Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культурно-развивающий потенциал визуального искусства: формирование «Собственного «Я»
Одной из важнейших проблем в специальных исследованиях, связанных с реализацией Федеральных Государственных Образовательных стандартов Российской Федерации, является отсутствие общепринятых определений целого ряда понятий, следовательно, сформулированных тезисов, установок, целей и задач. Среди положительных социальных эффектов реформирования школьной системы образования перечисляют: «социальный лифт», социальное равенство, социальную идентичность и другие. Содержание вышеперечисленных, как и многих других понятий, является многозначным, неясным в разных контекстах словоупотребления. Предлагаемые абстрактные или идеализированные «определения» не способствуют эффективному решению конкретных задач школьного образования. К понятиям (задачам), которые требуют конкретизации и выявления существенных признаков относятся: «личностно-ориентированное развивающее образование, внутренняя позиция школьника, мотивация, моральные нормы, ценности и другие. Системообразующую роль и смыслообразуюшее место в перечисленном ряду занимает проблема формирования «собственного «Я». Поколение современных детей вступает в мир, который характеризуется обвалом ценностей, разрушением традиционных жизненных смыслов, неопределенностью ориентиров. Ведущие мыслители ХХ и XXI веков сформулировали мысль о том, что человек перестает себя чувствовать в новом мире как «дома». Динамичность социально-политических, экономических, культурных, локальных изменений на фоне процессов глобализации предполагает столь же динамичную адаптацию человека к этим переменам. И одним из важнейших механизмов такой адаптации выступает идентификация во всех ее многочисленных вариантах и проявлениях. И если даже для взрослого человека кризисы идентичности выражаются в конфликте с окружающим миром, то вопрос идентификации детей становится еще более сложной проблемой. Проблемой, которая не может сводиться к установке на социализацию ребенка, выраженную в общих определениях: «приобщение к социуму», «включение в общественную жизнь», «привитие желаемых обществу черт и свойств», «подготовка к выполнению социальных ролей» и т.д. Важнее и, несомненно, сложнее ставить и искать ответы на вопросы о том, например, о каком обществе и о каких социальных ролях идет речь. Для иллюстрации достаточно сослаться на такое типичное явление современного российского общества, как разрыв «означающего и означаемого», который вызывает все более широкую практику «социальных инсценировок», «игровых идентификаций», жизни в условном наклонении «как если бы» (Л.Г. Ивонин, Ю.А. Разинов и др.). Отражением этого разрыва сегодня является, с одной стороны, осознание актуальности реконструкции «собственного «Я», с другой стороны – то, что появляются и широко распространяются феномены социального нарциссизма (самообольщения), «неподлинного существования» (М. Хайдеггер), «ультраячества» (Ю.А. Разинов) с соответствующей ультраманифестацией собственного Я (суперсовременный, супергерой, суперхит и т.д.).
Из вышеизложенного вытекает ряд взаимосвязанных выводов. Во-первых, отмеченные противоречия и сложности проблем идентификации, формирования личности и самореализации характерны для любого школьного учреждения как социального института. Во-вторых, в образовании и воспитании детей необходимо учитывать реальное соотношение двух модусов современной культуры – «как если бы» и «как есть». В-третьих, в реализации и презентации «собственного «Я» в современном обществе налицо тенденция нарциссизма, гипертрофированного чувства собственного значения, избыточная символическая активность, которая ведет к отчуждению от самого себя. В-четвертых, важнейшим критерием успешного образования и воспитания в школе, «степени подготовленности к жизни» выступает устремленность выпускника к «подлинному существованию». Одним из эффективных направлений решения ряда сформулированных проблем выступает художественно-эстетическое образование (развитие) через искусство, которое осуществляется в виде конкретных проектов в МБУК г. Новосибирска «Городской центр изобразительного искусства».
При разработке концепции художественно-эстетического, духовного развития школьников мы исходили из следующего ряда принципов и положений. 1) «Желания ребенка сперва проходят через зримого Другого. Именно здесь они бывают одобрены или получают осуждение, принимаются или отвергаются» (Ж. Лакан). При этом в данной зависимости от Другого кроется возможность отказываться от своего личного «в пользу» Другого, что может приводить к внутренним конфликтам «Я». Именно поэтому отличительной особенностью реализуемой модели художественно-эстетического развития (воспитания) выступает диалог, со-трудничество, со-творчество учащихся, педагогов, родителей, мастеров искусств. 2) Для предупреждения возможных «катаклизмов собственного «Я» ребенка мы опирались на выводы известного отечественного мыслителя М. Бахтина, который писал о необходимости преодолеть формальное тождество самосознания (я осознаю себя художником, пожарником, ученым) и собрать (утвердить) себя в единстве поступка. В данном случае, таким поступком выступает выбор школьника в пользу занятий по визуальному искусству и диалог со всеми участниками проекта, его собственная реализация и творчество. 3) Визуальное искусство содействует развитию образного и ассоциативного мышления, фантазии, эмоционально-художественного восприятия действительности, творческого потенциала учащихся. Тесная связь художественно-эстетической деятельности с повседневной жизнью детей, формированием мировоззрения и духовности призваны выступать важными составляющими в самопрезентации «собственного «Я» и ограждать от гипер-Ячества, иллюзорного нарциссизма. 4) Совместная деятельность учащихся, педагогов, родителей, мастеров искусства способствует развитию навыков межпоколенного общения, взаимопонимания, сопереживания, т.е., в конечном итоге, формированию «собственного «Я» каждого ребенка в творческом диалоге с Другими. 5) Акцентуация внимания на роли визуального искусства и творчества для любой будущей профессиональной деятельности содействует перспективному развитию «собственного «Я» учащихся.
Эльвира Рудольфовна Барбашина кандидат философских наук, доцент Новосибирского государственного университета *** Теоретико-методологические основания реализации городского межведомственного информационно-просветительского проекта «Художники – детям» («Непрерывное духовное художественно-эстетическое развитие (воспитание) учащихся через визуальное искусство»)
Теоретико-методологической основой формирования, функционирования и развития проекта является концепция «Непрерывное духовное, художественно-эстетическое развитие (воспитание) учащихся и молодежи через визуальное искусство», разработанная в 2009 - 2010 гг. (автор – Эльвира Рудольфовна Барбашина, соавторы - Боровиков Л.И., Петрова И.В.) и адаптированная с учетом изменения федерального, локального законодательства в области образования в 2017 г.
Описание организации
Муниципальное бюджетное учреждение культуры г. Новосибирска «Городской Центр изобразительных искусств», в дальнейшем именуемое – ГЦИИ, создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации на основании распоряжения мэра города Новосибирска от 25.05.2008 №9197-р «О создании муниципального бюджетного учреждения города Новосибирска «Городской центр изобразительных искусств». Учредителем является город Новосибирск (Мэрия) Место нахождения Учреждения: г. Новосибирск, ул. Свердлова, 13 Почтовый адрес: 630007, г. Новосибирск, ул. Свердлова, 13 Статус документа. Настоящий документ представляет собой концепцию и основные направления опережающего, инновационного развития, духовного, эстетического воспитания на принципах сотрудничества и сотворчества всех его участников – художников, учащихся, педагогов, родителей на базе профессиональных выставочных залов муниципального бюджетного учреждения культуры г. Новосибирска – «Городской центр изобразительных искусств» (далее ГЦИИ), а так же в учреждениях дополнительного и общего образования. В концепции сформулированы основные принципы и положения документа, обоснованы критерии оценки проблемной ситуации и прогнозирования ее развития, определены цель, задачи и приоритетные направления их реализации в контексте региональной системы многоуровневого непрерывного образования. Конкретизацией концепции выступает пакет документов, включающий проекты и примерные программы (авторские мини - программы и общие программы), в которых обосновываются способы, технологии, методики, мероприятия (учебные занятия) реализации концепции. Основные понятия документа: художественно-эстетическое образование и воспитание, духовно-нравственное воспитание, качество образования, педагогические принципы сотворчества и сотрудничества, принципы опережающего образования.
Документальные основания. С одержание и структура настоящего документа подготовлены с учетом рекомендаций и предписаний Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в российской Федерации на 2008-2015 годы от 25 августа 2008 г. N 1244-р, проекта Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», ФГОС ООО. Учтены также материалы документов Генеральной конференции ЮНЕСКО в рамках Международного Десятилетия культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты (2001-2010 гг.), Генеральной Ассамблеи ООН – «Конвенция о правах ребенка», «Декларация о культуре мира», «Программа действий в области культуры мира» и др. Кроме этого, использован опыт работы по базовым и авторским программам художественно-эстетического образования отечественных и зарубежных образовательных учреждений, в том числе г. Новосибирска. В данных документах сформулированы самые общие определения культуры, задачи культурно-художественного образования, инновационные установки для отечественных школ. Для развития школьного образования особое значение имеет официальное признание в долгосрочном документе «Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы» (от 25 августа 2008 г. № 1244-р) необходимости следующего: повышения роли предметов художественно-эстетического профиля в сфере общего образования; создания условий для получения художественного образования и приобщения к искусству и культуре всех групп населения, в особенности детей, подростков и молодежи; сохранения и развития сложившейся в России уникальной системы образовательных учреждений дополнительного образования; поиска новых инновационных форм художественного образования.
***
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.188.36 (0.014 с.) |