Экспериментальная модель реализации культурно-развивающего потенциала визуального искусства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экспериментальная модель реализации культурно-развивающего потенциала визуального искусства



Визуальные искусства сегодня приобретают всё более важную роль в культурном развитии подрастающего поколения. В наши дни они являются едва ли не важнейшим источником успешной культурной социализации обучающихся. Что в этой связи могут дать детям профессиональные художники?

Опытно-поисковая работа, проведённая в 2012/2013 учебном году, показала, что природная расположенность ребенка к игре позволяет выстроить эффективную цепь взаимодействия, казалось бы, противоречащих друг другу «полей» – «поля» глубоко профессионального визуального искусства и «поля» школы, позволяет встроить ее в «контур образования», как дополнительную рефлексивную цепь, способствующую развитию инновационных (экспериментальных, пилотных, внедренческих) форм и методов работы с целью активного включения детей, учащихся и молодежи в мир культуры, причём не по принципу сохранения и не передачи информации, а на основе выработки механизма выстраивания «моста» между профессиональными мастерами визуального искусства и школой (школьниками, их родителями, учителями, администрацией). Немаловажная роль в этом процессе, на наш взгляд, отводится эффекту «перемешивания поколений».

Базовый механизм взаимодействия профессиональной среды визуального  искусства и школьного сообщества можно представить в следующем виде:

Муниципальное бюджетное учреждение культуры города Новосибирска «Городской центр изобразительных искусств» осуществляя в течение 2010 - 2012 г.г. поисковую работу стремилось выявить условия и соответствующие им формы деятельности для обеспечения эффективной интеграции сфер культуры и образования. В 2012 году совместно с Главным управлением образования и Департаментом культуры, спорта и молодежной политики мэрии города Новосибирска была открыта на базе Городского центра изобразительных искусств городская межведомственная сетевая коммуникационная экспериментальная площадка (см. Приложение 1). В эксперименте были задействованы коллективы 12 школ, 15 профессиональных художников, ученые города Новосибирска.

Предметом совместных поисковых усилий в 2012/2013 уч. г. стало объединение усилий учащихся, педагогов, родителей и художников-профессионалов - мастеров визуально-изобразительного искусства в разработке, апробации, корректировке концепции и программ духовно-эстетического развития в контексте установления системных связей сфер образования и культуры.

 Приоритетными для нас являются следующие целевые задачи: формирование ценностно-смыслового отношения учащихся к культурному наследию, освоение знаний о самобытных культурах разных народов, развитие творческих способностей и умений, содействие самостоятельному освоению учащимися реализуемого комплекса учебных, внеурочных и дополнительных образовательных программ.

В рамках осуществляемого экспериментального поиска нами реализуется концепция «Непрерывное духовное, художественно-эстетическое развитие (воспитание) учащихся и молодежи через визуальное искусство» (автор - Барбашина Э.Р., разработчики: Боровиков Л.И., Петрова И.В., Барбашина Э.В.). Фрагменты данной концепции, имевшие особую значимость в текущем учебном году приведены нами в Приложении 2. 

Программа экспериментальной работы этого учебного года включала в себя следующие два ключевых направления поисково-экспериментальной деятельности:

1. Создание культурно-образовательного пространства, в котором осуществляются партнерство, сотрудничество и сотворчество всех его участников: учащихся (начальная и средняя школа); среда высокопрофессионального визуального искусства (художники, художественные произведения, выставочные залы с административным ресурсом); образовательная среда (учителя, директора школ, районный и городской административно-управленческий ресурс); научная среда (представители философии, культурологи, социологии, педагогики, психологии, искусствоведения др.); родителей, законных представителей детей, иными словами, всех субъектов, занятых в нашем проекте.

2. Апробация, анализ, корректировка краткосрочных авторских мини-программ профессиональных мастеров современного визуального искусства города Новосибирска. В данных оригинальных авторских программах, по нашему замыслу, должны быть отражены индивидуальные (персонифицированные) знания и самобытный творческий профессиональный опыт каждого художника.

Тематическая направленность содержания авторских мини-программ художников-профессионалов, реализуемых в условиях первого года экспериментальной работы: 

А.А. Шатохина – «Практика современного Лондона». Данная культурно-развивающая программа направлена, в первую очередь, на знакомство с современным искусством Лондона. Сегодня Лондон, наряду с Берлином и Нью-Йорком, является признанным центром современного европейского искусства. Материалы для занятий собраны автором во время непосредственного изучения современного искусства в Лондонском университете современного искусства. Личный опыт и впечатления от восприятия искусства Лондона систематически используются автором при реализации мини- программы.

Цель: Формирование собственного понимания современного искусства и своего места в нем у каждого участника учебной группы.

А.Д. Шуриц – «Лаборатория одного шедевра». Знаковые картины мирового уровня не могут (по объективным причинам) появиться на художественных выставках Новосибирска. Однако очень важно видеть подлинный размер картины, что невозможно без посещения Лувра, Эрмитажа, Дрезденской галереи, художественных музеев Италии, Англии, Испании и других музеев и картинных галерей Мира. Только натуральный размер, по мнению автора, дает приближенное к истинному представление о том, как на самом деле выглядит художественное произведение. Проведение занятий даже перед фотокопией художественного произведения в натуральном размере и цветовой палитре, по имеющимся уже сегодня художественно-педагогическим наблюдениям, оказывает сильное познавательное воздействие.

Цель: Концентрация перцептивно-художественного внимания. Эмоционально-художественное погружение в историческую эпоху, в которой жил и работал художник.

С.С. Мосиенко – «Практическое занятие». Используются лаконичные средства, присущие графике, с целью максимально проявить себя в театральном плакате, шарже, суметь сочинить для них краткий, но емкий слоган.

Цель: Сконцентрированное восприятие, самостоятельное создание и воплощение в графическом материале художественного образа.

В.В. Михеев – «Практическое занятие». Дифференцируются многообразные художественные средства. Происходит знакомство с основами цветоведения (цвет, линия, пятно, точка).

Цель: Формирование спонтанного способа художественно-образного самовыражения.

В.Д. Еськов – практическое занятие «Графический дизайн». На занятиях по дизайну расширяются знания учащихся о художественно-выразительных свойствах различных материалов (бумага, картон, ткань, пластмасса, природные материалы и т.д.). Школьник, по реализуемой авторской гипотезе, в состоянии «увидеть» и, с помощью взрослого, реализовать свой «проектный замысел» в выбранном материале. Расширение возможностей успешного предъявления себя сообществу. Создание самопрезентации.

Цель: Усвоение основ дизайнерской деятельности в графическом дизайне и рекламе.

А.Д. Шуриц – «Как понять современное искусство». XX век совершенно необычен по динамике развития мирового сообщества во всех направлениях. Характерные для этого периода резкие «скачки» отличали искусство XX века от предыдущих эпох.Происходит знакомство с творчеством П. Пикассо, М. Шагала, С. Дали – глобальных фигур в искусстве XX века.

Цель: Эмоциональное, художественное погружение в историческую эпоху, формирование собственного понимания искусства, развитие эстетического вкуса.

Успешная реализация комплекса представленных здесь программно-целевых задач 2012/2013 учебного года подтвердила, что основными требованиями к качеству реализации разработанной модели являются  динамичность, гибкость, нелинейность.

 

Ирина Владимировна Петрова,

 художественный руководитель отдела просветительских проектов МБУК ГЦИИ

1.3. Экскурсии «Размышляя о …»:

Из опыта работы  ГЦИИ

Начало нового тысячелетия отмечено глобальными изменениями во всех сферах жизни социума. Развитие постиндустриального общества было ознаменовано небывалым доселе возрастанием роли и места в обществе информации и знаний. Однако уже в настоящее время становится ясно, что обладание последними – не столько ключ к успешному развитию, сколько отправная точка: вплотную встаёт вопрос о применении информации и знаний, творческом их претворении в практику. На первый план выходит идея креативности. В массовый обиход сегодня достаточно уверенно входят понятия «творческие индустрии», «творческая экономика», «творческий класс». Для формирования креативного общества особенно важным в наши дни становится вопрос о воспитании собственно носителей, или субъектов творческого процесса.

Само понятие креативности достаточно широко и включает в себя много аспектов. Наиболее близким сфере художественного воспитания представляется трактовка понятия «творчество» как формы деятельности человека, направленной на создание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение, и играющей важнейшую роль в формировании личности как общественного субъекта. Следовательно, значение воспитания креативной личности не подвергается сомнению. Примером внимания к данному аспекту является тот факт, что в начале июня 2013 года на расширенном заседании совета по вопросам образования города Новосибирска деятели образования и представители власти обсудили проект комплексной целевой программы «Воспитание креативной молодежи, формирование социальных лифтов и подготовка кадров для инновационной экономики города Новосибирска». Решить проблему подобного воспитания призваны многие общественные институты. Одним из аспектов этой деятельности является воспитание средствами искусства. Данное направление имеет, на наш взгляд, ряд существенных преимуществ.

Во – первых, искусство притягательно по своей природе. Во – вторых, даже скромные, но свои собственные достижения позволяют проявить творческое начало. В – третьих, воспитание творчеством изначально направлено на успех, чем создаёт ситуацию психологического комфорта. Наконец, в – четвёртых, вокруг соприкасающихся с искусством неизбежно формируется культурный континуум, творческий потенциал членов которого выше уровня потенциала не входящих в него.

Данный вид деятельности, безусловно, является естественным для многочисленных художественных, музыкальных школ, школ искусств, клубов и кружков. Однако все они имеют общую специфику, которая заключается в том, что это специальные образовательные центры, которые охватывают далеко не всех учащихся и для обучения в которых необходимо время, освоение программы, зачастую не отвечающей потребностям общекультурного развития (подчеркнём именно эту особенность), и, в конечном итоге, тем самым отторгают многих от постижения Прекрасного. Огромная часть детей и молодёжи остаётся непричастной к культуре прошлого и настоящего, поскольку углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла может похвастаться далеко не каждая общеобразовательная школа (в силу своей направленности, «специализации» и задач).

Наряду с этим, в современном мире наблюдается тенденция возрастания роли музеев, галерей и выставочных залов в формировании культурной политики. Это напрямую отвечает задачам создания креативного класса, или «предэлиты» (термин Ч. Лэндри). Не вызывает сомнения, что именно музеи, галереи и выставочные залы – идеальная среда для взращивания креативности молодого поколения, так как именно здесь восприятие различных видов искусств происходит наиболее естественно и – в комплексе. В самом деле, всё большую популярность приобретают концерты, поэтические вечера, творческие встречи и. т. п. в музеях, атмосфера которых способствует созданию необходимого впечатления от музыки, поэзии или танца. Для пришедших на такое мероприятие важнейшим становится именно контакт с художественными артефактами.

Не менее значимым становится привлечение будущих носителей культуры социума – школьников – к разнообразной деятельности в стенах музеев и галерей. Подчеркнём – именно разнообразной, позволяющей приобщаться к искусству как в активной (рисование, лепка, графический дизайн), так и в пассивной (встреча с художником, полемика, экскурсии) формах. Заметим, что «пассивная» форма – не более, чем оборот речи, поскольку трудно представить, что во время встречи с мастером искусств, дискуссий и диалогов с экскурсоводом ум воспринимающего находится в «спящем» режиме.

Именно такие разнообразные формы работы с учащимися общеобразовательных школ осуществляет на протяжении трех лет Городской Центр изобразительных искусств г. Новосибирска. Проведение экскурсий в выставочных залах ГЦИИ – часть проекта «Непрерывное духовное, художественно-эстетическое развитие (воспитание) учащихся через визуальное искусство», имеющего ярко выраженную просветительскую направленность. Эта форма деятельности – относительно новая для проекта, тем не менее, здесь уже можно обобщить ряд наблюдений и сделать определённые выводы.

Прежде всего, необходимо определить место экскурсии в общем перечне видов занятий в рамках проекта. Первоначально в нём преобладали именно активные (по нашей условной терминологии) формы, которые пользовались и пользуются у учащихся особой популярностью вследствие того, что здесь «краткосрочный» результат творческих художественно-педагогических усилий виден сразу, в конце занятия. С течением времени стало очевидным, что формат экскурсии опробовать в режиме эксперимента не менее полезно.

 С одной стороны, сам формат экскурсии (в данном случае, в галерею), традиционен. «Экскурсия – один из видов массовой культурно-просветительной, агитационной и учебной работы, имеющей целью расширение и углубление знаний подрастающего поколения… путем выхода из обычной обстановки как для непосредственного наблюдения и исследования …фактов культуры и быта и т. п., так и для наглядного ознакомления с определенными объектами (например, музей, выставка) по заранее определенному плану и, как правило, под специальным руководством» - свидетельствует Большая советская энциклопедия (1933 г.). С другой – этот формат необходимо наполнить актуальными темами.

 Экскурсия – по нашему замыслу – решает несколько задач. Важнейшими из них являются:

1.Образовательная.

Она заключается в знакомстве учащихся с творчеством современных художников и наследием прошлого. Достаточно регулярная смена экспозиций (см. Приложение 7) которую обеспечивает формат выставочных залов, позволяет ежемесячно менять темы экскурсий и предлагать учащимся новые темы для размышлений. Режим работы залов не предполагает адаптации экспозиций для различных категорий юных посетителей. Уровень представляемых на выставках работ также различен. Это – произведения а) мастеров разных поколений – от учащихся школ искусств до признанных мэтров; б) различных жанров – живописи, фотографии, прикладного искусства; в) монотематические – когда во всех залах представлено творчество одного художника либо художественного объединения, или несколько мини-экспозиций различной направленности, никак между собой не связанных. Всё это требует гибкого подхода применительно к разработке конкретных экскурсий.

 

2. Воспитательная.

Каждая экскурсия – это неповторимое взаимодействие с очень разными по возрасту, уровню культуры, воспитания, а также по жизненному опыту и интересам детьми и подростками. Поэтому важнейшей задачей здесь становится установление контакта с детско-юношеской аудиторией. Интерактивное общение – диалог – стало неотьемлемой составляющей экскурсий. Особенно ценным представляется, когда монолог экскурсовода естественно переходит в диалог с учащимися и педагогами. Этот вид деятельности не случайно носит название «Размышляя о…». Побудить к рефлексии – сверхзадача подобной экскурсии. Отдельного упоминания заслуживают вопросы, задаваемые учащимися в ходе знакомства с арт-объектами. Они нередко выходят за рамки искусствоведческой тематики. Так, например, ретроспектива фотографий известного немецкого фотографа Арно Фишера побудила старшеклассников к размышлениям на темы: «мультикультурализм современной Западной Европы», «толерантность», вызвала споры и дискуссию. Огромный интерес у учащихся младших классов вызвала экспозиция «Животные, занесённые в Красную книгу», «спровоцировав» на рассуждения о сохранении природных богатств и любви к «братьям нашим меньшим».

Ещё одним из аспектов воспитательной роли осуществляемой экскурсионной работы является проводимая очень ненавязчиво линия, направленная на воспитание культуры посещения выставок и других подобных мероприятий. Умение выстроить диалог с учащимися, ответить на любой, даже явно провокационно заданный вопрос, грамотно подобранные, яркие примеры и убедительные аргументы в споре – всё это исподволь воспитывает аудиторию без назидательности и прямолинейности. Возможно, именно это в конце концов несколько изменило формат экскурсий. Если самые первые из них проходили «от звонка до звонка» (заявленные 45 минут), то в конце года время значительно увеличилось. Так, после основной части, учащиеся охотно остаются в залах; они осматривают залы и нередко продолжают дискуссию с участием преподавателя и экскурсовода; таким образом, посещение залов занимает теперь до 80-90 минут, и посещение это весьма насыщено и плодотворно. Нередко в диалог «вступает» музыка, используемая в качестве фоновой и создающая в залах особую атмосферу.

 

3.Социальная.

Экскурсии, как правило, совпадают по времени с другими мероприятиями Центра. Поэтому нередко в рамках экскурсий происходит знакомство с находящимися в залах новосибирскими художниками, причём последние охотно вступают в диалог а равных с юной аудиторией, тем самым создавая прецедент профессионального общения и создавая у детей и подростков ощущение причастности к художественной жизни города.

Нельзя не сказать о том, что воспитательное значение подобных экскурсий имеет и более широкий спектр действия. Каждый из учащихся, приходящих на встречу с Прекрасным, неизбежно становится проводником полученных знаний – пусть даже на чувственном уровне - для окружающего социума. При этом совсем не обязательно передавать информацию вербально – хотя дети и подростки охотно делятся полученными впечатлениями с заинтересованной аудиторией, будь то родственники или сверстники. Важно подчеркнуть, что всякий непосредственно соприкоснувшийся с подлинным искусством человек меняется, становясь ближе к общегуманитарным ценностям.

 В конечном итоге, именно на решение таким образом сформулированной сверхзадачи был направлен экскурсионный вид деятельности, начало которому положено в рамках просветительского проекта Городского Центра изобразительных искусств г. Новосибирска.

Алла Геннадьевна Стома, музыковед,

 художественный руководитель, МБУК ГЦИИ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.145.223 (0.023 с.)