Кадр из фильма «письмо из сибири ». 1957 год 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кадр из фильма «письмо из сибири ». 1957 год



Знакомство с творчеством режиссера я бы советовал начать с его картины «Письмо из Сибири», 1957. Этот фильм был снят Крисом Маркером в 1957 году во время путешествия по советской Сибири. Поездка Маркера и его товарищей в Советский Союз состоялась при посредничестве Общества "Франция - СССР" (Association France - U.R.S.S.) – организации, находившейся в тесной связи с французской компартией. В ходе своего вояжа Маркер с друзьями посетили Якутск, Иркутск, Ангарск, Алдан, сплавлялись по Лене и Ангаре, побывали на Байкале. Материалы, отснятые в ходе этой поездки, и легли в основу будущего фильма.

 

Начинать знакомится с творчеством Маркера именно с этой картины для нашего зрителя лучше, поскольку она будет просто-напросто ему понятнее: «Письмо из Сибири» снято в СССР, здесь все привычно взгляду отечественного кинозрителя. В фильме присутствуют легко узнаваемые сюжеты: повседневность советского быта, трудовые будни молодых рабочих и крестьян, строящих город-сад посреди сибирской тайги, ученые-мечтатели, совершающие свои открытия во благо большой страны и светлого будущего и дети, мечтающие поскорее обрести себя в этом будущем. Плюс ко всему, полноценным героем этой картины выступает и красивая в своей суровости русская природа: леса, заснеженные равнины, реки, поля и березовые рощи – «beryozonki», как произносит, забавно коверкая русский язык, закадровый голос. Вместе с тем, в фильме много такого, чего бы на советский экран никогда бы не допустили (например, частник-золотоискатель, упорно в одиночку промывающий грунт в поисках золотых крупинок). «Письмо из Сибири» – это не причесанная и приглаженная агитка, а попытка посмотреть на советское государство со всех сторон, в том числе и с тех, которые так старательно пытались прикрыть от французов их друзья из СССР. Сам режиссер иронизировал над советскими товарищами, желавшими, чтобы в его фильме о Советском Союзе все факты были представлены исключительно в положительном свете: «Положительно, положительно, до бесконечности положительно – все это, по крайней мере, странно в стране диалектики».

 

Кроме своей «понятности» для отечественного зрителя, фильм «Письмо из Сибири» примечателен еще и тем, что именно здесь Маркер впервые применяет свой фирменный горизонтальный монтаж. Новаторство этого монтажного принципа заключалось в том, что изображение в фильме соотносилось не с предшествующими или следующими кадрами, а, в первую очередь, с текстом. Красота слова оказывается здесь основой картины, и уже из текста смысл перетекает в изображение. Документальная точка зрения и этот фирменный маркеровский монтаж составили сущность нового жанра кинематографа, получившего название фильма-эссе.

 

«Письмо из Сибири» – легкая картина, отражающая палитру чувств режиссера, в которой оказываются смешаны удивление, юмор, недоумение и восторг. В фильме переплетаются прошлое и будущее, традиции и прогресс, а кадры Транссибирской магистрали и Иркутской гидроэлектростанции сменяют нарисованные мамонты, кукольные совы и северные олени. Сочетая все это, режиссер отражает впечатление от многообразия Сибири: далекой страны «между средними веками и третьим тысячелетием, между Землей и Луной, между унижением и счастьем».

 

 

Что смотреть дальше

После знакомства с «Письмом из Сибири» я бы советовал последовательно посмотреть четыре важнейших работы Криса Маркера, в которых, с одной стороны, показана его творческая эволюция, с другое же, жанровое разнообразие его фильмов. Первый фильм из этой четверки – «Прекрасный май»,1962. Этот фильм, снятый Маркером совместно с оператором Пьером Ломмом, прекрасный образец направления синема-верите, родившегося годом ранее вместе с картиной «Хроника одного лета» Эдгара Море и Жана Руша. Появление подобных картин оказалось возможным вследствие произошедших существенных изменений в технологической организации съемочного процесса: получили распространение легкие и мобильные кинокамеры, а переносные магнитофоны позволили проводить синхронную запись звука, что дало возможность кинематографистам выходить «на охоту» за материалом на улицу, непосредственно к людям. «Прекрасный май» – образец такого кинематографа прямого действия, активного вторжения создателей фильма в повседневную жизнь застигнутых врасплох людей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.70.93 (0.003 с.)