Описание ценностных ориентиров содержания предмета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Описание ценностных ориентиров содержания предмета



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ПРЕДМЕТУ

«литературное чтение на родном (русском) языке»

 

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

1. Авторской программы авторов: Климанова Л.Ф., Бойкина М.В (учебно-методический комплект «Школа России»), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, составленной в соответствии с требованиями ФГОС начального образования;

2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

3. Планируемых результатов начального общего образования;

4. Учебного плана школы на 2020-2021 учебный год;

5. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 год, с изменениями и дополнениями: приказов Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010г. № 1241, от 22 сентября 2011г. № 2357, от 18 декабря 2012г. № 1060, от 29 декабря 2014г. №1643, от 31 декабря 2015г. № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО»;

6. Основной образовательной программы начального общего образования МОБУ «Лицей №7» города Минусинска.

Цель уроков литературного чтения на родном языке – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

· формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста - правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

· введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

· развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

· приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, - через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

Важнейшим аспектом литературного чтения на родном языке является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения на родном языке формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения на родном языке пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Планируемые результаты обучения

Класс.

Класс

 У обучающегося будут сформированы:

· положительное отношение к чтению художественной литературы;

· основы для эмоционального переживания художественного текста;

· начальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах (родной дом, родители, малая Родина, ответственность за родных, свое дело; забота о других, смелость как преодоление страха, верность в дружбе);

· эстетические чувства      при восприятии красоты     родной       природы, отраженной в художественных произведениях;

· понимание своих чувств на   основе восприятия чувств героев литературных произведений.

Обучающийся получит возможность для формирования:

· интереса к чтению как особому способу изображения действительности;

· мотивации к самовыражению в выразительном чтении, творческой и игровой деятельности;

· основы для эмоционального переживания и осознания основной мысли художественного текста;

· эмоционального   отношения к     поступкам героев литературных произведений доступных жанров и форм;

· любви к родному дому, малой Родине;

· представлений об оценке литературного героя произведения по его поступкам;

Класс

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

· формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

· формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

· формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

· овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

· принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

· формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

· развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

· формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

· овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

· формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

· освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

· использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

· использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

· овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

· овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

· готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

· определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

· готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

· овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

· овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

· умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «филология», включающей в себя предмет «литературное чтение» должны отражать:

· понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

· осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

· понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

· достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

· умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».

Ученик научится: ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги; самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию; составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу; пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные и информационные тексты); осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации; использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения и выбирать в соответствии с ней нужный вид чтения; работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Ученик получит возможность научиться: ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы.

Класс

 Личностными результатами являются следующие умения:

· оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

· оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

· эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; - понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

· высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

· определять и формулировать цель деятельности на занятиях кружка с помощью учителя;

· проговаривать последовательность действий на занятиях;

· учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

· учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

· ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

· находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

· делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

· преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Предметными результатами является сформированность следующих умений:

· воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

· осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

· понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст; - делить текст на части, озаглавливать части;

· выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

· подробно и выборочно пересказывать текст; - составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану; - размышлять о характере и поступках героя;

· относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;

· находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;

· относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);

· соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Обучающиеся научатся:

Виды речевой и читательской деятельности:

· осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула и собственным интересом к чтению; пользоваться в читательской практике приёмами вдумчивого чтения под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор – читатель); выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя

· читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора читаемого текста;

· ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной;

· просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в рабочей тетради по литературному чтению;

· осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;

· распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;

· соотносить заголовок текста с его содержанием, осознавать взаимосвязь содержание текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков в соответствии с качествами героя прочитанного или прослушанного текста.

Обучающиеся получат возможность научиться:

осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;

употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему.

читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;

рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм

пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).

осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.

задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;

находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;

пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

Обучающиеся научатся:

· читать текст, соблюдая при чтении орфоэпические и интонационные нормы чтения; отражая настроение автора;

· пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;

· составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.

Обучающиеся получат возможность научиться:

· сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой.

· пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.

Обучающиеся научатся:

· различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;

· находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий.

· использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.

Обучающиеся получат возможность научиться:

· понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм.

· определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами.

· находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).

II. Содержание учебного предмета, курса

Класс

Часа в неделю

Культура общения.

Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания

Умение пользоваться словами - выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учётом конкретной ситуации общения.

Развитие речи. Первоначальное представление о тексте как речевом произведении. Объединение предложений в текст. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Опорные слова. Составление рассказа по опорным словам. Работа с деформированным текстом на тему «Зима в Уфе». Составление рассказа по сюжетным картинкам «Осень в Уфе», «Мой друг», «Семья».

Устное народное творчество. Загадки. Пословицы. Пословицы о добрых делах. Пословицы о труде и безделье. Поговорки. Вежливые слова. «Волшебные» слова. Потешки, прибаутки. Считалочки, дразнилки. Скороговорки, чистоговорки.

Первоначальное представление о речи с помощью наглядно-образных моделей. Деление речи на смысловые части (предложения) с помощью рисунков и схем. Составление из предложений связного текста, его запись.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Чтение, анализ произведения, ответы на вопросы. Нахождение информации, заданной в тексте в явном и неявном (подтекст) виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте, личного опыта и наблюдений. Антиципация, интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук) как вида речевой деятельности. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Воспроизведение прочитанного текста по вопросам учителя и самостоятельно.

 Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Знакомство с произведениями: Ф. Тютчев «Сентябрь», В.Бианки. «Подкидыш», В. Рождественский «Астра», Л.Толстой. Рассказы о животных, Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», К. Ушинский. Рассказы, В. Бианки. Рассказы, Л. Толстой «Лебеди», В.Драгунский. «Денискины рассказы», Н.Носов. Рассказы, Е. Благинина «Улетают, улетели», В.Осеева. «Волшебное слово», стихи поэтов Башкортостана о зиме, В. Осеева «Пёрышко» И. Никитин «Встреча зимы», А. Чехов «Первый снег», В.Железников. «История с азбукой», И.Пивоварова «Поздравляем наших мам», И.Пивоварова. «Про мою подругу и немножко про меня», А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает», А. Плещеев «Уж тает снег, бегут ручьи», Ф. Тютчев «Весенние воды». Г. Скребицкий «Весна», В. Жуковский «Жаворонок», Устное народное творчество, С. Маршак «Радуга -дуга», Л. Некрасова «До чего же хорошо кругом».

Культура речевого общения. Освоение позитивной модели речевого общения, основанной на доброжелательности, миролюбии и уважении к собеседнику.

Класс

Часа в неделю

Язык и речь. Слово.

Слово. Слово имеет значение. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.

Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.

Класс

Часа в неделю

Речевая деятельность.

Говорение. Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Приёмы подготовки.

Слушание.Приёмы слушания: запись опорных (ключевых) слов, составление плана-схемы услышанного и т.д. Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания (повторение).

Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Чтение учебного текста, особенности восприятия этого текста. Абзацные отступы, шрифтовые, цветовые и др. выделения. Постановка вопросов к отдельным частям текста; к непонятным словам; составление плана как приём чтения.

Речевой этикет.

Вежливая речь. Вежливо–невежливо–грубо. Добрые слова – добрые дела. Правильная и хорошая (эффективная) речь. Нормы – что это такое. Зачем они нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари.

Культура общения.

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Пересказ текста по плану. Опорные слова. Составление рассказа по опорным словам. Работа с деформированным текстом. Составление рассказа по сюжетным картинкам. Работа с деформированным текстом.

Устное народное творчество. Загадки. Пословицы. Пословицы о добрых делах. Пословицы о труде и безделье. Поговорки. Вежливые слова. «Волшебные» слова. Потешки, прибаутки. Считалочки, дразнилки. Скороговорки, чистоговорки.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Чтение, анализ произведения, ответы на вопросы. Нахождение информации, заданной в тексте в явном и неявном (подтекст) виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте, личного опыта и наблюдений. Антиципация, интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Формирование навыка чтения как вида речевой деятельности. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Воспроизведение прочитанного текста по вопросам учителя и самостоятельно.

Произведения для чтения и анализа: Устное народное творчество, русские народные сказки, родные поэты, басни И.А Крылова, весёлые стихи Б. Заходера, рассказы Н.Носова, В. Маяковский – детям, О братьях наших меньших (В.Чаплина), О братьях наших меньших (Б.Житков), О братьях наших меньших (Е.Чарушин), короткие рассказы и сказки Е.А.Пермяка, рассказы-загадки про зверей и птиц В.В.Бианки, стихи русских поэтов-классиков, Что говорят стихи С.Я.Маршака, литературные сказки писателей разных народов, литературные сказки А.Н.Толстого, О чем рассказывают журналы, книги о героях, рассказы Н.Сладкова, стихи, рассказы и сказки о маме, Уральские сказы П.Бажова, рассказы и повести Л.Воронковой, мифы и легенды, книги о космонавтах, рассказы М.Пришвина

Волшебные сказки зарубежных писателей, узнай, как дела у людей обстоят, что делают люди, о чем говорят. Стихи и сказки Д.Родари, мифы Древней Греции «Храбрый Персей», Читаю стихотворение и слышу сказку, литературные сказки русских писателей, сказки Г.Х.Андерсена Гадкий утенок».

Класс

Часа в неделю

Речь.

Техника и выразительность речи.

Речь. Культура речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространёнными грамматическими и речевыми ошибками.

Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст-монолог и текст-диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации.

Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать.

Умение инсценировать диалог.

Развитие речи. Работа по обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Пересказ текста по плану. Опорные слова. Составление рассказа по опорным словам. Работа с деформированным текстом. Составление рассказа по сюжетным картинкам. Работа с деформированным текстом.

Устное народное творчество. Загадки. Пословицы. Пословицы о добрых делах. Пословицы о труде и безделье. Поговорки. Вежливые слова. «Волшебные» слова. Потешки, прибаутки. Считалочки, дразнилки. Скороговорки, чистоговорки.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Чтение, анализ произведения, ответы на вопросы. Нахождение информации, заданной в тексте в явном и неявном (подтекст) виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте, личного опыта и наблюдений. Антиципация, интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Формирование навыка чтения как вида речевой деятельности. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале текстов и стихотворений. Воспроизведение прочитанного текста по вопросам учителя и самостоятельно.

Произведения для чтения и анализа: А. Чехов. Мальчики. Ю. Сотник. Гадюка. А. Платонов. Никита. М. Пришвин. Изобретатель. Рассказы о природе. Б. Житков. Про обезьянку. Рассказы о животных. К. Паустовский. Растрёпанный воробей. Дружище Тобик(О собаке Александра Грина). П. Бажов. Уральские сказы («Малахитовая шкатулка», «Медной горы Хозяйка»). Е. Шварц. Сказка о потерянном времени. Рассеянный волшебник. М. Зощенко. Великие путешественники. В. Драгунский. Денискины рассказы (цикл рассказов). Сказки народов Башкортостана.

Курай. Стихи Н. Грахова. Стихи поэта А. Филиппова. Стихи С. Чекмарева. С. Злобин. Салават. Потешки. Загадки. Скороговорки. Прибаутки. Пестушки. Частушки. Песни. Пословицы и поговорки. Стихи о ВОВ. Б. Окуджава. Мальчики. С. Маршак. Мальчик из села Поповки. Стихи о лете. Ф. Тютчев. Летний вечер. А. Блок. Летний вечер.

 

III. Календарно-тематическое планирование

Класс

Дата Тема урока Часы
 

Класс

Дата Тема урока Часы
 

Язык и речь. Слово (2 ч)

1.   Слово. Слово имеет значение. В.Бианки. «Как муравьишка домой спешил». 1
2.   Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова. С. Маршак. Стихи. 1
 

Развитие речи. (2 ч)

5.   Составление устного рассказа на тему: «Лесные жители». Л.Толстой. Рассказы о животных. 1
6.   Составление рассказа о маме по опорным словам. П.Ершов «Конек-Горбунок». 1
 

Чтение (3ч).

11.   Тема текста. Основная мысль текста. С. Топелиус «Зимняя сказка», 1
12.   Письмо другу. В.Осеева. «Синие листья». 1
13.   Текст. Заглавие. И.Пивоварова. «О чем думает моя голова» 1
14.   Работа с деформированным текстом. Г. – Х. Андерсен «Гадкий утёнок» 1
15.   Работа с деформированным текстом. Озера Башкирии. Ш. Перро «Спящая красавица», 1
16.   М.Зощенко «Не надо врать. Стихи С.Я. Маршака. 1
17.   Итоговая проверочная работа. 1

 

Класс

Дата Тема урока Часы
 

Речевая деятельность. (4ч)

1.   Неподготовленная и подготовленная устная речь. Весёлые стихи Б. Заходера. 1 2.   Слушание. Приёмы слушания. Рассказы Н.Носова. 1 3.   Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). В. Маяковский – детям. 1 4.   О братьях наших меньших (В.Чаплина), О братьях наших меньших (Б.Житков), О братьях наших меньших (Е.Чарушин. Сравнение произведенией. 1  

Речевой этикет. (2ч)

5.   Вежливая речь. Короткие рассказы и сказки Е.А.Пермяка. 1 6.   Добрые слова – добрые дела. Что говорят стихи С.Я.Маршака. 1  

Культура общения. (2ч)

7.   Волшебные слова. Литературные сказки А.Н.Толстого. 1 8.   Рассказы Н.Сладкова. 1  

Развитие речи. (4ч)



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.45.162 (0.142 с.)