Понятие и происхождение государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и происхождение государства



План

3.1. Понятие государства.

3.2. Признаки государства.

3.3. Происхождение государства.

d
3.1. Понятие государства

Приходится констатировать, что многие века государственности, несмотря на войны, революции, другие общественные драмы глобального и локального масштабов, так и не прояснили в должной мере сущность государства, его место и роль в жизнедеятельности людей. Не утихает дискуссия о сущности государства. Государство нередко рассматривается как собственность тех политических сил или лиц, которые в нем владеют в данный момент властью. Немало пишется о государстве и как о структуре благоденствия, которая якобы обязана каждому человеку принести добро. Сегодня современные неоинституциалисты видят сущность государства в поддержании «правил игры» в различных сферах жизнедеятельности общества.

Необходимо понимать, что государство представляет собой многомерное явление, которое в сознании и жизни людей, общества отражается разными гранями (аспектами) в зависимости от той его стороны, которая связана с конкретным вопросом, отношением, процессом, поведением, действием и т.д. Причем каждое проявление государства имеет смысл, поскольку оно несет в себе что-то от его сущности.

 

!!
Государство — это властно-политическая организация, обладающая суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, и устанавливающая правовой порядок на определённой территории.

 

Государство, прежде всего, предстает перед каждым человеком в качестве формы общества. Оно повязано системой общественных отношений людей, соучаствует в их сознании, поведении и деятельности, способствует организации жизни, в том числе экономической, на определенной (своей) территории. Государство объединяет людей, проживающих на известной (очерченной государственными границами) территории и обеспечивает их взаимодействие между собой. В это взаимодействие вовлекаются самые разнообразные ресурсы, средства, предметы природы и общества, но государство связано с взаимодействием людей и через них организует и регулирует производственные, обслуживающие, образовательные и иные процессы.

Государство - это территориальная организация людей, что имеет принципиальное значение. Во-первых, тем самым преодолеваются родоплеменные («кровные») взаимосвязи, и они заменяются на сугубо общественные. Во-вторых, создается структура, которая выступает (по идее!) нейтральной по отношению к национальным, религиозным и социальным признакам разных людей. Исторически государство ведет к новому сообществу людей.

Вся специфика, имеющая сущностное значение, состоит здесь в том, что государство особым, юридическим способом объединяет людей, формой чего выступает институт гражданства. К сожалению, он до сих пор не получил того авторитета и поддержки, которых заслуживает. Ведь институт гражданства в юридическом (правовом) смысле выравнивает людей между собой, делает их по отношению к государству (его законам и механизмам их защиты) равноправными. Формируются предпосылки для свободного развития и самореализации человека, ибо укрепляется его статус, который даже в худшем случае как-то гарантируется государственной властью. Институт гражданства, как правовой связи человека с конкретным государством, фиксирующий определенные обоюдоответственные отношения, служит важным основанием для рассмотрения любых вопросов государственного управления.

В силу того, что государство объединяет людей, проживающих на его территории, в том числе лиц без гражданства, а также иностранцев (граждан других государств), оно объективно выражает общие для всех, «святые», интегрированные потребности, интересы и цели жизнедеятельности своего сообщества людей. История знает немало примеров противного, когда по вине бездарных правителей или по злому их умыслу государства противостояли своим гражданам, что, как правило, не способствовало их долговечности, и они разрушались.

Постоянная (сопровождающая историю государства) проблема заключается в том, чтобы на каждом этапе развития отыскивать ту «золотую середину», которая бы, с одной стороны, обеспечивала права и свободы человека, давала простор его активности и творчеству, а с другой - вводила в общество определенное организованное начало, упорядочивала деятельность индивидуумов. Государство не решает проблемы, как часто кое-кому кажется (оно само ничего не производит), а создает и поддерживает в «работоспособном» состоянии организационные и правовые условия для решения проблем, на которые направляются усилия всего общества, людей, занятых производством материальных, духовных и социальных продуктов. Если говорить обобщенно, для государства важно, в первую очередь, видеть, что такое национальные интересы его народа, какова их связанность и взаимозависимость с интересами народов мирового сообщества, и делать все необходимое для их практического осуществления.

Следующий момент, придающий государству особый статус в обществе, заключается в том, что именно (и только) через его структуры и механизмы формируется и закрепляется всеобщая воля, придающая государственным установлениям обязательный характер. Государство посредством своих органов принимает законы и другие нормативные акты (правила поведения) и обеспечивает их проведение в жизнь всеми находящимися в его распоряжении методами, в том числе административными и уголовно-правовыми. Можно сказать, что государству принадлежит легитимная монополия на законодательствование и принуждение при его реализации.

Конечно, существуют проблемы и противоречия. В выявлении общей воли, в трактовке решений, принятых простым большинством (даже посредством референдумов), в распределении обшей властной воли «по горизонтали» и «по вертикали», в соотношении общей воли и свободы личности, в адекватности обшей воли общественным потребностям и интересам, в осуществимости этой воли и по многим другим аспектам. Тем не менее, несмотря на все трудности и относительность многих механизмов и форм волеизъявления, в системе законодательства, формируемой государственными органами, содержится определенная доля общей воли, и развитие демократии в том-то и состоит, чтобы эта доля расширялась и наполнялась содержанием, отражающим потребности и интересы людей, их идеалы и ценности.

Сущность государства определяется также тем, что для обеспечения реализации своих целей и функций оно создает и поддерживает в определенном объеме и состоянии свой аппарат - совокупность людей (с соответствующими средствами), профессионально занятых выявлением общих потребностей, интересов, целей и воли, институциональным закреплением последних и проведением государственно-правовых установлений (норм) в жизнь. Этот аппарат имеет сложную структуру и разнонаправленную деятельность. Одна его часть обслуживает законодательствование, исполнение законов и судебную защиту граждан, т.е. связана с государственным управлением в функциональном его понимании, другая - поддерживает внутреннюю (правопорядок) и международную устойчивость и безопасность государства, его взаимоотношения с мировым сообществом.

Состояние аппарата, его связанность с обществом или отчужденность от общества, его объем и иерархическое построение, качество персонала и многие другие параметры имеют решающее значение для самого государства, общества и государственного управления.

В виде формы общества государство выступает единовременно структурой и механизмом общественного самоуправления. Наверное, каждый согласится с тем, ибо такова реальность, что государственно-правовые институты создаются обществом для ведения общественных проблем и люди, которые занимают любые посты в государстве, воспитываются обществом и выдвигаются туда тоже им. Государство «идет» от общества и призвано обслуживать его потребности, интересы, цели и волю. Следовательно, государственно-правовые институты, по крайней мере в демократическом государстве, являются институтами самого общества и подлежат его ведению. Государство должно иметь только те институты, которые необходимы обществу и несут ему благо, и организовывать их таким образом, чтобы они вовлекали в свое формирование и функционирование возможно большее число граждан. С этой точки зрения открытость государства обществу и степень вовлечения граждан в процессы его деятельности характеризуют в главном развитость государства как демократического и правового общественного института.

И еще об одном моменте, отличающем именно государство, нельзя не сказать. Государство представляет собой объединенное им общество людей в качестве целостности («закрытой» структуры) на мировой арене во взаимоотношениях с другими странами и народами. Через государство устанавливаются и поддерживаются дипломатические отношения, заключаются и исполняются международные договоры и соглашения, создаются региональные и мировые организации и союзы, унифицируются и защищаются права и свободы людей. Формирование открытых обществ усиливает интеграционные связи между народами, что повышает роль государств (их органов) в налаживании международного сотрудничества и укреплении мирового правопорядка.

Таким образом, государство олицетворяет собой сложное образование, воспроизводящее и содержащее в себе много общественного и одновременно оказывающее большое влияние на состояние и развитие общества. Между государством и обществом существуют прямые и обратные связи, идет взаимообмен информацией и деятельностью. Коротко говоря, государство есть публичная и легитимная (нормативно выраженная) властная сила общества. Можно добавить, организованная сила общества, но властная сила потому и является таковой, что она организованна.

þ На сегодняшний день нет единой точки зрения на определение понятия «государство». Единственный международный правовой акт – Конвенция Монтевидео о правах и обязанностях государств 1933 года[122], в котором закреплены четыре признака государства как субъекта международного права:

- постоянное население;

- определённая территория;

- собственное правительство;

- способность к вступлению в отношения с другими государствами.

Вместе с тем, в литературе выделяются, кроме данных, еще и другие признаки, которые отличают государства от других общественных институтов.

Признаки государства

Признаки любой вещи являются свойствами данной вещи, образующими ее качественную, а не количественную сторону. Признак вещи не может существовать вне и помимо самой вещи. Признаки позволяют не только отличить вещь от иных, сходных с нею или не сходных, вещей. Они помогают более наглядно, предметно-вещественно, осязаемо раскрыть содержательную, сущностную и функциональную стороны вещи. Эти общие методологические положения вполне применимы и к государству.

Многообразие государств не позволяет придать какому-либо из признаков важнейшее значение, с развитием государств сами их признаки также развиваются, видоизменяются. Вместе с тем, можно выделить как основные (изначально присущие государствам), так и дополнительные (появившиеся в ходе развития государства) признаки.

1. Публичная власть. Термин «власть» означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать ее подвластным, осуществлять над ними господство. В государстве такие отношения устанавливаются между населением и особой когортой (слоем) людей, которая им управляет. Иначе их еще называют чиновниками, бюрократией, управленцами, политической элитой и т.п.

Власть политической элиты носит институализированный характер, т. е. осуществляется посредством органов и учреждений, объединенных в единую иерархическую систему. Механизм государства, являющийся материальным выражением государственной власти, позволяет обеспечить нормальную жизнедеятельность общества. К важнейшим частям его относятся законодательные и исполнительные органы. Правители меняются, а учреждения сохраняются, за исключением случаев уничтожения государства в результате захвата или гражданской войны. Вследствие своей институализированности (организованности) государство обладает относительной стабильностью.

Публичная власть особенно ярко показывает несовпадение, нетождественность государства и общества. При этом нисколько не снижается научная значимость понятия государства как политической формы, способа организации общества в целом. Именно данный признак фиксирует деление общества на властвующих и подвластных, управляющих и управляемых. Одновременно сохраняет свою научную и практическую значимость деление элементов структуры общества по имущественным, идеологическим, религиозным, половозрастным, национальным, классовым, сословным, групповым основаниям.

Деление общества в связи с публичной властью на властвующих и властных, управляющих и управляемых не следует рассматривать как недостаток, дефект, болезнь общества, от которых необходимо поскорее избавиться. Этот признак не подводит к тому, чтобы понимать государство только и исключительно как добро или зло. И теоретически, и практически он раскрывает, насколько сложным, неоднозначным, противоречивым и даже трагическим может быть соотношение государства и общества. Общество может испытывать доверие или недоверие к институтам публичной власти. Более того, отношение общества к власти может принять самые радикальные революционные формы. И этому история дает немало примеров. Другими словами, государство, публичная власть могут отделить себя, например, от церкви, но никогда не сумеют отделить себя от общества, человека даже в состоянии крайнего отчуждения от своей социальной основы.

Публичная власть как признак государства называется публичной по следующим основаниям. Во-первых, она является предметно-институциональным воплощением, реализацией объективных общественных потребностей в государстве. Во-вторых, она выступает и действует всегда (даже на официальном уровне - монарх, президент, парламент, правительство, суд, армия, даже в случаях ошибки) от имени общества, народа, нации. В-третьих, по своему назначению, целям, задачам, функциям она действует, призвана действовать в интересах общества. В-четвертых, она открыта и доступна обществу в той или иной форме (политические партии, избирательные системы, общественные организации, общественные движения вплоть до революционных выступлений, восстаний и др.).

Отличительными признаками государственной власти в отличие от других видов власти (политической, партийной, религиозной, экономической, производственной, семейной и т. д.) являются, во-первых, ее всеобщность, или публичность, т. е. распространение прерогатив на всю территорию, на все население, а также то, что она представляет все общество в целом; во-вторых, ее универсальность, т. е. способность решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы; в-третьих, общеобязательность ее указаний.

Устойчивость государственной власти, ее способность принимать решения и проводить их в жизнь зависят от ее легитимности. Легитимность власти означает:

а) ее законность, т. е. установление средствами и способами, которые признаются справедливыми, должными, правомерными, моральными;

б) ее поддержка населением;

в) ее международное признание.

Существует множество средств обеспечения легитимности власти, среди которых многопартийность, выборы, уход в отставку, референдумы и др.

Обеспечение публичной власти осуществляется не только за счет аппарата государства – системы государственных органов (органов управления), но и за счет так называемого аппарата принуждения – системы правоохранительных органов, армии, пенитенциарной системы, которые используют легальные способы государственного принуждения.

Основной признак – публичная власть

Дополнительные признаки – механизм государства (государственный аппарат), аппарат принуждения

2. Государство обладает суверенитетом. Суверенность государства означает его верховную власть на определенной территории. В каждом обществе могут действовать различные властные структуры (партийные, производственные, семейные и др.). Но высшей властью обладает лишь государство, и ее решения обязательны для всех граждан, организаций и учреждений в данном обществе.

Суверенитетом обеспечивается высшая и полная законная власть над всем, чем располагает данное общество (землями и водами, недрами и воздушным пространством). Суверенитет обеспечивает независимость каждого общества. На современном этапе развития цивилизации независимость должна достигаться не самоизоляцией и автаркией, а взаимным сотрудничеством на основе баланса интересов, а не сил. Государство является главным выразителем суверенитета своего общества.

Государственный суверенитет — это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права; необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства; возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма; обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права.

Уважение суверенитета - основной принцип современного международного права и международных отношений, который закреплен в Уставе ООН[123] и других международных актах.

Основной признак – государственный суверенитет

Дополнительный признак – признание со стороны других государств и международных организаций, участие в международной деятельности

3. На своей территории государством осуществляется территориальное верховенство, совокупность высшей и единственной власти, которая является одной из неотъемлемых частей государственности. Границами государственной территории устанавливаются пределы действия высшей государственной власти и издаваемых ею норм.

Состав государственной территории:

- суша — часть поверхности планеты, не покрытая водами, в пределах государственных границ;

- внутренние и территориальные воды;

- воздушное пространство - (тропосфера, стратосфера, ионосфера, а также значительная часть вышележащего пространства) в пределах государственных границ;

- недра - часть земной коры, расположенная ниже земной поверхности и дна водоемов до доступной глубины;

- иные территории в соответствии с юридической принадлежностью (космические корабли, воздушные и водные суда, посольства).

Государственная граница — линия и проходящая по этой линии вертикальная плоскость, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) страны, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета.

Государственная граница устанавливается, как правило, на основе договоров между сопредельными государствами, а там, где территориальные воды государства соприкасаются с открытым морем, — внутренними законодательными актами прибрежных государств в соответствии с международным правом.

Территориальное разграничение между государствами осуществляется поэтапно, в ходе делимитации и демаркации границы.

Делимитация границы (лат. delimitatio — установление границ) — определение общего положения и направления государственной границы между сопредельными государствами путём переговоров.

Постановления о делимитации обычно являются составной частью мирных договоров или специальных соглашений об установлении или изменении государственных границ. В ходе делимитации договаривающиеся стороны составляют, как правило, по карте, без проведения работ на местности, описание прохождения линии границы, которое может быть самостоятельной статьёй в самом договоре или в приложении к нему.

В соответствии с определённым в договоре положением линии границы она наносится на географическую карту, которая, как правило, является составной частью договора о делимитации границы и в этом качестве служит наглядным свидетельством о положении линии границы. Материалы делимитации служат основанием для последующего этапа определения границы — проведения её на местности (демаркации) путем обозначения ее специальными пограничными знаками.

В межгосударственной практике известны орографические, геометрические и географические государственные границы.

Орографическая граница — линия, проведённая по естественным рубежам с учётом рельефа местности, в основном по горному водоразделу и руслу рек.

Геометрическая граница пересекает местность без учёта её рельефа (минуя населённые пункты).

Географическая линия проходит через определённые географические координаты (может совпадать с параллелью или меридианом). Географические границы, проведённые по параллелям и меридианам, встречаются в Африке и Америке, где они устанавливались государствами-метрополиями для колоний.

þ Согласно действующему закону о Государственной границе РФ, прохождение Государственной границы РФ обычно устанавливается[124]:

- на суше - по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;

- на море - по внешней границе территориального моря Российской Федерации;

- на судоходных реках — посередине главного фарватера[125] или тальвегу[126] реки;

- на несудоходных реках, ручьях — по их середине или по середине главного рукава реки;

- на озёрах и иных водоёмах — по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы государственной границы к берегам озера или иного водоема;

- на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водоёмах - в соответствии с линией государственной границы, проходившей на местности до её затопления;

- на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озёра и иные водоёмы, — посередине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения государственной границы на воде.

В настоящее время международным правом запрещается насильственный захват территорий других государств, нарушение государственных границ, использование их территорий без согласования с ним.

Также закреплён принцип территориальной целостности и неприкосновенности государств.

Международное право допускает возможность (признаёт законными) изменения границ государственной территории лишь в строго определённых случаях:

- изменение границ государственной территории, произведённое на основе принципа самоопределения народов и наций;

- обмен, передача или уступка государственной территории, производимые добровольно и в интересах развития мирных добрососедских отношений между государствами.

Основной признак – территория

Дополнительные признаки – государственная граница

В таблице 2 представлен перечень крупнейших государств мира по территории.

 

Таблица 2. Крупнейшие государства мира по территории

№ п/п Название Площадь, км2
1 Российская Федерация 17125187
2 Канада 9984670
3 Китайская Народная Республика 9598962
4 Соединённые Штаты Америки 9519431
5 Федеративная Республика Бразилия 8514877
6 Австралийский Союз 7686850
7 Республика Индия 3287590
8 Аргентинская Республика 2780400
9 Республика Казахстан 2724902
10 Алжирская народно-демократическая республика 2381740
11 Демократическая республика Конго 2345410
12 Королевство Саудовская Аравия 2149690
13 Мексиканские Соединённые Штаты 1972550
14 Республика Индонезия 1904556
15 Республика Судан 1886068

 

4. Население. Государство - это организация власти, субъектом и объектом которой является народ, населяющий территорию государства. Государство объединяет людей в единое целое, а принадлежность их к данному государству отражается понятием «гражданство» («подданство»). Гражданство (подданство) - это устойчивая правовая связь лица с данным государством, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.

Государству свойственно объединение людей по территориальному признаку в один территориальный коллектив (граждане государства, население страны) и одновременное разделение его в целях оптимизации управления на меньшие территориальные коллективы (население областей, районов и т. п.).

Гражданство является одним из институтов конституционного права и обычно находит своё закрепление в конституции (основном законе) или конституционном акте государства и иных нормативно-правовых актах. Проявляется как взаимоотношение между государством и лицами, находящимися под его властью: государство признает и гарантирует права и свободы человека, защищает и покровительствует ему за границей; в свою очередь гражданин, безусловно, соблюдает законы и предписания государства, выполняет установленные им обязанности. Совокупность этих прав и обязанностей составляет политико-правовой статус гражданина, отличающий его от иностранных граждан и лиц без гражданства.

Долгое время в монархических странах связь лица с государством выражалась в виде подданства, то есть непосредственно олицетворяла связь с монархом, а не с государством в целом. В настоящее время в большинстве монархических стран отказались от подобной концепции, и институт подданства был заменён на институт гражданства, хотя зачастую понятие подданства нередко употребляется для придания речи большей высокопарности и художественности, хотя фактически это неверно.

þ Приобретение гражданства осуществляется несколькими способами:

- филиация – приобретение по факту рождения на основе одного или нескольких принципов jus sanguinis (по праву крови), jus soli (по праву почвы), по наследству;

- натурализация – вступление в гражданство лица по желанию (включая регистрацию, дарование гражданства, получение гражданства за инвестиции), порядок такого принятия в гражданство регулируется законодательством государства;

- оптация – выбор лицом гражданства при изменении границ государств;

- трансферт – переход населения какой-либо территории из одного гражданства в другое в связи с передачей территории, на которой оно проживает, одним государством другому.

На территории современных государств могут проживать:

- граждане данного государства;

- лица, имеющие множественное гражданство (бипатриды), при котором каждое государство может требовать от данных лиц выполнение их гражданских обязанностей;

- иностранные граждане (граждане иных государств), их статус определяется международными договорами и национальным законодательством;

- лица, не имеющие гражданства (апатриды).

К основным показателям, характеризующим население, относятся:

- численность и его динамика;

- интенсивность демографических процессов (рождаемость, смертность, естественный прирост, брачность);

- расселение (плотность, урбанизация, миграция);

- возрастно-половой состав и семейное состояние;

- уровень образования;

- расовый, языковой, этнический и религиозный состав;

- уровень социально-экономического развития, уровень жизни.

Государственный (официальный) язык — язык, за которым в том или ином государстве или в пределах иной юридически определённой территории законодательно закреплён самый высокий юридический статус в установленных законом случаях по сравнению с остальными языками, которые могут на данной территории использоваться. Язык также является одним из признаков (дополнительных) государства.

þ Эксперты ЮНЕСКО в 1953 году предложили разграничить понятия «государственный язык» и «официальный язык»[127]:

- государственный язык — язык, выполняющий интеграционную функцию в рамках данного государства в политической, социальной и культурной сферах, выступающий в качестве символа данного государства;

- официальный язык — язык государственного управления, законодательства, судопроизводства.

Эти два определения воспринимаются как разъяснительно-рекомендательные, не обязательные для всех стран.

Государство может признать в качестве государственного или официального один (Латвия, Франция, Украина) или несколько языков (Белоруссия, Бельгия, Индия, ЮАР). В некоторых государствах, помимо одного государственного языка, могут существовать государственные (официальные) языки отдельных регионов (например, русский, украинский и крымско-татарский – в Республике Крым).

Одна из важнейших характеристик населения – религиозный состав, также может рассматриваться в качестве основы для выделения признака государства. В ряде государств в качестве официальных религий признаны православие (Греция), католицизм (Ватикан, Коста-Рика, Лихтенштейн), лютеранство (Дания, Исландия), англиканство (Англия в составе Великобритании), ислам в суннитской версии (Алжир, Афганистан, Мавритания, Пакистан), в шиитской версии (Ирак, Иран), буддизм (Бутан, Камбоджа, Лаос).

В ряде государств официальная религия была отменена недавно – в 2006 г. индуизм в Непале, лютеранство в 2000 г. в Швеции и в 2012 г. в Норвегии.

Если какое-либо учение является государственным, то государство принимает участие в финансировании организации, в той или иной степени влияет на кадровые вопросы (от прямого назначения религиозных лидеров до подтверждения статуса выбранных внутри организации), принимает законодательные акты, регулирующую внутреннюю деятельность организации, привлекает религиозных лидеров к участию в государственных структурах.

Основной признак – население

Дополнительные признаки – гражданство (подданство), государственный (официальный) язык, государственная (официальная) религия

В таблице 3 представлен перечень крупнейших государств по численности их населения.

5. Правовая система – юридический скелет государства. Государство, его институты, власть закреплены в праве и действуют, опираясь на право и правовые средства. Право возникает в силу одних и тех же объективных причин и потребностей одновременно с государством. В своем взаимодействии они образуют своеобразное единое целое – «государство-право», существуя и функционируя в этом взаимодействии неразрывно друг от друга.

Право является мощным регулятором общественных отношений. С помощью права государство упорядочивает социальные связи, регулирует их и достигает тем самым желаемых целей и результатов. Государство создает нормы позитивного права, выражая тем самым в них свою волю, в демократических государствах данная воля совпадает с волей всего народа. Без государства позитивное право существовать не может, оно обеспечивается силой государственного принуждения и, как мы сказали, исходит от государства. Однако и без права государство тоже не может существовать. Статус государства, порядок образования и деятельности его органов и многие другие вопросы, без которых государство не может считаться таковым, регламентируются правовыми нормами.

Нельзя рассматривать правовую систему только как систему нормативно-правовых актов (система права), это и правовая культура, а также существующая в государстве система правореализации.

Система права – как совокупность правовых норм, институтов и отраслей в их взаимосвязи – продолжает складываться под воздействием правовой культуры - системы ценностей, правовых идей, убеждений, навыков и стереотипов поведения, правовых традиций общества. Правовая культура общества зависит от уровня развития правового сознания населения, уровня развития правовой деятельности и уровня развития всей системы законодательства. Большое значение в этом имеет существующая практика реализации права.

Основной признак – правовая система

Дополнительные признаки – система законодательства, конституционный строй

6. К основным признакам государства является бюджетно-налоговая система.

Бюджетная система является частью системы государства и, по сути, представляет собой совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны.


Таблица 3. Крупнейшие государства мира по численности населения, млн. чел.

1500

1900

2014

2050

Название Численность Название Численность Название Численность Название Численность
Индия 106,3 Китай 400 КНР 1368,8 Индия 1620,0
Китай 100,0 Индия 284,5 Индия 1261,8 КНР 1384,9
Франция 18,0 США 76,2 США 318,6 Нигерия 440,4
Мексика 16,0 Россия 71,2 Индонезия 252,8 США 400,8
Россия 14,7 Германия 56,4 Бразилия 203,2 Индонезия 321,4
Япония 11,3 Япония 43,8 Пакистан 187,9 Пакистан 271,1
Италия 11,0 Индонезия 42,7 Нигерия 178,5 Бразилия 231,1
Германия 9,0 Франция 40,5 Бангладеш 156,9 Бангладеш 201,9
Нигерия 9,0 Великобр. 35,4 Россия 146,2 Эфиопия 187,5
Бангладеш 8,8 Италия 32,5 Япония 127,0 Филиппины 157,1
Индонезия 7,8 Бангладеш 29,0 Мексика 119,7 Мексика 156,1
Египет 7,3 Польша 25,1 Филиппины 100,2 ДРК 155,3
Пакитан 7,0 Украина 24,9 Вьетнам 89,7 Танзания 129,4
Бразилия 6,8 Пакистан 19,7 Эфиопия 87,9 Египет 121,8
Перу 6,5 Южная Кор. 19,2 Египет 87,2 Россия 120,9

 

Данные: Википедия - https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_стран_по_населению,

https://ru.wikipedia.org/wiki/Население_стран_мира_(прогноз)

 


Бюджетная система представляет собой совокупность отношений, возникающих между различными субъектами в процессе:

- формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней системы и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

- составления и рассмотрения проектов бюджетов системы, их утверждения и исполнения, контроля за их исполнением.

Государственный бюджет — важнейший финансовый документ государства. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Бюджетный процесс – это деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении.

Основными принципами любой системы государственного бюджета можно назвать следующие:

- единство бюджетной системы;

- разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы государства;

- самостоятельности бюджетов;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.130.24 (0.089 с.)