Сибирский институт управления – филиал ранхигс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сибирский институт управления – филиал ранхигс



РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ РАНХиГС

 

 

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

В двух частях

Часть 1

М.Ю. Зенков

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

                                        УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

для студентов всех форм обучения

по направлению
38.03.04 — Государственное и муниципальное управление

                                         НОВОСИБИРСК 2015


ББК 67.401я73

З 56-38

 

Издается в соответствии с планом учебно-методической работы СИУ РАНХиГС

Рецензенты:

Е.С. Козина — кандидат социологических наук, заместитель декана факультета «Управление персоналом» ФГБОУ ВПО СГУПС

 

Н.А. Струкова — кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления СИУ РАНХиГС

 

С 409 Основы государственного и муниципального управления: учеб. пособие— Ч. 1. М.Ю. Зенков. Основы государственного управления / СИУ РАНХиГС.— Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2015.—     с.

 

Учебное пособие подготовлено с целью обеспечения дисциплины базовой части «Основы государственного и муниципального управления».

Учебное пособие построено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по направлению «Государственное и муниципальное управление» и содержит как вопросы теории государственного управления, так и актуальную информацию в отношении современного государственного строительства, законодательства, передового опыта государственного управления.

Предназначено для студентов всех форм обучения, а также может быть использовано государственными и муниципальными служащими, депутатами законодательных и представительных органов.

 

 

ББК 67.401я73

Ó СИУРАНХиГС, 2014СИУРАНХиГС 2014


Оглавление

Предисловие. 5

1. Понятие государственного управления. 8

1.1. Системные исследования об управлении обществом 8

1.2. Основные интерпретации понятия «государственное управление» 13

1.3. Принципы государственного управления. 20

1.4. Публичный (общественный) интерес в государственном управлении 24

2. Развитие представлений о государстве и государственном управлении 31

2.1. Развитие представлений о государстве и государственном управлении в Древнем мире и Средние века. 31

2.2. Государственно-правовые концепции Нового времени 48

2.3. Государство и государственное управление в идеях россиян 81

2.4. Современные подходы к пониманию государства и государственного управления 92

3. Понятие и происхождение государства. 102

3.1. Понятие государства. 102

3.2. Признаки государства. 107

3.3. Происхождение государства. 134

4. Форма государства. 143

4.1. Проблемы типологии государства. 143

4.2. Форма правления. 148

4.3. Форма государственного (государственно-территориального) устройства 162

4.4. Форма государственного (политического) режима. 168

4.5. Формы межгосударственного сотрудничества. 172

5. Государственный орган: понятие, правовой статус. 179

5.1. Понятие и признаки государственного органа. 179

5.2. Классификация государственных органов. 191

5.3. Структура государственного управления в ведущих государствах мира 202

6. Организация государственного управления в Российской Федерации 214

6.1. Президент Российской Федерации. 214

6.2. Федеральное Собрание – Парламент Российской Федерации 240

6.3. Правительство Российской Федерации и система федеральных органов исполнительной власти 262

6.4. Судебная система Российской Федерации. 280

6.5. Федеральные государственные органы с особым статусом 304

6.6. Система государственных органов субъекта Российской Федерации 332

7. Формирование и реализация государственной политики. 357

7.1. Формирование государственной политики. 357

7.2. Механизмы реализации и направления государственной политики 374

8. Модернизация и эффективность государственного управления 386

8.1. Эффективность государственного управления. 386

8.2. Современные административные реформы.. 397

8.3. Административные реформы в России. 407

Заключение. 423

 

Предисловие

Тем, кто всегда рядом и в сердце

 

Целью учебного пособия является оказание помощи студентам в изучении дисциплины «Основы государственного и муниципального управления», обучающимся по дистанционной технологии.

Содержание учебного пособия строго соответствует рабочей программе, разработанной на основе государственного стандарта на дисциплину «Основы государственного и муниципального управления» по направлению 38.03.04 — Государственное и муниципальное управление.

В ходе учебного процесса дисциплина «Основы государственного и муниципального управления» разбивается на два логически связанные между собой, но фактически разные раздела – «Основы государственного управления» и «Основы муниципального управления».

Целью изучения дисциплины является формирование готовности к осуществлению профессиональной деятельности по направлению «Государственное и муниципальное управление».

Исходя из цели, учебная дисциплина предполагает последовательное решение следующих задач:

1) формирование представлений о принципах организации и функционирования системы государственного и муниципального управления, теоретико-методологических основах государственного и муниципального управления;

2) получение знаний о различных формах, моделях построения системы государственного управления, организации деятельности государственных органов, в том числе органов государственной власти, взаимодействии государства и местного самоуправления, формировании и развитии местных сообществ;

3) развитие навыков самостоятельной работы с нормативной базой с учетом его постоянного обновления и изменения;

4) содействие формированию правовой культуры современного российского общества.

Для удобства самостоятельного изучения данного учебного курса после каждой главы даются контрольные вопросы и задания, а также списки основной и дополнительной литературы.

В пособии использована следующая пиктограмма:

! — понятие, ключевые слова, которые следует запомнить;

& — дополнительный источник информации.

 

В результате освоения дисциплины «Основы государственного и муниципального управления» (раздел «Основы государственного управления») студент должен:

По окончанию изучения дисциплины студент должен:

иметь представление об исторических формах реализации государственного управления, методологических подходах к изучению организации государственного управления;

знать специфику субъектно-объектных отношений системы государственного управления, влияние внешней среды на его результаты, сущность целеполагания в государственном управлении; сущность власти, государственного аппарата; функции и характер взаимодействия органов государственного управления; нормативно-правовую базу, порядок формирования органов, финансово экономическую основу, формы непосредственного участия населения в решении государственных дел; социальную, региональную, экономическую политику государства;

уметь выявлять степень влияния объекта и среды управления на характер и возможности реализации решений, принятых органами государственной власти; формировать организационную структуру территориальных органов федеральных органов исполнительной власти; оценивать эффективность взаимодействия органов исполнительной, представительной и судебной ветвей государственной власти, а также государственных органов особой компетенции; работать с населением по месту жительства; разрабатывать проекты законов, постановлений, распоряжений, составлять справочные, информационные и иные документы;

владеть методами организации аппарата органа государственной власти; методиками проведения выборов в государственные органы и референдума; эффективными способами привлечения населения в решение государственных дел; технологиями создания общественных движений, разработки и принятия государственных решений.

Учитывая то, что неотъемлемой чертой государственного управления является его постоянное развитие, реформирование, необходимо периодически обновлять знания о функционировании системы и структуре государственных органов, обращаться к новым редакциям базовых федеральных конституционных и федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, подзаконных нормативных правовых актов.

В рамках преподавания дисциплины реализуется проект РАНХиГС «Образовательные инновации» по интеграции студентов, изучающих дисциплины направления «Государственное и муниципальное управление» - «Интеграция учебной и иных форм деятельности студентов (на примере использования социальной сети ВКонтакте как ресурса для обучения)»[1].

На все вопросы, которые могут возникнуть при знакомстве с материалами учебного пособия, автор готов дать пояснение по электронной почте: mzz@mail.ru.

 

План

1.1. Системные исследования об управлении обществом.

1.2. Основные интерпретации понятия «государственное управление».

1.3. Принципы государственного управления.

1.4. Публичный (общественный) интерес в государственном управлении.

План

2.1. Развитие представлений о государстве и государственном управлении в Древнем мире и Средние века.

2.2. Государственно-правовые концепции Нового времени.

2.3. Государство и государственное управление в идеях россиян

2.4. Современные подходы к пониманию государства и государственного управления.

План

3.1. Понятие государства.

3.2. Признаки государства.

3.3. Происхождение государства.

d
3.1. Понятие государства

Приходится констатировать, что многие века государственности, несмотря на войны, революции, другие общественные драмы глобального и локального масштабов, так и не прояснили в должной мере сущность государства, его место и роль в жизнедеятельности людей. Не утихает дискуссия о сущности государства. Государство нередко рассматривается как собственность тех политических сил или лиц, которые в нем владеют в данный момент властью. Немало пишется о государстве и как о структуре благоденствия, которая якобы обязана каждому человеку принести добро. Сегодня современные неоинституциалисты видят сущность государства в поддержании «правил игры» в различных сферах жизнедеятельности общества.

Необходимо понимать, что государство представляет собой многомерное явление, которое в сознании и жизни людей, общества отражается разными гранями (аспектами) в зависимости от той его стороны, которая связана с конкретным вопросом, отношением, процессом, поведением, действием и т.д. Причем каждое проявление государства имеет смысл, поскольку оно несет в себе что-то от его сущности.

 

!!
Государство — это властно-политическая организация, обладающая суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, и устанавливающая правовой порядок на определённой территории.

 

Государство, прежде всего, предстает перед каждым человеком в качестве формы общества. Оно повязано системой общественных отношений людей, соучаствует в их сознании, поведении и деятельности, способствует организации жизни, в том числе экономической, на определенной (своей) территории. Государство объединяет людей, проживающих на известной (очерченной государственными границами) территории и обеспечивает их взаимодействие между собой. В это взаимодействие вовлекаются самые разнообразные ресурсы, средства, предметы природы и общества, но государство связано с взаимодействием людей и через них организует и регулирует производственные, обслуживающие, образовательные и иные процессы.

Государство - это территориальная организация людей, что имеет принципиальное значение. Во-первых, тем самым преодолеваются родоплеменные («кровные») взаимосвязи, и они заменяются на сугубо общественные. Во-вторых, создается структура, которая выступает (по идее!) нейтральной по отношению к национальным, религиозным и социальным признакам разных людей. Исторически государство ведет к новому сообществу людей.

Вся специфика, имеющая сущностное значение, состоит здесь в том, что государство особым, юридическим способом объединяет людей, формой чего выступает институт гражданства. К сожалению, он до сих пор не получил того авторитета и поддержки, которых заслуживает. Ведь институт гражданства в юридическом (правовом) смысле выравнивает людей между собой, делает их по отношению к государству (его законам и механизмам их защиты) равноправными. Формируются предпосылки для свободного развития и самореализации человека, ибо укрепляется его статус, который даже в худшем случае как-то гарантируется государственной властью. Институт гражданства, как правовой связи человека с конкретным государством, фиксирующий определенные обоюдоответственные отношения, служит важным основанием для рассмотрения любых вопросов государственного управления.

В силу того, что государство объединяет людей, проживающих на его территории, в том числе лиц без гражданства, а также иностранцев (граждан других государств), оно объективно выражает общие для всех, «святые», интегрированные потребности, интересы и цели жизнедеятельности своего сообщества людей. История знает немало примеров противного, когда по вине бездарных правителей или по злому их умыслу государства противостояли своим гражданам, что, как правило, не способствовало их долговечности, и они разрушались.

Постоянная (сопровождающая историю государства) проблема заключается в том, чтобы на каждом этапе развития отыскивать ту «золотую середину», которая бы, с одной стороны, обеспечивала права и свободы человека, давала простор его активности и творчеству, а с другой - вводила в общество определенное организованное начало, упорядочивала деятельность индивидуумов. Государство не решает проблемы, как часто кое-кому кажется (оно само ничего не производит), а создает и поддерживает в «работоспособном» состоянии организационные и правовые условия для решения проблем, на которые направляются усилия всего общества, людей, занятых производством материальных, духовных и социальных продуктов. Если говорить обобщенно, для государства важно, в первую очередь, видеть, что такое национальные интересы его народа, какова их связанность и взаимозависимость с интересами народов мирового сообщества, и делать все необходимое для их практического осуществления.

Следующий момент, придающий государству особый статус в обществе, заключается в том, что именно (и только) через его структуры и механизмы формируется и закрепляется всеобщая воля, придающая государственным установлениям обязательный характер. Государство посредством своих органов принимает законы и другие нормативные акты (правила поведения) и обеспечивает их проведение в жизнь всеми находящимися в его распоряжении методами, в том числе административными и уголовно-правовыми. Можно сказать, что государству принадлежит легитимная монополия на законодательствование и принуждение при его реализации.

Конечно, существуют проблемы и противоречия. В выявлении общей воли, в трактовке решений, принятых простым большинством (даже посредством референдумов), в распределении обшей властной воли «по горизонтали» и «по вертикали», в соотношении общей воли и свободы личности, в адекватности обшей воли общественным потребностям и интересам, в осуществимости этой воли и по многим другим аспектам. Тем не менее, несмотря на все трудности и относительность многих механизмов и форм волеизъявления, в системе законодательства, формируемой государственными органами, содержится определенная доля общей воли, и развитие демократии в том-то и состоит, чтобы эта доля расширялась и наполнялась содержанием, отражающим потребности и интересы людей, их идеалы и ценности.

Сущность государства определяется также тем, что для обеспечения реализации своих целей и функций оно создает и поддерживает в определенном объеме и состоянии свой аппарат - совокупность людей (с соответствующими средствами), профессионально занятых выявлением общих потребностей, интересов, целей и воли, институциональным закреплением последних и проведением государственно-правовых установлений (норм) в жизнь. Этот аппарат имеет сложную структуру и разнонаправленную деятельность. Одна его часть обслуживает законодательствование, исполнение законов и судебную защиту граждан, т.е. связана с государственным управлением в функциональном его понимании, другая - поддерживает внутреннюю (правопорядок) и международную устойчивость и безопасность государства, его взаимоотношения с мировым сообществом.

Состояние аппарата, его связанность с обществом или отчужденность от общества, его объем и иерархическое построение, качество персонала и многие другие параметры имеют решающее значение для самого государства, общества и государственного управления.

В виде формы общества государство выступает единовременно структурой и механизмом общественного самоуправления. Наверное, каждый согласится с тем, ибо такова реальность, что государственно-правовые институты создаются обществом для ведения общественных проблем и люди, которые занимают любые посты в государстве, воспитываются обществом и выдвигаются туда тоже им. Государство «идет» от общества и призвано обслуживать его потребности, интересы, цели и волю. Следовательно, государственно-правовые институты, по крайней мере в демократическом государстве, являются институтами самого общества и подлежат его ведению. Государство должно иметь только те институты, которые необходимы обществу и несут ему благо, и организовывать их таким образом, чтобы они вовлекали в свое формирование и функционирование возможно большее число граждан. С этой точки зрения открытость государства обществу и степень вовлечения граждан в процессы его деятельности характеризуют в главном развитость государства как демократического и правового общественного института.

И еще об одном моменте, отличающем именно государство, нельзя не сказать. Государство представляет собой объединенное им общество людей в качестве целостности («закрытой» структуры) на мировой арене во взаимоотношениях с другими странами и народами. Через государство устанавливаются и поддерживаются дипломатические отношения, заключаются и исполняются международные договоры и соглашения, создаются региональные и мировые организации и союзы, унифицируются и защищаются права и свободы людей. Формирование открытых обществ усиливает интеграционные связи между народами, что повышает роль государств (их органов) в налаживании международного сотрудничества и укреплении мирового правопорядка.

Таким образом, государство олицетворяет собой сложное образование, воспроизводящее и содержащее в себе много общественного и одновременно оказывающее большое влияние на состояние и развитие общества. Между государством и обществом существуют прямые и обратные связи, идет взаимообмен информацией и деятельностью. Коротко говоря, государство есть публичная и легитимная (нормативно выраженная) властная сила общества. Можно добавить, организованная сила общества, но властная сила потому и является таковой, что она организованна.

þ На сегодняшний день нет единой точки зрения на определение понятия «государство». Единственный международный правовой акт – Конвенция Монтевидео о правах и обязанностях государств 1933 года[122], в котором закреплены четыре признака государства как субъекта международного права:

- постоянное население;

- определённая территория;

- собственное правительство;

- способность к вступлению в отношения с другими государствами.

Вместе с тем, в литературе выделяются, кроме данных, еще и другие признаки, которые отличают государства от других общественных институтов.

Признаки государства

Признаки любой вещи являются свойствами данной вещи, образующими ее качественную, а не количественную сторону. Признак вещи не может существовать вне и помимо самой вещи. Признаки позволяют не только отличить вещь от иных, сходных с нею или не сходных, вещей. Они помогают более наглядно, предметно-вещественно, осязаемо раскрыть содержательную, сущностную и функциональную стороны вещи. Эти общие методологические положения вполне применимы и к государству.

Многообразие государств не позволяет придать какому-либо из признаков важнейшее значение, с развитием государств сами их признаки также развиваются, видоизменяются. Вместе с тем, можно выделить как основные (изначально присущие государствам), так и дополнительные (появившиеся в ходе развития государства) признаки.

1. Публичная власть. Термин «власть» означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать ее подвластным, осуществлять над ними господство. В государстве такие отношения устанавливаются между населением и особой когортой (слоем) людей, которая им управляет. Иначе их еще называют чиновниками, бюрократией, управленцами, политической элитой и т.п.

Власть политической элиты носит институализированный характер, т. е. осуществляется посредством органов и учреждений, объединенных в единую иерархическую систему. Механизм государства, являющийся материальным выражением государственной власти, позволяет обеспечить нормальную жизнедеятельность общества. К важнейшим частям его относятся законодательные и исполнительные органы. Правители меняются, а учреждения сохраняются, за исключением случаев уничтожения государства в результате захвата или гражданской войны. Вследствие своей институализированности (организованности) государство обладает относительной стабильностью.

Публичная власть особенно ярко показывает несовпадение, нетождественность государства и общества. При этом нисколько не снижается научная значимость понятия государства как политической формы, способа организации общества в целом. Именно данный признак фиксирует деление общества на властвующих и подвластных, управляющих и управляемых. Одновременно сохраняет свою научную и практическую значимость деление элементов структуры общества по имущественным, идеологическим, религиозным, половозрастным, национальным, классовым, сословным, групповым основаниям.

Деление общества в связи с публичной властью на властвующих и властных, управляющих и управляемых не следует рассматривать как недостаток, дефект, болезнь общества, от которых необходимо поскорее избавиться. Этот признак не подводит к тому, чтобы понимать государство только и исключительно как добро или зло. И теоретически, и практически он раскрывает, насколько сложным, неоднозначным, противоречивым и даже трагическим может быть соотношение государства и общества. Общество может испытывать доверие или недоверие к институтам публичной власти. Более того, отношение общества к власти может принять самые радикальные революционные формы. И этому история дает немало примеров. Другими словами, государство, публичная власть могут отделить себя, например, от церкви, но никогда не сумеют отделить себя от общества, человека даже в состоянии крайнего отчуждения от своей социальной основы.

Публичная власть как признак государства называется публичной по следующим основаниям. Во-первых, она является предметно-институциональным воплощением, реализацией объективных общественных потребностей в государстве. Во-вторых, она выступает и действует всегда (даже на официальном уровне - монарх, президент, парламент, правительство, суд, армия, даже в случаях ошибки) от имени общества, народа, нации. В-третьих, по своему назначению, целям, задачам, функциям она действует, призвана действовать в интересах общества. В-четвертых, она открыта и доступна обществу в той или иной форме (политические партии, избирательные системы, общественные организации, общественные движения вплоть до революционных выступлений, восстаний и др.).

Отличительными признаками государственной власти в отличие от других видов власти (политической, партийной, религиозной, экономической, производственной, семейной и т. д.) являются, во-первых, ее всеобщность, или публичность, т. е. распространение прерогатив на всю территорию, на все население, а также то, что она представляет все общество в целом; во-вторых, ее универсальность, т. е. способность решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы; в-третьих, общеобязательность ее указаний.

Устойчивость государственной власти, ее способность принимать решения и проводить их в жизнь зависят от ее легитимности. Легитимность власти означает:

а) ее законность, т. е. установление средствами и способами, которые признаются справедливыми, должными, правомерными, моральными;

б) ее поддержка населением;

в) ее международное признание.

Существует множество средств обеспечения легитимности власти, среди которых многопартийность, выборы, уход в отставку, референдумы и др.

Обеспечение публичной власти осуществляется не только за счет аппарата государства – системы государственных органов (органов управления), но и за счет так называемого аппарата принуждения – системы правоохранительных органов, армии, пенитенциарной системы, которые используют легальные способы государственного принуждения.

Основной признак – публичная власть

Дополнительные признаки – механизм государства (государственный аппарат), аппарат принуждения

2. Государство обладает суверенитетом. Суверенность государства означает его верховную власть на определенной территории. В каждом обществе могут действовать различные властные структуры (партийные, производственные, семейные и др.). Но высшей властью обладает лишь государство, и ее решения обязательны для всех граждан, организаций и учреждений в данном обществе.

Суверенитетом обеспечивается высшая и полная законная власть над всем, чем располагает данное общество (землями и водами, недрами и воздушным пространством). Суверенитет обеспечивает независимость каждого общества. На современном этапе развития цивилизации независимость должна достигаться не самоизоляцией и автаркией, а взаимным сотрудничеством на основе баланса интересов, а не сил. Государство является главным выразителем суверенитета своего общества.

Государственный суверенитет — это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права; необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства; возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма; обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права.

Уважение суверенитета - основной принцип современного международного права и международных отношений, который закреплен в Уставе ООН[123] и других международных актах.

Основной признак – государственный суверенитет

Дополнительный признак – признание со стороны других государств и международных организаций, участие в международной деятельности

3. На своей территории государством осуществляется территориальное верховенство, совокупность высшей и единственной власти, которая является одной из неотъемлемых частей государственности. Границами государственной территории устанавливаются пределы действия высшей государственной власти и издаваемых ею норм.

Состав государственной территории:

- суша — часть поверхности планеты, не покрытая водами, в пределах государственных границ;

- внутренние и территориальные воды;

- воздушное пространство - (тропосфера, стратосфера, ионосфера, а также значительная часть вышележащего пространства) в пределах государственных границ;

- недра - часть земной коры, расположенная ниже земной поверхности и дна водоемов до доступной глубины;

- иные территории в соответствии с юридической принадлежностью (космические корабли, воздушные и водные суда, посольства).

Государственная граница — линия и проходящая по этой линии вертикальная плоскость, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) страны, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета.

Государственная граница устанавливается, как правило, на основе договоров между сопредельными государствами, а там, где территориальные воды государства соприкасаются с открытым морем, — внутренними законодательными актами прибрежных государств в соответствии с международным правом.

Территориальное разграничение между государствами осуществляется поэтапно, в ходе делимитации и демаркации границы.

Делимитация границы (лат. delimitatio — установление границ) — определение общего положения и направления государственной границы между сопредельными государствами путём переговоров.

Постановления о делимитации обычно являются составной частью мирных договоров или специальных соглашений об установлении или изменении государственных границ. В ходе делимитации договаривающиеся стороны составляют, как правило, по карте, без проведения работ на местности, описание прохождения линии границы, которое может быть самостоятельной статьёй в самом договоре или в приложении к нему.

В соответствии с определённым в договоре положением линии границы она наносится на географическую карту, которая, как правило, является составной частью договора о делимитации границы и в этом качестве служит наглядным свидетельством о положении линии границы. Материалы делимитации служат основанием для последующего этапа определения границы — проведения её на местности (демаркации) путем обозначения ее специальными пограничными знаками.

В межгосударственной практике известны орографические, геометрические и географические государственные границы.

Орографическая граница — линия, проведённая по естественным рубежам с учётом рельефа местности, в основном по горному водоразделу и руслу рек.

Геометрическая граница пересекает местность без учёта её рельефа (минуя населённые пункты).

Географическая линия проходит через определённые географические координаты (может совпадать с параллелью или меридианом). Географические границы, проведённые по параллелям и меридианам, встречаются в Африке и Америке, где они устанавливались государствами-метрополиями для колоний.

þ Согласно действующему закону о Государственной границе РФ, прохождение Государственной границы РФ обычно устанавливается[124]:

- на суше - по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;

- на море - по внешней границе территориального моря Российской Федерации;

- на судоходных реках — посередине главного фарватера[125] или тальвегу[126] реки;

- на несудоходных реках, ручьях — по их середине или по середине главного рукава реки;

- на озёрах и иных водоёмах — по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы государственной границы к берегам озера или иного водоема;

- на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водоёмах - в соответствии с линией государственной границы, проходившей на местности до её затопления;

- на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озёра и иные водоёмы, — посередине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения государственной границы на воде.

В настоящее время международным правом запрещается насильственный захват территорий других государств, нарушение государственных границ, использование их территорий без согласования с ним.

Также закреплён принцип территориальной целостности и неприкосновенности государств.

Международное право допускает возможность (признаёт законными) изменения границ государственной территории лишь в строго определённых случаях:

- изменение границ государственной территории, произведённое на основе принципа самоопределения народов и наций;

- обмен, передача или уступка государственной территории, производимые добровольно и в интересах развития мирных добрососедских отношений между государствами.

Основной признак – территория

Дополнительные признаки – государственная граница

В таблице 2 представлен перечень крупнейших государств мира по территории.

 

Таблица 2. Крупнейшие государства мира по территории

№ п/п Название Площадь, км2
1 Российская Федерация 17125187
2 Канада 9984670
3 Китайская Народная Республика 9598962
4 Соединённые Штаты Америки 9519431
5 Федеративная Республика Бразилия 8514877
6 Австралийский Союз 7686850
7 Республика Индия 3287590
8 Аргентинская Республика 2780400
9 Республика Казахстан 2724902
10 Алжирская народно-демократическая республика 2381740
11 Демократическая республика Конго 2345410
12 Королевство Саудовская Аравия 2149690
13 Мексиканские Соединённые Штаты 1972550
14 Республика Индонезия 1904556
15 Республика Судан 1886068

 

4. Население. Государство - это организация власти, субъектом и объектом которой является народ, населяющий территорию государства. Государство объединяет людей в единое целое, а принадлежность их к данному государству отражается понятием «гражданство» («подданство»). Гражданство (подданство) - это устойчивая правовая связь лица с данным государством, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.

Государству свойственно объединение людей по территориальному признаку в один территориальный коллектив (граждане государства, население страны) и одновременное разделение его в целях оптимизации управления на меньшие территориальные коллективы (население областей, районов и т. п.).

Гражданство является одним из институтов конституционного права и обычно находит своё закрепление в конституции (основном законе) или конституционном акте государства и иных нормативно-правовых актах. Проявляется как взаимоотношение между государством и лицами, находящимися под его властью: государство признает и гарантирует права и свободы человека, защищает и покровительствует ему за границей; в свою очередь гражданин, безусловно, соблюдает законы и предписания государства, выполняет установленные им обязанности. Совокупность этих прав и обязанностей составляет политико-правовой статус гражданина, отличающий его от иностранных граждан и лиц без гражданства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.97.219 (0.086 с.)