Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обзор современной уральской литературы.

Поиск

Лирика поэтов Южного Урала последних десятилетий (лирика К. Скворцова, Н. Годины, В. Носкова, О. Митяева, Д. Кондрашова, И. Банникова, О. Павлова, Н. Ягодинцевой).

ДРАМАТУРГИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА (2 часа)

Основная тематика и имена (А. Арбузов, А. Вампилов, А. Володин, В. Розов, М. Рощин, Г. Горин). Проблематика и поэтика пьесы А. Вампилова «Утиная охота».

Драматургия К. Скворцова: темы, идеи, образы, художественное своеобразие. Пьесы Константина Скворцова на сцене челябинских театров.

С. ДОВЛАТОВ (1 час)

Автобиография поколения в произведениях С. Довлатова («Записные книжки», повесть «Чемодан»)

ЛИТЕРАТУРА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (2 часа)

Литература на современном этапе (В. Пелевин, В. Маканин, А. Иванов, З. Прилепин, Л. Улицкая, Д. Рубина, В. Пьецух, Л. Петрушевская и др.).

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (1 час)

Художественный мир зарубежной литературы XX века. Западноевропейская и американская литература XX века: основные тенденции развития и «культовые имена: Б. Шоу, Э Хемингуэй, Э.М. Ремарк, Ф. Кафка, Г. Гарсиа Маркес и др.


3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

В тематическом планировании отмечены оценочные материалы, которые размещены в репозитории Р1.3.3.2.

 

Класс

 

№ п/п

Тема

Количество часов

Текущий контроль успеваемости

Содержание НРЭО

ВВЕДЕНИЕ (3 часа)

 
1

Девятнадцатый век как «культурное единство»: календарные и культурные границы века

1      
2

Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. Русская литература XIX века в контексте мировой литературы

1      
3

Южноуральские писатели и поэты в общелитературном процессе XIX века

1   Южноуральские писатели и поэты в общелитературном процессе XIX века  

ПЕРВЫЙ ПЕРИОД РУССКОГО РЕАЛИЗМА (1820-1830-е ГОДЫ) (16 часов)

4

Обзор русской литературы первой половины XIX века. Типология литературных направлений: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм

1    
5

Факты биографии и этапы эволюции мировоззрения А.С. Пушкина. Художественные открытия А.С. Пушкина

1      
6

Лирика А.С. Пушкина: «вечные» темы и мотивы (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия) («Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…»), «Поэт», «Из Пиндемонти», «Осень», «Я вас любил…»)

1      
7

Философское осмысление жизни в лирике А.С. Пушкина: эволюция жанра элегии («Погасло дневное светило…», «Брожу ли вдоль улиц шумных…», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Вновь я посетил…»

1      
8

Нравственно-философская проблематика в стихотворениях поэтов Южного Урала

1   Нравственно-философская проблематика в стихотворениях поэтов Южного Урала: стихотворения К. Скворцова, Л. Татьяничевой, М. Львова, Л. Кулешовой, И. Банникова, В. Максимова и др.  
9

«Медный всадник» А.С. Пушкина: поэма или повесть? Жанровое и композиционное своеобразие произведения

1 Анализ текста № 1 «Два лика Петра I и Петербурга в поэме «Медный всадник»    
10

Трагический конфликт человека и истории: «бедный Евгений» против «властелина судьбы».

Философское осмысление темы бунта

1      
11

Лирика М.Ю. Лермонтова: диалог с пушкинской традицией.

Лирический герой М.Ю. Лермонтова: мотивы одиночества, любви, сна, смерти, земли и неба

1 Контрольная работа № 1 Сравнительный анализ стихотворений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова (по выбору обучающихся): «Выхожу один я на дорогу…» и «Когда за городом, задумчив, я брожу…» «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…») и «Отцы пустынники и девы непорочны…» «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…») и «Поэт» («Пока не требует поэта…») «Пророк» М.Ю. Лермонтова и «Пророк» А.С. Пушкина «Я не унижусь пред тобою…» и «Я вас любил, любовь еще, быть может…» Р1.3.3.2_10Б_КР № 1    
12

Баллады М.Ю. Лермонтова: экзотика и обыденность («Сон», «Завещание», «Валерик»). Тема «простого человека» в лирике М.Ю. Лермонтова

1      
13

Образ Родины в лирике М.Ю. Лермонтова («Как часто пестрою толпою окружен…», «Родина»)

1      
14

Тема Родины в лирике поэтов Южного Урала

1   Тема Родины в лирике поэтов Южного Урала: стихотворения Л. Татьяничевой, М. Львова, К. Скворцова, Л. Кулешовой, В. Сорокина, Р. Дышаленковой, С. Семянникова, И. Банникова, К. Шишова и др.
15

Н.В. Гоголь: судьба писателя, «дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно перед очами».

1      
16

Основные темы и мотивы «Петербургских повестей» Н.В. Гоголя. Своеобразие творческой манеры писателя, особенности стиля; «нефантастическая фантастика» Н. В. Гоголя

1      
17

Правда и ложь, реальность и фантастика в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект». Образ Петербурга

1 Зачет № 1 Сквозные темы, мотивы, образы русской литературы первой половины XIX века Р1.3.3.2_10Б_З № 1  
18

Роль Н.В. Гоголя в становлении русского реализма. Наследие и наследники

1      
19

Пьесы Н.В. Гоголя на сцене челябинских театров

1   Пьесы Н.В. Гоголя на сцене челябинских театров  

ВТОРОЙ ПЕРИОД РУССКОГО РЕАЛИЗМА (1840 – 1880-е ГОДЫ) (73 ЧАСА)

 
20

Общая характеристика общественной и литературной жизни эпохи второй половины XIX века: общественная и литературная борьба

1    
21

Расцвет реализма в искусстве второй половины XIX века: роман как господствующий жанр в художественном исследовании жизни.

Развитие журналистики и литературной критики

1 Проект № 1 Экранизация классики: произведения русской литературы XIX века в кинематографе Р1.3.3.2_10Б_П № 1  
22

Уральские писатели-романисты

1   Уральские писатели-романисты (М. Гроссман «Да святится имя твое»)
23

Н. Г. Чернышевский: критик и беллетрист. Роль романа «Что делать?» в русской литературе и общественной жизни

1    
24

Н. С. Лесковв литературе шестидесятых годов: своеобразие общественной позиции.

1    
25

«Очарованный странник» Н.С. Лескова: герой-скиталец в поисках смысла жизни

1    
26

Странствователь или домосед: личность и судьба И.А. Гончарова.

Трилогия о судьбах родины и русского человека: романы «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»

1    
27

Роман «Обломов». История создания и особенности композиции романа. Гончаров - художник «зрительных впечатлений». Обломов и его гости

1      
28

Обломов и Захар. Обломовщина как тип жизни. Авторская позиция и способы ее выражения в романе

1    
29

«Задача существования» и «практическая истина» (Обломов и Штольц: смысл сопоставления). Принцип сюжетной антитезы в романе

1      
30

Два типа любви в романе. Образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной в романе

1    
31

Значение финала романа И.А. Гончарова «Обломов». Роман «Обломов» в оценке критики. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет)

1 Сочинение № 1 Сочинение по роману И.А. Гончарова «Обломов»  
32

Русская драматургия второй половины XIX века: формирование национального театра.

Биография и творчество А.Н. Островского

1    
33

Театр А.Н. Островского и традиции русской классической драматургии.

Особенности жанра, конфликта, языка пьесы «Гроза». Драматургическое мастерство А.Н. Островского

1      
34

«Жестокие нравы» «темного царства». Образ города Калинова

1      
35

Система художественных образов в драме. Приём антитезы (Катерина – Кабаниха, Кулигин – Дикой). Молодое поколение в драме «Гроза»

1      
36

Катерина: народно-поэтические и религиозные истоки характера, конфликт с «темным царством» и внутренние противоречия

1      
37

Лейтмотивы драмы: «воля-неволя», «грех», «возмездие», «покаяние», «гроза». Проблема финала. Символика названия пьесы «Гроза»

1      
38

Русская критика о творчестве А.Н. Островского (Н.А. Добролюбов «Луч света в темном царстве»; Д.И. Писарев «Мотивы русской драмы»; А.А. Григорьев «После «Грозы» Островского).

Споры вокруг Катерины Кабановой. Актуальное и вечное в драме «Гроза»

1 Контрольная работа №2 Написание критической статьи о пьесе «Гроза» по одной из проблем: - жанр пьесы (драма или трагедия) - трактовка образа главной героини - смысл финала пьесы - смысл названия пьесы    
39

Драма А.Н. Островского «Гроза» на сцене челябинских театров

1      
40

Судьба И.С. Тургенева: в согласии с эпохой и культурой.

Своеобразие авторской концепции мира, жанровое многообразие творчества

1      
41

Поиск исторического деятеля эпохи как главная тема романов И.С. Тургенева. Эволюция героя: от Рудина к Базарову

1      
42

Смысл названия романа «Отцы и дети». Особенности жанра, сюжета и композиции. Полемический пафос произведения: споры о путях спасения России

1      
43

Герой времени: нигилист как философ. Противоречивость позиции Базарова. Базаров и последователи

1      
44-45

Система художественных образов романа. «Отцы» (братья Кирсановы, родители Базарова) и Евгений Базаров в романе. Идея разрыва связи времен

2 Анализ текста № 2 Анализ эпизода романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» (по вариантам) - спор Базарова и Павла Петровича (глава 10) - сцена «Под стогом сена» (глава 21) - сцена дуэли Базарова и Павла Петровича (глава 24) Р1.3.3.2_10Б_АТ № 2    
46

Базаров и Одинцова: любовный конфликт как идейное испытание героя.

Особенности «тайного психологизма» И.С. Тургенева

1      
47

Испытание героя смертью. Смысл эпилога романа.

Базаров и Россия: было ли в России время Базаровых? Автор и его герой

1      
48

Полемика о главном герое романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»: оригинал или пародия? (М.А. Антонович, Д.И. Писарев, Н.Н. Страхов, П.В. Анненков, А.И. Герцен и др.)

1 Сочинение № 2 Сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» Р1.3.3.2_10Б_С № 2    
49

Биография и поэтическая судьба Ф.И. Тютчева: основные темы, мотивы, образы лирики (хаос и космос («День и ночь», «Как океан объемлет шар земной…», «О чем ты веешь, ветр ночной?...», «О вещая душа моя…» и др.); природа как загадка («Не то, что мните вы, природа…», «Природа-сфинкс. И тем она верней…», «Осенний вечер», «Весенняя гроза» и др.)

Тема родины в лирике Ф.И. Тютчева («Умом Россию не понять…», «Слезы людские, о слезы людские…», «Эти бедные селенья…», «Наш век» и др.)

1    
50

Тютчев как поэт-философ. Философская лирика: композиция, основные темы и мотивы (человек и природа, жизнь и смерть, день и ночь: «Цицерон», «Святая ночь на небосклон вошла…», «Тени сизые смесились…», «Фонтан», «Бессонница» и др.)

1    
51

Любовь как стихийное чувство и «поединок роковой» («О, как убийственно мы любим!...», «К.Б.», «Последняя любовь» и др.)

1 Анализ текста № 3 Сопоставительный анализ стихотворений А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…», Ф.И. Тютчева «Я встретил вас – и все былое…», А.А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…»  
52

Судьба поэта: Шеншин против Фета (биография и личность А. А. Фета). Импрессионизм и «безглагольность» поэзии А.А. Фета. Фет и теория «чистого искусства»

1    
53

«Вечные» темы в лирике А.А. Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Мотив невыразимости сущего в лирике («Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Заря прощается с землею…», «Еще одно забывчивое слово…»)

1    
54

Тема природы в лирике южноуральских поэтов

1   К. Скворцов. Купальщица Н. Година. Здесь у воды такая тишина… В. Черноземцев. Я от природы милостей не жду В. Суслов. Природа милостей полна… И. Банников. Последний отблеск осени потух  
55

Тема любви в лирике А.А. Фета. Идея непреходящей ценности искусства: поэзия как выражение красоты и идеала

1      
56

Своеобразие художественного мира А.К. Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии

1      
57

Н.А. Некрасов – поэт и общественный деятель. Нравственный облик лирического героя в поэзии Некрасова («Родина», «Праздник жизни-молодости годы…», «Внимая ужасам войны…», «Рыцарь на час», «Умру я скоро, жалкое наследство…»)

1      
58

Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, мотивы, образы.

Н.А. Некрасов о поэте и поэзии («Поэт и гражданин», «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Блажен незлобивый поэт…», «О Муза! я у двери гроба…»)

1      
59

Тема поэта и поэзии в творчестве южноуральских поэтов

1   Тема поэта и поэзии в творчестве южноуральских поэтов: лирика М. Львова, К. Скворцова, А. Готиной, С. Семянникова, А. Белозерцева и др.  
60

Народная тема в лирике Некрасова: крестьянские типы, судьба русской женщины, сатирические персонажи Художественное своеобразие лирики Н.А. Некрасова («В дороге», «В полном разгаре страда деревенская…», «Несжатая полоса», «Огородник», «Размышления у парадного подъезда», «Тройка»)

1      
61

Лирический герой любовной лирики Н.А. Некрасова: нервы, слезы любовь («Ты всегда хороша несравненно…», «Я не люблю иронии твоей…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Горящие письма» и др.)

1 Зачет №2 «Сквозные темы, мотивы, образы русской поэзии XIX века» Сопоставительный анализ стихотворений: - образ Пророка в русской поэзии («Пророк» А.С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова) - образ Музы в поэзии А.С. Пушкина («Наперсница волшебной старины…», «Муза», 8-я глава «Евгения Онегина») и Н. А. Некрасова («Вчерашний день, часу в шестом…», «Муза», «Замолкни, Муза мести и печали…») - тема любовного расставания в стихотворениях А.С. Пушкина «Сожженное письмо», Н.А. Некрасова «Горящие письма», Ф. И. Тютчева «Она сидела на полу и груду писем разбирала….»    
62

«В поэму войдет вся Русь»: история создания, жанр, композиция и герои поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорная основа поэмы

1      
63

Система образов поэмы. Сатирические образы помещиков

1      
64

Крестьянский мир. Многообразие крестьянских типов в поэме

Образы Матрены Корчагиной и Савелия, «богатыря святорусского»

1      
65

Проблемы счастья, долга, смысла жизни и их разрешение в поэме. Образы правдоискателей и «народного заступника» Гриши Добросклонова

1 Сочинение № 3 Сочинение по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»    
66

«Писатель, которого сердце… переболело всеми болями… общества…»: биография и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина.

 Роман «История одного города» (обзорное изучение): смысл названия, споры о жанровой природе произведения, реальное и фантастическое в произведении

1      
67

Город-гротеск Глупов в романе, образы градоначальников. Тема народа и власти.

Проблема финала: оно и его интерпретации.

1 Реферат№ 1 - тема дворянского гнезда в романах И. С. Тургенева («Рудин», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети» и др.), М.Е. Салтыкова-Щедрина («Господа Головлевы»), Л.Н. Толстого («Война и мир»), пьесах А.П. Чехова («Чайка», «Вишневый сад») - образы помещиков в произведениях Н. В. Гоголя («Мертвые души»), Н.А. Некрасова («Кому на Руси жить хорошо»), М.Е. Салтыкова-Щедрина («Господа Головлевы», «Дикий помещик» и др.) - город Глупов в XX веке (по романам Е. Замятина «Мы», А. Платонова «Чевенгур» и «Город Градов», В. Войновича «Москва 2042», повести В. Пьецуха «Город Глупов в новые и новейшие времена» и др.) Р1.3.3.2_10Б_Р№ 1    
68

Своеобразие социальной сатиры в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина

1      
69

Современная сатира в творчестве южноуральских писателей и поэтов

1   Сатира в творчестве южноуральских писателей и поэтов: произведения А. Петрина, Н. Егорова, С. Гершуни, С. Нестерова, И. Герчикова  
70

Судьба и мировоззрение Ф.М. Достоевского: «я перерожусь к лучшему»

1   Личность и судьба Ф.М. Достоевского в драме К. Скворцова «Дар Божий»  
71

 «Преступление и наказание» как идеологический роман: специфика авторского замысла, сюжета, системы персонажей, формы повествования. Полифонизм романа

1      
72

«Петербургский миф» Ф.М. Достоевского: город и герои. Тема «униженных и оскорбленных» в романе.

Психологизм Ф.М. Достоевского

1      
73

Раскольников как «человек идеологический»: социальные и философские корни теории Родиона Раскольникова.

Преступление и наказание в романе: теория Раскольникова и жизнь

1      
74

Двойники Раскольникова: Лужин, Свидригайлов, Лебезятников

1 Анализ текста № 4 (по вариантам) Анализ ключевого эпизода, в котором раскрывается образ героя-двойника (эпизод по выбору обучающегося) в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского Анализ одного из снов Раскольникова  
75

Идеологический поединок: Раскольников и Порфирий Петрович

1      
76

Образ Сони Мармеладовой и нравственного идеала автора.

Роль евангельских мотивов в «Преступлении и наказании»

1      
77-78

Признание и преображение героя. Смысл эпилога и открытого финала романа. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя

2 Сочинение № 4 Сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Р1.3.3.2_10Б_С № 4    
79

«Без знания того, что я такое и зачем я здесь, нельзя жить…»: основные этапы жизненного и творческого пути Л.Н. Толстого

1      
80

Авторский замысел и история создания романа «Война и мир».

«Это как Илиада»: проблематика и жанр романа-эпопеи «Война и мир». Смысл названия

1      
81

«Мысль семейная» в романе. «Породы» людей у Толстого: Ростовы, Болконские, Курагины.

Психологизм романа: «диалектика души»

1 Сопоставительная характеристика семей Курагиных, Ростовых и Болконских    
82

Изображение светского общества. Образы героев, бедных человеческим содержанием (Элен, Анатоль, Берг, Шерер)

1      
83

Изображение войны 1805-1807 годов. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Проблема истинного и ложного героизма в романе

1      
84

Настоящая жизнь людей в понимании Л.Н. Толстого. Образы Наташи Ростовой и княжны Марьи как любимых героинь Л.Н. Толстого

1 Анализ текста № 5 Анализ эпизода романа «Война и мир»: - «Проигрыш Ростова Долохову» - «Две встречи князя Андрея со старым дубом» - «Ночь в Отрадном» - «Первый бал Наташи» - «Охота Ростовых» - «Молодые Ростовы у дядюшки»    
85-86

Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского (живая мысль)

2      
87-88

Пьер Безухов в поисках смысла жизни (живая душа). Пьер и Платон Каратаев.

Образ Платона Каратаева и авторская концепция «общей жизни»

2      
89-90

«Мысль народная» в романе. Изображение войны 1812 года.

Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории

2 Контрольная работа №3 (по вариантам) Анализ эпизода «Бородинское сражение» Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона Р1.3.3.2_10Б_КР № 3    
91

Образ «дубины народной войны» в романе. Партизанская война в романе. Образ Тихона Щербатова

1      
92

Смысл эпилога и открытого финала романа.

Философская проблематика романа.

Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя

1 Сочинение №5 Сочинение по роману-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» Р1.3.3.2_10Б_С № 5    

ТРЕТИЙ ПЕРИОД РУССКОГО РЕАЛИЗМА (1880-1890-е ГОДЫ) (13 часов)

 

93

1880-е годы как переходное время: кризис общественный и кризис литературный. Зарождение нового типа реализма (Гаршин, Короленко, Чехов) 1      

94

Жизнь А.П. Чехова: сосредоточенное усилие. Личность и мировоззрение писателя. Рассказ как чеховская форма: подтекст, лаконизм повествования, роль детали, психологизм 1      

95

Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека» и ее отражение в прозе Чехова («Толстый и тонкий», «Смерть чиновника»). 1      

96

Чеховский человек в сюжете падения (рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч»). Проблема ответственности человека за свою судьбу 1 Анализ текста №6 Анализ рассказа А. П. Чехова (по выбору): - художественные особенности рассказа Чехова - формы выражения авторской позиции в прозе Чехова Р1.3.3.2_10Б_АТ № 6    

97

Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни («Дама с собачкой», «Студент», «Попрыгунья») 1      

98

 А.П. Чехов и Московский художественный театр. Новаторство Чехова-драматурга 1      

99

«Пьесу назову комедией»: проблема жанра пьесы «Вишневый сад». Символический смысл образа вишневого сада 1      

100

Система образов комедии «Вишневый сад»: социальные роли и общая драма; смех и слезы; принцип двойников – деловые люди и недотепы, слуги и господа 1      

101

Раневская и Гаев – представители уходящего в прошлое усадебного быта Лопахин – новый социальный тип в изображении драматурга 1 Сочинение № 6 Сочинение по комедии А.П. Чехова «Вишневый сад»    

102

Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Смысл финала 1   Пьесы А.П. Чехова на сцене челябинских театров  

103

Западноевропейская литература XIX-го века: основные методы, стили, имена 1      

104

Г. Ибсен. Жизнь и творчество (обзор). Драма «Кукольный дом» (обзорное изучение) 1      

105

А. Рембо. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Пьяный корабль» 1      
             

Класс

 

№ п/п

Тема

Количество часов



Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 725; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.69.167 (0.017 с.)