Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сценарий проведения занятия с педагогическими работниками по изучению ими с детьми схем безопасных маршрутов движения «дом — школа — дом».
Тема занятия: « Использование схем безопасных маршрутов движения “дом — школа — дом” в образовательной деятельности». Продолжительность: 45 минут. Целевая аудитория: сотрудники администрации и педагогические работники общеобразовательных организаций и образовательных организаций дополнительного образования. Цель: формирование у педагогов знаний о назначении и содержании паспортов дорожной безопасности образовательных организаций, особенностях разработки и использования схем безопасного маршрута «дом — школа — дом» в образовательной деятельности. Тип занятия: лекция. План занятия
На занятии должны быть сформированы ключевые понятия: · паспорт дорожной безопасности, его элементы; · схема безопасного маршрута движения «дом — школа — дом». На занятии слушатели должны: 1) изучить материалы лекции; 2) составить представление о назначении и содержании паспортов дорожной безопасности для образовательных организаций; 3) усвоить методику разработки и использования схем безопасного маршрута «дом — школа — дом» в образовательной деятельности; 4) ознакомиться с методикой организации совместной работы родителей и/или законных представителей (далее — родителей) и обучающихся по изучению маршрута «дом — школа — дом», составлению и использованию схемы безопасного маршрута движения «дом — школа — дом». Материально-техническое обеспечение: аудитория с посадочными местами в соответствии с количеством слушателей.
ВВЕДЕНИЕ Одной из важнейших задач, стоящих перед обществом в настоящее время, является обеспечение защиты жизни, здоровья человека, его имущества, окружающей среды от различных угроз. Эта задача является также приоритетной и первостепенной для государства. В последнее время часто употребляется термин «комплексная безопасность», из чего следует, что речь идет о решении нескольких задач по обеспечению безопасности одновременно. Это вытекает и из потребности человека (по Маслоу) иметь защиту от всех видов угроз.
Потребность человека в безопасности входит в число его первичных потребностей. В то же время стремление к удовлетворению физиологических потребностей (питание, вода, жилье…) заставляют человека трудиться, чтобы обеспечить себе шанс на выживание. А вот когда человек удовлетворил свои физиологические потребности, он инстинктивно стремится к безопасности (потребность в безопасности; в стабильности; в зависимости; в защите; в свободе от страха, тревоги и хаоса; потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях; другие потребности). У современного человека желание обезопасить себя проявляется в довольно мягкой форме: он оформляет страховку, врезает надежные замки в своем жилище, покупает современный автомобиль с высоким уровнем активной и пассивной безопасности и т. п. В то же время, если человек не позаботится о своей безопасности, вероятно, ему не понадобятся вторичные потребности, такие как самоутверждение и самовыражение. Однако для лучшего понимания потребности в безопасности имеет смысл понаблюдать за детьми, у которых потребности в безопасности проявляются проще и нагляднее. Потребность в безопасности у детей проявляется в их тяге к постоянству, к упорядочению повседневной жизни. Вопреки расхожему мнению о том, что ребенок стремится к безграничной свободе, вседозволенности, детские психологи, педагоги и психотерапевты постоянно обнаруживают, что ребенок предпочитает жить в упорядоченном и структурированном мире, его угнетает непредсказуемость. Среднестатистический ребенок стремится к тому, чтобы жить в безопасном, стабильном, организованном, предсказуемом мире. В мире, где действуют раз и навсегда установленные правила, где исключены опасные неожиданности, беспорядок и хаос, где у него есть сильные родители, защитники, оберегающие его от опасности[19]. А для того чтобы любой ребенок чувствовал себя в безопасности на дороге, необходим не только личный пример взрослых, родителей, усилия и опыт педагогов, но и заинтересованность общества, государства в создании условий безопасного пользования дорожной инфраструктурой. Внедрение в учебный процесс «Паспорта дорожной безопасности» поможет ребенку более детально изучить дорожно-транспортную обстановку вблизи образовательной организации, научиться принимать самостоятельные решения в нестандартной дорожной ситуации.
1. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПАСПОРТАХ ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Паспорт дорожной безопасности образовательной организации[20] является основным документом, систематизирующим сведения о деятельности образовательной организации по обеспечению безопасности обучающихся на прилегающих к образовательной организации дорогах общего пользования и внутриквартальной территории. Паспорт дорожной безопасности обязаны иметь все образовательные организации. Заполнение Паспорта осуществляется администрацией образовательной организации с учетом требований настоящего положения. Титульный лист Паспорта должен содержать следующие данные: - наименование образовательной организации в соответствии с Уставом образовательной организации; - реквизиты (Ф. И. О., дата утверждения) представителя районной администрации; - реквизиты (Ф. И. О., дата утверждения) руководителя образовательной организации; - реквизиты (Ф. И. О., дата утверждения) ответственного руководителя отдела ГИБДД У МВД России; - год подготовки Паспорта.
В Паспорт вносятся следующие сведения об образовательной организации: - наименование ОО; - тип ОО; - адрес местонахождения ОО; - фактический адрес ОО (если отличается от юридического); - руководители ОО; - ответственный(-е) от отдела ГИБДД У МВД России; - ответственные за мероприятия по профилактике детского травматизма образовательной организации, РОЦ БДД (телефон, адрес); - количество обучающихся в образовательной организации; - наличие уголка по БДД (если имеется, указать место расположения); - наличие кабинета по БДД (если имеется, указать место расположения); - наличие автогородка (площадки) (если имеется); - наличие школьного автобуса в ОО; - расписание занятий в ОО; - телефоны оперативных служб.
Обязательным условием является наличие в паспорте следующих план-схем: - план-схема района расположения ОО. Пути движения транспортных средств и детей; - схема организации дорожного движения в непосредственной близости от ОО (размещение соответствующих технических средств, маршруты движения детей, расположение парковочных мест автотранспорта); - маршруты движения пеших организованных групп детей ОО (стадион, парк, спортивно-оздоровительный комплекс и др.); - пути движения транспортных средств к местам разгрузки/погрузки и рекомендуемые пути передвижения детей по территории ОО; - маршрут движения школьного автобуса по маршруту «дом — школа — дом» (с указанием остановок); - место посадки/высадки обучающихся у ОО. Паспорт может содержать и ряд других схем.
В общеобразовательных организациях различных субъектов Российской Федерации используются две основные формы Паспортов: 1. Паспорта образовательных организаций по безопасности дорожного движения, в которых предусмотрена только 1 схема организации дорожного движения вблизи образовательной организации. В схеме указываются подъездные пути для автотранспорта, обслуживающего образовательную организацию, и маршруты движения пешеходов к образовательной организации, расположение дорожных знаков, технических средств регулирования, искусственных неровностей, пешеходных переходов.
2. Другой вариант Паспорта дорожной безопасности предусматривает до 7 схем: - район расположения образовательной организации, пути движения транспортных средств и детей; - схема организации дорожного движения вблизи образовательной организации; - маршруты движения организованных групп детей; - пути движения транспортных средств по территории образовательной организации; - маршрут движения автобуса до образовательной организации; - безопасное расположение остановки автобуса у образовательной организации; - пути движения транспортных средств и детей при проведении дорожных ремонтно-строительных работ вблизи образовательной организации. На основании данных паспорта дорожной безопасности образовательной организации разрабатывается общешкольная схемы безопасного маршрута движения «дом — школа — дом».
Рассмотрим алгоритм разработки схемы безопасного маршрута движения «дом — школа — дом». Первым шагом к появлению в образовательной организации Паспорта дорожной безопасности является формирование экспертной комиссии, в состав которой могут входить: представитель образовательной организации, сотрудник органов внутренних дел, представитель родительского комитета, представитель местного самоуправления и др. Полномочия данной комиссии распространяются на обследование и выявление недостатков в организации дорожного движения на улично-дорожной сети вблизи образовательной организации и определение наиболее безопасного маршрута следования детей в образовательную организацию. Для этого: – обследуются все пути организованного следования детей к образовательной организации; – определяются места установки искусственных дорожных неровностей и специальных знаков «пешеходный переход» с дополнительной подсветкой, а также знаков ограничения скорости движения транспорта; – определяются места размещения и оборудования площадок для безопасной посадки — высадки детей возле образовательной организации;
– проверяются и наносятся на карту района существующие пути передвижения детей и проблемные зоны с учетом статистической информации Госавтоинспекции, полиции по охране общественного порядка, участковых уполномоченных и работников общественных пунктов охраны порядка; – совместно с ГИБДД, подразделением полиции по охране общественного порядка и участковыми инспекторами района определяются безопасные маршруты следования детей в образовательную организацию; – производится фотографирование проблемных участков, затем на сделанные фото графически наносятся варианты устранения проблемных зон (например, расширение существующего тротуара в сторону газона или прокладка пешеходной дорожки вдоль забора образовательной организации); – одновременно проводится мониторинг комплексной безопасности образовательной среды школы. После такого обследования формируется схема безопасного маршрута движения «дом — школа — дом» для конкретной образовательной организации. На схеме района расположения образовательной организации, который определяется группой жилых домов, зданий и улично-дорожной сетью с учетом остановок общественного транспорта (выходов из станций метро), центром которого является непосредственно образовательная организация, наносится: - образовательная организация; - стадион вне территории образовательной организации, на котором могут проводиться занятия по физической культуре (при наличии); - парк, в котором могут проводиться занятия с детьми на открытом воздухе (при наличии); - спортивно-оздоровительный комплекс (при наличии); - жилые дома, в которых проживает бо́льшая часть детей, обучающихся в образовательной организации; - проезжая часть и тротуары.
На схеме должны быть обозначены: - расположение жилых домов, зданий и сооружений; - сеть автомобильных дорог; - пути движения транспортных средств; - пути движения детей (обучающихся, воспитанников) в/из образовательной организации; - опасные участки (места несанкционированных переходов на подходах к образовательной организации, места имевших место случаев дорожно-транспортных происшествий с участием детей-пешеходов и детей-велосипедистов); - наземные (регулируемые/нерегулируемые) и подземные/надземные пешеходные переходы; - названия улиц и нумерация домов; - расположение остановок маршрутных транспортных средств и безопасные маршруты движения от остановочного пункта к ОО и обратно; - при наличии стоянки (парковочных мест) около ОО указывается место расположения и безопасные маршруты движения детей от парковочных мест к ОО и обратно; - в случае необходимости проведения образовательных мероприятий вне территории ОО на схему наносится безопасный маршрут к стадиону, парку, спортивно-оздоровительному комплексу и др. и обратно; - путь движения транспортных средств к местам разгрузки/погрузки на территории ОО и рекомендуемый безопасный путь передвижения детей с учетом исключения пересечения путей движения детей и транспортных средств.
ВАЖНО: Паспорт дорожной безопасности и схемы, содержащиеся в паспорте, проходят обязательное согласование и утверждение в подразделении Госавтоинспекции по территориальности принадлежности образовательной организации. Для обратной связи внизу схемы располагаются телефоны дорожно-эксплуатационных служб, осуществляющих содержание УДС, местной муниципальной администрации, оперативных служб, скорой помощи. Целесообразно проводить ежегодное систематическое обследование территории вблизи образовательной организации в составе заинтересованных субъектов. Это позволяет наглядно видеть результаты устранения выявленных в ходе обследования проблемных зон. 2. МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СО СХЕМОЙ БЕЗОПАСНОГО МАРШРУТА ДВИЖЕНИЯ «ДОМ-ШКОЛА-ДОМ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Расположение схемы безопасного маршрута движения «дом — школа — дом» в образовательной организации
Схема безопасного маршрута движения «дом — школа — дом» оформляется отдельным стендом и располагается на видном, легкодоступном месте в вестибюле образовательной организации, доступном для ознакомления с ней школьников, родителей и заинтересованных в обеспечении безопасности школьников лиц. Там же располагается книга «Предложения по организации дорожного движения вблизи образовательной организации». Дополнительно схемы безопасного маршрута движения могут располагаться на этажах школ в рекреациях, а также в обязательном порядке должны быть в электронном виде в каждом классе для использования их в образовательной деятельности. Для ознакомления школьников с безопасным маршрутом движения «дом — школа — дом» в классах рекомендуется использовать современные инструменты образования: электронную доску, проектор, электронную указку. Также хорошо себя зарекомендовало использование макета микрорайона образовательной организации. Макет представляет собой уменьшенную модель микрорайона образовательной организации с указанием улиц, их пересечений, средств организации дорожного движения, участков дороги, представляющих наибольшую опасность для детей. Макет микрорайона образовательной организации может оформляться в виде объемного схематичного плана микрорайона образовательной организации. Использование макета дает возможность учителю применить интерактивные формы занятия для ознакомления обучающихся с безопасным маршрутом движения «дом — школа — дом» а также на уроках по изучению Правил дорожного движения в начальной школе (например, «Мой путь в школу», «Моя дорога в детский сад»). Урок с использованием метода сюжетно-ролевой игры «Пройди маршрут безопасно» учитель проводит после подробного ознакомления детей со схемой безопасного маршрута движения «дом — школа — дом». Информационная часть урока: рассказать школьникам о правилах дорожного движения, правилах перехода проезжей части по регулируемому и нерегулируемому пешеходному переходу, пешеходных светофорах, дорожных ловушках, остановках общественного транспорта, правилах поведения в общественном транспорте.
Атрибуты: – стенд (схема), электронный формат на доске или макет безопасного маршрута образовательной организации; – сделанные в классе на уроке руками школьников человечки из бумаги.
Создание проблемной ситуации: 1. Добраться на автобусе от улицы «А» до образовательной организации. 2. Пройти маршрут с соблюдением правил дорожного движения при условии, что у образовательной организации не работает светофор. 3. На пути от музыкальной школы до образовательной организации идут дорожные работы. Проложите безопасный маршрут между школами. Задача детей: пройти предложенный маршрут с соблюдением правил дорожного движения, комментируя каждое свое действие.
В результате урока с сюжетно-ролевой игрой по схеме безопасного маршрута обучающиеся должны уметь: - определять опасные участки дорог; - определять опасные дорожные ситуации; - выбирать безопасную модель поведения в различных дорожных ситуациях; - переходить через проезжую часть по регулируемым и нерегулируемым пешеходным переходам и перекресткам. В качестве закрепления предлагается следующее задание: на рисунке-раскраске с изображением нерегулируемого пешеходного перехода раскрасить фигуры пешеходов, переходящих дорогу. Соответственно, тех, кто действует безопасно, — зеленым цветом, кто нарушает правила безопасности — красным. Переходя к понятию регулируемого пешеходного перехода, педагог демонстрирует модель светофора. Детям задается вопрос: «Кто может объяснить, для чего этот прибор используется?». Уточняется, что светофор — это светосигнальное устройство с ручной или автоматической подачей сигналов о разрешении или запрещении движения в определенных направлениях. Далее уточняются значения сигналов светофора. Согласно Правилам дорожного движения, существуют пешеходные светофоры, у которых два сигнала — красный и зеленый, и транспортные, у которых три сигнала — красный, желтый, зеленый. - Красный сигнал светофора запрещает движение. - Зеленый сигнал светофора разрешает движение. - Желтый сигнал светофора запрещает движение транспортных средств и предупреждает о смене сигналов. Далее учитель демонстрирует модели транспортного и пешеходного светофоров. Детям предлагается их сравнить, найти различия. Задается вопрос «Почему пешеходный светофор не имеет желтого сигнала?» Дети самостоятельно делают вывод: в пешеходном светофоре желтый сигнал оказывается лишним, т. к. действия пешехода во время работы красного и желтого сигналов одинаковы. Тогда учитель предлагает найти светофоры на схеме безопасного маршрута движения «дом — школа — дом».
3. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ РОДИТЕЛЕЙ И ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РАЗРАБОТКЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СХЕМ БЕЗОПАСНОГО МАРШРУТА ДВИЖЕНИЯ «ДОМ — ШКОЛА — ДОМ» В начале учебного года одно из самых первых домашних заданий, которое учитель поручает школьнику начальных классов, — схема безопасного маршрута движения «дом — школа — дом». Этому предшествует урок, на котором учитель знакомит детей с основными понятиями Правил дорожного движения, терминологией, формирует представления школьника о взаимодействии пешеходов и водителей в различных дорожных ситуациях, обучает элементарным правилам безопасного поведения пешеходов на дорогах. В качестве наглядного материала учитель использует схему безопасного маршрута движения организованных групп детей в районе расположения образовательной организации или макет. Это позволяет школьнику полнее воспринимать учебный материал, узнавать и сопоставлять знания, полученные на уроке, с реальной дорожной обстановкой по маршруту следования в школу и обратно. Основной формой проведения такого урока является беседа, кроме того, могут быть предусмотрены сюжетно-ролевые игры, урок-путешествие по маршруту «дом — школа — дом», викторины. Задача урока — рассказать детям о правилах безопасного поведения в дорожно-транспортной среде, объяснить необходимость соблюдения правил дорожного движения. По окончании занятия обучающиеся должны знать: - названия элементов дорог и их назначение; - правила поведения пешеходов на дорогах; - виды пешеходных переходов и их обозначения; - виды светофоров, значение сигналов светофоров; - значение дорожных знаков и дорожной разметки (необходимый для пешехода минимум); - правила перехода регулируемых перекрестков и пешеходных переходов; - правила перехода нерегулируемых перекрестков и пешеходных переходов; - правила пользования городским маршрутным транспортом и другими видами транспорта. Безопасный маршрут движения школьника «дом — школа — дом» — это карта, в которой сочетаются схема и описание максимально безопасного пути школьника из дома в школу и обратно. Маршрут разрабатывается обучающимся после того, как совместно с родителями будут пройдены и изучены все возможные маршруты в образовательную организацию и выбран наиболее безопасный. Цель разработки маршрута:
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.12 (0.067 с.) |