Манифест из альманаха «садок судей II» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Манифест из альманаха «садок судей II»



Находя все нижеизложенные принципы цельно выраженными в 1-м «Садке Судей» и выдвинув ранее пресловутых и богатых, лишь в смысле Метцль и Ко, футуристов, мы тем не менее считаем этот путь нами пройденным и, оставляя разработку его тем, у кого нет более новых задач, пользуемся некоторой формой правописания, чтобы сосредоточить общее внимание на уже новых открывающихся перед нами заданиях.

Мы выдвинули новые принципы творчества, кои нам ясны в следующем порядке:

1. Мы перестали рассматривать словопостроение и словопроизношение по грамматическим правилам, став видеть в буквах лишь направляющие речи. Мы расшатали синтаксис.

2. Мы стали придавать содержание словам по их начертательной и фонической характеристике.

3. Нами осознана роль приставок и суффиксов.

4. Во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание.

5. Мы характеризуем существительные не только прилагательными (как делали главным образом до нас), но и другими частями речи, также отдельными буквами и числами:

а) считая частью неотделимой произведения его помарки и виньетки творческого ожидания,

в) в почерке полагая составляющую поэтического импульса,

с) в Москве поэтому нами выпущены книги (автографов) «самописьма».

6. Нами уничтожены знаки препинания, чем роль словесной массы выдвинута впервые и осознана.

7. Гласные мы понимаем как время и пространство (характер устремления), согласные ‑ краска, звук, запах.

8. Нами сокрушены ритмы. Хлебников выдвинул поэтический размер живого разговорного слова. Мы перестали искать размеры в учебниках; всякое движение рождает новый свободный ритм поэту.

9. Передняя рифма (Давид Бурлюк), средняя, обратная рифмы (Маяковский) разработаны нами.

10. Богатство словаря поэта ‑ его оправдание.

11.Мы считаем слово творцом мифа, слово, умирая, рождает миф, и наоборот.

12. Мы во власти новых тем: ненужность, бессмысленность, тайна властной ничтожности воспеты нами.

13. Мы презираем славу; нам известны чувства, не жившие до нас.

Мы новые люди новой жизни.

Давид Бурлюк, Елена Гуро, Николай Бурлюк, Владимир Маяковский, Екатерина Низен,

Виктор Хлебников, Бенедикт Лившиц, А. Крученых. (1913)

 

ХЛЕБНИКОВ Велимир (1885-1922) ‑ настоящее имя Виктор Владимирович Хлебников; русский поэт и прозаик, один из крупнейших деятелей русского авангарда. Входил в число основоположников русского футуризма; реформатор поэтического языка, экспериментатор в области словотворчества и зауми, «председатель земного шара». Высшую оценку Хлебникову дал знавший его лично Роман Якобсон: «Был он, коротко говоря, наибольшим мировым поэтом нынешнего века…».

 

Задание 15. Прочитайте стихотворение В. Хлебникова. Какие неологизмы использует автор в этом стихотворении? Запишите их в тетрадь.

 


ЗАКЛЯТИЕ СМЕХОМ

О, рассмейтесь смехачи!

О, засмейтесь смехачи!

Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,

О, засмейтесь усмеяльно!

О, рассмешек надсмеяльных ‑ смех усмейных смехачей!

О, иссмейся рассмеяльно

сих надсмейных смеячей!

Смейво, смейво,

Усмей, осмей, смешки, смешки,

Смеюнчики, смеюнчики.

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

 


ПЕРЕВЕРТЕНЬ

Кони, топот, инок.

Но не речь, а черен он.

Идем молод, долом меди.

Чин зван мечем навзничь.

Голод чем меч долог?

Пал а норов худ и дух ворона лап...


Задание 16. Футуристами была предпринята попытка создать особый, «заумный» язык: «Живописцы будетляне любят пользоваться частями тел, разрезами, а будетляне- речетворцы разрубленными словами и их причудливыми хитрыми сочетаниями» (декларация футуристов «Слово как таковое»). Особая роль в этом языке отводилась фонетике: каждый звук речи, по мнению «речетворцев», обладает определенной семантикой (смыслом). Прочитайте Знаменито «заумное» стихотворение В. Хлебникова «Бобэоби пелись губы…», письменно ответьте на вопросы:

1. Каково значение звуков в этом стихотворении?

2. Как можно интерпретировать «заумные» слова?

 


***

Бобэоби пелись губы,

Вээоми пелись взоры,

Пиээо пелись брови,

Лиэээй - пелся облик,

Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.

Так на холсте каких-то соответствий

Вне протяжения жило Лицо.


 

Задание 17. Прочитайте стихотворения футуристов, письменно ответьте на вопрсы:

1. В чем необычность этих стихов?

2. Как они соотносятся с манифестом футуристов?

3. Как проявляется в них смысл «самовитого слова»?


В. Каменский

ЖОНГЛЕР

(фрагмент)

 

Згара-амба.

Згара-амба.

Згара-амба.

Амб.

Амб-згара-амба.

Амб-згара-амба.

Амб-згара-амба.

Амб.

Шар-шор-шур-шир.

Чин-драк-там-дззз.

Шар-диск.

Ламп-диск.

Брось-диск.

Иск-иск-иск-иск.

Пень. Лень. День. Тень.

Перевень. Перемеиь.

Пок. Лок. Док. Ток.

Перемок. Перескок…

Рча-рча. Амс.


А. Кручёных

***

Дыр, бул, щыл,

убещур

скум

вы со бу,

р л эз.

 

Д. Бурлюк

МЁРТВОЕ НЕБО

«Небо – труп»!! не больше!

Звезды – черви – пьяные туманом

Усмиряю больше я себя обманом.

Небо – смрадный труп!

Для (внимательных) миопов,

Лижущих отвратный круп

Жадною (ухваткой) эфиопов.

Звезды – черви (гнойная живая) сыпь!

Я охвачен вязью вервий

Крика выпь.

Люди-звери!

Правда-звук!

Затворяйте же часы преддверий

Зовы рук

Паук.


 

СЕВЕРЯ́НИН И́горь (1887-1941) ‑  русский поэт-эгофутурист. Настоящее имя ‑ И́горь Васи́льевич Лотарёв; большую часть литературной деятельности автор предпочитал написание Игорь-Северянин. Он был новатором в области поэтического языка, занимался словотворчеством, ввел в российскую литературу множество новых слов. Возрождая российскую поэзию, написал целый цикл произведений о Гоголе, Лермонтове, Тютчеве и Толстом.

Задание 18. Проанализируйте стихотворения И.Северянина «Увертюра» и «В блёсткой тьме» с точки зрения особенностей футуризма.

УВЕРТЮРА

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Удивительно вкусно, искристо и остро!

Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!

Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!

Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!

Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров!

Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!

Ананасы в шампанском – это пульс вечеров!

В группе девушек нервных, в остром обществе дамском

Я трагедию жизни претворю в грезофарс...

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Из Москвы – в Нагасаки! Из Нью-Йорка – на Марс!

 

В БЛЁСТКОЙ ТЬМЕ

В смокингах, в шик опроборенные, великосветские олухи

В княжьей гостиной наструнились, лица свои оглупив:

Я улыбнулся натянуто, вспомнив сарказмно о порохе.

Скуку взорвал неожиданно нео-поэзный мотив.

Каждая строчка ‑ пощечина. Голос мой ‑ сплошь издевательство.

Рифмы слагаются в кукиши. Кажет язык ассонанс.

Я презираю вас пламенно, тусклые Ваши Сиятельства,

И, презирая, рассчитываю на мировой резонанс!

Блесткая аудитория, блеском ты зло отуманена!

Скрыт от тебя, недостойная, будущего горизонт!

Тусклые Ваши Сиятельства! Во времена Северянина

Следует знать, что за Пушкиным были и Блок, и Бальмонт!

 

 

МАЯКО́ВСКИЙ Влади́мир Влади́мирович (1893 ‑ 1930) ‑ русский советский поэт-футурист, один из крупнейших поэтов XX века. Помимо поэзии ярко проявил себя как драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактер, художник, редактор журналов «ЛЕФ» («Левый Фронт»), «Новый ЛЕФ».

 

Задание 19. Творчество Маяковского всегда было предметом острых споров. Споры эти носят не только узколитературный характер – речь идет о взаимоотношениях искусства и действительности, о месте поэта в жизни. Маяковский прожил сложную жизнь, никогда от жизни не бегал, с юности эту жизнь творил и переделывал. Умея идти напролом, обладая ясными и осознанными целями, Маяковский был человеком легкоранимым, подчеркнутой грубоватостью прикрывал душевную незащищенность. Это был человек страстный лирик, «грубый гунн», несомненно, очень талантливый человек, одно из ярчайших имен в литературе 20 века. Футуристы, в том числе и Маяковский, провозгласили себя творцами нового искусства, сформировали концепцию нового языка, отражающую динамику новой жизни, выступали против мещан, пугали жирного буржуа народным бунтом. Можно выделить 6 основных принципов в поэзии футуристов:

· Анархическое бунтарство.

· Свобода творчества.

· Отказ от литературных и языковых норм.

· Устремленность в будущее.

· Неприятие буржуазной морали.

· Эпатаж как средство выразительности.

Найдите эти особенности в стихотворении В. Маяковского «Нате!», выпишите их в тетрадь. Письменно ответьте на следующие вопросы:

1. Какие лирические герои присутствуют в стихотворении?

2. Найдите изобразительно-выразительные средства, рисующие образы мужчины и женщины (1 вариант) и рисующие образ поэта (2 вариант).

3. Как в названии стихотворения подчеркивается противопоставление этих образов?

4. Почему и при изображении поэта используется просторечная лексика?

НАТЕ!

Через час отсюда в чистый переулок

вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,

а я вам открыл столько стихов шкатулок,

я - бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

Где-то недокушанных, недоеденных щей;

вот вы, женщина, на вас белила густо,

вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Все вы на бабочку поэтиного сердца

взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.

Толпа озвереет, будет тереться,

ощетинит ножки стоглавая вошь.

А если сегодня мне, грубому гунну,

кривляться перед вами не захочется - и вот

я захохочу и радостно плюну,

плюну в лицо вам

я - бесценных слов транжир и мот.

Задание 20. Прочитайте стихотворение В. Маяковского «Адище города», письменно ответьте на следующие вопросы:

1. Какова тема стихотворения, где она заявлена? Отражает ли название стихотворения только тему?

2. Какое средство художественной выразительности используется в названии? Какой словообразовательный прием?

3. Найдите в тексте метафоры, раскрывающие сущность метафоры заглавия. Какой смысл они передают?

4. Какова роль образа «старикашки» в тексте? Каково значение суффикса в этом слове?

5. Какое природное явление изображено в последних строках стихотворения? Какая стилевая лексика используется для создания этого образа?

6. Какой традиционный поэтический символ использует поэт в тексте? Какие эпитеты определяют его?

7. Почему, на ваш взгляд, поэт полностью отрицает классическую традицию изображения природы?

8. Каким же видят мир футуристы?

 

АДИЩЕ ГОРОДА

Адище города окна разбили

на крохотные, сосущие светами адки́.

Рыжие дьяволы, вздымались автомобили,

над самым ухом взрывая гудки.

А там, под вывеской, где сельди из Керчи ‑

сбитый старикашка шарил очки

и заплакал, когда в вечереющем смерче

трамвай с разбега взметнул зрачки.

В дырах небоскребов, где горела руда

и железо поездов громоздило лаз ‑

крикнул аэроплан и упал туда,

где у раненого солнца вытекал глаз.

И тогда уже ‑ скомкав фонарей одеяла ‑

ночь излюбилась, похабна и пьяна,

а за солнцами улиц где-то ковыляла

никому не нужная, дряблая луна.

 

Задание 21. Прочитайте стихотворение В. Маяковского «А вы могли бы?», письменно ответьте на следующие вопросы:

1. Определите тему стихотворения.

2. Найдите в тексте метафоры (перенесение свойств одного предмета на другой по общему признаку). Учитывает ли Маяковский в метафорах сходство предметов?


А ВЫ МОГЛИ БЫ?

Я сразу смазал карту будня,

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

прочел я зовы новых губ.

А вы

ноктюрн[6] сыграть

могли бы

на флейте водосточных труб?


 

Задание 22. Прочитайте стихотворение В. Маяковского «Послушайте!», письменно ответьте на вопросы:

1. В чём смысл названия стихотворения? Почему слово «Послушайте!» повторяется в тексте несколько раз?

2. Какова композиция стихотворения? Сколько частей можно выделить в стихотворении?

3. Охарактеризуйте лирического героя стихотворения. Каким вы его видите? Что совершает лирический герой, чтобы увидеть Бога?

4. Почему у Бога жилистая рука и почему кроме этой детали ничего не видно?

5. Какие изобразительно-выразительные средства можно выделить в данном произведении?

6. Как вы понимаете основную мысль стихотворения «Послушайте!»?

ПОСЛУШАЙТЕ! Послушайте! Ведь, если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно? Значит – кто-то хочет, чтобы они были? Значит – кто-то называет эти плевочки жемчужиной? И, надрываясь в метелях полуденной пыли, врывается к богу, боится, что опоздал, плачет, целует ему жилистую руку, просит – чтоб обязательно была звезда! – клянется – не перенесет эту беззвездную муку! А после ходит тревожный, но спокойный наружно. Говорит кому-то: «Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?!» Послушайте! Ведь, если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно? Значит – это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?!

Задание 23. Прочитайте стихотворение В. Маяковского «Лиличка! Вместо письма», письменно ответьте на вопросы:

1. Какова роль заглавия и подзаголовка стихотворения? Почему именно такая форма заглавия была избрана поэтом?

2. Определите тему стихотворения.

3. Найдите и прокомментируйте строчки, характеризующие внутреннее состояние лирического героя.

4. Какие противоречия, несоответствия стали истоком трагедии поэта и человека Владимира Маяковского?

 


ЛИЛИЧКА!

Вместо письма

 

Дым табачный воздух выел.

Комната –

глава в крученыховском аде.

Вспомни –

за этим окном

впервые

руки твои, исступленный, гладил.

Сегодня сидишь вот,

сердце в железе.

День ещё –

выгонишь,

можешь быть, изругав.

В мутной передней долго не влезет

сломанная дрожью рука в рукав.

Выбегу,

тело в улицу брошу я.

Дикий,

обезумлюсь,

отчаяньем иссечась.

Не надо этого,

дорогая,

хорошая,

дай простимся сейчас.

Всё равно

любовь моя –

тяжкая гиря ведь –

висит на тебе,

куда ни бежала б.

Дай в последнем крике выреветь

горечь обиженных жалоб.

Если быка трудом уморят –

он уйдет,

разляжется в холодных водах.

Кроме любви твоей,

мне

нету моря,

а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.

Захочет покоя уставший слон –

царственный ляжет в опожаренном песке.

Кроме любви твоей,

мне

нету солнца,

а я и не знаю, где ты и с кем.

Если б так поэта измучила,

он

любимую на деньги б и славу выменял,

а мне

ни один не радостен звон,

кроме звона твоего любимого имени.

И в пролет не брошусь,

и не выпью яда,

и курок не смогу над виском нажать.

Надо мною,

кроме твоего взгляда,

не властно лезвие ни одного ножа.

Завтра забудешь,

что тебя короновал,

что душу цветущую любовью выжег,

и суетных дней взметенный карнавал

растреплет страницы моих книжек...

Слов моих сухие листья ли

заставят остановиться,

жадно дыша?

 

Дай хоть

последней нежностью выстелить

твой уходящий шаг.


 

 

ЕСЕ́НИН Серге́й Алекса́ндрович (21.09.1895, село Константиново, Рязанская губерния ‑ 28.12.1925, Ленинград) ‑ русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и лирики, а в более позднем периоде творчества ‑ имажинизма.

 

Задание 24. Прочитайте статью «Музы Есенина». Определите, каково отношение Есенина к женщинам? Сформулируйте ответ на вопрос: какую роль сыграли эти женщины в жизни поэта?

МУЗЫ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА

Анна Изряднова

В 1912 году Сергей Есенин в 17 летнем возрасте приехал покорять Москву. Считая себя поэтом, Есенин отказался работать с отцом в мясной лавке приказчиком и сам выбрал место с крохотным жалованьем в типографии, рассчитывая здесь печатать свои стихотворения. В корректорской никто из сотрудников его поэтом не признаёт (ещё бы, они готовят к изданию произведения великих русских поэтов!), а редакции газет и журналов, где юноша показывает свои стихи, отказываются их публиковать. Только курсистка Аня, Анна Изряднова, также служившая корректором у Сытина, сумела в мальчишке, который был моложе ее на четыре года, увидеть настоящего поэта. Как она его понимала! Как она любила его! В выходные дни они вместе ходят на занятия в университет Шанявского, много говорят о поэзии, литературе. После работы Есенин провожает Анну. Анна стала его первой женщиной. Сергей почувствовал себя взрослым мужчиной, мужем. Для Есенина этот период стал самым изобильным в его творчестве. Он написал 70 прекрасных стихотворений. Именно с этого времени он состоялся как поэт.

21 марта 1914 года Анна забеременела и несколько месяцев старательно скрывала беременность от всех. Шло время. На шестом месяце скрывать беременность от родных далее Анна не могла. Известие о внебрачных отношениях и ожидание ребёнка тяжело было принято в семье Изрядновых. Анна вынуждена была уйти. Она сняла комнату около Серпуховской заставы и стала с Есениным жить совместно. Работа, дом, семья, Анна ждет ребенка, и на поэзию уже сил и времени не хватает. Для вдохновения Сергей уезжает в Крым. Один. Вернулся полный впечатлений и вдохновения. Он бросил работу и целыми днями писал стихи. Анна не перечила и ничего не требовала от него. Просто любила. Ему же было так удобно. В декабре 1914 года Есенин отвез жену в роддом. Страшно гордился, когда родился сын. К возвращению Анны из больницы отмыл комнату до блеска, приготовил обед. 19-летний отец с удивлением вглядывался в крошечное личико сына, отыскивая в нем свои черты, и никак не мог налюбоваться. Назвал малыша Георгием, Юрочкой. Затем Есенин уехал в Петроград, и больше к Анне не вернулся.

Зинаида Николаевна Райх

Летом 1917 года Есенин с приятелем зашли в редакцию газеты «Дело народа», где Сергей познакомился с секретаршей Зиночкой. Зинаида Райх была редкая красавица. Таких он еще не видел. Через три месяца после знакомства они обвенчались в маленькой церквушке под Вологдой, искренне веря, что будут жить долго, счастливо и умрут в один день. Вернувшись, поселились у Зинаиды. Ее заработка хватало на двоих, и она старалась создать Сереже все условия для творчества. Есенин был ревнив. Выпив, становился просто невыносим, устраивая беременной жене безобразные скандалы. Он любил по-русски: сначала бил, а потом валялся в ногах, вымаливая прощение. В 1918 году семейство Есениных покинуло Петроград. Зинаида поехала в Орел к родителям рожать, а Сергей вместе с другом снял в центре Москвы комнатенку, где зажил по-холостяцки: попойки, женщины, стихи… Дочь родилась в мае 1918 года. Зинаида назвала ее в честь матери Сергея – Татьяной. Но когда жена с маленькой Танечкой приехали в Москву, Сергей их встретил так, что уже на следующий день Зинаида уехала обратно. Потом Есенин просил прощения, они мирились, и опять начинались скандалы. После того как он избил ее, беременную вторым ребенком, Зинаида сбежала от него к родителям окончательно. Зимой Зинаида Николаевна родила мальчика. У Есенина спросила по телефону: «Как назвать?». Есенин думал-думал, выбирая не литературное имя, и сказал: «Константином». После крещения спохватился: «Черт побери, а ведь Бальмонта Константином зовут». Смотреть сына не поехал. Впоследствии Зинаида стала актрисой в театре знаменитого режиссера Всеволода Мейерхольда. 2 октября 1921 года народный суд г. Орла вынес решение о расторжении брака Есенина с Райх, она вышла замуж за Мейерхольда. Знаменитый режиссер воспитывал Костика и Танечку, а Есенин в доказательство любви к детям носил их фотографию в нагрудном кармане.

 

Айседора Дункан

Айседора Дункан не говорила по-русски, Есенин не понимал по-английски. Но это не мешало их любви. Однажды великую американскую балерину Айседору Дункан, приехавшую в 1921 году в Россию, пригласили на творческий вечер… Она подняла глаза от бокала и увидела Его. Он начал читать стихи. Айседора не понимала ни слова, но не могла оторвать от него взгляда. А он декламировал, глядя только на нее. Казалось, что в комнате больше никого нет. Закончив читать, Есенин спустился с возвышения и попал в ее объятия.

«Изадора! Моя Изадора!» – Есенин опустился перед танцовщицей на колени. Она поцеловала его в губы и произнесла: «За-ла-тая галава, за-ла-тая га-ла-ва». Это была любовь с первого взгляда, кипучая страсть, ураган. И не важно, что Айседора почти не говорила по-русски, а Сергей не знал английского. Они понимали друг друга без слов, потому что были похожи – талантливы, эмоциональны.

С той памятной ночи Есенин переехал в квартиру Айседоры. Есенинские друзья-поэты с удовольствием ходили в этот гостеприимный дом, хотя никак не могли поверить, что гуляка и сердцеед искренне полюбил женщину, которая почти в два раза старше его.

Балерина с мировым именем была богата и готова все отдать, только чтобы ее любимый Есенин был счастлив. Кутежи, шампанское, фрукты, подарки. Она оплачивала все.

Но уже через несколько месяцев есенинская страсть угасла и начались скандалы. В пьяном угаре он кричал: «Дунька, пляши». И она танцевала перед ним и его собутыльниками, без слов показывая и свою любовь, и унижение, и гордость, и негодование. Она видела, что ее любимый спивается, и, чтобы спасти его, решила увезти за границу. 2 мая 1922 года Есенин и Дункан зарегистрировали брак. «Теперь я – Дункан!» – кричал Есенин, когда они вышли из загса. Злые языки утверждали, что он был влюблен не столько в Дункан, сколько в ее мировую славу. Они уехали сначала в Европу, затем в Америку. Но там он из великого поэта стал просто мужем Дункан. От этого злился, пил, гулял, бил, потом каялся и объяснялся в любви.

В Советской России ему было очень тяжело, а без России – невозможно. И чета Есениных-Дункан вернулась обратно. Она чувствовала, что брак разваливается, безумно ревновала и мучилась. Отправившись на гастроли в Крым, Айседора ждала там Сергея, который обещал вскоре приехать. Но вместо него пришла телеграмма: «Я люблю другую, женат, счастлив. Есенин».

Этой другой стала его поклонница Галина Бениславская.

Айседора пережила Сергея на полтора года – смерть наступила в веселой курортной Ницце. Соскользнув с ее плеча, длинный шарф попал в колесо со спицами набиравшего скорость автомобиля, в котором сидела танцовщица, намотался на ось и мгновенно удушил Дункан.

Галина Бениславская

4 ноября 1920 года на литературном вечере «Суд над имажинистами» Есенин познакомился с Галиной Бениславской. Галина оторвала его от Дункан, старалась отвадить и от друзей-собутыльников, ждала ночами у двери. Помогала чем могла, бегала по редакциям, выбивая гонорары. Галина считала его своим мужем, он же говорил ей: «Галя, вы очень хорошая, вы самый близкий друг, но вас я не люблю…» Есенин приводил в ее дом женщин и тут же ее утешал: «Я сам боюсь, не хочу, но знаю, что буду бить. Вас не хочу бить, вас нельзя бить. Я двух женщин бил – Зинаиду и Айседору – и не мог иначе. Для меня любовь – это страшное мучение, это так мучительно». Галина все ждала, когда же он увидит в ней не только друга. Но так и не дождалась. В 1925 году он женился… на Сонечке Толстой. Холодным декабрьским днем 1926 года на безлюдном Ваганьковском кладбище в Москве около скромной могилы Сергея Есенина стояла молодая женщина. Год назад в ленинградской гостинице «Англетер» оборвалась жизнь тридцатилетнего поэта. Женщина на похоронах не была. Потом достала листок бумаги и быстро набросала несколько строк: «В этой могиле для меня все самое дорогое». Некоторое время она стояла неподвижно, затем достала пистолет. Самоубийство Галины Бениславской всех потрясло. Похоронили её рядом с Есениным 7 декабря. На памятнике начертали слова: «Верная Галя».

 

Софья Андреевна Толстая

Есенин гордился тем, что породнился с Толстым, женившись на его внучке Софье.

5 марта 1925 года – знакомство с внучкой Льва Толстого Софьей Андреевной Толстой. Она была младше Есенина на 5 лет, в ее жилах текла кровь величайшего писателя мира. Как и большинство интеллигентных девиц того времени, она была влюблена в поэзию Есенина и немножко в самого поэта. 29-летний Сергей робел перед аристократизмом и невинностью Софьи. В 1925 году состоялась скромная свадьба. Сонечка была готова, как и ее знаменитая бабушка, посвятить всю жизнь мужу и его творчеству.

Все было на удивление хорошо. У поэта появился дом, любящая жена, друг и помощник. Софья занималась его здоровьем, готовила его стихи для собрания сочинений. И была абсолютно счастлива.

Есенин продолжал жить жизнью, где всегда находилось место пьяным кутежам и любовным интрижкам с поклонницами.

«Что случилось? Что со мною сталось? Каждый день я у других колен», – писал он о себе. И отчего-то чувствовал свою скорую смерть:

«Я знаю, знаю. Скоро, скоро,

Ни по моей, ни чьей вине

Под низким траурным забором

Лежать придется так же мне».

Это писал 30-летний красавец, недавно женившийся на обожавшей его милой и умной девушке, поэт, чьи сборники разлетались прямо из типографии.

Софья Толстая – еще одна не сбывшаяся надежда Есенина создать семью. Вышедшая из аристократической семьи, по воспоминаниям друзей Есенина, очень высокомерная, гордая, она требовала соблюдения этикета и беспрекословного повиновения. Эти ее качества никак не сочетались с простотой, великодушием, веселостью, озорным характером Сергея.

Ей выпал горький жребий: пережить ад последних месяцев жизни с Есениным. А потом, в декабре 1925-го, ехать в Ленинград за его телом.

 

Задание 25. Прочитайте стихотворение С. Есенина «Ты такая ж простая, как все …», письменно ответьте на следующие вопросы:

1. Покажите антитезу прошлого и настоящего в стихотворении.

2.Как тема любви смыкается в стихотворении с темой России?

 


***

такая ж простая, как все,

Как сто тысяч других в России.

Знаешь ты одинокий рассвет,

Знаешь холод осени синий.

 

По-смешному я сердцем влип,

Я по-глупому мысли занял.

Твой иконный и строгий лик

По часовням висел в рязанях.

 

Я на эти иконы плевал,

Чтил я грубость и крик в повесе,

А теперь вдруг растут слова

Самых нежных и кротких песен.

 

Не хочу я лететь в зенит,

Слишком многое телу надо.

Что ж так имя твое звенит,

Словно августовская прохлада?

 

Я не нищий, ни жалок, ни мал

И умею расслышать за пылом:

С детства нравиться я понимал

Кобелям да степным кобылам.

 

Потому и себя не сберег

Для тебя, для нее и для этой.

Невеселого счастья залог -

Сумасшедшее сердце поэта.

Потому и грущу, осев,

Словно в листья, в глаза косые...

Ты такая ж простая, как все,

Как сто тысяч других в России.


 

Задание 26. Прочитайте цитаты из стихов С. Есенина. Определите в них средства соотнесения небесного с земным (сравнения, метафоры, олицетворения). Покажите справедливость следующего суждения И. Эвентова: «Одни и те же явления природы могут раскрываться через разные предметы».

 


Небо

1. Голубеет небесный песок.

2. Грянул гром, чашка неба расколота,

Тучи рваные кутают лес.

На подвесках из лёгкого золота

Закачались лампадки небес.

 

Тучи и облака

1. Туча кружево в роще связала,

Закурился пахучий туман.

2. На ветке облака, как слива,

Златится спелая звезда.

3. Тучи с севера сыпались каменной грудой.

4. О эта ночь! Как могильные плиты,

По небу тянутся каменные облака.

 

Звёзды

1. Синюю звёздочку свечкой

Я пред тобой засвечу.

2. Листьями звёзды льются

В реки на наших полях…

 


Солнце

1. Ныне

Солнце, как кошка,

С небесной вербы

Лапкою золотою

Трогает мои волоса.

2. Лижут сумерки золото солнца.

3. Плещет рдяный мак заката

На озёрное стекло.

4. В тихий час, когда заря на крыше,

Как котёнок, моет лапкой рот…

5. По пруду лебедем красным

Плавает тихий закат.

6. Где заря красным всадником мчится.

 

Луна

1. Ягнёночек кудрявый месяц

Гуляет в голубой траве.

2. Ковригой хлебною под сводом

Надломлена твоя луна.

3. Месяц, всадник унылый,

Уронил повода.

4. И луны часы деревянные

Прохрипят мой двенадцатый час.

5. Тонкий лимонный лунный свет.


 

Задание 27. Диагностика знаний – важный элемент образовательного процесса, ведь она позволяет не только оценить имеющиеся знаний, но и выявить ошибки, над которыми следует работать, проанализировать трудности, поставить новые цели и задачи.

Прочитайте приведенные ниже стихотворения, письменно ответьте на следующие вопросы, затем проведите самодиагностику. На основании самодиагностики составьте свое «дерево целей», называя те задачи, которые прежде всего нужно осуществить для своего успешного учения.

Вопросы:

1. Какой предстает в стихотворении природа, преображенная порошей?

2. Стихотворение С.А. Есенина начинается и заканчивается образом дороги. Какой смысл приобретает этот образ в стихотворении?

3. Какую роль в приведенном стихотворении играют сравнения?

4. Что сближает стихотворение С.А. Есенина «Пороша» с приведенным ниже стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога»?

С.А. Есенин А.С. Пушкин
ПОРОША Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу. Только серые вороны Расшумелись на лугу.   Заколдован невидимкой Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой Повязалася сосна.   Понагнулась, как старушка, Оперлася на клюку, А под самою макушкой Долбит дятел на суку.   Скачет конь, простору много. Валит снег и стелет шаль. Бесконечная дорога Убегает лентой вдаль. ЗИМНЯЯ ДОРОГА Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она.   По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит.   Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика: То разгулье удалое, То сердечная тоска…   Ни огня, ни черной хаты, Глушь и снег…Навстречу мне Только версты полосаты Попадаются одне…

Проведите самодиагностику по плану:

  • Больше всего меня затруднило: составлять связный ответ; подбирать аргументацию с опорой на текст произведения; создавать вступительное предложение текста; в конце текста делать вывод.
  • Я сомневаюсь и путаюсь: при осмыслении художественных образов; при анализе лирических стихотворений; при определении главной мысли стихотворения.
  • Из средств художественной выразительности я затрудняюсь в определении: эпитетов; метафор; сравнений; олицетворений; другой вариант.
  • При создании ответа на сопоставление я затрудняюсь по причинам: не знаю параметров сопоставления; не могу словесно оформить ответ; не умею выделять общее в произведениях; не умею подбирать цитаты.

 

Задание 28. Сергей Есенин и Владимир Маяковский ‑ два крупнейших советских поэта, свидетели и участники одних событий, жившие и творившие в одно время. Известен интерес, с каким они относились к творчеству друг друга, но принадлежность к различным и враждебным литературным группировкам наложила определенный отпечаток и на их взаимоотношения. Маяковский относился к футуристам, а Есенин – к имажинистам. Оба поэта довольно часто встречались в акмеистском кафе «Бродячая собака», где наряду с И. Северяниным, М. Кузминым, Н. Гумилевым, А. Ахматовой, Н. Клюевым, Г. Ивановым, Г. Адамовичем и другими читали свои стихи. Встречи их, сначала эпизодические, еще более участились и стали носить резко полемический характер в контексте вражды имажинизма и Лефа.

Подберите отрывки из стихов С. Есенина и В. Маяковского, отражающие авторскую позицию на следующие темы: любвь, Родина и родной дом, революция, отношения поэта и поэзии (назначение поэзии), образ женщины, природа и др. (по 2-3 отрывка на каждую тему).

Подготовьте выразительное чтение наизусть отобранных вами отрывков для участия в поэтической дуэли «Маяковский – Есенин».

 

Задание 29. На стыке XIX и XX веков русская поэзия пережила второе рождение, которое впоследствии было названо ее серебряным веком. Бальмонт и Сологуб, Брюсов и Блок, Гумилев и Ахматова, Мандельштам, Волошин, Цветаева, Северянин, Есенин, Маяковский и другие знаменитые поэты в этот период написали свои лучшие творения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.78 (0.214 с.)