Литературные иерархии. Теоретические аспекты массовой культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Литературные иерархии. Теоретические аспекты массовой культуры



Пограничная полоса между беллетристикой и массовой литературой, как между классикой и беллетристикой, зыбкая и неустойчивая. Беллетристика может стать и лабораторией художественных открытий, и повторением пройденного в литературе. С одной стороны, она граничит с классикой, с другой – с массовой литературой. Специфика беллетристики заключается в том, что она не может создать целостного, оригинального и самостоятельного художественного мира. Сопоставляя, к примеру, творчество Ж.-П. Сартра и А. Хейли, можно найти в романах американского писателя избыточную иллюстративность и познавательность.

Оппозиция автор – читатель в художественной литературе, беллетристике и массовой литературе складывается по-разному. Если автор художественного произведения сознательно конструирует эстетическую дистанцию между текстом и читателем, то в массовой культуре эта дистанция исчезает. Если элитарное искусство может быть направлено на торможение непосредственных эмоций и переживаний, то массовая культура базируется на универсальных психологических, даже психофизиологических, механизмах восприятия, которые активизируются независимо от образования и степени подготовленности аудитории.

Проникновение массовой культуры во все поры социальной жизни, адаптированность к самым разным ее сторонам способствуют жанровому разнообразию маскульта, его структурированности. Неоднородность и разнокачественность паралитературы (французский термин) позволяют выстроить «ценностную пирамиду», на вершине которой образцовые произведения массовой литературы. Парадигма жанров популярной литературы (термин англоязычной критики) широко развернута: от детективов, приключений, фантастики, мелодрамы до мистики, эротики, книг об НЛО, таинственных явлениях, розовых романов, а также фотороманов и комиксов.

Изучение массовой культуры возможно при уравновешенности критических взглядов на нее. Элитарный взгляд Ортеги-и-Гассета содержит противопоставление жизни «благородной» и жизни «пошлой», и для него массовая культура отражает сознание ограниченной, агрессивной и непросвещенной массы, воплощающей косность, разрушение истинных ценностей и примитивизацию жизни. Оппозиция благородной и пошлой жизни сродни гоголевской, представленной в начале седьмой главы «Мертвых душ». Писатель может являть и «высокое достоинство человека», и «картину, взятую из презренной жизни», различие в том выборе, который делает писатель. Для массовой же культуры необходимости выбора такого рода не существует. Маскульт не избегает значимых тем и сложных конфликтов, он просто заземляет их, растворяя в деталях, интерьерах, туалетах героинь, при этом конфликты и противоречия не разрешаются, но воспроизводятся как бы в сглаженной форме. Во многих работах, отечественных и зарубежных, массовая культура оценивается негативно. «Одномерность и «репрессивность» вещей видел в массовой культуре Г. Маркузе. Современные оценки массовой культуры – это и анафема, и апофеоз, и снисходительная ирония, и трезвая объективность. При всем разнообразии оттенков в восприятии этой сферы культуры, в основе большинства работ – обращение к структуре и содержанию массового (коллективистического) сознания, на угождение которому и существует механизм массовой культуры. Изменение типа функционирования культуры приходится на рубеж XIX-XX в.в. и связано оно с процессами урбанизации, развития и усложнения производства и резкого повышения затрат психической энергии. В это время в ряде европейских стран принимается закон об обязательной всеобщей грамотности, и приход новой культуры становится неизбежным, но, едва научившись читать, массы обратились к Пинкертону и популярной беллетристике. Черты массового сознания тесно связаны с социально-психологическими особенностями коллективизма и контрастируют с индивидуализмом, отстаивающим автономию личности, ее независимость и самоценность. Социально-психологические черты коллективизма иногда сближаются с мироощущением человека эпохи средневековья, и на первый план выступают такие его особенности, как утилитарный подход к культуре и науке, упрощенная манера мотивации, легковерие, потребность в яркости и остроте жизни, любовь к закону и порядку и другие. Легковерие и упрощенная манера мотивации связаны с формализмом мышления. Й. Хейзинга писал в книге «Осень средневековья»: «Для бургундцев мотив убийства герцога Орлеанского держится на всего лишь одной причине: король попросил герцога Бургундского отомстить за измену королевы с герцогом Орлеанским». (Хейзинга, 1988, с. 263). Фабулы современных отечественных женских детективов опираются на готовность читательниц довериться дамской логике в сюжетостроении. Угрожающие жизни ситуации и запутанные клубки интриг разрешаются авантюрными средствами, но при поддержке милиции, которая помогает слабым и предугадывает преступные замыслы сильных. Героиня первой серии романов Д. Донцовой, Даша Васильева, бедная учительница французского языка, волею судьбы очутилась в Париже в доме своей подруги, ставшей баронессой Макмайер. Однако во времена перестройки россияне заскучали в Париже и стали наведываться в Москву. Имея возможность жить на немалые средства покойного барона, богачи продолжают работать и учиться: совершенствуют свое образование в университетах и академиях, пишут картины и книги, тянутся к детективному делу. Необъяснимое трудолюбие и профессиональный успех удивительным образом сочетаются с полным отсутствием деловых качеств и наделяют тем самым положительных героев неизъяснимым обаянием. Над совершенствованием жанра женского детектива в России трудятся около тридцати писательниц, среди них А. Маринина, Д. Донцова, Е. Романова, В. Платова, Т. Полякова, П. Дашкова, А. Малышева и другие. Инвариант построения женского психологического детективного романа может выглядеть так: одинокая представительница свободной профессии случайно попадает в сферу частного сыска и в финале истории обязательно обретает пару с умным, воспитанным, обаятельным и вполне обеспеченным возлюбленным. Хэппи-энд любовной истории – непременное условие «женского» детектива. Государственные органы, в частности, милиция, исполняют роли проницательных, бескорыстных защитников.

Для современной критики, в сфере интересов которой оказывается массовая культура, не всегда важно различие между маскультом и беллетристикой. И с точки зрения тех социальных ролей, которые предлагаются неклассической литературе, расхождение между ними не столь существенно. Беллетристика и массовая литература в равной степени могут стать и средствами эскапизма, и утолять голод по героическому эпосу. В обществе существует запрос на яркие и острые ощущения жизни, возможность отделиться от серой повседневности в откровенно вымышленный мир (а значит, сказочный). Любовь к закону и порядку устремляет массового читателя к боевикам, современным российским детективам, потому что люди нуждаются в подтверждении правильности своих жизненных установок и находят это в детективе. Им необходима вера в крепость государства, в надежность армии и правоохранительных органов, в то, что воры и бандиты обязательно окажутся в тюрьме.

В размышлениях многих авторов о массовой культуре проступает ее первичная функция – компенсаторно-развлекательная. Эта культура служит обеспечению социализации и витальности человека в ситуации все усложняющихся, все более изменчивых, неустойчивых и ненадежных жизненных обстоятельств.

XX век стал временем мифологизации сознания. Массовый характер культуры последнего столетия привел к возрождению механизмов этой мифологизации. Реанимация мифологизированного сознания в немалой степени связана с острой потребностью современного человека восстановить целостность мира, с его предсказуемостью и определенностью. Рационализму, сопряженному с механистической научной картиной мира, противопоставляется иррационализм современного мира. «Неомиф» не способен приобщить человека к истинным ценностям жизни, выйти за пределы временной и пространственной ограниченности. Обращение к проблемам массовой культуры показывает, что к ней необходимо относиться не как к маргинальному, а как к характерному явлению. Массовая литература должна исследоваться в широком контексте художественной литературы и рассматриваться не только в публицистических тонах, но и в литературоведческом срезе с использованием всей парадигмы научного анализа.

 


Рекомендуемая литература

Аникин В.П. Теория фольклора. М.: Изд-во МГУ, 1996

Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советская Россия, 1979

Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. М.: Наука, 1974

Бройтман С.Н. Историческая поэтика. М.: Изд-во РГГУ, 2001

Введение в литературоведение. М.: Высшая школа, 1999

Волков И.Ф. Теория литературы. М.: Просвещение; Владос, 1995

Выготский Л.С. Психология искусства. СПб.: Азбука, 2000

Гиршман М.М. Литературное произведение. Теория и практика анализа. М.: Высшая школа, 1991

Добин Е. История девяти сюжетов. Лен.: Детская литература, 1990

Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. СПб.: Изд-во Гос. ун-та, 1996

Историческая поэтика. М.: Наследие, 1996

Кусков В.В. История древнерусской литературы. М.: Высшая школа, 2002

Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М.: Наука, 1976

Николина Н.А. Филологический анализ текста. М.: Академия, 2003

Недзвецкий В.А. Русский социально-универсальный роман XIX века. М.: Диалог-МГУ, 1997

Поспелов Г.Н. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1978

Сакулин П.Н. Филология и культурология. М.: Высшая школа, 1990

Современное зарубежное литературоведение. М.: Интрада, 1996

Теория литературы в двух томах. М.: Академия, 2004

Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М.: Просвещение, 1966

Тюпа В.И. Аналитика художественного. М.: Лабиринт, 2001

Уэллек Р. и Уоррен О. Теория литературы. М.: Прогресс, 1978

Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М.: Лабиринт, 1997

Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Академия, 2009

Хейзинга Й. Осень средневековья. М.,1988.

Чернец Л.В. Литературные жанры. М.: Изд-во МГУ, 1982

Эткинд Е.Г. «Внутренний человек» и внешняя речь. М.: Школа «Языки русской культуры», 1999


Оглавление

Лекция 1. Что такое литературоведение……………………..…..1

Лекция 2. Характерное в литературе………………………..……6

Лекция 3. Содержание и форма в литературе…………………...9

Лекция 4. Тема и идея……………………………………...…….11

Лекция 5. Проблематика и конфликт произведения…..……….16

Лекция 6. Роды литературы…………………………………..….20

Лекция 7. Эпос как род литературы…………………………….24

Лекция 8. Драматургия как род литературы………………...….29

Лекция 9. Лирика как род литературы………………………….33

Лекция 10. Литературные жанры………......................................38

Лекция 11. Жанр романа………………………………………....44

Лекция 12. Жанр рассказа……………………………………..…47

Лекция 13. Нравоописательные жанры в литературе………….53

Лекция 14. Сюжет литературного произведения………………59

Лекция 15. Архаический тип художественного сознания …….67

Лекция 16. Романтизм и реализм………………………………..70

Лекция 17. Жанр поэмы………………………………………….78

Лекция 18. Теоретические аспекты массовой культуры……....81

Рекомендуемая литература………………………………………85



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.76.0 (0.015 с.)