Тема 3. Экология сообществ (СИНЭКОЛОГИЯ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Экология сообществ (СИНЭКОЛОГИЯ)



1.Дайте определения:  
А.Биоценоз-
 
 
 
 
 

 

Б.Биогеоценоз-   Ученый:________________
 
 
 
 
 

 

В. Экосистема –   Ученый:________________
 
 
 
 
 

 

Г.Фитоценоз -  
Д. Зооценоз -  
Е.Микробоценоз -  
Ж.Биотоп -
 
 

 

З.Экотоп -
 
 

 

ПРИМЕЧАНИЕ! Сукачёв в качестве биогеоценозов называл только крупные наземные экосистемы!
2.Типы связей между организмами:
         
Один вид питается другим Изменение условий обитания одного вида другим Один вид распространяет другой Один вид использует продукты выделения другого вида
Заяц-волк        

 

ТИПЫ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ОРГАНИЗМАМИ

СИМБИОЗ

Совместное существование

Взаимополезные ++

СИМБИОЗ

Мутуализм ++    
Протокооперация ++    

Полезнонейтральные +0

Комменсализм (один организм получает выгоду от другого

Нахлебничество    
Сотрапезничество    
Квартиранство    
НЕЙТРАЛИЗМ Нейтральные взаимоотношения 00 Нейтрализм    

АНТИБИОЗ

Вреднонейтральные -0 Аменсализм    

Полезнонейтральные +-

Хищничество А. типичное Б. Каннибализм    
Паразитизм      

Взаимовредные --

Конкуренция А. Внутривидовая      
Б. Межвидовая    

4.Укажите тип взаимоотношений между организмами:

распространение пыльцы некоторых растений одним видом насекомых

 

акула и рыба-прилипало, рыба-лоцман, воловьи птицы и буйвол

 

орхидеи, поселяющиеся на деревьях

 

бактерии (E.coli) в организме человека и животных

 

клубеньковые бактерии

 

микориза

 

широкий лентец и щука, свиной цепень и человек

 

плоды репейника и шерсть собаки

 

жаба или ящерица в норе сурка

 

петров крест (заразиха, повилика, гнездовка) и липа

 

чёрный и рыжий тараканы

 

самцы пауков птицеедов

 

личинки жуков-плавунцов и стрекоз

 

таёжный клещ и лиса

 

гриб трутовик и берёза

 

травы под елью

 

кукушонок выкидывает яйца соперников из гнезда

 

грифы доедают остатки антилопы

 

олени и лоси на лугу

 

 

ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ПАРАЗИТОВ

4А.Какие растения в природных условиях получают минеральное питание не из почвы и поясните — как?

 
 
 
 

5. Вставьте термины:                    СТРУКТУРА БИОЦЕНОЗА

Видовая

Пространственная

Экологическая

Пищевая

Число видов, соотношение численности и биомассы

Распределение организмов в пространстве

Соотношение организмов разных экологических групп

Пищевые цепи (сети), состоящие из организмов, находящихся в трофических связях друг с другом;

Виды-доминанты-

 

Виды-эдификаторы-

 

Ярусность -

 

Мозаичность -

 

Местообитание -

 
 

 

Экологическая ниша -

 
 

 

Виды, которые преобладают количественно или по биомассе, в сообществе, называются (1 ответ) а) эвритопными б) эврибионтными в) доминантами г) синантропными д) r-стратегами е) k-стратегами

Заполните

Функциональные группы организмов в экосистеме

 

 

Продуценты

Автотрофы и хемотрофы
Растения, бактерии-фототрофы и бактерии-хемотрофы

 

Консументы

 
 
 
 

 

Редуценты

 
 
 
 

 

7.Определите экологическую группу:

выделяют в атмосферу кислород
минерализуют органические вещества
в цепи питания бывают разных порядков
создают органические вещества из неорганических
представлены только животными
вызывают гниение мёртвых организмов
восстанавливают нитраты до свободного азота
замыкают круговорот веществ
образуют первичную продукцию
составляют второй трофический уровень
используют в качестве источника углерода углекислый газ
источник энергии — животная и растительная пища
выполняют «санитарную» функцию

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

8.ОПРЕДЕЛЕНИЯ: Цепь питания -

 
 

Редуцентов в пищевые цепи НЕ ВКЛЮЧАЕМ!

8А.Назовите не менее 4 способов совместного проживания растений с растениями или с животными.

 
 
 
 
 
 

 

8Б.Назовите 4 основных структурных компонента биогеоценоза, обеспечивающие круговорот веществ в природе,укажите их функции.

 
 
 
 
 
 
 
 

 

Трофический уровень -

 
 

 

Пищевые сети

 
 

 

9.Типы пищевых цепей

Пастбищные

 
 
 

 

Детритные

 
 
 

 

Пищевая цепь (пастбищная)

Трава

Бабочка-капустница

Паук

синица

ястреб

Троф.уровень

1-й

 

 

 

 

Функц. группа

Продуцент

 

 

 

 

Хищник

-

-

Хищник 1 пор.

 

 

Пищевая цепь (детритная)

мертвые животные муха лягушка уж ястреб

 

10. Работа со схемой
А. Составьте пищевые цепи:
1.
 
2.
 
3.
 
Выберите два понятия, которые можно использовать для описания ежа обыкновенного. 1) плотоядное животное 2) консумент I или II порядка 3) редуцент 4) растительноядное животное 5) всеядное животное
 
 
 
 

 

 

11. Рассчитайте величину энергии (в кДж), которая переходит на уровень лягушки при чистой годовой первичной продукции экосистемы, составляющей 200 000 кДж.

Выберите два понятия, которые можно использовать для экологического описания рака.

1) детритофаг 2) хищное животное 3) консумент

4) теплокровное животное 5) редуцент

11. Работа со схемой
А. Составьте пищевые цепи:
1.
 
2.
 
3.
 
Рассчитайте величину энергии (в кДж), которая переходит на уровень зоопланктона при чистой годовой первичной продукции экосистемы, составляющей 300 000 кДж.
 
 
 

 

12.Установите последовательность передачи энергии организмами, обитающими на опушке леса, в пищевой цепи, используя все названные объекты: ястреб-перепелятник, дождевой червь, сойка, воробей, растительный опад.

Укажите к какому типу пищевых цепей относится данная цепь и как такие цепи использует человек.

 
 
 
 
 
13.Почему пищевые цепи образуют не более 5-6 звеньев?
 
 
 

14. Работа со схемой
А. Составьте пищевые цепи:
1.
 
2.
 
3.
 

 

Выберите два описания саксаула 1) редуцент 2) консумент 3) первый трофический уровень 4) первичная биологическая продукция 5) второй трофический уровень
 

 

15. Работа со схемой
А. Составьте пищевые цепи:
1.
 
2.
 
3.
 

 

Выберите два описания кальмара: 1) хищное животное 2) детритофаг 3) консумент I порядка 4) консумент II или III порядка 5) растительноядное животное
 

 

16.Правило десяти процентов (правило пирамиды энергий Р. Линдемана) (1942 г.) – с одного трофического уровня экологической пирамиды на другой, более высокий ее уровень, по «лестнице» продуцент – консументы передается в среднем 10 % поступившей на предыдущий уровень энергии.

17.Экологические пирамиды -

 
 
 

 

18.Ответьте на вопросы: куда теряется энергия при переходе на более высокие трофические уровни?

 

 

19. Пирамида ____________

Отражает количество особей

Пирамида ____________

Отражает массы организмов

Пирамида ____________

Отражает величину потока энергии

 

20. Выберите три ответа:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.28.132.102 (0.043 с.)