Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Результаты icils 2018 показывают, что школьники казахстана не владеют одной из самых важных компетенций современного мира - использование компьютера.
Таблица 1, ICILS 2018. Процент учащихся по каждому уровню среди стран Таблица 2, ICILS 2018. Средние результаты стран по баллам компьютерной и информационной грамотности, среднему возрасту, индекс развития ИКТ и график с процентом Следует также отметить, что Казахстан находится в числе явных аутсайдеров по уровню массового владения английского языка, занимая 93-е место среди 100 стран (22-место из 25 азиатских стран) в международном рейтинге EF English Proficiency Index[1]. Между тем, по прогнозам ООН, к 2025 году ожидается увеличение численности детей 5-14 лет на 705 тыс. чел. (+22%), а также молодежи 15-19 лет на 486 тыс. чел. (+44%). При этом, ожидается снижение числа низкоквалифицированных рабочих мест на 530 тыс. (-31%), что приведет к переизбытку рабочей силы 424 тыс. чел. Таким образом, низкий уровень навыков означает не только низкую конкурентоспособность, но и возрастающую уязвимость перед лицом угроз и вызовов нового характера в информационном обществе. На фоне снижения уровня навыков населения Казахстана и, соответственно, снижения экономической самодостаточности, ежегодно увеличивается финансирование социальной сферы. В 2019 году 45% средств государственного бюджета было направлено на финансирование сферы здравоохранения, образования, культуры и спорта. В период с 2014 по 2019 годы численность получателей адресной социальной помощи в Казахстане выросла с 77 тыс. человек до более чем 1,4 млн. чел., а объем выделяемых из бюджета средств на социальную поддержку с 2017 года увеличился в более чем 17 раз. Кроме того, наблюдается высокий уровень иждивенческих настроений среди населения. К примеру, 95% опрошенных в ходе соцопроса, проведенного Назарбаев университетом в 2019 году, полагает, что государство обязано обеспечить бесплатное образование[2].
2. Отдельно следует рассмотреть основные ключевые проблемы по уровням системы образования. 2.1. Дошкольное образование. В учет приняты результаты реализации программы «Балапан» - от низкого охвата дошкольным воспитанием и обучением к соответствию мировым показателям. Так, если в 2008 году охват составлял 36%, то в 2019 году - 95,2%. Наблюдается выполнение количественных показателей, без должного внимания к качеству дошкольного образования. Раннее развитие казахстанских детей не в полной мере соответствует стандартам ЮНИСЕФ. Так, 33,5% педагогов дошкольных организаций имеют среднее специальное образование (ЮНИСЕФ - 80%) и 14,9% высшее образование в сфере дошкольного воспитания и обучения (ЮНИСЕФ - 50%). В казахстанских дошкольных организациях соотношение для детей 4-5 лет составляет – 1:25 (ЮНИСЕФ - 1:15). Минимальный уровень государственного финансирования должен составлять не менее 1% от ВВП, а в Казахстане - 0,6%. В РК уровень бедности среди детей - 45% (ЮНИСЕФ - менее 10%).
Инфраструктура некоторых организаций дошкольного воспитания и обучения не соответствует целям раннего образования. Так, 6,6% дошкольных организаций - не оснащены ИКТ-оборудованием, 46% - на индивидуальном отоплении, 23,2% - без канализации, 19,6% - без горячей воды, 15,3% - без водопроводного снабжения. В целом, в стране не в полной мере сформировано целостное видение системы раннего развития детей и отсутствует межведомственное единство. Решение проблемных вопросов сведено к увеличению охвата дошкольным обучением и повышением прозрачности выделения мест в детских садах. 2.2. Среднее образование В силу разных причин неоднократно откладывался переход на 12-летнее образование. Во-первых, неготовность детей 6-летнего возраста к началу обучения в школе из-за низкого охвата детей дошкольными организациями. Во-вторых, несовершенство подготовки учителей к переходу на обновленное содержание образования, устаревшая система повышения квалификации и аттестации педагогических кадров. В-третьих, слабая материально-техническая база школ (2011 г. - 65,8% школ расположены в типовых зданиях) иотсутствие предметных кабинетов новой модификации. С 2011 года транслируется опыт НИШ и с 2016 года внедряется обновленное содержание образования. Однако, все это накладываются на старый “фундамент” школьной системы, что не приводит к кардинальным изменениям. Так, несмотря на бюджетные расходы по повышению квалификации (2016-2019 г.г. - 35,5 млрд. тенге), учительский корпус не готов к новым методикам обучения. Критериальная система оценивания требует больших временных затрат, что невозможно при большом количестве учеников в классе и высокой загруженности учителей. Обеспеченность учебниками и учебно-методической литературой и ее качество ежегодно вызывает нарекания как со стороны учителей, так и со стороны общественности. Материально-техническая оснащенность школьной сети не достигла современного уровня, несмотря на почти 2 тыс. новых школ, построенных за 30 лет.
Финансирование не покрывает необходимых требований оснащения организаций образования и оплаты труда педработников. Несмотря на ежегодный рост финансирования образования, отношение к ВВП сохраняется на уровне 3,4%. При этом ОЭСР рекомендует довести уровень финансирования до 5-6% от ВВП. У работников системы образования сравнительно низкая заработная плата не только в среднем по экономике страны (2019 г. - 127 тыс. тенге или 65% от средней по экономике страны), но и в разрезе регионов. Принятое в 2019 году решение в течение 4-х лет повысить зарплату учителей в 2 раза приведет к повышению в 2023 году зарплаты начинающего педагога до 118 тыс. тенге (55% от средней по экономике). По причине низкой привлекательности наблюдается старение профессии. Из 290 тыс. учителей школ, 51% старше 40 лет, а молодых учителей до 30 лет – всего 20%. Подобная диспропорция не способствует внедрению нового образовательного инструментария, соответствующего требованиям современной экономики. Результаты рейтингов “Best Countries for Education” и “Best Countries for Raising Kids” свидетельствуют о том, что в стране недостаточны условия для воспитания, развития и образования детей. Казахстан занимает низкие 70 и 73 места. Также, указанные рейтинги учитывают желание граждан обучаться в вузах своей страны из-за высокого качества образования. Так, учебная миграция из Казахстана за 19 лет выросла в 4,4 раза, в среднем по миру - 2,5 раза, из России – в 2,1 раза. Результаты исследования ICILS свидетельствуют о низком уровне IT-компетенций школьников в силу недостаточной квалификации учителей по компьютерным технологиям. Так,54% казахстанских детей не готовы к жизни в цифровом мире, при этом, показатели компьютерной оснащенности сопоставимы с показателями ОЭСР (на один компьютер - 22 учеников). Так, среди 9,5 тыс. учителей информатики 6,4% не имеют высшего образования, а 29% без категории. Более того, в школах нет учителей информатики со степенью магистра. В международном исследовании PISA-2018 казахстанские школьники показали 69 результат из 78 стран. Вместе с тем, НИШ вошли в первую “десятку” рейтинга. Нарастает образовательное неравенство в разрезе “город-село”, язык обучения и уровень доходов семьи. Разрыв 1,5 года есть между городскими и сельскими школами, между обучением на казахском и русском языках. Идет отставание школьников по чтению, математике и предметам естественно-научного цикла на 2-3 года от сверстников из стран ОЭСР. В целом, имеет место образовательное неравенство между регионами, внутри регионов, между школами, между городом и селом, между школами с русским и казахским языком обучения, внутри школ между учениками из семей с разным социально-экономическим статусом (ЕНТ, PISA, TIMSS и др.) Также стоит отметить, что модель школьного образования принципиально отстает от модели развития систем образования развитых стран. Так в странах ОЭСР с середины 1980-х годов начали разрабатывать куррикулум на основе компетенций, в то время как в 2002 году Казахстан все еще принимает “знаниевый” ГОСО. В 1996 году страны ОЭСР переходят на модель компетентностного образования, в Казахстане же лишь в 2004 году появился первый набор компетенций для ГОСО. В 2006 году Парламент ЕС принимает резолюцию по ключевым компетенциям для обучения на протяжении всей жизни, а с 2015 года ОЭСР запускает проект “Образование-2030”, который обеспечивает переход на мета-компетенции с 2019 года. В Казахстане же в 2015-16 гг был принят ГОСО на основе опыта НИШ и переход на 12-летние образование, соответственно лишь только переходят на образование компетенциям.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.231.155 (0.007 с.) |