Мотивация мыслительной деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мотивация мыслительной деятельности.



Мотивация - главная характеристика субъекта деятельности, основной источник его активности. 2 группы мотивов: внешние мотивы мыслительной деятельности (задача решается ради достижения результатов, не связанных с познанием объекта) и внутренние. Мотивация необходимое условие для развертывания мыслительной деятельности по решению задачи. Задача на мышление всегда предполагает затруднение. Как только человек с ним сталкивается у него актуализируется новая потребность и внешняя добавляется внутренней. Деятельность по решению задачи полимотивирована. Субъект характеризуется множеством мотивов, находящихся в иерархических отношениях акт принятия задачи - есть связывание ее с группой мотивов, т.е. к внешним добавляется внутренние и наоборот. Этот момент актуализации новой познавательной деятельности связан с возникновением проблемной ситуации. Мотивы - не просто условия развертывания актуальной мыслительной деятельности, но и фактор, влияющий на ее продуктивность (задание «мы исследуем одаренность» по сравнению с «решите задачу»: в первом случае повышалась продуктивность решения).

Решаемая задача вызывает отношение субъекта к ней, имеет для него личностный смысл. Отношение может различаться по модальности (+ / -); по форме выражения (вербальная/невербальная); по характеру проявления отношения (переделывание задачи, готовность к повторным участиям). Кроме внешней и внутренней мотивации различают также ситуационные и устойчивые мотивы (установки).

 

26. Осознаваемое и неосознаваемое в мыслительной деятельности (О.К.Тихомиров).

Вудсворт: этапы творческого мышления:

1) подготовка; 

2)созревание - бессознательная работа над проблемой в течении периода направленности внимания на другие вопросы;

3) вдохновление;

4) проверка истинности.

Пономарев взял в качестве исходного факта неоднородность предметного действия: в результате успешного (целенаправленного) действия получаем результат, соответствующий предварительно поставленной цели (прямой продукт действия), и результат, который не был предусмотрен в сознательной цели (т.е. являлся побочным продуктом). Проблема осознанного и неосознанного конкретизировалась у Пономарева в проблему взаимоотношения этих продуктов. Побочный продукт действия также отражается субъектом, но оно не представлено в форме сознания. Он складывается под влиянием тех конкретных свойств вещей и явлений, которые включены в действие, но несущественны сточки зрения его цели.

Опыт: даны 4 точки и нужно провести через них 3 прямые линии, не отрывая карандаша от бумаги, так, чтобы он возвратился в исходную точку. Перед этим давалась наводящая задача, которая оставалась на уровне побочного продукта и не всегда помогала решению второй задачи. Перевод побочного продукта в прямой (т.н. переориентировка) возможен в случае когда подсказка предваряет основную задачу, да и то не всегда. Факторы, способствующие переводу: простота стимульной и выставляющей задачи; малая автоматизированность способа действия, которым выполняется подсказка; обобщенность способа, в котором преобразуется побочный продукт. В этих исследованиях уточняется представление о мышлении как ориентировки, с которой связано выделение собственно психологического аспекта исследования. Ориентировка здесь дифференцируется на опирающуюся на отражение прямого продукта действия и побочного. В первом случае человек уверен в успехе решения и способен дать правильный отчет в своих действиях, а во втором нет.

Феномены бессознательного часто приобретают в сознании форму установок. Опыты Лачинса: давалась последовательность арифметических задач определенного уровня сложности. Затем неожиданно давали более легкие задачи. Испытуемые делавшие сначала более сложные задачи решали их более сложным путем.

Элиан, исходя из теории Узнадзе, называет установки - склонность, направленность, готовность субъекта к совершению определенной деятельности, могущей удовлетворить его потребность, как предуготовленность к совершению определенной деятельности. Эливан выделяет фиксированную и динамическую установку. Своеобразие возникновение установки в проблемной ситуации заключается в том, что субъективным фактором установки является гностическая потребность, а объективным - ситуация, которая еще не дана полностью. Специфика человеческой психики - осознание действительности и себя как субъекта, находящегося во взаимоотношениях с этой действительностью (акт объективации).

Взаимоотношение установки и образного мышления (Натадзе) - опыт аналогичный Узнадзе (разные шары давали в руки), но здесь все это нужно было вообразить. Возникновение установки здесь зависит от отношения человека к представляемому. Райков применял постгипнотическое внушение при решении мыслительных задач.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.29.219 (0.006 с.)