Понятие финансового права как отрасли российского права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие финансового права как отрасли российского права



Экономическое и политическое развитие каждого государства обладает существенными различиями, что находит свое отражение в системе правового регулирования различных общественных отношений, в том числе и в области финансов. Перманентно возникающие локальные экономические кризисы занимают ведущее место среди проблем современности, а нарастающие финансовые угрозы не получают адекватных ответов и решений. Сложившаяся ситуация предопределяет необходимость модернизации действий со стороны публичной власти и управления, в том числе и посредством финансово-правового регулирования.

Финансовое право является одной из наиболее динамичных отраслей права, что предопределяется следующими условиями:

1. Необходимость адаптации законодательного материала к экономическим преобразованиям.

2. Потребность в соответствии мировым финансовым, банковским и валютным стандартам.

3. Усовершенствование конкретных финансово-правовых инструментов и мер (например, мероприятий финансового контроля).

4. Снижение нагрузки на бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и ряд других.

Вследствие перманентных изменений финансового права как совокупности правовых норм переживают трансформацию его предмет и метод как основные критерии разграничения отраслей права.

Финансовое право стало признаваться в качестве самостоятельной отрасли права в середине прошлого столетия. Однако до настоящего времени имеют место научные дискуссии о месте финансового права в системе российской права[1]. 

Отвечая на вопрос «Что регулирует?», предмет финансового права включает в себя общественные отношения в области финансов. Учитывая отсутствие единого нормативного правового акта, регламентирующего общественные отношения в области финансов и позволяющего безошибочно сформулировать понятие предмета финансового права, необходимо определить его границы и характеристики. В предмет финансового права следует включить финансы, финансовую деятельность и финансовую политику.

Итак, экономисты под финансами понимают экономическую категорию, выражающую денежные отношения в процессе перераспределения стоимости между экономическими субъектами в процессе накопления необходимых целевых ресурсов (фондов) и целевом использовании этих денежных ресурсов при формировании необходимых пропорций воспроизводства в единстве с механизмом, практикой, инструментарием, обеспечивающими этот процесс[2].

Финансовая деятельность определяется в зависимости от субъекта, ее осуществляющего. В контексте предмета финансового права целесообразно рассматривать финансовую деятельность государства (муниципального образования).

С экономических позиций финансовая деятельность государства представляет собой совокупность действий и мер воздействия со стороны государства на механизм образования и распределения внутреннего валового продукта, на порядок осуществления денежных и связанных с ними иных контрольно-организационных отношений, направленных на достижение целей государства и общества[3].

В предмет финансового права необходимо включать и финансовую политику государства (муниципального образования), под которой необходимо понимать явление, порожденное целями функционирования государства (муниципального образования), находящее свое отражение в императивных установках и деятельности по реализации и защите своих ценностей и интересов в рамках финансовой деятельности. В целом, финансовая политика должна быть ориентирована на защиту финансовой безопасности и дальнейшее финансовое развитие соответствующих территорий.

Финансовую политику сегодня нецелесообразно соотносить исключительно с государством и муниципальными образованиями, которые, безусловно, играют в ней определяющую роль. Финансовая политика – это процесс взаимодействия публично-территориальных образований и отдельных общественных и социальных институтов (политических партий, бизнеса, общественных движений и т.д.).

Особую значимость в данный момент приобретает разработка политических механизмов защиты финансовых интересов территориальных образований, а именно эффективной стратегии финансовой безопасности[4]. В целях обеспечения устойчивого развития государства, повышения конкурентоспособности страны необходимо переходить на новую финансовую политику для решения задачи становления системы финансовой безопасности во всех публично-территориальных образованиях.

Итак, предметом финансового права в общем смысле следует считать общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в области финансов, финансовой деятельности и финансовой политики соответствующих публично-территориальных образований.

Традиционными методами правового регулирования принято считать императивный и диспозитивный, первый из которых преимущественен для публичных отраслей права, а второй – для частных. Однако трансформация современной системы общественных отношений, размытие четких границ, появление комплексных правовых образований изменили сложившуюся позицию по этому вопросу.

Финансовое право – это отрасль публичного права, основным методом которой является императивный метод правового регулирования. Действительно, подавляющее количество общественных отношений, составляющих предмет финансового права, регулируются императивным методом, предполагающим четкое неукоснительное исполнение предписаний государства, закрепленных в соответствующих нормативных правовых предписаниях. Как правило, субъект финансовых правоотношений должен исполнять законно установленные обязывания либо запреты. Так, в соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. А ст. 102 НК РФ налагает запрет на разглашение налоговой тайны налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.

Характерный для отраслей частного права диспозитивный метод базируется на координации и равенстве сторон и предоставляет субъектам финансово-правовых отношений право выбора действия, методов такого действия, сроков и прочего. Диспозитивные правовые нормы предоставляют субъекту информацию о возможных способах поведения.

В качестве примера диспозитивного регулирования финансовых правоотношений можно привести ст.ст. 66-68 НК РФ, регулирующие институт инвестиционного налогового кредита.

Регламентируя инвестиционный налоговый кредит, государство представляет вектор возможных действий налогоплательщика в контексте изменения срока исполнения налоговой обязанности. А задача налогоплательщика либо использовать данную государством возможность, соблюдая при этом все требования и условия, установленные НК РФ, либо отказаться от применения обозначенного института.

В качестве особого метода финансового права можно выделить метод поощрения, заключающийся в получении субъектом определенных благ (как правило, материальных) в результате совершения им установленных финансовым и смежным законодательством действий. В качестве примера поощрительного метода правового регулирования можно привести положения ст. 218 НК РФ, устанавливающей предоставление стандартных вычетов за совершение общественно значимых деяний.

Источники финансового права

Вопрос об источниках финансового права в настоящее время не выглядит дискуссионным и требующим дополнительного внимания. Традиционно под источниками финансового права понимают внешнее выражение финансово-правовых норм. Однако большое число принимаемых нормативно-правовых актов различного уровня, регламентирующих общественные отношения в области финансов, заставляют правоприменителя по-новому взглянуть на их систематизацию и классификацию.

    Исходя из принципа федерализма, лежащего в основе финансовой деятельности, все источники финансового права делят на:

- источники федерального уровня;

- источники регионального уровня;

- источники местного уровня.

    Однако следует отметить наличие в системе источников финансового права правовых актов международного и наднационального (союзного) уровня.

    Ведущим источником финансового права, обладающим высшей юридической силой, следует считать международные договоры и соглашения. Данный вывод следует из ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, закрепляющей верховенство международных норм и правил в случае их конкуренции с национальными нормами права. При этом ч. 4 ст. 15 Основного закона подлежит применению исключительно в случае ратификации Российской Федераций международного документа.

Аналогичная позиция о приоритете норм международных договоров содержится в ст. 7 НК РФ.

Так, на сегодняшний день Российской Федерацией заключены международные договоры (в форме конвенций и соглашений) об избежании двойного налогообложения с Австралией, Австрией, Азербайджаном, Албанией, Алжиром, Аргентиной, Арменией, Белоруссией, Бельгией, Болгарией, Ботсваной, Бразилией, Великобританией, Венгрией, Венесуэлой, Вьетнамом, Германией, Грецией, Данией, Египтом, Израилем, Индией, Индонезией, Ираном, Ирландией, Исландией, Испанией, Италией, Казахстаном, Канадой, Катаром, Кипром, Киргизией, Китаем, САР Гонконг КНР, КНДР, Кореей, Кубой, Кувейтом, Латвией, Ливаном, Люксембургом, Македонией, Малайзией, Мали, Мальтой, Марокко, Мексиканскими Объединенными Штатами, Молдовой, Монголией, Намибией, Нидерландами, Новой Зеландией, Норвегией, ОАЭ, Польшей, Португалией, Румынией, Саудовской Аравией, Сингапуром, Сирией, Словакией, Словенией, США, Таджикистаном, Таиландом, Турцией, Узбекистаном, Украиной, Филиппинами, Финляндией, Францией, Хорватией, Чехией, Чили, Швейцарией, Швецией, Шри-Ланкой, ЮАР, Югославией (Сербией и Черногорией), Японией[5]. 

К наднациональному законодательству относятся документы, принятые на уровне ЕАЭС и касающиеся финансовой деятельности государств-членов ЕАЭС, в том числе и Российской Федерации. В качестве примера можно привести Распоряжение Евразийского межправительственного совета от 14 августа 2017 г. № 15 «О зачислении и распределении сумм ввозных таможенных пошлин между бюджетами государств – членов Евразийского экономического союза в 2016 году» либо Распоряжение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 июня 2018 г. № 108 «О внесении изменений в состав Консультативного комитета по финансовым рынкам».

Систему источников финансового права федерального уровня возглавляет Конституция РФ, включающая в себя базовые положения, регламентирующие финансовую деятельность государства и муниципальных образований в целом, а также ее основные направления и методы, в частности.

Особенность конституционно-правовых норм заключается в том, что они в концентрированном виде содержат регулирующие отдельные общественные отношения правила, находящие потом свое дальнейшее развитие в самостоятельных отраслях и подотраслях российского права.

Так, ст. 57 Основного закона закрепляет обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Установленная в 1993 г. обязанность нашла свое дальнейшее закрепление и детализацию в принятом в 1998 г. НК РФ (часть первая).

Статья 132 Конституции РФ закрепляет права органов местного самоуправления на установление и исполнение местных бюджетов, а также на установление местных налогов. Обозначенное положение нашло свое законодательное продолжение в гл. 8 ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» «Экономическая основа местного самоуправления».

Следующая группа источников финансового права федерального уровня - законы. Все законы можно систематизировать следующим образом.

1. Федеральные конституционные законы, имеющие большую юридическую силу по отношению к иным федеральным законам.

Так, например, в ст. 8 ФКЗ от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» указано, что в период действия военного положения федеральными законами и иными нормативными правовыми актами могут быть определены особенности финансового, налогового, таможенного и банковского регулирования как на территории, на которой введено военное положение, так и на территориях, на которых военное положение не введено. Статья 15 ФКЗ от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» закрепляет полномочия Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики.

2. Кодифицированные акты. Вопрос о выделении кодифицированных актов в отдельную группу источников достаточно дискуссионен. С одной стороны, и НК РФ и БК РФ являются федеральными законами. С другой, в сознании правоприменителя сложилась четкая позиция об их приоритетном положении перед иными федеральными законами.

С точки зрения юридической силы, НК РФ и БК РФ не имеют преимуществ по сравнению с текущим федеральным законодательством и в случае конкуренции норм, содержащихся в них, применяются общие юридические правила.

Однако правовым системам зарубежных государств известно такое понятие как «органические законы», которые по юридической силе находятся между федеральными конституционными законами и текущими законами. Подобные закона входят в систему права США, Франции, Грузии и ряда других государств[6].

3. Текущие федеральные законы, которые в свою очередь можно поделить на:

- законы, регламентирующие исключительно общественные отношения в области образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства и муниципальных образований. В качестве примера можно привести ФЗ от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и ФЗ от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

- законы, в целом посвященные регулированию общественных отношений в иных сферах, но затрагивающие отдельные вопросы финансов и финансовой деятельности в Российской Федерации и муниципальных образованиях. Так, например, ФЗ от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» регламентирует в целом процесс планирования закупок, процедуры определения поставщика, заключения и исполнения государственного (муниципального) контракта и прочее. Однако отдельные нормы определяют процесс расходования бюджетных средств государственными (муниципальными) заказчиками. В частности, ч. 1 ст. 15 указанного закона определяет, что бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ, за исключением случаев установленных этим же нормативно-правовым актом.

Следующим источником финансового право федерального уровня следует считать подзаконные нормативные правовые акты, которые в свою очередь делятся на:

1. Акты Президента РФ. К ним относятся Указы Президента РФ, которыми, например, назначаются и освобождаются от должности руководители ФОИВ. Так, Указом Президента РФ от 13 июня 2018 г. № 319 был назначен помощник Президента РФ – начальник Контрольного управления Президента РФ.

Распоряжения Президента РФ издаются по оперативным вопросам. Примером Распоряжения Президента РФ как источника финансового права можно считать Распоряжение Президента от 12 апреля 2018 г. № 84-рп «О присуждении грантов Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства».

2. Акты Правительства РФ – постановления и распоряжения.

Постановления Правительства РФ - это коллегиально принимаемые документы, имеющие нормативный характер. Примером Постановления Правительства РФ как источника финансового права можно назвать

- Постановление Правительства РФ от 20 января 2016 г. № 15 «Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов российской федерации на возмещение затрат по созданию, модернизации и (или) реконструкции объектов инфраструктуры индустриальных парков или промышленных технопарков»;

- Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2015 г. № 1042 «Об утверждении перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость».

Распоряжения издаются по текущим оперативным вопросам и не обладают нормативным характером. Примером распоряжения могут служить Распоряжение Правительства РФ от 20 июля 2011 г. № 1275-р «О Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет»».

3. Акты ФОИВ, принимаемые по вопросам образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и муниципальных образований, дифференцировать которые целесообразно исключительно по тематике вопросов, регулируемых ими. В качестве примера можно привести Приказ МИД России № 22606, Минфина России № 173н от 14 декабря 2011 г. (в ред. от 1 марта 2017 г.) «Об утверждении Перечня иностранных государств, в отношении представительств которых на условиях взаимности либо если такая норма предусмотрена в международном договоре Российской Федерации применяется ставка налога на добавленную стоимость 0 процентов при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств (включая проживающих вместе с ними членов их семей), и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства иностранных дел Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации».

Особое место в системе источников финансового права занимают Акты Конституционного Суда Российской Федерации.

Особенность данных судебных актов заключается в том, что они единственные из всей совокупности судебных решений признаются источниками права, поскольку обладают всеми необходимыми признаками последних, а именно

- издаются органом, обладающим соответствующей компетенцией;

- являются писаными источниками;

- их соблюдение обеспечивается государством;

- содержат в себе нормы права;

- их действие ориентировано не неограниченное количество пользователей.

В качестве примера можно привести Определение Конституционного Суда РФ от 28 июня 2018 г. № 1632-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сергеева Андрея Леонидовича на нарушение его конституционных прав пунктом 6 статьи 100 и пунктом 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации» и Постановление Конституционного Суда РФ от 10 июля 2017 г. № 19-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 2 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации и Перечня кодов видов товаров для детей в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на территорию Российской Федерации, в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Мишутка».

Принцип федерализма предопределил наличие источников финансового права на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Основы правовой регламентации финансовой деятельности заложены в базовых региональных документах. Так, глава V Устава Саратовской области посвящена бюджетно-финансовым основам области, а именно:

- системе и структуре финансовых ресурсов области;

- налогам и сборам, взимаемым на территории области, а также реализации налоговой политики;

- особенностям консолидированного бюджета и Саратовского областного бюджета.

Ежегодно субъектами РФ принимаются законы о бюджете[7].

Уставы муниципалитетов также содержат в себе финансово-бюджетные основы. Глава V Устава муниципального образования «Город Калуга», называющаяся «Экономическая основа Калуги», регламентирует вопросы бюджета города и закупок для обеспечения муниципальных нужд.

В целом система источников финансового права ориентирована на всестороннее и детальное регулирование всей группы общественных отношений в области финансов.

Принципы финансового права

Принципы финансового права – это вытекающие из особенностей социально-экономического и политического развития российского общества основополагающие идеи, служащие ориентиром дальнейшего развития финансового права и финансового законодательства. Особенность финансово-правовых принципов заключается в их всеобъемлющем характере. Они намного шире конкретной финансово-правовой нормы и могут рассматриваться как основа ее принятия, так и как цель ее применения.

Система принципов финансового права сложилась достаточно давно. Однако современное развитие финансово-правовых отношений, появление новых интеграционных образований, становление промышленности, основанной на применении цифровых технологий, появление новейших критериев оценки эффективности экономики предопределяет появление новых базовых установок и необходимость следования ним.

К классическим принципам финансового права следует отнести:

- принцип законности, имеющей своим основанием ст. 15 Конституции РФ;

- принцип гласности, предполагающий максимально открытое осуществление уполномоченными органами, их должностными лицами финансовой деятельности. Любое заинтересованное лицо может получить информацию о процессах аккумулирования, распределения и использования соответствующих фондов денежных средств;

- принцип федерализма, находящий свою реализации в системе органов, осуществляющих финансовую деятельность на уровне государства, субъектов РФ и муниципальных образований; в современной трехуровневой бюджетной системе; сложившейся системе налогов и сборов, предоставляющей право отдельным публично-территориальным образованиям вводить в действие соответствующие налоги и сборы;

- принцип плановости, реализуемый посредством принятия и реализации основных плановых документов – Законов о бюджете различных уровней.

Часть из обозначенных принципов принято считать общеправовыми. Однако следует понимать, что при рассмотрении их в контексте определенной отрасли они приобретают особенное значение и могут получить специфическую реализацию.

Следует отметить, что внимание принципиальным установкам в финансовом праве уделялось на протяжении всего периода его развития. Однако изменения экономических основ функционирования государства, появление новых инструментов и механизмов, способствующих эффективности финансовой деятельности в Российской Федерации. Следовательно, целесообразно уделить внимание системе принципов, порожденным потребностями современности, поскольку классическая система принципов представлена в учебнике «Финансовое право», под ред. Н.И. Химичевой.

Принцип эффективности как принцип финансовой деятельности и финансового права упоминается в научной и учебной литературе достаточно часто. Однако однозначного законодательного закрепления, применимого ко всем финансово-правовым институтам, до настоящего времени так и не получил.

Отдельными нормативными правовыми актами принцип эффективности с определенными трансформациями закреплен.

В соответствии со ст. 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Понятием эффективность оперирует также Стандарт финансового контроля СФК 104 «Проведение аудита эффективности использования государственных средств» (далее – Стандарт).

В теории финансового права аудит эффективности представляет собой контрольно-аналитическое мероприятие, направленное на совершенствование организации администрирования государственной (муниципальной) собственности расходования государственных средств, их экономии. Это также системный анализ финансово-хозяйственной деятельности получателя бюджетных средств или пользователя льгот, дающий возможность установить степень затратности достигнутого результата, его временные параметры[8].

Принцип эффективности в контексте финансового права находит свое отражение и в наднациональных источниках. Так, в соответствии с Решением Высшего Евразийского экономического совета от 10 октября 2014 г. № 78 «О Положении о бюджете Евразийского экономического союза» бюджет Союза основан, в том числе, и на принципе эффективности использования бюджетных средств.

Принцип научности в финансовом праве означает необходимость использования научного инструментария, достижений науки и строгое им соответствие в процессе осуществления правового регулирования финансовой деятельности, финансового контроля, институтов доходов, расходов, страхования и т.д., а также правоприменительной деятельности в области финансов.

Следует отметить, что рассматриваемый принцип можно отнести к межотраслевым, поскольку использование достижений отраслевой правовой науки оказывают позитивное воздействие на правотворческую и правоприменительную деятельность по всем направлениям.

Научные достижения могут являться как основанием процесса создания новых финансово-правовых норм, так и способствовать правильному их применению. Исследование научных разработок позволяет правоприменителю правильно толковать финансово-правовые нормы, избежать ошибок при выборе норм, регулирующих те или иные финансовые отношения. Логические цепочки, разработанные наукой, могут быть применимы и при разрешении конкретного финансово-правового спора.

Законодатель в процессе создания финансово-правового массива должен обращать внимание на имеющиеся научные наработки, идеи и выводы, сформулированные в научных исследованиях различного уровня. Принимаемый нормативно-правовой акт в области финансов не должен содержать в себе логических неувязок, противоречий, а также должен коррелировать с иными актами, составляющими массив финансового права. Следовательно, финансовое право как отрасль российского права должна учитывать достижения не только финансово-правовой науки, но и таких отраслей научных знаний, как философия, социология, экономика, политология и прочее.

Принцип внедрения цифровых технологий в финансовую деятельность является порождением современных тенденций развития национальной экономики. Наступившая эпоха четвертой промышленной революции предопределила принятие следующих нормативных правовых актов, являющихся доктринальной основой реализации данного принципа:

- Указ Президента РФ от 09 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы»;

- Указ Президента РФ от 01 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»;

- Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р «Об утверждении программы "Цифровая экономика Российской Федерации"»;

- Постановление Правительства РФ от 28 августа 2017 г. № 1030 «О системе управления реализацией программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (вместе с «Правилами разработки, мониторинга и контроля выполнения планов мероприятий по реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации») и другие.

Цифровые технологии в настоящее время применяются по всем направлениям финансовой деятельности и всеми финансовыми органами. Так, Минфином России для повышения качества оказываемых финансовых услуг планируется определить статус цифровых технологий, применяемых в финансовой сфере, включая регулирование публичного привлечения денежных средств и криптовалют путем размещения токенов.

Ярким примером реализации указанного принципа являются электронные сервисы, используемые налоговой службой, которые можно классифицировать на следующие группы:

1) способствующие эффективному взаимодействию с налоговыми органами:

- онлайн–запись на прием в налоговый орган;

- подача заявления физического лица о постановке на учет;

2) направленные на информирование о нормативно-правовых основах налогообложения:

- нормативные и методические материалы ФНС России;

- Письма ФНС России, направленные в адрес территориальных налоговых органов;

3) содержащие текущую информацию о деятельности налоговых органов:

- информационные стенды;

- адресные и платежные реквизиты Вашей инспекции;

4) содержащие информацию о налогоплательщике:

- личный кабинет налогоплательщика;

- узнай ИНН;

5) обеспечивающие обратную связь:

- часто задаваемые вопросы;

- обратиться в ФНС России;

- анкетирование;

6) обеспечивающие права и обязанности налогоплательщика:

- калькулятор транспортного налога для физических лиц;

- калькулятор земельного налога и налога на имущество для физических лиц;

- заполнить платежное поручение;

- узнать о жалобе;

- решение по жалобе.

Финансово-правовые нормы

Финансово-правовая норма – это установленное государством общеобязательное правило поведение, регулирующее общественное отношение, возникающее, изменяющееся или прекращающееся в области финансов в контексте реализации прав и обязанностей субъектов финансовых отношений и осуществлением финансовой деятельности государства (муниципальных образований).

Особенности финансово-правовых норм заключаются в следующем.

1) финансово-правовые нормы следует рассматривать как средство реализации публичных интересов в рамках государственного управления в области финансов;

2) объектом правовой регламентации финансово-правовой нормы являются общественные отношения в области финансов;

3) их должное исполнение обеспечивается мерами государственного принуждения.

    Все финансово-правовые нормы могут быть дифференцированы по ряду следующих оснований.

I. По характеру отношений

- материальные

- процессуальные

    II. По методу регулирования

              - императивные, то есть нормы, заключающие в себе категоричное требование к поведению субъектов в определенных законодательно обозначенных условиях. При этом ни условия, ни само действие не может быть отменено либо изменено взаимным соглашением сторон. Примером императивной нормы может служить обязанность налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов) по ведению в установленном порядке учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, закрепленная абз. 3 п. 1 ст. 23 НК РФ;

              - диспозитивные. Их наличие в массиве финансового права обусловлено определенной автономией участников финансовых правоотношений. Так, примером диспозитивной нормы может служить правило предоставления бюджетного кредита, закрепленное в ст. 93.2 БК РФ, заключающееся в его предоставлении на основании договора, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;

              - рекомендательные нормы содержат предложения по возможному поведению субъектов финансовых правоотношений. Указанные нормы, например, содержатся в Методических рекомендациях ФНС России по организации и проведению публичных обсуждений результатов правоприменительной практики налоговых органов, руководств по соблюдению обязательных требований в рамках публичного информирования налогоплательщиков, содержащихся в Письме ФНС России от 10 августа 2017 г. № ЕД-4-2/15756@;

       - поощрительные финансово-правовые нормы содержат в себе положения, предусматривающие возможность получения субъектом финансовых правоотношений определенного «вознаграждения» со стороны государства (муниципальных образований) за совершение социально значимого действия. Так, поощрительной является норма о предоставлении стандартного налогового вычета лицам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 218 НК РФ.

    III. По содержанию

              - нормы – дефиниции, закрепляющие в себе основные понятия и термины, используемые финансовым законодательством. Например, нормы – дефиниции содержатся в ст. 3 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ (в ред. от 23 апреля 2018 г.) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

              - нормы – принципы, содержащие в себе положения, носящие характер аксиомы, базовой идеи, реализация которых не подлежит сомнению. Подобные нормы закреплены в Главе 5 «Принципы бюджетной системы Российской Федерации», а именно ст.ст. 28 – 38.2 БК РФ. 

              - нормы – регуляторы, которые закрепляют порядок деятельности субъектов финансовых правоотношений, их права и обязанности. Примером такой нормы можно считать норму о правах налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов) закрепленную в ст. 21 НК РФ. 

    IV. По отраслевой принадлежности:

              - отраслевые нормы, которые и составляют весь массив финансового права;

              - обусловленные системой финансовых правоотношений. То есть это нормы иных отраслей права, но получающие свое применение только в контексте образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и муниципальных образований. Так, норма закрепляющая уголовную ответственность за неуплату налогов может быть применена исключительно вследствие неисполнения налогоплательщиком обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов в установленном законом размере.

    Структура финансово-правовой нормы является классической и включает в себя гипотезу, диспозицию и санкцию. Однако в норме финансового законодательства практически невозможно найти одновременно все три элемента. И если гипотеза и диспозиция, как правило, находятся в пределах одного нормативного правового акта, то санкция может быть вынесена за его пределы, что в отдельных случаях затрудняет ее фактическое применение.

Наука финансового права

Традиционно финансовое право рассматривается в трех ипостасях – как отрасль права, как учебная дисциплина и как наука.

Финансовое право как наука гораздо шире понятия финансового права отрасли.

Финансовая права как наука – это область профессиональной деятельности, проводимая в целях выработки и систематизации знаний об основах финансовой деятельности государства (муниципальных образований) и осуществляемая посредством аккумулирования фактов о явлениях, опосредованных финансовой деятельности государства (муниципальных образований), их критического анализа, построения причинно-следственных связей для прогнозирования результатов реализации отношений в области финансов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.081 с.)