Эффективность мероприятий по обеспечению     безопасности дорожного движения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эффективность мероприятий по обеспечению     безопасности дорожного движения



 

Для определения эффективности мероприятий по обеспечению БДД существует ряд методик. Например, используют метод сравнительного анализа изменения числа ДТП, числа погибших, раненых и размера социального и материального ущерба за определенный период до и после проведения мероприятий. Кроме этого рассчитывают средний показатель
сокращения числа ДТП А к в результате проведения этих мероприятий. учитывая изменения средней интенсивности дорожного движения на
участке улицы или автомобильной дороги. Таким образом, на основании статистических исследований может быть определен ожидаемый эффект от снижения числа ДТП в результате проведения мероприятий, которые были эффективны в аналогичных местах. Расчетные значения по каждому мероприятию носят вероятностный характер. Их используют при планировании мероприятий и для определения их ожидаемой эффективности. Для повышения достоверности данных наиболее приемлемым предыдущим и последующим периодом считается период от 1 до 3 лет.

Число ДТП Δ А, которые могут быть предотвращены в результате реализации мероприятий, определяют по формуле

 

Δ А = А к В,                                                   (11.1)

 

где А к – показатель сокращения числа ДТП; В – среднее число ДТП до реализации мероприятий.

В случае прогнозного изменения интенсивности движения должна быть сделана соответствующая поправка.

При проведении нескольких мероприятий по повышению БДД ожидаемое сокращение числа ДТП можно определить по формуле

 

А к = 1 – (1 – Δ А к1)·(1 –Δ А к2)·(1– Δ А к3)...(1 –Δ А к п ),             (11.2)

 

где Δ А к1, Δ А к2, Δ А к n – ожидаемое сокращение числа ДТП за год после реализации, соответственно, мероприятий 1, 2, 3,…, n.

Исследования, проведенные в России, показали, что при реализации более пяти типовых мероприятий распределение числа комплексов мероприятий при изменении ожидаемого сокращения ущерба подчиняется нормальному закону. При этом максимальные возможности сокращения аварийности составляют 60-85%, целевые показатели сокращения аварийности в очагах находятся в пределах 30-50%.

Для обоснования экономической эффективности планируемых
мероприятий рассчитывают ожидаемую величину сокращения ущерба
от ДТП:

Δ С = С дС п,                                            (11.3)

 

где С д, С п – годовые потери от ДТП, соответственно, до и после реализации мероприятий, руб.

Коэффициент экономической эффективности мероприятий по обеспечению БДД определяют следующим образом:

 

k э = Δ Cм,                                            (11.4)

 

где Зм – приведенные затраты на мероприятия с учетом эксплуатационных расходов, руб.

Величина, обратная коэффициенту эффективности, определяет срок окупаемости затрат в конкретное мероприятие по обеспечениию БДД:

 

Т ок = ЗмС.                                           (11.5)

 

Средние значения показателя сокращения числа ДТП путём внедрения типовых мероприятий по уменьшению аварийности на автомобильном транспорте представлены в табл. 11.1.

Показатель ущерба от ДТП закладывается в экономические расчеты при принятии решений о целесообразности внедрения мероприятий по БДД, а значит, о целесообразности спасения жизней людей. Отражая приоритет БДД, как политической цели государства, оценка потерь от ДТП направлена на внедрение мероприятий по повышению БДД.

Согласно «Методике оценки и расчета нормативов социально-экономического ущерба от ДТП» Р-03112199-0502-00 (М.: НИИАТ, 2000 года), действовавшей до 2005 года, величина социально-экономического ущерба в результате ДТП оценивается на основании расчета прямых и косвенных потерь:

1)  прямые потери (включающие в себя потери владельцев транспорт-

  ных средств):

- затраты служб по эксплуатации дорог и ликвидации последствий ДТП;

- потери грузоотправителя;

- затраты дорожной полиции и других служб, связанные с расследованием причин ДТП;

- затраты медицинских учреждений, связанные с лечением потерпевших;

- затраты организаций, сотрудники которых стали жертвами ДТП;

- затраты государственных органов социального обеспечения, страховые выплаты;

2) косвенные потери:

- потери экономики вследствие временного или полного выбытия человека из сферы материального производства;

- потери, связанные с нарушением производственных связей, и моральные потери.

 Некоторые мероприятия (введение ограничения скорости движения) увеличивают время в пути, поэтому необходимо учитывать потери времени в денежном выражении. Например, мероприятие по повышению БДД изменяет режим ограничения скорости с 60 до 50 км/ч. Согласно расчетам снижение скорости движения каждого автомобиля на 10 км/ч вызывает потери времени, равные 1,2 с на каждые 100 м. Ежегодные потери зависят от интенсивности движения на каждом конкретном участке. Анализ соотношения затрат, связанных с реализацией мер по сдерживанию скорости движения, и выгоды от сокращения числа ДТП показывает высокую эффективность при быстрой окупаемости средств, направляемых на эти
мероприятия.

Методология экономической оценки эффективности мероприятий по БДД включает в себя следующие этапы:

1) разработка нескольких вариантов мероприятий по повышению БДД;

2) определение числа случаев гибели и ранения в ДТП, которых можно избежать ежегодно в случае реализации того или иного мероприятия, т.е. установление разницы между среднегодовым прогнозируемым числом погибших и раненых до и после реализации мероприятий;

3) определение ежегодной экономии ущерба в случае предотвращения ДТП в стоимостном выражении;

4) определение затрат на реализацию мероприятий по повышению БДД;

5) определение срока окупаемости мероприятий (деление затрат на величину ежегодной экономии ущерба в результате предотвращения ДТП). Если в расчетах учитывается стоимость времени, затрачиваемого на поездку (например, увеличение времени проезда перекрестка), необходимо определить затраты, связанные с потерей времени, и вычесть их из величины ежегодной экономии затрат.

Существует «Методика оценки экономического ущерба от гибели, инвалидности и травматизма в результате ДТП» с учетом половозрастной структуры погибших и раненых. Чаще всего экономическиё ущерб от гибели, инвалидности и травматизма в результате ДТП подсчитывается для регионов страны. Согласно этой методике, итоговые соответствующие потери Пи складываются из прямых потерь (Пп) и упущенной выгоды (Ву):

 

                                       Пип + Ву.                                       (11.6)

 

При ДТП со смертельным исходом выражение (11.6) примет вид:

 

Пи = N п ·(Вкпк + Сру) + (N м ΔТм+ N ж ΔТж) ·Дс,                 (11.7)

 

где N п – количество погибших людей; Вкпк – выплаты по потере кормильца; Сру – стоимость ритуальных услуг; N м, N ж – количество мужчин и женщин соответственно; ΔТм, ΔТж – число потерянных лет до средней продолжительности жизни, соответственно, для мужчин и женщин;
Дс – среднедушевой доход для обоих полов.

При инвалидизации людей в результате ДТП выражение для ущерба от ДТП примет вид:

 

    Пи = N и·(Рму + Ви N и ΔТи) + N и ΔТи   ki Дс,                     (11.8)

 

где N и – количество людей, получивших инвалидность; Рму – расходы на медицинские услуги; Ви – выплаты (пособия) по инвалидности; ΔТи – число потерянных лет до средней продолжительности жизни; ki – весовой коэффициент нетрудоспособности для разных групп инвалидов.

При ДТП с причинением травм выражение для ущерба имеет вид:

 

                                   Пи = N т Рму + ΔТв Дс,                                  (11.9)

 

где N т – количество людей, получивших травмы; ΔТв – средний период восстановления для травм разной степени тяжести.

Данная методика соответствует методике Еврокомиссии по расчёту экономического ущерба от ДТП.

В табл. 11.1  приводятся  результаты  обобщённых расчётов  социально-экономического ущерба от ДТП на автомобильном транспорте за
2013 год.

Таблица 11.1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.178 (0.008 с.)