Не делите уроки на важные и неважные 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Не делите уроки на важные и неважные



Все уроки хороши

 

Помните строчку «Все работы хороши, выбирай на вкус»? Стихотворение первоклассное, но морально устаревшее. Как‑никак, Маяковский написал его в 1928 году, когда Советский Союз отчаянно боролся с безработицей. К нашим дням перечисленные поэтом профессии (столяр, плотник, инженер, врач, рабочий, кондуктор, шофер, матрос, даже летчик) утратили престиж. А тем временем вернулась безработица, с которой, казалось, навсегда было покончено еще в 1930 году.

Ныне миллионы молодых россиян мечтают о карьерах банкиров, полицейских, продюсеров, косметологов, хотя в итоге становятся, как правило, заурядным офисным планктоном, а то и вовсе сторожами, уборщиками, продавцами… Откуда же такой грандиозный разрыв мечты с реальностью? А все оттуда же – из школы и семьи.

– Не дается мне математика, папа! – жалуется дочь. – Не буду ее учить, все равно ничего не понимаю. Да и к чему она мне, если я вырасту и открою собственный спа‑салон?

Поскольку папа в математике также не силен, дочь встречает дома понимание, а в школе ей натягивают по математике «троечку». Ясно, что без мало‑мальского знания математики сдать ЕГЭ на приличный балл невозможно, и наша выпускница отправляется осваивать математику «на практике» – кассиром в соседнем супермаркете. Вот и приплыли: прощайте, наивные мечты…

Мамы и папы! Догадываемся, вы не очень‑то ориентируетесь в неорганической химии, да и скромные познания в теории рядов не позволяют вам блистать в салонных беседах. Но собственным детям‑то зачем крылья подрезать?

 

Просим вас: не делите школьные предметы на первостепенные и второсортные.

 

Призывайте своих отпрысков с равным пиететом относиться к истории и анатомии, военной подготовке и урокам труда.

Ни вы, родители, ни мы, авторы, – не ясновидящие. Ни вам, ни нам не под силу предсказать, какие именно дисциплины определят начало жизненного пути вашего ребенка: лет за 20–30–40 в информационном обществе все кардинально поменяется несколько раз.

 

Поэтому если профессии мы довольно четко делим на важные и неважные, то со школьными предметами этого делать не следует.

 

Приведем личный пример. Мы, авторы этой книжки, мягко говоря, не очень жаловали в свои школьные годы уроки пения, считая их пустой тратой времени. На этих уроках мы всячески гримасничали, кривлялись и дурачились. Но, поступив в вузы, мы вдруг обнаружили, что многие однокурсники прекрасно поют, свободно читают ноты, владеют музыкальными инструментами, неплохо знают современную музыку.

Что ж, пришлось в авральном режиме нагонять, не раз на смех сверстникам садясь в лужу собственного невежества. Представьте себе: мы даже не отличали тяжелого рока от рокабилли!

Разумеется, мы не раз пожалели о том, что некогда на «пении» валяли дурака. Фактически мы заработали по хорошенькому комплексу неполноценности, на изгнание которого ушли годы.

Лишь сравнительно недавно мы позволили себе гордо заявить (в преамбуле к нашей совместной статье «Топ‑250 гитарных рифов»): «Мы, соавторы, любим рок и слегка в нем разбираемся. Один из нас на стыке 1980‑х и 1990‑х годов публиковал репортажи с рок‑фестивалей в изданиях Москвы и Ленинграда, Новосибирска и Минска, Смоленска и Харькова. А на сайте другого выложен десяток весьма «легких» песенок – послушайте их, не пожалеете».

 

В завершение этой главки переделаем известный стих: все предметы хороши – ни в коем случае не выбирай на вкус!

 

Конечно, школьные программы несовершенны, их отличает кондовый консерватизм, который неизбежно конфликтует с высоковолатильной (т. е. подвижной, как ртуть, изменчивой, непредсказуемой) современностью. В частности, у нас нет уверенности, что в XXI веке школьников следует пичкать литературой XIX века, как в советскую эпоху. И все‑таки лучше придерживаться хоть какой‑то программы, чем не иметь никакой.

Как выражаются видные экономисты, наличие даже плохого правила гораздо предпочтительнее полного отсутствия каких бы то ни было правил.

 

Совет 6

Больше уважения учителям

Правила общения

 

Учитель – не бог. Учителей по призванию не так уж много (а что, в других профессиях «призванных» больше?), хороших «ремесленников» пока хватает, но с каждым годом в учительском корпусе растет количество «случайных» людей, тех, кто просто не сумел найти другой работы. Таких многие считают лузерами, аутсайдерами, «вечными побежденными»…

На самом‑то деле в нашей стране со слабой индустрией высокого передела (т. е. с недоразвитой обрабатывающей промышленностью) занять престижное рабочее место ох как непросто – независимо от образования, способностей, трудолюбия. Ну, разве что блат лучше всего позволяет «вкатиться» в трудовую биографию «на белом коне»!

Увы, такова реальность. В итоге и дети, и родители относятся к учителям очень по‑разному. Кого‑то превозносят и обожают, а кого‑то опасаются и даже презирают.

Но сменить педагога обычно не в нашей власти: приходится общаться с тем, кто есть. Делайте это уважительно, ибо перед нами, конечно, не бог, но человек, в руках которого на время (довольно длительное и исключительно важное!) оказалась судьба вашего ребенка.

 

И помните, пожалуйста, что, выбирая профессию учителя, человек может быть движим чем угодно, но только не жаждой наживы.

 

 

О зарплатах учительского корпуса на всем постсоветском пространстве сказано уже так много, что мы не будем повторяться. В любом случае не требуйте тупо от учителя: дескать, научите моего ребенка тому‑то и тому‑то, оградите мое чадо от того‑то и того‑то. Разумнее не стучать прямо «в лоб», а просить совета.

Так вы словно погладите чувство собственного достоинства учителя: фактически вы признаете, что слабы и не можете обойтись без поддержки человека более сильного, знающего, умелого. В конце концов, по меткому выражению американского философа и педагога Джона Дьюи, «глубочайшим стремлением человеческой натуры является желание быть значительным».

Интересуйтесь у учителя, не пересадить ли ребенка поближе к доске, какими предметами с ним следует дополнительно позаниматься дома или факультативно, как улучшить его отношения с одноклассниками и т. д. Подобное поведение психология называет манипулированием? Не страшно!

Лишь бы был результат: из вашего припрятанного «я хочу» (помочь своему ребенку) постепенно должно вырасти почти такое же чужое, учительское «я хочу» (помочь вашему ребенку). Ведь манипулирование – это умение нацелить людей на добровольное исполнение ваших желаний.

 

Одновременно будьте готовы к критике педагога в адрес вашего чада.

 

Соберите внимание, прислушайтесь, дайте учителю выговориться, и вы узнаете массу полезного. Настоящую критику – а не огульное охаивание! – нужно ценить, она дорогого стоит, на нее не обижаются. Вообще мелочная обидчивость – удел негодяев, лодырей и пустозвонов.

Слышали мудрую финскую поговорку: «Учитель производит будущее»? Вдумайтесь в нее. Школьное образование в Финляндии вот уже лет 10 лучшее в мире, а тамошние школьники – признанная гроза международных олимпиад практически по всем предметам.

Подоходчивей разъясните своему отпрыску смысл трех слов: «учитель производит будущее».

 

Совет 7

Сделайте учебу комфортной

Ваш главный союзник

 

Порой отношения с каким‑то педагогом упорно не складываются, он замечает в вашем отпрыске лишь отрицательные черты. Поверьте: это также не повод для обиды.

 

Учитель – живой человек, он имеет право на личные предпочтения, хотя и должен, конечно, припрятывать их до окончания уроков.

 

В этой связи – поучительная история из школьной жизни одного из авторов данной книжки. Так уж вышло, что он пришел в свой новый 5‑й класс во второй четверти.

И что же увидели ребята? Они вернулись с осенних каникул, а в классе – одинокий новичок, удобная мишень для рукоприкладства. Вдобавок классный руководитель усадила его на «камчатке», да еще вместе со второгодником, на полторы головы выше и в полтора раза шире в плечах. Верзила тут же взялся за дело: то на ногу со всей дури соседу наступит, то по локтю хряпнет, то за волосы дернет!..

Но вот и большая перемена. Приметив, что новичок готовится к бою, второгодник с дурашливым хохотом прижался спиной к стене класса. Противник же оказался не робкого десятка: врезал врагу ногой, простите, между ног. Это было, вероятно, единственно верным решением – во всяком случае, второгодник согнулся вдвое и завыл от боли.

Но надо же такому случиться: в этот момент неожиданно вошла в класс учительница русского языка, участница Великой Отечественной войны с орденом Красного Знамени на строгом пиджаке.

Разбираться «русичка» (она же – еще и завуч) не стала: с ее точки зрения, виноват был, конечно, новичок. Ему‑то и предложили явиться в школу вместе с родителями. Казалось, отношения с учителем безнадежно испорчены. Однако год за годом «новобранец» демонстрировал способности именно к русскому языку и литературе. В старших классах он получал сплошные пятерки за сочинения, фрагменты которых учительница зачитывала классу. Позже, уже студентом, наш герой не упускал случая заглянуть к своей учительнице, с которой он крепко подружился…

 

Родители, будьте внимательны! Ребенок не хочет в школу, но при этом не увиливает от домашних заданий? Насторожитесь: вероятно, на уроках и переменах, по пути в школу и обратно над ним издеваются.

 

Помните фильм «Чучело»? В английском языке даже есть термин «хейзинг», т. е. «гонение в коллективе» (от haze – «задирать», «изводить», «зло подшучивать»).

Жертвами хейзинга становятся «белые вороны»: дети умные и начитанные, вежливые, неспортивные и толстые, красивые и одаренные. Особенно сильно разыгрываются страсти с началом пубертатного периода – полового созревания.

Нужно знать две вещи. Во‑первых, в 11–12 лет детки вроде еще малы, но покалечить друг дружку могут уже всерьез. Во‑вторых, школьный хейзинг превращает в отраву не только учебу, но и все детство. Тут мощный конфликт интересов: одни идут в школу учиться, другие – развлекаться. Поэтому с насилием в классах, коридорах и дворах должна вестись непримиримая борьба, возглавить которую обязаны родители, особенно если учителя «не видят», как мальчишки рвут волосы из косичек девочек, расстреливают из рогаток, толкают, начиняют портфели щебенкой, отнимают телефоны и книги, засыпают с головой снегом, льют однокласснику за ворот сок, бьют, вышвыривают учебники из окна и творят прочие мерзости…

Что делать? Обратитесь к классному руководителю и директору школы, предупредите родителей обидчиков, сами поговорите с «налетчиками». Не помогает? Сходите в инспекцию по делам несовершеннолетних. И главное: в первые же годы жизни научите своего ребенка давать сдачи.

 

Комфортной учебой называется та, которой никто не мешает.

 

Совет 8



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.180 (0.017 с.)