Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Перечень лабораторных и практических работ в соответствии с рабочей программой.Стр 1 из 15Следующая ⇒
Физич е ская химия |
20 | |||||||||
1 | Основные понятия и законы химии. Теоретические основы органической и физической химии. Тепловой эффект химических реакций, термохимические уравнения. | Практическое занятие «Решение задач на основные законы химии в области профессиональной деятельности» Практическое занятие № 2. «Решение задач на расчет энтальпий, энтропий, энергии Гиббса химических реакций» | 1 1 | ||||||||
2 | Агрегатные состояния веществ. Характеристики различных классов органических веществ, входящих в состав сырья и готовой пищевой продукции. | Лабораторное занятие № 1. «Определение поверхностного натяжения жидкостей. Соблюдение правил техники безопасности при работе в химической лаборатории» Лабораторное занятие № 2. «Определение вязкости жидкостей. Соблюдение правил техники безопасности при работе в химической лаборатории» | 1 1 | ||||||||
3 | Классификация химических реакций и закономерности их протекания | Практическое занятие № 3. «Уравнения химических реакций и процессы, лежащие в основе производства продовольственных продуктов» Лабораторное занятие № 3. «Определение зависимости скорости реакции от температуры и концентрации реагирующих веществ» Лабораторное занятие № 4. «Проведение качественных реакций на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений» | 1 2 2 | ||||||||
4 | Свойства растворов. Гидролиз солей, диссоциация электролитов в водных растворах, понятие о сильных и слабых электролитах. | Практическое занятие № 4. «Проведение расчетов по химическим формулам и уравнениям реакций(Расчеты концентрации растворов, осмотического давления, температур кипения, замерзания, рН среды)» Лабораторное занятие № 5. «Определение тепловых эффектов растворения различных веществ в воде. Определение рН среды различными методами» Лабораторное занятие № 6. «Использование лабораторной посуды и оборудования» Лабораторное занятие № 7. «Приготовление растворов заданной концентрации» Лабораторное занятие № 8. «Приготовление растворов с определенной массовой долей веществ» | 1 2 2 2 2 | ||||||||
5 | Роль и характеристики поверхностных явлений в природных и технологических процессах. | Лабораторное занятие № 9. «Изучение явления адсорбции» | 2 | ||||||||
01.2. Коллоидная химия | 8 | ||||||||||
6 | Коллоидные растворы | Практическое занятие № 5. «Составление формул и схем строения мицелл» Лабораторное занятие № 10. «Получение коллоидных растворов» Лабораторное занятие № 11. «Использование свойств органических веществ, дисперсных и коллоидных систем для оптимизации технологического процесса(изучение явления набухания. Исследование набухания макаронных изделий)» | 1 2 2 | ||||||||
7 | Грубодисперсные системы. | Лабораторное занятие № 12. «Получение устойчивых эмульсий и пен, выявление роли стабилизаторов» | 2 | ||||||||
8 | Физико-химические изменения органических веществ пищевых продуктов. Свойства растворов и коллоидных систем высокомолекулярных соединений. | Лабораторное занятие № 13. «Изучение процессов набухания и студнеобразования» | 1 | ||||||||
Аналитическая химия
| 24 | ||||||||||
9 | Классификация катионов и анионов. Окислительно-восстановительные реакции, реакции ионного обмена | Практическое занятие № 6. «Решение задач на расчет произведения растворимости» Практическое занятие №7. «Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций, упражнения» Лабораторное занятие № 14. «Проведение частных реакций на катионы первой аналитической группы NH» Лабораторное занятие № 15. «Исследование частных реакций на катионы Na,K» Лабораторное занятие № 16. «Анализ смеси катионов 1-й группы. Исследование систематического хода анализа» Лабораторное занятие № 17. «Проведение частных реакций катионов второй аналитической группы. Анализ смеси катионов второй аналитической группы» Лабораторное занятие № 18. «Проведение частных реакций катионов третьей аналитической группы. Анализ смеси катионов третьей аналитической группы» Лабораторное занятие № 19. «Проведение частных реакций катионов четвертой аналитической группы. Анализ смеси катионов четвертойаналитической группы» Лабораторное занятие№ 20. «Проведение частных реакций анионов первой, второй, третьей групп. Анализ сухой соли. Систематический ход анализа соли» | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | ||||||||
10 | Основные методы классического количественного анализа. | Практическое занятие № 8. «Вычисления в весовом и объемном анализе. Определение кристаллизационной воды в кристаллогидратах. Определение нормальности и титра раствора» Практическое занятие № 9. «Выбор методов и ход химического анализа, подбор реактивов и аппаратуры» Практическое занятие № 10. «Выполнение расчетов эквивалентов окислителя» Лабораторное занятие № 21. «Определение общей, титруемой, кислотности плодов и овощей» Лабораторное занятие № 22. «Приготовление рабочего раствора перманганата калия и установление нормальной концентрации» Лабораторное занятие № 23. «Выполнение количественного расчета состава вещества по результатам измерений. Определение содержания хлорида натрия в рассоле» Лабораторное занятие № 24. «Определение влажности крупы» | 1 1 1 2 2 2 2 | ||||||||
11 | Основные методы физико-химического анализа. | Лабораторное занятие № 25. «Определение качественного и количественного содержания жира в молоке» Лабораторное занятие № 26. «Определение меди в растворе колориметрическим методом» | 2 2 | ||||||||
Итого | 52 |
|
Практическое занятие № 1
«Решение задач на основные законы химии в области профессиональной деятельности»
Цель: Научиться решать расчётные задачи, применяя законы термохимии и термодинамики.
Оборудование: микрокалькулятор, учебник «Физическая и коллоидная химия».
Теория. При изобарных и изохорных условиях теплота является функцией состояния.
В 1840 г. Г. Н. Гесс формулирует закон: «Тепловой эффект химической реакции не зависит от промежуточных стадий, а зависит только от начального и конечного состояния системы».
? QP = dH,
? QV = dUвн,
QP =? H,
QV=? Uвн.
Современная формулировка закона Гесса – общие приращения энтальпии при переходе начальных веществ в продукты реакции не зависят от того, через какие промежуточные стадии прошла реакция.
Закон Гесса позволяет рассчитать тепловые эффекты или приращение энтальпии только при стандартных условиях (р = 1 атм = 105 Па, Т = 273 К + 25 = 298 К).
Теплоты при стандартных условиях сведены в таблицу (справочник под редакцией Нищенко). Для индивидуальных веществ: С, Н2, Fe и др. –? Н = 0.
Следствия из закона Гесса:
1) энтальпия образования 1 моля соединения из простых веществ не зависит от способа получения;
2) теплоты сгорания – «теплота реакции равна сумме теплот сгорания исходящих веществ за вычетом теплот сгорания продуктов реакции с учетом стехиометрических коэффициентов»
где r – реакции;
c – композиция;
3) теплоты образования – «тепловой эффект реакции равен разности между теплотами образования всех веществ, указанных в правой части уравнения (продукт реакции), и теплотами образования всех веществ, указанных в левой части уравнения».
где f – формация.
Практические задания.
Пример 1. Рассчитать тепловой эффект реакции этерификации спирта.
Пример 2. Рассчитать тепловой эффект реакции, протекающей по уравнению:
Общий вывод:
Практическое занятие № 2.
«Решение задач на расчет энтальпий, энтропий, энергии Гиббса химических реакций»
|
Цель: Научиться решать расчётные задачи, применяя законы термохимии и термодинамики.
Оборудование: микрокалькулятор, учебник «Физическая и коллоидная химия».
Для выполнения практической работы необходимы знания по следующим теоретическим вопросам:
1.Экзотермические и эндотермические реакции.
2.Тепловой эффект химической реакции.
3.Почему в химических реакциях выделяется или поглощается энергия?
4.Термохимическое уравнение реакции. Чем оно отличается от химического?
5.От чего зависит значение теплового эффекта?
6.Какая связь существует между тепловым эффектом и энтальпией?
7.Теплота образования.
8.Теплота сгорания.
9.Теплота разложения.
10.Первый закон термохимии.
11.Закон Гесса.
12.На основании чего производятся термохимические реакции?
Образец решения задачи:
Вычисление энтальпию реакции полного окисления этилового спирта до уксусной кислоты, если энтальпии образования всех веществ, участвующих в реакции равны: Для
реакция окисления этилового спирта:
Задачи для самостоятельного решения.
1. Определить энтальпию реакции спиртового брожения глюкозы.
2. Определить энтальпию реакции:
3. Определите какая из данных реакций экзо-, а какая эндотермическая? Ответ обоснуйте.
4. Определите энтальпию образования этилена по уравнению горения этилена.
5. Определите энтальпию реакции:
6. Объясните изменение Энтропии в процессах:
Общий вывод:
Практическое занятие № 3.
«Уравнения химических реакций и процессы, лежащие в основе производства продовольственных продуктов»
Цель: Формирование умений выполнения лабораторных исследований с учетом техники безопасности.
Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, 5 пробирок, универсальная индикаторная бумага, стакан с водой.
Для 1 варианта: растворы: NaOH, KOH, H2SO4, HCI, FeCI3, Zn(NO3)2;
AI-гранула, CaCO3 крист.
Для 2 варианта: растворы: HCIO4, HJ, LiOH, RbOH, CuSO4, CrCI3, NaHCO3;
Zn - гранула.
Для 3 варианта: растворы: HBr, HCI, Ba(OH2), CsOH, AICI3, Mg(NO3)2;
Mg - порошок.
Теоретическое обоснование.
Химические реакции. Необратимые и обратимые реакции
Реакции, которые протекают только в одном направлении и завершаются полным превращением исходных реагирующих веществ в конечные вещества, называются необратимыми.
|
Примером такой реакции может служить разложение хлората калия (бертолетовой кислоты) при нагревании:
2KCl3=2KCl + 3O2 ↑
Реакция прекратится тогда, когда весь хлорат калия превратится в хлорид калия и кислород. Необратимых реакций не так много. Большинство реакций являются обратимыми.
Обратимыми называются такие реакции, которые одновременно протекают в двух взаимно противоположных направлениях.
В уравнениях обратимых реакций между левой и правой частями ставят две стрелки, направленные в противоположные стороны. Примером такой реакции может служить синтез аммиака из водорода и азота:
3/2 H2 + 1/2 N2↔ NH3, ∆Н= ─ 46,2 кДж/моль.
В технике обратимые реакции, как правило, невыгодны. Поэтому различными методами (изменение температуры, давления и др.) их делают практически необратимыми.
Необходимыми называются такие реакции, при протекании которых:
1) образующиеся продукты уходят из сферы реакции – выпадают в виде осадка, выделяются в виде газа, например:
BaCI2 + H2SO4 = BaSO4↓+ 2HCI
Na2CO3 + 2HCI = 2NaCI + CO2↑ + H2O
2) образуется малодиссоциированное (см. § 5.10) соединение, например вода:
HCI + NaOH = H2O + NaCI
3) реакция сопровождается большим выделением энергии, например горение магния:
Mg + 1/2O2 = MgO, ∆Н= ─ 602,5 кДж/моль.
В уравнениях необратимых реакций между левой и правой частями ставится знак равенства или стрелка.
Ход работы.
Задание: из имеющихся реактивов осуществить 6 необратимых химических процессов:
- 2 процесса с образованием малодиссоциированного вещества (Н2О);
- 2 процесса с выпадением осадка;
- 2 процесса с выделением газообразного вещества.
Оформление работы (пример):
Наименование опыта. Рисунок. | Содержание опыта | Уравнение реакций. Наблюдения. | Вывод | |||
1) реакция с образованием осадка
| В пробирку с 1 мл раствора NiCI2 добавили несколько капель раствора NaOH | NiCI2 + 2NaОН → → Ni(OH)2 ↓+ 2NaCI Выпадение осадка голубого цвета | Реакция, идущая с образованием осадка Ni(OH)2, является необратимой химической реакцией |
Общий вывод:
Практическое занятие № 4.
«Проведение расчетов по химическим формулам и уравнениям реакций»
Цель работы: закрепление знаний по основным химическим понятиям и законам, вспомнить основные химические формулы и правила составления уравнений реакции.
Оборудование: Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
Содержание работы:
1.1. Определение молярной массы вещества:
а) водорода (Н2)
б) оксида кальция (СаО)
в) гидроксида железа(III)(Fe(OH)3)
г) кремниевой кислоты (H2SiO3)
д) фосфата натрия (Na3PO4).
1.2. Определение количества вещества по его массе:
а) азота (N2), масса которого 7 г
б) оксида натрия (Na2O), масса которого 3,1г
в) гидроксида кальция (Ca(OH)2), масса которого 3,7 г
г) серной кислоты (H2SO4), масса которой 4,9 г
д) нитрата серебра (AgNO3), масса которого 0,85 г
1.3. Определение количества вещества по его объему:
а) кислорода (O2), объем которого 2, 24 л
б) аммиака (Н3N), объем которого 448 л
|
в) диоксида углерода (СО2), объем которого 6,72л
г) метана (СН4), объем которого 4,48 л
д) сероводорода (Н2S), объем которого 3,36 л.
1.4. Определение относительной плотности одного газа по другому:
a) диоксида серы (SО2) по водороду (Н2);
6) аммиака (NH3) по кислороду (О2);
в) метана (СН4) по азоту (N2);
г) этана (С2Н4) по воздуху (M(возд.) = 29 г/моль);
д) ацетилена (С2Н2) по хлору (M(Cl2)=71 г/моль).
1.5. Вычислите массовую долю элементов (%) в веществе: в гидроксиде натрия (NaOH).
2.1. Определите массу нитрата серебра (AgNO3), необходимого для получения осадка массой 28,7 г хлорида серебра (AgCl) при взаимодействии с избытком хлороводородной (соляной) кислоты (HCl).
2.2. Какой объем газа (Н2) выделится (при н.у.) при взаимодействии 5,4 г алюминия (Al) с избытком раствора серной кислоты (H2SO4).
Основные формулы и уравнения реакций:
1.1.Определение молярной массы: а) кислорода (О2): M (О2) = 2A (O) = 2 16 = 32 г/моль;
б) оксида натрия (Na2O): M (Na2O) = 2 А (Na) + A (O) = 2 23 + 16 = 46 + 16 = 62г/моль;
в) серной кислоты (Н 2 SO4): M(H2SO4)= 2 A(H) +A(S)+4A(O)=2 1+32+4 16 = 2 + 32 +64 = 98 г/моль;
г) гидроксида бария (Ва(ОН)2): M(Ва(ОН)2) = A(Ba) + 2 (A (O) + A(H)) = 137 + 2 (16 + 1) = 137 + 34 = 171 г/моль.
1.2. Определите количество вещества: а) иодида натрия(NaI),масса которого равна 90 г: 1) М (NaI) = A(Na) + A(I) = 23 + 127 = 150 г/моль,
2) ν (NaI) = ь, ответ: ь.
б) серы(S), масса которой 1,6 г: 1) М (S) = A(S) = 32 г/моль,
2) ν (S) = = = 0,5 моль,
1.3. Определите количество вещества: а) водорода (Н2), объем которого 44,8 л: ν (Н2) = = = 2 моль, ответ:2 моль;
б) хлороводорода (НCl), объем которого 3,36 л: ν (НCl) = = = 0,15 моль, ответ: 0,15 моль.
1.4. Определение относительной плотности одного газа по другому:
Определите относительную плотность (D) этана (С2Н6) по
а) водороду: M(С2Н6) = 2 A(C) + 6 A(H) = 2 12 + 6 1 = 24 + 6 = 30 г/моль;
M (H2) =2 A(H) = 2 1 = 2 г/моль;
DH2 (С2Н6) = = = 15.
б) кислороду: M (О2) = 2 A (О) = 2 16 = 32 г/моль;
DО2 (С2Н6) = = = 0,9375.
в) азоту: M (N2) = 2 A (N) = 2 14 = 28 г/моль;
DN2 (С2Н6) = = = 1,0714.
1.5. Определение массовой доли элементов в веществе (XaYbZc):
1) определяем молярную массу вещества: M(XaYbZc)= aA(X)+ bA(Y)+ cA(Z);
2) определение массовой доли элемента X в веществе (XaYbZc):
W(X) = ;
3) определение массовой доли элемента Y в веществе (XaYbZc):
W(Y) = ;
4) определение массовой доли элемента Z в веществе (XaYbZc):
W(Z) = - (W(X) + W(Y)).
2.1. Определение массы продукта реакции (исходного вещества) по массе исходного вещества (продукта реакции):
Х г 28,7 г
AgNO3 + HCl = AgCl ↓+ HNO3
ν: 1 моль 1 моль
M:... г/моль... г/моль
m:... г... г
2.2. Определение объема продукта реакции по массе исходного вещества:
5,4 г Х л
...Al +...H2SO4 = (Al)2(SO4)3 +...H2↑
ν:.. моль... моль
M:... г/моль Vm.... л/моль
m:... г V.... л
Общий вывод:
Практическое занятие № 5.
«Составление формул и схем строения мицелл»
Цель работы: научиться составлять основные формулы и делать зарисовку строения мицелл
Теория:
Если реакцию проводят при небольшом избытке одного из реагентов, то осадок не выпадает, а образуется коллоидный раствор.
Коллоидный раствор (золь) – состоит из дисперсной фазы и дисперсионной среды
Дисперсная фаза образована коллоидными частицами – мицеллами
Дисперсная фаза практически не растворима в дисперсионной среде
Мицелла:
1. Ядро – вещество, нерастворимое в дисперсионной среде – число его m
2. Адсорбционный слой – на ядре адсорбируются ионы, имеющиеся в составе ядра частиц, те которые находятся в избытке, которые придают ядру заряд – потенциалопределяющие ионы – число их n
Противоионы – ионы, противоположные по знаку потенциалопределяющим ионам – число их (n-x)
Часть противоионов входят в адсорбционный слой
3. Гранула - ядро с адсорбционным слоем
4. Диффузный слой – его образует оставшаяся часть противоионов
Пример:
AgNO3 + KI = AgI + KNO3
{m[AgI]nI-(n-x)K+}x - xK+ - мицелла
Практические задания.
Составить формулы мицелл в реакциях между:
1. Хлоридом бария и серной кислотой
2. Карбонатом натрия и гидроксидом кальция
3. Хлоридом железа(III) и сульфидом лития
4. Бромидом олова (II) и иодидом натрия
5. Нитратом цинка и фторидом калия
6. Нитратом свинца (II) и силикатом натрия
7. Сульфатом алюминия и гидроксидом калия
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.69.255 (0.111 с.)