Отставание от развитых стран исчисляется десятилетиями. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отставание от развитых стран исчисляется десятилетиями.



2.3. Техническое и профессиональное образование

Наблюдается нехватка, невысокое качество и низкий престиж специалистов рабочих профессий и обслуживающих специальностей. В исследовании BCG по соотношению спроса (опрос работодателей топ 10 специальностям ТиПО) и предложения (опрос колледжей по топ 10 специальностям ТиПО), выявлено совпадение только по 1 профессии - швея. 

Несмотря на темпы цифровизации и развитие высокотехнологичных рабочих мест, рабочие специальности будут в среднесрочной перспективе составлять существенную прослойку трудовых ресурсов, необходимых для поддержания бесперебойного функционирования отраслей экономики, особенно в кризисные периоды, а также развития сервисной экономики.

Режим изоляции в связи с пандемией COVID-19 еще раз наглядно показал первостепенную необходимость в специалистах, которые удовлетворяют наиболее значимые запросы граждан в повседневной жизни, поддерживают объекты критической инфраструктуры.

Сегодня 60% трудовых ресурсов страны работают не по полученной специальности в связи с ее невостребованностью, что приводит к системным перекосам на рынке труда и способствует снижению производительности труда по экономике в целом.

Переориентирование данной категории людей на переобучение рабочим профессиям могло бы оказать мультипликативный позитивный эффект как на уровне человека, так и государства.

2.4. Высшее образование

Качествовысшего образования, результативность проводимых исследований и уровень профессиональной подготовки вузов не способствует устойчивому росту казахстанской экономики. Имеет место «квалификационная яма» в силу оторванности образовательных программ вузов от требований рынка труда и отсутствия взаимной интеграции с реальным сектором экономики. В большинстве вузов нет систем поддержки и развития предпринимательских установок и компетенций. Не достигнуты реальные результаты от внедрения Национальной системы квалификаций, не разработаны профессиональные стандарты. В целом, работодатели и вузы не видят совместной роли в построении экономики будущего. 

Несмотря на увеличение образовательных грантов, сохраняется доля необразованной и нетрудоустроенной молодежи ( NEET-молодежь), в том числе из сельской местности. Так, доля молодежи в возрасте от 14 до 29 лет, не охваченной никакими методами социализации, сократилась в 2018 году составил 7,7%. Высокие показатели NEET-молодежи сохраняются в южных регионах, а также Мангистауской и Карагандинской областях (от 10 до 13%, 2017 г.). Также в 2018 г. в Туркестанской области и в г.Шымкент зафиксирована высокая доля неустроенных выпускников школ после завершения среднего образования – 40% и 32%, соответственно.

Принятие Закона «О статусе педагога» привела к мотивационной диспропорции, когда зарплата преподавателя вуза ниже зарплаты школьных учителей. Данная ситуация усугубляет тенденцию снижения интеллектуального потенциала вузов и неготовности к кардинальным изменениям.

Система приема в вузы была разработана в 1990-х года прошлого столетия и не соответствует международной практике, в том числе Назарбаев Университета. Вузы, несмотря на провозглашенную в 2018 году академическую и управленческую самостоятельность, не имеют реальной автономии и не заинтересованы в повышении конкурентоспособности. Также, имеет место негативное восприятие со стороны общества о наличии коррупционных проявлений, в том числе прохождение ЕНТ, защита дипломных работ и назначение ректоров вузов.

Согласно результатам PIAAC, в странах ОЭСР каждое новое поколение улучшает результаты читательской грамотности. В Казахстане - наоборот ухудшает. Взрослое население страны не может работать с длинными текстами, интерпретировать и оценивать информацию, синтезировать информацию из нескольких источников, проводить базовый анализ данных и статистики.

На фоне падающего качества образования растет недоверие граждан и наблюдается отток молодежи в поисках лучшего образования за пределы страны. Принятая в 2019 году Госпрограмма развития образования и науки на 2020-2025 гг. и Закон «О статусе педагога» нацелены на решение актуальных вопросов образования среднесрочного характера. Отсутствуют системные исследования глубинных причин образовательного неравенства и сохраняющегося низкого качества казахстанского образования.

 

 

Предлагаемые поручения

С учетом вышеназванных проблем, предлагаются следующие решения.

3.1 Национальный форсайт образовательной среды

В мировой практике, для формирования основы долгосрочной политики широко используются форсайты. Такие страны, как Япония, Финляндия, Южная Корея, Сингапур и Великобритания во многом обязаны текущему состоянию благодаря проведению общенациональных форсайтов не реже одного раза в 3-5 лет.

Форсайт зарекомендовал себя как наиболее эффективный инструмент выбора приоритетов в сфере науки и технологий, а в дальнейшем – и применительно к более широкому кругу проблем социально-экономического развития. По результатам Форсайта формируются масштабные национальные и международные исследовательские программы, в частности, 6-я и 7-я Рамочные программы по научным исследованиям и технологическому развитию Евросоюза, бюджеты которых составили, соответственно, 17,5 и 54 млрд. евро.

С целью определения развития образовательной модели Казахстана на следующие 10-15 лет, необходимо проведение Национального форсайта развития образовательной среды и науки и транслировать этот опыт на другие сектора экономики.

Для этого необходимо сформировать широкое коалиционное движение, предполагающее формирование проектных групп из технологических предпринимателей, представителей ведущих университетов и исследовательских центров, крупных деловых объединений, институтов развития, экспертных и профессиональных сообществ, а также заинтересованных органов исполнительной власти.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.40.43 (0.007 с.)