Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Драматургия как род литературы
Древнегреческое слово drama означает действие, вот почему Аристотель и определил особенность лиц в драме как «действующих и деятельных». По значимости событий и взаимодействия персонажей драма близка эпическим произведениям, однако многие другие художественные возможности, хотя и доступные для драмы, не могут быть использованы в ней с такой художественной полнотой, как в эпосе. Драматургия – это особый род литературы, который близок эпическому, но он подчиняется требованиям сценического искусства, театра. Литературный материал драмы соединяется с пантомимой, игрой актеров, их костюмами, декорациями, светом, музыкой, танцами. Соединение словесного искусства и пантомимы – одно из свидетельств синкретичности драматургического творчества. Драматургическое произведение, как правило, создается для театра с учетом того сценического эффекта, который оно должно производить на зрителя. Если в эпическом произведении основа – это повествование, которое обычно относится к прошлому, то драма представляет то, что происходит в текущий момент на сцене. По мысли Пушкина, драматическое искусство призвано воздействовать на три основные струны воображения зрителя: «смех, жалость, ужас». В «Пире во время чумы», одной из «маленьких трагедий» Пушкина, перед пирующими проезжает телега, наполненная телами, которой управляет негр. Впечатление ужаса усиливается обмороком Луизы, которая, приходя в чувство, говорит: Ужасный демон Приснился мне: весь черный, белоглазый… Он звал меня в свою тележку. В ней Лежали мертвые – и лепетали Ужасную, неведомую речь… Скажите мне: во сне ли это было? Проехала ль телега? По сравнению с потенциалом эпического рода литературы, драматургия обладает ограниченными художественными возможностями. Пределы этих возможностей обусловлены объемом пьесы и ограничивают драматурга рамками времени и пространства. В связи с этим и система персонажей не может быть разработана так широко, как это позволяет почти неограниченный размах эпического произведения. Драматург не может воспользоваться и предметно-изобразительными средствами из арсенала эпических произведений. В русской драматургии XIX века лишь А.Н. Островский и А.П. Чехов придают немалое значение предметным деталям.
В «Грозе» Островского восприятие природы отражено не только в авторских ремарках, но и в диалогах персонажей. Сад на высоком берегу и сельский вид на Волгу вызывают восторг Кулигина и дают художественный импульс мотивам красоты и полета в драме. Пейзаж создает атмосферу национальной жизни, в контексте которой даже нелепые россказни странницы Феклуши звучат как апокалиптические пророчества. Наиболее значимая художественная нагрузка в драме лежит на монологах и диалогах, которые задают движение художественным коллизиям и становятся средством проявления динамики внутренней жизни героев. В драме Островского «Гроза» с основными монологами Катерины связаны вехи композиции сюжета. Так, монолог в конце второго действия, когда после напряженных сомнений, кинуть ли ключ от калитки в реку или положить в карман, Катерина решается на свидание с Борисом, завязывает любовную интригу, что и предопределяет судьбу героини. Новые возможности в драматическом роде литературы были предложены пьесами Генрика Ибсена. В статье «Квинтэссенция ибсенизма» Б. Шоу комментирует новые приемы европейской драмы рубежа XIX-XX веков. Прежде всего, квинтэссенцию ибсенизма Б. Шоу видит «в отрицании всяких формул». В героине драмы «Кукольный дом», Норе, можно увидеть и бесстрашную женщину с благородным сердцем, и маленькую лгунью, и неискреннюю мать. Конфликт в современной драме строится не между правыми и виноватыми, злодеями и героями. Самому Б. Шоу ставили в вину, что герои его пьес «говорят, но ничего не делают», имея в виду, что они не совершают уголовных преступлений. Так в связи с изменением структуры конфликта происходят композиционные преобразования. Если прежде в так называемых «хорошо сделанных» пьесах все элементы композиции сюжета были полностью проработаны, то теперь главным композиционным приемом становится дискуссия, и в современных пьесах она переплетается с действием. Новую существенную черту современной драмы Б. Шоу видит в том, что зрители становятся ее участниками, а случаи из их жизни становятся сценическими ситуациями. Задача драматурга, как ее понимал Б. Шоу, заключается в том, чтобы втянуть зрителей в дискуссию. Драматург не приемлет традиционных развязок, которые вызывают у зрителя «целительные угрызения совести». Для него важно заставить его «терзаться» неразрешенными эмоциями и проблемами.
В доибсеновской драматургии преобладает традиционное внешневолевое действие, которое основано на «движущихся коллизиях» (Гегель). Такие коллизии имеют локальный и преходящий характер и разрешаются в ходе событий пьесы. В таких, «хорошо сделанных», пьесах важную роль играет завязка, которая и определяет их дальнейший ход. О роли завязки и в жанровом и композиционном планах говорится в гоголевском «Театральном разъезде после представления новой комедии»: «Завязка должна обнимать все лица, а не одно или два, – коснуться того, что волнует более или менее всех действующих. Тут всякий герой; течение и ход пьесы производят потрясение всей машины: ни одно колесо не должно оставаться как ржавое и не входящее в дело». Динамика драматургических произведений, о которых писал Б. Шоу, иная. Она основана не на внешних столкновениях, а на противоречиях внутреннего мира человека. О пьесах А.П. Чехова К.С. Станиславский писал, что «в самом бездействии героев Чехова таится сложное внутреннее действие». Главные события происходят либо за сценой, либо в сознании персонажей. Новизна чеховской драматургии особенно заметна в характере конфликта. Если в драматургии Островского подчеркиваются различия между персонажами в их семейном или материальном положении, то Чехов акцентирует их единство и общность перед лицом времени и судьбы, всего устройства жизни, над которыми никто не властен. В драме М. Горького «На дне» предметом художественного интереса писателя становится сознание людей, выброшенных на дно жизни. Обстоятельства жизни уравнивают в положении Барона, аристократа по происхождению, с шулером Бубновым и вором Васькой Пеплом. Внутреннее сходство героев обнаруживается с появлением в ночлежке Луки, который в каждом из персонажей видит светлую сторону характера, составляющую его сущность. С еще большей определенностью Горький показывает противоречие в характерах героев, которое становится очевидным после исчезновения Луки: неудовлетворенность своей жизнью и полную неспособность хотя бы что-то изменить в ней самостоятельно. В этом плане драматургический подход Горького к организации системы персонажей очень близок чеховскому. Как и Чехов, Горький тоже отдает предпочтение конфликту не социальному или любовному, а коллизиям, присущим сознанию человека, русскому национальному характеру переломной эпохи. До XVIII века драматургический род литературы нередко становился ведущим в разных национальных культурах. Это связано с тем, что традиционно театральное искусство было обращено ко всему обществу в целом, а не только к его элитарным слоям. Возможности такого обращения связаны с тем, что драма, как изначально массовое искусство, тяготела к преувеличениям в подаче характеров, событий и страстей, что соответствовало потребностям публики в сильных ощущениях.
Лекция 9
Лирика как род литературы Лирика по своему происхождению близка музыке, потому что истоки ее восходят к песне. Само название этого литературного рода обязано музыкальному инструменту - лире.
В отличие от эпоса, лирика обращена прежде всего к сознанию человека и обладает особыми возможностями непосредственного проникновения в его внутренний мир. Такая направленность в глубины человеческой души возможна благодаря лирическому герою. Это литературоведческое понятие вошло в научный обиход благодаря Ю.Н. Тынянову. Лирический герой настолько близок автору по мироощущению, жизненному опыту, эмоциональным состояниям, что может и не отличаться от него. В своей основе лирика автопсихологична, то есть отражает внутренний мир самого автора. Но лирическое «я» не может абсолютного совпадать с биографическим автором уже потому, что автор переживает реальные, живые эмоции, а в сознании лирического героя эти эмоции художественно трансформируются и перевоплощаются. Стихотворение А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» отражает две встречи поэта с А.П. Керн: в 1819 и в 1825 годах. Керн была предметом недолгого, но сильного чувства Пушкина. Однако ни реальный облик А.П. Керн не вязался с образцом «гения чистой красоты», ни действительная жизнь поэта за шесть лет (с 1819 по 1825 гг.) не имеют почти ничего общего с той поэтической историей любви, которая стала своего рода художественной имитацией действительности. Сила творческого воображения позволяет поэту не только заново истолковать свои мысли и чувства, но и перевоплощаться в других персонажей. Такой артистизм – характерная черта творчества большого поэта. Лирику, воплощающую полностью вымышленные переживания и размышления, принято называть ролевой. В стихотворениях «Черная шаль» Пушкина, «Бородино» Лермонтова, «Еду ли ночью по улице темной…» Некрасова, «Я убит подо Ржевом» Твардовского и многих других герой не совпадает с автором. В стихотворении «Черная шаль» (подзаголовок «Молдавская песня»), сюжет «жестокого» романса с любовью, ревностью, «неверной девой» и двойным убийством и выразительная стилизация – все указывает на ролевой характер персонажа: Безглавое тело я долго топтал, И молча на деву, бледнея, взирал. Я помню моленья… Текущую кровь… Погибла гречанка, погибла любовь! С главы ее мертвой сняв черную шаль, Отер я безмолвно кровавую сталь. Протеизм лирического героя стихотворений Лермонтова охватывает широкий диапазон от героя «нынешнего племени» до простого солдата, участника Бородинского сражения:
Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат мусью! Лирический герой стихотворений Некрасова так близко к себе принимает все невзгоды человека из народа, что не может отделить его от себя. Перевоплощение в персонажа городских низов или крестьянина для Некрасова, как ни для кого, органично: Скромна моя хозяюшка Наталья Патрикеевна Воды не замутит! Да с ней беда случилася, Как лето жил я в Питере… Сама сказала, глупая, Типун ей на язык! И автопсихологическая и, тем более, ролевая лирика позволяют понять, сколько творческого озарения и труда требуется поэту, чтобы превратить непосредственную жизненную эмоцию в лирически выраженное переживание. Лирика тяготеет к камерным художественным формам, однако стихотворения и лирические поэмы могут обладать и немалым объемом и широким художественным охватом (историческая элегия Батюшкова «Умирающий Тасс», поэмы Пушкина «Кавказский пленник», Маяковского «Про это», Ахматовой «Поэма без героя»). Хотя поэзия и может быть обращена к явлениям внешнего мира, но именно внутренний мир лирического героя составляет основу рассматриваемого рода литературы. Характеристика сознания поэта во всей полноте отражается в основных разновидностях поэтических форм: медитативной и изобразительной лирике. Г.Н. Поспелов выделял две грани медитативного начала в поэзии: рефлексивные лирические медитации, обращенные в глубину сознания субъекта и медитации, направленные на явления бытия. В интравертированной медитативной лирике поэт особенно непосредственно и близко подходит к своему внутреннему миру («Я вас любил…» А.С. Пушкина, «И скучно, и грустно…» М.Ю. Лермонтова, «Последняя любовь» А.П. Тютчева, «Не жалею, не зову, не плачу…» С. Есенина). В экстравертированных медитациях могут быть выражены эмоциональные обобщения, касающиеся и бытия в широком философском смысле, и частной человеческой жизни. В философской лирике Пушкина эти стороны бытия, как правило, сближены. В «Стихах, сочиненных ночью во время бессонницы» (1830), или стихотворении «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит…» (1834) размышления о смысле жизни и ходе времени не носят отвлеченного характера, а сопрягаются с частной обыденной жизнью и судьбой лирического героя. В стихотворении 1830 года бытийные интонации провоцируются обычной ситуацией бессонницы: Мне не спится, нет огня; Всюду мрак и сон докучный. Ход часов лишь однозвучный Раздается близ меня. В стихотворении «Пора мой друг, пора!..» аспекты бытия и частной жизни и не разделены, и разграничены стилистически: … Предполагаем жить… И глядь – как раз – умрем. На свете счастья нет, но есть покой и воля. В сфере изобразительной лирики можно выделить две разновидности: описательную и повествовательную. В отличие от медитативной лирики, ей свойственно более опосредованное восприятие и отражение жизни. Для описательной лирики художественной основой является мир природы и вещей, а также черты наружности человека. В классической лирике, как и в литературе в целом, предметные детали могут выполнять различные художественные функции. Основная из них, безусловно, психологическая: мир предметов призван преломлять в себе динамику переживаний лирического героя и согласовываться с ними. В стихотворении Пушкина 1829 года «Приметы» таким предметом является деталь небесного арсенала – месяц. Положению месяца справа или слева по пути лирического персонажа соответствует настроение лирического героя, игривое или грустное. Последнее четверостишие стихотворения содержит важную эстетическую рефлексию. Размышления лирического героя обращены к «приметам», но его можно истолковать и в более широком смысле, как рефлексию по поводу предметного мира поэзии:
Мечтанью вечному в тиши Так предаемся мы, поэты; Так суеверные приметы Согласны с чувствами души. Согласуя предметы с «чувствами души», Пушкин пишет такие стихотворения, как «Деревня», «Сожженное письмо», «Зимнее утро», «Осень». В стихотворении «Сожженное письмо», как и в лирике Пушкина в целом, эмоции лирического героя не отделены от предметного ряда, а совпадают, почти совмещаются с ним: Уж пламя жадное листы твои приемлет… Минуту!.. вспыхнули… пылают… легкий дым, Виясь, теряется с молением моим. Иной композиционный подход предпочтителен для Лермонтова, который тяготеет к размежеванию между художественными деталями и лирической медитацией («Ветка Палестины», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Листок»). В стихотворении «Поэт» (1838) в шести четверостишиях из одиннадцати представлены описание и история кинжала, который из боевого оружия превращается в «игрушку золотую». Предметная изобразительность обретает свою значимость во второй части стихотворения в размышлениях лирического героя о положении поэта в современной жизни. Конкретность и осязаемость изобразительно-описательного начала в стихотворении придает особую экспрессивность переживаниям лирического героя о судьбе поэта, схожей с историей кинжала: Проснешься ли ты опять, осмеянный пророк! Иль никогда, на голос мщенья, Из золота ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья?.. Изобразительно-описательное начало особую художественную форму приобретает в лирике А.А. Фета. «Шепот, робкое дыханье…» (1850) – одно из самых известных и характерных стихотворений поэта. Здесь детали пейзажа перемежаются с портретными: Свет ночной, ночные тени, Тени без конца Ряд волшебных изменений Милого лица… Движение лирических эмоций создает атмосферу свидания в ходе времени: «ночные тени» исчезают вместе с зарей. Природа воспринимается лирическим героем в звуках и в цвете. Слуховые образы сконцентрированы в первом четверостишии: Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Существование повествовательной лирики говорит о том, что между родами литературы не может быть непроходимых границ. В стихотворениях изобразительно-повествовательного характера поэты используют художественные приемы, которые являются прерогативой эпических произведений: повествовательное и событийное начала, наличие персонажей и их взаимодействие. Повествовательное начало проникает в русскую лирику, начиная с баллад В.А. Жуковского, в которых напряженный ход событий создается фантастическим и драматически насыщенным сюжетом. В балладе «Светлана» отражается атмосфера гаданий крестьянских девушек в ночь перед Крещением: … За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали; Снег пололи; под окном Слушали; кормили Счетным курицу зерном; Ярый воск топили… Светлана гадает перед зеркалом со свечой. Она хочет узнать, скоро ли вернется ее жених. В состоянии полусна перед ней проносятся разные образы: жених увозит ее с собой; в церкви его отпевают, но он поднимется. Однако все страхи остались во сне, и возвращением жениха завершается сюжет баллады. В стихотворении А.С. Пушкина «Бесы» (1830) повествуется о поездке лирического героя, о его блужданиях ночью по степи во время снежной бури, но медитативный подтекст присутствует в нем от начала и до конца и сопровождает движение персонажа в пространстве и во времени: Мчатся бесы рой за роем В беспредельной вышине, Визгом жалобным и воем Надрывая сердце мне… Роль повествовательного начала в русской лирике усиливается в 1840-е годы в стихотворениях Н.А. Некрасова, связанных с «натуральной» школой. В поэзии А. Блока элементы повествования присутствуют в стихотворениях «Незнакомка», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «На железной дороге», которые можно отнести к жанру лирической новеллы.
Лекция 10 Литературные жанры Категория жанра на разных этапах развития словесного творчества обладала разными функциями. Для архаического типа сознания характерна неразмежеванность «художественных» и нехудожественных жанров. В качестве художественных жанров, как полагают авторы «Исторической поэтики» (1994), мог выступать текст, который предназначен для многократного дословного» воспроизведения. Ряд фольклорных жанров тесно связан с обрядами (свадебные, трудовые, календарные песни), другие жанры, такие как сказка, эпическая песнь, регламентированы не обрядом, а общественными ситуациями. Для архаической литературы характерно тяготение к многожанровости, к формированию синкретических сводов (индийские «Веды», «Авеста», «Библия»). С VI1 – V1 вв. до н.э. в архаических литературах начинает складываться жанровый канон. Древнегреческие авторы сами представляют этот канон: Гомер – эпическую поэму, Эзоп – басню, Эсхил, Софокл и Эврипид – трагедию. В эпоху Возрождения формируется иной тип жанрового сознания. Не автор, а само литературное произведение воспринимается в форме жанра (С.Н. Брайтман. Историческая поэтика, 2001): читатель воспринимал именно поэму, оду, элегию или роман, а уже потом они были для него созданием того или иного автора. Полностью разработанная и строго дифференцированная система жанров складывается лишь к XVIII веку. В средневековых литературах жанровые единства носят диффузный характер. Количество жанров разрастается от нескольких десятков (древнерусская литература) до 150 (китайская средневековая литература). В таких жанровых наборах фольклорные жанры дополняют литературные. Все жанры традиционалистского этапа развития литературы восходят к архаическим началам. Изначально элегия – это надгробный плач, идиллия – пастушеская песня, баллада входила в состав весенних игровых песен, новелла рождалась из анекдота. Только роман не обязан своим происхождением какому-либо отдельному жанру. Уже древнегреческий роман вбирает в себя почти все жанры античной литературы (эпос, драму, элегию и идиллию). В процессе жанрообразования формируются и строгие жанровые формы (танка, хокку, газель, притча, новелла, басня), и свободные жанровые формы, например элегия. В европейских элегиях XVI – XVII вв. элегия может носить и любовный, и исторический, и торжественный характер. В XVIII веке устанавливается собственно элегическая ситуация: человек перед лицом времени и смерти. От обобщенности этих переживаний элегическая медитация переключается на индивидуальный внутренний мир лирического героя. На этом этапе развития литературы содержательная специфика элегии заключается в обнаружении внутренних коллизий между осознанностью зависимости человека от быстротекущего времени и эмоциональной попыткой ее преодолеть. Такой неустойчивый и обратимый переход от одного состояния к другому можно уловить в известной элегии Н.М. Карамзина «Меланхолия»: О, Меланхолия! Нежнейший перелив От скорби и тоски к утехам наслажденья! Веселья нет еще, и нет уже мученья; Отчаянье прошло… Но, слезы осушив, Ты радостно на мир взглянуть не смеешь И матери своей, печали, вид имеешь. В процессе деканонизации жанров в классической литературе происходит их смешение и смещение жанровых границ. Жанровое сознание перестает быть исходным творческим импульсом для писателя. В элегии концентрируется контрастное сочетание скорби и радости. В стихотворении А.С. Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных (1829) размышления о смерти возникают в контекстах, которые не ассоциируются со смертью, а противоречат ей: У пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть, И равнодушная природа Красою вечною сиять. В конце стихотворения 1835 года «Вновь я посетил» элегическая тема смерти трансформируется в мотив бессмертия, обеспеченного беспрерывностью жизни природы и семьи в ее будущем. Специфическую черту «Фауста» Гёте и «Евгения Онегина» Пушкина составляет отношение разных жанров в рамках каждого произведения. Исследователи отмечают жанровый универсализм этих произведений. В «Фаусте» соединились мистерия, моралите, миракль, трагедия, эпическая поэма, драма (мещанская, историческая и философская), классическая комедия, фарс, маскарадное действие, волшебная опера, рыцарский роман. «Энциклопедией» жанров является и «Евгений Онегин». Роман по своей природе многожанровое образованием, он допускает включение в свой состав различных жанров, как художественных (вставные новеллы, лирические пьесы, поэмы, драматические сценки и т. п.), так и внехудожественных (бытовые, риторические, научные, религиозные и др.). Принципиально любой жанр может быть включен в конструкцию романа, и фактически очень трудно найти такой жанр, который не был бы когда-либо и кем-либо введен в роман. Существует группа жанров, которые играют в романах существенную конструктивную роль, а иногда прямо определяют собою структуру романного целого: исповедь, дневник, путешествие, биография, письмо. В лирике могут сходиться как собственно лирические жанры (ода и элегия, романс и идиллия), так и лирические с лироэпическими: «Лорелея» Г. Гейне - баллада и элегия, «Анчар» Пушкина - баллада и притча. Возможны и еще более редкие сочетания жанров, принадлежащих к разным художественным системам - фольклорной и литературной, как в стихотворении Ф. Тютчева «Последняя любовь»: О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней... Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней!
Полнеба обхватила тень, Лишь там, на западе, бродит сиянье, - Помедли, помедли, вечерний день, Продлись, продлись, очарованье.
Пускай скудеет в жилах кровь, Но в сердце не скудеет нежность... О ты, последняя любовь! Ты и блаженство и безнадежность. Здесь внутри каждой строфы звучат голоса разных жанров. Первые две строки в строфе — элегическое раздумье, две вторые — заклинание. Как элегия «Последняя любовь» восходит к жанровой идее признания зависимости человека от бега времени. Как заклинание стихотворение исходит из стремления управлять одушевленными силами бытия. Два видения мира, воплощенные в двух жанрах, диалогически соотносятся друг с другом как границы художественного целого: современное сознание говорит в элегии о безнадежности, а мифопоэтическое сознание пытается воздействовать на мир в заклинании. На сочетании жанров строится композиция стихотворения А. Блока: Май жестокий с белыми ночами! Вечный стук в ворота: выходи! Голубая дымка за плечами, Неизвестность, гибель впереди! Женщины с безумными очами, С вечно смятой розой на груди!- Пробудись! Пронзи меня мечами, От страстей моих освободи!
Хорошо в лугу широким кругом В хороводе пламенном пройти, Пить вино, смеяться с милым другом И венки узорные плести, Раздарить цветы чужим подругам, Страстью, грустью, счастьем изойти, - Но достойней за тяжелым плугом В свежих росах поутру идти! Своеобразная форма этого стихотворения основана на отношении жанров. Каждая его строфа - особый жанр, признаки которого акцентированы, «театрализованы», разыграны. Первая строфа — «жестокий романс» с его «страстями», «гибелью», «ночами», «мечами» и романсовой «розой». Так же откровенно поданы и разыграны во второй строфе «общие места» идиллии: луг, широкий круг, хоровод, милый друг, цветы, узорные венки. Блок мыслит отношением жанров и тем самым драматизирует коллизию. Эти драматические отношения не сводятся к противопоставлению романса идиллии как недолжного - идеальной жизненной норме. Обе позиции у Блока четко разводятся и раскрываются друг перед другом. В этом, как и в других стихотворениях, Блок подхватывает городской и цыганский романс и делает его языком всенародной страсти. «Страстное» начало, проникает и в идиллию, по-новому ее окрашивая: хоровод становится «пламенным», а должное поведение — личностным и самозабвенным. Благодаря трудам М.М. Бахтина роман — единственный из неканонических жанров если не досконально изученный, то осознанный в этом качестве. Он служит образцом в выработке общих принципов некоторых других неканонических жанров. Таким жанром является поэма, возникшая в конце XVIII — начале XIX в. Источником жанра является эпическая поэма. Все значительное, что было создано после Вергилия в этой форме — суфийские поэмы, «Божественная комедия» Данте, поэмы Боярдо, Ариосто, Мильтона, не говоря уже о «Фаусте» Гёте, - было связано с ориентацией не только на поэму, но и на другие жанры. Самые ранние неканонические поэмы обнаруживают явную связь с народной балладой («Кристабель» и «Сказание о старом мореходе» Кольриджа, «Мармион» и «Госпожа Озера» Вальтера Скотта. За этими поэмами-балладами следует (у Байрона, Виньи, Пушкина, Лермонтова) лироэпическая («байроническая», «романтическая») поэма, в которой при сохранении ориентации на балладу ближе становится связь с эпической поэмой. С балладой связаны такие особенности новой поэмы, как лирическое начало, сочетающееся с эпическим сюжетом и драматическим диалогом, внезапный зачин, отрывочность и недосказанность повествования, его тяготение к кульминационным точкам. XX век отмечен своими формами неканонической поэмы, и прежде всего лирической поэмой (у Бальмонта, Блока, Аполлинера, Маяковского, Цветаевой). В ней может отсутствовать эпический сюжет, а героем становится лирическое «я». Эта форма тяготеет к лирическому циклу, и часто ее трудно отличить от него. Связь с эпической поэмой внешне сведена к минимуму, но она сохраняется. В XX в. складывается и лирический эпос: «Всеобщая песнь» П. Неруды, «Человеческая панорама» Н. Хикмета, «Середина века» В. Луговского. Если эпическая поэма сохраняла свое структурное единообразие в разные эпохи и в разных культурных традициях (в фольклоре Востока и Запада, в Греции и Индии), то неканоническая поэма отмечается принципиальным разнообразием форм: поэма-баллада, лироэпическая, лирическая и лирический эпос — наиболее заметные из них. Лекция 11 Жанр романа
Расцвет европейского романа происходит в Х1Х веке. Это такие вершины романного творчества, как «Красное и черное» и «Пармская обитель» Стендаля, «Отец Горио» и «Утраченные иллюзии» Бальзака. Однако не всегда жанровая форма романа соответствует ее жанровому содержанию. Большинство романов Бальзака - это «этюды о нравах», а роман Теккерея «Ярмарка тщеславия» обозначен автором как «роман без героя». Русский социально-философский роман XIX века формируется под воздействием существенных изменений в литературно-эстетическом сознании, как форма синкретическая. Романическое начало в «Евгении Онегине» Пушкина, «Герое нашего времени» Лермонтова и «Мертвых душах» Гоголя сочетается с нравоописательным и вырастает из поэмы, драмы или эпоса в результате сложного жанрового процесса. Значимость романа заключается в том, что это первый неканонический жанр. Роман является мощным источником деканонизации всей литературы. В те эпохи, когда он становится ведущим жанром, вся литература бывает охвачена процессом становления и преобразования. Так было в некоторые периоды эллинизма, в эпоху позднего средневековья и Ренессанса, но особенно ярко проявилось со второй половины XVIII в. В эпоху господства романа все остальные жанры в большей или меньшей степени "романизируются": романизируется драма, (драма Ибсена, Гауптмана, вся натуралистическая драма), поэма ("Чайльд Гарольд" и особенно "Дон Жуан" Байрона), даже лирика (лирика Гейне). Жанровой основой, объединившей пять повестей «Героя нашего времени», стало начало не только эпическое и лирическое, но и драматическое. В «Мертвых душах» эпос соединяется не только с лирическим пафосом, но и с новейшим романом. Опора Гоголя на фольклорно-летописные и героико-эпические источники, а также традицию народно-смеховой культуры позволили ему создать в первом томе поэмы образ «всей Руси» как народа богатырского, однако бездуховного и опутанного мелочными интересами. Благодаря лирическим отступлениям в «Мертвых душах» возникают два жанровых начала: фольклорно-эпическое и библейско-христианское. Жанровый синкретизм первой фазы русского универсального романа уступил место более строгой романной форме в русской литературе середины Х1Х века, близкой западноевропейским образцам. Универсальный художественный смысл гончаровского и тургеневского романа обусловлен соотнесенностью его центральных героев, наряду с конкретными требованиями меняющейся действительности, и с такими непреходящими началами бытия, как основополагающая для всех отношений человека любовь, красота, бессмертная природа. Двуедин в «персональном» романе и процесс испытания развитой индивидуальности: не только личности требованиями общества, но и этого общества потребностями личности. Драматический в «Обломове» или «Обрыве», трагический в «Рудине», «Отцах и детях» итог последнего испытания объясняется авторами этих произведений либо разладом между современной жизнью и ее подлинной человеческой «нормой» (Гончаров), либо вообще антиномией духовных (абсолютных) и материально-телесных (относительных) устремлений человека (Тургенев). «Персональный» роман Гончарова и Тургенева не чужд мифотворчества, проявляющегося в «вечном» (библейском, шекспировском, гетевском, сервантесовском и т. д.) аспекте его персонажей и ситуаций, а также в универсализации трагических судеб центральных героев. Мифотворчество создателей «Обломова» и «Дворянского гнезда» в то же время совершенно иное, чем в «Герое нашего времени» или «Мертвых душах»: не роман Гончарова и Тургенева растет из мифа, но миф творится или приспосабливается к художественно-содержательным задачам данной формы — прежде всего для абсолютизации драмы героя в качестве общего удела любой развитой личности. Универсальность проблематики и конфликта в произведениях Гончарова и Тургенева в то же время придала им широкое эпическое значение, выгодно отличающее данную форму от «личного» романа Запада. В третьей фазе русского социально-философского романа, представленной «пятикнижием» Достоевского и «Войной и миром», «Анной Карениной», «Воскресением» Л. Толстого, его универсально-синтетическая тенденция, а вместе с тем и национальное своеобразие выявились наиболее полно и органично. Действие крупнейших произведений Достоевского и Толстого впервые «движется взаимонаправленными интересами личности и народа», как пишет известный исследователь русского романа В.А.Недзвецкий в книге «Русский социально-универсальный роман» (М., МГУ, 1997). Восходящий к немецкому философскому идеализму конфликт между «бесконечной» в своем духовном максимализме индивидуальностью и материально-приземленной «конечной» массой сменяется у Толстого и Достоевского противоборством ценностей и потребностей, отвечающих гуманной природе человека. На этой основе оба художника, как полагает Недзвецкий, «преодолевают центростремительную структуру «персонального» романа испытания, превосходство в нем психологического (личностного) звена над нравописательным, а также рамки господствующей здесь любовной коллизии, функционально уравнивают «вечные» и «преходящие» грани изображаемого и всех персонажей, вплоть до самых эпизодических, безгранично расширяют за счет житейской прозы сферу романной поэзии». Для Достоевского характерен пафос личности в ее самоценности и незавершимости. В «Записках из Мертвого дома» он дополнен идеей «волюшки» как права жить по свободному выбору; в «Записках из подполья» художник подвергает анализу антиномии абсолютной личностной свободы. В «Преступлении и наказании», «Бесах», «Братьях Карамазовых» уже сам «гордый человек» пытается ценою мучительных испытаний, падений и преступлений изжить свои внутренние противоречия, восходящие, по мысли романиста, к древней и столь же вечной коллизии Богочеловека и Человекобога, Христа и Антихриста. Черты романа «Война и мир» можно увидеть уже в толстовской трилогии «Детство. Отрочество Юность», задуманной как роман о «четырех эпохах развития» человека и ставшей новаторским, при этом вполне современным эпосом — историей нравственно-психологического становления и обогащения личности на основе ее «текучести» и потенциальнобесконечных возможностей. В «Войне и мире» развитие героя, однако, мотивировано прежде всего полнотой и неограниченностью его внешних связей — социально-исторических, природных и космических. Расширение той или иной личности в «Войне и мире» - это универсальный процесс, отраженный в романическом эпосе. Если в «Войне и мире» «источник всего» (Толстой) имеет по преимуществу пантеистический характер, то в «Анне Карениной» — прежде всего христианско-евангельский. «Роман широкий, свободный» (Толстой), «Анна Каренина» вместе с тем и история греховного семейства (линия Анны — Каренина — Вронского), восходящая к новозаветной легенде о Христе и грешнице, т. е., как и основные произведения Достоевского, — романная мистерия. В универсально-синтетической фазе русского социально-философского романа вновь активизируется роль мифа в его христианских истоках. Исторический перевал, переживаемый Россией в 60—70-е годы, обостряет «предвечные вопросы» (Достоевский), создавая предпосылку для типологического параллелизма с не менее кризисной эпохой раннего христианства; мифологизация происходящего захватывает и литературно-эстетическое сознание. Приверженность Достоевского и Толстого христианским идеям сочетается
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.162.87 (0.133 с.) |