Как быстро выучить стихотворение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как быстро выучить стихотворение



1 шаг: Чтобы быстро выучить стихотворение, читать его надо вслух. Сделайте это 2-3 раза.

2 шаг: При чтении постарайтесь выстраивать ассоциации, представить ситуацию, показанную в стихотворении. После этого у вас уже что-то отложится в голове.

3 шаг: Теперь прочтите стихотворение ещё раз, уже медленно, стараясь запомнить именно слова, то есть их форму, время и т.д.

4 шаг: Перепишите стихотворение на бумагу, это подключит ещё один вид памяти. Во время переписывания также проговаривайте его вслух. Не пропускайте этот шаг, он позволит выучить стих быстрее.

5 шаг: В целях упрощения запоминания вы можете разбить каждый отдельный столбик стихотворения ещё на несколько.

6 шаг: Теперь переходим непосредственно к процессу заучивания. Учите стих только по той бумаге, на которую переписали его. Прочтите несколько раз первую строчку, повторите вслух, не смотря на лист. Затем прочтите первую и вторую строчку вместе, повторите вслух. Затем первую, вторую и третью… И так далее. Каждый раз добавляйте по строчке. Но совсем необязательно учить стихотворение полностью таким образом. Можете начинать новый «цикл» после каждых 4-8 строк.

7 шаг: Часто случается так, что какое-то место в стихотворении никак не поддаётся, чаще всего это происходит именно на «стыке» циклов. Напишите на руке шпаргалку со словом, с которого начинается цикл, начало которого вы никак не можете запомнить.

8 шаг: Подобным способом нетренированный человек может выучить до страницы текста за один час. Но если время вас не поджимает, начните заучивание перед сном за два дня до сдачи стихотворения. Уделите ему 20 минут перед сном в этот день и час перед сном в следующий. Ночью у человека происходит переосмысление выученного, и утром текст будет отскакивать от зубов.

 

 

ГОРЬКИЙ Максим ‑ литературный псевдоним Алексе́я Макси́мовича Пешко́ва, (1868 – 1936) ‑ русский писатель, прозаик, драматург. Один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей. В последние годы жизни получил официальное признание как основатель социалистического реализма.

Задание 34. Прочитайте легенду о Ларре из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль», письменно ответьте на вопросы:

1. Для романтического произведения характерен конфликт толпы и героя. Что лежит в основе конфликта между Ларрой и людьми?

2. Чем отличается гордость от гордыни? Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна Ларре.

3. Какое наказание понес Ларра за свою гордыню? Как вы думаете, почему такое наказание страшнее наказание смертью?

 

ЛЕГЕНДА О ЛАРРЕ

(отрывок из главы I рассказа «Старуха Изергиль»)

«Многие тысячи лет прошли с той поры, когда случилось это. Далеко за морем, на восход солнца, есть страна большой реки, в той стране каждый древесный лист и стебель травы дает столько тени, сколько нужно человеку, чтобы укрыться в ней от солнца, жестоко жаркого там.

Вот какая щедрая земля в той стране!

Там жило могучее племя людей, они пасли стада и на охоту за зверями тратили свою силу и мужество, пировали после охоты, пели песни и играли с девушками.

Однажды, во время пира, одну из них, черноволосую и нежную, как ночь, унес орел, спустившись с неба. Стрелы, пущенные в него мужчинами, упали, жалкие, обратно на землю. Тогда пошли искать девушку, но – не нашли ее. И забыли о ней, как забывают обо всем на земле. <...>

Но через двадцать лет она сама пришла, измученная, иссохшая, а с нею был юноша, красивый и сильный, как сама она двадцать лет назад. И, когда ее спросили, где была она, она рассказала, что орел унес ее в горы и жил с нею там, как с женой. Вот его сын, а отца нет уже; когда он стал слабеть, то поднялся, в последний раз, высоко в небо и, сложив крылья, тяжело упал оттуда на острые уступы горы, насмерть разбился о них…

Все смотрели с удивлением на сына орла и видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц. И разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе. Это оскорбило их, и они, назвав его неоперенной стрелой с неотточенным наконечником, сказали ему, что их чтут, им повинуются тысячи таких, как он, и тысячи вдвое старше его. А он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет больше; и если все чтут их – он не хочет делать этого. О!.. тогда уж совсем рассердились они. Рассердились и сказали:

– Ему нет места среди нас! Пусть идет, куда хочет.

Он засмеялся и пошел, куда захотелось ему, – к одной красивой девушке, которая пристально смотрела на него; пошел к ней и, подойдя, обнял ее. А она была дочь одного из старшин, осудивших его. И, хотя он был красив, она оттолкнула его, потому что боялась отца. Она оттолкнула его да и пошла прочь, а он ударил ее и, когда она упала, встал ногой на ее грудь, так, что из ее уст кровь брызнула к небу, девушка, вздохнув, извилась змеей и умерла.

Всех, кто видел это, оковал страх, – впервые при них так убивали женщину. И долго все молчали, глядя на нее, лежавшую с открытыми глазами и окровавленным ртом, и на него, который стоял один против всех, рядом с ней, и был горд, – не опустил своей головы, как бы вызывая на нее кару. Потом, когда одумались, то схватили его, связали и так оставили, находя, что убить сейчас же – слишком просто и не удовлетворит их. <...>

И вот они собрались, чтобы придумать казнь, достойную преступления… Хотели разорвать его лошадьми – и это казалось мало им; думали пустить в него всем по стреле, но отвергли и это; предлагали сжечь его, но дым костра не позволил бы видеть его мучений; предлагали много – и не находили ничего настолько хорошего, чтобы понравилось всем. А его мать стояла перед ними на коленях и молчала, не находя ни слез, ни слов, чтобы умолять о пощаде. Долго говорили они, и вот один мудрец сказал, подумав долго:

– Спросим его, почему он сделал это?

Спросили его об этом. Он сказал:

– Развяжите меня! Я не буду говорить связанный!

А когда развязали его, он спросил:

– Что вам нужно? – спросил так, точно они были рабы…

– Ты слышал… – сказал мудрец.

– Зачем я буду объяснять вам мои поступки?

– Чтоб быть понятым нами. Ты, гордый, слушай! Все равно, ты умрешь ведь… Дай же нам понять то, что ты сделал. Мы остаемся жить, и нам полезно знать больше, чем мы знаем…

– Хорошо, я скажу, хотя я, может быть, сам неверно понимаю то, что случилось. Я убил ее потому, мне кажется, – что меня оттолкнула она… А мне было нужно ее.

– Но она не твоя! – сказали ему.

– Разве вы пользуетесь только своим? Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки и ноги… а владеет он животными, женщинами, землей… и многим еще…

Ему сказали на это, что за всё, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью. А он отвечал, что он хочет сохранить себя целым.

Долго говорили с ним и наконец увидели, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего. Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекал себя. У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого.

Когда люди увидали это, они снова принялись судить о том, как наказать его. Но теперь недолго они говорили, – тот, мудрый, не мешавший им судить, заговорил сам:

– Стойте! Наказание есть. Это страшное наказание; вы не выдумаете такого в тысячу лет! Наказание ему – в нем самом! Пустите его, пусть он будет свободен. Вот его наказание!

И тут произошло великое. Грянул гром с небес, – хотя на них не было туч. Это силы небесные подтверждали речь мудрого. Все поклонились и разошлись.

А этот юноша, который теперь получил имя Ларра, что значит: отверженный, выкинутый вон, – юноша громко смеялся вслед людям, которые бросили его, смеялся, оставаясь один, свободный, как отец его. Но отец его – не был человеком… А этот – был человек. И вот он стал жить, вольный, как птица. Он приходил в племя и похищал скот, девушек – всё, что хотел. В него стреляли, но стрелы не могли пронзить его тела, закрытого невидимым покровом высшей кары. Он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу. Только издали видели его. И долго он, одинокий, так вился около людей, долго – не один десяток годов. Но вот однажды он подошел близко к людям и, когда они бросились на него, не тронулся с места и ничем не показал, что будет защищаться. Тогда один из людей догадался и крикнул громко:

– Не троньте его! Он хочет умереть!

И все остановились, не желая облегчить участь того, кто делал им зло, не желая убивать его. Остановились и смеялись над ним. А он дрожал, слыша этот смех, и всё искал чего‑то на своей груди, хватаясь за нее руками. И вдруг он бросился на людей, подняв камень. Но они, уклоняясь от его ударов, не нанесли ему ни одного, и когда он, утомленный, с тоскливым криком упал на землю, то отошли в сторону и наблюдали за ним. Вот он встал и, подняв потерянный кем-то в борьбе с ним нож, ударил им себя в грудь. Но сломался нож – точно в камень ударили им. И снова он упал на землю и долго бился головой об нее. Но земля отстранялась от него, углубляясь от ударов его головы.

– Он не может умереть! – с радостью сказали люди.

«И ушли, оставив его. Он лежал кверху лицом и видел – высоко в небе черными точками плавали могучие орлы. В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира. Так, с той поры остался он один, свободный, ожидая смерти. И вот он ходит, ходит повсюду… Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков – ничего. И всё ищет, ходит, ходит… Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражен человек за гордость!»

 

Задание 35. Прочитайте пересказ библейской истории о Моисее и легенду о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль», письменно ответьте на вопросы:

1. В чем сходство библейской истории и легенды о Данко?

2. Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории?

3. Какие основные черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе его поступков?

 

БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ О МОИСЕЕ

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египтского рабства. Сотни лет прожили евреи в Египте, но, несмотря на тяжёлое положение, многим из них было грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь чудом спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить посохом по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о своём народе, питал и оберегал его. Во время жажды Господь велел Моисею ударить посохом по скале, и из неё хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они продолжали роптать[7]. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.

 

ЛЕГЕНДА О ДАНКО

(отрывок из рассказа «Старуха Изергиль»)

Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой ‑ была степь. Были это веселые, сильные и смелые люди. И вот пришла однажды тяжелая пора: явились откуда-то иные племена и прогнали прежних в глубь леса. Там были болота и тьма, потому что лес был старый, и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву. Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад, и от него люди гибли один за другим. Тогда стали плакать жены и дети этого племени, а отцы задумались и впали в тоску. Нужно было уйти из этого леса, и для того были две дороги: одна ‑ назад, ‑ там были сильные и злые враги, другая ‑ вперед, там стояли великаны-деревья, плотно обняв друг друга могучими ветвями, опустив узловатые корни глубоко в цепкий ил болота. Эти каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в сером сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались костры. И всегда, днем и ночью, вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно точно собиралось раздавить их, а они привыкли к степному простору. А еще страшней было, когда ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям. Это были все-таки сильные люди, и могли бы они пойти биться насмерть с теми, что однажды победили их, но они не могли умереть в боях, потому что у них были заветы, и коли б умерли они, то пропали б с ними из жизни и заветы. И потому они сидели и думали в длинные ночи, под глухой шум леса, в ядовитом смраде болота. Они сидели, а тени от костров прыгали вокруг них в безмолвной пляске, и всем казалось, что это не тени пляшут, а торжествуют злые духи леса и болота... Люди всё сидели и думали. Но ничто ‑ ни работа, ни женщины не изнуряют тела и души людей так, как изнуряют тоскливые думы. И ослабли люди от дум... Страх родился среди них, сковал им крепкие руки, ужас родили женщины плачем над трупами умерших от смрада и над судьбой скованных страхом живых, ‑ и трусливые слова стали слышны в лесу, сначала робкие и тихие, а потом все громче и громче... Уже хотели идти к врагу и принести ему в дар волю свою, и никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни... Но тут явился Данко и спас всех один.

Данко ‑ один из тех людей, молодой красавец. Красивые – всегда смелы. И вот он говорит им, своим товарищам:

‑ Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец ‑ все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!..

Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.

‑ Веди ты нас! ‑ сказали они.

Тогда он повел...

Повел их Данко. Дружно все пошли за ним ‑ верили в него. Трудный путь это был! Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть, глотая людей, и деревья заступали дорогу могучей стеной. Переплелись их ветки между собой; как змеи, протянулись всюду корни, и каждый шаг много стоил пота и крови тем людям. Долго шли они... Все гуще становился лес, все меньше было сил! И вот стали роптать на Данко, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повел их куда-то. А он шел впереди их и был бодр и ясен.

Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. И стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился. Шли маленькие люди между больших деревьев и в грозном шуме молний, шли они, и, качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей. И деревья, освещенные холодным огнем молний, казались живыми, простирающими вокруг людей, уходивших из плена тьмы, корявые, длинные руки, сплетая их в густую сеть, пытаясь остановить людей. А из тьмы ветвей смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное. Это был трудный путь, и люди, утомленные им, пали духом. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди их. И стали они упрекать его в неумении управлять ими, ‑ вот как!

Остановились они и под торжествующий шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали судить Данко.

‑ Ты, ‑ сказали они, ‑ ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!

‑ Вы сказали: «Веди!» ‑ и я повел! ‑ крикнул Данко, становясь против них грудью. ‑ Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!

Но эти слова разъярили их еще более.

‑ Ты умрешь! Ты умрешь! ‑ ревели они.

А лес все гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они – как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня... А они, увидав это, подумали, что он рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись очи, и они насторожились, как волки, ожидая, что он будет бороться с ними, и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко. А он уже понял их думу, оттого еще ярче загорелось в нем сердце, ибо эта их дума родила в нем тоску.

А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь...

‑ Что сделаю я для людей?! ‑ сильнее грома крикнул Данко.

И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.

‑ Идем! ‑ крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.

Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен топотом бегущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало!

И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем. Гроза была ‑ там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река... Был вечер, и от лучей заката река казалась красной, как та кровь, что била горячей струей из разорванной груди Данко.

Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, – кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и ‑ умер.

Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло...

 

Задание 36. Прочитайте легенды о Ларре и Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль», письменно ответьте на вопросы и заполните таблицу «Сопоставление образов Данко и Ларры».

1. К какому из героев относит себя Изергиль?

2. А к какому герою относит героиню автор?

Критерии Данко Ларра
1. Отношение героя к толпе    
2. Отношение толпы к герою    
3. Отличительная черта характера    
4. Отношение к жизни    
5. Поступки, совершаемые героями    
6. Отношение писателя к героям    

 

Задание 37. Прочитайте пьесу М. Горького «На дне», письменно ответьте на следующие вопросы:

1. Определить род занятий каждого персонажа пьесы.

2. Чем занимались, кем были герои до ночлежки?

3. Как и почему герои оказались в ночлежке?

4. Почему герои не разбегаются из ночлежки?

5. Кто героев заставляет быть вместе?

6. О чём мечтают герои?

7. Обездоленные люди сегодня, кто они: несчастные жертвы обстоятельств или отбросы общества?

Задание 38. В 1902 году М. Горький написал пьесу «На дне», которая была немедленно поставлена на сцене Московского Художественного театра и имела колоссальный успех. Впоследствии пьеса ставилась множество раз не только в театрах по всей России, но и за рубежом.

Внимательно рассмотрите фотографии, на которых представлены персонажи пьесы «На дне» в исполнении актеров российских и зарубежных театров. Постарайтесь определить, какие именно герои пьесы изображены на этих фотографиях. Объясните свою точку зрения (2-3 аргумента).

Герой №1 в исполнении В. Качалова. Спектакль Московского Художественного театра. Фото 1902 Герой №2 в исполнении Э. Рейхера. Спектакль Kleines Theater, Берлин. Фото 1903  
Герой №3 в исполнении М. Андреевой. Спектакль Московского Художественного театра. Фото 1902   Герой №4 в исполнении И. Сканке. Спектакль театра Альмы и Иохана Фальстрам. Христиания (ныне Осло), Норвегия. Фото 1903
Герой №5 в исполнении Р. Валентина. Спектакль Kleines Theater, Берлин. Фото 1903 Герой №6 в исполнении И. Москвина. Спектакль Московского Художественного театра. 1902

 

 

ЦВЕТА́ЕВА Мари́на Ива́новна (1892 ‑ 1941) ‑ русский поэт, прозаик, переводчик. Черты ее поэтики: интонационное и ритмическое разнообразие, стилистические и лексические контрасты, ломка традиционной метрики, эксперименты над звуком, превращающее морфологический уровень языка в поэтически значимый.

 

Задание 39. В статье о творчестве М.И. Цветаевой В. Орлов писал: «Поэзия Цветаевой была монументальной, мужественной и трагической». И далее: «Цветаеву-поэта не спутаешь ни с кем другим. Стихи её узнаешь безошибочно – по особому распеву, неповторимым ритмам, необщей интонации». Немалую роль в оформлении сложнейшей синтаксической структуры цветаевского стиха, подчас ломкого и импульсивного, подчас тяжеловесного и громоздкого, играет пунктуация, которая помогает ей передать и предельную уплотнённость речи, и ритмические перебои, и интонационные взлёты, и значимые паузы. Своеобразные интонации и неповторимые ритмы – это следствие необщности содержательного плана стихов Цветаевой, всего творческого мира поэта, глубокого своеобразия таланта и нелёгкой человеческой судьбы.

Читать Цветаеву трудно. Пишет она сложно. Но даже самые усложнённые её вещи неформалистичны. Затруднённая поэтическая манера была в данном случае органической формой тех мучительных усилий, с которыми поэт взволнованно и сбивчиво выражал мир своих чувств и переживаний, своё сложное, противоречивое отношение к окружающей его действительности.

Проанализируйте стиль стихов М. Цветаевой, для этого найдите следующие приемы и особенности в ее стихах:

- антитеза;

- особенности синтаксиса и пунктуации;

- градация

- цветопись;

- инфинитвная цепочку;

- анафора;

- номинативная цепочка

- инверсия

- аллитерация

 


***

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,

Оттого что лес - моя колыбель, и могила - лес,

Оттого что я на земле стою - лишь одной ногой,

Оттого что я о тебе спою - как никто другой.

 

Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей,

У всех золотых знамен, у всех мечей,

Я ключи закину и псов прогоню с крыльца -

Оттого что в земной ночи я вернее пса.

 

Я тебя отвоюю у всех других - у той, одной,

Ты не будешь ничей жених, я - ничьей женой,

И в последнем споре возьму тебя - замолчи!-

У того, с которым Иаков стоял в ночи.

 

Но пока тебе не скрещу на груди персты -

О проклятие!- у тебя остаешься - ты:

Два крыла твои, нацеленные в эфир,-

Оттого, что мир - твоя колыбель, и могила - мир!

 


***

Полюбил богатый - бедную,

Полюбил ученый - глупую,

Полюбил румяный - бледную,

Полюбил хороший - вредную:

Золотой - полушку медную.

 

- Где, купец, твое роскошество?

«Во дырявом во лукошечке!»

 

- Где, гордец, твои учености?

«Под подушкой у девчоночки!»

 

- Где, красавец, щеки алые?

«Зá ночь черную - растаяли».

 

- Крест серебряный с цепочкою?

«У девчонки под сапожками!»

 

Не люби, богатый, - бедную,

Не люби, ученый, - глупую,

Не люби, румяный, - бледную,

Не люби, хороший, - вредную:

Золотой - полушку медную!

 

 

***

Не думаю, не жалуюсь, не спорю.

Не сплю.

Не рвусь

ни к солнцу, ни к луне, ни к морю,

Ни к кораблю.

Не чувствую, как в этих стенах жарко,

Как зелено в саду.

Давно желанного и жданного подарка

Не жду.

Не радует ни утро, ни трамвая

Звенящий бег.

Живу, не видя дня, позабывая

Число и век.

На, кажется, надрезанном канате

Я - маленький плясун.

Я - тень от чьей-то тени. Я - лунатик

Двух темных лун.

 

***

Имя твое ‑ птица в руке,

Имя твое ‑ льдинка на языке.

Одно-единственное движенье губ.

Имя твое ‑ пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,

Всхлипнет так, как тебя зовут.

В легком щелканье ночных копыт

Громкое имя твое гремит.

И назовет его нам в висок

Звонко щелкающий курок.

Имя твое ‑ ах, нельзя! ‑

Имя твое ‑ поцелуй в глаза,

В нежную стужу недвижных век.

Имя твое ‑ поцелуй в снег.

Ключевой, ледяной, голубой глоток…

С именем твоим ‑ сон глубок.

 

***

Кто спит по ночам? Никто не спит!

Ребенок в люльке своей кричит,

Старик над смертью своей сидит,

Кто молод – с милою говорит,

Ей в губы дышит, в глаза глядит.

 

Заснешь – проснешься ли здесь опять?

Успеем, успеем, успеем спать!

 

А зоркий сторож из дома в дом

Проходит с розовым фонарем,

И дробным рокотом над подушкой

Рокочет ярая колотушка:

 

– Не спи! крепись! говорю добром!

А то – вечный сон! а то – вечный дом!

 

***

Август - астры,

Август - звезды,

Август - грозди

Винограда и рябины

Ржавой - август!

Полновесным, благосклонным

Яблоком своим имперским,

Как дитя, играешь, август.

Как ладонью, гладишь сердце

Именем своим имперским:

Август!- Сердце!

Месяц поздних поцелуев,

Поздних роз и молний поздних!

Ливней звездных -

Август!- Месяц

Ливней звездных!

 

***

Рас-стояние: версты, мили…

Нас рас-ставили, рас-садили,

Чтобы тихо себя вели

По двум разным концам земли.

 

Рас-стояние: версты, дали…

Нас расклеили, распаяли,

В две руки развели, распяв,

И не знали, что это – сплав

 

Вдохновений и сухожилий…

Не рассорили – рассорили,

Расслоили…

                   Стена да ров.

Расселили нас как орлов-

 

Заговорщиков: версты, дали…

Не расстроили – растеряли.

По трущобам земных широт

Рассовали нас как сирот.

 

Который уж, ну который – март?!

Разбили нас – как колоду карт!

 


 

& Для справки:

  • Антитеза – это фигура, состоящая в сопоставлении логически противоположных понятий или образов.
  • Градация – это стилистическая фигура, состоящая в последовательно нарастающей группировке выражений, относящихся к одному предмету.
  • Цветопись – это искусство передачи цветов, красок окружающего мира языком художественного произведения.
  • Инфинитвная цепочка – это последовательность глаголов в инфинитивной форме.
  • Анафора – это стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, сло́ва или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи
  • Инверсия – это обратный порядок слов.
  • Аллитерация – это повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность.
  • Номинативная цепочка ‑ назывные предложения, следующие друг за другом.

 

Задание 40. Прочитайте стихотворение М. Цветаевой «Кто создан из камня, кто создан из глины...», письменно ответьте на вопросы:

1. Кто герои этого стихотворения?

2. Выпишите в два столбика слова, относящиеся к этим героям

3. Какое слово главное в первой строфе?

4. Какие антонимичные слова есть во второй строфе?

 


***

Кто создан из камня, кто создан из глины, –

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена, мне имя – Марина,

Я - бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти –

Тем гроб и надгробные плиты…

– В купели морской крещена – и в полете

Своем – непременно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьется мое своеволье.

Меня – видишь кудри беспутные эти? –

Земной не соделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной – воскресаю!

Да здравствует пена – веселая пена –

Высокая пена морская.


 

Задание 41. Прочитайте стихотворение М. Цветаевой «В огромном городе моем...», письменно ответьте на вопросы:

1. Найдите в стихотворении черты символизма.

2. Проанализируйте стихотворение по плану (см. задание 31).

***


В огромном городе моем – ночь.

Из дома сонного иду – прочь

И люди думают: жена, дочь,-

А я запомнила одно: ночь.

 

Июльский ветер мне метет – путь,

И где-то музыка в окне – чуть.

Ах, нынче ветру до зари – дуть

Сквозь стенки тонкие груди – в грудь.

 

Есть черный тополь, и в окне – свет,

И звон на башне, и в руке – цвет,

И шаг вот этот – никому – вслед,

И тень вот эта, а меня – нет.

 

Огни – как нити золотых бус,

Ночного листика во рту – вкус.

Освободите от дневных уз,

Друзья, поймите, что я вам – снюсь.


Задание 42. Составьте тесты (с ответами) для проверки знаний по теме «Биография и творчество М.И. Цветаевой». Разработка тестов ‑ это комплексная самостоятельная работа, которая предполагает исследование нескольких источников информации (учебники и Интернет-ресурсы), конспектирование и прорабатывание лекций, самостоятельное изучение отдельных тем, знакомство с дополнительной литературой и т.д. Составление тестов предусматривает самопроверку знаний, их систематизацию, исследование. Объем – 10-15 тестовых заданий разных видов с ответами.

 

& Для справки:

Виды тестовых заданий

  • Тестовое задание открытой формы требует сформулированного самим обучаемым ответа. Например, Кто из героев стал для Пьера Безухова «самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого»? (Ответ ‑ Платон Каратаев)
  • Тестовое задание закрытой формы предлагает выбрать один или несколько ответов из предложенных. Например, Отметьте вариант, в котором указано название первого опубликованного произведения Л. Н. Толстого. (Ответ ‑ В)

А) «Севастопольские рассказы»           В) «Детство»

Б) «Воскресение»                                    Г) «Утро помещика»

  • Тестовое задание на соответствие предлагает выбрать из двух приведенных множеств объектов пары. Например, Соедините названия произведений и их жанр. (Ответ – 1-А, 2-В, 3-Б, 4-Г)
1) «Отрочество» А) повесть
2) «Война и мир» Б) роман
3) «Анна Каренина» В) роман-эпопея
4) «Севастополь в мае» Г) рассказ
  • Тестовое задание на установление порядка. Дано множество неупорядоченных объектов, необходимо установить их верную последовательность. Например, Расположите эпизоды из романа-эпопеи «Война и мир» в нужной последовательности. (Ответ ‑ БВАГ)

А) бой под Аустерлицем                         В) венчание Пьера и Элен

Б) именины Наташи Ростовой              Г) раздумья князя Андрея по пути в Отрадное

 

МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич (1891 ‑ 1938) – блистательный русский поэт Серебряного века. Начал с увлечения символизмом. В стихах этого периода он утверждал, что музыка – это первооснова всего живого. Знакомство с акмеистами меняет тональность и содержание его лирики. Он писал, что считает слово камнем, который акмеисты кладут в основу здания нового литературного направления.

Задание 43. Прочитайте стихотворения Ф. Тютчева и О. Мандельштама «Silentium», письменно ответьте на вопросы:

1. Есть ли у этих стихотворений общие черты?

2. Как вам кажется, с какого стихотворения нужно начать сравнительный анализ и почему?

3. Присутствуют ли в стихотворениях Тютчева и Мандельштама общие мотивы? Какие?

4. Одинаково ли решена тема молчания у Тютчева и Мандельштама? В чём сходство, в чём отличие?

5. Внимательно посмотрите на название стихотворений. Есть ли в них различия? Какие? Как вы их объясните?

 


Ф.И.Тютчев

Silentium!

Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои –

Пускай в душевной глубине

Встают и заходят оне

Безмолвно, как звезды в ночи, –

Любуйся ими – и молчи.

 

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймёт ли он, чем ты живёшь?

Мысль изреченная есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи, –

Питайся ими – и молчи.

 

Лишь жить в себе самом умей –

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи, –

Внимай их пенью – и молчи!..


О.Э.Мандельштам

Silentium

Она ещё не родилась,

Она и музыка и слово,

И потому всего живого

Ненарушаемая связь.

 

Спокойно дышат моря груди,

Но, как безумный, светел день,

И пены бледная сирень

В черно-лазуревом сосуде.

 

Да обретут мои уста

Первоначальную немоту –

Как кристаллическую ноту,

Что от рождения чиста!

 

Останься пеной, Афродита,

И, слово, в музыку вернись,

И, сердце, сердца устыдись,

С первоосновой жизни слито!

 


Задание 44. Прочитайте стихотворение О. Мандельштама «Ленинград», письменно ответьте на вопросы:

1. Определите ритмический рисунок текста, проанализируйте роль ритмических показателей стихотворения.

2. Определите микротему каждой строфы.

3. Найдите ключевые слова.

4. Попытайтесь найти повторяющиеся звуки (звукопись).

5. Найдите повторяющиеся слова и определите, какова роль повтора.

6. Определите особенности других языковых уровней (морфология, синтаксис).

7. Найдите средства художественной выразительности в тексте, объясните их роль.

8. Сформулируйте тему и идею стихотворения.

ЛЕНИНГРАД



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.123.120 (0.298 с.)