Представление о процессе творческого мышления в концепции Я.А.Пономарева. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Представление о процессе творческого мышления в концепции Я.А.Пономарева.



При помощи творческого мышления человек в процессе познавательной деятельности создает субъективно новый продукт.

Можно выделить двенадцать параметров креативности (то есть выраженной способности к творческому мышлению). Чем больше этих факторов имеется у того или иного человека, тем выше уровень его креативности.

1. Чувствительность ко всему новому.

2. Способность к обнаружению и постановке проблем.

3. Способность к генерированию большого числа идей.

4. Гибкость ума — способность оперативно менять подходы к решению проблемы, что позволяет быстро перебирать различные варианты действий.

5. Оригинальность — способность к нестандартным ответам.

6. Стремление совершенствовать объекты, добавляя к ним детали.

7. Способность к анализу и синтезу.

8. Способность к действиям в уме.

9. Смелость — способность идти на разумный риск.

10. Готовность преодолевать препятствия.

11. Готовность противостоять мнению окружающих.

12. Толерантность к ситуациям неопределенности.

 

Творческое (т.м.) и нетворческое мышление: проблема критериев

Т.м. - мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения задачи.

Для нетворческого мышления характерен: зависимость от мнения окружающих, желание найти ответ немедленно и чрезмерно высокая мотивация.

Для творческого мышления характерно:

а) продукт мыслительной деятельности обладает новизной и ценностью;

б) мыслительный процесс характеризуется наличием сильной мотивации и устойчивости, протекая либо в течении значительного периода, либо с большой интенсивностью.

Творческое мышление можно определить как вид мышления, характеризующийся новизной, не традиционностью, устойчивостью и трудностью в формулировании проблемы.

 

Представление о процессе творческого мышления в концепции Пономарева. Роль прямого и побочного продукта в процессе решения задачи. 

Побочный продукт: не осознаваем

Прямой продукт: осознаваем

Проблема осознанного и неосознаваемое.

Прямой и побочный продукт деятельности отражается субъектом, только побочный продукт нельзя описать словами но он также оказывает влияние на деятельности.

Побочный продукт отражается субъектом но не представлен в форме сознания он складывается под влиянием тех конкретных свойств вещей и явлений которые включаются в действие но не существенны с точки зрения его цели.

Фазы тв.м

1. Постановка-проблема.(сознание)

2. Интуитивное мышление(бессознательное)

3. Проверка интуитивного решения(переход бессознательного в сознательное)

4. Оформления решения задачи.

Автор взял в качестве исходного факта неоднородность предметного действия: в результате успешного (целенаправленного) действия получаем результат, соотв. предварительно поставленной цели (прямой продукт действия), и результат, который не был предусмотрен в сознательной цели (т.е. являлся побочным продуктом). Проблема осознанного и неосознанного конкретизировалась у Пономарева в проблему взаимоотношения этих продуктов. Побочный продукт действия также отражается субъектом, но он не представлен в форме сознания. Он складывается под влиянием тех конкретных свойств вещей и явлений, которые включаются в действие, но несущественны сточки зрения его цели.

Опыт: даны 4 точки и нужно провести через них 3 прямые линии, не отрывая карандаша от бумаги, так, чтобы он возвратился в исходную точку. Перед этим давалась наводящая задача, которая оставалась на уровне побочного продукта и не всегда помогала решению второй задачи. Перевод побочного продукта в прямой (т.н. переориентировка) возможен в случае когда подсказка предваряет основную задачу, да и то не всегда.

Факторы, способствующие переводу: простота стимульной и выставляющей задачи; малая автоматизированность способа действия, которым выполняется подсказка; обобщенность способа, в котором преобразуется побочный продукт. В этих исследованиях уточняется представление о мышлении как ориентировки, с которой связано выделение собственно психологического аспекта исследования. Ориентировка здесь дифференцируется на опирающуюся на отражение прямого продукта действия и побочного. В первом случае человек уверен в успехе решения и способен дать правильный отчет в своих действиях, а во втором нет.      

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.14.63 (0.005 с.)