Сценарий проведения занятия с педагогическими работниками по изучению ими с детьми схем безопасных маршрутов движения «дом — школа — дом». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сценарий проведения занятия с педагогическими работниками по изучению ими с детьми схем безопасных маршрутов движения «дом — школа — дом».



Тема занятия: « Использование схем безопасных маршрутов движения “дом — школа — дом” в образовательной деятельности».

Продолжительность: 45 минут.

Целевая аудитория: сотрудники администрации и педагогические работники общеобразовательных организаций и образовательных организаций дополнительного образования.

Цель: формирование у педагогов знаний о назначении и содержании паспортов дорожной безопасности образовательных организаций, особенностях разработки и использования схем безопасного маршрута «дом — школа — дом» в образовательной деятельности.

Тип занятия: лекция.

План занятия

Введение 5 минут
Учебный вопрос. 1. Основные сведения о паспортах дорожной безопасности образовательных организаций. 2. Методика ознакомления обучающихся со схемой безопасного маршрута движения «дом — школа — дом» образовательной организации. 3. Методика организации работы родителей и обучающихся по разработке и использованию схем безопасного маршрута движения «дом — школа — дом». 10 минут 10 минут 10 минут
Заключение 5 минут

На занятии должны быть сформированы ключевые понятия:

· паспорт дорожной безопасности, его элементы;

· схема безопасного маршрута движения «дом — школа — дом».

На занятии слушатели должны:

1) изучить материалы лекции;

2) составить представление о назначении и содержании паспортов дорожной безопасности для образовательных организаций;

3) усвоить методику разработки и использования схем безопасного маршрута «дом — школа — дом» в образовательной деятельности;

4) ознакомиться с методикой организации совместной работы родителей и/или законных представителей (далее — родителей) и обучающихся по изучению маршрута «дом — школа — дом», составлению и использованию схемы безопасного маршрута движения «дом — школа — дом».

Материально-техническое обеспечение: аудитория с посадочными местами в соответствии с количеством слушателей.

 

ВВЕДЕНИЕ

Одной из важнейших задач, стоящих перед обществом в настоящее время, является обеспечение защиты жизни, здоровья человека, его имущества, окружающей среды от различных угроз. Эта задача является также приоритетной и первостепенной для государства. В последнее время часто употребляется термин «комплексная безопасность», из чего следует, что речь идет о решении нескольких задач по обеспечению безопасности одновременно. Это вытекает и из потребности человека (по Маслоу) иметь защиту от всех видов угроз.

Потребность человека в безопасности входит в число его первичных потребностей. В то же время стремление к удовлетворению физиологических потребностей (питание, вода, жилье…) заставляют человека трудиться, чтобы обеспечить себе шанс на выживание. А вот когда человек удовлетворил свои физиологические потребности, он инстинктивно стремится к безопасности (потребность в безопасности; в стабильности; в зависимости; в защите; в свободе от страха, тревоги и хаоса; потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях; другие потребности).

У современного человека желание обезопасить себя проявляется в довольно мягкой форме: он оформляет страховку, врезает надежные замки в своем жилище, покупает современный автомобиль с высоким уровнем активной и пассивной безопасности и т. п. В то же время, если человек не позаботится о своей безопасности, вероятно, ему не понадобятся вторичные потребности, такие как самоутверждение и самовыражение. Однако для лучшего понимания потребности в безопасности имеет смысл понаблюдать за детьми, у которых потребности в безопасности проявляются проще и нагляднее. Потребность в безопасности у детей проявляется в их тяге к постоянству, к упорядочению повседневной жизни. Вопреки расхожему мнению о том, что ребенок стремится к безграничной свободе, вседозволенности, детские психологи, педагоги и психотерапевты постоянно обнаруживают, что ребенок предпочитает жить в упорядоченном и структурированном мире, его угнетает непредсказуемость. Среднестатистический ребенок стремится к тому, чтобы жить в безопасном, стабильном, организованном, предсказуемом мире. В мире, где действуют раз и навсегда установленные правила, где исключены опасные неожиданности, беспорядок и хаос, где у него есть сильные родители, защитники, оберегающие его от опасности[19]. А для того чтобы любой ребенок чувствовал себя в безопасности на дороге, необходим не только личный пример взрослых, родителей, усилия и опыт педагогов, но и заинтересованность общества, государства в создании условий безопасного пользования дорожной инфраструктурой. Внедрение в учебный процесс «Паспорта дорожной безопасности» поможет ребенку более детально изучить дорожно-транспортную обстановку вблизи образовательной организации, научиться принимать самостоятельные решения в нестандартной дорожной ситуации.

 

1. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПАСПОРТАХ ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Паспорт дорожной безопасности образовательной организации[20] является основным документом, систематизирующим сведения о деятельности образовательной организации по обеспечению безопасности обучающихся на прилегающих к образовательной организации дорогах общего пользования и внутриквартальной территории.

Паспорт дорожной безопасности обязаны иметь все образовательные организации.

Заполнение Паспорта осуществляется администрацией образовательной организации с учетом требований настоящего положения.

Титульный лист Паспорта должен содержать следующие данные:

- наименование образовательной организации в соответствии с Уставом образовательной организации;

- реквизиты (Ф. И. О., дата утверждения) представителя районной администрации;

- реквизиты (Ф. И. О., дата утверждения) руководителя образовательной организации;

- реквизиты (Ф. И. О., дата утверждения) ответственного руководителя отдела ГИБДД У МВД России;

- год подготовки Паспорта.

 

В Паспорт вносятся следующие сведения об образовательной организации:

- наименование ОО;

- тип ОО;

- адрес местонахождения ОО;

- фактический адрес ОО (если отличается от юридического);

- руководители ОО;

- ответственный(-е) от отдела ГИБДД У МВД России;

- ответственные за мероприятия по профилактике детского травматизма образовательной организации, РОЦ БДД (телефон, адрес);

- количество обучающихся в образовательной организации;

- наличие уголка по БДД (если имеется, указать место расположения);

- наличие кабинета по БДД (если имеется, указать место расположения);

- наличие автогородка (площадки) (если имеется);

- наличие школьного автобуса в ОО;

- расписание занятий в ОО;

- телефоны оперативных служб.

 

Обязательным условием является наличие в паспорте следующих план-схем:

- план-схема района расположения ОО. Пути движения транспортных средств и детей;

- схема организации дорожного движения в непосредственной близости от ОО (размещение соответствующих технических средств, маршруты движения детей, расположение парковочных мест автотранспорта);

- маршруты движения пеших организованных групп детей ОО (стадион, парк, спортивно-оздоровительный комплекс и др.);

- пути движения транспортных средств к местам разгрузки/погрузки и рекомендуемые пути передвижения детей по территории ОО;

- маршрут движения школьного автобуса по маршруту «дом — школа — дом» (с указанием остановок);

- место посадки/высадки обучающихся у ОО.

Паспорт может содержать и ряд других схем.

 

В общеобразовательных организациях различных субъектов Российской Федерации используются две основные формы Паспортов:

1.      Паспорта образовательных организаций по безопасности дорожного движения, в которых предусмотрена только 1 схема организации дорожного движения вблизи образовательной организации. В схеме указываются подъездные пути для автотранспорта, обслуживающего образовательную организацию, и маршруты движения пешеходов к образовательной организации, расположение дорожных знаков, технических средств регулирования, искусственных неровностей, пешеходных переходов.

2.      Другой вариант Паспорта дорожной безопасности предусматривает до 7 схем:

- район расположения образовательной организации, пути движения транспортных средств и детей;

- схема организации дорожного движения вблизи образовательной организации;

- маршруты движения организованных групп детей;

- пути движения транспортных средств по территории образовательной организации;

- маршрут движения автобуса до образовательной организации;

- безопасное расположение остановки автобуса у образовательной организации;

- пути движения транспортных средств и детей при проведении дорожных ремонтно-строительных работ вблизи образовательной организации.

На основании данных паспорта дорожной безопасности образовательной организации разрабатывается общешкольная схемы безопасного маршрута движения «дом — школа — дом».

 

Рассмотрим алгоритм разработки схемы безопасного маршрута движения «дом — школа — дом».

Первым шагом к появлению в образовательной организации Паспорта дорожной безопасности является формирование экспертной комиссии, в состав которой могут входить: представитель образовательной организации, сотрудник органов внутренних дел, представитель родительского комитета, представитель местного самоуправления и др. Полномочия данной комиссии распространяются на обследование и выявление недостатков в организации дорожного движения на улично-дорожной сети вблизи образовательной организации и определение наиболее безопасного маршрута следования детей в образовательную организацию. Для этого:

– обследуются все пути организованного следования детей к образовательной организации;

– определяются места установки искусственных дорожных неровностей и специальных знаков «пешеходный переход» с дополнительной подсветкой, а также знаков ограничения скорости движения транспорта;

– определяются места размещения и оборудования площадок для безопасной посадки — высадки детей возле образовательной организации;

– проверяются и наносятся на карту района существующие пути передвижения детей и проблемные зоны с учетом статистической информации Госавтоинспекции, полиции по охране общественного порядка, участковых уполномоченных и работников общественных пунктов охраны порядка;

– совместно с ГИБДД, подразделением полиции по охране общественного порядка и участковыми инспекторами района определяются безопасные маршруты следования детей в образовательную организацию;

– производится фотографирование проблемных участков, затем на сделанные фото графически наносятся варианты устранения проблемных зон (например, расширение существующего тротуара в сторону газона или прокладка пешеходной дорожки вдоль забора образовательной организации);

– одновременно проводится мониторинг комплексной безопасности образовательной среды школы.

После такого обследования формируется схема безопасного маршрута движения «дом — школа — дом» для конкретной образовательной организации. На схеме района расположения образовательной организации, который определяется группой жилых домов, зданий и улично-дорожной сетью с учетом остановок общественного транспорта (выходов из станций метро), центром которого является непосредственно образовательная организация, наносится:

- образовательная организация;

- стадион вне территории образовательной организации, на котором могут проводиться занятия по физической культуре (при наличии);

- парк, в котором могут проводиться занятия с детьми на открытом воздухе (при наличии);

- спортивно-оздоровительный комплекс (при наличии);

- жилые дома, в которых проживает бо́льшая часть детей, обучающихся в образовательной организации;

- проезжая часть и тротуары.

 

На схеме должны быть обозначены:

- расположение жилых домов, зданий и сооружений;

- сеть автомобильных дорог;

- пути движения транспортных средств;

- пути движения детей (обучающихся, воспитанников) в/из образовательной организации;

- опасные участки (места несанкционированных переходов на подходах к образовательной организации, места имевших место случаев дорожно-транспортных происшествий с участием детей-пешеходов и детей-велосипедистов);

- наземные (регулируемые/нерегулируемые) и подземные/надземные пешеходные переходы;

- названия улиц и нумерация домов;

- расположение остановок маршрутных транспортных средств и безопасные маршруты движения от остановочного пункта к ОО и обратно;

- при наличии стоянки (парковочных мест) около ОО указывается место расположения и безопасные маршруты движения детей от парковочных мест к ОО и обратно;

- в случае необходимости проведения образовательных мероприятий вне территории ОО на схему наносится безопасный маршрут к стадиону, парку, спортивно-оздоровительному комплексу и др. и обратно;

- путь движения транспортных средств к местам разгрузки/погрузки на территории ОО и рекомендуемый безопасный путь передвижения детей с учетом исключения пересечения путей движения детей и транспортных средств.

ВАЖНО: Паспорт дорожной безопасности и схемы, содержащиеся в паспорте, проходят обязательное согласование и утверждение в подразделении Госавтоинспекции по территориальности принадлежности образовательной организации.

Для обратной связи внизу схемы располагаются телефоны дорожно-эксплуатационных служб, осуществляющих содержание УДС, местной муниципальной администрации, оперативных служб, скорой помощи.

Целесообразно проводить ежегодное систематическое обследование территории вблизи образовательной организации в составе заинтересованных субъектов. Это позволяет наглядно видеть результаты устранения выявленных в ходе обследования проблемных зон.

2. МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СО СХЕМОЙ БЕЗОПАСНОГО МАРШРУТА ДВИЖЕНИЯ «ДОМ-ШКОЛА-ДОМ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Расположение схемы безопасного маршрута движения «дом — школа — дом» в образовательной организации

 

Схема безопасного маршрута движения «дом — школа — дом» оформляется отдельным стендом и располагается на видном, легкодоступном месте в вестибюле образовательной организации, доступном для ознакомления с ней школьников, родителей и заинтересованных в обеспечении безопасности школьников лиц. Там же располагается книга «Предложения по организации дорожного движения вблизи образовательной организации».

Дополнительно схемы безопасного маршрута движения могут располагаться на этажах школ в рекреациях, а также в обязательном порядке должны быть в электронном виде в каждом классе для использования их в образовательной деятельности. Для ознакомления школьников с безопасным маршрутом движения «дом — школа — дом» в классах рекомендуется использовать современные инструменты образования: электронную доску, проектор, электронную указку.

Также хорошо себя зарекомендовало использование макета микрорайона образовательной организации. Макет представляет собой уменьшенную модель микрорайона образовательной организации с указанием улиц, их пересечений, средств организации дорожного движения, участков дороги, представляющих наибольшую опасность для детей. Макет микрорайона образовательной организации может оформляться в виде объемного схематичного плана микрорайона образовательной организации. Использование макета дает возможность учителю применить интерактивные формы занятия для ознакомления обучающихся с безопасным маршрутом движения «дом — школа — дом» а также на уроках по изучению Правил дорожного движения в начальной школе (например, «Мой путь в школу», «Моя дорога в детский сад»).

Урок с использованием метода сюжетно-ролевой игры «Пройди маршрут безопасно» учитель проводит после подробного ознакомления детей со схемой безопасного маршрута движения «дом — школа — дом».

Информационная часть урока: рассказать школьникам о правилах дорожного движения, правилах перехода проезжей части по регулируемому и нерегулируемому пешеходному переходу, пешеходных светофорах, дорожных ловушках, остановках общественного транспорта, правилах поведения в общественном транспорте.

 

Атрибуты:

– стенд (схема), электронный формат на доске или макет безопасного маршрута образовательной организации;

– сделанные в классе на уроке руками школьников человечки из бумаги.

 

Создание проблемной ситуации:

1. Добраться на автобусе от улицы «А» до образовательной организации.

2. Пройти маршрут с соблюдением правил дорожного движения при условии, что у образовательной организации не работает светофор.

3. На пути от музыкальной школы до образовательной организации идут дорожные работы. Проложите безопасный маршрут между школами.

Задача детей: пройти предложенный маршрут с соблюдением правил дорожного движения, комментируя каждое свое действие.

 

В результате урока с сюжетно-ролевой игрой по схеме безопасного маршрута обучающиеся должны уметь:

- определять опасные участки дорог;

- определять опасные дорожные ситуации;

- выбирать безопасную модель поведения в различных дорожных ситуациях;

- переходить через проезжую часть по регулируемым и нерегулируемым пешеходным переходам и перекресткам.

В качестве закрепления предлагается следующее задание: на рисунке-раскраске с изображением нерегулируемого пешеходного перехода раскрасить фигуры пешеходов, переходящих дорогу. Соответственно, тех, кто действует безопасно, — зеленым цветом, кто нарушает правила безопасности — красным.

Переходя к понятию регулируемого пешеходного перехода, педагог демонстрирует модель светофора. Детям задается вопрос: «Кто может объяснить, для чего этот прибор используется?». Уточняется, что светофор — это светосигнальное устройство с ручной или автоматической подачей сигналов о разрешении или запрещении движения в определенных направлениях. Далее уточняются значения сигналов светофора. Согласно Правилам дорожного движения, существуют пешеходные светофоры, у которых два сигнала — красный и зеленый, и транспортные, у которых три сигнала — красный, желтый, зеленый.

- Красный сигнал светофора запрещает движение.

- Зеленый сигнал светофора разрешает движение.

- Желтый сигнал светофора запрещает движение транспортных средств и предупреждает о смене сигналов.

Далее учитель демонстрирует модели транспортного и пешеходного светофоров. Детям предлагается их сравнить, найти различия. Задается вопрос «Почему пешеходный светофор не имеет желтого сигнала?» Дети самостоятельно делают вывод: в пешеходном светофоре желтый сигнал оказывается лишним, т. к. действия пешехода во время работы красного и желтого сигналов одинаковы. Тогда учитель предлагает найти светофоры на схеме безопасного маршрута движения «дом — школа — дом».

 

3. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ РОДИТЕЛЕЙ И ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РАЗРАБОТКЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СХЕМ БЕЗОПАСНОГО МАРШРУТА ДВИЖЕНИЯ «ДОМ — ШКОЛА — ДОМ»

В начале учебного года одно из самых первых домашних заданий, которое учитель поручает школьнику начальных классов, — схема безопасного маршрута движения «дом — школа — дом». Этому предшествует урок, на котором учитель знакомит детей с основными понятиями Правил дорожного движения, терминологией, формирует представления школьника о взаимодействии пешеходов и водителей в различных дорожных ситуациях, обучает элементарным правилам безопасного поведения пешеходов на дорогах.

В качестве наглядного материала учитель использует схему безопасного маршрута движения организованных групп детей в районе расположения образовательной организации или макет. Это позволяет школьнику полнее воспринимать учебный материал, узнавать и сопоставлять знания, полученные на уроке, с реальной дорожной обстановкой по маршруту следования в школу и обратно.

Основной формой проведения такого урока является беседа, кроме того, могут быть предусмотрены сюжетно-ролевые игры, урок-путешествие по маршруту «дом — школа — дом», викторины. Задача урока — рассказать детям о правилах безопасного поведения в дорожно-транспортной среде, объяснить необходимость соблюдения правил дорожного движения.

По окончании занятия обучающиеся должны знать:

- названия элементов дорог и их назначение;

- правила поведения пешеходов на дорогах;

- виды пешеходных переходов и их обозначения;

- виды светофоров, значение сигналов светофоров;

- значение дорожных знаков и дорожной разметки (необходимый для пешехода минимум);

- правила перехода регулируемых перекрестков и пешеходных переходов;

- правила перехода нерегулируемых перекрестков и пешеходных переходов;

- правила пользования городским маршрутным транспортом и другими видами транспорта.

Безопасный маршрут движения школьника «дом — школа — дом» — это карта, в которой сочетаются схема и описание максимально безопасного пути школьника из дома в школу и обратно. Маршрут разрабатывается обучающимся после того, как совместно с родителями будут пройдены и изучены все возможные маршруты в образовательную организацию и выбран наиболее безопасный.

Цель разработки маршрута:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.12 (0.067 с.)