Типы экономических систем: традиционная экономика, административно-командная экономика, рыночная экономика и смешанная экономика: характеристика, преимущества и недостатки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы экономических систем: традиционная экономика, административно-командная экономика, рыночная экономика и смешанная экономика: характеристика, преимущества и недостатки.



Потребности, ресурсы и выбор как базовые экономические понятия. Кривая производственных возможностей как экономическая модель.

 

           Потребности – это недостаток в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития человека, предприятия и общества.

           Классификация:

§ По субъектам (носителям потребностей): индивидуальные и коллективные потребности;

§ По объектам (предметам, на которые они направлены): материальные и духовные;

§ По степени удовлетворения потребностей: конечные и промежуточные;

§ По происхождению: первичные и вторичные;

§ По Маслоу: физиологические, потребности в безопасности и защищенности; социальные; в уважении; потребности в самовыражении.

               

           Экономические ресурсы – потенциальные возможности, которыми располагает общество на данном этапе своего развития.

           Виды ресурсов:

§ Природные – благо, находящееся на поверхности Земли, в её недрах, а также воздушное пространство (окружение человека);

§ Трудовые – население в трудоспособном возрасте, Экономически активное население (те, кто работают на предприятие) и экономически пассивное население (те, кто работает на государство);

§ Материальные – средства производства, которые используются в создании товаров и услуг и созданы при помощи человеческого труда;

§ Финансовые – денежные средства, обеспечивающие производство и реализацию товаров и услуг;

§ Информационные – знания и технологии, имеющие деловой, специальный или массовый характер.

               

           Экономический выбор – действия, связанные с рациональным поведением потребителя, направленные на определение оптимального сочетания товаров и услуг. Для его осуществления необходимо учитывать следующие условия:

§ Наиболее эффективное использование ресурсов;

§ Получение наибольшего объема производства;

§ Использование неизменной технологии;

§ Постоянное количество ресурсов;

§ Выбор между двумя продуктами.

 

           Граница производственных возможностей – это линия, показывающая сочетание двух товаров при выполнении условий экономического выбора.

Рис. Кривая производственных возможностей

               

           В данном случае точки А, Б, В, Г, Д – это точки, принадлежащие кривой производственных возможностей. Точка Е (внутри графика) показывает неэффективное (неполное или нерациональное) использование ресурсов. Точка Ж (выше графика) показывает недостижимость при данном количестве ресурсов, недостижимый на данный момент объем производства. Попасть в эту точку можно, если увеличить количество используемых ресурсов или улучшить технологию производства (например, сменить ручной труд на машинный). При движении по кривой возможен только один, лучший вариант движения, который дает максимальный результат при минимальных затратах.

           Кривая производственных возможностей показывает совокупность всех точек или решений, в пределах которых следует выбирать оптимальный вариант. Все остальные точки представляют собой упущенные возможности или альтернативные затраты.

           Вмененные издержки (альтернативная стоимость) – это то количество товаров или услуг, от которых отказываются в пользу других товаров или услуг (ограниченность ресурсов).

 

           Закон замещения: при полном использовании ресурсов и неизменной технологии увеличение производства одного продукта приводит к сокращению другого.

           Закон возрастания вмененных издержек: по мере увеличения объемов производства вмененные издержки каждой дополнительной единицы возрастают.

           Закон убывающей отдачи: непрерывное увеличсение использования одного ресурса в сочетании с неизменным количеством других ресурсов сначала приведет к прекращению роста отдачи от него, а потом и к сокращению его производительности.

 

 

Спрос и предложение: сущность, факторы и их характеристика. Объем спроса, объем предложения. Закон спроса и закон предложения. Исключения из закона спроса. Рыночное равновесие: сущность и роль в экономической системе. Равновесная цена и равновесный объем. «Сдвиги» точки рыночного равновесия и их причины.

 

           Спрос – желание и способность субъектов приобрести определенное количество товаров и услуг.

           Объем спроса – максимальное количество товаров и услуг, которое желает и способен приобрести покупатель в определенное время и по определенной цене.

           Виды спроса:

1) индивидуальный спрос – количество товара, которое способен приобрести один покупатель по данной цене

2) рыночный спрос – количество товара, которое согласны приобрести все покупатели в единицу времени по данной цене

3) совокупный спрос – реальный объем общественного производства, который домашние хозяйства, предприятия и государство готовы приобрести при каждом возможном уровне цен.

           Факторы, определяющие величину объема спроса:

1) Ценовые факторы:

§ цена товара

§ доход потребителя

2) Неценовые факторы:

§ изменение потребительских предпочтений

§ число покупателей

§ изменение цен на товары заменяющие и дополняющие (субституты и комплименты соответственно)

§ изменения в денежных доходах потребителей

§ изменения структуры населения

           Закон спроса: При прочих равных условиях увеличение цены будет вести к снижению спроса и наоборот

 

           Исключения из закона спроса (закон не будет действовать в следующих случаях):

1) при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен

2) при покупке редких и дорогостоящих товаров, являющихся предметами роскоши

3) при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары

 

Парадокс Гиффена: увеличение цены на товар вызывает рост спроса на него

Эффект Веблена: снижение цен на отдельные товары будет уменьшать их привлекательность для потребителей, а значит и уменьшать спрос на них

* * *

           Предложение – способность и желание предпринимателя предлагать определенное количество товаров.

           Объем предложения – максимальное количество товара, которое согласен предложить продавец на рынке в определенное время и по определенной цене.

           Виды предложения:

1) индивидуальное предложение – объем товаров, выставленных на продажу одним товаропроизводителем

2) рыночное предложение – объем товаров, предлагаемых всеми товаропроизводителями по определенной цене в единицу времени

3) совокупное предложение – весь объем товаров и услуг, предложенных всеми участниками национальной экономики.

           Факторы, определяющие величину объема предложения:

1) Ценовые факторы:

§ цена товара

§ издержки производства

      2) Неценовые факторы:

§ изменение издержек предприятия в результате технических нововведений и изменения источника ресурсов

§ выход на рынок новых фирм

§ изменение цен на товары заменяющие и дополняющие

§ технологические возможности производства

§ уровень налогов и дотаций

§ перспективы развития отрасли

§ природные катастрофы, политические изменения, военные действия и др.

               

           Закон предложения: При прочих равных условиях увеличение цены ведет к увеличению объема предложения и наоборот.

* * *

           Рыночное равновесие – ситуация на рынке, при которой объем спроса уравновешивается объемом предложения и формируется равновесная (рыночная) цена.

           Равновесие на рынке зачастую существует в краткосрочном периоде или единовременно, в основном рынок сталкивается с ситуациями перепроизводства или дефицита.

           Перепроизводство (излишек, профицит) – ситуация на рынке, при которой объем предложения превышает объем спроса. Дефицит – состояние на рынке, когда объем спроса превышает объем предложения.

           Равновесная цена — цена, при которой объём спроса на рынке равен объёму предложения. На графике спроса и предложения она определяется в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения.

           Равновесный объём — объём спроса и предложения товара при равновесной цене.

           Равновесная цена находится в точке пересечения кривых предложения и спроса. Она представляет собой оптимальную цену. То есть, если на рынке цена упадет ниже равновесной, это будет свидетельствовать о дефиците товара, а если поднимется выше равновесной – произойдет затоваривание нереализуемой продукцией. В обоих случаях начинает работать рыночный механизм, оказывающий давление на цены с нижней и верхней стороны для достижения равновесной цены.

           Рыночное равновесие будет сохраняться, пока стабильными остаются неценовые факторы, влияющие на сдвиги графиков спроса и предложения. В нормальной экономике колебания равновесия носят временный характер. В результате колебания цен в итоге должна быть установлена новая равновесная цена. Это главный принцип функционирования рынка.

           Изменение спроса означает изменение функции спроса, при котором всем возможным значениям цены блага уже соответствуют другие значения объема спроса.

           Увеличение спроса означает, что при всех значениях цены блага покупатели согласны купить большее количество блага, чем ранее, а это выражается в смещении кривой спроса вправо (рис. А). Уменьшение спроса означает, что при всех возможных значениях цены блага потребители пожелают приобрести меньшее количество блага, а это равносильно сдвигу кривой спроса влево (рис. Б)

           Причины изменения спроса:

           На рынке потребительских благ население приобретает блага для непосредственного потребления и получения определенного удовлетворения (полезности). Поэтому спрос может измениться при изменении желаний или возможностей потребителей.

1) Изменение вкусов потребителей. Изменение готовности потребителей покупать различные блага может произойти в результате изменения их вкусов (предпочтений)

2) Изменение дохода потребителей. При прочих равных условиях это приводит к увеличению покупательных возможностей потребителей и, следовательно, тоже может привести к сдвигу кривой спроса. Но направление сдвига может быть различным. Спрос на те блага, которые люди потребляют в недостаточном, по их мнению, количестве, при увеличении доходов будет расти. Однако при росте дохода спрос на благо может также и уменьшаться. Это происходит в том случае, если потребитель переключается на другое благо, которое может заменить это благо, удовлетворяя ту же потребность (как правило, это более качественные и дорогие продукты).

3) Изменение численности потребителей также может повлиять на рыночный спрос на любое благо.

 

           Изменение предложения означает изменение функции предложения, при котором всем возможным значениям цены блага будет соответствовать другое значение объема предложения.

           Увеличение предложения означает, что при всех значениях цены блага производители согласны поставить на рынок большее количество блага, чем ранее, а это означает, что кривая предложения смещается вправо (рис. А). Уменьшение предложения означает, что при всех возможных значениях цены блага производители захотят произвести и доставить на рынок меньшее количество блага, а это равносильно сдвигу кривой предложения влево (рис. Б).

           Причины изменения предложения:

           Положение кривой предложения зависит от множества факторов. К ним относятся все факторы, определяющие технологию производства, цены ресурсов, а также численность производителей.

1) Изменение качества используемых ресурсов приводит к изменению затрат на производство и (как следствие) готовности производителей предлагать к продаже блага.

2) Изменение цен используемых ресурсов тоже может привести к сдвигу кривой предложения. Увеличение цен ресурсов обычно приводит к уменьшению предложения, и наоборот.

3) Изменение количества производителей некоторого блага тоже приведет к сдвигу кривой предложения этого блага.

 

 

Антимонопольное регулирование экономики: сущность, цели и методы. Антимонопольная политика в РФ. Функции Федеральной антимонопольной службы РФ.

 

           Антимонопольная политика - система государственных мер правового, экономического, финансового, налогового, психологического характера, препятствующая проявлениям антиконкурентного поведения и способствующая эффективному функционированию рыночной экономики. Антимонопольная политика — это основные направления деятельности государства по формированию конкурентных рыночных структур. Она направлена на содействие развитию товарных рынков и конкуренции, на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, на защиту прав потребителей.

           Цель антимонопольного законодательства – регулирование структуры отрасли через запрещение предполагаемых слияний крупных фирм, если оно ведет к существенному ослаблению конкуренции или установлению монополии.

           Методы антимонопольного регулирования:

§ Прямой метод регулирования - включает меры, устраняющие или предупреждающие монопольное положение отдельных субъектов на рынке.

§ Косвенный метод регулирования, к которому относятся преимущественно финансово-кредитные методы предупреждения и преодоления монополистических явлений в экономике.

           Высокий уровень монополизации и его резко отрицательное влияние на экономику делает необходимым проведение в нашей стране антимонопольной политики.

           Весной 1994 г. правительство утвердило совершенно новую модель антимонопольной политики, предложенную в «Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации». Отныне в России доминирующие на рынке фирмы могут быть отнесены к одной из трех категорий:

§ естественные монополии;

§ разрешенные монополии;

§ временные монополии.

               

К основным направлениям регулирования антимонопольной политики Российской Федерации относятся:

§ конкурентная политика;

§ контроль над деятельностью естественных монополий;

§ контроль над размещением госзаказа;

§ контроль над рекламной деятельностью;

 

В ходе реализации антимонопольных мер преследуются следующие основные цели:

1) Обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации.

2) Обеспечение «прозрачности» процессов, связанных с созданием, слиянием и присоединением коммерческих организаций, приобретением крупных пакетов акций, основных производственных средств и нематериальных активов, а также прав, которые дают возможность определять условия деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке.

3) Снижение барьеров входа на товарные рынки.

4) Создание эффективных правовых механизмов, которые обеспечивают соблюдение запрета на занятие предпринимательской деятельностью представителями органов власти, в том числе через использование государственных и муниципальных унитарных предприятий как инструментов совмещения органами власти хозяйственных и властных полномочий.

5) Активизация работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках.

 

           В России осуществление государственной политики по антимонопольному регулированию также возложено на органы центральной исполнительной власти. Это Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС РФ). Основными функциями ФАС являются:

§ контроль над соблюдением антимонопольного законодательства.

§ надзор и контрольнад соблюдением законодательства о естественных монополиях;

§ надзор и контроль над соблюдением законодательства о рекламе;

§ контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (кроме оборонных заказов и там, где присутствует государственная тайна);

§ контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации о размещении заказов;

§ контроль над осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

 

 

Типы экономических систем: традиционная экономика, административно-командная экономика, рыночная экономика и смешанная экономика: характеристика, преимущества и недостатки.

 

           Традиционная экономика – тип экон. системы, в которой основные экономические решения принимаются на основе традиций общества. Характеристики:

§ основа экономики: частная собственность граждан

§ личный труд владельцев средств производства

§ использование примитивных технологий

§ высокая доля ручного труда

§ общинный способ ведения хозяйства

§ натуральный обмен товарами

§ слабое развитие единой денежной системы

Преимущества:

• стабильность;

• предсказуемость;

• добротность и большое количество благ.

Недостатки:

• беззащитность перед внешними воздействиями;

• неспособность к самосовершенствованию, к прогрессу.

 

 

           Административно-командная экономика – тип экономической системы, в которой основные экономические решения принимаются государством. Характеристики:

§ основа экономики: государственная собственность

§ жесткая централизация в распределении экономических ресурсов

§ централизация в получении результатов хозяйственной деятельности – получении прибыли

§ существенные ограничения или полный запрет предпринимательской деятельности

§ обеспечение достижения передовых позиций на международном уровне

§ обеспечение экономической и социальной стабильности

Преимущества:

• посредством концентрации обеспечивает достижение самых передовых позиций (прим. СССР)

• обеспечивает экономическую и социальную стабильность (каждому гарантированы работа, з/плата, бесплатные образование и здравоохранение, уверенность в будущем)

• жизнеспособность в критические периоды человечества (война)

Недостатки:

• исключение частной собственности на экономические ресурсы

• узкие рамки для свободной хозяйственной инициативы, исключено свободное предпринимательство

• полный гос. контроль производства и распределения продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями

 

 

           Рыночная экономика - тип экономической системы, основанный на свободе выбора форм и видов деятельности (капитализм). Характеристики:

§ основа экономики: частная собственность граждан

§ многообразие форм хозяйствования

§ рыночный механизм ценообразования – под влиянием спроса и предложения

§ наличие различных форм конкуренции

§ саморегулирование экономики

§ минимальное (косвенное) вмешательство государства

§ договорные отношения между хозяйствующими субъектами

Преимущества:

• стимулирует высокую эффективность производства

• справедливо распределяет доходы по результатам труда

• не требует большого аппарата управления

• способствует более эффективному использованию ресурсов

• обеспечивает свободу выбора действий производителя и потребителя

Недостатки:

• усиливает социальное неравенство в обществе

• вызывает нестабильность в экономике

• безразлична ущербу, который бизнес может наносить человеку и природе

• отрицательно отражается на защите окружающей среды

• не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен

 

 

           Смешанная экономика – тип экономической системы, предусматривающий объединение преимуществ 3-х других систем и имеющий социальную направленность. Характеристики:

§ многообразие форм собственности

§ высокий уровень пенсий и пособий

§ высокий уровень налоговых платежей

§ большой объем государственных финансов направляется на финансирование науки, образования и медицины

§ многообразие форм предпринимательства

§ государственная поддержка частного предпринимательства

Преимущества:

• государство, производители и потребители играют важную роль в решении вопроса: "что, как, в каком количестве и для кого производить". Это позволяет сочетать экономическую эффективность с удовлетворением потребностей населения, что уменьшает социальное напряжение внутри государства.

• все более-менее сбалансировано, отсутствует губительная для развития рынка монополия (кроме стратегически важных и социальных товаров) а также не допускается дефицит, который расшатывает государство изнутри

Недостатки:

• она не может изжить полностью безработицу, инфляцию, социальное неравенство.

• излишний перекос в сторону плановой экономики может приводить к пробуксовке экономических реформ, застою в обновлении производственны фондов, снижению качества товаров.

• излишний уклон в традиционную экономику также может быть губительным для всей системы, так как он часто не учитывает современные потребности рынка и тормозит процессы глобализации, мешая производителям выходить на новые рынки сбыта.

 

 

2. Модели экономических систем: американская, шведская, японская, российская модель переходного периода (90-е гг. ХХ века): характеристика, преимущества и недостатки.

 

           Американская модель – построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным слоям населения создается приемлемый уровень жизни за счет различных льгот и пособий. Задачи социального равенства здесь вообще не ставятся. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. В целом для американской модели характерно государственное регулирование, направленное на поддержание стабильной конъюнктуры и экономического равновесия.

 

           Шведская модель – отличается сильной социальной политикой, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов в 2000-х гг. составила свыше 50% ВВП, причем более половины этих ассигнований направляется на социальные нужды. Естественно, это возможно только в условиях высокого налогообложения, особенно физ. лиц.

           Такая модель получила название «функциональная социализация», означающая, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функции обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, медицинское обслуживание, социальное страхование) и развития инфраструктуры (транспорт, связь) — на государство.

 

           Японская модель – характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные жертвы ради процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики, особенно на ее начальной стадии.

           Японская модель экономики отличается развитым планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит рекомендательный (индикативный) характер. Планы представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Для японской экономики характерно сохранение национальных традиций при заимствовании у других стран всего того, что нужно для развития страны. Это позволяет создавать такие системы управления и организации производства, которые в условиях Японии дают большой эффект. Заимствование японского опыта другими странами не всегда дает ожидаемый результат (например, кружки качества), поскольку в этих странах нет японских традиций.

               

           Российская модель экономики переходного периода – характеризуется переходом от административно-командной к рыночной экономике; наличие государственный и частных форм собственности, высокая доля теневого бизнеса; неразвитость правовой системы; неконкурентоспособность товаров и услуг; искаженная структура национальной экономики; формирование предпринимательской среды.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.107.241 (0.099 с.)