Эффект замены и эффект дохода для некачественного товара, не являющегося товаром Гиффена. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эффект замены и эффект дохода для некачественного товара, не являющегося товаром Гиффена.



Если товар низкокачественный, то при снижении цены эффект дохода ведет к снижению, а эффект замещения — к росту объема спроса (рис.10).

 

Х2

 


                                       

           

        

                          Х1


Р1


Р2

Р1


            Х2 Х1                       Х1

Рисунок 10 — Эффект доходов и эффект замены для некачественных товаров.

В случае с неполноценным благом, когда эффект замены и эффект дохода равны по абсолютной величине, спрос на такое неполноценное благо будет абсолютно неэластичным (рис. 11).

 

Х2

 


                                       

           

                                        Х1

Р1

Р2

Р1


             Х1,2                               Х1

Рисунок 11 — Эффект доходов и эффект замены для некачественных товаров (при неэластичном спросе).

Для товаров низшей категории действие эффектов дохода и замещения определяется их разницей. Например, потребитель, располагая данным доходом, приобретает в определенном соот­ношении кофе натуральный и кофейный напиток, являющийся товаром низшей категории. В этом случае эффект замещения действует следующим образом. Падение цены кофейного напитка приведет к росту спроса на него, так как напиток является теперь относительно дешевым благом. Поскольку цена кофе не изменилась, то кофе является относительно (сравнительно) дорогим благом. Рациональный потребитель замещает относительно дорогой кофе относительно дешевым кофейным напитком, увеличивая спрос на него. Эффект дохода проявляется в том, что снижение цены кофейного напитка сделало потребителя несколько богаче, т. е. привело к росту его реальных доходов. Поскольку, чем выше уровень доходов населения, тем ниже объем спроса на низшие товары, то прирост реального дохода потребителя будет направлен на приобретение дополнительного количества кофе. В результате снижение цены кофейного напитка (товара низшей категории) приведет к падению спроса на него и росту спроса на кофе (товар высшей категории). Следовательно, в одной и той же ситуации (падение цены кофейного напитка при неизменной цене кофе) эффект замещения приводит к росту спроса на кофейный напиток, а эффект дохода — к падению спроса на него. Эффект дохода и эффект замещения действуют разнонаправлено.

Эффект замены является всегда отрицательным: понижение цены одного блага стимулирует потребителей увеличивать его потребление, уменьшая потребление другого блага; повышение цены стимулирует потребителей замещать это благо другими, относительно подешевевшими.

Эффект дохода может быть отрицательным для полноценных благ, положительным - для неполноценных благ, нейтральным - когда спрос на благо при изменении дохода не изменяется и эффект дохода равен нулю.

 

Товар Гиффена.

Если товар низкокачественный и занимает в бюджете потребителя большое место, то при снижении цены отрицательный эффект дохода больше положительного эффекта замещения и общий результат выражается в снижении объема спроса на него, несмотря на снижение его цены.

Описанный парадокс носит название парадокса Гиффена (в честь английского экономиста XIX в. Роберта Гиффена (1837—1910)), а товары, на которые он распространяется, называют товарами Гиффена.

Товар Гиффена — это товар, занимающий в бюджете потребителя большое место, объем спроса на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения (при этом эффект дохода направлен в противоположную сторону от эффекта замещения).

Для нормальных товаров эффект замещения и эффект дохода суммируются, а для низкокачественных товаров они вычитаются (рис. 12).

                                 P

                                                                             D

 

                           0                                                     Q

Рисунок 12 — Кривая спроса на товары Гиффена

В случае с неполноценным благом, когда эффект замены и эффект дохода равны по абсолютной величине, спрос на такое неполноценное благо будет абсолютно неэластичным (рис 12).

Когда же абсолютная величина эффекта дохода при изменении цены менее ценного блага превышает величину эффекта замены, то общий эффект повышения цены становится положительным.

Такой товар называется благом Гиффена, и кривая спроса на это благо имеет положительный наклон (рис. 13).

 

 

Х2

 


                                       

           

                                        Х1


Р1


Р2

Р1


            Х1 Х2                       Х1

Рисунок 13  — Эффект доходов и эффект замены равны для товаров Гиффена.

Отличия от Хикса.

Сопоставляя подходы Слуцкого и Хикса относительно деления общего эффекта на эффект замены и эффект дохода, можно сделать следующие выводы.

1. Методология Хикса допускает знание потребительских предпочтений, кривых безразличия, в то время как методология Слуцкого этого не требует, ибо она основывается на фактах поведения потребителей на рынке.

2. Методология Хикса соответствует основным положениям порядковой, или ординалистской, теории предельной полезности. Методология Слуцкого базируется на количественной, или кардиналистской, теории предельной полезности.

3. Слуцкий использовал менее строгий с точки зрения теории полезности, но более прагматичный метод определения данного уровня реального дохода.

4. По методологии Слуцкого, промежуточная бюджетная линия касается чаще всего более высокой, чем исходная, кривой безразличия, что и требуется по методологии Хикса. По Слуцкому, потребитель, располагая возможностью приобрести тот же набор благ, что и до изменения цен, окажется на более высоком уровне благосостояния, чем перед изменением цен.

Следует отметить, что в обоих вариантах эффект замены показывается движением вдоль одной и той же кривой безразличия, а эффект дохода - перемещением с одной кривой безразличия на другую.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе написания данной работы были сделаны следующие выводы. Возникновение теории потребительского поведения было связано с работами маржинализмов, так как одним из главных положений маржинализма является принцип экономического человека. Теория потребительского поведения исследует совокупность принципов и закономерностей, руководствуясь которыми каждый человек формирует и реализует свой набор потребления различных благ, руководствуясь наиболее полным удовлетворением своих потребностей. Данная теория связана с понятиями общей полезности (то есть суммарной пользы от определенного количества блага) и предельной полезности (степени удовлетворения потребности при возрастании количества блага).

Выбор индивида формируется не только под влиянием предпочтений, он ограничен бюджетом. Логично, что для каждого потребителя общий расход должен быть не больше дохода.

Учитывая еще многие недоработанные аспекты теории потребительского поведения, перед будущими учеными открывается просто огромное поле для исследовательской деятельности. Эта теория доказала свою важность для понимания основ как экономики, так и человеческого общества.

 


 

 


 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова «Завтра экзамен.» Микроэкономика 7-е изд. «Питер» 2006.

2. Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова «Учебное пособие» Микроэкономика 7-е изд. «Питер» 2003.

3. Микроэкономика: учебник и практикум / М.В. Арфеева и др.; под общ. ред. Е.Б. Яковлевой. – М.: Юрайт, 2017. – 354 с.

4. Мэнкью, Н. Г. Экономикс / Н.Г. Мэнкью, М. Тейлор. – 2-е изд. – СПб. и др.: Питер, 2013. – 655 с.

5. Бернанке, Б. Экономикс. Экспресс-курс: учебник по экон. теории / Б. Бернанке, Р. Фрэнк. – СПб. и др.: Питер, 2012. – 713 с.

6. Микроэкономика: учебное пособие / В.С. Антонюк, И.В. Данилова, Н.В. Моцаренко. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ. 2018. – 109 с.

7. https://edu.susu.ru/pluginfile.php/2247785/mod_resource/content/

8. https://mоdеrn-есоn.ru/miсrо/pоtrеbitеl/zаkоn/dоhоd-i-zаm.html

9. https://infоpеdiа.su/10x88f7.html

10. https://rеvоlutiоn.аllbеst.ru/mаrkеting/00258511_0.html

11. https://www.wеbkursоvik.ru/kаrtgоtrаb.аsp?id=-23269

12. https://knоwlеdgе.аllbеst.ru/есоnоmy/3с0b65635а2bd79а5с53а89421316d37_0.html

13. https://vuzlit.ru/1862774/sоvоkupnаyа_оbsсhаyа_prеdеlnаyа_pоlеznоst

14. https://оthеrrеfеrаts.аllbеst.ru/есоnоmy/00103424_0.html

15. https://rеvоlutiоn.аllbеst.ru/mаrkеting/00258511_0.html

16. https://studrеf.соm/361050/еkоnоmikа/еffеkt_dоhоdа_еffеkt_zаmеsсhеniyа_tоvаr_giffеnа

17. https://mоdеrn-есоn.ru/miсrо/pоtrеbitеl/zаkоn/dоhоd-i-zаm.html

18. https://есоnоmiсs.studiо/mikrоеkоnоmikа/еffеkt-dоhоdа-еffеkt-zаmеsсhеniyа-87559.html

19. http://rеfеrаt-lib.ru/viеw/rеfеrаt-есоnоmiс/26/25531.htm

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.23.130 (0.022 с.)