Эффект замены и эффект дохода для нормального товара. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эффект замены и эффект дохода для нормального товара.



Изменение величины спроса на товар, происходящее вследствие изменения его цены, возникает как результат двух одновременных процессов.

Во-первых, когда цена одного из товаров изменяется, у потребителя появляется возможность изменить количество данного товара в своем наборе: в случае понижения цены купить большее количество относительно подешевевшего товара, а в случае повышения цены купить меньшее количество относительно подорожавшего товара.

Во-вторых, изменение цены одного товара влияет на возможность потребителя купить остальные блага: удорожание одного товара сокращает долю дохода, которая может быть направлена на приобретение других товаров, а удешевление одного товара, напротив, увеличивает возможности потребителя по части покупки других благ.

Таким образом, реакция потребителя на изменение цены товара зависит:

ü непосредственно от его возможностей увеличить потребление относительно подешевевшего товара за счет сокращения потребления относительно дорогих благ (при этом потребитель сохраняет прежний уровень удовлетворения, т.е. остается в пределах одной кривой безразличия);

ü от изменения покупательной способности в целом в отношении обоих товаров, что позволяет потребителю выбрать новый оптимальный набор на другом уровне удовлетворения потребностей (т.е. на другой кривой безразличия).

Под эффектом замены понимается изменение величины спроса на товар, происходящее под влиянием изменения относительных цен благ, что побуждает потребителя приобретать относительно подешевевшие товары взамен относительно подорожавших. Иными словами, эффект замены отражает реакцию потребителя на изменение относительных цен.

Изменение цены данного товара увеличивает (при снижении цены) или уменьшает (при повышении цены) реальный доход, или покупательную способность, потребителя.

Увеличение реального дохода проявляется (по общему правилу) в росте объема спроса на различные товары, включая товар, цена на который снизилась.

Уменьшение реального дохода проявляется (по общему правилу) в снижении объема спроса на различные товары, включая товар, цена на который повысилась.

Под эффектом дохода понимается изменение величины спроса на товар, происходящее под влиянием изменения реального дохода покупателя. Иными словами, эффект дохода отражает реакцию потребителя на изменение реального дохода (рис 9).

Х2

 

 


                                       

           

                                        Х1


Р1


Р2

Р1


            Х2 Х1                       Х1

Рисунок 9 —Эффекта изменения цены на эффект замены и эффект дохода по Слуцкому.

Изменение цены данного товара изменяет соотношения между ценой данного товара и ценами других товаров.

Снижение цены товара означает его относительное удешевление по сравнению с другими. Поэтому покупатели будут стараться заменить другие товары, которые стали теперь относительно дороже, товаром, цена на который снизилась.

Повышение цены товара означает его относительное удорожание по сравнению с другими. Поэтому покупатели будут стараться заменить товар, цена на который повысилась, другими товарами, которые стали теперь относительно дешевле.

При снижении цены эффект замещения всегда способствует росту объема спроса относительно подешевевшего товара, тогда как эффект дохода может стимулировать рост, сокращение объема спроса или быть нейтральным.

Для нормальных товаров эффект дохода и эффект замещения суммируются, так как снижение цены данных товаров приводит к росту спроса на них. Например, потребитель, располагая данным доходом, который не изменяется, приобретает в определенном соотношении чай и кофе, которые являются нормальными благами. В этом случае эффект замещения действует следующим образом. Падение цены чая приведет к росту спроса на него. Поскольку цена кофе не изменилась, то кофе становится теперь относительно (сравнительно) дороже чая. Рациональный потребитель замещает относительно дорогой кофе относительно дешевым чаем, увеличивая спрос на него. Эффект дохода проявляется в том, что снижение цены чая сделало потребителя несколько богаче, т. е. привело к росту его реальных доходов. Поскольку, чем выше уровень доходов населения, тем выше спрос на нормальные товары, и прирост дохода может быть направлен как на приобретение дополнительного количества чая, так и кофе. Следовательно, в одной и той же ситуации (падение цены чая при неизменной цене кофе) эффект замещения и эффект дохода приводят к росту спроса на чай. Эффект дохода и эффект замещения действуют однонаправлено. Для нормальных товаров действие эф­фектов дохода и замещения объясняет увеличение спроса при понижении цены и сокращение спроса при их повышении. Иными словами, закон спроса выполняется.

Если товар нормальный, то при снижении цены и эффект дохода и эффект замещения ведут к росту объема спроса.

Эффект замены и эффект дохода в сумме дают эффект цены — общее изменение величины спроса на товар под влиянием эффекта дохода и эффекта замены.

Различение эффектов дохода и замены позволяет углубить знания о поведении потребителя. В частности, оно помогает определить, насколько изменение величины спроса на товар вызвано изменением пропорции обмена двух товаров и насколько — изменением покупательной способности потребителя.

По мнению Хикса, разные уровни денежного дохода позволяют достичь одной и той же кривой безразличия (одинаковой кривой безразличия) и представляют собой одинаковый уровень реального дохода.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.136 (0.007 с.)