Тема 5: Становление советского государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5: Становление советского государства.



В лекции рассмотрен период становления государственности, выделены трудности в этом процессе, показаны социально-экономические и политические события 20-х гг.: НЭП, начало индустриализации, национальная политика и образование СССР.

 

Основные вопросы:

1. Новая экономическая политика.

2. Образование СССР.

1. Новая экономическая политика:

 Причины введения НЭП а.

1. Экономический кризис после Первой мировой и Гражданской войн. «Военный коммунизм» значительно усугубил ущерб, нанесенный войной. Народное хозяйство страны находилось в состоянии полного упадка. Кризис в стране весной 1921 г. носил тотальный характер, но наиболее очевидно он проявлялся в экономической сфере. Национальный доход сократился к 1920 г. в 2,75 раза по сравнению с 19 Объем валовой продукции мелкой промышленности снизился в 1920 г. до 43 % довоенного уровня, валовой сбор зерновых – до 67 %.

К началу 1921 г. продукция металлообработки составляла лишь 7 % от уровня 1913 г., производство чугуна – немногим более 2 %.

Из-за отсутствия топлива и сырья простаивало большинство предприятий. Железные дороги выполняли не более 12 % объема перевозок 1913 г. Практически не работали почта и связь.  

2. Социальные последствия Первой мировой и Гражаднской войн. \

Крайне тяжелым было положение в социальной сфере. Сокращение численности населения. Изменение социальной структуры общества.

Людские потери в Гражданской войне составили, по разным оценкам, от 4 млн до 10 млн человек. Около 2 млн человек были вынуждены эмигрировать.

По подсчетам специалистов, численность населения страны к 1921 г. не превышала 135 млн. человек. Особенно значительный урон был нанесен войной мужскому населению – число мужчин уменьшилось на треть. Более 4 млн человек стали инвалидами.

Значительная часть интеллигенции и предпринимателей или погибла, или была выброшена за границу. К концу Гражданской войны уровень жизни большинства населения был катастрофически низок. Не хватало самых необходимых предметов потребления – мыла, керосина, спичек. Истощение и недоедание способствовали распространению болезней и эпидемий.

Массовая демобилизация обострила трудности в стране, рос «красный» бандитизм. С окончанием войны отпала необходимость в огромной армии. 

Положение с управлением народного хозяйства было катастрофичнее, чем весной 1918 г. Фактически вся система управления пришла в упадок.

Антиправительственные выступления. В начале 1921 г. не осталось ни одной губернии, не охваченной крестьянской партизанской войной. Повсеместно действовали крупные и мелкие отряды, банды. Деревня. На крестьянских сходках, съездах все отчетливее выражалось недовольство большевистским режимом, разверсткой, уравниловкой. Распространение военно-коммунистических принципов на все области жизни страны вызывало растущее сопротивление населения, заставляло браться за оружие. Крестьянские воцна осенью и весной 1920–1921 гг. Город. Неспокойно было и в городах.олод, охвативший страну в начале 1921 г., стал непосредственной причиной массовых забастовок в ряде промышленных городов России, в том числе в Петрограде, Москве, Туле. Открытым проявлением недовольства стала волна стихийных массовых вооруженных выступлений на Украине, Северном Кавказе, в Поволжье. Кульминацией недовольства крестьян экономической политикой большевиков, ликвидацией формировавшихся веками рыночных отношений, возрождением крепостнических методов принуждения, тотальной грабительской продразверсткой, обрекавшей на нищету и разорение, стало восстание моряков в Кронштадте (28 февраля – 18 марта 1921г).   Кронштадтские события ускорили процесс окончательного принятия решения о замене продразверстки продналогом.

В марте 1921 г. X съезд РКП (б), принял решение о замене продразверстки хлебным налогом. Первые декреты ВЦИК о замене продразверстки продналогом и размере налога на 1921–1922 гг. не содержали даже в общих чертах намека на цельную политику.

Элементы НЭП: замена продразверстки продналогом, право крестьян распоряжаться излишками, восстановление товарно-денежных отношений, разрешалась сдача земли в аренду, применение наемного труда, разрешалась частная торговля, вводился хозрасчет на предприятиях — кооперация, тресты синдикаты. создание государственных капиталистических предприятий (в форме концессий, смешанных объединений, аренды), коммерческое кредитование со стороны государственного банка. введение конвертируемой валюты — червонца — 1 червонец приравнивался к 10 дореволюционным золотым рублям. рост розничной торговли.

Новая экономическая политика вводилась непоследовательно, действия советского руководства носили характер импровизации. Скоро стала очевидной неспособность большевиков удержать новую экономическую политику в первоначальных рамках.

Кризисы НЭП:

Первый кризис развился осенью 1923 г. В экономи­ческой истории его называют «кризис сбыта».

Второй кризис имел место на рубеже 1925—1926 гг.В отличие от предыдущего в республике возник острый дефицит товаров.

Третий кризиса рубеже 1927—1928 гг. был уже социально-политическим. Он также был свя­зан с невыполнением плана хлебозаготовок и нехваткой средств для начавшейся индустриализации.

    Вывод: Положительные и отрицательные результаты НЭПа: партия большевиков удержалась у власти, восстановлено н/х, довоенный уровень в с/х превзойден в 1925 г, промышленный в 1927, созданы условия для «большого скачка» в в индустриализации, инвестиции со стороны иностранного капитала, национальный доход возрос на 18%, рост промышленности на 30%, удачная денежная реформа — твердый червонец. Отрицательные: экономические кризисы 1923,25,27 кризис ножниц цен, не был налажен достаточный товарообмен между городом и деревней, отставание промышленности от с/х, социальная и имущественная дифференциация крестьян, борьба с инакомыслием, борьба внутри партии о путях развития государства.

 

 2.О бразование СССР.

К концу Гражданской войны в результате многочисленных попыток самоопределения и объединения отдельных республик на территории бывшей Российской империи возникает сложный конгломерат государственных образований

В соответствии с договором, заключенным с Украиной в декабре 1920 г., она получила значительные полномочия. Передав в ведение Москвы ряд важных наркоматов (военно-морских дел, финансов, труда), Украина сохранила право вступать в дипломатические отношения с другими государствами. В Белоруссии процесс консолидации искусственно созданного белорусско-литовского союза был прерван польской агрессией, в результате которой западная часть Белоруссии был оккупирована, а в восточной была установлена Советская власть и образована БССР.

Закавказские республики (Грузия, Армения и Азербайджан), образовавшиеся после распада империи, продолжая поддерживать связи с РСФСР, в целом не стремились отделиться от России, но пытались сохранить свой суверенитет.

На территории РСФСР, активно шел процесс создания автономий. В 1918 г. были созданы первые национально-областные объединения – Туркестанская Автономная Советская Социалистическая республика (ТАССР), Трудовая коммуна немцев Поволжья, Советская социалистическая республика Таврида (Крым). В период Гражданской войны отдельные образования были ликвидированы (Северо-Кавказская советская республика, Донская республика), другие создавались заново. В марте 1919 г. была провозглашена Башкирская Автономная Советская республика, в 1920 г. Татарская и Киргизская автономные республики, образовались Чувашская, Калмыцкая, Марийская, Вотская, Карачаево-Черкесская автономные области. В 1921–1922 гг. провозглашаются Казахская, Горская, Дагестанская, Якутская, Крымская автономные республики. С помощью автономий народы России стремились защитить свои права от давления центральных властей, реализовать национальные интересы в области языка, культуры, религии.

Автономизация и федерализм. К моменту окончания Гражданской войны вопрос о конституционном решении национального вопроса приобретает для большевистского руководства особую остроту.

Ленин и большевики до 1917 г. были сторонниками сохранения крупного централизованного унитарного государства, допускающего национально-территориальную автономию отдельных народов в рамках единого государства. По этому принципу фактически шло строительство РСФСР, хотя в Конституции 1918 г. было заявлено о федеративном устройстве Советской России.

Сложившийся в годы Гражданской войны военный союз различных республик, сохранившиеся еще со времен царской России структура экономических связей, единая транспортная сеть, всеросийский рынок, а главное – единая форма власти (Советы), единая правящая партия (большевиков), единые вооруженные силы (Красная Армия) объективно позволяли большевикам решить вопрос создания единого государства. Однако пути решения этого вопроса вызвали серьезные разногласия между Лениным и Сталиным.

Сталин выдвинул идею так называемой автономизации, сущность которой заключалась в том, что все независимые советские республики (а речь шла об Украине, Белоруссии и Закавказских республиках) входят в состав РСФСР на правах автономий, опыт создания которых внутри РСФСР уже был. Однако такое решение вызывало протест у руководства этих республик, особенно в Грузии и на Украине.

Понимая, что подобное давление на национальные республики может похоронить идею их объединения, Ленин выступил с критикой сталинского проекта и предложил создание союза государств на федеративной основе путем заключения договоров между суверенными республиками и образования ряда общих органов власти и управления. Им же было предложено название – Союз Советских Социалистических Республик.

Борьба двух концепций (ленинской и сталинской) в решении национального вопроса во многом носила тактический характер. Выдвинутый Лениным принцип федерализма был удобен в период неустойчивого состояния Советской власти, поскольку позволял использовать националистические движения для укрепления социальной базы нового режима на местах. Сталинский принцип в большей степени соответствовал марксистской идеологической установке на денационализацию и создание в перспективе унитарного государства.

Формально принимая ленинский принцип федеративного устройства, большевики реально проводили курс на создание унитарного государства и последовательное сворачивание прав республик до уровня автономий, как и планировал Сталин.

В 1922 г. начинается практическая работа по объединению советских республик в единый союз. 22 февраля 1922 г. всеми советскими республиками было подписано соглашение о передаче РСФСР права представлять их интересы на общеевропейской экономической конференции в Генуе. Это был новый шаг к дипломатическому объединению.

Встал вопрос об упорядочении экономических, а затем и политических связей. В августе 1922 г. для выработки планов сближения советских республик ЦК РКП(б) была создана специальная комиссия под председательством Сталина. Комиссия рассматривала все предложения от республик. Однако партийно-советский аппарат навязал понимание союза как вхождение советских республик в новое государство. В декабре 1922 г. съезды Советов во всех советских республиках после широкого обсуждения на местах поддержали предложение о создании СССР.

30 декабря 1922 г. делегации всех советских республик собрались в Москве на объединенный съезд, вошедший в историю как I Съезд Советов СССР. 94, 1 % делегатов съезда были коммунистами. Около половины делегатов имели низшее образование, среди участников были малограмотные и неграмотные.

Съезд принял важные конституционные документы – Декларацию и Договор об образовании СССР. На их основе была разработана первая Конституция СССР. Она была утверждена II Съездом Советов СССР, который проходил 31 января 1924 г. В основном законе государства провозглашались добровольность объединения республик, их равноправие, свобода выхода из СССР, а также право других государств на вхождение в СССР. Высшим органом власти являлся Всесоюзный съезд Советов, а между сессиями – Всероссийский Центральный исполнительный комитет (ВЦИК). Специфические интересы многочисленных народов должна была представлять палата – Совет Национальностей. Общесоюзные вопросы решались второй палатой – Советом Союза.

Председателем Совнаркома СССР был утвержден В. И. Ленин, но из-за болезни он так и не приступил к работе. С 1924 г. на этот пост был назначен А. И. Рыков. Конституция СССР установила Государственный герб (серп и молот на фоне земного шара) и Государственный флаг СССР. Столицей государства была избрана Москва.

Первоначально СССР образовали четыре республики – РСФСР, Украина, Белоруссия и Закавказская СФСР.

В последующие годы в состав СССР вошли Узбекская ССР, Туркменская (1925 г.), Таджикская (1929 г.), Казахская, Киргизская (1936 г.), в 1936 г. ЗСФСР была распущена и образовались три республики – Азербайджанская, Армянская и Грузинская, которые также вошли в состав СССР.

 Реальным следствием принятия Конституции 1924 г. стала резкая централизация союзных органов власти, и прежде всего партии, которая теперь стала не только носителем классового начала.

Вывод: В своей политике централизации власти партия использовала тот же набор методов, что и самодержавие, – русификацию национальных культур, с одной стороны, и включение национальных элит в центральную политическую элиту – с другой.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое политика «военного коммунизма» и «новая экономическая политика»? Каковы принципиальные отличия двух политик?

2. Что такое «продовольственная разверстка» и «продовольственный налог»?

3. На каком съезде партии ВКП (б) было принято решение о начале НЭП?

4. Что В.И. Ленин, как руководитель государства утверждал о перспективах НЭП?

5. Почему НЭП был свернут? Как внутрипартийная борьба повлияла на ход новой экономической политики и ее сворачивание? Назовите основные кризисы НЭПа.

6. Какова была политика РСДРП, а затем РКП (б) по отношению к решению национального вопроса? Оцените параграф 9 программы РСДРП и первые шаги советской власти в решении национального вопроса.

7. Каковы были предпосылки объединения СССР?

8. Какие два проекта образования СССР вы знаете?

Лекция 6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.251.37 (0.018 с.)