Свобода движения товаров, лиц, услуг и капиталов: основы правового регулирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Свобода движения товаров, лиц, услуг и капиталов: основы правового регулирования



 

В ЕС существует 4 свободы:

· свободу движения товаров,

· свободу движения лиц,

· свободу движения услуг,

· свободу движения капитала

 

Употребляя термин «свободы», мы должны понимать, что он означает. Во-первых, каждая из вышеуказанных свобод является принципом внутреннего рынка ЕС, без которого он не смог бы существовать. Во-вторых, в узком значении, каждая из свобод означает определенное субъективное право граждан ЕС, юридических лиц, зарегистрированных на территории государств — членов ЕС, а также, в некоторых случаях, и иностранцев. Например, свобода передвижения товаров в своем узком значении означает право любого из этих лиц свободно и беспрепятственно перемещать товары между государствами-членами. В-третьих, со временем в праве ЕС термин «свобода» стал употребляться в более широком смысле и означать не только собственно свободу осуществлять те или иные действия, но и весь комплекс прав и обязанностей, связанных с такой свободой и закрепленных в нормативных актах Сообщества, государств-членов, а также в решениях Суда.

 

Свобода движения товаров: В соответствии с ДФЕС Союз включает в себя таможенный союз, который распространяется на весь товарооборот и предполагает запрещение между государствами-членами таможенных пошлин на импорт и экспорт и любых равнозначных сборов, а также принятие общего таможенного тарифа в их отношениях с третьими странами (ст.26). Между государствами-членами запрещаются таможенные пошлины на импорт и экспорт или равнозначные сборы. Данный запрет также распространяется на таможенные пошлины налогового характера (ст.30). Между государствами-членами запрещаются количественные ограничения на импорт и экспорт, а также любые равнозначные меры (ст.ст.35 и 36). При этом, положения статей 34 и 35 не служат препятствием для запрещений или ограничений импорта, экспорта или транзита, которые являются оправданными по соображениям общественной морали, общественного порядка, общественной безопасности, охраны здоровья и жизни людей и животных или сохранения растений, защиты национальных сокровищ, имеющих художественную, историческую или археологическую ценность, или защиты промышленной и коммерческой собственности. Однако такие запрещения или ограничения не должны выступать средством произвольной дискриминации или замаскированным ограничением в торговле между государствами-членами. Как явствует из указанных выше статей Договора, свобода передвижения товаров состоит из: 1) отмены таможенных пошлин и сборов, имеющих равнозначный эффект; 2) запрещения на дискриминационное внутригосударственное налогообложение; 3) запрета на количественные ограничения и меры с равнозначным эффектом. Данное решение является основой для другого крайне важного решения по делу 120/78 Кассис де Дижон («Реве-Централ АГ» против Федеральной монопольной администрации по спиртным напиткам). В этом деле детально представлена практика «теста разумности» при определении допустимых ограничений торговых правил, была выработана концепция «императивных требований», которые оправдывают разумность ограничений. Было названо несколько таких требований:

1. эффективность налогового контроля,

2. защита здоровья общества,

3. честность коммерческих сделок,

4. защита потребителя.

Также Суд обозначил еще один принцип функционирования единого внутреннего рынка – принцип «взаимного признания стандартов»: «нет никакой действительной причины для того, чтобы воспрепятствовать ввозу алкогольных напитков, законнопроизведенных и продаваемых в одном государстве-члене, в любое другое государство-член». Следовательно, допущенный на рынок в одной стране товар должен продаваться в любом другом государстве-члене, независимо от национальных стандартов.

 

Свобода движения лиц означает, что гражданин Евросоюзаможет беспрепятственно перемещаться между странами союза в целях проживания (в том числе и по выходу на пенсию[4]), работы и учёбы[5]. Обеспечение этих возможностей включает упрощение формальностей при переезде[5] и взаимное признание профессиональных квалификаций[4].

Свобода движения услуг и свобода учреждения позволяет лицам, занимающимся самостоятельной экономической деятельностью, свободно перемещаться между странами союза и заниматься этой деятельностью на постоянной или на временной основе. Несмотря на то, что услуги представляют 70 % ВВП и рабочих мест в большинстве государств-членов, законодательство в отношении этой свободы не столь развито, как в области других устанавливаемых свобод. Этот пробел был недавно восполнен принятием директивы об услугах на внутреннем рынке с целью снятия ограничений между странами по оказанию услуг[6].

 

Свободе движения капиталов посвящены ст. 63-65 ДФЕС, основная статья 63:

Статья 63 (бывшая статья 56)
1. В рамках положений настоящей главы запрещаются любые ограничения на перемещения капиталов между государствами-членами и между государствами-членами и третьими странами.
2. В рамках положений настоящей главы запрещаются любые ограничения на платежи между государствами-членами и между государствами-членами и третьими странами.

 

Свобода движения капиталов с юридической стороны является наименее развитым принципом общего рынка, так как положения о ней долгое время не имели прямого действия и, как следствие, не могли получить полноценного правового обеспечения. Ситуация стала меняться только на рубеже 1980—1990-х гг. с построением внутреннего рынка. Окончательную точку в решении этой проблемы поставил Суд ЕС, придавший прямое действие положениям ст. 56 ДЕС в Решении по объединенным делам С-163/94, С-165/94 и С-250/94 «Sanz de Lera» (1995 г.)[1].

 

Ключевые признаки передвижения капиталов и платежей, отличающие эти категории друг от друга были выведены Судом. Передвижение капиталов характеризуется следующим. Во-первых, это финансовые операции, связанные с инвестированием согласно Решению по делу С-286/82 «Luisi and Carbone» (1984 г.). Во-вторых, такое инвестирование должно производиться в другое государство в соответствии с Решением по делу С-7/78 «R V. Thompson» (1978 г.). В-третьих, следуя этому же прецеденту, одним из основных признаков передвижения капиталов является невозвращение финансовых ресурсов в страну первоначального нахождения в разумный срок.

В отличие от передвижения капиталов, передвижение платежей в соответствии с Решением по делу «Luisi and Carbone» включает следующие компоненты:

  • — простые передвижения в иностранной валюте;
  • — передвижение между двумя государствами-членами;
  • — использование валюты одного из государств-членов.

Как уже было изложено выше, свобода передвижения капиталов имеет два аспекта — внутренний, который касается ее реализации между государствами-членами, и внешний, затрагивающий передвижение капиталов и платежей между государствами-членами и третьими странами. Этот момент имеет принципиальное значение для определения ограничений свободы движения капиталов.

Ограничениям движения капиталов посвящены ст. 64—66 ДФЕС, т.е. практически все статьи гл. 4 «Капиталы и платежи» разд. III «Свободное движение лиц, услуг и капиталов» части третьей ДФЕС, за исключением ст. 63, где освещается содержание самого принципа.

В отношении ограничений внешнего аспекта ситуация несколько более сложная. Можно выделить три группы таких ограничений: ограничения status quo, ограничения, связанные с функционированием ЭВС, и финансовое эмбарго.

  • 1. Ограничения status quo (ст. 64 ДФЕС). Это ограничения на передвижение капитала с третьими странами, введенные государствами-членами или ЕС до 31 декабря 1993 г. (для Эстонии, Болгарии и Венгрии — до 31 декабря 1999 г.) и не отмененные по сей день. Такие ограничения могут касаться четырех основных областей финансового сектора:
    • — прямые инвестиции в предприятия;
    • — вложения в недвижимость;
    • — предоставление финансовых услуг;
    • — допуск ценных бумаг на финансовый рынок.
  • 2. Ограничения, связанные с функционированием ЭВС (ст. 66 ДФЕС). Такие меры вводятся исключительно на уровне ЕС, если обстоятельства, связанные с движением капитала в третьи страны или из них, могут вызвать серьезные затруднения или создавать угрозу таких затруднений для функционирования ЭВС. По своей природе это защитные меры, они еще ни разу не применялись на практике. Указанные ограничения могут быть введены только в случае крайней необходимости и сроком не более шести месяцев.
  • 3. Финансовое эмбарго. Эмбарго представляет собой введение экономических ограничений в отношении одной или нескольких третьих стран по политическим мотивам. Следовательно, финансовым эмбарго будут являться подобные ограничения в отношении капиталов и платежей.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.006 с.)