Эластичность спроса По цене, По доходу и перекрестная Эластичность. Факторы эластичности спроса и их характеристика. Эластичность предложения По цене, ее факторы и характеристика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эластичность спроса По цене, По доходу и перекрестная Эластичность. Факторы эластичности спроса и их характеристика. Эластичность предложения По цене, ее факторы и характеристика.



 

           Эластичность спроса - степень чувствительности спроса к изменению цены товара. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса. Он определяется как отношение изменения объема спроса (количества приобретаемого товара) к изменению его цены. Выражается в процентах, обозначается буквой Е.

EDP = (ΔQ/Qd) / (ΔP/P)

           где ΔQ/Qd - относительное изменение спроса;

           ΔP/P- относительное изменение цены.

               

           Эластичность спроса характеризует степень зависимости объема покупаемого товара от колебания рыночных цен. Когда снижение цены вызывает такое увеличение покупок товара, что общая выручка возрастает, то говорят об эластичном спросе (эластичность больше единицы). Когда же снижение цены компенсируется объемом продаж, так, что общая выручка остается неизменной, говорят о единичной эластичности (эластичность равна единице).

           Наконец, когда снижение цены товара вызывает незначительный рост спроса, а общая выручка уменьшается, следует говорить о неэластичном спросе (эластичность меньше единицы).

           Эластичность спроса зависит от многих факторов:

1) наличие товаров-заменителей. Одним из самых неэластичных товаров является соль, т. к. ее нельзя ничем заменить;

2) удельный вес стоимости товара в бюджете потребителя;

3) размеры дохода покупателей. При этом цена может не меняться, изменяется платежеспособность. Чем дороже товар, тем эластичнее спрос на него;

4) качество товара. Чем выше качество, чем менее эластичен спрос;

5) степень необходимости товара. На продукты питания спрос менее эластичен, а на предметы роскоши - более эластичен;

6) размеры запасов товара;

7) потребительские ожидания.

 

           Эластичность спроса по цене: показывает, на сколько процентов изменится спрос, если цена изменится на 1%. Коэффициент эластичности рассматривается по модулю, т.е. его абсолютное значение | EDP |.

           Виды спроса по эластичности.

1. EDP = 0. Совершенно неэластичный спрос - товары первой необходимости (соль, спички);

2. EDP < 1. Неэластичный спрос - при изменении цены на 1% спрос изменяется менее, чем на 1%. Падение цены приведет к снижению выручки;

3. EDP = 1. Единичная эластичность. Выручка максимальная. При изменении цены на 1% спрос изменяется тоже на 1%. Максимальная выручка;

4. EDP > 1. Эластичный спрос. При изменении цены на 1% спрос изменяется более, чем на 1%. Падение цены приведет к росту выручки;

5. EDP = ∞. Совершенно эластичный спрос - товары роскоши;

           Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %. Она зависит от следующих факторов:

§ Значимость товара для бюджета семьи.

§ Является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости.

§ Консерватизм во вкусах.

           Измерив эластичность спроса по доходу, можно определить, относится ли данный товар к категории нормальных или малоценных. Основная масса потребляемых товаров относится к категории нормальных. С ростом доходов мы больше покупаем одежду, обувь, высококачественные продукты питания, товары длительного пользования. Есть товары, спрос на которые обратно пропорционален доходам потребителей. К ним относятся: вся продукция секонд-хенд и некоторые виды продовольствия (дешевая колбаса, приправа). Математически эластичность спроса по доходу может быть выражена следующим образом:

где верхний индекс D означает, что это эластичность спроса, а нижний индекс I говорит о том, что это эластичность спроса по доходу. То есть эластичность спроса по доходу показывает степень изменения спроса в ответ на изменение доходов потребителей. В зависимости от свойств благ эластичность спроса на эти блага по доходу может быть различной.

 

           Перекрестная эластичность спроса характеризует относительное изменение объема спроса на один товар при изменении цены другого. Применяется для взаимозаменяемых товаров (т.е. товаров-субститутов, например, говяжье мясо и мясо птицы, чай и кофе и т.д.) и взаимодополняемых товаров (т.е. товаров-комплементов, например, бензин и автомобиль, обувь и крем для обуви и т.д.). Коэффициентом перекрестной эластичности спроса по цене называют отношение относительного изменения спроса на i-тый товар к относительному изменению цены j-того товара.

           где Qi — количество i-го товара;

             Pj — цена j-го товара;

           При изменении цены на товар-субститут коэффициент перекрестной эластичности окажется болеше нуля (например, рост цен на говяжье мясо вызовет рост спроса на мясо птица).

           При изменении цены товара-комплимента коэффициент перекрестной эластичности окажется меньше нуля (например, рост цены на бензин ведет к уменьшению спроса на автомобили).

 

           Эластичность предложения по цене – чувствительность объемов предложения к изменениям уровня цен на товары; степень изменения объема предложения товаров в зависимости от изменения цены.

где S – изменение величины предложения, Р – изменение рыночной цены на товар.

 

           Факторы, влияющие на ценовую эластичность предложения:

§ мобильность экономических ресурсов: чем быстрее производитель может организовать дополнительные поставки товара на рынок, тем эластичнее его предложение

§ время, т.к. эластичность по цене возрастает на длительных интервалах времени

§ структура издержек на различных предприятиях

§ степень загрузки производственных мощностей

§ наличие свободной рабочей силы

§ быстрота перелива капитала из одной отрасли в другую

           Данный показатель применяется при определении налоговой политики государства. С помощью ценовой эластичности предложения можно определить, какую часть налога от продажи реально выплачивает предприниматель (из своей прибыли), а какую – потребитель (соглашаясь на более высокую цену товара). Если предложение эластично, то большая часть налога падает на потребителей, а если неэластично – на производителей.

               

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.01 с.)