Государство по Твердохлебову Г. А. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государство по Твердохлебову Г. А.



Государство зарождается в период перерождения стада человекообразных существ в человеческое общество. Движущей силой этого процесса был естественный отбор, который отбирал те популяции гоминид, которые более успешно осознавали зарождающиеся в популяциях правоотношения. Менее способные в этом плане популяции посредством внутрипопуляционных конфликтов и межпопуляционной конкуренции элиминировали. Зарождение же правоотношений происходило на основе производства гоминидами орудий многократного использования. Производитель орудия стал требовать признания за ним права собственности на орудие собственного изготовления, что и рождало конфликты. Необходимость осознания правоотношений системы понятий «моё – не моё орудие» определила направление эволюции гоминид на увеличение объёма мозга и совершенствование его структуры, что, в конечном счёте, рождает способность матери, – через осмысление системы понятий «мой – не мой ребёнок» – осознавать своё материнство. Мать, покровительствуя своим детям, начинает регулировать конфликты между своими детьми, а затем и между всеми членами материнского рода. Рождается первая форма государственной власти – матриархат. В процессе исторического развития человеческого общества, с развитием, совершенствованием средств производства жизненных благ, с изменением, совершенствованием форм собственности на средства производства, с развитием общественного сознания изменяются правоотношения между субъектами права тех или иных государственных образований. Меняющиеся правоотношения перерастают свою диалектическую форму – государственную власть, требуя качественных изменений этой формы. Что периодически и происходит, чаще – посредством революций, реже – посредством эволюционных социально–экономических преобразований. Но какие бы изменения ни претерпевала государственная власть, начиная с самой первой – матриархатной – своей формы и кончая современными государствами, сущность этого явления остаётся неизменной: государственная власть остаётся диалектической формой развития правоотношений между образующими данное государственное образование субъектами права.

 

Источник: Твердохлебов Г. А. Рождение правоотношений и государственной власти // Государственная власть и местное самоуправление. – М.: Юрист, 2003, № 5. – С. 45– 48; http://samlib. ru/t/twerdohlebow_gennadij_alekseewich/st004. shtml

 

Иные концепции происхождения государства

Либертарно– юридическая теория

Согласно данной теории право и государство возникают, функционируют, развиваются и до сих пор существуют, и действуют как две взаимосвязанные составные части единого по своей сущности их социальной жизни. Исторически свобода проявляется как раз в процессе разложения и представляет собой всеобщую и необходимую форму нормативного и институционального признания, выражения и защиты этой свободы в виде правосудия индивидов в частных и публично– властных делах и отношениях. Последующий всемирно– исторический прогресс свободы — это одновременно и прогресс соответствующих правовых и государственных форм бытия, закрепления и осуществления этой свободы.

Патримониальная теория

Согласно данной теории государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землёй власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей. Подобным образом обосновывается феодальный суверенитет.

Волюнтаристские теории

Наиболее широко распространённая из современных волюнтаристских теорий — это «автоматическая теория». Согласно этой теории, изобретение земледелия автоматически приводит к появлению прибавочного продукта, что позволяет некоторым индивидам отделиться от производства питания и стать гончарами, ткачами, плотниками, каменотёсами и т. д., таким образом, создавая дальнейшее разделение труда. Из этой профессиональной специализации развивалась политическая интеграция, которая объединила некоторое число до этих независимых общин в государство. Этот аргумент чаще всего приводился британским археологом В. Г. Чайлдом.

Принципиальным противоречием этой теории является то, что сельское хозяйство не создаёт автоматически прибавочного продукта. Мы знаем об этом, так как многие земледельческие народы мира производят мало прибавочного продукта.

Ирригационная теория

Основная статья: Ирригационная теория

Ирригационную теорию связывают с именем немецкого учёного– марксиста К. Виттфогеля. В своей работе «Восточный деспотизм» он объясняет возникновение государства необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в аграрных районах. И действительно, в первых городах– государствах — Месопотамии, Египта, Индии, Китая происходили процессы создания мощных ирригационных систем. В связи с этим сформировался слой управленцев, которые знали: как поддерживать работу этих сооружений, обеспечивать судоходство, распределять воду, производить ремонт сооружений и др. Эти работы, по мнению Виттфогеля, требовали жесткого централизованного управления, распределения, учета и др. Данная теория отражала некоторые реальные процессы, происходившие в восточных регионах, но в действительности процессы образования государства и ведения ирригационных работ шли параллельно, хотя образование государства было первичным, поскольку именно государство было в состоянии вести такие трудоёмкие и гигантские работы, как строительство оросительных систем.

Расовая теория

Появилась в эпоху рабовладения в целях оправдания существующего строя и его основы — деления населения в силу прирождённых качеств на две породы людей — рабовладельцев и рабов. Расовая теория исходит из тезиса о делении людей на высшую и низшую расы. Первые призваны господствовать в обществе и государстве, вторые — слепо повиноваться первым. Основоположник расовой теории француз Ж. Гобино (1816—1882) объявлял арийцев высшей расой, призванной господствовать над низшими, к которым относились евреи и др. В нацистской Германии на основе расовой идеологии создавалась особая система ценностей в виде «вождя нации», «чистоты крови», история представлялась как история борьбы высшей арийской расы с другими низшими расами. Расовая теория считалась важнейшим средством решения всех государственно– правовых, общественных и международных проблем войну, которая, по мнению другого представителя этой теории, немецкого философа Ф. Ницше, являлась жизненной необходимостью для государства. Гитлер использовал расовую теорию для обоснования законного права высшей арийской расы уничтожать целые народы и национальные меньшинства.

Демографическая теория

Сущность данной теории состоит в том, что практически все общественные процессы, в том числе и образование государства, всегда обусловлено ростом населения, проживающего на определенной территории, которым нужно управлять.

Кризисная теория

В этой концепции используются новые знания, основной упор делается на организационные функции первичных городов– государств, на взаимосвязь происхождения государства и становления производящей экономики. При этом особое значение придаётся крупному, экологическому кризису на рубеже неолитической революции, переходу на этом этапе к производящей экономике и, прежде всего, селекционной деятельности. Теория учитывает как крупные, общезначимые кризисы, так и кризисы локальные, например те, которые лежат в основе революций (французской, октябрьской и др.)

Теория «инцеста»

Клод Леви– Стросс разработал и обосновал идею, согласно которой особенности производства человека (воспроизводство рода), а именно запрет инцеста (кровосмешения), явились исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, структуризации общества и возникновении государства. Суть теории состоит в том, что для обеспечения реализации запрета инцеста необходимо было применить весьма суровые, жестокие меры пресечения. Для этого понадобилось создание внутри родовой общины специальных органов, которые как посредством насильственного пресечения кровосмешения внутри рода, так и путём развития связей с иноплеменниками в целях взаимообмена женщинами явились прообразом будущей государственной структуры. Несмотря на внешнюю простоту и привлекательность данной теории, вряд ли возможно в качестве первопричины образования государства рассматривать установление запрета инцеста и создание внутри родового общества структур, обеспечивающих его реализацию. Исторически данный запрет возник задолго до возникновения первых государств, а, следовательно, их появление связано не только с действием названной причины, но и иных фактов.

(Последнее изменение этой страницы: 12:51, 13 марта 2013. Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution– ShareAlike; в отдельных случаях могут действовать дополнительные условия. Подробнее см. Условия использования. Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак некоммерческой организации Wikimedia Foundation, Inc).

Если Вы познакомились даже в общих чертах с многообразием подходов к пониманию сути государства, то тогда ответьте сами себе – ТАК КАКОЕ ГОСУДАРСТВО МЫ СТРОИМ!? Можно рассмотреть любую иную классификацию понятий государства, которая не будет сильно отличаться от изложенной и попытаться выбрать подходящий для себя подход.

В любом случае, единой общеринятой концепции и понимания государства вы не найдёте.

Как видим, даже из перечисленных подходов ясно, что единая точка зрения на определение государства ОТСУТСТВУЕТ!

Спрашивается, кто и что сегодня строит!? Какую независимость или суверенитет хотят получить и от кого, и в рамках чего?

Сегодня, как правило, определения государства далеки от понимания его сущности, целей и задач, указанных Аристотелем, Платоном, Жан Жаком Руссо, Карамзиным.

Не случайно, в большей части, именно государственный аппарат называют государством, подменяя таким образом саму сущность государства. Отметим, что здесь просматриваются как преднамеренные действия, так и объективный ход развития сознания человека. Возможно, что, человечество было ещё просто не готово к тому подходу в построении государства, о котором у нас пойдёт речь.

Если же следовать пониманию государства… как сообществу народов, то возникает два ключевых вопроса:

1. Через какую категорию выразить самого человека, его сущность, ценностные ориентации, чтобы категория – человек была положена в основу этого сообщества…;

2. Каково должно быть само государственное объединение (сообщество) народов, на каких принципах, нормах и правилах оно должно строиться, чтобы достигать за декларированных Аристотелем и Платоном целей… – достижения счастья каждым гражданином…

Эти вопросы у нас не останутся без ответа. Естественно, ответы будем искать в плоскости государственного строительства, беря за точку отчёта, самого человека.

Интересно, что так называемая выборная составляющая в формировании органов управления государства, присутствует во всех странах и племенах, чем автоматически признаётся народ как источник власти и базовый признак государствакак сообщества людей, а вернее народностей. Но на этом формальном признании, собственно всё дело и заканчивается. К сожалению, исследователям не удалось найти ни в одной конституции, ни в одной стране мира, самого определения государства. О чём тогда говорят основные законы всех стран мира? Англия, так вообще живёт без конституции. Вот такой существует невероятный парадокс, когда принимается основной закон страны, без определения понятия самого государства, уже не говоря об изложении всех основных терминов, понятий и их определений, которые используются в тексте Конституции.

Вывод очевиден и понятен: ЕДИНОГО ОБЩЕПРИНЯТОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА, СЕГОДНЯ НЕ СУЩЕСТВУЕТ!

Говоря о конституции государства, мы практически говорим о государственном строительстве, об основах этого строительства. Речь в данном случае, должна идти о методологии, принципах, нормах и правилах.

Не следует путать слагаемые Программы жизнеобеспечения государства: номенклатуру, объёмы продукции и услуг, денежные потоки с самим государственным строительством. Всякие показатели: ВВП, ставки, индексы, курсы и т. д., это показатели не государственного строительства, а реализации Программ жизнеобеспечения государства. Отсутствие общепринятого понимания сущности государства создаёт в головах людей винегрет. Вместо отработки методологии, принципов, норм и правил формирования экономико – правовой среды – «правил «игры», по существу необходимого формата межличностных отношений, создавая таким образом благоприятное социально – экономическое пространство, обеспечивающее з ащиту каждого человека, пространства его возможностей (прав человека), обеспечивающей свободные и равноправные условия реализации творческого потенциала людей, учёные погружаются в манипуляцию объёмами производимых ресурсов, товаров и услуг, их цен. По этой причине, внимание и усилия науки застряли в тупике манипуляций ресурсами, ищут, что называется тёмную кошку в тёмной комнате, при её там реальном отсутствии...



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.186.72 (0.018 с.)