Биологическая роль никотиновой кислоты: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Биологическая роль никотиновой кислоты:



а) входит в состав алкалоида никотина    

б) из нее синтезируется мочевая кислота

в) относится к азотистым основаниям нуклеиновых кислот    

г) входит в состав НАД+

д) важный представитель аминокислот.

Сколько пар нуклеотидов помещается на одном витке спирали ДНК?

а) 6         б) 8        в) 10               г) 12         д) 14

Выберите верное утверждение о количественном соотношении содержания азотистых оснований в структуре ДНК:

а) Т + Г = А + Ц б) Т + Ц = У + А в) Т + А = Г + Ц   

г) Т + А = У + Г д) Т + Ц = Г + А

13. Выберите верное утверждение об условиях гидролиза β- N гликозидной связи нуклеиновой кислоты:

а) в кислой среде              

б) в щелочной среде    

в) в нейтральной среде     

г) не гидролизуется    

д) в любой среде

14. Соединение называется тимидин. К какому классу следует отнести это соединение:

а) нуклеотид                              

б) динуклеотид       

в) нуклеозид                         

г) азотистое основание      

д) пептид

15. Соединение назвали уридиловая кислота. К какому классу следует отнести это соединение:

а) нуклеозид                 б) азотистое основание

в) полинуклеотид          г) мононуклеотид

Соединение обозначили сокращенно АМФ. Можно использовать и другое название:

а) 5`–адениловая кислота            

б) 3`–адениловая кислота

в) 2`–адениловая кислота    

г) аденозин                       

д) аденин

17. Что следует сказать о строении тимина в составе нуклеиновой кислоты:

а) имеет форму лактама  

б) имеет форму лактима  

в) возможны формы лактима и лактама

г) тимин не образует лактимную и лактамную формы  

д) строение тимина не изучено

 

Ответы к теме XI

1б;  2А–б Б-в;  3б; 4а;  5г;  6в;  7б;  8a;  9 А-д Б-г;  10г;  11в;  12а,д; 13а;  14в;  15г;  16а;  17а.

 


ТЕМА XII. Механизмы реакций в органической химии. Реакции биологического окисления

 

Химическая реакция представляет собой процесс, который сопровождается изменением состава или строения веществ. Биологические процессы в клетке связаны с прохождением химических реакций. Принято подразделять химические процессы на два типа: in vivo - те, что проходят в клетках живых организмов и in vitro – вне организма. Знание закономерностей протекания химических реакций составляет фундамент для обобщения экспериментальных данных, позволяет выявить сходство и различие между разнообразными химическими и биохимическими реакциями и, наконец, помогает управлять ходом того или иного процесса.

 

По теме занятия студент должен:

Знать:

-   определения: химическая реакция, радикал, нуклеофил, электрофил;

-   типы разрыва химических связей, строение промежуточных частиц (радикал, нуклеофил, электрофил и их условные обозначения);

- понятие механизм реакции, связь между строением биоорганического соединения и возможными направлениями и механизмами его реакции;

Уметь:

-   записывать условные обозначения для основных типов реакций органических соединений (S, A, E) с учетом электронной природы активных частиц (R, Nu, E+);

-  определять возможные типы реакции для различных классов органических соединений: алканы – SR; арены – SЕ; алкены – AЕ; карбонильные соединения – AN; спирты, галогенопроизводные - SN, E;

-  классификацией биоорганические реакции по их уравнениям (восстановление, замещение, окисление, присоединение, элиминирование), кофермент НАД+, механизм реакции, нуклеофил, радикал, реакции in vivo и in vitro;

Владеть:

-  значением исследования механизмов химических реакций для понимания действия ферментов, рецепторов, лекарственных средств.

 

Вопросы для подготовки

1. Типы разрыва химических связей (гомолитический, гетеролитический).

2. Радикал, электрофил, нуклеофил: электронное строение активных частиц, образующихся при разрыве химических связей, влияние заместителей (доноров и акцепторов) на их устойчивость. Супероксид и гидроксид - радикалы, фотолиз воды.

3. Реакции электрофильного присоединения (AE) к ненасыщенным соединениям. Реакции присоединения воды и галогеноводородов к несимметричной двойной связи в алкенах, содержащих донорные и акцепторные группировки (R-CH=CH-X,  где X = -СН3, -СООН, -Cl, -CN). Биологическое значение реакций гидратации природных метаболитов с кратными связями.

4. Реакции нуклеофильного присоединения (AN) карбонильных соединений:

а) электронное строение карбонильной группы в альдегидах и кетонах;

б) реакции присоединения воды, циановодорода, спиртов (образования полуацеталей, ацеталей), аминов (образование оснований Шиффа - иминов), тиолов (образование тиополуацеталей);

в) влияние донорных и акцепторных заместителей на реакционную способность карбонильных соединений.

5. Реакции радикального замещения в ряду алканов - галогенирование.

6. Реакции электрофильного замещения в ряду аренов (бензол, его гомологи и производные) - нитрование, галогенирование, сульфирование, алкилирование. Правило замещения. Реакция йодирования тирозина in vivo – биосинтез гормона L-тироксина.

7. Реакции элиминирования (отщепления). На примере дегидратации спиртов и природных метаболитов - яблочной кислоты и 3-гидроксикарбоновых кислот. Биологическое значение реакций элиминирования для молекул природных метаболитов.

8. Реакции окисления-восстановления:

а) окисление спиртов, альдегидов, тиолов;

б) строение и механизм действия кофермента НАД+. Значение гидридного переноса в биохимических процессах.

 

Задачи и упражнения

1. Составьте схемы гомолитического и гетеролитического разрывов связей в молекулах Cl2, HCl, CH3Cl, Н2О. Какой тип разрыва связей характерен в каждом случае? Почему? Как называются образовавшиеся частица? Укажите условия.

2. Оцените и сопоставьте устойчивость изомерных карбкатионов состава С4Н9+.

3. Запишите уравнения реакций:

а)  уксусный альдегид + этанол  

б) ацетон + циановодород  

в)  бензальдегид + анилин

4. Напишите механизм свободнорадикального замещения в реакции взаимодействия хлора с пропаном; 2-метилпропаном.

5. Растворение в воде трихлорэтаналя (хлораля) сопровождается образованием устойчивого хлоральгидрата, который использовался как слабое снотворное средство. Объясните высокую активность хлораля в реакции АN.

6. Запишите уравнения реакций нитрования бензола и фенола и сравните активность двух ароматических соединений. Составьте схему механизма реакции SE на примере бензола.

7. Запишите схему реакции, определите тип реакции, назовите полученные соединения:

а)  метиламин + хлорэтан

б)  пиридин + хлорметан

8. Какое соединение образуется при окислении гидрохинона (1,4-дигидроксибензола)? Биологическое значение аналогичной реакции в митохондрии.

9.Запишите схему реакции и объясните в конкретных случаях направление присоединения:

а) этен + НОН (HСl, HBr)

б) пропен + НОН (HСl, HBr)

в) пропеновая (акриловая) кислота + НОН

г) 2-бутеновая (кротоновая) кислота + НОН

д) транс-бутендиовая кислота + НОН

10. Запишите уравнение реакции нуклеофильного присоединения к карбонильной группе (AN). Опишите механизм этой реакции. Объясните влияние заместителей (доноров и акцепторов) на активность карбонильных соединений в реакциях присоединения. Все перечисленные реакции AN происходят in vivo, в биологических объектах, в клетках организма человека.

а) присоединение воды (гидратация) метаналя, этаналя, трихлорэтаналя RCHO + HOH →

б) присоединение циановодорода НСN – образование циангидринов RCHO + HCN →

в) присоединение одноатомного спирта ROH – образование полуацеталя RCHO + R1OH →

Дальнейшее взаимодействие полуацеталя со спиртом - образование ацеталя в реакции нуклеофильного замещения SN.

г) присоединение тиола RSH – образование тиополуацеталя

RCHO + RSH →

д) присоединение амина (с последующим элиминированием воды) образование имина RCH=N-R1 (основания Шиффа)

RCHO + R1NH2

11. Запишите уравнение реакции электрофильного замещения SE в ароматических соединениях. Запишите механизм реакции электрофильного замещения:

а) нитрование бензола; 

б) хлорирование бензола с катализатором;

в) алкилирование бензола с катализатором АlСl3;

г) бромирование фенола.

Сравните активность бензола и фенола. Поясните правило замещения 2,4,6 в бензольном цикле фенола.

12. Запишите уравнение реакции нуклеофильного замещения SN.

Примеры: реакции SN in vitro

а) С2Н5ОН+ НСl ↔                                      

б) С2Н5Сl + НОН ↔

в) С2Н5Сl + NaOH (в среде HOH) →           

г) СН3–СНСl–СН3 + 2 NH3

д) нагревание этанола с конц. серной кислотой при Т < 140 оС

С2Н5ОН + С2Н5ОН →

Примеры реакции SN, моделирующие реакции in vivo:

а) триметиламин + хлорметан

(СН3)3N + CH3Cl → тетраметиламмоний хлорид

б) пиридин + CH3Cl → N-метилпиридиний хлорид

13. Запишите уравнение реакции элиминирования (Е). Отщепление воды – реакция дегидратации.

а) нагревание этанола с конц. серной кислотой при Т > 175 оС

С2Н5ОН → 

б) нагревание галогеналканов со спиртовым раствором щелочи

С2Н5Сl + NaOH (спирт) →

СН3–СНСl–СН3 + NaOH (спирт) → 

14. Запишите реакции элиминирования Е in vivo

а) 2-гидроксибутандиовая кислота (яблочная) → НОН + фумаровая кислота

б) 3-гидроксибутановая кислота (β-оксимасляная) → НОН +  кротоновая кислота

15. Запишите уравнения окислительно-восстанови-тельных реакций in vivo с участием кофермента НАД+.

1. этанол ↔ этаналь → уксусная кислота;

2. молочная кислота ↔ пировиноградная;

3. 3-гидроксибутановая ↔ 3-оксобутановая (ацетоуксусная);

4. яблочная (2- гидроксибутандиовая) ↔ щавелевоуксусная;

5. этантиол ↔ 1,2-диэтилдисульфид;

6. цистеин ↔ цистин;

 

Тесты

1. Выберите электрофилы:

1. Br       2. RO     3. Br+      4. Н3О+       

5. NH3     6. С2Н5+ 7 Н +

а) 3, 4, 5, 7        б) 1, 2, 5, 6                    в) 2, 3, 4, 5, 7    

г) 3, 4, 6, 7         д) 1, 3, 6, 7

2. Выберите нуклеофилы:

1. C6H5-NH2 2. Н2О   3. ОН    4. Н+    

5. С2Н5-ОН        6. NH4+

а) 1, 2, 4, 5        б) 2, 3, 5, 6                    в) 1, 2, 3, 5    

г) 1, 2, 5             д) 4, 6

3. Какие из нижеприведенных соединений вступают в реакцию АЕ по правилу Марковникова:

1. CH2=CH–CN             2.СН2=СН–Сl    

3. СН2=СН-СООН        4. СН2=СН–СН3

а) 1, 2, 4 б) 2, 3, 4 в) 1, 2, 3 г) 1, 4         д) 2, 4

4. Какие из нижеприведенных соединений вступают в реакцию АЕ против правила Марковникова:

1. СН2=СН–СН32. СН2=СН–Сl   3. СН2=СН–СООН

4 CH2=CH–CN 5. СН3-СН=СН-СООН

а) 2, 3       б) 1, 3    в) 3, 4        г) 2, 3, 4      д) 3, 4, 5

5. Взаимодействие пропена с водой относится к реакции:

а) АR     б) АE  в) АN     г) SE        д) SN

6. Взаимодействие альдегида с 1 моль спирта приводит к образованию соединения:

а) гликозида      б) полуацеталя в) кетона    

г) лактона          д) ацеталя

7. Реакция гидратации пропена относится (выберите тип реакции):

а) АЕ      б) АN      в) Е         г) SN                    д) SE 

8. Кофермент НАДН участвует в реакциях:

а) дегидрирования                     б) гидратации  

в) восстановительных реакциях г) нет верного ответа

9. В составе кофермента НАД+ имеется гетероциклическое соединение:

а) пиррол          б) пиримидин    в) пиридин    

г) имидазол                   д) тиофен

10. Кофермент НАД+ образован на основе водорастворимого витамина

а) РР       б) Р        в) С                    г) В2    

д) В1       е) А

Ответы к теме XII

1г;  2в;  3д;  4в;  5б;  6б;  7а;  8в;  9в;  10а.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.162.87 (0.034 с.)