Индивидуальные особенности мышления. Понятие о когнитивных стилях. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индивидуальные особенности мышления. Понятие о когнитивных стилях.



В процессе познания мира человек получает чувственный опыт, обобщая свои наблюдения. Но для более полной картины требуется наличие взаимосвязи между логикой и чувственными наблюдениями. Исходя из этого, первой особенностью мышления называют его опосредованность, то есть осознание каких-либо неизвестных вещей через уже открытые истины. Второй особенностью считают обобщённость мышления, то есть способность мыслить категориями, полагаясь на опыт, а не рассматривать каждое явление как абсолютно новое.

Но стоит отметить, что в психологии выделяют несколько типов мышления, а потому и его индивидуальных особенностей при учёте частных случаев можно обнаружить гораздо больше. К примеру, в случае конкретно-действенного мышления характерной чертой будет наблюдательность, абстрактное мышление может похвастаться любовью к поиску закономерностей, а конкретно-образному свойственно стремление к поиску символов для выражения мыслей. Если же говорить о творческом мышлении, то исследователи склонны выделять 4 индивидуальные типологические особенности.

Оригинальность суждений, необычность идей, постоянное стремление к новым мыслям.

Семантическая гибкость – способность взглянуть на объект под новым углом, найти ему новое неожиданное применение.

Образная адаптивная гибкость – умение изменить своё восприятие так, чтобы обнаружить скрытые от большинства людей стороны предмета.

Семантическая спонтанная гибкость – способность генерировать идеи в ситуации с неопределённостью, без содержания маячков для этих решений.

Как видим, индивидуальные особенности мышления человека зависят от способа его восприятия и работы с информацией, поэтому строя разговор, стоит учитывать тип мышления собеседника

Когнитивный стиль (от лат. cоgnitiо — знание и греч. stylos — букв. стержень для письма) — термин, используемый в когнитивной психологии для обозначения устойчивых характеристик того, как различные люди думают, воспринимают и запоминают информацию, или предпочтительного для них способа решения проблем.

Когнитивный стиль обычно отличают от когнитивной способности или уровня — последний измеряется так называемыми тестами интеллекта (intelligence tests). До сих пор существуют разногласия по поводу значения термина «когнитивный стиль». Тем не менее, термин «когнитивный стиль» широко используется, в особенности в прикладной психологии (бизнес, а также педагогическая психология, где у термина когнитивный стиль имеется синоним — «стиль обучения»).

Понятие когнитивный стиль впервые использовал А. Адлер для обозначения характеристики личности, которая представляет собой устойчивые индивидуальные особенности познавательных процессов, предопределяющие использование различных исследовательских стратегий. В рамках его индивидуальной психологии понимался как своеобразие жизненного пути личности, структурированного постановкой и достижением целей.

Г. Олпорт стал рассматривать когнитивный стиль как интегральную систему личности инструментального порядка (способы и средства для достижения целей). В дальнейшем данной проблемой занимались К. Стаднер, Г. Уиткин и др.

В бывшем СССР изучением когнитивных стилей занимались В. А. Колга (Эстония), школа Теплова-Небылицына (Москва), М. А. Холодная (Киев, с 1990-х — Москва), А. Либин, и др.

Чаще всего в литературе рассматривается около 10-15 когнитивных стилей (при этом отмечается, что многие из них очевидно коррелируют друг с другом, и различие в терминологии обусловлено подходами различных авторов:

• поленезависимость — полезависимость;

• конкретность — абстрактность;

• узкий — широкий диапазон эквивалентности;

• узость — широта категории;

• ригидный — гибкий познавательный контроль;

• низкая — высокая толерантность к нереалистическому опыту;

• фокусирующий — сканирующий контроль;

• сглаживание — заострение;

• импульсивность — рефлективность;

• когнитивная простота — сложность;

 

Теория интеллекта Ж.Пиаже.

Интеллект нужен для поддержания равновесия между ассимиляцией и аккомодацией. Ассимиляция – уподобление, усвоение (в биологии – усвоение веществ). Усвоение материала по средством уже имеющегося (напр., младенец умеет сосать – потом включаются новые объекты, но само действие не меняется: что он сосет палец, что он сосет соску, что он сосет погремушку и т.п.).

Аккомодация – меняем схемы действия (напр., наш младенец умеет сосать пальцы соски, погремушки… Даем ему воздушный шарик; ребенку приходится придумывать новую форму взаимодействия с этим предметом).

Развитие интеллекта умение ассимилировать и аккомодировать, а также ноходить равновесие между ними. Схема – способ действия.

Стадии развития интеллекта:

1. Сенсомоторный интеллект. Субстадии:

o Рефлексы (0-6 недель). Связь младенца с миром осуществляется с помощью рефлексов (сосательный, хватательный, глазодвигательный и др.).

o Первичные круговые реакции (6 недель – 4 мес.). Первые навыки, напр., сосание пальца, поворот головы на звук.

o Вторичные круговые реакции (4-8 мес.). Целенаправленное поведение, напр., зрительно контролируемое дотягивание до объекта.

o Координированные вторичные круговые реакции (8-12 мес.). Выделяются отдельно цели и средства. Объект сохраняется в памяти (раньше, если бы мы накрыли платком игрушку ребенок забыл бы о ней, теперь нет).

o Третичные круговые реакции (12-18 мес.). Это последняя чисто сенсомоторная стадия, характерно наличие представления об объекте; развитие символических функций. Ребенок может менять привычные схемы, руководствуясь принципом «давай посмотрим, что будет».

o Репрезентация (18-24 мес.). Способность к символизации, подражанию.

2. Наглядное (интуитивное) мышление. Овладение речью. 1 год – способность говорить отдельные слова; 2 года – первые предложения (сначала двухсловные, потом трехсловные). Репрезентативный этап – начало употребления символов. Период от начала репрезентативного этапа до появления операций Пиаже назвал дооперациоальным. Субпериоды дооперационального периода:

Доконцептуальный (2-4 года). Развитие символов, воображения, игра «понарошку».

Интуитивный (4-7 лет). Ребенок способен выполнять ментальные операции (классификации, количественное сравнение объектов) интуитивно, не осознавая принципов, которые он использует.

Пиаже выделил две особенности детского мышления, которые существенно ограничивают ментальные операции на стадии дооперационального интеллекта: эгоцентризм детского мышления и анимизм (одушевления неживой природы).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.19 (0.007 с.)