Формы собственности: государственная и муниципальная собственность: характеристика, преимущества и недостатки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы собственности: государственная и муниципальная собственность: характеристика, преимущества и недостатки.



 

           Государственная собственность – это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и ее субъектам (собственность субъектов РФ).

           Создается и развивается за счет средств федерального и регионального бюджетов. Используется для решения стратегических задач и удовлетворения потребностей общества в целом.

 

 

 


           Преимущества государственной собственности:

§ возможность производства общественных благ (поддержание обороноспособности страны, содержание правоохранительных органов, дорожной сети и др.)

§ наличие государственной собственности позволяет обеспечить в стране единое экономическое пространство, функционирование экономики как единого народнохозяйственного комплекса

§ необходимость государственной собственности в экономике может быть продиктована не столько стремлением получить прибыль, сколько необходимостью решения задач по проведению структурной перестройки, санированию отраслей посредством национализации убыточных предприятий

§ обеспечение предприятий страны постоянным финансированием за счет бюджета

§ возможность перемещения средств между отраслями и предприятиями, обеспечивая тем самым их более рациональное использование

§ осуществляется доступ предприятий к последним разработкам НИИ, обеспечивая повышение эффективности производства

           Недостатки государственной собственности:

§ неизбежная ограниченность средств, направляемых государством на создание экономических благ,

§ бюрократический стиль управления,

§ незаинтересованность в использовании новых достижений науки и техники,

§ отсутствие стимулов к рациональному использованию ресурсов, росту качества продукции.

               

           Муниципальная собственность – имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским муниципальным образованиям. Создается и развивается за счет местных (или муниципальных) бюджетов. Используется для решения социальных проблем местного сообщества.

           Преимущества муниципальной собственности:

§ многие вопросы относительно владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью могут решаться не только представительными органами, но и населением непосредственно в соответствии с его волей и в его интересах.

           Недостатки муниципальной собственности:

§ управленческие процедуры при реализации прав собственности на местном уровне являются сложными. Это требует очень четкого разделения компетенции и ответственности органон власти и управления различного уровня, которые принимают решения, затрагивающие отношения собственности. Однако такой четкости и действующем законодательстве не достигнуто, нормативные акты нередко сформулированы без должной конкретизации, что затрудняет управление собственностью на региональном уровне

               

           Государственная и муниципальная собственность передается для использования унитарным предприятиям на основе механизмов хозяйственного ведения или оперативного управления.

 

 

Спрос и предложение: сущность, факторы и их характеристика. Объем спроса, объем предложения. Закон спроса и закон предложения. Исключения из закона спроса. Рыночное равновесие: сущность и роль в экономической системе. Равновесная цена и равновесный объем. «Сдвиги» точки рыночного равновесия и их причины.

 

           Спрос – желание и способность субъектов приобрести определенное количество товаров и услуг.

           Объем спроса – максимальное количество товаров и услуг, которое желает и способен приобрести покупатель в определенное время и по определенной цене.

           Виды спроса:

1) индивидуальный спрос – количество товара, которое способен приобрести один покупатель по данной цене

2) рыночный спрос – количество товара, которое согласны приобрести все покупатели в единицу времени по данной цене

3) совокупный спрос – реальный объем общественного производства, который домашние хозяйства, предприятия и государство готовы приобрести при каждом возможном уровне цен.

           Факторы, определяющие величину объема спроса:

1) Ценовые факторы:

§ цена товара

§ доход потребителя

2) Неценовые факторы:

§ изменение потребительских предпочтений

§ число покупателей

§ изменение цен на товары заменяющие и дополняющие (субституты и комплименты соответственно)

§ изменения в денежных доходах потребителей

§ изменения структуры населения

           Закон спроса: При прочих равных условиях увеличение цены будет вести к снижению спроса и наоборот

 

           Исключения из закона спроса (закон не будет действовать в следующих случаях):

1) при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен

2) при покупке редких и дорогостоящих товаров, являющихся предметами роскоши

3) при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары

 

Парадокс Гиффена: увеличение цены на товар вызывает рост спроса на него

Эффект Веблена: снижение цен на отдельные товары будет уменьшать их привлекательность для потребителей, а значит и уменьшать спрос на них

* * *

           Предложение – способность и желание предпринимателя предлагать определенное количество товаров.

           Объем предложения – максимальное количество товара, которое согласен предложить продавец на рынке в определенное время и по определенной цене.

           Виды предложения:

1) индивидуальное предложение – объем товаров, выставленных на продажу одним товаропроизводителем

2) рыночное предложение – объем товаров, предлагаемых всеми товаропроизводителями по определенной цене в единицу времени

3) совокупное предложение – весь объем товаров и услуг, предложенных всеми участниками национальной экономики.

           Факторы, определяющие величину объема предложения:

1) Ценовые факторы:

§ цена товара

§ издержки производства

      2) Неценовые факторы:

§ изменение издержек предприятия в результате технических нововведений и изменения источника ресурсов

§ выход на рынок новых фирм

§ изменение цен на товары заменяющие и дополняющие

§ технологические возможности производства

§ уровень налогов и дотаций

§ перспективы развития отрасли

§ природные катастрофы, политические изменения, военные действия и др.

               

           Закон предложения: При прочих равных условиях увеличение цены ведет к увеличению объема предложения и наоборот.

* * *

           Рыночное равновесие – ситуация на рынке, при которой объем спроса уравновешивается объемом предложения и формируется равновесная (рыночная) цена.

           Равновесие на рынке зачастую существует в краткосрочном периоде или единовременно, в основном рынок сталкивается с ситуациями перепроизводства или дефицита.

           Перепроизводство (излишек, профицит) – ситуация на рынке, при которой объем предложения превышает объем спроса. Дефицит – состояние на рынке, когда объем спроса превышает объем предложения.

           Равновесная цена — цена, при которой объём спроса на рынке равен объёму предложения. На графике спроса и предложения она определяется в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения.

           Равновесный объём — объём спроса и предложения товара при равновесной цене.

           Равновесная цена находится в точке пересечения кривых предложения и спроса. Она представляет собой оптимальную цену. То есть, если на рынке цена упадет ниже равновесной, это будет свидетельствовать о дефиците товара, а если поднимется выше равновесной – произойдет затоваривание нереализуемой продукцией. В обоих случаях начинает работать рыночный механизм, оказывающий давление на цены с нижней и верхней стороны для достижения равновесной цены.

           Рыночное равновесие будет сохраняться, пока стабильными остаются неценовые факторы, влияющие на сдвиги графиков спроса и предложения. В нормальной экономике колебания равновесия носят временный характер. В результате колебания цен в итоге должна быть установлена новая равновесная цена. Это главный принцип функционирования рынка.

           Изменение спроса означает изменение функции спроса, при котором всем возможным значениям цены блага уже соответствуют другие значения объема спроса.

           Увеличение спроса означает, что при всех значениях цены блага покупатели согласны купить большее количество блага, чем ранее, а это выражается в смещении кривой спроса вправо (рис. А). Уменьшение спроса означает, что при всех возможных значениях цены блага потребители пожелают приобрести меньшее количество блага, а это равносильно сдвигу кривой спроса влево (рис. Б)

           Причины изменения спроса:

           На рынке потребительских благ население приобретает блага для непосредственного потребления и получения определенного удовлетворения (полезности). Поэтому спрос может измениться при изменении желаний или возможностей потребителей.

1) Изменение вкусов потребителей. Изменение готовности потребителей покупать различные блага может произойти в результате изменения их вкусов (предпочтений)

2) Изменение дохода потребителей. При прочих равных условиях это приводит к увеличению покупательных возможностей потребителей и, следовательно, тоже может привести к сдвигу кривой спроса. Но направление сдвига может быть различным. Спрос на те блага, которые люди потребляют в недостаточном, по их мнению, количестве, при увеличении доходов будет расти. Однако при росте дохода спрос на благо может также и уменьшаться. Это происходит в том случае, если потребитель переключается на другое благо, которое может заменить это благо, удовлетворяя ту же потребность (как правило, это более качественные и дорогие продукты).

3) Изменение численности потребителей также может повлиять на рыночный спрос на любое благо.

 

           Изменение предложения означает изменение функции предложения, при котором всем возможным значениям цены блага будет соответствовать другое значение объема предложения.

           Увеличение предложения означает, что при всех значениях цены блага производители согласны поставить на рынок большее количество блага, чем ранее, а это означает, что кривая предложения смещается вправо (рис. А). Уменьшение предложения означает, что при всех возможных значениях цены блага производители захотят произвести и доставить на рынок меньшее количество блага, а это равносильно сдвигу кривой предложения влево (рис. Б).

           Причины изменения предложения:

           Положение кривой предложения зависит от множества факторов. К ним относятся все факторы, определяющие технологию производства, цены ресурсов, а также численность производителей.

1) Изменение качества используемых ресурсов приводит к изменению затрат на производство и (как следствие) готовности производителей предлагать к продаже блага.

2) Изменение цен используемых ресурсов тоже может привести к сдвигу кривой предложения. Увеличение цен ресурсов обычно приводит к уменьшению предложения, и наоборот.

3) Изменение количества производителей некоторого блага тоже приведет к сдвигу кривой предложения этого блага.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 820; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.136 (0.018 с.)