Ю. Витте были «реформами сверху».

 

Лекция 2.

Лекция 3.

Лекция 4.

Лекция 5

Лекция 6

Лекция 7.

Лекция 8.

Начало «холодной войны»

  Причины холодной войны:

Политические. Неразрешимое идеологическое противоречие между двумя системами, моделями общества.

Истоки противостояния в самом моменте образования советского государства. С самого начала запад и США были непримиримыми врагами. В СССР доктрина мировой революции, скорейшей гибели западной демократии. На Западе — практика — создание враждебного кольца стран вокруг Советского государства. Уже в последний год войны отношения между союзниками по антигитлеровской коалиции, их цели и интересы начали все более расходиться. Особенно это стало очевидно на Потсдамской конференции 17 июля – 2 августа 1945 г. где решались вопросы послевоенного устройства. 16 июля 1945 г. в обстановке полной секретности, за день до открытия Потсдамской конференции, Соединенные Штаты взорвали в пустыне Аламогордо первую в мире атомную бомбу. Ее мощность оказалась даже большей, чем рассчитывали ее создатели. Она равнялась мощности 20 тыс. тонн обычной взрывчатки. «Если она взорвется, – заявил накануне испытаний Гарри Трумэн, занявший 12 апреля 1945 г. кресло президента Соединенных Штатов, – у меня будет управа на этих парней» (он имел в виду советское руководство). С этого момента мир, еще не зная того, вступил в новую, атомную эпоху своего существования.

 Личные амбиции политиков: Г. Трумэн, И.В. Сталин. Не последнюю роль в развязывании «холодной войны» сыграл Гарри Трумэн. Трумэн верил в превосходство американской социально-экономической системы и американской культуры и хотел распространить ее по всему миру. В середине мая 1945 г. новый президент США, не известив об этом СССР, внезапно прекратил поставки по ленд-лизу.

Опасение Запада и США усиления роли СССР. Советской армии в Европе еще в ходе войны вызывала серьезные опасения у западных союзников. Рассекреченные данные свидетельствуют о том, что запад стремился повернуть ситуацию в завершении войны в свою пользу (план военных действий под кодовым названием «Операция «Невероятное» У. Черчилля с 1 июля 1945 года предполагал проведение против СССР 

Тотальная, непримиримая борьба двух идеологий Доктрина Аллена Даллеса. План уничтожения России. Элементом политики запада против СССР в годы войны была системная компания советологов с теориями тоталитаризма А.Ханна, Зб. Бжезинского и других. ответ на доктрину Даллеса стало укрепление идеологии внутри советского государства. Поиск врагов внутри страны (дело врачей, и др). усиление контроля в стране.

Экономические. Борьба за ресурсы и рынки сбыта продукции Из всех воевавших стран за годы войны меньше всего пострадали США. 5 июня 1947 г. США провозгласили программу помощи европейским странам, более всего пострадавшим от фашистской агрессии. «Программа восстановления Европы») — программа помощи Европе после Второй мировой войны. Выдвинут в 1947 году американским государственным секретарем Джорджем К. Маршаллом и вступил в действие в апреле 1948 года. В осуществлении плана участвовали 17 европейских стран, включая Западную Германию. План Маршалла содействовал установлению послевоенного мира в Западной Европе. Заявленной США целью реализации плана было восстановление разрушенной войной экономики Европы, устранение торговых барьеров, модернизация промышленности европейских стран. Предложение обсудить условия помощи получил и СССР.США вложили по плану в Европу 12,4 млрд. долларов. И уже к концу 40-х смогли стабилизировать ситуацию в Европе. Советский Союз был заинтересован в получении американских кредитов для послевоенного восстановления страны, поэтому Москва согласилась принять участие в переговорах. Советскую сторону представлял в Париже министр иностранных дел СССР В. М. Молотов. Он добивался от Запада невмешательства во внутренние дела СССР при предоставлении помощи. Его условия были отвергнуты, и в результате СССР отказался от участия в плане Маршалла.

Цели сторон: Закрепить сферы влияния, достигнутые в ходе Второй мировой войны. Поставить противника в невыгодные политические, экономические и идеологические условия Цель СССР: полная и окончательная победа социализма в мировом масштабе Цель США: сдерживание социализма, противостояние революционному движению, в будущем – «выбросить социализм на свалку истории». СССР рассматривался как «империя зла».

Вывод: Начало войны инициировали западные державы. «Холодная война» доводит до невиданных размеров милитаризм в политике и США, и СССР. Ставка на силу, угроза ее применения становятся для США и СССР главным инструментом в международной политике. Представления об СССР как о могучей военной державе подвигает сталинское руководство на изменение глобальной стратегии. С началом «холодной войны» главным становится не поиск союзов с одними западными странами против других, а борьба за мировое господство, стремление «похоронить капитализм».

Лекция 9.

Лекция 10.

Вопросы для обсуждения:

1. Каковы основные причины поворота СССР к консервативному политическому курсу?

2. Выделите области жизни советского общества, где эти тенденции проявились.

3. Почему Л.И. Брежневу удалось не только удержать, но и укрепить личную власть?

4. Почему о времени правления Л.И. Брежнева в современном обществе различные оценки? Одни вспоминают это время с грустью, иронией, другие с ностальгией.

5. Какие изменения, по вашему мнению, назрели в 1970-е гг. в политической и социальной сферах советского общества?

6. Чем объяснить смену политических доктрин развернутого строительства социализма на теорию развитого социализма? Напишите краткое резюме «Развитой социализм: прожекты и реальность».

7. Охарактеризуйте содержание внешней политики СССР: от политики «разрядки» в международных отношениях к нарастанию напряженности.

Лекция 11.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем отличие между китайской и советской моделями реформирования социалистической системы?

2. Курс М.С. Горбачева «социализма с человеческим лицом».

3. Охарактеризуйте этапы перестройки в СССР.

4. Каковы ее противоречия?

5. Носили ли реформы продуманный характер, или были спонтанными?

6. Были ли завершенными реформы в 80-е гг.?

7. Каково содержание внешней политики в рассматриваемый период?

 

 

Лекция 12.

Лекция 13.

Россия в 90-е гг.

90-е годы вошли в историю России как время демократических преобразований во многих областях общественно-политической жизни - первые съезды народных депутатов СССР, образование Российской Федерации, взятие курса на создание правового государства и т.д. На этом фоне перед новой Россией одними из главных являлись задачи выхода из экономического, социального и политического кризиса. Был взят курс на продолжение начатых во второй половине 80-х годов демократических и социальных реформ.

Изменения в государственном строе СССР и России. 25 мая 1989 года открылся Первый съезд народных депутатов СССР. Выборы депутатов впервые проводились на альтернативной основе (лишь на союзном уровне треть депутатских мест резервировалась для прямых выдвиженцев самой партии и руководимых ею общественных организаций).

Главой исполнительной власти России стал избранный всенародным голосованием Президент Б. Н. Ельцин. На первых порах президентства         Б. Н. Ельцин "раздавал" суверенитеты "каждому по способностям", но обещал сберечь единство России. Но единство подлинной, исторической России, существовавшей с 1922 года во главе СССР, было разрушено в Беловежской пуще 8 декабря 1991 года лидерами России, Украины и Белоруссии          Б. Н. Ельциным, Л. Кравчуком, Л. М. Шушкевичем, которые объявили о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 21 декабря на встрече в Алма-Ате к СНГ присоединились еще восемь республик. 25 декабря М. С. Горбачев подал в отставку с поста Президента СССР.

Курс на либерализацию экономики, продолжавшийся экономический кризис и отсутствие социальных гарантий вызывали неудовлетворенность и раздражение у значительной части населения. Недовольство результатами реформ выражали многие должностные лица. Экономика страны существовала за счет финансовой помощи запада и продажи природных ресурсов за рубеж, в основном в Европу, через страны СНГ. Феномен олигархизации власти (ненаучный термин «семибанкирщана») и экономики был вызван условиями чековой приватизации, в результате которой большинство прибыльных отраслей экономики получили т. н. олигархи, бывшие представители партийно-номенклатурной элиты, комсомольские работники, кооператоры. Так, например, целая отрасль советской экономики — газовая промышленность в ходе приватизации обрела собственника. Складывающийся в экономике уклад отношений можно было назвать олигархическим.

Конституционный кризис. В декабре 1992 г. под давлением законодательной власти ушло в отставку правительство Е.Т. Гайдара. Новым премьером Кабинета Министров РФ стал B.C. Черномырдин, в течение многих лет находившийся на руководящей хозяйственной работе. Но это не сняло напряженности в обществе и во взаимоотношениях президента Б.Н. Ельцина и парламента. Отсутствие четкого разделения обязанностей между законодательной и исполнительной ветвями власти вело к обострению конфликта между ними. Многие члены депутатского корпуса выступали за возвращение страны на путь прежнего политического развития и за восстановление СССР. В декабре 1992 г. Б.Н. Ельцин в обращении к народу заявил о превращении парламента в "реакционную силу". Обострившийся в конце осени 1993 года кризис разрешился силовыми методами, роспуском парламента, принятием Конституции РФ и выборов нового паралмента с новым названием и компетенциями. В декабре 1993 г. состоялись выборы в новый орган государственной власти Федеральное собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

Распад СССР изменил положение России на международной арене, ее политические и экономические связи с внешним миром. Российская Федерация объявила себя правоприемницей СССР.Положение государства на международной арене хоть и сопровождалось положительными изменениями (разрядка отношений с Западом), все же имело негативные тенденции. К нем можно отнести потерю международного авторитета, престижа.

 Внешнеполитическая концепция Российской Федерации выдвигала приоритетными задачами сохранение территориальной целостности и независимости, обеспечение благоприятных условий для развития рыночной экономики и включения в мировое сообщество.  

Россия вступила в Международный Валютный Фонд, что укрепило ее позиции с западом, но привело к еще большей финансовой и политической зависимости, частичной передаче своего суверенитета Западу. Одновременно Россию приняли в Совет Европы, В результате между Россией, США, государствами Ближнего Востока и Латинской Америки активизировались торговля, промышленно-аграрные отношения.

Развитие взаимоотношений с Содружеством Независимых Государств занимало важное место во внешнеполитической деятельности российского правительства. В 1993 году в состав СНГ входили, кроме России, еще одиннадцать государств. Российское правительство стремилось сохранить интеграционные связи с бывшими союзными республиками. По его инициативе был создан межгосударственный комитет стран Содружества с центром пребывания в Москве. Между Россией, Беларусью, Казахстаном и другими государствами был заключен договор о коллективной безопасности, разработан и утвержден устав СНГ. В то же время межгосударственные отношения России с бывшими республиками СНГ складывались не всегда благоприятно..

Вывод: Становление современной России в 90-е гг. шло противоречиво. Экономический и политический, конституционный кризисы ослабили государство. Заявили о себе олигархизация экономики власти. Режим личной власти, сложившийся при Б,Н. Ельцине, был олигархическим по своей природе, тяготел к ручным, а не рыночным способам управления экономикой. Для укрепления своей личной власти Б.Н. Ельцин инициировал «парады суверенитетов» для республик, входящих в состав России. Это ослабило позиции федерального центра и вызвало к жизни формирование ряда конфликтов в т.ч. Чеченский конфликт, вылившийся войну. Удачнее всего Б.Н. Ельцину удалось решить конституционный кризис, укрепив президентскую ветвь власти. Во внешней политике тех лет российское руководство проводило политику активного сближения с западом в ущерб своим национальным интересам. Вступив в МВФ, Россия подпала под финансовую и политическую зависимость от Запада.

 

Заключение

. Вы познакомились с основными, на наш взгляд, проблемами истории России XX — начала XXI вв. и, вероятно, не со всем согласны, у вас возникли вопросы, вы готовы и поспорить. Это естественно хорошо, значит, материал книги не оставил вас равнодушными. В этом и состоит главная задача автора. Вы не только приобрели минимум исторических знаний, но и научились учиться, учиться на опыте прошлого, на героических свершениях и трагических ошибках. Вас потянуло к более глубокому познанию истории великой России, вы хотите более образно и точно воспроизвести события прошлого, стать на место исторических личностей, подискутировать с ними и спросить у них совета. Все это вы можете сделать самостоятельно, расширяя свои исторические познания, свой научный и жизненный кругозор. Вы можете сравнить историю Родины не только со всемирной историей, но и с историей своей родни и личной жизни. Освоение истории имеет большое практическое знание. 

В результате изучения опорного конспекта у вас развиваются способности студентов к применению своих знаний в конкретных ситуациях на других занятиях, таких как право, социология и политология, психология, то есть осуществляются межпредметные связи с другими дисциплинами. Полученные знания будут необходимы при освоении ОПОП ФГОС и в будущей профессиональной деятельности. Внеаудиторная самостоятельная работа по данному предмету позволит расширить и углубить знания по предмету, которые будут необходимы при осуществлении профессиональной деятельности.

   

 

 

Кудлай А.А.

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

 

по дисциплине «ИСТОРИЯ»

 

 

для всех специальностей

2 курса

 

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

ОЧНАЯ

 

 

Симферополь,

2021

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………….…….3

Лекция 1.Тема 1.Российская империя и мир на рубеже XIX-XX веков...........4

Лекция 2. Тема 2. Первая российская революция и ее последствия................8

Лекция 3 Тема 3. Первая мировая война и крушение самодержавия.............15

Лекция 4 Тема 4. Октябрьская революция и Гражданская война в России…18

Лекция 5. Тема 5. Становление советского государства…..............................25

Лекция 6. Тема 6. Советская модель модернизации.......................................31

Лекция 7. Тема 7. Великая Отечественная война…...........................................35

Лекция 8. Тема 8. СССР в середине 40-х -начале 50-х гг. …........................40

Лекция 9. Тема 9.СССР в середине 50-х-начале 70-х гг.................................45

Лекция 10.Тема 10..Стагнация советской системы........................................49

Лекция 11. Тема 11.Советское государство в начале 80-х гг...........................54

Лекция 12. Тема 12.Разрушение или распад советского государства?............58

Лекция 13. Тема 13.Современная Россия.......................................................61

Заключение ….................................................................................................66

Контрольные тесты по курсу «История»…………......................…….............70

Список рекомендованной литературы……………...........................................71

Введение

«История» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы СПО.

Основная цель курса: сформировать представление студентов об особенностях развития России на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории XX – начала XXI вв. Задачи: рассмотреть основные этапы развития России на протяжении XX – начала XXI вв.; показать направления взаимовлияния важнейших мировых событий и процессов на развитие современной России; сформировать целостное представление о месте и роли современной России в мире; показать целесообразность учета исторического опыта XX века в современном социально-экономическом и культурном развитии России.

Опорный конспект по «Истории» включает в себя темы по новейшей отечественной истории XX начала XXI века, о движущих силах и закономерностях развития исторического процесса в Российской Империи СССР Российской Федерации в XX начале XXI века, о месте и роли России в мировом историческом процессе и современном мире, о важнейших событиях и этапах исторического развития нашей страны в данный период.

В результате освоения дисциплины студент должен уметь: ориентироваться в экономической, политической, культурной ситуации в России и мире; выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XIX-XX вв.); сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI вв.; основные процессы (интеграционные, политкультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций; о роли науки, культуры, религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.

Опорный конспект по «.Истории» подготовлен в соответствии с концепцией модернизации образования, требованиями Федерального образовательного стандарта среднего профессионального образования третьего поколения.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть общеучебными компетенциями по 4-м блокам: Самоорганизация. Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях. Самообучение. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, заниматься самообразованием. Информационный блок. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Коммуникативный блок. Способность эффективно работать в коллективе и команде, брать на себя ответственность за результат выполнения заданий.

Лекция 1.

Тема 1: Российская империя и мир на рубеже XIX - XX веков.

В данной теме рассмотрены общие тенденции мрового развития и особенности политического и социально-экономического развития Российской империи на рубеже веков.

Основные вопросы:

1. Мир в начале XX века: основные тенденции развития.

2. Становление и развитие рыночной экономики в России.

 

    1. Мир в начале XX века: основные тенденции развития.

К на­ча­лу ХХ века самые развитые по экономиче­ско­му потенциалу державы стали всту­пать в эпоху индустриальной ци­ви­ли­за­ции, от­ка­зы­ва­ясь от традици­он­ной – аграрной. Это было связано со всё более на­би­рав­шей обо­ро­ты про­мыш­лен­но­стью, ко­то­рой требовались новые рынки сбыта, уве­ли­че­ние ма­те­ри­аль­но-ре­сурс­ной базы

В конце XIX - начале XX в. мировое сообщество вступило в новую фазу своего развития. Капитализм стал основной мировой системой, достигнув в передовых странах империалистической стадии. Основными ее чертами был: 1) монополии, возникающие на основе высокой концентрации производства и капиталов и захватившие господствующее позиции в экономике; 2) сращивание промышленности с банками и образование финансового капитала, мощной финансовой олигархии; 3) наряду с вывозом товаров приобрел широкий размах вывоз капиталов (в форме государственных займов или прямых вложений в экономику); 4) возникновение международных монополистичеких союзов и обострение в связи с этим борьбы за рынки сбыта, сырья, сферы приложения капиталов; 5) обострение борьбы между ведущими странами мира, что привело к ряду локальных воин, а затем к развязыванию первой мировой войны. Экономическими признаками этого этапа являлись: образование монополий в результате концентрации производства и централизации капиталов, слияние банковского и промышленного капиталов и образование финансовой олигархии, вывоз капитала, экономический и территориальный раздел мира (что подхлестнуло стремление к переделу мира).

Стремительный прогресс науки и техники значительно повлиял на развитие общества. В это время были сделаны выдающиеся открытия, изменившие представления об окружающем мире.(открыт электрон, явление радиоактивности, теория относительности, планетарная модель атома..) Открытия стали основой новых научных дисциплин: физической химии, электрохимии, биохимии, генетики…

  Достижения науки способствовали быстрому развитию техники и технологий, В металлургии были разработаны новые способы выплавки стали, алюминия и меди. Внедряется крекинг – процесс – разложение сырой нефти.

- Развитие социальных движений (включая наиболее радикальную их форму – революцию) Растет число общественных организаций, профсоюзов, партий, повышается их роль в жизни общества. В период и после окончания Первой мировой войны в отдельных странах Европы происходят социальные революции (России, Финляндии, Австрии, Германии)

- Неравномерность экономического развития стран мира. Противоречия между передовым Западом и отсталым в индустриальном плане Востоком стали в первой половине ХХ века одной из самых болезненных проблем человечества. Восточные страны, где сохранялись феодальные пережитки, включались в систему мирового хозяйства. В самых развитых из них начали формироваться рыночные отношения. Колонизаторы были заинтересованы в развитии в этих странах отдельных отраслей экономики, выгодных им.Передовые социальные группы в странах Востока поднимались на борьбу против иноземной эксплуатации, а также против феодальных пережитков. Эта борьба принимала разные формы – национально-освободительная война, нац. – осв. революция, ненасильственные методы сопротивления. То есть еще одной тенденцией развития являлось: усиление национально – освободительной борьбы. рост напряженности в международных отношениях, что приводит к конфликтам, международным кризисам, локальным и мировым войнам.

Наличие общих закономерностей, присущих мировой экономической системе, совсем не исключало особенностей социально – экономического развития таких ведущих капиталистических стран, как Великая Британия, Франция, Германия, Россия, США и Япония, проявившихся в начале ХХ века.

В Великобритании интенсивно развивалась экономика, особенно таких отраслей, как химия и электротехника. Но все заметнее становилось отставание Великой Британии от конкурентов, уменьшалась ее доля в мировом промышленном производстве. Страна теряет мировое промышленное первенство. Это объясняется колониальным характером британской экономики. Английская буржуазия считала, что лучше вывозить капиталы в колонии и зависимые страны, нежели вкладывать их в реконструкцию собственной промышленности. То есть решающим фактором тут была эксплуатация огромной колониальной системы.

Франция, несмотря на то, что в начале ХХ века оживилась ее экономическая жизнь, отставала от других государств как по уровню производства, так и по степени его концентрации. Главными причинами этого были вывоз капитала за границу, предоставление займов под высокие проценты правительствам других стран.Поэтому в экономике страны господствовала финансовая олигархия. Став государством – рантье, Франция сохраняла свой аграрно – индустриальный характер: в сельском хозяйстве было занято 44% населения, а в промышленности – только 38%.

Германия вступила в ХХ век как одно из сильнейших индустриальных государств, заняв первое место в Европе по уровню промышленного производства. Могущественные монополистические союзы господствовали в экономике страны. Вместе с тем следствием поражения буржуазной революции 1848 – 1849 гг. стали феодальные пережитки, что было особенно заметно в юнкерских хозяйствах, превратившихся в крупные капиталистические экономии. Сохранение юнкерской кастой своего экономического и политического влияния, чрезвычайно большая доля милитаризма в общественной жизни Германии привели к объединению юнкерства и монополистической буржуазии в единый блок.

Соединенные Штаты Америки можно рассматривать как классическую страну монополистического капитала. В начале ХХ века США опережали все государства по выпуску основных видов продукции и по общему объему производства. В 1913 г. В черной металлургии США выпускали больше продукции, чем Великая Британия, Франция и Германия вместе взятые, Ускоренными темпами развивалось и сельское хозяйство. Характерным для США было то, что именно в них основной формой монополистического объединения стал трест, лишивший полностью производственной и коммерческой самостоятельности отдельные предприятия.

Япония была первой и единственной азиатской страной, ставшей на путь самостоятельного капиталистического развития. Переворот, начавшийся «Реставрацией Мейдзи» (1868), создал условия для бурного развития капиталистических отношений и становления буржуазного общества. Благодаря активной роли государства в сфере экономики, высокому уровню эксплуатации трудящихся, использованию опыта Западной Европы и США Япония в начале ХХ века быстро вошла в число «великих держав» Одновременно значительный груз феодальных пережитков придал монополистическому капитализму Японии военно – феодальный характер.

 Вывод: экономический рост начала XX века был характерен для ведущих стран Запада. В борьбу за экономическое и политическое господство включилась Гремания, Япония. Постепенно складывались противоречия, которые привели к началу первой мировой войны.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.102.124 (0.096 с.)