Материалы текущего контроля успеваемости по теме 9. Государство и право России в начале XX в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материалы текущего контроля успеваемости по теме 9. Государство и право России в начале XX в.



 

Примерные вопросы для фронтального опроса на лекционном занятии:

1. Почему была учреждена Государственная дума в России?

2. Какие партии были созданы в России? Какова их социальная база?

3. Почему Булыгинская дума не была избрана?

4. Что такое «курия»?

5. Можно ли Государственную думу считать полноправным парламентом?

6. Что такое «конституционная монархия»?

 

Обсуждаемые вопросы на практическом занятии и формы контроля их усвоения:

Вопрос для обсуждения Форма контроля
1.Государственный строй и политический режим в начале XX в. 1. Оценка доклада: «Николай II как личность и государственный деятель». 2. Оценка участия во фронтальном опросе по следующим направлениям: - правовая основа введения буржуазно-демократических свобод - изменения в высших и центральных органах государственного управления - эволюция системы государственного управления в годы первой мировой войны. o изменения в органах государственного управления o участие в управлении общественных организаций o
2.Государственная дума: эволюция правовой основы и состава, основные направления деятельности. 1. Оценка презентации письменной контрольной работы по эволюции правовой основы избирательного процесса в Государственную думу – фронтальный опрос 2.Оценка докладов: - Эволюция партийного состава Государственной думы - Основные направления и результаты деятельности Государственной думы I-IV созывов.  
3.Основные законы Российской империи Оценка доклада. Оценка участия в дискуссии по вопросу: «Стала ли Россия конституционной монархией?»
3.Правовое обеспечение развития предпринимательства и кооперации Оценка доклада
Развитие норм трудового права Оценка работы по изучению историко-правового документа: «Устав о промышленном труде» 1913 г.: - органы государственного управления в социально-трудовой сфере - условия труда - права и обязанности работников - система социального обеспечения
4.Развитие уголовного права Оценка работы по изучению историко-правового документа: («Уголовное уложение» 1903 г: - структура. цели, характер, - объекты преступлений, - субъекты преступлений - виды преступлений - характер и виды и наказаний
5. Факторы, определяющие уровень государственной безопасности Российской империи Фронтальный опрос: - факторы, снижающие уровень государственной безопасности - факторы, повышающие уровень государственной безопасности

Таблица для письменной контрольной работы:

«Сравнительная характеристика правовых актов, регулирующих выборы в Государственную думу»

Вопросы для сравнения

Правовые акты

Положение о выборах в Государственную Думу от 6 августа 1905 г.

Указ об изменении Положения о выборах в Государственную Думу от 11 декабря 1905 г.

Положение о выборах в Государственную Думу

от 3 июня 1907 г.

1. Статус Государственной думы и ее полномочия  

 

 

2. Курии выборщиков  

 

 

3. Этапы выборов. Количество ступеней для каждой курии  

 

 

4. Нормы представительства от разных курий при выборах  

 

 

5. Категории населения, лишенные избирательных прав  

 

 

6. Результаты выборов в Государственную думу (по партиям или фракциям)

 

I Госдума II Госдума III Госдума IV Госдума
       

 

Материалы текущего контроля успеваемости по теме10. Развитие государства и права в России после свержения монархии(март-октябрь 1917 г.)

1. Примерные вопросы для фронтального опроса на лекционном занятии:

1. Каковы были причины Февральской революции?

2. Какие слои населения были заинтересованы в свержении монархии?

3. Что представлял собой партийный спектр России в конце февраля 1917 г.

4. Какие партии стали инициаторами отречения Николая II?

 

2. Обсуждаемые вопросы на практическом занятии и формы контроля их усвоения:

Вопрос для обсуждения Форма контроля
1. Почему в России пала монархия?

Оценка участия в диспуте

2. Почему Временное правительство испытывало кризисы, но держалось у власти?
3. Советы – орган поддержки или оппозиции Временного правительства?
4.Почему большевики пришли к власти в октябре 1917 г.?
5. Приход большевиков к власти - благо или трагедия для России?
6. Как повлиял приход большевиков к власти на уровень национальной безопасности России?

Материалы текущего контроля успеваемости по теме11. Формирование основ советского государства и права (октябрь 1917-1920 гг.)

 

Примерные вопросы для фронтального опроса на лекционном занятии:

1. С какими лозунгами большевики боролись за власть?

2. Какие первые декреты были приняты новой властью? Соответствуют они лозунгам?

3. Какие слои населения были заинтересованы в укреплении власти большевиков, а какие нет? Почему?

4. Стратегическая цель большевиков – это утопия или труднодостижимая реальность

5. Можно ли говорить об узурпации большевиками власти?

6. Что такое «революционная целесообразность»?

 

Обсуждаемые вопросы на практическом занятии и формы контроля их усвоения:

Вопрос для обсуждения Форма контроля
1. Идеологическая основа советской системы государственного управления: 1.Оценка участия во фронтальном опросе по следующим направлениям: - стратегические цели - основные идеи государственного управления в переходный период от капитализма к социализму 2.Оценка доклада на основе исторического документа: - «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа»: основные положения и значение.
2. Формирование советской системы органов государственного управления Оценка участия во фронтальном опросе по следующим направлениям: - высшие органы власти (Всероссийский съезд советов, ВЦИК, СНК, малый совнарком, СТО): порядок формирования партийный и персональный состав. - судьба Учредительного собрания - центральные органы государственного управления (наркоматы, ВСНХ,): формирование, полномочия - местное государственное управление (местные советы, ведомственные органы управления): эволюция правовой основы, структуры и направлений деятельности, судьба местного самоуправления.
3.Органы государственной безопасности и охраны правопорядка Оценка докладов: - ВЧК: причины создания, цели, структура, полномочия, основные направления деятельности. - Народная милиция: процесс формирования, полномочия и основные направления деятельности.
4.Решение национального вопроса Оценка докладов: - «Декларация прав народов России», - Создание новых независимых государств (буржуазной и социалистической ориентации)
5.Создание новой судебной системы Оценка работы по изучению историко-правовых документов: - Декреты о суде» №№ 1, 2, 3; - декреты о революционных трибуналах
6.Изменения в системе государственного управления с началом Гражданской войны:   Оценка участия во фронтальном опросе по следующим направлениям: - СО, СТО как высший орган госуправления - чрезвычайные органы центрального управления - чрезвычайные органы местного управления: комбеды, ревкомы.
7. Создание основ советской правовой системы в первые месяцы Советской власти: Оценка работы по изучению историко-правовых документов: - гражданское право: политические права граждан, право собственности, наследственное и авторское право - основы семейного права: введение гражданского брака, права и обязанности супругов, детей и родителей - основы трудового права: «Декрет о 8-часовом рабочем дне» - основы земельного права: «Декрет о земле», «Закон о социализации земли». - «Конституция РСФСР» 1918 г. o процесс создания и принятия o структура o система органов государственной власти и управления o права и обязанности граждан o проявления классового подхода.
8. Начало кодификации советского законодательства: Оценка работы по изучению историко-правового документов: процесс создания, структура и содержание - Кодекс законов о труде»: структура, условия труда и отдыха, соц. защита - «Кодекс о семье и браке»: условия вступления в брак и его расторжения - «Руководящие начала по уголовному праву РСФСР» 1919 г.
9. Факторы, определяющие уровень государственной безопасности Советской России Фронтальный опрос: - факторы, снижающие уровень государственной безопасности - факторы, повышающие уровень государственной безопасности

Материалы текущего контроля успеваемости по теме1 2. Развитие советского государства и права в 1920-е гг.

Примерные вопросы для фронтального опроса на лекционном занятии:

1. Почему вводится нэп?

2. Что является ключевым элементом нэпа? Почему?

3. Какие были предпосылки для создания СССР?

4. Что такое «номенклатура» в советской системе государственного управления?

 

1. Обсуждаемые вопросы на практическом занятии и формы контроля их усвоения:

Вопрос для обсуждения Форма контроля
1.Изменения в системе государственного управления в связи с введение нэпа Оценка участия во фронтальном опросе по следующим направлениям: - высшие органы управления - центральные органы управления - местные органы управления
2. Создание СССР. Оценка доклада: - «Предпосылки проекты и основные этапы создания союзного государства»
3.Развитие конституционного права Оценка работы по изучению историко-правовых документов: процесс создания, структура и содержание: - «Конституция СССР» 1924 г. - «Конституция РСФСР» 1925 г
4.Кадровая политика советского государства: цели, основные направления, достижения и проблемы Оценка докладов: - Идеология и стратегия кадровой работы - Подбор кадров - Учет и распределение кадров, механизм номенклатуры - Подготовка и повышение профессионализма кадров
5.Продолжение кодификации советского законодательства Оценка работы по изучению историко-правовых документов: причины, процесс разработки и принятия кодексов, их структура и содержание, сравнение с нормами предыдущего периода - «Гражданский кодекс РСФСР» 1922 г. (субъекты гражданского права; право собственности, договорное право, наследственное право) - «Уголовные кодексы РСФСР» 1922 и 1926 гг.: понятие, цели и виды преступлений, виды и цели наказаний, классовая направленность - «Земельный кодекс РСФСР» 1922 г.: право собственности на землю, трудовая аренда, наемный труд, способы землепользования - «Кодекс законов о труде» 1922 г.: отмена трудовой повинности, трудовой договор, условия труда наемных работников - «Кодекс законов о браке, семье и опеке» 1926 г.: структура, отличия от Кодекса 1918 г. - кодификация процессуального права: «Уголовно-процессуальный кодекс» и «Гражданско-процессуальный кодекс» 1923 г.: основные стадии, права и обязанности участников гражданского и уголовного судебного процесса - исправительно-трудовое право: виды исправительно-трудовых учреждений и правила их работы: «Исправительно-трудовой кодекс РСФСР» 1924 г. -
6. Факторы, определяющие уровень государственной безопасности СССР Фронтальный опрос: - факторы, снижающие уровень государственной безопасности - факторы, повышающие уровень государственной безопасности

 

Материалы текущего контроля успеваемости по теме 1 3.Советское государство и право в  условиях форсированного строительства социализма 1930-х – нач. 1940-х гг.

Примерные вопросы для фронтального опроса на лекционном занятии:

1. Что означает «форсированное строительство социализма»? По каким направлениям оно проходило?

2. Каков был первоначальный план социалистического переустройства сельского хозяйства?

3. Каковы причины перехода у сплошной коллективизации?

4. Каковы были источники средств для индустриализации?

5. Каковы были причины политических репрессий?

 

Обсуждаемые вопросы на практическом занятии и формы контроля их усвоения:

Вопрос для обсуждения Форма контроля
1.Изменения в органах государственного управления в связи с переходом к форсированному строительству социализма: достижения, противоречия и проблемы: Оценка участия во фронтальном опросе по следующим направлениям: - обеспечение государственного управления индустриализацией - управление коллективизацией - управление культурным строительством.
2.Развитие конституционных основ советского государства Оценка доклада: - «Конституция СССР» 1936 г.: причины и процесс разработки и принятия. структура, основные положения: сравнение с «Конституцией СССР» 1924 г.
3.Особенности развития основных отраслей права   Оценка работы по изучению историко-правовых документов: - гражданское право - трудовое право - земельное право - семейное право - уголовное право - процессуальное право
4.Особенности судебной и пенитенциарной системы:   Оценка работы по изучению историко-правовых документов: - структура судебных органов, принципы и механизм деятельности - чрезвычайные внесудебные органы: особые совещания, «тройки» Оценка доклада: - ГУЛаг: цель создания, структура подведомственных учреждений, основные направления и результаты деятельности в предвоенный период
5. Факторы, определяющие уровень государственной безопасности СССР Фронтальный опрос: - факторы, снижающие уровень государственной безопасности - факторы, повышающие уровень государственной безопасности

 

Материалы текущего контроля успеваемости по теме 1 4.Советское государство и право в условиях Великой Отечественной войны и в послевоенный восстановительный период (II пол.1940-нач. 1953 гг.).

Примерные вопросы для фронтального опроса на лекционном занятии:

1. Какие элемента предвоенной системы государственного управления позволили быстро перевести страну на военные рельсы?

2. Почему в условиях жесткой экономики расширялась помощь семьям, имеющих детей?

3. Почему ужесточалось уголовное право?

4. Для кого были учреждены штрафбаты и штрафные роты?

5. Чем отличались последствия Великой Отечественной войны от последствий Гражданской войны?

6. Почему сохранились методы политического управления 30-х годов и после Победы?

7. Почему сохранились чрезвычайные меры и сельском хозяйстве после войны?

 

Обсуждаемые вопросы на практическом занятии и формы контроля их усвоения:

Вопрос для обсуждения Форма контроля
1.Изменения в системе органов государственной власти и управления   Оценка участия во фронтальном опросе по следующим направлениям: - чрезвычайные органы власти и государственного управления: ГКО. Ставка Верховного главнокомандования - характер деятельности Верховного Совета СССР - структура и функции подведомственных учреждений СНК СССР
2.Система управления на оккупированной территории СССР Оценка доклада: «Новый порядок и его последствия»
3.Особенности развития основных отраслей права в военное время, чрезвычайные формы нормотворчества Оценка работы по изучению историко-правовых документов: - сужение гражданских прав - семейное право: стимулирование укрепление семьи и повышение рождаемости, - наследственное право - ужесточение норм трудового права - ужесточение норм уголовного права.
4.Изменения в системе государственного управления после окончания войны:   Оценка участия во фронтальном опросе по следующим направлениям: - упразднение чрезвычайных высших органов государственного управления - реформа центральных органов управления: министерская реформа - восстановление демократических процедур в деятельности советов. Оценка доклада: - Сохранение организационной основы репрессий: «особые совещания», ГУЛаг: основные направления и результаты деятельности  
5.Перевод правовой системы на мирные рельсы:   Оценка работы по изучению историко-правовых документов: - гражданское право: восстановление демократических процедур - трудовое право: восстановление норм «КЗоТ» - земельное и колхозное право: сохранение норм военного времени - семейное право: укрепление семьи, поддержка материнства и детства - уголовное право: смягчение норм военного времени - процессуальное право: новые положения.  
6. Факторы, определяющие уровень государственной безопасности СССР Фронтальный опрос: - факторы, снижающие уровень государственной безопасности - факторы, повышающие уровень государственной безопасности

Материалы текущего контроля успеваемости по теме15. Реформирование советской государственно-правовой системы в 1953-нач.1985 гг: основные направления, достижения и проблемы

Примерные вопросы для фронтального опроса на лекционном занятии:

1. Почему после смерти Сталина началась борьба за власть?

2. Почему данный период называют «оттепель», а не «весна»?

3. В чем отличие отраслевой системы управления экономикой от территориально-производственной?

4. В чем отличие ситуации в стране в период второй волны кодификации от периода кодификации 1920-х годов?

5. С каким понятием у вас ассоциируется период после «отттепели»?

6. Как вы понимаете термин «умеренно-консервативный социализм»?

7. Можно ли в этом периоде выделить различные этапы?

8. В чем основная причина застоя?

9. Был ли в советском обществе потенциал для дальнейшего развития?

 

1. Обсуждаемые вопросы на практическом занятии и формы контроля их усвоения:

Вопрос для обсуждения Форма контроля
1.Борьба за власть после смерти И.В.Сталина и ее последствия. Оценка доклада: «Преемники Сталина и их судьба»
2.Влияние ХХ съезда КПСС на характер государственного управления и общественное мнение Оценка доклада: - Решения ХХ съезда КПСС с сфере государственного управления Оценка участия в обсуждении доклада
3. Социально-экономические реформы государственного управления   Оценка участия во фронтальном опросе по следующим направлениям: - меры по развитию сельского хозяйства и их результаты - замена отраслевой системы территориально-производственной - решение жилищной проблемы - развитие системы социального обеспечения.
4. Основные направления эволюции советской системы государственного управления во II пол.  1960-нач. 1980- гг:   Оценка участия во фронтальном опросе по следующим направлениям: - характеристика партийно-государственной элиты - восстановление отраслевой системы управления экономикой Оценка работы по изучению историко-правовых документов - Постановление ЦК ПСС и СМ СССР «О совершенствовании планирования и усиления экономического стимулирования промышленного производства» от 4 сентября 1965 г.
5. Развитие конституционных основ Оценка доклада: - Конституции СССР» 1977 г: сравнение с Конституцией СССР 1936 г.
6. Попытки реформирования государственного управления в СССР после смерти Л.И..Брежнева: Оценка доклада: - Реформы Ю.В. Андропова и их последствия
7. Вторая волна кодификация советского права:   Оценка работы по изучению историко-правовых документов: - гражданское право: «Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик» 1961 г., «ГК РСФСР 1964 г.» - уголовное право: «Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г.», «УК РСФСР 1960 г.» - процессуальное право: «Основы гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1961 г.», «ГПК РСФСР 1964г»; «Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1958 г.», «УПК РСФСР I960 г.». - трудовое право: «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде 1970 г.», «КЗоТ РСФСР 1970 г.». - семейное право: «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о семье и браке» 1968 г., «КоБС РСФСР» 1969 г. - исправительно-трудовое право: «Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик» 1969 г., «ИТК РСФСР» 1971 г. - административное право: «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях» 1981 г., «КоАП РСФСР» 1984 г.
8. Факторы, определяющие уровень государственной безопасности СССР Фронтальный опрос: - факторы, снижающие уровень государственной безопасности - факторы, повышающие уровень государственной безопасности

Материалы текущего контроля успеваемости по теме1 6. Государство и право СССР в период «перестройки»: цели развития, основные направления и результаты

Примерные вопросы для фронтального опроса на лекционном занятии:

1. Для чего нужна была перестройка?

2. Соответствовали ли конкретные управленческие решения в ходе перестройки ее целям?

3. Для чего создала правовую основу перестройка?

4. Распад Союза был неизбежен?

 

Обсуждаемые вопросы на практическом занятии и формы контроля их усвоения:

Вопрос для диспута Форма контроля
1. Какие причины вызвали перестройку в СССР: - объективные или субъективные? - внутренние или внешние?

Оценка участия в диспуте

2. Основные направления и конкретные меры перестройки адекватно отражали проблемы советского общества?
3. Каковы последствия перестройки - во внутриполитической сфере? - в экономике? - в социальной сфере? - в геополитической сфере?
4. Распад СССР был неизбежен?
5. Правовая база перестройки способствовала реализации ее целей?
6. Факторы, определяющие уровень государственной безопасности СССР Фронтальный опрос: - факторы, снижающие уровень государственной безопасности факторы, повышающие уровень государственной безопасности

Материалы текущего контроля успеваемости по теме1 7. Развитие государства и права России в постсоветский период (1993-2020 гг.)

Примерные вопросы для фронтального опроса на лекционном занятии:

1. Что такое суверенитет?

2. В чем принципиальное отличие Конституции РФ 1993 г от Конституции СССР 1977?

3. Какие изменения были внесены в Конституцию 1977 г. в годы «перестройки»?

4. В чем разница между ГКЧП и октябрьского кризиса 1994 г.?

5. Что такое приватизация?

6. Что такое «ваучер»?

 

Обсуждаемые вопросы на практическом занятии и формы контроля их усвоения:



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.193.129 (0.054 с.)