В период прохождения производственной практики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В период прохождения производственной практики



В дизайне костюма, как и в любой другой науке, существуют специальные термины и определения, которые необходимо знать как для успешной коммуникации во время практики, так и для выполнения и оформления результатов научно-исследовательской работы, анализа концепции дизайнерского проекта, написания курсовой и дипломной работы.

В обиходном языке можно встретить слова «оверложить», «кофта», «штаны», «манекенщица», но они не имеют отношения ни к проектированию, ни к швейному производству. К слову сказать, студенты старших курсов навсегда забывают эти слова и не используют даже дома, демонстрируя к концу обучения профессиональную грамотность.

В швейном производстве терминология играет важную роль. За терминами стоят конкретные технологии выполнения операций. Разутюжить и приутюжить – это совершенно разные действия. Термины помогают систематизировать производственный процесс и общаться на одном стандартизированном языке.

Освоение терминологии происходит при изучении специальных дисциплин, а также при прохождении производственной практики. Овладеть специальной терминологией в условиях швейного и трикотажного производства можно с помощью специальных государственных стандартов. Если предприятие мелкое и не имеет своей технической библиотеки, государственные стандарты не составляет труда найти в свободном доступе в сети Интернет.

Основной ГОСТ, посвященный терминам, – ГОСТ 20521–75 Технология швейного производства. Термины и определения. В стандарте приведено справочное приложение, в котором даны термины, применяемые в швейной промышленности.

Термины, относящиеся к проектированию костюма, включающие понятия из сфер технической эстетики, дизайна, технологии, конструирования одежды, можно найти в специальных словарях и учебниках. Далее приведены основные понятия и термины по алфавитному списку. При составлении списка использованы литературные источники научного характера и государственные стандарты [4; 6; 12; 20].

Ансамбль – взаимная согласованность, органичная взаимосвязь, стройное единство частей. Это костюм, созданный по единому художественному замыслу, включает одежду, обувь, головной убор, украшения и пр. Ансамбль в отличие от комплекта является закрытой системой, любое дополнение или изъятие какого-либо элемента нарушает его целостность, (например, костюм для свадьбы, сценический костюм и т. д.).

Антропометрические свойства костюма – свойства, характеризующие одежду в целом и элементы её конструкции с точки зрения рациональности и удобства эксплуатации; антропометрические свойства – это соответствие изделия и его элементов форме и размерам тела человека и его частей в статике и динамике.

Артикул (от лат.) – тип изделия, товара, условный номер или обозначение, которое присваивается определённому текстильному материалу либо изделию.

Асимметрия – расположение элементов при отсутствии точки, оси или плоскости симметрии. Асимметрия придает форме костюма различную степень динамики, В костюме достигается с помощью декоративных деталей и аксессуаров.

Ассортимент – ряд изделий, подразделяющихся по видам, наименованиям, назначению, сортам и применяемому сырью. Это разнообразие изделий одного и того же назначения, отличающихся различной степенью приспособленности к удовлетворению однородных потребностей. Ассортимент составляется из трех групп изделий, ориентированных на сложившийся, формирующийся и потенциальный спрос.

Ассортиментная группа – ряд промышленных изделий, выполняющих одну функцию (ряд изделий одного назначения).

Базовая основа конструкции – рациональная конструкция основных деталей одежды (спинки, полочек, рукавов и т. д.) с учётом данных размерной типологии населения и направления моды, отражает типовое положение элементов (швов, вытачек) и характер технологической обработки. Базовую основу конструкции разрабатывают по каждому виду одежды.

Базовый гардероб – минимальный набор предметов одежды, обеспечивающий все случаи жизни.

Баланс – равновесие, уравновешивание передней и задней частей одежды.

Бант – потайная застежка брюк, состоящая из гульфика и откоска.

Баска – деталь изделия в виде расклешенной полосы материала, пришиваемая по линии талии.

Бейка – декоративная деталь изделия в виде одинарной или сложенной вдвое полоски материала, втачиваемой между деталями или настрачиваемой на них по двум продольным сторонам.

Бельевое изделие (белье) – изделие, надеваемое непосредственно на тело для обеспечения необходимых гигиенических условий для нормального функционирования организма.

Бисер (араб.) – маленькие стеклянные (бесцветные и окрашенные) или металлические зёрна, круглые или многогранные, имеющие сквозное отверстие для продевания нитки. Бисер использовали для изготовления украшений, а также для вышивания.

Борт – край полочки верхней одежды (пальто, плаща, жакета), на котором располагают петли или пуговицы застежки.

Бочок боковая деталь швейного изделия, составная боковая часть переда (полочки) или спинки.

Бренд (англ. brand – тавро, фабричная марка) – термин в маркетинге, символизирующий комплекс информации о компании: 1. Индивидуальные юридические атрибуты: фирменный знак и логотип. 2. Образ, имидж, репутация компании, продукта, услуги в глазах клиентов, партнёров, общественности.

Бретель – деталь изделия в виде полоски материала для поддержания его на плечах.

Брюки (галл.) – верхняя поясная одежда из двух передних и двух задних половинок, соединённых боковыми и шаговыми швами и средним швом.

Бытовая одежда – изделия для различных бытовых и общественных условий использования.

Верхняя одежда (изделие) – одежда, надеваемая на белье. К верхней одежде относят изделия пальтово-костюмного и платьево-блузочного назначения. Используется в гардеробе в зависимости от сезона: пальто, плащ, куртка и т. п.

Вид одежды – совокупность швейных изделий, объединенных в самостоятельную группу по определенным признакам, сходных по назначению и близких по модельно-конструктивному решению. Так, вид одежды – верхняя одежда включает – летнее пальто, демисезонное пальто, зимнее пальто, полупальто, жакет и т. п.

Внешний вид изделия – зрительно воспринимаемая форма изделия. Элементы формы, открывающиеся для восприятия только в процессе использования изделия, также относятся к его внешнему виду. Внешний вид является единственным источником эстетической оценки изделия в процессе его восприятия.

Внешний вид материала – оценивается двумя способами через: 1) визуально воспринимаемые характеристики природного или искусственного материала, которые проявляются в изделии после окончательной обработки или переработки Он определяется цветом, фактурой, блеском, текстурой и чистотой поверхности. Может быть представлен в виде образца внешнего вида поверхности; 2) визуально воспринимаемая форма природного или искусственного материала, поступающего на производство и предназначенного для дальнейшего преобразования. Характеризуется его физическим состоянием (жидкость, порошок, гранулы, бруски), цветом и другими признаками. Показатели внешнего вида поверхности материала – числовое выражение или описание качественной характеристики цвета, фактуры, блеска, текстуры и чистоты поверхности образца. Фактура – это внешнее строение поверхности, определяемое степенью и характером неровностей (гладкая, шероховатая, с рельефным рисунком); зависит от природы материала и способов его обработки. Степень шероховатости измеряется инструментальными методами с помощью профилометра и оценивается в микронах. Блеск – способность поверхности зеркально отражать свет; определяется визуально или инструментально, выражается в условных единицах, показывающих соотношение интенсивности зеркального и диффузного отражения света, зависит от качества материала и способов его обработки. Текстура – рисунок поверхности материала, обусловленный его внутренним строением. Чистота поверхности – характеристика поверхности, обусловленная наличием допустимых включений и отсутствием разнотонности. Зависит от технологии получения материала и чистоты сырья.

Внешний карман – карман, расположенный на внешней стороне изделия. Может быть передним, задним, боковым, горизонтальным, вертикальным, наклонным. Вход в карман может оформляться клапаном, обтачками, листочкой, застежкой-молнией.

Внутренний карман – карман, расположенный на внутренней части пальтового или костюмного изделия (полочка, подборт, подкладка, шов соединения подкладки с подбортом). Вход в карман может застегиваться на пуговицу и петлю.

Волан – декоративная деталь изделия в виде широкой полосы материала, выкроенной в основном по кругу, соединенной с изделием по краю одной продольной стороны, конструкция которой обеспечивает образование волнообразного свободного края.

Воротник – деталь или узел изделия для обработки и оформления выреза горловины. Может иметь различную конструкцию, высоту стойки и характер линии перегиба, степень прилегания к шее, конфигурацию края, оформление концов, ширину отлета и др. По конструкции воротник может быть втачным, цельновыкроенным, отложным, стояче-отложным, переходящим в капюшон, съемным, с прокладкой или без прокладки и др.

Воротник отложной – воротник, мягко облегающий шею сзади, со свободно лежащими на груди концами. Линия отлета и концы могут иметь разнообразную форму (закругленные, острые, тупые, короткие, длинные и др.).

Воротник отложной со стойкой (сорочечный) – отложной воротник, у которого основанием является стойка.

Воротник шалевый – отложной воротник округлой формы, цельнокроеный с бортами, плотно охватывающий шею сзади и мягко лежащий на груди наподобие шали.

Воротник-апаш – разновидность стояче-отложного цельновыкроенного воротника, вместе с небольшими лацканами образующего угол.

Воротник-гольф – высокий воротник, плотно облегающий шею, часто с отворотом.

Воротник-стойка – воротник в виде прямой полоски материала, плотно облегающий шею.

Все(вне)сезонная одежда – изделия, предназначенные для ношения независимо от времени года (свадебное платье).

Втачной рукав – разновидность рукава, вшиваемого в овальную пройму, имеющего четко выраженный окат, различающегося шириной и глубиной проймы.

Выразительные средства – к выразительным средствам орнаментальной композиции относятся: толка, пятно, линия, цвет, фактура.

Вырез – внешняя линия или контур одежды вокруг шеи или плеч; может быть открытым, глубоким, закрытым; без отделки, с отделкой, с воротником.

Галун – то же, что позумент; плотная лента или тесьма шириной 0,5–6 см, отделанная золотом, серебром; использовался для изготовления знаков различия для форменной одежды и её отделки.

Гардероб подобранная совокупность одежды, обуви, аксессуаров для всех необходимых случаев жизни одного человека или группы людей.

Гармония (в изобразительном искусстве) – согласованность, сочетание форм, соразмерность и взаимосвязь частей или цветов, тональное единство.

Гарнитур – набор предметов, служащих одной цели (например, набор белья, украшений и пр.).

Гигиенические требования определяют основное назначение одежды – обеспечивать защиту человека от неблагоприятных климатических воздействий, загрязнений, повреждений и обеспечивать оптимальный микроклимат между одеждой и телом для поддержания необходимого теплового состояния организма.

Гульфик – верхняя деталь для обработки потайной застежки передней части половины брюк, предназначенная для петель, кнопок, застежки-молнии, текстильной застежки. Иногда так называют потайную застежку спереди в пальто или плаще.

Двойная застежка – потайная застежка пальтовых изделий (пальто, куртка, плащ) одновременно на кнопки и застежку-молнию.

Двубортная застежка – смещенная бортовая застежка с пуговицами на обеих полочках изделия с большим заходом одной полочки на другую, чем при однобортной застежке.

Декоративные линии –линии различных отделок одежды, имеющие линейный характер.

Деловая одежда – бытовая повседневная одежда для работников, занятых в сфере бизнеса, образования, культуры и других видов интеллектуальной деятельности.

Демисезонная одежда – изделия, предназначенные для ношения в весенне-осенний период.

Деталь – часть плоского материала, полученная в результате членения для создания объёмной формы изделия.

Деталь верха деталь швейного изделия из основного материала (или материалов), цельнокроеная или состоящая из частей.

Деталь одежды – цельновыкроенная (или состоящая из элементов) часть швейного изделия. Это могут быть перед (полочка), спинка, рукав, воротник, левая или правая половинка брюк, заднее или переднее полотнище юбки и т. п.

Деталь подкладки деталь швейного изделия, выкроенная из подкладочного материала по контурам (с небольшими отличиями) деталей изделия, предназначенная для оформления внутренней (изнаночной) стороны изделия, предохранения от быстрого износа и создания удобства в носке.

Деталь прокладки деталь изделия, выкроенная из специального материала, расположенная между деталями верха и подкладки и служащая для придания формы или утепления модели.

Дизайн – 1. Профессиональная деятельность на стыке искусства и инженерного проектирования, призванная организовывать и гармонизировать предметно-пространственную среду и взаимодействие человека с природой. 2. Метод оформления различных изделий, заключающийся в нахождении наиболее рациональной (оптимальной) формы, отвечающей основной функции. 3. Художественно-конструкторское решение изделия.

Дизайн-концепция (от англ. concept – понятие, идея, общее представление) – основная идея будущего объекта, формулировка его смыслового содержания как идейно-тематической базы проектного замысла, смысловая направленность целей и задач проектирования, охватывающая взаимосвязь средств и целей деятельности. Создание дизайн-концепции – самостоятельный раздел проектной работы, не имеющий аналогов в других видах проектного искусства. Через проблематизацию проектной ситуации (описание противоречий проектного задания), а затем тематизацию (отбор – возможных вариантов ее решения) складывается целостная модель будущего объекта, реализуемая в актах собственно проектной работы – формообразовании.

Дизайн-программа – директивный и адресный документ, определяющий комплекс взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям и срокам заданий и мероприятий, которые обеспечивают эффективное использование методов и средств дизайна при создании проектов сложных комплексных объектов и освоении их в производстве. Дизайн-программа определяет в проблеме социально-культурную и эстетико-художественную концепцию, цель проектирования и способ ее достижения. Она направлена на решение проблемы комплексного формирования целостной и гармоничной предметной среды во всех сферах жизнедеятельности человека.

Дизайн-процесс – процесс конкретного решения проектной задачи с применением категориального аппарата дизайна: разработка концепции, вычленение конкретных целей, анализ объекта, проведение операций проектирования (моделирование, макетирование и пр.), разработка проектной документации.

Дизайн-форма – особая организованность предмета (промышленного изделия), возникающая как результат деятельности дизайнера по достижению взаимоувязанного единства всех свойств изделия – конструкции, внешнего вида, цвета, фактуры, технологической целесообразности. Отвечает требованиям и условиям потребления, эффективному использованию возможностей производства и эстетическим требованиям времени.

Долевик – деталь из прокладочной ткани для предохранения разреза кармана от растяжения.

Дублирование деталей швейного изделия –соединение по поверхности двух и более деталей посредством склеивания или сварки.

Жабо – декоративная съемная деталь из легких материалов или кружев, со сборками, складками или рюшами, прикрепляемая под воротником в передней части горловины.

Застежка – приспособление для застегивания, элемент большинства видов одежды, позволяющий свободно надевать и снимать одежду, создавать определенный объем. Застежка может служить декоративной отделкой. В распашной одежде обычно располагается по центру переда (центральная застежка), в асимметричной – со смещением в сторону (смещенная застежка). Может быть однобортной и двубортной, сквозной и потайной. В поясной и в плечевой одежде, надеваемой через голову, может располагаться спереди, сбоку, сзади.

Зрелищная одежда – костюмы различного вида для представлений, исполнения ролей в театре, кино, концертах, цирке, участия в карнавальных, фольклорных танцевальных и музыкальных шоу.

Клапан – отлетная деталь прорезных и накладных карманов для обработки верхней линии разреза или являющаяся элементом декоративного оформления изделия (карман с клапаном). Клапан может иметь различную форму (прямоугольную, треугольную, с закругленными краями и др.), соответствующую форме кармана.

Классификация одежды – разделение современной одежды на ассортиментные группы в зависимости от половозрастного признака, способа изготовления, сезона, функции и стиля. Одежду подразделяют на верхнюю и повседневную одежду; одежду для отдыха, спорта, туризма; одежду нарядную, праздничную и вечернюю; одежду специального назначения – для торжественных случаев, свадебную и т. п. Каждый вид одежды делится на ассортиментные группы по определенным признакам: назначению, условиям эксплуатации, сезонному, половозрастному, виду материала и др.

Кокетка – отрезная деталь верхней части переда, спинки, рукавов, а также юбки и брюк. Может быть притачной, накладной, отлетной.

Кокилье – съемная деталь для декоративного оформления и отделки женских платьев и блузок. Выкраивается в виде овала, круга, полосы по спирали, однослойная или двухслойная, прикрепляется к передней части горловины.

Коллекция – серия моделей различного назначения, построенная на основе единого художественно-образного решения, стиля, конструкции, базовой формы, материалов, фурнитуры и т. д.

Комбинированный рукав – рукав, в котором сочетаются два покроя – втачной и реглан, втачной и цельнокроеный, реглан и цельновыкроенный.

Композиция – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция – важнейший организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющее его компоненты друг другу и целому.

Комфорт – комплекс положительных психологических и физиологических ощущений человека в процессе его контактов с вещью или средой. Достижение функционального комфорта является одним из ведущих эргономических требований к проектированию. Уровень комфорта оценивается в связи с общественным опытом, традициями, индивидуальными желаниями, экономическими и техническими возможностями общества. В дизайне учитываются удобство пользования изделием, доступность ремонта и другие показатели.

Конструирование – процесс создания конструкции модели.

Конструктивные линии – исходные и контурные линии, служащие для построения чертежей конструкций основных деталей одежды. Это средние и боковые линии, линии горловины, проймы и низа спинки, переда, рукава, стороны вытачек.

Конструктивный элемент – элемент конструкции одежды, участвующий в проектировании формы модели (точка, линия, отрезок или участок чертежа основы конструкции одежды).

Конструкция одежды – совокупность деталей одежды определенной конфигурации и размеров; способы соединения этих деталей с целью получения заданной формы модели.

Контраст –отношения, при которых сравниваемые однородные элементы формы противопоставлены друг другу.

Корпоративная одежда – производственная одежда отдельных организаций, предприятий, отличающаяся единством стиля, элементами которого являются материалы, конструктивные особенности, цвет, отделка, фирменная символика. Обозначает принадлежность к фирме, является частью корпоративной культуры.

Корсетные изделия – изделия, формирующие и поддерживающие отдельные части тела и надеваемые непосредственно на тело человека.

Костюм – образно-художественная система частей одежды и обуви, характеризующая индивидуальность человека или общественную группу людей. В понятие «костюм» входит одежда, обувь, прическа, головной убор, перчатки, украшения, грим.

Костюмно-платьевые изделия – верхняя плечевая и поясная одежда, надеваемая на белье. Различают костюмные изделия (костюм, пиджак, брюки, юбка и др.) и платьевые (платье, сарафан, халат, блузка и др.).

Кулиска – деталь изделия в виде полоски материла, настроченной с лицевой или изнаночной стороны, служащая для продергивания пояса, шнура, эластичной тесьмы, обеспечивающих его стяжку по какому-либо участку (чаще по линии талии или бедер).

Ластовица – вставка в плечевой одежде в нижней части проймы в изделиях с цельнокроеными рукавами или рукавами реглан, обеспечивающая свободу движения рук. Форма ластовицы может быть разнообразной: ромбовидной, прямоугольной, треугольной.

Лацкан – верхний, отгибающийся край борта.

Лея – деталь изделия из подкладочного материала, покрывающая с изнаночной стороны брюк место соединения среднего шва (шва сидения) с шаговыми швами (швы соединения половин брюк с внутренней стороны).

Листочка – деталь кармана из основного материала для обработки линии разреза, закрепленная по боковым сторонам, или являющаяся только элементом декоративного оформления изделия, имитирующим карман с листочкой.

Макет – условное объемное изображение предмета, дающее представление о его формах, пропорциях, функции.

Масса – зрительное количество формы одежды в целом или ее отдельных частей.

Масштабность – отношение величины формы одежды к фигуре человека и отношение величины частей формы между собой и ко всей форме одежды.

Мода – непродолжительное господство в определенной общественной среде тех или иных вкусов, проявляющихся во внешних формах быта, особенно в костюме. Мода характеризуется кратковременным изменением внешних форм предметов быта и художественных произведений.

Моделирование –творческий процесс создания новой модели с учетом ее назначения и окружающей среды, свойств материалов, внешнего и внутреннего облика человека. В моделировании предметов одежды объектами разработок являются: форма и силуэт изделия, его покрой, выбор материалов, способов формообразования, композиция элементов, цветовое решение.

Модель –новый по виду, форме и материалу образец.

Навесная петля – петля, пришитая к детали. Может быть изготовлена из тесьмы, стачанной и вывернутой полоски материала, шнура, сплетена из ниток.

Нарядная одежда – одежда для особых случаев, торжеств, приемов, праздников и т. п. Нарядная одежда в зависимости от события и назначения подразделяется на одежду для домашних торжеств, официальных приемов, свадьбы, посещения театров и т. д.

Нормализация конструкций – применение в данном изделии деталей и узлов, заимствованных из государственных стандартов и стандартов предприятий.

Область эксплуатации одежды – конкретизация условий и способа ее применения. Например, повседневную одежду для дома, работы или прогулок конкретизируют в зависимости от способа употребления. Например, одежду для дома делят на одежду для отдыха дома, уборки, для работы в саду.

Обметывание детали швейного изделия ниточное закрепление среза детали или прорези для предохранения от осыпания.

Оборки – полосы материала, присборенные с одной стороны по линии притачивания к изделию.

Обтачивание деталей швейного изделия – ниточное соединение деталей с последующим их вывертыванием.

Обтачка – деталь из основного материала в виде узкой полоски для обработки разреза кармана или застежки.

Объём формы одежды – степень прилегания внешней поверхности изделия к фигуре человека на различных участках.

Одежда – изделие или совокупность изделий, покрывающих частично или полностью тело человека. Служит для обеспечения жизнедеятельности и взаимосвязи человека с окружающей социальной и материальной средой.

Одежда для детей дошкольной группы – изделия для детей от 3 до 7 лет.

Одежда для детей младшей школьной группы – изделия для детей от 7 до 11,5 лет.

Одежда для детей подростковой группы – изделия для детей от 14,5 до 18 лет.

Одежда для детей старшей школьной группы – изделия для детей от 11,5 до 14,5 лет.

Одежда для детей ясельной группы – изделия для детей от 9 месяцев до 3 лет.

Одежда для новорожденных – изделия (одежда) для детей до 9 месяцев.

Одежда для отдыха – одежда для занятий спортом, прогулок, для отдыха у моря, для посещения дискотек, клубов и т. п. Отличается удобством, функциональностью, способностью отражать индивидуальность человека.

Однобортная застежка – центральная бортовая застежка с одним рядом пуговиц и одним рядом петель на изделиях с небольшим заходом одной полочки на другую.

Окат – скругленный выступ в верхней части рукава.

Отпаривание швейного изделия обработка изделия паром для удаления лас.

Пата – деталь изделия прямоугольной формы для декоративного оформления, настроченная или втачанная одним концом в шов, другим – пристегиваемая на пуговицу, кнопку, текстильную застежку. Используется в изделиях различного ассортимента.

Перед основная передняя деталь плечевого швейного изделия, цельнокроеная или состоящая из частей.

Планка – деталь изделия в виде втачной, притачной или настроченной полоски материала для обработки и декоративного оформления краев застежки.

Платье –одежда, надеваемая на белье. Это может быть костюм, непосредственно платье, блузка и юбка, брюки и свитер и т. п.

Плечевая накладка деталь швейного изделия, предназначенная для придания устойчивой формы плечевой части изделия и формирования плечевого пояса фигуры.

Плечевая одежда – одежда, которая опирается на плечевой пояс или участок туловища, расположенный в верхней части спины, груди. Это различные модели платьев, блуз, сорочек, пиджаков, пальто и т. п.

Повседневная одежда предназначена для различных занятий (работы, учебы, прогулок и т. п.) и ее носят в течение дня. Особую группу в повседневной одежде составляет одежда для работы. На стиль повседневной одежды влияет вид деятельности и характер работы человека, его образ жизни.

Погон – деталь или узел изделия в виде полосы, прикрепленной к изделию в области плеча для его декоративного оформления. Используется в пальто, плащах, куртках, жакетах, мужских сорочках.

Подборт – деталь изделия для обработки краев разреза переда (обратная сторона борта).

Подзор – деталь кармана из основного материала, закрывающая подкладку в месте отверстия кармана.

Подкладка – деталь или узел изделия для оформления его с изнаночной стороны, изготавливаемая из подкладочных материалов с гладкой поверхностью и малым коэффициентом трения для облегчения надевания и снятия. Подкладка может быть утепляющей.

Подрезы – прием формообразования, сочетающий применение соединительного шва, разреза ткани и закладывания излишка ткани одной из сторон в сборки, вытачки или складки.

Полезность изделия –мера необходимости в производстве и потреблении изделия с точки зрения интересов общества и людей.

Половина брюк – деталь изделия, левая и правая, покрывающая нижнюю часть туловища и ногу. Может состоять из передней и задней частей.

Полотнище юбки – деталь изделия передняя и (или) задняя, покрывающая часть туловища и ног, цельнокроеная или состоящая из частей.

Полотнище юбки передняя (или задняя) деталь поясного изделия, покрывающая переднюю (или заднюю) нижнюю часть туловища и ног.

Полочка основная передняя деталь плечевого швейного изделия, имеющая разрез или застёжку от линии горловины до линии низа.

Портной – мастер, специалист по изготовлению одежды.

Портфолио – альбом с отобранными фотографиями и образцами работ.

Потайная застежка – скрытая, невидимая. Устаревшее название – супатная.

Потребительские требования к одежде комплекс социальных, функциональных, эксплуатационных, эстетических, эргономических, антропометрических, гигиенических и психофизиологических требований.

Пошив швейных изделий – изготовление швейных изделий с применением ниточного соединения.

Пояс – деталь изделия для фиксации его на фигуре человека и (или) декоративного оформления. По конструкции пояс может быть застегивающимся (на пуговицу, пряжку или крючок) и завязывающимся (узлом, бантом).

Поясная одежда – стандартизованный термин, указывающий на одежду, охватывающую нижнюю опорную поверхность тела, ограниченную сверху линией талии, а снизу – линией бедер.

Прет-а-порте (франц. prêt-a-porter – готовый к носке) – мода, ориентированная на промышленное изготовление изделий; модная одежда хорошего вкуса, рассчитанная на серийное производство.

Прием – элементарное действие, выполняемое по определенным правилам для достижения определенной цели.

Приклад – дополнительные, вспомогательные материалы для изготовления одежды (подкладка одежды, бортовка и прочее).

Припуск в одежде – величина прибавки к меркам тела человека для изготовления чертежей деталей одежды. Припуски бывают: на свободное облегание, декоративно-конструктивные, на толщину материалов.

Притачивание деталей швейного изделия – ниточное соединение мелких деталей с крупными.

Проектирование – процесс, включающий анализ проектного задания, обобщение материала, выполнение эскиза, макета, расчет технологического процесса, художественное конструирование, изучение социологических и экономических требований.

Проектная задача – точно сформулированный вопрос, требующий адекватного решения средствами дизайна.

Производственная одежда – спецодежда для работы на производстве. Ее вид зависит от условий, рода производственной деятельности человека и требований охраны труда. Это могут быть спецовки, жилеты дорожных рабочих, халаты врачей. Спецодежда для работы в неблагоприятной среде для человека выполняет защитную функцию и должна быть максимально удобной для выполнения работ.

Производственные (промышленные) требования к одежде делятся на конструктивно-технологические и экономические. Конструктивно-технологические требования определяют технологичность конструкции швейного изделия, затраты труда и сроки изготовления модели. Качество выполнения этих требований зависит от конструктивных решений основных деталей изделия и элементов конструкции, от возможности изготовления изделий в соответствии с принятой технологией и использования новейшего промышленного оборудования.

Пройма – вырез для руки, а также линия соединения рукава с передом (полочкой) и спинкой.

Прокладка – деталь или узел изделия для придания жесткости, устойчивости формы или теплозащитных свойств, располагается между верхним и нижним слоями материалов.

Промышленное изделие – изделие, изготовленное промышленным способом, с применением машинной техники, выпускаемое серийно. Ко всем промышленным изделиям предъявляются требования функционального совершенства, эргономичности, технологичности в изготовлении, экономичности и эстетики.

Прорезная петля – петля, выполненная непосредственно на детали: прорезь, обработанная двумя обтачками (узкими полосками материала) или обметанная зигзагообразными стежками.

Прорезной карман – карман, для получения которого прорезается деталь изделия. Прорез является входом в карман. Прорезной карман наиболее распространен в пальтовых и костюмных изделиях.

Психофизиологические требования реализуются в свойствах, воспринимаемых человеком в ощущениях. Одежда должна быть комфортной, не должна вызывать отрицательную реакцию и неприятные симптомы. Отрицательное воздействие на организм могут оказывать излишний вес изделия, его толщина, колючесть или негигроскопичность ткани, туго стягивающие тело участки одежды. Одежда должна отличаться комфортностью использования, надевания и снятия.

Рабочие чертежи деталей или лекал деталей одежды, обуви – технический документ, определяющий конструкцию, форму и размеры деталей, входящих в изделие.

Равновесие – устойчивое состояние, при котором все элементы и части костюма сбалансированы между собой. Одно из условий равновесия – симметричность фигуры человека.

Развертка деталей одежды – развернутая на плоскость поверхность объемной формы деталей одежды, учитывающая измерения фигуры человека, конструктивные прибавки к данным измерениям и технологические припуски.

Размер – 1. Величина изделия в каком-либо измерении. 2. Марка, номер, обозначающий величину предмета костюма (одежды).

Размерная типология населения – система типовых фигур, созданная для целей проектирования.

Размерные признаки тела человека – размерная характеристика тела, представленная в виде отдельных измерений.

Разутюживание детали швейного изделия – раскладывание припусков шва или складки на противоположные стороны и закрепление их в этом положении посредством утюжильной обработки.

Раппорт – повторяющаяся часть рисунка (узора) или переплетения на ткани, трикотаже, вышивке и т. п.

Реглан – конструкция рукава, выкроенного с частью переда (полочки) и спинки.

Рельефные швы – швы, сделанные на поверхности неразрезанного материала, а также соединительные швы, имеющие декоративное значение.

Ритм – закономерное чередование элементов формы.

Рукав деталь швейного изделия, полностью или частично покрывающая руку. Может быть выкроен совместно или раздельно с полочкой и спинкой.

Рюш – деталь изделия для декоративного оформления платьев, блузок в виде полосы материала с обработанными краями по двум, трем или четырем сторонам с образованием сборок или мелких складок посередине.

Ряд типоразмеров (размерный ряд) – ряд основных параметров изделий одного типа, дополненный конкретными размерами и другими характеристиками (единая серия изделий).

Санитарная одежда – производственная одежда для защиты работающего от



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.108.236 (0.098 с.)