Раздел 1. «Реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. «Реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья».



Практические занятия

«Социализация лиц с ограниченными возможностями здоровья» 5 семестр

Раздел 1. «Реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья».

 

Тема 1. Общая характеристика феномена социализации.

Практическое занятие.

1. Социализация человека как междисциплинарная проблема. В каких аспектах изучают социализацию различные отрасли знания?

2. Сущность процесса социализации. Факторы, влияющие на социализацию человека.

3. Агенты социализации. Универсальные средства социализации.

4. Механизмы социализации.

5. Различия в социализации растущего и взрослого человека. Обстоятельства жизни на том или ином возрастном этапе, способствующие или препятствующие самоизменению человека в позитивном направлении.

Задания для самостоятельной работы:

1. Социализация в зеркале этнологии. Подберите пословицы и поговорки, иллюстрирующие этническую специфику универсальных средств социализации.

2. Особенности факторов и средств социализации в регионе вашего проживания.

Тема 2. Основные концепции социализации и инвалидизации.

Практическое занятие.

1. Подходы к социализации Э. Дюркгейма и Т. Парсонса.

2. Концепции социализации Дж. К. Коулмена, И. Таллмена и У. Бронфенбреннера.

3. Концепции социализации Г.М. Андреевой и А.В. Петровского.

4. Междисциплинарный подход к проблеме социализации в концепции И.С. Кона.

Задания для самостоятельной работы:

Найдите в окружающей действительности факты, подтверждающие или опровергающие основные идеи У. Бронфенбреннера, Дж. К. Коулмена и И. Таллмена.

Тема 3. Основные понятия и нормативно-правовые основы реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Практическое занятие.

1. Понятия «социальная защита», «социальное обслуживание», «социальная реабилитация», «инвалидность», «ребенок с нарушениями психофизического развития».

2. Правовые аспекты социальной защиты инвалидов.

3. Основные направления, принципы и формы социальной защиты инвалидов.

4. Основные направления социальной политики в отношении инвалидов на современном этапе.

5. Роль различных социальных служб в организации мероприятий по социальной защите населения.

6. Основные положения теории компенсации психических функций Л.С. Выготского:

- включение в деятельность;

- понятие структуры дефекта;

- взаимосвязь специального и социального воспитания;

- понятие о социально-психологической реализации дефекта.

7. Положение о соотношении биологических и социальных факторов в процессе психического развития.

8. Понятия коррекции и компенсации.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составление терминологического словаря по теме семинара.

2. Конспектирование основных положений Закона РФ «О социальной защите инвалидов», касающихся организации процесса реабилитации инвалидов.

Тема 4. Система комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Практическое занятие.

1. Развивающая и коррекционная деятельность.

2. Реабилитационная деятельность как процесс. Цели и задачи реабилитационного процесса.

3. Структура реабилитационных центров.

4. Междисциплинарное взаимодействие специалистов реабилитационных центров.

5. Зарубежный опыт работы реабилитационных центров.

6. Охрана здоровья ребенка как важнейшая задача всех реабилитационных мероприятий.

7. Социально-диспетчерская деятельность.

8. Просвещение и консультирование детей и подростков, родителей и сотрудников, участвующих в обслуживании детей с ограниченными возможностями здоровья.

9. Особенности работы педагога-дефектолога в реабилитационных центрах.

10. Комплексная реабилитация, как основная технология, применяемая в реабилитационных центрах.

Задания для самостоятельной работы:

Подготовить сообщение о роли педагога-дефектолога в процессе комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Практическое занятие.

1. Стадии развития семейных отношений.

2. Возможные нарушения в структуре семьи при рождении ребёнка с нарушениями психофизического развития.

3. Роль семьи в процессе реабилитации ребёнка с нарушением:

А) опорно-двигательного аппарата.

Б) сенсорными нарушениями.

В) речи.

Г) интеллектуальными нарушениями.

4. Роль педагога в процессе формирования реабилитационного пространства в семье; роль педагога-дефектолога в реабилитации семьи, имеющей ребёнка с ограниченными возможностями.

5. Особенности беседы с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья.

6. Понятие негосударственной и общественной организации.

7. Основные формы помощи общественных организаций детям с нарушениями психофизического развития.

8. Источники финансирования организаций.

9.Особенности работы обществ, ассоциаций в системе комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задания для самостоятельной работы:

1. Анализ возможных нарушений семейных отношений при рождении ребёнка с нарушениями психофизического развития.

2. Подготовка реферата о деятельности какой-либо негосударственной общественной организации, оказывающей помощь в реабилитации детей с нарушениями психофизического развития (защита реферата на занятии, сдать в печатном виде).

Практическое занятие.

Практическое занятие.

1. Дело призрения при Петре I и его преемниках, первые воспитательные дома в Москве, Санкт-Петербурге.

2. Детские приюты в России до Октябрьской революции 1917 года.

3. Этапы развития и становления помощи детям-сиротам в России. Раскройте значимость каждого этапа.

4. Причины и факторы возникновения и распространения социального сиротства в России.

5. Перечислите причины возникновения и распространения социального сиротства в современной России и раскройте причины социальной дезорганизации современной российской семьи.

6. Перечислите последствия социального сиротства и укажите основную причину роста числа социальных сирот.

7. Основные этиопатогенетические факторы нарушений психического и соматического здоровья детей-сирот.

Задания для самостоятельной работы:

Письменно на 2х листах выполните следующие задания:

1. Дифференцируйте понятия «сирота», «социальный сирота», «социальное сиротство». Раскройте значение выражения «сиротство при живых родителях».

2. По возможности наиболее полно постарайтесь раскрыть пути решения проблем возникновения и распространения социального сиротства в России на современном этапе.

Практическое занятие.

1. Понятие депривации. Виды психической депривации.

2. Депривационный синдром и симптомы психической депривации.

3. Влияние психической депривации на развитие детей-сирот.

4. Характеристика психического развития детей-сирот раннего возраста.

5. Специфика психического развития детей-сирот дошкольного возраста.

6. Готовность к школе детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях.

7. Особенности развития детей-сирот пубертатного возраста.

Задания для самостоятельной работы:

1. Дайте сравнительную характеристику терминам «депривация» и «депривационный синдром», используя справочную психолого-педагогическую литературу.

2. Определите особенности состояния здоровья и нервно-психического развития детей-сирот дошкольного возраста, на основе этих особенностей охарактеризуйте возможные направления оздоровительной и воспитательной работы в интернатных учреждениях.

Практическое занятие.

1. Особенности работы педагога-воспитателя, психолога и социального педагога в интернатном учреждении.

2. Основные направления, принципы и методы работы педагога-дефектолога в интернатном учреждении.

3. Специфика методов и приемов обучения детей в интернатном учреждении.

4. Особенности состояния здоровья детей, поступающих в интернатные учреждения.

5. Основные направления оздоровительной и воспитательной работы с детьми, воспитывающимися в интернатных учреждениях.

6. Принципы воспитательной работы в интернатном учреждении.

Задания для самостоятельной работы:

Поиск и отбор материала с целью выработки собственной точки зрения на обсуждаемую проблематику и вынесение её на общее обсуждение посредством диалога.

Практическое занятие.

1. Формы семейного воспитания детей-сирот. Характеристика современных форм устройства детей-сирот в России.

2. Трудности адаптации ребенка в приемной семье. Типы дезадаптивного поведения детей-сирот.

3. Трудности родителей в воспитании приемных детей.

4. Причины социально-психологических проблем во взаимоотношениях между родителями и приемными детьми.

5. Особенности психологической поддержки семей с приемными детьми.

Задания для самостоятельной работы:

1. Письменно раскройте проблему несформированности основных адаптивных механизмов у детей-сирот 3-4х-летнего возраста.

2. Охарактеризуйте трудности протекания адаптационного периода при переходе в новые социальные условия, приведите примеры из художественной литературы и/или кинематографа.

 

Практические занятия

«Социализация лиц с ограниченными возможностями здоровья» 5 семестр

Раздел 1. «Реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.4.239 (0.014 с.)