Помогите научиться противостоять толпе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Помогите научиться противостоять толпе



Чем она опасна

 

Догадываетесь ли вы, мамы и папы, насколько просто можно словно подменить ребенка? Достаточно лишь поместить его в чуждый коллектив: дворовую тусовку, на дискотеку или поп‑концерт, в среду спортивных фанатов, школьный класс и т. д.

Поведение всякого (не только недоросля) человека в микросоциуме сильно меняется, поскольку на него давит пресс чужих (внесемейных) мыслей, чувств, поступков, традиций.

Так, если в классе верховодят троечники, то даже хорошистам и отличникам приходится идти у них на поводу. Вы и глазом не моргнете, как ваш умный, успевающий, вежливый, аккуратный, спортивный человечек внезапно отупеет, примется хамить и гнусно хохотать над сальными шутками приятелей, а всякое желание трудиться подменит страстью к самым убогим развлечениям.

Ох, и страшна же толпа! Объясняйте это детям, родители. По меткому выражению Ф. Ницше, «в стадах нет ничего хорошего, даже если они бегут вслед за тобой».

 

Совокупный интеллект толпы равняется на умственные способности самых глупых ее членов, поэтому ее поведение всегда осуществляется по наихудшему сценарию.

 

Как тут не вспомнить обезумевшие толпы немцев, в едином шизофреническом порыве ревевших «хайль»!

Недаром английский карикатурист М. Бирбом пошутил: «Нельзя создать человека, поставив барана на задние ноги. Однако, поставив на задние ноги стадо баранов, можно создать человеческую толпу». Тем временем американский писатель Р. Хайнлайн с сарказмом любопытствовал: «Известен ли истории хоть один случай, когда правота оказалась на стороне большинства?»

Вот вам и закон человеческих джунглей: чем больше людей собирается в одном месте, тем меньше они стремятся сотрудничать и помогать друг другу, а уж когда случается паника, ведут себя и вовсе самоубийственно: бросаются бежать в одном направлении и в узком месте топчут друг друга.

Удачные определения толпы даны французскими социопсихологами Г. Лебоном («Толпа – иррациональная разрушительная сила, стремящаяся к подавлению личной индивидуальности») и Г. Тардом («Толпа – сумма индивидуальностей, характеризующаяся иррациональным поведением и потребностью в вожде»). Их американский коллега Г. Маккоун добавляет: «Есть люди, чувствующие себя очень неуютно при необходимости выделяться из толпы. Они хотят быть частью группы и принимают образ будущего лишь тогда, когда его принимает большинство членов их группы. Таких людей никогда не встретишь на переднем крае.

 

Настоящие лидеры всегда находятся в меньшинстве, так как мыслями они всегда впереди подавляющего большинства.

 

К тому времени, когда большинство начинает разделять убеждения лидеров, они уже ушли вперед – и опять остались в меньшинстве».

На первый взгляд легче всего толпа принимает в свои объятия экстравертов – людей, стремящихся постоянно находиться на пике общественного интереса к своей обычно вполне бесполезной персоне. К тому же экстраверты обожают прилюдное и длительное обсуждение сущих пустяков и коллективное исполнение любого, самого ничтожного дела. Но вот что удивительно: сродство (тягу) к стадности испытывают также многие интроверты. Эти любители погрузиться в свой внутренний мир надеются раствориться, затеряться в окружающем множестве, дабы не привлекать к себе внимания. Из подобного имманентного желания жить «как все» вытекает подражательное поведение с отсутствием критического отношения к действительности.

Впрочем, стадность обусловлена нейрофизиологически: когда некто обнаруживает отличие своего поведения от действий большинства, в головном мозгу (в так называемой зоне конформизма) вырабатывается сигнал об ошибке и личность стремится ее исправить. Вероятно, подобная органическая реакция сформировалась эволюционно: в самом общем случае человек и впрямь лучше защищен от неприятностей, если не выделяется из толпы.

Однако мы не усматриваем здесь повода воспитывать человека толпы – винтик, пустышку, серую мышку. Поэтому советуем вернуться к предыдущей нашей книжке «Детский сад и подготовка к школе: что еще можно успеть после 3‑х», в которой говорится о воспитании родителями в детях лидерских качеств (а мы в следующей главке остановимся на данной теме подробнее).

Пусть не ваш к кому‑то тянется – пусть тянутся к вашему!

 

Совет 38

Развивайте задатки лидера

Спрос с родителей

 

Доктор Фрейд обнаружил, что душевная (психическая) энергия каждого Homo Sapiens состоит из двух частей: свойственного всем животным инстинктивного стремления к самосохранению и чисто человеческой психической энергии – либидо (лат. libido – «влечение», «желание», «стремление»).

Из либидо проистекают наши интересы, убеждения, идеалы, совесть. Животные же живут, подчиняясь данным от рождения правилам поведения – инстинктам. Поэтому человек, выросший без человеческой речи и воспитания, никогда не станет личностью, т. е. обладателем сознания. Маугли – сказочный герой: в реальности среди волков вырастет полный идиот – человек без личности, у него не будет ни либидо, ни желаний, ни интересов – только инстинктивные стремления есть, пить, испражняться, спать, тупо и неизбирательно совокупляться. Личностью обладают лишь люди со здоровой психикой.

Продуктом либидо является также чувство собственной важности. Если ваша собака выиграет на выставке медаль, вы воспарите от радости. Ну, а сам пес – обрадуется победе? Нет, никаким либидо собака не располагает. Вот если б медаль была из сырого мяса, тогда другое дело, но пес обрадовался бы антрекоту, а не своему успеху!

Инстинктом самосохранения люди «наделены» приблизительно в равной степени, но объем либидо у всех разный. В более выгодном положении люди с максимальным запасом либидо. У самых скучных, серых сапиенсов либидо так мало, что его едва хватает на жалкое – хотя и не обязательно бедное – существование. Современников с минимумом либидо вы встречаете каждый день: это бомжи. В советские годы люди получали зарплату за ничегонеделание и таким образом были избавлены от рытья в мусорных контейнерах; миллионы следовали поговорке «если можно не делать сегодня – отложи на завтра».

По утрам либидодефицитные аутсайдеры хорошо заметны в московском метро. Самые вялые пассажиры пропускают поезд за поездом ради того, чтобы занять сидячее место; другие специально приезжают на конечную станцию, чтобы потом, пропустив пару поездов, отправиться обратно – непременно сидя.

Отъезжающие пассажиры провожают глазами ленивцев, сбившихся на платформе в местах, где распахнутся двери следующего порожнего состава. При этом в уносящемся поезде несколько сидячих мест часто остаются свободными: ленивцам не хватает либидо даже на то, чтобы заглянуть в вагон. Преобладают среди них не старики, даже не родители с малышами, а непримечательная, серая молодежь – ребята без блеска в глазах, без драйва в душах. Формула аутсайдеров – «лучше за рупь полежать, чем за два побежать». Сейчас невыносимо 20 минут постоять в вагоне, но в неблагоприятных обстоятельствах вообще станет тяжко жить по‑человечески.

Возможно ли изменять запасы пси‑энергии? Утвердительный ответ даст последователь любой магической практики. Например, Карлос Кастанеда предлагал обращаться за энергетической подпиткой к неким неорганическим существам из «параллельных миров». Поскольку реализовать этот совет, мягко говоря, непросто, всевозможные шаманы используют для своих астральных «подвигов» наркотики из группы галлюциногенов.

Если же объявить магию тем, чем она на самом деле является, – полной чепухой, то единственным источником пополнения либидо оказывается сила воли – тоже чисто человеческое свойство.

 

Воля, как известно, поддается тренировке, поэтому количество либидо можно наращивать, обучая ребенка волевым усилиям.

 

Для этого с первых лет жизни ставят яркие цели, прививают малышу лидерские качества.

Иными словами, в основном от родителей зависит, вырастет их отпрыск интеллектуалом и вожаком или превратится в бомжа. Либидо – продукт воспитания. Если ребенка вовсе не воспитывать, он будет лишен либидо, подобно животному. Вот почему смысл жизни и счастье, вероятно, в том, чтобы родители гордились своими детьми, а дети – своими родителями.

Вместе с тем существует обратная связь между волей и либидо: человек с большим запасом либидо с легкостью развивает и свою волю, что позволяет сделать вывод об энергетической природе воли.

В качестве примера расскажем о двух наших современницах – сестрах из уральского села. Девочки рано потеряли отца, а мать заботилась лишь о том, чтобы они были сыты и одеты (в этом, считала она, смысл воспитания). Старшая сестра после средней школы так и осталась в селе, не проявив никаких талантов: кругом «по нулям». Вышла замуж, доит корову, возит молоко на рынок.

Младшая окончила музучилище по классу аккордеона – представьте хрупкую девушку с этим инструментом. Без труда осилив педагогический университет, она уехала в Москву, где сейчас делает успешную карьеру в HR (подбор персонала), заочно учится в юридическом, обзавелась квартирой и автомобилем. И все это в одиночку, за считаные годы, без блата или спонсоров. Выглядит эта молодая женщина так, что мужчины провожают ее взглядами. В личной жизни у нее тоже порядок – недавно вышла за известного специалиста по рекламе и PR.

Причина столь разительного контраста в том, что младшую сестру природа наградила могучей пси‑энергией, которая послужила источником стальной воли – и всех последующих достижений.

Человек буквально сделал себя сам.

 

Совет 39



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.108.236 (0.008 с.)