Худого слова и растение боится 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Худого слова и растение боится



По возвращении из краев далеких засаживал я свой огород в деревне всякой разностью. Одну рябинку на утёсе возле обочины бетонной дороги давило колесами машин, царапало, мяло. Решил я ее выкопать и увезти в свой одичавший огород.

Осенью дело было. На рябине уцелело несколько пыльных листочков и две мятых розетки ягод. Посаженная во дворе, под окном, рябинка приободрилась, летом зацвела четырьмя розетками. И пошла в рост, детишек навыталкивала из земли столько, что и самой питаться нечем. Я вычистил землю вокруг дикой рябинки, и давай она крепнуть. Такая нарядная и уверенная сделалась — глаз не оторвать!

Два года спустя привезли саженцы из городского питомника, на свободном месте я посадил четыре рябинки. Эти пошли вширь и в дурь: вальяжные барышни с городских угодий. А дичка моя совсем взрослая и веселая сделалась. Одной осенью особенно уж ярка и обильна на ней ягода выросла.

И вдруг свиристели на нее свалились, дружно начали лакомиться ягодой. Минут за десять хохлатые работницы обчистили деревце. Обработали дикую рябинку, а на те, что из питомника, даже и не присели.

Думал я: потом, когда корма меньше будет, птицы непременно прилетят. Нет, не прилетели. В следующие осени свиристели привычно рассаживались на рябинку-дичку и по-прежнему на те деревца из питомника так ни разу и не позарились.

Есть, есть душа растений. Дикая рябинка со своей благодарной и тихой душой услышала, приманила и накормила лакомок-птичек. Да и я однажды пощипал ярких плодов. Терпки, тайгою отдают — не забыло деревце, где выросло, в жилах сок таежный сохранило. А вокруг рябины и под нею цветы растут — медуница на голой еще земле, следом календула выходит и все-то лето светится горячими угольями там и сям.

Тетка-покойница невоздержанна на слово была, взялась полоть в огороде и ну по-черному бранить медуницу с календулой. Я к тетке подсоединился и раз- другой обругал неприхотливые растения.

Приезжаю следующей весной — в огороде у меня пусто и голо, скорбная земля в прошлогодней траве, ни медуницы, ни календулы нет, и другие растения как-то испуганно растут, к забору жмутся.

Поскучнел мой огород. Лишь поздней порой где-то в борозде увидел я униженно прячущуюся медуничку. Встал на колени, разгреб мусор и старую траву вокруг цветка, взрыхлил пальцами землю и попросил у растения прощение


за бранные слова. Медуничка имела милостивую душу, простила хозяин и растет ныне по всему огороду, невестится широко и привольно.

Но календулы, уголечков этих радостных, нигде нет…

Пробовал садить — одно лето поцветут, но уж не вольничают, самосевом нигде не всходят.

Вот тут и гляди вокруг, думай, прежде чем худое слово уронить на землю, прежде чем оскорбить Богом тебе подаренное растение и благодать всякую.

417 слов                                                         По В. П. Астафьеву*

* Ви́ ктор Петро́ вич Аста́ фьев (1924-2001) — русский писатель, драматург, эссеист. Лауреат двух Государственных премий СССР и трёх Государственных премий России. Член Союза писателей СССР. Участник Великой Отечественной войны.

Творческое задание

Напишите подробное изложение текста от 3-го лица.

Порассуждайте о том, как действуют бранные слова на человека, экологию, мироздание.


Текст 40

Художественное творчество

Художественное творчество, с моей точки зрения, не просто способ самовыражения. Порой оно может стать спасительной соломинкой, уцепившись за которую человек может пройти через многие тяжёлые испытания и выжить. И вот один из поразительных примеров.

Удивительная женщина, художник-любитель Евфросинья Антоновна Керсновская много лет провела в сталинском лагере, после чего начала зарисовывать всю свою жизнь с самого начала: детство в Бессарабии, как была арестована в Румынии, как её в Сибирь сослали. Много лет она изображала быт, детали и комментировала свои рисунки.

Вот что она пишет маме: «Я их рисовала для тебя, думая о тебе... Я начала рисовать там, в Норильске, сразу после того, как вышла из лагеря. Не было ещё ни тюфяка, ни простыни, не было даже своего угла. Но я уже мечтала нарисовать что-то красивое, напоминающее прошлое — то прошлое, которое неразрывно было связано с тобой, моя родная! И единственное, что я могла придумать, это

— рисовать...»

И вот Евфросинья в картинках создаёт историю своей жизни, всех своих злоключений, чтобы освободиться от тех тяжёлых воспоминаний, что окружали её после выхода из двенадцатилетнего ада. Она рисовала чем придётся: цветными карандашами, ручкой, иногда подкрашивала акварелью.

И эти незамысловатые, но такие подробные, правдивые рисунки поражают своей убедительностью и внутренней свободой. Целых двенадцать общих тетрадей были сочинены-нарисованы ею в 60-х годах прошлого века. В 1991 году они вышли отдельной книгой, названной «Наскальная живопись». И по сей день я, глядя на эти рисунки, которые появились на свет так давно, где-то глубоко внутри ощущаю, насколько сильно искусство помогло этому потрясающему художнику и просто благородной женщине выжить.

Вот ещё одна история. Художник Борис Свешников также долгое время находился в заточении. Альбомы его были нарисованы непосредственно там, в неволе, но они были не о лагере, не о той жизни, которой он жил тогда, — они были фантастическими. Он изображал какую-то вымышленную реальность и необыкновенные города. Тоненьким пёрышком, тончайшим, почти прозрачным серебряным штрихом он создавал в своих альбомах параллельную, невероятно загадочную, волнующую жизнь. И впоследствии эти альбомы стали свидетельством того, что его внутренний мир, фантазирование, творчество спасли ему жизнь в этом лагере. Он выжил благодаря творчеству. Другой необыкновенный художник, Михаил Соколов, современник Свешникова,


будучи посаженным в тюрьму за экстравагантный вид, тоже пытался искать свободы и спасения в творчестве. Он рисовал цветными карандашами, а порой и огрызками карандашей маленькие картиночки три на три сантиметра или пять на пять сантиметров и прятал себе под подушку.

И эти маленькие фантастические рисунки Соколова, по-моему, в каком-то смысле грандиозней, чем некоторые огромные картины, написанные иным художником в светлой и комфортной мастерской. Как видите, можно изображать реальность, а можно изображать фантазии. И в том и в другом случае то, что ты переносишь из своей головы, из души, из сердца, из памяти на бумагу, освобождает тебя, выпускает на волю, даже если вокруг — тюремные решётки. Поэтому роль искусства поистине велика. И неважно, чем и как ты это делаешь: творчество не знает границ, не требует особых инструментов. Оно, искреннее и правдивое, просто живёт в человеке, ищет выхода и всегда готово бескорыстно помочь ему.

483 слова                                                                По Л.А. Тишкову*

 

* Леонид Александрович Тишков (род. в 1953 г.) — российский художник- карикатурист, также работает в области книжной графики.

Творческое задание

Напишите подробное изложение, передав содержание текста от III-го лица.

Поясните, как вы понимаете смысл слов писателя о том, что «творчество не знает границ, не требует особых инструментов».


Текст 41

Цель существования человека

Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть, иначе будет не жизнь, а прозябание.

Надо иметь и принципы в жизни. Хорошо их даже изложить в дневнике, но, чтобы дневник был «настоящим», его никому нельзя показывать — писать для себя только.

Одно правило жизни должно быть у каждого человека, оно проявится и в его цели жизни, и в его принципах жизни, и в его поведении: надо прожить жить с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить.

Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим.

Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже… Уметь извиняться, признавать перед другими ошибку — лучше, чем юлить и врать.

Обманывая, человек прежде всего обманывает самого себя, ибо он думает, что успешно соврал, а люди поняли и из деликатности промолчали. Вранье всегда видно.

Природа создавала человека много миллионов лет, пока не создала, и вот эту творческую, созидательную деятельность природы нужно, я думаю, уважать, нужно прожить жизнь с достоинством и прожить так, чтобы природа, работавшая над нашим сознанием, не была обижена. Природа созидательна, она создала нас, поэтому мы должны в нашей жизни поддерживать эту созидательную тенденцию. Как это понимать, как прилагать к своей жизни? На это должен отвечать каждый человек индивидуально, применительно к своим способностям, своим интересам. Жизнь разнообразна, а следовательно, и созидание разнообразно, и наши устремления к созидательности в жизни должны быть тоже разнообразны по мере наших способностей и склонностей. Как вы считаете?

В жизни есть какой-то уровень счастья, от которого мы ведем отсчет, как ведем отсчет высоты от уровня моря. А задача каждого человека и в крупном, и в малом повышать этот уровень счастья, повышать в жизни. И свое личное счастье тоже не останется вне этих забот. Но главным образом — окружающих,


тех, кто ближе к вам, чей уровень счастья можно повысить просто, легко. А кроме того, это значит повышать уровень счастья своей страны и всего человечества.

Способы различные, но для каждого что-то доступно. Если не доступно решение государственных вопросов, что повышает всегда уровень счастья, если они мудро решаются, то повысить этот уровень можно и в пределах своего рабочего окружения, в пределах своей школы, в кругу своих друзей и товарищей. У каждого есть такая возможность.

Жизнь — прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или ученым. Творчество тоже можно творить. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя, как сейчас выражаются, ауру добра вокруг себя. Вот, например, в общество человек может принести с собой атмосферу подозрительности, какого-то тягостного молчания, а может внести сразу радость, свет. Вот это и есть творчество. Творчество беспрерывно. Так что жизнь — это и есть вечное созидание.

Человек рождается и оставляет по себе память. От того, что созидает в своей жизни человек, что сотворил или натворил, зависит, какую память он о себе оставляет.

 

460 слов                                                                  По Д. Лихачеву*

 

 

* Дми́ трий Серге́евич Лихачёв (1906-1999) — российский филолог, культуролог, искусствовед, доктор филологических наук, профессор. Председатель правления Российского фонда культуры. Герой Социалистического Труда. Академик АН СССР.

Творческое задание

Напишите подробное изложение.

Дополните текст изложения размышлениями о том, в чем цель существования человека и какую память он должен о себе оставить.


Текст 42

О русской интеллигенции

Что такое интеллигенция? Как я ее вижу и понимаю? Понятие это чисто русское, и содержание его преимущественно ассоциативное, эмоциональное. Я пережил много исторических событий, насмотрелся чересчур много удивительного и поэтому могу говорить о русской интеллигенции, не давая ей точного определения, а лишь размышляя о тех ее лучших представителях, которые, с моей точки зрения, могут быть отнесены к разряду интеллигентов.

К интеллигенции, по моему жизненному опыту, принадлежат только люди свободные в своих убеждениях, не зависящие от принуждений экономических, партийных, государственных, не подчиняющиеся идеологическим обязательствам.

Не свободен интеллигентный человек только от своей совести и от своей мысли. Человек должен иметь право менять свои убеждения по серьезным причинам нравственного порядка. Если он меняет убеждения по соображениям выгодности, то это высшая безнравственность. Русская интеллигенция в целом выдержала испытание нашим смутным временем, и мой долг человека — свидетеля XX века — восстановить справедливое к ней отношение.

Какими высокими и мужественными интеллигентами были интеллигенты из потомственных дворян! Я часто вспоминаю Георгия Михайловича Осоргина, расстрелянного в 1929 году на Соловках. Он уже находился в камере смертников, когда к нему неожиданно для соловецких властей приехала жена, урожденная Голицына. Неожиданность произошла от полного беспорядка в тогдашних лагерях: власти на материке не знали, что по своему произволу предпринимали начальники на острове. Так или иначе, но под честное слово дворянина Осоргина выпустили из камеры смертников на свидание с женой, обязав не говорить ей, что его ожидает. И он выполнил свое обещание, данное палачам. Через год после краткого свидания Голицына уехала в Париж, не зная, что на следующий же день Георгий Михайлович был зверски расстрелян.

Мужество русской интеллигенции, десятки лет сохранявшей свои убеждения в условиях жесточайшего произвола и погибавшей в полной безвестности, меня поражало и поражает до сих пор. Преклоняюсь перед русской интеллигенцией старшего, уже ушедшего поколения.

Чем сильнее было сопротивление интеллигенции, тем ожесточеннее действовали против нее. О сопротивлении интеллигенции мы можем судить по тому, какие жестокие меры были против неё направлены, как разгонялся Петроградский университет, как реформировались программы в школах и высших учебных заведениях, как насаждалась политграмота. Детей


интеллигенции вообще не принимали в вузы. И тем не менее в университетских городах возникали кружки самообразования. Петербургские профессора читали лекции на дому, издавали свои работы за собственный счет.

Можно было бы привести пример сотен и тысяч ученых, художников, музыкантов, которые сохраняли свою духовную самостоятельность в науке и творчестве. За спинами главарей различного рода разоблачительных кампаний стояли толпы полузнаек, полуинтеллигентов, которые осуществляли террор, прихватывали себе ученые степени и академические звания на этом выгодном для них деле. Нет ничего опаснее полузнайства. Полузнайки уверены, что они знают все, и действуют нагло и бескомпромиссно. Сколько людей были выброшены этими полузнайками на улицу!

Вопрос о нравственных основах интеллигентности очень важен. Совесть не только ангел-хранитель человеческой чести. Это рулевой его свободы, она заботится о том, чтобы свобода не превращалась в произвол, а указывала человеку его настоящую дорогу в запутанных обстоятельствах жизни, особенно современной.

 

462 слова                                                                По Д. Лихачеву*

* Лихачёв Дмитрий Сергеевичроссийский филолог, культуролог, искусствовед, общественный деятель, академик РАН, Герой Социалистического Труда. Его книги, цитаты, рассказы еще при жизни автора стали грандиозным наследием, изучение которых способно помочь русскому народу сохранить духовные традиции родной культуры.

Творческое задание

Напишите подробное изложение, передав содержание текста от 3-го лица. Дайте аргументированный ответ на вопрос: «Что такое интеллигенция?

Как я её вижу и понимаю?»


Текст 43



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.227.69 (0.022 с.)