Результаты icils 2018 показывают, что школьники казахстана не владеют одной из самых важных компетенций современного мира - использование компьютера. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Результаты icils 2018 показывают, что школьники казахстана не владеют одной из самых важных компетенций современного мира - использование компьютера.



 

Таблица 1, ICILS 2018. Процент учащихся по каждому уровню среди стран

Таблица 2, ICILS 2018. Средние результаты стран по баллам компьютерной и информационной грамотности, среднему возрасту, индекс развития ИКТ и график с процентом

Следует также отметить, что Казахстан находится в числе явных аутсайдеров по уровню массового владения английского языка, занимая 93-е место среди 100 стран (22-место из 25 азиатских стран) в международном рейтинге EF English Proficiency Index[1].

Между тем, по прогнозам ООН, к 2025 году ожидается увеличение численности детей 5-14 лет на 705 тыс. чел. (+22%), а также молодежи 15-19 лет на 486 тыс. чел. (+44%). При этом, ожидается снижение числа низкоквалифицированных рабочих мест на 530 тыс. (-31%), что приведет к переизбытку рабочей силы 424 тыс. чел.

Таким образом, низкий уровень навыков означает не только низкую конкурентоспособность, но и возрастающую уязвимость перед лицом угроз и вызовов нового характера в информационном обществе.

На фоне снижения уровня навыков населения Казахстана и, соответственно, снижения экономической самодостаточности, ежегодно увеличивается финансирование социальной сферы. В 2019 году 45% средств государственного бюджета было направлено на финансирование сферы здравоохранения, образования, культуры и спорта. В период с 2014 по 2019 годы численность получателей адресной социальной помощи в Казахстане выросла с 77 тыс. человек до более чем 1,4 млн. чел., а объем выделяемых из бюджета средств на социальную поддержку с 2017 года увеличился в более чем 17 раз.

Кроме того, наблюдается высокий уровень иждивенческих настроений среди населения. К примеру, 95% опрошенных в ходе соцопроса, проведенного Назарбаев университетом в 2019 году, полагает, что государство обязано обеспечить бесплатное образование[2].

 

2. Отдельно следует рассмотреть основные ключевые проблемы по уровням системы образования.

2.1. Дошкольное образование.

В учет приняты результаты реализации программы «Балапан» - от низкого охвата дошкольным воспитанием и обучением к соответствию мировым показателям. Так, если в 2008 году охват составлял 36%, то в 2019 году - 95,2%. Наблюдается выполнение количественных показателей, без должного внимания к качеству дошкольного образования.

Раннее развитие казахстанских детей не в полной мере соответствует стандартам ЮНИСЕФ. Так, 33,5% педагогов дошкольных организаций имеют среднее специальное образование (ЮНИСЕФ - 80%) и 14,9% высшее образование в сфере дошкольного воспитания и обучения (ЮНИСЕФ - 50%). В казахстанских дошкольных организациях соотношение для детей 4-5 лет составляет – 1:25 (ЮНИСЕФ - 1:15). Минимальный уровень государственного финансирования должен составлять не менее 1% от ВВП, а в Казахстане - 0,6%. В РК уровень бедности среди детей - 45% (ЮНИСЕФ - менее 10%).  

Инфраструктура некоторых организаций дошкольного воспитания и обучения не соответствует целям раннего образования. Так, 6,6% дошкольных организаций - не оснащены ИКТ-оборудованием, 46% - на индивидуальном отоплении, 23,2% - без канализации, 19,6% - без горячей воды, 15,3% - без водопроводного снабжения.

В целом, в стране не в полной мере сформировано целостное видение системы раннего развития детей и отсутствует межведомственное единство. Решение проблемных вопросов сведено к увеличению охвата дошкольным обучением и повышением прозрачности выделения мест в детских садах.

2.2. Среднее образование

В силу разных причин неоднократно откладывался переход на 12-летнее образование. Во-первых, неготовность детей 6-летнего возраста к началу обучения в школе из-за низкого охвата детей дошкольными организациями. Во-вторых, несовершенство подготовки учителей к переходу на обновленное содержание образования, устаревшая система повышения квалификации и аттестации педагогических кадров. В-третьих, слабая материально-техническая база школ (2011 г. - 65,8% школ расположены в типовых зданиях) иотсутствие предметных кабинетов новой модификации.

С 2011 года транслируется опыт НИШ и с 2016 года внедряется обновленное содержание образования. Однако, все это накладываются на старый “фундамент” школьной системы, что не приводит к кардинальным изменениям. Так, несмотря на бюджетные расходы по повышению квалификации (2016-2019 г.г. - 35,5 млрд. тенге), учительский корпус не готов к новым методикам обучения. Критериальная система оценивания требует больших временных затрат, что невозможно при большом количестве учеников в классе и высокой загруженности учителей. Обеспеченность учебниками и учебно-методической литературой и ее качество ежегодно вызывает нарекания как со стороны учителей, так и со стороны общественности. Материально-техническая оснащенность школьной сети не достигла современного уровня, несмотря на почти 2 тыс. новых школ, построенных за 30 лет.

Финансирование не покрывает необходимых требований оснащения организаций образования и оплаты труда педработников. Несмотря на ежегодный рост финансирования образования, отношение к ВВП сохраняется на уровне 3,4%. При этом ОЭСР рекомендует довести уровень финансирования до 5-6% от ВВП.

У работников системы образования сравнительно низкая заработная плата не только в среднем по экономике страны (2019 г. - 127 тыс. тенге или 65% от средней по экономике страны), но и в разрезе регионов. Принятое в 2019 году решение в течение 4-х лет повысить зарплату учителей в 2 раза приведет к повышению в 2023 году зарплаты начинающего педагога до 118 тыс. тенге (55% от средней по экономике).

По причине низкой привлекательности наблюдается старение профессии. Из 290 тыс. учителей школ, 51% старше 40 лет, а молодых учителей до 30 лет – всего 20%. Подобная диспропорция не способствует внедрению нового образовательного инструментария, соответствующего требованиям современной экономики.

Результаты рейтингов “Best Countries for Education” и “Best Countries for Raising Kids” свидетельствуют о том, что в стране недостаточны условия для воспитания, развития и образования детей. Казахстан занимает низкие 70 и 73 места. Также, указанные рейтинги учитывают желание граждан обучаться в вузах своей страны из-за высокого качества образования. Так, учебная миграция из Казахстана за 19 лет выросла в 4,4 раза, в среднем по миру - 2,5 раза, из России – в 2,1 раза.

Результаты исследования ICILS свидетельствуют о низком уровне IT-компетенций школьников в силу недостаточной квалификации учителей по компьютерным технологиям. Так,54% казахстанских детей не готовы к жизни в цифровом мире, при этом, показатели компьютерной оснащенности сопоставимы с показателями ОЭСР (на один компьютер - 22 учеников). Так, среди 9,5 тыс. учителей информатики 6,4% не имеют высшего образования, а 29% без категории. Более того, в школах нет учителей информатики со степенью магистра.

В международном исследовании PISA-2018 казахстанские школьники показали 69 результат из 78 стран. Вместе с тем, НИШ вошли в первую “десятку” рейтинга. Нарастает образовательное неравенство в разрезе “город-село”, язык обучения и уровень доходов семьи. Разрыв 1,5 года есть между городскими и сельскими школами, между обучением на казахском и русском языках. Идет отставание школьников по чтению, математике и предметам естественно-научного цикла на 2-3 года от сверстников из стран ОЭСР.

В целом, имеет место образовательное неравенство между регионами, внутри регионов, между школами, между городом и селом, между школами с русским и казахским языком обучения, внутри школ между учениками из семей с разным социально-экономическим статусом (ЕНТ, PISA, TIMSS и др.)

Также стоит отметить, что модель школьного образования принципиально отстает от модели развития систем образования развитых стран. Так в странах ОЭСР с середины 1980-х годов начали разрабатывать куррикулум на основе компетенций, в то время как в 2002 году Казахстан все еще принимает “знаниевый” ГОСО. В 1996 году страны ОЭСР переходят на модель компетентностного образования, в Казахстане же лишь в 2004 году появился первый набор компетенций для ГОСО. В 2006 году Парламент ЕС принимает резолюцию по ключевым компетенциям для обучения на протяжении всей жизни, а с 2015 года ОЭСР запускает проект “Образование-2030”, который обеспечивает переход на мета-компетенции с 2019 года. В Казахстане же в 2015-16 гг был принят ГОСО на основе опыта НИШ и переход на 12-летние образование, соответственно лишь только переходят на образование компетенциям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.231.155 (0.007 с.)