Управление цепями поставок: экономическая сущность, роль и значение в современной экономике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление цепями поставок: экономическая сущность, роль и значение в современной экономике



Эволюция концепции управления цепями поставок

В процессе исследования теории и практики концепции управления цепями поставок, можно выделить четыре основных этапа в ее развитии.

1 этап. Зарождениетеории Supply Chain Managemen. 1980-е гг. Возникает необходимость в новой концепции управления бизнесом как идеи координации потоков материалов и готовой продукции не только внутри одной фирмы, но и в ряде фирм, связанных между собой технологической цепочкой. На этом этапе развитие понятие «управление цепями поставок» по своему содержанию лишь незначительно отличалась от расширенного толкования интегрированной логистики и почти полностью была ей детерминирована.

2 этап. Отделение теории Supply Chain Management от логистики. Первая половина 1990-х гг.

Происходит обособление теории Supply Chain Management от логистики, появляются самостоятельные исследования управления цепями поставок как науки, а также областей использования ее концепции в практической деятельности. Происходит смещение и разделение между логистикой и SCM понятийно-смысловых категорий и отдельных терминов. Возникает необходимость в систематизации применяемых понятий и терминов логистики и управления цепями поставок.

3 этап. Формирование классической концепции Supply Chain Management. Вторая половина 1990-х – начало 2000-х гг.

Четко обозначается различие между интегрированной логистикой и управлением цепями поставок, функции контроллинга, координации и интеграции при управлении товарным потоком закрепляются за понятием «управление цепями поставок». Основные направления исследований сосредотачиваются на процессах интеграции и создания стратегических партнерских отношений, а также обеспечению взаимосвязи и контроля товарных потоков и информационной координации по обеспечению коммуникаций между звеньями цепи. Общий накопленный опыт теоретических и практических знаний формирует учебные курсы по новой дисциплине.

4 этап. Современный этап развития теории Supply Chain Management. Вторая половина 2000-х гг.

Происходит еще более углубленное исследование теории и практики управления цепями поставок и их адаптация под разные рынки. Современная практика управления цепями поставок акцентируется на внутрифирменном планировании и оптимизации ресурсов при построении взаимоотношений между фокусной компанией и остальными членами цепи поставок.

 

Стратегии интегрированного управления в условиях стратегического взаимодействия

 

                                 

 

                  

                                            

 

 

 

Виртуальные предприятия

 

Вторичные данные

Вторичные данные — информация, собранная когда-либо для каких-либо целей, не связанных с текущей задачей.

Иными словами, вторичная информация — это те данные, которые уже были собраны (Вами или кем-то другим) для решения других задач, но которые можно частично использовать и для разрешения стоящей перед Вами в настоящий момент проблемы.

Основные достоинства вторичной информации — она дешево стоит, и доступ к ней можно получить сравнительно легко и быстро.

Основные недостатки связаны с тем, что вторичная информация собиралась для решения другой проблемы. Соответственно, она, скорее всего, будет а) устаревшей, б) неполной, в) не иметь прямого отношения к решаемой проблеме, г) ненадежной (особенно это относится к российским источникам вторичной информации, в которых порой значения одного и того же параметра в разных источниках различаются чуть ли не на порядок).

Тем не менее, приведем совет весьма известного автора, с мнением которого в данном случае мы полностью согласны: «Всегда начинайте с вторичной информации, и только когда она исчерпана или отдача от ее использования сокращается, переходите к первичным данным».

Перейдем к методам сбора вторичной информации. Для того чтобы получить обзор вторичной информации, необходимо:

  • Определить возможные источники необходимой Вам информации. Эта информация может содержаться как во внутренних, так и во внешних источниках. К внутренним источникам информации относятся внутренние отчеты Вашей компании, беседы с сотрудниками, отчеты о продажах, бухгалтерские и финансовые отчеты, жалобы и предложения потребителей и т. п. Внешние источники информации — это средства массовой информации, выпускаемые различными организациями бюллетени, публикации исследовательских и консалтинговых фирм, статистические сборники; масса ценной информации находится в сети Internet — тематические и отраслевые сайты, сайты конкурирующих компаний.
  • Изучить все выбранные источники информации, проанализировать их содержание и выбрать нужную Вам информацию.
  • Подготовить итоговый отчет

Первичные данные — информация, собранная исследователем специально для решения конкретной проблемы.

Качественное исследование отвечает на вопросы «как» и «почему».

Фокус-группа представляет собой групповое интервью, проводимое модератором в форме групповой дискуссии по заранее разработанному сценарию с небольшой группой «типичных» представителей изучаемой части населения, сходных по основным социальным характеристикам.

Глубинное интервью — слабоструктурированная личная беседа интервьюера с респондентом в форме, побуждающей последнего к подробным ответам на задаваемые вопросы.

Анализ протокола заключается в помещении респондента в ситуацию принятия решения о покупке, в процессе которого он должен подробно описать все факторы, которыми он руководствовался при принятии этого решения.

Количественное исследование отвечает на вопросы «кто» и «сколько».

Данный тип исследований, в отличие от качественного, позволяет получить выраженную количественно информацию по ограниченному кругу проблем, но от большого числа людей, что позволяет обрабатывать ее статистическими методами и распространять результаты на всех потребителей. Количественные исследования помогают оценить уровень известности фирмы или марки, выявить основные группы потребителей, объемы рынка и т. п.
Основные методы количественных исследований — это различные виды опросов и аудит розничной торговли (retailaudit).

  • Опрос предполагает выяснение мнения респондента по определенному кругу включенных в анкету вопросов путем личного либо опосредованного контакта интервьюера с респондентом.
  • Аудит розничной торговли включает в себя анализ ассортимента, цен, дистрибуции, рекламных материалов в розничных точках по исследуемой товарной группе.

Интернет-логистика

По экономическому пониманию, логистика — наука об управлении материальными, финансовыми и информационными потоками на предприятии с целью их оптимизации и уменьшения издержек производства.

Понятие логистики включает в себя множество поддисциплин: -закупочная, -транспортная, -складская,

-производственная, -информационная логистика и другие.

Интернет - технологии продолжают активно вторгаться в сферу бизнеса, торговли, рекламы, производства.

Интернет - это современный рынок со множеством коммерческих возможностей, новых эффективных способов продажи услуг. Каждый день в сети Интернет появляются тысячи новых сайтов, на которых предприятия размещают информацию о продукции и услугах.

Сегодня логистика немыслима без интенсивного информационного обмена. Интернет становится для предпринимателей не только средством глобального поиска партнеров, но и новым логистическим каналом.

Логистика закупок – это деятельность, направленная на обеспечение предприятия всеми необходимыми ресурсами с целью обеспечения бесперебойного производства.

Одной из функций логистики закупок является поиск и выбор поставщика.

При помощи средств Интернета можно быстро найти нужный товар, заказать его через Интернет-магазин и расплатиться виртуальными деньгами, что позволяет существенно сократить цикл заказа.

Предприниматели - поставщики товаров и услуг, концентрируют свои усилия на сохранении доверия клиентов, предлагая им дополнительные услуги в виртуальных магазинах и расчеты через электронные платежные системы такие как WebMoney, ЯндексДеньги, RUpay.

Предприниматели так же могут пользоваться Интернет-банком, быстро рассчитываясь по своим обязательствам.

Целью сбытовой логистики является доставка товара в нужное место и время с определенными затратами.

Чтобы минимизировать затраты были созданы различные программы для автоматизации расчетов автоперевозок, ж/д тарифов, таможенных процедур.
Многие транспортные компании размещают такие программы на своих сайтах. Таким образом, логистика, снабженная программами для расчета перевозок, выходит
на новый уровень быстродействия в расчетах и прогнозирования затратной части перевозок.

Развитие торговых отношений с помощью Интернета дало ощутимый толчок для формирования логистики в новом ключе.

Повсеместно развивается сбытовая интернет-логистика, пришедшая на смену классической логистике – логистике обслуживания клиента с учетом географического размещения торговых точек. Теперь она подразумевает под собой не только ускоренную доставку, но и жесткий контроль над всей цепочкой продвижения товара бизнеса.

Как грузоотправители, так и грузополучатели полагают, что наиболее важной частью доставки является возможность в любое время получить информации о местонахождении и статусе груза.

Электронная идентификация и оформление электронного паспорта позволяют отслеживать перемещение грузов на всем пути следования и по запросу пользователя предоставлять информацию в режиме реального времени. Как виртуальные расчеты, так и системы идентификации позволили не только сократить время на расчет транспортных составляющих, но и иметь реальное представление о местонахождении партии товара, а значит более точно планировать оборот товарных и денежных средств.

Очень удобно выставлять счета, высылать коммерческие предложения и другие документы при помощи электронной почты.

Так же организации имеют возможность сдавать налоговую отчетность и произвести сверку платежей с налоговой инспекцией через Интернет, что избавляет налогоплательщиков от потерь времени. Сданная таким образом отчетность считается оригиналом, имеет юридическую значимость и не требует, представления бумажного оригинала.

Снижение количества уровней управления, уменьшение количества обслуживающего персонала, повышение прозрачности и гибкости, ориентация на пользователя, снижение времени на поиск клиента, расчет доставки партии товара, уменьшение средней стоимости обработки товаротранспортных документов, сокращение складских запасов - все это стало возможным благодаря интегрированию новых логистических онлайн-решений в работу предприятия.

 

37. Виртуальная логистика всфере В2С и B 2 C

В2С:- Зачастую покупатели принимают решение о покупке, не покидая пределов дома, офиса, интернет-кафе в разнообразных интернет-магазинах. Пользователи интернета все более склоняются к тому, что «обойти» шесть интернет-магазинов в поисках нужного товара проще, чем такое же количество обычных. Сегодня электронная почта, виртуальные деньги и интернет позволяют существенно сократить как цикл заказа, так и его исполнение. Предприниматели - поставщики товаров и услуг, - концентрируют свои усилия на сохранении доверия клиентов, предлагая им дополнительные услуги в виртуальных магазинах и расчеты через электронные платежные системы.

Однако при явных существенных плюсах (уменьшение складских запасов и времени складирования, количества обсуживающего персонала), владельцам интернет-магазинов приходится уделять огромное внимание процессу доставки товара до клиента. Поэтому повсеместно развивается сбытовая интернет-логистика, пришедшая на смену классической -обслуживания клиента с учетом географического размещения торговых точек. Теперь она подразумевает не только ускоренную доставку, но и жесткий контроль над всей цепочкой продвижения товара.

В этих условиях экспресс-доставка мелких товаров (книги, диски, игры, цветы и т.д.) или оплаты услуг (сотовой связи, интернета, коммунальных услуг, спутникового телевидения) почтовыми отправлениями или курьерскими службами развивается быстрее, чем доставка крупногабаритной продукции. Это объясняется тем, что стоимость перевозки в другой город товара по персональному заказу увеличивает цену продукта порой на слишком большую для покупателя сумму. В этих условиях транспортные компании весьма опасливо смотрят на перспективы развития электронной торговли в сфере «В2С», которая развивает конкуренцию со стороны почтовых и курьерских служб.

 

В2В:- Временные затраты на выполнение логистических операций составляют, как правило, не менее 30% от длительности производственного цикла. Для минимизации затрат были созданы различные программы для автоматизации расчетов автоперевозок, железнодорожных тарифов, таможенных процедур. Одни из типичных представителей данных систем - это ТМ-софт (железнодорожные перевозки) и truckmarket.ru (автотариф). Таким образом, логистика, снабженная программами для расчета перевозок, выходит на новый уровень быстродействия в расчетах и прогнозирования затратной части механизма перевозок.

Кроме того возможности интернета могут быть использованы для более оперативной работы с сопутствующей информацией. Как грузоотправители, так и грузополучатели полагают, что наиболее важной частью доставки является возможность в любое время получить информации о местонахождении и статусе груза. Еще в 2000 году фирма «Оптима» впервые представила решения на основе технологий радиочастотной идентификации для различных сегментов транспортного рынка. В предлагаемых решениях использовался принцип радиочастотной идентификации и записи информации в электронную метку, расположенную на движущемся объекте.

Электронная идентификация и оформление электронного паспорта позволяют отслеживать перемещение грузов на всем пути следования и по запросу пользователя предоставлять информацию в режиме реального времени.

Как виртуальные расчеты, так и системы идентификации позволили не только сократить время на расчет транспортных составляющих, но и иметь реальное представление о местонахождении партии товара, а значит более точно планировать оборот товарных и денежных средств.

 

Управление цепями поставок: экономическая сущность, роль и значение в современной экономике

Управление цепями поставок: экономическая сущность, значение и роль в современной экономике

Современная наука предлагает множество различных определений понятия SupplyChainManagement (SCM) – «Управление цепями поставок», при этом разброс мнений очень широк и зависит от страны, логистической школы (направления) и конкретного исследователя. На сегодняшний день не существует единого мнения относительно содержания понятия «управление

цепями поставок», оно постоянно уточняется и изменяется. Синтетическое определение цепи поставок, основанное на обобщении мнения большинства зарубежных ученых и специалистов, может звучать следующим образом: «Цепь поставок – это три или более экономические единицы (организации или лица), напрямую участвующих во внешних и внутренних потоках продукции, услуг, финансов и/или информации от источника до потребителя».

В настоящее время акцент в толковании этой концепции все больше смещается в сторону расширенного понимания SupplyChainManagement (SCM), приведенного в сборнике«Стандартов по логистике и управлению цепями поставок».

Управление цепями поставок (Supply Chain Management (SCM)) – это организация, планирование, контроль и выполнение товарного потока, от проектирования и закупок через производство и распределение до конечного потребителя в соответствии с требованиями рынка к эффективности по затратам. Логистика – это планирование, выполнение и контрольдвижения и размещения людей и/или товаров, а также поддерживающие действия, связанные с таким движением и размещением,

в пределах экономической системы, созданной для достижения своих специфических целей.

Можно привести множество примеров различного толкования термина «управление цепями поставок» и «логистика». Довольно сложно охватить весь спектр этих трактовок, состоящий из множества разнотипных, изменчивых терминов логистики и управления цепями поставок. Существует ряд причин, которые привели к такому положению дел:

1. Исторически небольшое время развития. И логистика и управление цепями поставок – достаточно молодые и бурно развивающиеся науки. Впервые термин Supply Chain Management

был предложен в 80-ые годы XX столетия. Терминология и понятийный аппарат в этой области знаний постоянно уточняются и изменяются, наполняясь новым содержанием.

2. Наличие различных национальных школ и течений в логистике и управлении цепями поставок. В настоящее время можно говорить о существовании американской школы (Д. Бауэрсокс, Дж. Клосс, Д. Уотерс, Дж. Сток, Д. Ламберт и др.), серьезных исследованиях в различных европейских странах, в том числе Великобритании (М. Кристофер, Дж. Менцер,К. Оливер, М. Вебер и др.). Определенный интерес представляют исследования австралийских ученых, оказывающих существенное влияние на развитие азиатской логистической школы. В частности, труды ДжонаГаторны признанного специалиста мирового уровня в области логистики и Supply Chain Management из Австралии переведены на японский и китайские языки и в настоящее время пользуются большим признанием в странах Азии.

3. Междисциплинарный характер логистики и управления цепями поставок и сочетание в них экономических и инженерно-технических дисциплин. Управление цепями поставок на протяжении нескольких последних десятилетий является одной из самых динамично развивающихся концепций, находящихся на стыке маркетинга, логистики, операционного менеджмента и стратегического управления.

4. Наличие большого количества терминов из различных областей знаний. Это также обусловлено тем, что ведущие специалисты в этой области знаний изначально являются специалистами в других областях: менеджмента, маркетинга, коммерции, различных инженерно-технических специальностей.

5. Отсутствие некоторых терминов логистики в различных языках, а также их неточное понимание в разных странах. Использование различной терминологии можно объяснить принадлежностью авторов к той или иной логистической школе, а также желанием сосредоточить внимание на отдельных аспектах логистического процесса. Например, термин «физическое распределение» использовался в США во второй половине XX столетия как синоним современного понятия логистики, а в настоящее время он обозначает одну из функциональных областей логистики и является синонимом термина «дистрибьюция».

Концепция управления цепями поставок является одним из самых динамично развивающихся направлений научной и прак-

тической деятельности на протяжении последних десятилетий.

Термин «Supply chain management – SCM» – «Управление цепями

поставок» – был предложен системным интегратором – компани-

ей «i2 Technologies» и консалтинговой компанией «Артур Андер-

сен» в начале 1980-х годов [20, c. 1]. Появление концепции

управление цепями поставок также связывают со статьей К. Оли-

вера и М. Вебера «Supply chain management: Logistics Catches up

with Strategy», выпущенной ими в Лондоне в 1982 году.

В процессе эволюции понятийный аппарат концепции

управление цепями поставок существенно изменился, т.к. ее

терминология находится в постоянном развитии. В 80-х годах

прошлого столетия в странах с развитой экономикой во многих

отраслях сложилась ситуация, при которой себестоимость про-

изводства продукции снизилась настолько, насколько это оказа-

лось практически возможным. Для поддержания конкурентоспо-

собности появилась необходимость в новой концепции управле-

ния бизнесом. С возникновением понятия «управление цепями

поставок» в 1980-е гг. появилась идея координации потоков ма-

териалов и готовой продукции не только внутри одной фирмы,

но и в ряде фирм, связанных между собой технологической це-

почкой. Поэтому для многих зарубежных компаний стало ясно,

что эффективное управление цепями поставок – следующий

шаг, который им необходим для повышения своей конкуренто-

способности.

В процессе исследования теории и практики концепции

управления цепями поставок, можно выделить четыре основных

этапа в ее развитии (табл. 1.1).

В настоящее время управление цепями поставок как кон-

цепция SCM является одним из эффективных способов увеличе-

ния прибыли и доли рынка и активно внедряется в экономике

промышленно развитых стран. Многие крупные компании, в том

числе и российские, внедряют принципы Supply chain

management как новую идеологию бизнеса. Внедрению и разви-

тию стратегических преимуществ логистики как за рубежом, так и

в нашей стране способствуют общенациональные координирую-

щее органы, такие как Европейская логистическая ассоциация

(European Logistics Association – ELA) и Совет профессионалов в

области управления цепями поставок (Council of Supply Chain

Management Professionals – CSCMP). В Российской Федерации в

роли таких координаторов в настоящее время выступают Нацио-

нальная логистическая ассоциация России (НЛА) и Националь-

ный совет по цепям поставок. Необходимость в создании и

функционировании этих организаций заключается в том, чтобы:

- разрабатывать предложения и дополнения в законода-

тельные и нормативно-правовые акты Российской Федерации в

части, касающейся логистики, так как настоящее время в нашей

стране отсутствует законодательство в области логистики;

- устранять барьеры, имеющиеся в налоговом, таможен-

ном, транспортном законодательстве России, которые препятст-

вуют эффективному использованию стратегического потенциала

логистики;

- формировать интегрированные логистические системы,

охватывающие различные сферы предпринимательства, созда-

вать межрегиональные и международные интегрированные логи-

стические транспортные, торговые и информационные системы.

Национальный совет по цепям поставок – общественная

некоммерческая организация в форме некоммерческого парт-

нерства, открытого для всех участников рынка (промышленные

предприятия, поставщики продукции и услуг, транспортные и ло-

гистические компании, финансовые и кредитные организации,

страховые организации, некоммерческие ассоциации и центры,

консалтинговые, учебные и государственные предприятия). Ос-

новная цель – распространение стандартов управления цепями

поставок в практике реального бизнеса в РФ и странах СНГ.

Миссия Совета по цепям поставок заключается в разработке,

развитии и распространении модели цепи поставок как основы

общероссийского межотраслевого стандарта управления цепями

поставок, объединяющего лучшие мировые и национальные

практики. Модель цепи поставок определяет общую концепцию

цепей поставок, стандартную терминологию, систему измерений

и оценок логистической функции, обобщает лучшие практики,

является процедурной моделью для внедрения логистического

программного обеспечения, выполняет интегрирующую функцию

при построении как внутрикорпоративных, так и межкорпоратив-

ных цепей поставок.

1.4. Классификация цепей поставок

Любое предприятие промышленности, торговли или сферы

услуг для обеспечения своей деятельности образует сложную

структуру, включающую, кроме поставщиков и потребителей раз-

ного уровня, еще и большое число контрагентов – посредников. К

логистическим посредникам относятся фирмы, оказывающие ло-

гистические услуги на принципах аутсорсинга для централь-

ной/фокусной компании цепи поставок: экспедиторы, перевозчи-

ки, склады, терминалы, таможенные брокеры, страховые компа-

нии, агенты, стивидорные компании и т. п. Институциональные

контрагенты – это таможенные органы, органы контроля, надзора

и лицензирования (санитарная и хлебная инспекции, ветеринар-

ная и карантинная службы, налоговые инспекции и т. д.). Прочие

посредники – это банки, компании информационного сервиса,

рекламные компании и т.п.

В зависимости от количества звеньев, различают три уров-

ня сложности цепей поставок:

1) прямая цепь поставок;

2) расширенная цепь поставок;

3) максимальная цепь поставок.

Прямая цепь поставок состоит из фокусной (центральной)

компании (обычно – промышленной или торговой фирмы), по-

ставщика и покупателя/потребителя, участвующего во внешнем

и/или внутреннем потоке продукции, услуг, финансов и/или ин-

формации. При этом, как правило, фокусная компания определя-

ет структуру цепи поставок и управление взаимоотношениями с

контрагентами по бизнесу.

Расширенная цепь поставок включает дополнительно по-

ставщиков и потребителей второго уровня.

Максимальная цепь поставок состоит из фокусной компа-

нии и всех ее контрагентов слева (вплоть до поставщиков исход-

ного сырья и природных ресурсов), определяющих ресурсы фо-

кусной компании – на «входе», и сети распределения справа –

вплоть до конечных (индивидуальных) потребителей, а также ло-

гистических, институциональных и прочих посредников.

По своей сути, цепи поставок – это последовательности по-

ставщиков и потребителей: каждый потребитель затем становит-

ся поставщиком для следующих (в более нижнем звене) видов

деятельности или функций, и так продолжается до тех пор, пока

готовый продукт не поступит к конечному пользователю. Поэтому

можно говорить о своеобразной «сетевой структуре цепей поста-

вок», в которой каждая компания (организация или отдельное

структурное подразделение) поставляют друг другу материально-

товарную продукцию или услуги, добавляя определенную стои-

мость к товару.__

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.42.164 (0.136 с.)