Моделирование бизнес-процессов организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Моделирование бизнес-процессов организации



МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ОРГАНИЗАЦИИ

С использованием

BusiNESS STUDIO 4.0

 

 

Лабораторный практикум

 

 

Самара

2016


Оглавление

Лабораторная работа №1. «Создание системы сбалансированных показателей (ССП)». 3

Лабораторная работа №2. «Моделирование бизнес-процессов организации» 11

Лабораторная работа №3. «Расчет себестоимости по видам деятельности. Имитационное моделирование бизнес-процессов». 30

Лабораторная работа №4. «Расчет совокупной стоимости внедрения». 34

Лабораторная работа №5. «Создание системы сбалансированных показателей для информационной службы предприятия (BITS)». 37

Лабораторная работа №6. «Расчет совокупной стоимости владения (ССВ)» 50

Лабораторная работа №7. «Инвестиционный анализ ИТ-проектов». 57

 

 

 


 

Лабораторная работа №4. «Расчет совокупной стоимости внедрения»

Цель лабораторной работы

Получение практических навыков расчета и анализа совокупной стоимости внедрения информационных технологий.

 

Теоретическая основа лабораторной работы

 

 

Задание для выполнения лабораторной работы

 

Задание 1

 

Рассчитайте ССВ эксплуатации автомобиля в течение 1 года, используя следующие данные.

 

Приобретение

Автомобиль приобретен за 750 тыс. руб. и может быть продан через 5 лет за 350 тыс. руб. (в сопоставимых ценах).

Оформление прав собственности, регистрация в автоинспекции (единовременно) – 10 тыс. руб.

 

Эксплуатация (1 год)

Приобретение ГСМ – 90 тыс. руб.

Сумма годовых расходов на автострахование – 15 тыс. руб.

Автотранспортный налог – 12 тыс. руб.

Техобслуживание – 7 тыс. руб.

Ремонт – 25 тыс. руб.

 

Косвенные расходы (1 год)

Возможность угона – 15 тыс. руб.

Возможность аварии – 20 тыс. руб.

Потери времени, связанные с неисправностью – 4 тыс. руб.

Штрафы – 8 тыс. руб.

 

Методические указания к заданию 1

 

Задание 2.

 

Рассчитайте совокупную стоимость владения информационных систем в течение 5 лет и выберите оптимальный вариант. Для расчета используйте данные таблицы.

 

 

Методические указания к заданию 2

 

Расчет совокупной стоимости владения КИС производится по формуле:

РКИС = Рпр. + Рвн. + Рпод. + Рун., (2.2)

где Рпр.– расходы на приобретение аппаратных и программных средств;

Рвн. – единовременные расходы, связанные с внедрением КИС;

Рпод. – текущие расходы, связанные с поддержкой КИС;

Рун. – текущие расходы, связанные с устранением ошибок в КИС.

 

Элементы совокупной стоимости владения рассчитываются по следующим формулам.

 

Единовременные расходы на внедрение:

Рвн. = tвн.*cспец. + tобуч.*cобуч.

 

Расходы на поддержку (за 5 лет):

Рпод. = tпод.*cспец.*12*5

 

Расходы, связанные с устранением ошибок (за 5 лет):

Рун. = n*p*tун.*cспец.*12*5

 


 

 

КИС

Стоимость приоб-ретения, руб.

Количество модулей

Обучение, чел./дней

Стоимость 1 чел./дня обучения

Трудоемкость, чел./дней

Количество транзакций в месяц

Вероят-ность сбоя

Заработная плата специалиста в день, руб.

внедрение поддержка, в месяц устранение неисправ- ностей
    m tобуч. cобуч. tвн. tпод. tун. n p cспец.
Галактика 250000 8 100 350 125 30 0,5 25000 0,003 750
SAP 750000 12 400 850 350 100 0,1 100000 0,001 1500
50000 5 20 250 60 5 0,2 10000 0,006 500

 

 


Лабораторная работа №6. «Расчет совокупной стоимости владения (ССВ)»

Задание 1

Рассчитайте ССВ эксплуатации автомобиля в течение 1 года, используя следующие данные.

Приобретение

Автомобиль приобретен за 750 тыс. руб. и может быть продан через 5 лет за 350 тыс. руб. (в сопоставимых ценах).

Оформление прав собственности, регистрация в автоинспекции (единовременно) – 10 тыс. руб.

Эксплуатация (1 год)

Приобретение ГСМ – 90 тыс. руб.

Сумма годовых расходов на автострахование – 15 тыс. руб.

Автотранспортный налог – 12 тыс. руб.

Техобслуживание – 7 тыс. руб.

Ремонт – 25 тыс. руб.

 

Косвенные расходы (1 год)

Возможность угона – 15 тыс. руб.

Возможность аварии – 20 тыс. руб.

Потери времени, связанные с неисправностью – 4 тыс. руб.

Штрафы – 8 тыс. руб.

 

Задание 2

1. Рассчитайте совокупную стоимость владения информационной системой в расчете на год использования.

Совокупная стоимость владения традиционно состоит из 2 частей: совокупной стоимости прямых расходов и совокупной стоимости использования.

Прямые расходы – это единовременные затраты на создание информационной системы. Однако в связи с изменением и обновлением информационной структуры их величина каждый год увеличивается. Совокупная стоимость использования – это сумма всех затрат по сопровождению информационной инфраструктуры предприятия.

 

2. Рассчитайте эффективность перехода к аутсорсингу ИТ услуг (отказ от серверной части системы).

Рассчитайте стоимость сопровождения ИТ инфраструктуры после аутсорсинга. Для этого рассчитайте стоимость аутсорсинга и сумму статей затрат, которые останутся после перехода к аутсорсингу.

Совокупная стоимость прямых расходов (TCA)

Аппаратное обеспечение

Наименование Количество Цена
Сервер 6 24000
Персональный компьютер 220 20000
Сетевое оборудование (маршрутизаторы) 550 2500

 

Программное обеспечение (в собственности)

Наименование Количество Цена
Клиентская часть 220 4500
Серверная часть 6 48000

 

Ежегодные расходы на обновление/апгрейд парка аппаратного и программного обеспечения составляют 20% его стоимости.

 

Совокупная стоимость использования (TCOp)

Человеческие ресурсы

Наименование Количество Цена
Системный администратор 12 25000
Специалист по поддержке пользователей 20 20000
Сетевой администратор 4 25000
Управляющий персонал 3 40000

Программное обеспечение (лицензии)

Наименование Количество Цена
Клиентская часть 220 1500
Серверная часть 6 8500

Содержание вычислительного комплекса

Наименование Количество Цена
Энергопотребление (клиентская часть) - 15000
Энергопотребление (серверная часть) - 7500
Кондиционирование и фильтрация (клиентская часть) - 35000
Кондиционирование и фильтрация (серверная часть) - 20000
Противопожарная система (клиентская часть) - 25000
Противопожарная система (серверная часть) - 50000
Охлаждение (серверная часть) - 15000

Время простоя (в часах)

Наименование Количество Цена
Запланированный простой (ПК) 1100 1000
Незапланированный простой (ПК) 5200 1000
Запланированный простой (сервер) 20 50000
Незапланированный простой (сервер) 120 50000

Прочие затраты

Наименование Количество Цена
Обучение сотрудников 40 10000
Обучение ИТ персонала 15 30000
Приобретение и разработка документации - 50000
Резервное копирование и хранение данных - 80000

Затраты связанные с аутсорсингом ИТ услуг

Время простоя (в часах)

Наименование Количество Цена
Запланированный простой (ПК) 800 1000
Незапланированный простой (ПК) 3200 1000
Запланированный простой (сервер) 10 50000
Незапланированный простой (сервер) 40 50000

 

 

Годовая стоимость поддержки

Наименование Количество Цена
Стоимость поддержки 1 рабочего места 220 20000

Задание 3

Рассчитайте совокупную стоимость владения информационных систем в течение 5 лет и выберите оптимальный вариант. Для расчета используйте данные таблицы.

 

Методические указания к заданию 3

Расчет совокупной стоимости владения КИС производится по формуле:

РКИС = Рпр. + Рвн. + Рпод. + Рун., (2.2)

где Рпр.– расходы на приобретение аппаратных и программных средств;

Рвн. – единовременные расходы, связанные с внедрением КИС;

Рпод. – текущие расходы, связанные с поддержкой КИС;

Рун. – текущие расходы, связанные с устранением ошибок в КИС.

 

Элементы совокупной стоимости владения рассчитываются по следующим формулам.

Единовременные расходы на внедрение:

Рвн. = tвн.*cспец. + tобуч.*cобуч.

Расходы на поддержку (за 5 лет):

Рпод. = tпод.*cспец.*12*5

Расходы, связанные с устранением ошибок (за 5 лет):

Рун. = n*p*tун.*cспец.*12*5

 


 

КИС

Стоимость приоб-ретения, руб.

Количество модулей

Обучение, чел./дней

Стоимость 1 чел./дня обучения

Трудоемкость, чел./дней

Количество транзакций в месяц

Вероят-ность сбоя

Заработная плата специалиста в день, руб.

внедрение поддержка, в месяц устранение неисправ- ностей
  Рпр. m tобуч. cобуч. tвн. tпод. tун. n p cспец.
Галактика 250000 8 100 350 125 30 0,5 25000 0,003 750
SAP 750000 12 400 850 350 100 0,1 100000 0,001 1500
50000 5 20 250 60 5 0,2 10000 0,006 500

 


Задание

Компания планирует закупку и внедрение информационной системы управления ресурсами предприятия. Общая величина инвестиционных расходов составляет (I0) тыс. руб. (срок внедрения 1 год); срок эксплуатации – 4 года.

В таблице 1 представлены денежные потоки, ожидаемые к получению в течение всего срока реализации проекта. По периоду 1 приведены инвестиционные затраты, по периодам 2-5 – чистый денежный поток за период.

При использовании формул I 0 берем без минуса!

Для реализации проекта компания планирует использовать собственные средства в размере 4000 тыс. руб., остальную сумму привлечь в виде банковского кредита. Рентабельность собственного капитала – 16%, проценты по кредиту – 12%. Ставка налога на прибыль – 20%.

 

Таблица 1. Денежные потоки от реализации проекта

Вариант\Год 1 2 3 4 5
1 -10000 3620 3590 4100 3160
2 -5000 2150 2220 2500 1790
3 -7000 3680 1580 3050 2810
4 -10000 4500 2890 3790 4220
5 -5000 950 2350 2880 3440
6 -8000 3990 3270 3110 3550
7 -10000 5800 3590 2870 3950
8 -6000 2460 3150 2640 2130
9 -5000 1500 3100 2880 2290
10 -10000 3300 3440 5610 4850

 

На основании данных таблицы требуется:

1. Рассчитать ставку дисконтирования проекта по методике WACC.

2. Определить чистую текущую стоимость проекта (NPV).

3. Определить показатель дисконтированного срока окупаемости (DPB).

4. Используя метод интерполяции, рассчитать внутреннюю норму рентабельности (IRR).

5. Рассчитать показатель рентабельности инвестиций (PI).

6. Составить аналитическое заключение, в котором обосновать целесообразность принятия инвестиционного решения.

Расчет целесообразно проводить в таблице 2.

 

 

Таблица 2. Примерная форма таблицы для расчета

Период времени (t), лет Начальные затраты и денежные потоки, тыс. руб. (I0, CFt) Фактор дисконтирования Текущая стоимость денежных потоков, тыс. руб. (1*2) Текущая стоимость нарастающим итогом, тыс. руб.
А 1 2 3 4
1        
2        
3        
4        
5        
ИТОГО   Х   Х

 

Методические рекомендации

 

Расчет ставки дисконтирования по методике средневзвешенной стоимости капитала (WACC)

Стоимость капитала определяется как средневзвешенная величина стоимости следующих составляющих:

Для предприятий государственной формы собственности и компаний, которые не котируют ценные бумаги на рынке, выделяют две компоненты:

1. Собственный капитал в виде накопленной нераспределенной прибыли.

2. Заемный капитал в виде долгосрочных банковских кредитов.

Формула для расчета ставки дисконтирования имеет следующий вид:

r = WACC = wЗК*kЗК*(1-t) + wСК*kСК (25)

где w3K - доля заемного капитала,

kЗК - стоимость заемного капитала (проценты по кредиту),

wСK - доля собственного капитала,

kСК - стоимость собственного капитала,

t - предельная эффективная ставка налога на прибыль.

Для расчета доли собственного и заемного капитала находим величину потребности в кредите (Инвестиционные затраты – Собственные средства), потом рассчитываем доли, исходя из формулы:

wЗК + wСК = 1

 

Расчет чистой текущей стоимости

В ходе расчета показателя чистой текущей стоимости (NPV) необходимо определить разность между величиной инвестиционных затрат и общей суммой дисконтированных чистых денежных потоков за все периоды в течение планируемого срока реализации проекта. В формализованном виде показатель NPV может быть пред­ставлен следующим выражением:

где PV – текущая стоимость проектных денежных потоков;

I 0 – начальные инвестиционные затраты;

CFt – чистый денежный поток в период t;

r – проектная ставка дисконтирования;

n – планируемый срок реализации инвестиционного проекта.

Для расчета NPV используем столбец 3 таблицы 2.

 

Расчет дисконтированного срока окупаемости

Срок окупаемости инвестиционного проекта (PB) определяет продолжительность времени, необходимого для возмещения начальных инвестиционных затрат из чистых денежных потоков, допуская при этом, что проектный CF возникает в течение года равномерно. В ходе расчета дисконтированного срока окупаемости оценивается период, за который кумулятивная текущая стоимость чистых денежных потоков достигает величины начальных инвестиционных затрат (I0). Показатель РВ инвестиционного проекта с неравными из года в год денежными потоками можно разложить на целую (j) и дробную (d) его составляющие (РВ = j + d). Целое значение РВ находится последовательным сложением чистых денежных потоков за соответствующие периоды времени до тех пор, пока полученная сумма последний раз будет меньше величины начальных инвестиционных затрат. При этом необходимо соблюдать следующую систему неравенств:

.

Дробная часть срока окупаемости определяется по формуле:

.

При расчете дисконтированного срока окупаемости (DPB) процедура не меняется, но вместо обычных денежных потоков CF берутся дисконтированные денежные потоки DCF.

Для расчета DPB используем столбец 4 таблицы 2.

 

Расчет внутренней нормы рентабельности

Внутренняя норма рентабельности (IRR)представляет собой процентную ставку r, которая делает текущую стоимость проектных денежных потоков равной начальным инвестиционным затратам. IRR определяет максимально приемлемую процентную ставку, при которой еще можно без каких-либо потерь для собственников компании вкладывать средства в инвестиционный проект. Классическое правило для использования IRR в обоснование инвестиционных решений звучит так: если внутренняя норма рентабельности превосходит цену капитала, фирма должна принять проект, в противном слу­чае он должен быть отвергнут. Существуют следующие четыре способа нахождения IRR:

• методом проб и ошибок, рассчитывая NPV для различных зна­чений дисконтной ставки (r) до того значения, где чистая текущая стоимость изменится от положительной к отрицательной;

• с использованием упрощенной формулы;

• при помощи финансового калькулятора или финансовых функций программы калькуляции электронных таблиц Microsoft Excel;

Приблизительное значение внутренней нормы рентабельности, полученное на основе метода интерполяции, рассчитывается по формуле:

,

при этом должны соблюдаться следующие неравенства:

 и .

Для расчета можно воспользоваться инструментом «Подбор значения» MS Excel.

 

Расчет индекса рентабельности

Индекс рентабельности инвестиций (PI) равен текущей стоимости денежных потоков, делимой на величину начальных инвестиционных затрат:

 или .

До тех пор пока PI больше единицы, проект можно принимать к реализации.

Для расчета PI используем столбец 3 таблицы 2.

 

МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ОРГАНИЗАЦИИ

С использованием

BusiNESS STUDIO 4.0

 

 

Лабораторный практикум

 

 

Самара

2016


Оглавление

Лабораторная работа №1. «Создание системы сбалансированных показателей (ССП)». 3

Лабораторная работа №2. «Моделирование бизнес-процессов организации» 11

Лабораторная работа №3. «Расчет себестоимости по видам деятельности. Имитационное моделирование бизнес-процессов». 30

Лабораторная работа №4. «Расчет совокупной стоимости внедрения». 34

Лабораторная работа №5. «Создание системы сбалансированных показателей для информационной службы предприятия (BITS)». 37

Лабораторная работа №6. «Расчет совокупной стоимости владения (ССВ)» 50

Лабораторная работа №7. «Инвестиционный анализ ИТ-проектов». 57

 

 

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.111.24 (0.109 с.)