Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Личностные результаты обучающихся 10 и 11 классов↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» Базовый уровень Планируемые результаты освоения учебного предмета 1.1. Личностные планируемые результаты Комментарий для общеобразовательной организации В таблице представлены обобщенные формулировки личностных результатов. В структурном компоненте «Т1.2.1. Личностные планируемые результаты» приведенные результаты конкретизированы для обучающихся десятого и одиннадцатого классов, а также в них выделен знаниевый, мотивационный и деятельностный компоненты. Перечень личностных планируемых результатов может быть уточнен с учетом специфики учебного предмета. УУД |
Регулятивные универсальные учебные действия | ||||
Р1 Целеполагание | Р1.1 Самостоятельно определять цели деятельности, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; Р1.2 Ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях | Постановка и решение учебных задач, в том числе технология «перевернутый класс» Поэтапное формирование умственных действий Технология формирующего оценивания, в том числе прием «прогностическая самооценка» Групповые и индивидуальное проекты Учебно-исследовательская деятельность Кейс-метод Учебно-познавательные и учебно-практические задачи «Разрешение проблем / проблемных ситуаций», «Ценностно-смысловые установки», «Рефлексия», «Самостоятельное приобретение, перенос и интеграция знаний», «Самоорганизация и саморегуляция» | ||||
Р2 Планирование | Р2.1 Выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты Р2.2 Самостоятельно составлять планы деятельности Р2.3 Использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности Р2.4 Выбирать успешные стратегии в различных ситуациях | |||||
Р3 Прогнозирование | Р3.1 Оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели Р3.2 Организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели Р3.3 Оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали | |||||
Р4 Контроль и коррекция | Р4.1 Самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность | |||||
Р5 Оценка | Р5.1 Сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью | |||||
Р6 Познавательная рефлексия | Р6.1 Владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения | |||||
Р7 Принятие решений | Р7.1 Самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей | |||||
Содержание учебного предмета Класс Русская литература XIX века Введение (3 часа) Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков. НРЭО Уральские писатели-романисты (М. Гроссман «Да святится имя твое») Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ (1 час) Роман «Что делать?» (обзор). «Что делать?» Н. Г. Чернышевского как полемический отклик на роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». «Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России. Глава «Четвёртый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения. Образное и сюжетное своеобразие «идеологического» романа Н. Г. Чернышевского. Опорные понятия: ложная интрига; литературная утопия. Внутрипредметные связи: Н. Г. Чернышевский и писатели демократического лагеря; традиционный сюжет «rendez-vous» и его трансформация в романе «Что делать?». Межпредметные связи: диссертация Н. Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» и поэтика романа «Что делать?». Н. С. ЛЕСКОВ (2 часа) Повесть «Очарованный странник». Стремление Н. С. Лескова к созданию «монографий» народных типов. Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника». Опорные понятия: литературный сказ; жанр путешествия. Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Флягина; тема богатырства в повести Н. Лескова и поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Межпредметные связи: язык и стиль лесковского сказа. Для самостоятельного чтения: повести «Тупейный художник», «Запечатленный ангел», «Леди Макбет Мценского уезда». И. А. ГОНЧАРОВ (6 часов) Роман «Обломов». Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, её соотнесённость с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.). Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике (Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, А. В. Дружинин). Опорные понятия: образная типизация, символика детали. Внутрипредметные связи: И. С. Тургенев и Л. Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова. Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обломов»; кинофильм «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (реж. Н. Михалков). Для самостоятельного чтения: романы «Обыкновенная история», «Обрыв» А. Н. ОСТРОВСКИЙ (8 часов) Пьеса «Гроза». Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Трагедия совести и еѐ разрешение в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. «Гроза» в русской критике (Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, А. А. Григорьев). Опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест. Внутрипредметные связи: традиции отечественной драматургии в творчестве А. Н. Островского (пьесы Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя). Межпредметные связи: А. Н. Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А. Н. Островского. А. К. ТОЛСТОЙ (1 час) Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Илья Муромец», «Коль любить, так без рассудку...», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш, батюшка...», «Колокольчики мои…», «Благоразумие» и др. Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А. К. Толстого. Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта. Жанрово-тематическое богатство творчества А. К. Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире. Опорные понятия: лирика позднего романтизма; историческая песня. Внутрипредметные связи: А. К. Толстой и братья Жемчужниковы; сатирические приѐмы в творчестве А. К. Толстого и М. Е. Салтыкова-Щедрина. Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А. К. Толстого; романсы П. И. Чайковского на стихи А. К. Толстого. Для самостоятельного чтения: роман «Князь Серебряный». Н. А. НЕКРАСОВ (9 часов) Стихотворения: «В дороге», «Огородник», «Зеленый шум», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Тройка», «Рыцарь на час», «О погоде», «Пророк», «Элегия», О Муза, я у края гроба…» и др., поэма «Кому на Руси жить хорошо». «Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н. А. Некрасова разных лет. Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике. Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приёмы построения сюжета поэмы. Представители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина и др.). Стихия народной жизни и её яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.). Тема женской доли и образ Матрёны Корчагиной в поэме. Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы и т.п.). Проблема счастья и её решение в поэме Н. А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание. Опорные понятия: народность художественного творчества; демократизация поэтического языка. Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией. Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н. А. Некрасова. Введение (1 час) 1880-е годы как переходное время: кризис общественный и кризис литературный. Зарождение нового типа реализма (Гаршин, Короленко, Чехов). А. П. ЧЕХОВ (9 часов) Рассказы: «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника»,«Крыжовник», «Человек в футляре», «Студент», «Ионыч», «Дама с собачкой», «Попрыгунья» и др.; пьеса «Вишнёвый сад». Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А. П. Чехова. Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы. Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишнёвый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недотёп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишнёвом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении. Опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая комедия; символическая деталь. Внутрипредметные связи: А. П. Чехов и Л. Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произведениях Чехова. Для самостоятельного чтения: пьесы «Чайка», «Три сестры». Класс Русская литература XX века Введение Сложность и самобытность русской литературы XX века. Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала XX века (1 час). Раздел 1. Художественный мир русской прозы начала XX века (14 часов) И. А. БУНИН (5 часов) Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель» и др. Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность, тонкий лиризм стихотворений Бунина. Рассказы: «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско». «Темные аллеи», «Солнечный удар», «Легкое дыхание». Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей. Метафизика любви в творчестве И.А. Бунина. Опорные понятия: лирическая проза, приемы словесной живописи. Внутрипредметные связи: И.А. Бунин и М. Горький; Л.Н. Толстой о творчестве И.А. Бунина; влияние реализма И.С. Тургенева и А.П. Чехова на бунинскую прозу. Межпредметные связи: «лирические» пейзажи М.В. Нестерова; романсы С.В. Рахманинова на стихи И.А. Бунина. Для самостоятельного чтения: рассказы «Косцы», «Книга», «Чаша жизни». А.И. КУПРИН (2 часа) Повесть «Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала. Опорные понятия: очерковая проза; символическая деталь. Внутрипредметные связи: толстовские мотивы в повести А.И. Куприна «Олеся»; повесть «Поединок» и мотив дуэли в русской классике. Межпредметные связи: Л.В. Бетховен. Соната 2 (ор. 2. №2) LarqoAppassionato(к рассказу «Гранатовый браслет»). Для самостоятельного чтения: повести «Олеся», «Поединок», «Молох», рассказы «Allez!», «Гамбринус», «Штабс-капитан Рыбников». Л.А. АНДРЕЕВ (1 час) Рассказ: «Иуда Искариот» Нравственно-философская проблематика рассказа «Иуда Искариот». Парадоксальность решения вечной темы в рассказе «Иуда Искариот» Опорные понятия: неореализм; евангельский мотив, экспрессионизм в искусстве. Внутрипредметные связи: М. Горький и А.А. Блок о творчестве Л.Н. Андреева. Межпредметные связи: творческие связи Л.Н. Андреева и И.Е. Репина; рисунки Л.Н. Андреева. Для самостоятельного чтения: рассказы «Вор», «Первый гонорар», «Ангелочек», «Стена». М. ГОРЬКИЙ (6 часов) Рассказы: «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Челкаш» и др. Романтизм ранних рассказов Горького. Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека. Пьеса «На дне». Философско-этическая проблематика пьесы о людях дна. Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы. Публицистика Горького. Опорные понятия: романтизированная проза; принцип полилога и полифонии в драме. Внутрипредметные связи: традиции романтизма в раннем творчестве М. Горького; М. Горький и писатели объединения «Среды»; И. Анненский о драматургии М. Горького («Книги отражений»). Межпредметные связи: М. Горький и МХТ; сценические интерпретации пьесы «На дне». Для самостоятельного чтения: рассказы «Мальва», «Проводник», «Бывшие люди», «Ледоход». Обзор зарубежной литературы первой половины XX века: Б. Шоу, Г. Аполлинер и др. Раздел 2.Серебряный век: лики модернизма (27 часов) ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА (8 часов) В. Брюсов, Ф. Сологуб, К. Бальмонт, И. Анненский, А. Белый, Н. Гумилев, И. Северянин, Н. Клюев. Серебряный век русской поэзии как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Художественные открытия, поиски новых форм. Лирика В. Брюсова, Ф. Сологуба, К. Бальмонта, И. А. Белого, Н. Гумилева, И. Северянина, В. Хлебникова, Н. Клюева. А.А. БЛОК (7 часов) Стихотворения: «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Вхожу я в темные храмы...», «Незнакомка», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «На железной дороге», «О, я хочу безумно жить...», «Россия», «На поле Куликовом», «Скифы» и др. по выбору. Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме». Столкновение идеальных верований художника со «страшным миром» в процессе «вочеловечения» поэтического дара. Стихи поэта о России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен». Особенности образного языка Блока, роль символов в передаче авторского мироощущения. Поэма «Двенадцать». Образ «мирового пожара в крови» как отражение «музыки стихий» в поэме. Фигуры апостолов новой жизни и различные трактовки числовой символики поэмы. Образ Христа и христианские мотивы в произведении. Споры по поводу финала «Двенадцати». Опорные понятия: циклизация лирики, реминисценция, аллюзия. Внутрипредметные связи: черты философии и поэтики В. Соловьева в лирике А. Блока; творческие связи А. Блока и А. Белого. Межпредметные связи: лирика А. Блока и живопись М. Врубеля; Блок и Ю. Анненков – первый иллюстратор поэмы «Двенадцать». «Любовь – дитя самой земли…»: тема любви в лирике южноуральских поэтов (Лирика К. Скворцова, Р. Дышаленковой, Л. Татьяничевой, М. Гроссмана, С. Борисова, Г. Суздалева и др.) Песни на стихи Константина Скворцова («Матушка пела», «Виной всему глаза твои…», «Лебедь белая» и др.) В. В. МАЯКОВСКИЙ (7 часов) Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой» и др. Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия поэта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-новатора. Поэма «Облако в штанах». Мотивы трагического одиночества, бунтарства. Четыре «долой!» как сюжетно-композиционная основа поэмы. Темы любви и искусства в поэме. Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия. Опорные понятия: образная гиперболизация; декламационный стих; поэтические неологизмы. Внутрипредметные связи: библейские мотивы в поэзии В. Маяковского; цикл стихов М. Цветаевой, посвященный В. Маяковскому; литературные пародии на лирику В. Маяковского (А. Архангельский, М. Вольпин и др.). Межпредметные связи: поэзия В. Маяковского и творчество художников-кубистов (К. Малевич, М. Ларионов, И. Машков и др.); В. Маяковский и театр. Для самостоятельного чтения: поэмы «Люблю», «Хорошо!». С. А. ЕСЕНИН (5 часов) Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Спит ковыль...», «Чую радуницу божью...», «Над темной прядью перелесиц...», «В том краю, где желтая крапива...», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская» и др. по выбору. Природа родного края и образ Руси в лирике С.А. Есенина. Религиозные мотивы в ранней лирике поэта. Трагическое противостояние города и деревни в лирике 20-х годов. Любовная тема в поэзии С.А. Есенина. Богатство поэтической речи, народно-песенное начало, философичность как основные черты есенинской поэтики. Опорные понятия: имажинизм как поэтическое течение; лироэпическая поэма. Внутрипредметные связи: С. Есенин и А. Блок; творческая полемика С. Есенина и В. Маяковского; пушкинские традиции в лирике Есенина. Межпредметные связи: С. Есенин в музыке (лирические циклы и романсы Г. Свиридова, 3. Левиной, В. Липатова, В. Веселова и др.). Для самостоятельного чтения: стихотворения «Письмо к матери», «Кобыльи корабли», «Цветы», поэмы «Черный человек», «Страна негодяев». «На студеных пространствах российских не иссякло тепло деревень…»: тема Родины в творчестве поэтов и писателей Южного Урала (Произведения К. Скворцова, П. Смычагина, В. Носкова, К. Макарова, В. Черноземцева). Песни на стихи Константина Скворцова(«Златоустье», «В Надеждино звонят колокола…», «Надежда, Вера и Любовь» и др. ) Раздел 3. Октябрьская революция и литературный процесс 20-30-х годов XX века (35 часов) ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА (6 часов) Октябрьская революция в восприятии художников различных направлений. Литература и публицистика послереволюционных лет как живой документ эпохи («Апокалипсис нашего времени» В.В. Розанова, «Окаянные дни» И. А. Бунина, «Несвоевременные мысли» М. Горького, «Молитва о России» И. Эренбурга, «Плачи» А.М. Ремизова, «Голый год» Б. Пильняка и др.). Литературные группировки, возникшие после Октября 1917 года (Пролеткульт, «Кузница», ЛЕФ, конструктивизм, имажинизм, «Перевал», «Серапионовы братья» и др.). Возникновение «гнезд рассеяния» эмигрантской части «расколотой лиры» (отъезд за границу И. Бунина, И. Шмелева, А. Ремизова, Г. Иванова, Б. Зайцева, М. Цветаевой, А. Аверченко и др.). Характерные черты времени в повести И. Бабеля «Конармия». Развитие жанра антиутопии в романе Е. Замятина «Мы». Юмористическая проза 20 годов. Рассказы М. Зощенко. Рождение новой песенно-лирической ситуации. Героини стихотворений П. Васильева и М. Исаковского (символический образ России – Родины). Лирика Б. Корнилова, Дм. Кедрина, М. Светлова, А. Жарова и др. Человеческий и творческий подвиг Н. Островского. Уникальность и полемическая заостренность образа Павла Корчагина в романе «Как закалялась сталь». Первый съезд Союза писателей СССР и его общественно-историческое значение. Эмигрантская «ветвь» русской литературы в 30-е годы. Ностальгический реализм И. Бунина, Б. Зайцева, И. Шмелева, В. Набокова. «Парижская нота» русской поэзии 30-х годов. Лирика Г. Иванова, Б. Поплавского, Н. Оцупа, Д. Кнута, Л. Червинской, Г. Адамовича и др. «Идет в золе по всей земле Гражданская война…»: трагедия гражданской войны в изображении писателей Южного Урала (Произведения Ю. Либединского, М. Гроссмана, Г. Суздалева, К. Скворцова, О. Митяева, И. Банникова). М. А. ШОЛОХОВ (6 часов) Роман-эпопея «Тихий Дон». Историческая широта и масштабность шолоховского эпоса. «Донские рассказы» как пролог «Тихого Дона». Картины жизни донского казачества в романе. Изображение революции и Гражданской войны как общенародной трагедии. Идея Дома и святости семейного очага в романе. Роль и значение женских образов в художественной системе романа. Сложность, противоречивость пути «казачьего Гамлета» Григория Мелехова, отражение в нем традиций народного правдоискательства. Художественно-стилистическое своеобразие «Тихого Дона». Исторически-конкретное и вневременное в проблематике шолоховского романа-эпопеи. Сочинение по творчеству Шолохова. Опорные понятия: хронотоп романа-эпопеи; гуманистическая концепция истории в литературе. Внутрипредметные связи: продолжение традиций толстовского эпоса в «Тихом Доне» («мысль народная» и «мысль семейная»); шолоховский эпос в контексте произведений о Гражданской войне (А. Фадеев, И. Бабель, М. Булгаков). Межпредметные связи: исторические источники романа «Тихий Дон» (труды В. Владимировой, А. Френкеля, М. Корчина и др.); «Тихий Дон» в иллюстрациях художников (С. Корольков, О. Верейский, Ю. Ребров) и киноверсиях (к/ф реж. И. Правова и О. Преображенской (1931), С. Герасимова (1958). Для самостоятельного чтения: рассказы «Лазоревая степь», «Шибалково семя», «Родинка». О. Э. МАНДЕЛЬШТАМ (3 часа) Стихотворения: «Заснула чернь. Зияет площадь аркой…», «На розвальнях, уложенных соломой…», «Эпиграмма», «За гремучую доблесть грядущих веков…» и др. Истоки поэтического творчества. Близость к акмеизму. Историческая тема в лирике Мандельштама. Осмысление времени и противостояние «веку-волкодаву». Художественное мастерство поэта. Опорные понятия: песенно-лирическая ситуация; «Парижская нота» русской поэзии. Внутрипредметные связи: образ «идеального» героя в литературе разных эпох. Межпредметные связи: песни на стихи М. Исаковского, М. Светлова, А. Жарова и др. А. А. АХМАТОВА (4 часа) Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…», стихотворения о Великой Отечественной войне. Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой. Поэма «Реквием». История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога. Опорные понятия: исповедальность лирического произведения; микроцикл. Внутрипредметные связи: А. Ахматова и Н. Гумилев; творческий диалог А. Ахматовой и М. Цветаевой; стихи А. Ахматовой об А.С. Пушкине. Межпредметные связи: образ А. Ахматовой в живописи (К. Петров-Водкин, Ю. Анненков, А. Модильяни, Н. Альтман и др.); «Реквием» А. Ахматовой и Requiem В.А. Моцарта. Для самостоятельного чтения: «Поэма без героя». М. А. БУЛГАКОВ (5 часов) Роман «Мастер и Маргарита». «Мастер и Маргарита» как «роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой. Взаимодействие трех повествовательных пластов в образно-композиционной системе романа. Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав. Сатирическая «дьяволиада» М.А. Булгакова в романе. Неразрывность связи любви и творчества в проблематике «Мастера и Маргариты». Путь Ивана Бездомного в обретении Родины. Сочинение по творчеству Булгакова. Опорные понятия: «исторический пейзаж»; карнавальный смех; очерк нравов. Внутрипредметные связи: евангельские мотивы в прозе М. Булгакова; традиции мировой литературы в «Мастере и Маргарите» (И.В. Гѐте, Э.Т.А. Гофман, Н.В. Гоголь). Межпредметные связи: М. Булгаков и театр; сценические и киноинтерпретации произведений М. Булгакова; музыкальные реминисценции в булгаковской прозе. Для самостоятельного чтения: рассказ «Красная корона», повесть «Собачье сердце», пьесы «Бег», «Дни Турбиных», роман «Белая гвардия». М. И. ЦВЕТАЕВА (3 часа) Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по Родине! Давно…», «Идешь на меня похожий…», «Куст и др». Основные темы творчества М. Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Исповедальность, внутренняя самоотдача, максимальное напряжение духовных сил как отличительная черта поэзии М. Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля. Опорные понятия: поэтический темперамент; дискретность (прерывистость) стиха. Внутрипредметные связи: пушкинская тема в творчестве М. Цветаевой; посвящение поэтам-современникам в цветаевской лирике («Стихи к Блоку», «Стихи к Ахматовой», «Маяковскому» и др.). Межпредметные связи: поэзия и музыка в творческой судьбе М. Цветаевой (автобиографический очерк «Мать и музыка»). Для самостоятельного чтения: «Поэма Горы», циклы «Пригвождена», «Стихи к Блоку», «Ученик». Б. Л. ПАСТЕРНАК(5 часов) Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Снег идет», «Плачущий сад», «В больнице», «Зимняя ночь», «Гамлет», «Во всем мне хочется дойти до самой сути...», «Определение поэзии», «Гефсиманский сад» и др. по выбору. Единство человеческой души и стихии мира в лирике Б. Л. Пастернака. Неразрывность связи человека и природы, их взаимотворчество. Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции Б.Л. Пастернака. Трагизм гамлетовского противостояния художника и эпохи в позднем творчестве поэта. Метафорическое богатство и образная яркость лирики Б.Л. Пастернака. Роман «Доктор Живаго» (обзор). Черты нового лирико-религиозного повествования в романе Б.Л. Пастернака. Фигура Юрия Живаго и проблема интеллигенции и революции в романе. Нравственные искания героя, его отношение к революционной доктрине «переделки жизни». «Стихотворения Юрия Живаго» как финальный лирический аккорд повествования. Опорные понятия: метафорический ряд; лирико-религиозная проза. Внутрипредметные связи: Б. Пастернак и поэзия русского футуризма; евангельская и шекспировская темы в лирике и прозе поэта; Б. Пастернак и В. Маяковский. Межпредметные связи: рисунки Л.О. Пастернака; музыкальные образы Ф. Шопена в лирике Б. Пастернака. Для самостоятельного чтения: циклы «Сестра моя — жизнь», «Когда разгуляется», поэма «Девятьсот пятый год». А.П. ПЛАТОНОВ (2 часа) Рассказы «Усомнившийся Макар», «Сокровенный человек», повесть «Котлован». Оригинальность, самобытность художественного мира А.П. Платонова. Тип платоновского героя – мечтателя, романтика, правдоискателя. «Детскость» стиля и языка писателя, тема детства в прозе А.П. Платонова. Соотношение «задумчивого» авторского героя с революционной доктриной «всеобщего счастья». Смысл трагического финала повести «Котлован», философская многозначность ее названия. Роль «ключевых» слов-понятий в художественной системе писателя. Опорные понятия: индивидуализированный стиль писателя; литературная антиутопия. Внутрипредметные связи: жанр антиутопии в творчестве А. Платонова и Е. Замятина. Шариков А.П. Платонова и Шариков М.А. Булгакова («Сокровенный человек» – «Собачье сердце»). Межпредметные связи: проза А. Платонова и живопись П. Филонова. Для самостоятельного чтения: рассказы «Родина электричества», «Старый механик», повесть «Джан». «Мы жили в палатке с зеленым оконцем…»: обзор литературы Южного Урала 30-х годов (Произведения М. Люгарина, Б. Ручьева, М. Гроссмана, К. Реута и др.) Раздел 4. Русская литература второй половины XX века (28 часов) ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯВОЙНАИ ЕЕ ОСМЫСЛЕНИЕ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (4 часа) Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей. Публицистика времен войны (А. Толстой, И. Эренбург, Л. Леонов, О. Берггольц, Ю. Гроссман и др.). Лирика военных лет. Песенная поэзия В. Лебедева-Кумача, М. Исаковского, Л. Ошанина, Е. Долматовского, А. Суркова, А. Фатьянова, К. Симонова. «Моабитские тетради» Муссы Джалиля. Проза о войне. «Дни и ночи» К. Симонова, «Звезда» Э. Казакевича, «Спутники» В. Пановой, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Судьба человека» М. Шолохова и др. Осмысление Великой Победы 1945 года в 40–50-е годы XX века. Поэзия Ю. Друниной, М. Дудина, М. Луконина, С. Орлова, А. Межирова. Повесть «В окопах Сталинграда» В. Некрасова. «Окопный реализм» писателей-фронтовиков 60-70-хгодов. Проза Ю. Бондарева, К. Воробьева, А. Ананьева, В. Кондратьева, Б. Васильева, Е. Носова, В. Астафьева, В. Быкова. «Я нынче страшным расстояньем от мирной жизни отдален…»: изображение Великой Отечественной войны в творчестве южноуральских поэтов и писателей (произведения Г. Суздалева, А. Куницына, А. Павлова, В. Кальпиди и др.). ЛИТЕРАТУРА 50-90-Х ГОДОВ: ОБРАЗ МЕНЯЮЩЕГОСЯ ВРЕМЕНИ (2 часа) Проза советских писателей, выходящая за рамки нормативов социалистического реализма (повести К. Паустовского, роман Л. Леонова «Русский лес», очерки «Районные будни» В. Овечкина и др.). «Оттепель» 1953-1964 годов– рождение нового типа литературного движения. Новый характер взаимосвязей писателя и общества в произведениях В. Дудинцева, В. Тендрякова, В. Розова, В. Аксенова, А. Солженицына и др. Поэтическая «оттепель»: «громкая» (эстрадная) и «тихая» лирика. Своеобразие поэзии Е. Евтушенко, Р. Рождественского, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной, Н. Рубцова, Ю. Кузнецова и др. «Деревенская проза» 50-80-х годов. Произведения С. Залыгина, Б. Можаева, В. Солоухина, Ю. Казакова, Ф. Абрамова, В. Белова и др. «Городская проза» 40-80-х годов. Произведения Ю. Трифонова, В. Маканина, Ю. Домбровского и др. А. Т. ТВАРДОВСКИЙ (2 часа) Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «О сущем», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Я знаю, никакой моей вины...», «Памяти матери», «Я сам дознаюсь, доищусь...», «В чем хочешь человечество вини…» и др. по выбору. Доверительность и теплота лирической интонации А. Твардовского. Любовь к «правде сущей» как основной мотив «лирического эпоса» художника. Память войны, тема нравственных испытаний на дорогах истории в произведениях разных лет. Философская проблематика поздней лирики поэта. Поэма «По праву памяти». «По праву памяти» как поэма-исповедь, поэма-завещание. Тема прошлого, настоящего и будущего в свете исторической памяти, уроков пережитого. Гражданственность и нравственная высота позиции автора. Опорные понятия: лирико-патриотический пафос; лирический эпос. Внутрипредметные связи: И.А. Бунин о поэме «Василий Теркин»; некрасовские традиции в лирике А. Твардовского. Межпредметные связи: литературная деятельность А. Твардовского в журнале «Новый мир»: документы, свидетельства, воспоминания. Для самостоятельного чтения: стихотворения «Жестокая память», «Как после мартовских метелей...», «Полночь в мое городское окно...», поэмы «Дом у дороги», «За далью – даль». А.И. СОЛЖЕНИЦЫН (3 часа) Повесть «Один день Ивана Денисовича», рассказ «Матренин двор». Отражение «лагерных университетов» писателя в повести «Один день Ивана Денисовича». «Лагерь с точки зрения мужика, очень народная вещь» (А. Твардовский). Яркость и точность авторского бытописания, многообразие человеческих типов в повести. Детскость души Ивана Денисовича, черты праведничества в характере героя. Смешение языковых пластов в стилистике повести. Тема праведничества в рассказе «Матренин двор». Черты «нутряной» России в облике Матрены. Противопоставление исконной Руси России чиновной, официозной. Символичность финала рассказа и его названия. Опорные понятия: двуединство героя и автора в эпосе; тип героя-праведника. Внутрипредметные связи: тема народного праведничества в творчестве А. Солженицына и его литературных предшественников (Ф.М. Достоевский, Н.С. Лесков, И.С. Тургенев и др.). Межпредметные связи: нравственно-философская позиция Солженицына-историка; язык «нутряной» России в прозе писателя. Для самостоятельного чтения: рассказ «Захар Калита», цикл «Крохотки», «Архипелаг ГУЛАГ». В. ШАЛАМОВ. КОЛЫМСКИЕ РАССКАЗЫ (2 часа) «Лагерная» тема в произведениях В. Шаламова. «Время страха…»: трагедия сталинских репрессий в творчестве южноуральских писателей и поэтов (произведения Б. Ручьева, Л. Татьяничевой, К. Скворцова, С. Семянникова, К. Макарова и др.). В. М. ШУКШИН (1 час) Рассказы: «Одни», «Чудик», «Миль пардон, мадам», «Срезал», «Выбираю деревню на жительство» Колоритность и яркость шукшинских героев – «чудиков». Народ и «публика» как два нравственно-общественных полюса в прозе В. Шукшина. Сочетание внешней занимательности сюжета и глубины психологического анализа в рассказах писателя. Тема города и деревни, точность бытописания в шукшинской прозе. Опорные понятия | ||||||
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.104.36 (0.016 с.)