Под общим внутренним рынком понимается пространство без внутренних границ, на котором обеспечивается соблюдение правила 4 свобод: свобода передвижения товаров, лиц, услуг и капиталов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Под общим внутренним рынком понимается пространство без внутренних границ, на котором обеспечивается соблюдение правила 4 свобод: свобода передвижения товаров, лиц, услуг и капиталов.



Можно выделить два основных элемента, на которых основывается внутренний рынок:

1. создание внутреннего экономического пространства в рамках ЕС в целях реализации свободы передвижения товаров, лиц, услуг и капиталов путем устранения любых барьеров для этого в отношениях между государствами-членами;

2. принципы внутреннего рынка (экономические свободы) основываются на правиле 4 свобод:

· свобода передвижения товаров

· свобода передвижения лиц

· свобода предоставления услуг

· свобода передвижения капиталов.

Единый внутренний рынок является составным компонентом экономического и валютного союза, который в свою очередь наряду с общим рынком составляет «средства» достижения целей Сообщества.

Создание и обеспечение деятельности внутреннего рынка, общего рынка и единого рынка входят в исключительную компетенцию ЕС.

Принципы внутреннего рынка

Четыре взаимодополняющих принципа (принцип взаимного признания, гармонизации, недискриминации, страны происхождения):

1. Принцип взаимного признания стандартов и норм государств-членов. С другой стороны государство-член не может запретить продажу на своей территории товара, законно произведенного и выпущенного в торговое обращение в другом государстве-члене.

  1. Становление единого внутреннего рынка сопровождает процесс гармонизации или другими словами согласования и выравнивания национальных стандартов и норм.
  2. принцип недискриминации (Ограничения четырех свобод): общественная мораль; защита здоровья и жизни; защита национальных сокровищ, имеющих художественную и историческую ценность; защита промышленной или коммерческой собственности = правила, принимаемые государствами-членами для защиты своих потребителей, должны быть разумными, то есть не должны затруднять взаимную торговлю или маскировать протекционистские действия.
  3. Принцип страны происхождения. Отмена контроля на границах не означает отказа от сопроводительных документов или отмены контроля вообще; просто контроль переносится в место происхождения товара. Ответственность за некачественный товар несет производитель, ответственность же за запрет на импорт ложится на национальные органы принимающего государства.

Правило четырех свобод

Свобода движения товаров означает, что товары, происходящие из одного государства могут свободно продаваться на территории другого государства. данное правило обеспечивает весь объем торговли промышленными товарами, но именно теми, от которых не может исходить угроза здоровью людей или экономической безопасности государств-членов. Что касается продуктов, к которым предъявляются жесткие требования в отношении качества, таких как, например, детские товары или напитки, то в этих случаях вступает в силу принцип гармонизации: торговля возможна только в том случае, если товары удовлетворяют гармонизированным стандартам и нормам.

Однако в сегментах рынка технических сложных товаров, где гармонизация не завершена или куда она не поспела, нередки проблемы. Вопреки базовым принципам страны происхождения и взаимного признания государственные органы добиваются от экспортера повышения качества предложения до уровня, принятого в стране-импортере.

В 2001 г. появилась Директива Европарламента и Совета о безопасности товаров. Согласно данной норме товар считается безопасным или вызывающим незначительные риски, если он соответствует регламентам государства, на территории которого осуществлялось его производство. В текст Директивы специально включено положение о «презумпции соответствия» товара в случае, если он произведен по национальным стандартам, совпадающим с опубликованными в «Официальном журнале» стандартами ЕС.

Свобода предоставления и получения услуг. Услуги составляют 70%ВВП Договор о Европейском союзе, провозгласивший свободу предоставления услуг гражданами и компаниями одних государств-членов на территории других государств-членов, Сфера услуг общеэкономического значения -- электро- и газоснабжение, предоставление средств транспорта и связи, доставка почты и т.п., согласно статье 86 Договора о ЕС тоже должна подчиниться единому внутреннему рынку.

В 1998 завершена либерализация в секторе автомобильного транспорта. Предприятия-перевозчики действуют в соответствии с принципом свободы учреждения на территории единого внутреннего рынка, что, однако, не отменяет необходимость получения транспортной лицензии сообщества.

Наднациональное регулирование водного транспорта, либерализованного уже к 1993 г., осуществляется посредством принятия специальных мер борьбы со случаями тарифной дискриминации, установления единых норм сообщества для судов, перевозящих опасные грузы, и т.п.

Гармонизация большого числа правил и норм позволила учредить для операторов воздушного транспорта систему единой лицензии, определить условия доступа к воздушным сетям, а также распространить на данную сферу принцип взаимного признания персональной квалификации работников. Приняты правила борьбы со случаями тарифной дискриминации, оговорены также правила компенсации и помощи пассажирам.

Важнейшей составляющей свободы движения услуг является взаимное признание свидетельств об образовании и профессиональной квалификации. В отношении устройства на постоянную работу прописаны следующие правила. За признанием диплома необходимо обращаться в специальные органы принимающего государства-члена. Если специальность соискателя ранее уже регламентировалась секторальными директивами, то срок рассмотрения дела будет минимальным -- до трех месяцев. Обладатель диплома, выданного в одном государстве-члене, имеет право на постоянную работу в любом другом государстве-члене только по прошествии двух-пяти лет занятости по специальности (в директиве установлены сроки по каждой специальности) в случае, если национальные нормы не допускают иного. Иностранец к тому же обязан информировать потребителей о том, где получен его профессиональный диплом.

Свобода передвижения лиц: граждане ЕС имеют право свободно передвигаться по территории ЕС и выбирать место жительства в любой стране.

Свобода движения капитала. Так, с 2012 года все межстрановые платежи по пластиковым картам осуществляются в течение одного дня, а платежи с одного банковского счета в ЕС на другой осуществляются бесплатно. «Фактически это означает, что национальные правила платежных систем переносятся на общеевропейский уровень, что делает использование банковских транзакций более удобным как для потребителей, так и для компаний. Граждане могут свободно делать переводы, учреждать юридические лица.

Кроме того, из текста этой статьи следует, что авторы Договора считали, что эти четыре свободы являются основными характеристиками, а значит, и основными компонентами внутреннего (единого) рынка, без которых он не может существовать. В свою очередь, без единого рынка не могут быть осуществлены и цели Сообщества. Вообще, хотелось бы отметить, что единый рынок является, пожалуй, самым значительным и развитым достижением Сообщества, а четыре свободы - одним из самых разработанных разделов права ЕС, причем как по количеству принятых в этой области нормативных актов, так и по количеству решений Суда в рамках его прямой и преюдициальной юрисдикций.

Употребляя термин "свободы", мы должны понимать, что он означает. Во-первых, каждая из вышеуказанных свобод является принципом внутреннего рынка ЕС, без которого он не смог бы существовать.

Во-вторых, в узком значении, каждая из свобод означает определенное субъективное право граждан ЕС, юридических лиц, зарегистрированных на территории государств - членов ЕС, а также, в некоторых случаях, и иностранцев. Например, свобода передвижения товаров в своем узком значении означает право любого из этих лиц свободно и беспрепятственно перемещать товары между государствами-членами.

В-третьих, со временем в праве ЕС термин "свобода" стал употребляться в более широком смысле и означать не только собственно свободу осуществлять те или иные действия, но и весь комплекс прав и обязанностей, связанных с такой свободой и закрепленных в нормативных актах Сообщества, государств-членов, а также в решениях Суда.

Нормам права ЕС, регулирующим четыре свободы, присущи в той же степени, что и другим нормам права Сообщества, такие правовые принципы, как принцип прямого действия, принцип отсутствия дискриминации и принцип верховенства права Европейского Союза.

Лиссабонский договор 2007 г. о реформе Европейского Союза (см. вопрос N 17) не вносит принципиальных изменений в правовой режим внутреннего рынка ЕС. После вступления в силу этого документа рассматриваемые в настоящей главе принципы и другие правила внутреннего рынка будут закрепляться в части третьей Договора о ЕС 1957 г., переименованного в Договор о функционировании Европейского Союза (часть третья "Внутренняя политика и деятельность Союза": раздел I "Внутренний рынок", раздел II "Свободное передвижение товаров", раздел IV "Свободное передвижение лиц, услуг и капиталов").

 

 

Вопрос 4. Понятие и содержание таможенного союза в рамках Европейского Союза.

В рамках ЕС на базе таможенного союза были последовательно созданы единый внутренний рынок, а затем экономический и валютный союз. При создании ЕЭС на основе Римского договора в 1957 г. в ст. 9 указывалось, что "основой Сообщества является таможенный союз, который охватывает всю торговлю товарами и предусматривает запрещение импортных и экспортных пошлин и любых равнозначных по последствиям сборов в торговых отношениях государств-членов, а также установление единого таможенного тарифа в отношениях с третьими странами".

Таможенный союз стал отправным этапом для дальнейшего развития ЕС и в немалой степени способствовал его превращению в центр притяжения для других европейских стран. К настоящему времени ЕС достиг высшей стадии региональной экономической интеграции – экономического и валютного союза, а число его участников возросло с первоначальных б до 28. И хотя, на первый взгляд, таможенный союз "растворился" в экономическом и валютном союзе, в действительности он продолжает выполнять возложенные на него важные функции по повышению международной конкурентоспособности европейской экономики и укреплению ее позиций на мировом рынке.

Позитивный опыт строительства и функционирования таможенного союза в ЕС заслуживает внимательного изучения. Не все в европейском опыте может быть безоговорочно использовано в практике интеграции на постсоветском пространстве, но учитывать факторы, способствующие повышению эффективности таможенного союза, и проблемы, связанные с его формированием и деятельностью, представляется целесообразным.

Прежде всего, необходимо иметь в виду наличие ряда объективных предпосылок для учреждения таможенного союза ЕС. Все шесть стран-учредителей (Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург) находились на примерно одинаковом уровне экономического развития и имели сходную структуру хозяйства, основанную па высокоразвитой промышленности и открывающую возможности для производственной, межотраслевой и внутриотраслевой кооперации, что является главным условием успешного развития интеграционных процессов.

Нельзя сбрасывать со счетов накопленный организационный опыт участия Бельгии, Нидерландов и Люксембурга в трехстороннем таможенном союзе с 1948 г., а также полезную практику взаимодействия в таможенно-тарифной сфере между всеми шестью странами в рамках Европейского объединения угля и стали (Договор о ЕОУС, подписанный в 1951 г., в силу своего секторального характера, не предусматривал создания таможенного союза). К тому же экономическая обстановка в Европе с конца 1950-х до середины 1960-х гг., когда формировался таможенный союз ЕС, благоприятствовала либерализации взаимной торговли между его участниками.

Успеху таможенного союза в ЕС в немалой степени способствовала тщательная проработка всех этапов его создания в Римском договоре 1957 г. об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС).

Несмотря на разногласия по многим вопросам, все страны-учредители были экономически заинтересованы действовать сообща и проявляли сильную политическую волю к объединению. Это создавало почву для нахождения взаимоприемлемых компромиссов, позволивших решить проблемы образования таможенного союза, а в дальнейшем перейти к более сложным этапам интеграции.

Полностью избежать конфликтов в рамках таможенного союза все же не удается: об этом свидетельствуют спорадические всплески протекционистских настроений во внутрирегиональной торговле, как правило, вызываемые ухудшением общехозяйственной конъюнктуры в регионе. Практика показывает, что поступательное развитие интеграционных процессов в Европе затрудняется по мере увеличения числа участников таможенного союза, особенно заметно – после крупномасштабного расширения ЕС на Восток в 2004 г., нарушившего относительную экономическую однородность состава этого объединения.

Следует учитывать и некоторые особенности таможенного союза ЕС. Прежде всего, он по сути отличается от традиционных таможенных союзов, действовавших до начала Второй мировой войны и ориентированных исключительно на создание торговых блоков, что соответствовало тогдашнему уровню развития производительных сил. В ЕС таможенный союз изначально рассматривался в контексте экономической интеграции, выходящей за рамки торговли товарами и предполагающей тесное сращивание национальных хозяйств в других секторах. На практике его формирование сопровождалось постепенной либерализацией в сферах трансграничного передвижения услуг, капиталов и рабочей силы, разработкой единых правил конкуренции и переходом стран-членов к проведению общей торговой политики в отношении третьих стран. Таким образом, с самого начала речь шла о таможенном союзе с элементами единого внутреннего рынка и экономического союза.

В трактовке понятия таможенного союза применительно к таможенно-тарифной сфере ЕС пошел дальше требований, предъявляемых к этой форме региональных объединений статьей XXIV Соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ-1947), входящего в пакет документов ВТО. Согласно определению, приводимому в ст. 9 Римского договора 1957 г. об учреждении Европейского экономического сообщества (ныне ст. 28 Лиссабонского договора о функционировании Европейского Союза, вступившего в силу 1 декабря 2009 г.), таможенный союз "охватывает всю торговлю товарами и предусматривает запрещение импортных и экспортных пошлин и любых равнозначных сборов в торговых отношениях между государствами-членами, а также установление единого таможенного тарифа в их отношениях с третьими странами". Далее в пункте 2 той же статьи отмечается, что положения об отмене таможенных пошлин и сборов "относятся к товарам, происходящим из государств-членов, а также к товарам происхождением из третьих стран, находящимся в свободном обращении в государствах-членах".

Таким образом, принцип свободного передвижения товаров в рамках ЕС распространяется и на товары третьих стран, при ввозе которых в одну из стран-членов были выполнены все необходимые таможенные формальности, включая взимание пошлин и сборов; такие товары приравниваются к национальным товарам стран-членов (в ГАТТ отмена пошлин и сборов предусмотрена только в отношении "товаров, происходящих из таможенных территорий", входящих в состав таможенного союза).

Наконец, с 1970 г. таможенные пошлины и подобные им сборы, взимаемые при импорте в страны-члены товаров из третьих стран, входят с состав так называемых собственных финансовых средств Европейского союза и играют важную роль в финансировании его единого бюджета[1]. Они зачисляются на счет Европейской комиссии (см. ниже) и используются централизованно для покрытия части расходов, связанных с деятельностью этого объединения. В 2007 г. доходы от взимания сборов на внешних границах ЕС составили 17 млрд евро, или 15% единого бюджета[2].

До 1970 г. собственных средств у ЕС не было; таможенные пошлины и приравненные к ним сборы поступали в доход страны-импортера, а финансирование единого бюджета в полном объеме осуществлялось путем ежегодного согласования взносов стран-членов, проходившего, как правило, в обстановке острых конфликтов между ними.

Важную роль в успешном функционировании таможенного союза играют некоторые особенности институциональной структуры ЕС, отличающие это интеграционное объединение от других региональных и многосторонних организаций. Главная особенность и преимущество этой структуры – в сочетании межгосударственных и надгосударственных (наднациональных) элементов, позволяющем обеспечивать баланс интересов отдельных стран-членов и ЕС в целом. Соотношение между этими элементами на разных этапах существования ЕС менялось: в основном в сторону усиления наднационального характера механизма управления интеграционными процессами. В частности, повышению эффективности таможенного союза способствовали переход к использованию в качестве основного метода принятия решений в органах ЕС квалифицированного или простого большинства голосов (единогласие применяется в отношении ограниченного круга наиболее важных вопросов) и юридическая обязательность уже принятых постановлений для всех стран-членов.

В управление таможенным союзом в той или иной мере вовлечены все основные звенья институциональной системы ЕС. Особо следует отметить конструктивную роль Европейской комиссии (далее – Комиссия ЕС). По своему составу и принципам деятельности она является полностью наднациональным институтом, наделенным широкими полномочиями и призванным исходить из интересов ЕС в целом. В качестве постоянного исполнительного органа Комиссия, в частности:

  • 1) обеспечивает повседневную реализацию функций таможенного союза;
  • 2) готовит предложения по различным аспектам его деятельности (так называемое право инициативы);
  • 3) следит за выполнением странами-членами постановлений Совета;
  • 4) принимает самостоятельные решения по отдельным частным вопросам (например, о применении штрафных санкций к странам-нарушителям правил таможенного союза).

Кроме того, ей совместно с Советом поручено представлять ЕС в торговых и тарифных переговорах с третьими странами и международными организациями.

В рабочем аппарате Комиссии имеется Генеральный директорат по налогам и таможенному союзу. Разработка предложений, касающихся таможенного союза, осуществляется соответствующим подразделением этого Генерального директората. Комиссия действует в тесном контакте с Советом и Европарламентом. В предусмотренных договорами случаях запрашивается мнение консультативных органов – Экономического и социального комитета и Комитета регионов (с целью выяснения отношения к данному конкретному вопросу деловых кругов, местных органов власти и различных слоев населения).

Важная для деятельности таможенного союза обратная связь с деловыми кругами осуществляется также в процессе постоянного диалога с представителями Европейских объединений предпринимателей (в области торговли, промышленности, сельского хозяйства, банковского дела и пр.). В целом по ЕС их более 300. Европейские отраслевые союзы вырабатывают свое отношение к различным торгово-политическим проблемам (например, но поводу позиции ЕС на многосторонних торговых переговорах в рамках ВТО), исходя из положения данной отрасли во всех странах – членах ЕС, и затем лоббируют свой подход в органах ЕС.

Ядром судебной системы ЕС является Суд Европейского Союза – независимый орган, не подчиняющийся никаким другим органам этого объединения. Он обеспечивает единообразное толкование и применение учредительных договоров странами-членами и следит за законностью действий всех институтов ЕС.

Урегулирование споров по вопросам, относящимся к юрисдикции таможенного союза, также возложено на Суд ЕС. Имеются в виду споры, связанные с нарушением права ЕС (европейского права), под которым понимается совокупность правовых норм, зафиксированных в учредительных договорах, а также в нормативных актах, принятых в их развитие на региональном уровне. По вопросам таможенного союза большинство дел возникает по искам Комиссии к одной или нескольким странам-членам в связи с невыполнением ее предписаний об устранении тех или иных барьеров во взаимной торговле и отказом исправить положение в установленный срок. Такие случаи нередки, когда решения Совета или Комиссии принимаются в форме директив, не имеющих прямого действия и реализуемых через принятие соответствующих национальных законов. Важно подчеркнуть, что Суд ЕС не вникает в суть дела, его задача – подтвердить или опровергнуть факт правонарушения и соответственно признать требования Комиссии, а также налагаемые ею на страны-нарушители штрафы законными или противозаконными.

Решения Суда ЕС подлежат безусловному исполнению. Маастрихтский договор наделил его правом налагать на ответчика, продолжающего не выполнять нормы права ЕС, санкции в виде штрафа, взимаемого единовременно или за каждый день просрочки. Процедура апелляции не предусмотрена.

Важно подчеркнуть длительность и поэтапность процесса становления таможенного союза. Для его создания Римским договором об учреждении ЕЭС (1957) был установлен переходный период продолжительностью в 12 лет (с 1 января 1958 г. по 1 января 1970 г.), состоящий из трех этапов. Сроки и цели каждого этапа были зафиксированы в тексте Договора; вместе с тем странам-членам не возбранялось действовать с опережением графика. На практике таможенный союз был создан на полтора года раньше намеченного срока, т.е. 1 июля 1968 г. К этой дате были полностью отменены таможенные пошлины и количественные ограничения импорта и экспорта во взаимной торговле стран-членов и введен Единый таможенный тариф в торговле с третьими странами.

Однако, понадобилось еще более 20 лет для ликвидации оставшихся нетарифных барьеров на пути передвижения товаров внутри ЕС. Это произошло после принятия в 1986 г. Единого европейского акта, ставившего целью создание единого внутреннего рынка стран-членов, в рамках которого действуют четыре "свободы" – на передвижение товаров, услуг, капиталов и лиц. Завершение его создания (считается, что оно произошло к 1 января 1993 г.) привело к отмене таможенного контроля на границах между странами-членами.

Фактически создание единого рынка нельзя считать полностью завершенным, поскольку наиболее сложные налоговые барьеры так и не были отменены. Под налоговыми барьерами во взаимной торговле понимаются, прежде всего, различия в уровне косвенных налогов (НДС, акцизов), взимаемых внутри отдельных стран-членов в равной степени как с отечественных, так и импортных товаров. Ставится целью нейтрализация воздействия ставок указанных налогов па условия конкуренции в рамках единого рынка, т.е. устранение существенных национальных различий в их величине, оказывающих влияние на выбор поставщика покупателем. Однако идея налоговой гармонизации не находит поддержки у стран-членов, как и намеченный программой создания единого внутреннего рынка переход к взиманию налога на добавленную стоимость в стране происхождения товара (в настоящее время взимается в стране импорта и поступает в бюджет последней). Камнем преткновения является проблема компенсации налоговых потерь, которые в случае реализации этой меры понесли бы страны-импортеры.

Разногласия в налоговой сфере очень велики, национальные (в первую очередь бюджетные) интересы отдельных стран-членов превалируют над общими интересами. Положение осложняется тем, что решения по вопросам налогообложения в органах ЕС до сих пор принимаются единогласно.

В устранении других нетарифных барьеров на пути свободного передвижения товаров (таких, например, как меры ветеринарного и фитосанитарного контроля, технические нормы и стандарты, которые сами по себе не являются барьерами, но могут использоваться в протекционистских целях в случае дискриминационного применения их к импортным товарам) органы ЕС также сталкивались с трудностями. Но их удалось преодолеть разными способами. К ним относятся: взаимное признание национальных правил и процедур, их гармонизация (сближение) или выработка единых норм ЕС (в основном это единые требования по безопасности для жизни и здоровья людей и экологические нормы).

Основным способом является взаимное признание. В основу его положен принцип страны происхождения, сформулированный Судом ЕС в 1979 г. в заключении по делу, известному как Cassis de Dijon. Он гласит, что если какое-либо изделие произведено в одной из стран-членов ЕС и выпущено в торговое обращение на базе действующих национальных законов, то не должно существовать препятствий для его свободной продажи во всех странах-членах.

 

История создание внутреннего рынка ЕС. Соотношения понятий

«общий рынок», «внутренний рынок» и «единый рынок» ЕС.

Формирование внутреннего рынка в Европейском союзе:

В 1951 обьединение угля и стали, вступил в силу в 1952 и был рассчитан на 50 лет. Цель была скромной - создание узкофункционального сообщества, обеспечивающего создание общего рынка угля и стали 6 государств. Для этого европейское обьединение угля и стали наделялось соответствующими полномочиями. Одна из целей - подъем производства в тяжелой промышленности 6 государств (Бенилюкс, Италия, Германия, Франция), но значение этого договора выходит за эти рамки, так как на основе ЕОУС отрабатывались то есть начала и принципы, которые легли в основу экономической интеграции.

Договор о ЕОУС предусматривал создание 4 институтов:

· Верховный руководящий орган (комиссия)

· Специальный Совет министров

· Парламентская ассамблея (Европарламент)

· Суд

В экономической сфере был взят курс на слияние национальных экономик в общий рынок, который при учете предмета Парижского договора распространялся только на угледобывающий сектор промышленности и сталелитейное производство, другими словами, выступал как общий рынок угля и стали.

Парижский договор не только предусмотрел создание общего рынка и определил его гарантии (например, отмену таможенных пошлин и количественных ограничений на движение товаров).

Правовой режим общего рынка угля и стали вместе с тем охватывал также централизованное регулирование важнейших направлений хозяйственной деятельности: инвестиций и финансовой помощи предприятиям (глава III Договора о ЕОУС), производства (глава IV), ценовой политики (глава V), охрану конкуренции (главы VI и VII) и т. д. Этим договором был создан как бы «пробный полигон» для обкатки ведущими государствами Европы основополагающих интеграционных идей на практике в двух осново- полагающих для того времени сферах экономики.

Договор о ЕОУС оформил создание общих органов власти. Для их обозначения был введен термин «институты».

Основным из них был Верховный орган, наделенный одновременно правотворческими и административными функциями.

Верховный орган состоял из девяти членов. Они были полностью независимыми от государств-членов, хотя и назначались национальными правительствами.

Другим важнейшим институтом был Совмин (полное наименование — Специальный совет министров). В отличие от Верховного органа, который выражал интересы ЕОУС, Совмин был образован в качестве органа выражения интересов государств-членов. Он состоял из представителей на уровне министров каждого из государств-членов (по одному от каждой страны) и наделялся сравнительно ограниченными полномочиями (в частности, лишь некоторые решения Верховного органа требовали согласия Совмина).

Весьма узкими, в целом консультативными полномочиями, располагал еще один представительный орган Сообщества по углю и стали — Ассамблея, состоявшая первоначально из делегатов национальных законодательных собраний.

Судебная власть ЕОУС концентрировалась в руках наднационального Суда, в который получили право направлять иски не только государства-члены, но и непосредственно частные лица (предприятия и их объединения).

Каждый из упомянутых институтов ЕОУС явился прообразом институтов других Сообществ, а теперь и Союза в целом: Совмин — Совета Европейского союза, Верховный орган — Европейской комиссии, Ассамблея — Европейского парламента и Суд — Суда Европейских сообществ, а ныне Союза.

Наднациональный институциональный механизм, созданный Договором о ЕОУС, в той или иной степени продолжает действовать и сегодня, но уже в качестве механизма политической власти Европейского союза.

Образование Европейского объединения угля и стали заложило фундамент для интеграционных процессов и в юридической сфере, в области права. Начала формироваться принципиально новая правовая система — право Европейского союза. Новые институты наделялись в целях регулирования общественных отношений, аналогично органам государственной власти, полномочиями издавать нормативно-правовые и индивидуальные акты.

Можно выделить 3 основные характеристики ЕОУС, с самого начала в корне отличавшие эту организацию от других существовавших на тот момент международных организаций:

· как уже упоминалось выше, наднациональные органы ЕОУС могли издавать нормативно-правовые акты и обязывать своими решениями не только государства-члены и их частных лиц;

· наднациональные органы ЕОУС обладали фискальными полномочиями, в частности по отношению к юридическим лицам государств-членов, нарушающим условия конкуренции на рынке угля и стали, они были правомочны применять штрафные санкции;

· ЕОУС обладал автономным бюджетом, формировавшимся преимущественно не из взносов государств-членов, а из системы собственных ресурсов.

Парижский договор 1951 г. был подписан сроком на 50 лет, и 24 июля 2002 г., через 50 лет после вступления договора в силу, эта организация прекратила свое существование. Все ее полномочия перешли Европейскому сообществу, а после Лиссабонского договора 2007 г. — Европейскому союзу.

Когда Парижский договор о ЕОУС 1951 г. доказал свою эффек- тивность, был сделан следующий шаг в направлении экономической, политической и правовой интеграции государств Западной Европы: произошло распространение интеграции на всю экономику — была учреждена наднациональная организация с компетенцией, охватыва- ющей всю экономическую сферу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.067 с.)