Читая и перечитывая произведения Пушкина 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Читая и перечитывая произведения Пушкина



Тот, кто действительно знает Пушкина, поклоняется ему с редкой пылкостью и искренностью; и радостно сознавать, что плоды существования поэта и сегодня наполняют душу. Все доставляет нам удовольствие: особенности пушкинского ритма, подробности жизни, имена людей, его окружавших. По черновикам мы стремимся распознать каждый этап разгара его вдохновения. Читать и перечитывать его записи, поэмы, сказки, элегии, письма, драмы — одно из достоинств нашей жизни.

А какое наслаждение проникнуть в мир Пушкина! И, в сущности, не имеет значения, если то, что мы представляем в своем воображении, — обман.

Предположим, окажись у нас возможность пробраться в эпоху Пушкина, мы бы его не узнали. Ну и что! Какая разница! Мне нравится эта игра, и вот я уже сам в неё поверил. Вот он на набережной Невы, мечтатель, облокотившийся о гранитный парапет; вот он в театре под звуки скрипок расталкивает с модной заносчивостью соседа, чтобы занять своё место; потом в деревенской усадьбе, сосланный из столицы за вольнолюбивые строки, в ночной рубашке, взъерошенный, марающий стихи на серой обёрточной бумаге, жующий яблоко. Я вижу его идущим по просёлочной дороге, листающим книги, целующим стройную ножку возлюбленной или в серебристый крымский полдень задумавшимся перед скромным маленьким фонтаном, струящимся во дворе старинного татарского дворца.

Эти видения столь мимолетны, что я не успеваю различить, держит ли он в руке трость или чугунную палку, с которой ходил специально для того, чтобы тренировать кисть для стрельбы, имея склонность к пистолетам, как все его современники. Пытаюсь следить за ним глазами, но он от меня постоянно убегает, чтобы вновь появиться. Вот он: рука заложена за полу фрака, рядом со своей женой, красивой высокой женщиной в чёрной бархатной шляпе с белым пером. И, наконец, сидящий на снегу, с простреленным животом. Он долго целится в Дантеса, так долго, что тот больше не может терпеть и медленно прикрывается пистолетом…

Больше ста лет минуло с тех пор, как на дуэли, на закате дня, в снегу Пушкин был смертельно ранен красивым молодым авантюристом по имени Жорж Дантес, приволокнувшимся за его женой; полным ничтожеством, который, возвратившись во Францию, пережил его на полвека, чтобы затем со спокойной душой умереть восьмидесятилетним стариком и сенатором…


Жизнь Пушкина, её романтические порывы и озарения готовят много ловушек и искушений сочинителям биографий. В последнее время в России их много написано, я видел несколько достаточно безвкусных. Но, помимо этого, существует еще и благой, бескорыстный труд нескольких избранных умов, которые, копаясь в прошлом, собирая мельчайшие детали, вовсе не озабочены изготовлением мишуры ради вульгарного интереса. Но даже в этом случае разве можно реально представить себе жизнь другого, воскресить ее в своем воображении в неприкосновенном виде и безупречно отразить на бумаге? Сомневаюсь в этом, ибо уже сама мысль, направленная на историю жизни человека, её неизбежно искажает. Всё это будет лишь правдоподобие, а не правда, которую мы чувствуем.

 

448 слов                                                                  По В. Набокову*

 

 

* Влади́ мир Влади́ мирович Набо́ ков (1899-1977) — русский и американский писатель, поэт, переводчик, литературовед и энтомолог.


лица.


Творческое задание

Напишите подробное изложение, передавая содержание текста от 3-го

 

Дополните текст изложения размышлениями о том, что именно вам дорого


в творчестве А. С. Пушкина.


Текст 21

Время и его следы

Идет необратимое Время. Идёт и оставляет следы: египетские пирамиды, холм Гиссарлык, камни римского Колизея – памятники былого честолюбия, геройства, страданий, возвышенных и низменных страстей, бурлившей и остывшей жизни. Идет необратимое Время.

Я принадлежу к тому разряду людей, которых противопоставляю лирикам. Занимался чистой теорией, был одним из многих избранных, кто пытался объять необъятное – призрачные элементарные частицы и необозримую Вселенную мечтал заключить в едином охвате.

Мне постоянно приходилось оперировать временем, символ «t» был составной частью едва ли не всех формул, какие создавал сам и заимствовал у других. Оно, время, непостоянно и богато сюрпризами. Протон и электрон не подвержены его влиянию, практически вечны, а, скажем, пион существует невообразимо короткий миг – долю секунды с шестнадцатью нулями после запятой. Но и эта супермгновенная жизнь столь же нужна мирозданию, как и жизнь вечных частиц. Космонавт в полёте живет чуть-чуть медленнее, чем его товарищ на Земле. И в просторах Вселенной есть колодцы – чёрные дыры, куда время как бы проваливается и застывает в бесконечности.

Относительность времени вне нас, вокруг нас, внутри нас. Миллион лет или много более того понадобилось нашим далёким праотцам, чтобы создать себе грубое рубило, несколько сотен тысячелетий – чтобы вооружиться луком и стрелами, а за какой-нибудь неполный десяток тысяч лет в бурном темпе промчались к теории относительности, к космическим ракетам! Природа подарила нам разум и получила взамен динамичность.

Наше время… Насколько известно, люди почти никогда не бывали довольны своим временем, с завистью вглядывались или в прошлое – мол, вот тогда-то была жизнь, не чета нынешней, золотой век, – или с надеждой в будущее. Проницательный Белинский с неосторожной восторженностью заявил:

«Завидуем внукам и правнукам нашим, которые станут жить в 1940 году…». А в том году уже шла самая жесточайшая из человеческих войн – Вторая мировая. Я тоже хотел бы знать, что станется с нашими правнуками через сто лет, но ошибка Белинского остерегает от оптимистических прогнозов.

Чтоб хоть как-то понять будущее, следует обратиться к прошлому, уловить в нём особенности развития.

В некоторых солидных работах я наткнулся на многозначительные слова

«золотой век энеолита». Ещё не возникло рабство, ещё не произошло резкого разделения на богатых и бедных, а распространившееся земледелие – хорошо ли,


плохо – кормило людей. Но кто из нас удовлетворится таким ненадежным благополучием, которое добывается мотыгой, зависит от малейших капризов природы – дождя не вовремя, случайного града, свалившейся засухи. Золотой век – ой ли?

Счастливейшими в истории считаются четырнадцать лет правления Перикла в Афинах. Да, но это счастье казначея, прибравшего к рукам общую кассу. Афины возглавляли союз эллинов, бесконтрольно распоряжались стекавшимися со всех городов взносами. А Сократ в это время был приговорён к смерти, а великий Фидий брошен в тюрьму…

Ни одно время, если пристальнее вглядеться, не счастливее нашего. Я так и не отыскал в истории мгновения, про которое можно было бы сказать: остановись, ты прекрасно!

444 слова                                                      По В. Тендрякову*

* Владимир Фёдорович Тендряков (1923-1984) – русский писатель, автор остроконфликтных повестей о духовно-нравственных проблемах современной ему жизни, острых проблемах советского общества, о жизни в деревне. Член Союза Писателей СССР.

Творческое задание

Напишите подробное изложение, заменив 1-е лицо повествования на 3-е.

Дополните текст изложения размышлениями о том, как вы понимаете смысл выражения: «Ни одно время, если пристальнее вглядеться, не счастливее нашего».


Текст 22 Загадка

Я ушёл далеко за город. По краям дороги волновалась рожь, и тихо трещали перепела; звёзды теплились в голубом небе.

В такие ночи, как эта, мой разум замолкает, и мне начинает казаться, что у природы есть своя единая жизнь, тайная и неуловимая; что за звуками и красками стоит какая-то вечная, неизменная и до отчаяния непонятная красота. Я чувствую, что эта красота недоступна мне, я не способен воспринять её во всей целости.

Огни города давно скрылись. Ночная тишина была полна жизнью и неясными звуками. Над рожью слышалось как будто чьё-то широкое сдержанное дыхание; в тёмной дали чудились то песня, то всплеск воды, то слабый стон. Тёплый воздух тихо струился, звёзды мигали, как живые. Все дышало глубоким спокойствием, каждый звук чувствовал себя на месте, и только я один стоял перед этой ночью, одинокий и чуждый всему.

Меня потянуло в темную чащу лип и берез. Из людей я там никого не встречу: это усадьба помещицы Ярцевой, и с нею живет только её сын. Говорят, он замечательно играет на скрипке, а московский учитель-профессор сулит ему великую будущность.

Я прошел по меже к саду, перебрался через покосившийся плетень. Под деревьями было темно и тихо, пахло влажною лесною травою. В траве, за стволами лип, слышался смутный шорох и движение. И тут везде была какая-то тайная и своя особая жизнь.

Усталый, с накипавшим в душе глухим раздражением, я присел на скамейку. Вдруг где-то недалеко раздались звуки настраиваемой скрипки. Я с удивлением оглянулся: за кустами акаций белел небольшой флигель, из его раскрытых настежь окон неслись звуки. Музыкант стал играть. Я поднялся, чтобы уйти; грубым оскорблением окружающему казались мне эти искусственные человеческие звуки.

Странная это была музыка: в ней чувствовалась импровизация. Но что это была за импровизация?! Звуки лились робко, неуверенно. Они словно искали чего-то, словно силились выразить что-то, что выразить были не в силах. Не самою мелодией приковывали они к себе внимание, а именно этим томлением по чему-то другому, что невольно ждалось впереди. Вот-вот, казалось, схвачена будет тема. Но проходила минута, и струны начинали звенеть сдерживаемыми


рыданиями: намек остался непонятным, великая мысль, мелькнувшая на мгновенье, исчезла безвозвратно.

Я задерживал дыхание и в восторге слушал. Ночь молчала и тоже прислушивалась. Удивленно прислушивалась к этому вихрю страстных звуков. Побледневшие звезды мигали реже и неувереннее; густой туман над прудом стоял неподвижно. Все кругом замерло и притихло. Над всем властно царили несшиеся из флигеля звуки маленького, слабого инструмента, и эти звуки, казалось, гремели над землею, как раскаты грома.

С новым и странным чувством я огляделся вокруг. Та же ночь стояла передо мною в своей прежней загадочной красоте. Но я смотрел на неё другими глазами: всё окружавшее было для меня теперь лишь прекрасным беззвучным аккомпанементом к тем боровшимся, страдавшим звукам.

437 слов                                                              По В. Вересаеву*

*Вике́нтий Вике́нтьевич Вереса́ ев (1867— 1945) — русский писатель, литературовед,

Творческое задание

Напишите подробное изложение от третьего лица.

Расскажите, какую роль в вашей жизни играет музыка, как она меняет ваше отношение к окружающему или меняет вас.


Текст 23 История «успеха»

Слово как человек: оно имеет свою историю и не всегда было таким, каким мы его знаем сейчас. Слово «успех» в древности имело три основных значения. Первым, и, безусловно, самым важным, было значение «польза», причём часто имелась в виду польза духовная. Добрые дела творились «на успех людям». Вторым значением было «движение вперёд, продвижение», например по службе. Наконец, третье значение слова «успех» передавалось современным (и       родственным «успеху») словом             «поспешность». Так, выражение «встать с успехом» обозначало не удачное, а поспешное вставание. Словари современного       языка               в    слове              «успех» выделяют по преимуществу        два                значения.             Первое определяется как «положительный результат, удачное завершение», второе — как «общественное признание». Ни то, ни другое значение не связано с пользой. «Положительный результат» может быть достигнут и в совсем неположительном деле, так что с точки зрения пользы этот результат окажется самым что ни на есть отрицательным. Что до «общественного признания», то в нынешних условиях оно нередко достаётся тем лицам, чьё исчезновение с экрана телевизора как раз и принесло бы несомненную общественную пользу. Иногда я представляю себе вереницу наших новых «успешных» людей, выводимую из информационного поля

небезызвестным человеком с флейтой...

Два других древнерусских значения стоят ближе к современным толкованиям этого слова. Особенно это касается «поспешности», которая нередко связана с достижением успеха в его нынешнем понимании. Используя однокоренное слово, можно сформулировать это так, что успех сопровождает того, кто успел. Какая уж тут духовная польза?

Почему главное средневековое значение слова «успех» не сохранилось? Я думаю, ответ нужно искать не в сфере языка. Просто нравственная проблематика перестала быть в обществе центральной. Развитие человечества в Новое время — и это имело свой исторический смысл — было связано с углублением личностного начала. Всякое развитие имеет две фазы: созидательную и разрушительную.

Созидание в человеке сделало личность тоньше, открыло новые горизонты для движения. Достижение этих горизонтов и движение за них начало личность разрушать. Этому человеку было предоставлено заманчивое право переходить улицу на красный свет, и гуманизм превратился в свою противоположность.


Одной из составляющих процесса индивидуализации стал культ успеха. Человечество разделилось на две неравноценные категории: людей успешных и успеха не достигших. Никогда ещё граница между ними не была столь резкой, как сейчас. По-современному понятый успех подразумевает наличие у немногих того, чего нет у большинства: если бы виллы, яхты и лимузины были доступны каждому, они, безусловно, перестали бы связываться с успехом. При этом общество строится так, что никто не должен выпадать из системы, питая надежду на перемены к лучшему. «Вы этого достойны», — подбадривает реклама.

Люди, которые не достигли «успеха», нужны, и о них заботятся, потому что неудачливость неудачливых обеспечивает успех успешных. Потому что неохваченные могут сбежать и примкнуть, чего доброго, к системе ценностей, основанной на идеях нравственности и пользы. А этих ценностей на всех хватит, в то время как пряников, по словам незабвенного Булата Шалвовича Окуджавы, конечно же, «всегда не хватает на всех».

 

454 слова                                                      По Е.Г. Водолазкину*

*Евгений Германович Водолазкин (род. в 1964 г.) — российский писатель и литературовед, доктор филологических наук.

Творческое задание

Напишите подробное изложение, передавая содержание от 3-го лица.

Дополните текст рассказом о том, что такое успех и какого человека можно назвать успешным.


Текст 24 Летний паводок

Каждый день перепрыскивали дожди. В конце концов земля так напиталась водой, что не брала в себя больше ни капли влаги. Вот почему, когда образовалась в небе темная прореха и оттуда хлынула обильная, по-летнему теплая вода, наша мирная речка сразу начала вздуваться и пухнуть.

Дождь стегал веревками по спинам ручьев и потоков, подхлестывая их. Чем сильнее, звучнее стегал дождь, тем азартнее, тем проворнее мчались бесчисленные потоки.

Шум стоял всю ночь. К утру стало тихо. Только обильно капало с деревьев, а если очень чутко прислушаться, то и с трав.

Я пошел вдоль по берегу, любуясь воистину необыкновенным зрелищем.

Высокие ольховые кусты теперь выглядывали одними макушками. Видно было, как вода пригибает кусты в одну сторону по своему течению, а они стараются выпрямиться, пользуясь послаблением мутных струй, и оттого беспрерывно кланяются как заведенные.

В одном месте я остановился, засмотревшись на завертину. Вода в этом месте ударялась о загнутый берег, ходила кругами. По краю движение воды было медленное, как бы ленивое, но ближе к середине оно все убыстрялось, образуя водяную вертящуюся яму, в которую неудержимо тянуло все, что проплывало мимо.

До моего слуха стал доноситься однообразный слабенький писк. Сделав несколько шагов по берегу, я прислушался еще раз и тут увидел крохотную ямочку, оставленную некогда коровьим копытом. В ямке, сбившись в клубочек, барахтались крохотные существа, беспомощные, как все детеныши.

Мне захотелось узнать, чьи они, и я стал оглядываться. Из-за верхушки ольхи, непрерывно загребая лапками, чтобы удержаться на одном месте, глядела на меня черными бусинками выхухоль. Встретившись со мной глазами, она испуганно поплыла в сторону, но невидимая связь с коровьим копытцем держала ее, как на нитке. Она вернулась и снова стала глядеть на меня, без устали гребя на одном месте.

Это был героизм, самопожертвование матери, но иначе не могло и быть: ведь детеныши кричали так тревожно и так призывно!

Я наконец ушел, чтобы не мешать матери делать свое извечное дело – спасать своих детей.

Поддавшись невольной сентиментальности, думал о том, что у меня тоже есть дети. Я старался вообразить бедствие, которое по масштабу и ужасу было


бы для нас, как этот паводок для бедной семьи зверушек, когда пришлось бы точно так же тащить детей в одно, в другое, в третье место, а они кричали бы и звали меня, а я не имел бы возможности к ним приблизиться. Перебрав все, что подсказывало воображение, я остановился на самом страшном человеческом бедствии. Название ему – война.

Дождь усиливался, он больно сек меня по лицу и рукам. На землю спустилась черная, ненастная ночь. В реке по-прежнему прибывала вода.

В небе, превыше ночной темноты, неизвестно куда и неизвестно откуда летели машины, созданные из огня и металла.

Если бы они и могли теперь взглянуть со своей высоты на землю и на меня, идущего по ней, то я им показался бы куда мельче, чем полчаса назад казались мне слепые, озябшие детеныши выхухоли, лежащие самом краю земли и стихии.

464 слова                                                                 В. А. Солоухину*

 

* Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997) — русский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы», автор 25 прозаических произведений, 12 поэтических сборников. Солоухин призывал к действенному изменению создавшегося положения в отношении к культурному наследию прошлого — памятникам старой архитектуры, живописи, музыки. Главная мысль художественно-публицистических книг Солоухина — ответственность человека за сохранение духовных богатств перед грядущими поколениями.

Творческое задание

Напишите подробное изложение.

Поразмышляйте о том, какие «камешки – мысли» Владимир Солоухин подарил людям.


Текст 25 Мечта

Чаще всего человек ищет свою мечту, но бывает так, что мечта находит человека. Как болезнь, как вирус гриппа. Вроде бы никогда Колька Волин не смотрел на небо, затаив дыхание, и голоса птиц, реявших в голубой вышине, не заставляли трепетать его сердце. Он был самым обыкновенным учеником, в меру усидчивым и старательным, в школу ходил без особого задора, на уроках был тише воды, любил рыбачить.

Все переменилось мгновенно. Он вдруг решил, что станет лётчиком.

В глухой и далекой деревне, где до ближайшей станции больше ста километров, где любая поездка становится целым путешествием, сама эта мысль казалась безумием. Жизненная стезя каждого человека здесь была ровной и прямой: после школы мальчики получали права на управление трактором и становились механизаторами, а самые смелые оканчивали водительские курсы и работали в селе шофёрами. Ездить по земле – вот удел человека. А тут летать на самолёте! На Кольку смотрели как на чудака, и отец надеялся, что вздорная идея как-нибудь сама собой улетучится из головы сына. Мало ли чего мы хотим в молодости? Жизнь – жестокая штука, она все расставит по своим местам и равнодушно, как маляр, закрасит серой краской наши мечты, нарисованные в юности.

Но Колька не сдавался. Ему грезились серебристые крылья, несущие его над влажным снегом облаков, и густой упругий воздух, чистый и холодный, как родниковая вода, наполнял его легкие.

После выпускного вечера он отправился на станцию, купил билет до Оренбурга и ночным поездом поехал поступать в лётное училище. Проснулся Колька рано утром от ужаса. Ужас, будто удав, сдавил его окоченевшее тело холодными кольцами и впился своей зубастой пастью в самую грудь. Колька спустился с верхней полки вниз, посмотрел в окно, и ему стало еще страшнее. Деревья, выступавшие из полумглы, тянули к стёклам кривые руки. Узкие просёлки, словно серые степные гадюки, расползались по кустам, и с неба, заполненного до краёв клочьями ободранных туч, стекал на землю фиолетово- чёрный сумрак. Куда я еду? Что я там буду делать один? Кольке представилось, что сейчас его высадят и он окажется в беспредельной пустоте необитаемой планеты.

Приехав на вокзал, он в тот же день купил билет на обратную дорогу и через два дня вернулся домой. К его возвращению отнеслись спокойно, без издёвки, но и без сочувствия. Денег, потраченных на дорогу, немного жаль, зато съездил, посмотрел, проверил себя, успокоился, теперь выбросит из головы


всякий вздор и станет нормальным человеком. Таковы законы жизни: всё, что взлетело вверх, рано или поздно возвращается на землю.

Колька устроился в лесхоз, женился, сейчас растит двух дочек, в выходные ходит на рыбалку. Сидя на берегу мутной речушки, он смотрит на бесшумно летящие в небесной вышине реактивные самолёты, сразу определяет: вот «МиГ», а вон «Су». Сердце его стонет от щемящей боли, ему хочется повыше подпрыгнуть и хотя бы разок глотнуть той свежести, которой небо щедро поит птиц. Но рядом сидят рыбаки, и он пугливо прячет свой взволнованный взгляд, насаживает червячка на крючок, а потом терпеливо ждёт, когда начнёт клевать.

 

468 слов                                                        По С. В. Мизерову*

 

* Сергей Викторович Мизеров (род. в 1958 г.) – российский писатель, публицист.

Творческое задание

Напишите подробное изложение, передавая содержание от 3-го лица. Дополните текст рассказом о том, о чём мечтаете вы?


Текст 26

О жалости и сострадании

В каком соотношении между собой чувство жалости и чувство справедливости?

Жалость выше справедливости, но справедливость долговечней. Вспоминая момент проявления жалости к человеку с некоторого временного расстояния, мы можем осознать, что, пожалуй, переборщили. Этот человек был недостоин этой степени жалости. Но, вспоминая справедливое решение по отношению к человеку, мы не можем себе сказать, что переборщили по части справедливости.

Жалость, я уверен, не объяснима никакими рациональными соображениями, она идет к человеку сверху, от Бога. Однако почти всякий человек иногда мучительно вспоминает случаи из своей жизни, где должен был проявить жалость, но не проявил. Думаю, сигналы сверху были, но мы сами в то время были настолько «расчеловечены», что не могли их принять. Однако человек нравственно не глухой сохраняет этическую память и, восстанавливает картину своего равнодушия, мучается, кается и тем самым прочищает приемник своей души.

Чувство справедливости, можно сказать, более горизонтальное: пытаясь найти справедливое решение по отношению к человеку, мы как бы сравниваем одного со многими, мысленно перебегаем от этого человека к другим и от этих многих — как вывод — к этому одному.

Первоначальным толчком чувству справедливости может быть жалость к человеку, но человек в сложных случаях жизни, отталкиваясь от жалости, может так запутаться в поисках формулы добра, что приходит к самым безжалостным и несправедливым выводам.

Первоначальным толчком всех социалистических теорий была жалость к обездоленному человеку, жалость к «униженным и оскорблённым». Как же могло получиться, что учение, в основе которого лежала жалость к человеку, породило самое безжалостное общество? И стали его лозунгом не совсем случайные слова Горького: жалость унижает человека. Были же среди революционеров искренние, желающие добра люди. Неужели они не видели противоречия между объявленным идеалом этого государства — любви к народу

— и самым безжалостным отношением к нему в жизни? Безусловно, видели, но оправдывали. Чем безупречней выполнение единого революционного долга, тем


свободнее чувствует себя революционер от какого-либо долга перед конкретными окружающими людьми, ведь он дальше других пошёл ради будущей справедливой жизни. Так он компенсирует свое революционное усердие и порождает новые (временные!) угнетения на пути к окончательной справедливости.

Из живого опыта жизни человек знает, что иногда к человеку надо проявить безжалостность для его же пользы. Так, безжалостен учитель, оставляющий нерадивого ученика в школе после занятий, безжалостен родитель, наказывающий расшалившегося ребенка, безжалостен хирург, распарывающий живого человека.

Хитрый механизм приспособляемости легко затмевает разум. Революционер, благословляющий пролитие крови, охотно уподобляет себя хирургу, чаще всего забывая, что хирург проливает кровь человека для того, чтобы спасти именно этого человека. А революционер проливает кровь этого человека, чтобы сохранить верность идее, правильность которой ничем не доказана.

Произошла подмена жалости к человеку жалостью к сказке, понятой как новая истина.

Платонов в «Чевенгуре» это замечательно описал. Все коммунисты этого произведения вполне искренние люди, и они бесконечно теоретизируют о справедливости и безжалостно убирают тех, кто, по их мнению, мешает устанавливать будущее царство справедливости.

 

 

450 слов                                                                  По Ф. Искандеру*

 

 

*Фази́ль Абду́лович Исканде́р (1926-2016) — абхазский и русский прозаик, журналист, поэт и сценарист, общественный деятель.

Творческое задание

Напишите подробное изложение.

Дополните текст изложения размышлениями о том, что надо проявлять добро, чувствовать боль за человека и что значит открыть в себе жалость.


Текст 27 О любви

Когда человек любит, он проникает в суть мира. Белая изгородь была вся в иголках мороза, красные и золотые кусты. Тишина такая, что ни один листик не тронется с дерева. Но птичка пролетела, и довольно взмаха крыла, чтобы листик сорвался и, кружась, полетел вниз. Какое счастье было ощущать золотой лист орешника, опушенный белым кружевом мороза! И вот эта холодная бегущая вода, и этот огонь, и тишина эта, и буря, и все, что есть в природе и чего мы даже не знаем, все входило и соединялось в мою любовь, обнимающую собой весь мир.

Любовь – это неведомая страна, и мы все плывем туда каждый на своём корабле, и каждый из нас на своем корабле капитан и ведет корабль своим собственным путем.

Я пропустил первую порошу, но не раскаиваюсь, потому что перед светом явился мне во сне белый голубь, и когда я потом открыл глаза, я понял такую радость от белого снега и утренней звезды, какую не всегда узнаешь на охоте. Вот как нежно, провеяв крылом, обнял лицо теплый воздух пролетающей птицы, и встает обрадованный человек при свете утренней звезды, и просит, как маленький ребенок: звёзды, месяц, белый свет, станьте на место улетевшего белого голубя! И такое же в этот утренний час было прикосновение понимания моей любви, как источника всякого света, всех звёзд, луны, солнца и всех освещенных цветов, трав, детей, всего живого на земле.

И вот ночью представилось мне, что очарование мое кончилось, я больше не люблю. Тогда я увидел, что во мне больше ничего нет и вся душа моя как глубокой осенью разоренная земля: скот угнали, поля пустые, где черно, где снежок, и по снежку – следы кошек.

...Что есть любовь? Об этом верно никто не сказал. Но верно можно сказать о любви только одно, что в ней содержится стремление к бессмертию и вечности, а вместе с тем, конечно, как нечто маленькое и само собою непонятное и необходимое, способность существа, охваченного любовью, оставлять после себя более или менее прочные вещи, начиная от маленьких детей и кончая шекспировскими строками.

Маленькая льдина, белая сверху, зелёная по взлому, плыла быстро, и на ней плыла чайка. Пока я на гору взбирался, она стала бог знает где там вдали, там, где виднеется белая церковь в кудрявых облаках под сорочьим царством чёрного и белого.


Большая вода выходит из своих берегов и далеко разливается. Но и малый ручей спешит к большой воде и достигает даже и океана.

Только стоячая вода остается для себя стоять, тухнуть и зеленеет.

Так и любовь у людей: большая обнимает весь мир, от неё всем хорошо. И есть любовь простая, семейная, ручейками бежит в ту же прекрасную сторону.

И есть любовь только для себя, и в ней человек тоже, как стоячая вода. 438 слов                                                                         М. Пришвин*

* Михаи́ л Миха́ йлович При́ швин (1873-1954)— русский писатель, прозаик и публицист. В своём творчестве исследовал важнейшие вопросы человеческого бытия, размышляя о смысле жизни, религии, взаимоотношениях мужчины и женщины, о связи человека с природой.

Творческое задание

Напишите подробное изложение.

Дополните текст изложения размышлениями о том, как любовь влияет на жизнь человека.


Текст 28

О чём думают лошади...

Каждый раз, когда мы проходили мимо согнанных в ночное лошадей, Рувим спрашивал меня, о чём думают лошади ночью.

Мне казалось, что лошади ни о чём не думают. Они слишком уставали за день, и им было не до размышлений.

Однажды мы вышли на рыбную ловлю в два часа ночи; в лугах было сумрачно от звёздного света, а на востоке уже занималась, синея, заря.

По дороге на озеро стояло несколько ив, под ивами спал сивый мерин. Когда мы проходили мимо него, он проснулся, махнул тощим хвостом, подумал и побрёл следом за нами. Попросту ему было скучно стоять одному всю ночь, скучно прислушиваться, не ржёт ли где-нибудь его приятель, не зовёт ли его одноглазый конь.

На озере, пока мы разводили костёр, старый мерин подошёл к воде, долго её нюхал, но пить не захотел. Потом он осторожно пошёл в воду.

— Куда, дьявол! — в один голос закричали мы оба, боясь, что мерин распугает рыбу.

Мерин покорно вышел на берег, остановился у костра и долго смотрел, помахивая головой, как мы кипятили в котелке чай, потом тяжело вздохнул. Мы дали ему корку хлеба. Он осторожно взял её тёплыми губами, сжевал и снова уставился на костёр — задумался.

— Всё-таки, — сказал Рувим, — он, наверное, о чём-нибудь думает.

Мне казалось, что если мерин о чём-нибудь и думает, то главным образом о людской неблагодарности. Что он слышал за всю свою жизнь? Одни только несправедливые окрики. А он таскал, хрипя и надсаживаясь, по пескам, по грязи, по косогорам, по «битым» дорогам скрипучие, плохо смазанные телеги с сеном, картошкой, яблоками и капустой…

Мерин опустил голову к самой земле, из его глаз выкатилась одинокая старческая слеза, и он уснул.

Утром, когда роса горела от солнца на травах так сильно, что весь воздух вокруг был полон влажного блеска, мерин проснулся и громко заржал. Из лугов шёл к нему с недоуздком, перекинутым через плечо, колхозный конюх Петя, недавно вернувшийся из армии белобрысый красноармеец. Мерин медленно


пошёл к нему навстречу, потерся головой о плечо Пети и безропотно дал надеть на себя недоуздок.

Петя привязал его к изгороди около стога, а сам подошёл к нам — побеседовать.

— Старик своё отработал, — сказал я.

— Известно, отработал, — согласился Петя. — Старик хороший, душевный.

Он помолчал. Мерин оглянулся на него и тихо заржал.

— Подождёшь, — сказал Петя. — Председатель колхоза — ну, знаете, этот сухорукий — хотел было отправить его к коновалу, снять шкуру, а я воспрепятствовал. Не то чтобы жалко, а так… Для людей — дома отдыха, а для него — что? Так вот и живет у меня…

Он увёл мерина. Тихое утро было полно такой свежести, будто воздух промыли родниковой водой. В озере отражались белые, как первый снег, цветы, под ними медленно проплывали маленькие рыбки. И где-то далеко, в цветущих лугах, добродушно заржал мерин.

 

439 слов                                                        По К. Паустовскому*

 

 

* Константи́ н Гео́ ргиевич Паусто́ вский (1892-1966) — русский писатель, сценарист и педагог, журналист, военный корреспондент. Книги К. Паустовского неоднократно переводились на многие языки мира.

Творческое задание

Напишите подробное изложение.

Дополните текст изложения размышлениями о том, как вы оцениваете поступок героя, сохранившего жизнь лошади.


Текст 29 Отец

На севере вятской земли, в селе Пестове, был случай, о котором хочется рассказать.

Когда началась кампания по сносу маленьких деревень, в посёлке километрах в двенадцати от Пестова жил хозяин. Он жил бобылем. Похоронив жену, больше не женился, тайком от всех ходил на кладбище, сидел подолгу у могилки жены, клал на холмик полевые и лесные цветы. Дети у них были хорошие, работящие, жили своими домами, жили крепко (сейчас, конечно, все разорены), старика навещали. Однажды объявили ему, что его деревня попала в число неперспективных, что ему дают квартиру на центральной усадьбе, а деревню эту снесут, расширят пахотные земли. Что такой процесс идет по всей России. «Подумай, – говорили сыновья, – нельзя же к каждой деревне вести дорогу, тянуть свет, подумай по-государственному».

Ничего не сказал старик. Оставшись один, вышел во двор. Почти всё, что было во дворе, хлевах, сарае, – всё должно было погибнуть. Старик глядел на инструменты и чувствовал, что предает их. Он затопил баню, старая треснутая печь дымила, ело глаза, и старик думал, что плачет от дыма. Заплаканным и перемазанным сажей он пошёл на кладбище.

Назавтра он объявил сыновьям, что никуда не поедет. Они говорили: «Ты хоть посмотри квартиру. Ведь отопление, ведь электричество, ведь водопровод!» Старик отказался наотрез.

Так он и зимовал. Соседи все перебрались. Старые дома разобрали на дрова, новые раскатали и увезли. Проблемы с дровами у старика не было: керосина ему сыновья достали, а что касается электричества и телевизора, то старик легко обходился без них. Изо всей скотины у него остались три курочки и петух, да еще кот, да еще песик, который жил в сенях. Даже в морозы старик был непреклонен и не пускал его в избу.

Весной вышел окончательный приказ. Сверху давили: облегчить жизнь жителям неперспективных деревень, расширить пахотные угодья. Коснулось и старика. Уже не только сыновья, но и начальство приезжало его уговаривать. Кое-какие остатки сараев, бань, изгородь сожгли. Старик жил как на пепелище, как среди выжженной фронтовой земли.

И ещё раз приехал начальник: «Ты сознательный человек, подумай. Ты тормозишь прогресс. Твоей деревни уже нет ни на каких картах. Скажу тебе больше: даже приказано распахивать кладбища, если со дня последнего захоронения прошло пятнадцать лет».


Вот это – о кладбищах – поразило старика больше всего. Он представил, как по его Анастасии идёт трактор, как хрустит и вжимается в землю крест… Нет, это было невыносимо.

Но сыновьям, видно, крепко приказали что-то решать с отцом. Они приехали на тракторе с прицепом, стали грузить вещи старика: постель, посуду, настенное зеркало. Старик молчал. Они подошли к нему и объявили, что, если он не поедет, его увезут насильно. Он не поверил, стал вырываться. Про себя решил, что будет жить в лесу, выкопает землянку. Сыновья связали отца – «Прости, отец!» – посадили в тракторную тележку и повезли. Старик мотал головой и скрипел зубами. Песик бежал за трактором, а кот на полдороге вырвался из рук одного из сыновей и



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.201 (0.119 с.)